textarchive.ru

Главная > Методические указания


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Государственные и муниципальные финансы

Методические указания по выполнению контрольных работ

для самостоятельной работы студентов III курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование)

Финансово-кредитный факультет

Кафедра финансов, бюджета и страхования

Москва 2009

ББК 65.261

Методические указания разработали:

доктор экономических наук, профессор Г.Б. Поляк, кандидат экономических наук, доцент В.Н. Ермолаев

Учебно-методическое издание одобрено на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

Государственные и муниципальные финансы. Методические указания по выполнению контрольных работ для самостоятельной работы студентов III курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование) . — М: ВЗФЭИ, 2009.

ББК 65.261

© Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2009

Методические указания

1. Общие положения

Контрольная работа, являясь завершающим этапом изучения курса «Го­сударственные и муниципальные финансы», должна показать готов­ность студентов квалифицированно решать теоретические и практи­ческие задачи, делать аргументированные выводы и обоснованные предложения по рассматриваемым финансовым проблемам.

Целью контрольной работы является самостоятельное исследование ком­плекса взаимосвязанных вопросов, касающихся конкретной финансо­вой ситуации, на основе полученных в процессе обучения теоретичес­ких и практических знаний.

2. Оформление работы и порядок собеседования

Работа может быть выполнена от руки или с использованием программных продуктов. Рукописный вариант должен быть выполнен разборчиво, грамотно и аккуратно. Печатный вариант должен быть выполнен шрифтом размера 14 через 1 – 1,5 интервала, с левым полем 3 см и правым – 1,5 см.

Ответы на тесты также распечатываются на бумажном носителе, но без повторения вопросов. Можно распечатать только один правильный ответ, рекомендуется кратко аргументировать причины выбора именно такого ответа.

На титульном листе указывается тема, вариант теоретического задания, фамилия, имя и отчество исполнителя, его курс, группа и номер личного дела, а также фамилия, имя и отчество преподавателя-рецензента. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы, оформленный в соответствии с принятыми стандартами. Страницы работы следует пронумеровать и оставить поля для возможных замечаний и рекомендаций. Работа подписывается студентом и указывается дата ее выполнения.

Студент должен пройти собеседования по проверенной работе. Преподаватель имеет право не допустить работу к собеседованию, если она не соответствует предъявляемым требованиям, выполнена несамостоятельно и содержит цитаты без указания источников. В этом случае студент должен подготовить другую контрольную работу по предложенному рецензентом варианту.

3. Выбор номера темы контрольной работы

Начальная буква фамилии студента

Номер темы

Начальная буква фамилии студента

Номер темы

А

1 или 27

П

1 или 14

Б

2 или 26

Р

2 или 15

В

3 или 25

С

3 или 16

Г

4 или 24

т

4 или 17

Д

5 или 23

У

5 или 18

Е

6 или 22

ф

6 или 19

Ж

7 или 21

X

7 или 20

3

8 или 20

ц

8 или 21

И

9 или 19

ч

9 или 22

К

10 или 18

ш

10 или 23

Л

11 или 17

щ

11 или 24

м

12 или 16

э

12 или 25

н

13 или 15

ю

13 или 26

0

12 или 14

я

14 или 27

4. Темы и содержание контрольной работы

Тема 1. Место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ

Первая глава работы должна быть посвящена теоретическому опи­санию национальной финансово-кредитной системы, ее элементов и структуры. Необходимо обратить внимание на факторы, под влиянием которых меняются взаимосвязи между такими элементами финансо­вой системы, как государственные (общественные) и муниципальные финансы.

Во второй главе должна быть рассмотрена динамика статистичес­ких показателей, описывающих состояние финансово-кредитной сис­темы в целом, а также ее элементов: государственных и муниципаль­ных финансов в отдельности. Их анализ должен быть наце­лен на обоснование тех проблем, которые были поставлены в первой главе. Данные (с периодом в 3—4 года) должны быть репрезентатив­ны и доведены до года написания курсовой работы. В итоге обосновывается приоритет­ность двух—трех современных проблем, решение которых должно быть обозначено в последней части или отдельной третьей главе работы с обоснованием выбора наиболее эффективных для этого инструментов.

Заключение должно быть сформулировано в строгом соответствии с содержанием представленной работы и содержать не просто общие выводы, а их конкретное изложение, самостоятельно описанное, соот­ветствующее логике изложение материала всей работы, с раскрытием их сути (по каждой главе).

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы структуры фи­нансово-кредитной системы, взаимосвязей ее элементов — государ­ственных и муниципальных финансов; аналитические данные (табли­цы, схемы, графики), описывающие динамику показателей развития финансово-кредитной системы и изменения роли в ней государствен­ных и муниципальных финансов, а также расчеты сравнительной эф­фективности организации финансово-кредитной системы в разных странах.

Тема 2. Социально-экономическое содержание бюджета

В теоретической части следует описать социально-экономическое содержание понятия «бюджет» как систему императивных денежных отношений, финансовый план, централизованный денежный фонд, а также проанализировать функции бюджета как экономической категории.

Кроме того, в работе следует проиллюстрировать важную экономи­ческую, социальную и политическую роль бюджета в национальной хозяйственной системе на уровне государства, субъектов РФ и муни­ципалитетов, отразить особенности его формирования и закономерно­сти развития на примере Российской Федерации.

В аналитической части целесообразно рассмотреть особенности бюджета, изменение его роли в макроэкономической системе страны. При этом следует сочетать описательный аспект его эво­люции с анализом воздействия бюджетных параметров на показатели социально-экономического развития национального хозяйства. Необ­ходимо выделить одну—две проблемы бюджета, которые тормозят со­циально-экономическое развитие страны, территорий, например недо­статок бюджетных доходов для финансирования расходов бюджета, механизм резервирования доходов для финансирования государствен­ных расходов и т.п. Каждая из проблем должна быть описана с по­мощью динамики макроэкономических и бюджетных показателей (за 3—4 года, включая год написания работы), с использованием статистических приемов и эконометрических методов анализа.

Именно их разрешению должна быть посвящена последняя часть работы, в которой следует обосновать собственные предложения (по возможности основанные на расчетах) или проанализировать адекват­ность официальных предложений (опубликованных в прессе) для быстрого и эффективного решения, обозначенных в аналитичес­кой части проблем.

Заключение должно быть сформулировано в строгом соответствии с содержанием представленной работы. Следует дать логичное изложе­ние конкретных выводов, раскрывая их содержание по работе в целом (по каждой главе).

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы места бюджета в макроэкономике, его влияния на макроэкономические параметры на­циональной хозяйственной системы. Целесообразно было бы исполь­зовать математические зависимости, позволяющие рассчитать и срав­нить эффективность государства на примере его макроэкономической отдачи. Аналитические данные (таблицы, схемы, графики) должны описывать динамику бюджетных параметров в сравнении с показате­лями макроэкономического развития.

Тема 3. Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах

В теоретической части следует раскрыть содержание понятий «бюд­жетное устройство», «бюджетная система», представить их структуры и закономерности формирования и изменения, показать закономерно­сти бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах. Далее целесообразно пред­ставить теоретические трактовки моделей бюджетного федерализма и описать особенности известных моделей бюджетного федерализма.

После теоретической постановки проблемы бюджетного устройства следует логично обосновать необходимость его адекватного правово­го обеспечения.

В аналитической части целесообразно рассмотреть особенности бюджетного устройства в той или иной западной или восточноевро­пейской стране. В этом случае следует сочетать описательный аспект этапов формирования бюджетного устройства в государстве с анали­зом его влияния на показатели социально-экономического развития национального хозяйства. Следует выделить одну—две проблемы бюд­жетного устройства, нерешенность которых тормозит экономическое развитие страны, например отсутствие мотивации у нижестоящих (суб­национальных) органов власти к формированию условий для ускорен­ного развития регионов, расхождение интересов центра и территорий в исполнении бюджетных параметров и т.п. Для этого необходимо по­добрать динамику макроэкономических и финансовых показателей (за 3—4 года, включая год написания работы, для РФ; и 3—4 года, вклю­чая год, предшествующий году написания контрольной работы, для лю­бой другой страны), описывающих эти проблемы, сделать целостный анализ их динамики, взаимообусловленности. На этой основе целесо­образно обосновать выводы и выделить основные проблемы.

Именно их разрешению должна быть посвящена последняя часть работы, в которой следует обосновать собственные предложения (по возможности основанные на расчетах) или проанализировать адекват­ность официальных предложений (только опубликованных в прессе) для быстрого и эффективного решения обозначенных в аналитичес­кой части проблем.

Заключение должно быть сформулировано в строгом соответствии с содержанием представленной работы и содержать не просто общие выводы, а их конкретное самостоятельное изложение, соответствую­щее логике изложения материала, с раскрытием их сути (по каждой главе).

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы бюджетного ус­тройства в унитарных и федеративных государствах, теоретически воз­можные варианты этого устройства. Ана­литические данные (таблицы, схемы, графики) должны описывать ди­намику отдельных элементов финансовых потоков в макроэкономике в сопоставлении с изменением макроэкономических показателей. На основе полученных расчетов следует дать обоснование выбора того или иного варианта бюджетного устройства применительно к специ­фике той или иной страны.

Тема 4. Бюджетное устройство в Российской Федерации.

В теоретической части следует научно обосновать содержание по­нятий «бюджетное устройство» и «бюджетная система», связать их с конкретной моделью бюджетного федерализма в РФ, описать эволю­цию межбюджетных отношений в целях обоснования специфического сочетания принципов централизма и децентрализма в организации межбюджетных отношений в современной России (в год написания контрольной работы).

В аналитической части можно поставить две—три проблемы орга­низации бюджетного устройства или бюджетной системы, или бюд­жетного федерализма в РФ и описать их с помощью анализа динамики бюджетных параметров за 3—4 года, включая год написания курсовой работы. Например, можно рассмотреть 2—3 принципа организации бюджетной системы в РФ, подобрать соответствующие статистичес­кие данные по состоянию консолидированного бюджета и сделать их полноценный анализ на предмет выявления адекватности правовых норм, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ, практике их реализа­ции.

На этой основе необходимо сделать самостоятельные выводы и по­ставить основные проблемы.

Именно их разрешению должна быть посвящена последняя часть работы, в которой следует обосновать собственные предложения (по возможности основанные на расчетах) или проанализировать адекват­ность официальных предложений (только опубликованных в прессе) для быстрого и эффективного решения обозначенных в аналитичес­кой части проблем.

Заключение должно быть сделано в строгом соответствии с содер­жанием представленной работы, дано логичное изложение конкрет­ных выводов, отражающих суть работы в целом (по каждой главе).

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы бюджетного ус­тройства и бюджетной системы в РФ, модель бюджетного федерализма в РФ и структурное изложение ее изменений. Аналитические данные (таблицы, схемы, гра­фики) должны описывать динамику доходов и расходов бюджетной системы, показателей дефицита и профицита. Эти статистические па­раметры должны быть сопоставлены с макроэкономическими показа­телями развития хозяйственной системы. На основе полученных рас­четов следует дать обоснование выбора того или иного варианта орга­низации межбюджетных отношений в РФ.

Ниже приводятся темы контрольных работ (темы 5—9), которые долж­ны быть структурированы студентами самостоятельно по аналогии со структурой темы 4 и отвечать тем же требованиям.

Тема 5. Распределение полномочий по расходам между уровнями бюджетной системы РФ

Тема 6. Распределение доходных полномочий меж­ду уровнями бюджетной системы РФ

Тема 7. Механизм формирования доходов федерального бюдже­та РФ и территориальных бюджетов

Тема 8. Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Тема 9. Особенности российского бюджетного федерализма

Тема 10. Характеристика доходов федерального, субъектов РФ и муниципальных бюджетов

В теоретической части следует обосновать содержание понятия «бюд­жет», описать экономическое содержание бюджетных доходов, выде­лить принципы их классификации, состав и структуру, особо выделить налоговые и неналоговые доходы, описать их структуру и особеннос­ти формирования.

Здесь же можно описать изменение структуры бюджетных доходов на уровнях федерального центра, регионов и муниципалитетов на при­мере одной страны по выбору (РФ, любой восточноевропейской или западной), а также факторы, которые предопределяют эту динамику; можно провести сравнительный анализ изменения бюджетных дохо­дов РФ (или любой другой страны с развитой либо переходной эконо­микой).

Кроме того, в работе следует проиллюстрировать важную экономи­ческую, социальную и политическую роль доходов бюджета в нацио­нальной хозяйственной системе, а также особенности их формирова­ния и закономерности развития на конкретном примере.

В аналитической части целесообразно рассмотреть особенности до­ходов бюджета, изменение структуры налоговых и неналоговых дохо­дов. При этом следует сочетать описательный подход с анализом воз­действия бюджетных доходов на показатели социально-экономичес­кого развития национального хозяйства. Необходимо выделить одну— две проблемы формирования доходов бюджета определенного уровня (или нескольких уровней в сравнении), которые тормозят экономичес­кое развитие страны, например высокий уровень косвенных (прямых) налогов, низкий уровень национального дохода, отрицательное воздей­ствие налогов на инвестиционный процесс в стране и т.п.

Каждая из самостоятельно выделенных проблем должна быть ква­лифицированно описана с помощью сопоставления динамики эконо­мических и доходных показателей бюджета (за 3—4 года, включая год написания работы, для РФ; и 3—4 года, включая год, предшествую­щий году написания контрольной работы, для любой другой страны) с ис­пользованием статистических инструментов и эконометрических ме­тодов анализа. Только на этой основе можно сделать глубокие выводы и поставить основные, с точки зрения студента, проблемы, которые требуют немедленного разрешения.

Именно их разрешению должна быть посвящена последняя часть, в которой следует обосновать собственные предложения (по возможно­сти основанные на расчетах) или проанализировать адекватность офи­циальных предложений (только опубликованных в прессе) для быст­рого и эффективного решения обозначенных в аналитической части проблем.

В заключение в полном соответствии с содержанием представлен­ной работы должны быть логично изложены выводы, отражающие суть как работы в целом, так и каждой главы в отдельности.

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы взаимодействия налоговых и неналоговых доходов в бюджете федерального центра, территорий и муниципалитетов, их места в финансово-кредитной сис­теме и в ВВП, их влияния на макроэкономические параметры нацио­нальной хозяйственной системы. Аналитические данные (таблицы, схемы, графики) должны описывать динамику до­ходных параметров бюджетов разных уровней в сравнении с показате­лями макроэкономического развития.

Тема 11. Особенности расходов разных уровней бюджетной системы

В первой главе следует обосновать содержание понятия «бюджет», описать экономическое содержание бюджетных расходов разных уров­ней бюджетной системы, выделить принципы их классификации, со­став и структуру, особо выделить функциональные расходы бюджета, описать их структуру и особенности формирования.

Здесь же можно описать изменение структуры бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы на примере одной страны по вы­бору (РФ, любой восточноевропейской или западной), а также факто­ры, которые предопределяют эту динамику. Целесообразно провести сравнительный анализ изменения бюджетных расходов РФ и любой другой страны с развитой или переходной экономикой.

Кроме того, в работе должна быть проиллюстрирована важная эко­номическая, социальная и политическая роль расходов бюджета в раз­витии национальной хозяйственной системы, территорий и муници­палитетов, а также показаны особенности их финансирования и зако­номерности развития на конкретном примере.

В аналитической части целесообразно рассмотреть особенности функциональных расходов бюджетов разных уровней бюджетной сис­темы, изменение структуры расходов по функциональной классифика­ции бюджетных расходов. При этом следует сочетать описательный аспект их изменения с анализом воздействия бюджетных расходов на показатели социально-экономического развития национального хозяй­ства и территорий. Необходимо выделить две—три проблемы плани­рования и исполнения бюджетных расходов, которые тормозят эконо­мическое развитие страны и территорий, такие, например, как высо­кая доля статьи «обслуживание государственного долга», «нацио­нальная оборона», и т.п.

Каждая из выделенных проблем должна быть квалифицированно описана с помощью сопоставления динамики экономических и рас­ходных показателей бюджета (за 3—4 года, включая год написания работы, для РФ; и 3—4 года, включая год, предшествующий году на­писания контрольной работы, для любой другой страны) с использовани­ем статистических и эконометрических методов анализа. Только на этой основе можно сделать достаточно глубокие обобщения и выявить ос­новные проблемы, которые требуют немедленного разрешения.

Именно их разрешению должна быть посвящена последняя часть работы, в которой следует обосновать собственные предложения (по возможности основанные на расчетах) или проанализировать адекват­ность официальных предложений (только опубликованных в прессе) для быстрого и эффективного решения обозначенных в аналитичес­кой части проблем.

В заключение в полном соответствии с содержанием представлен­ной работы должны быть логично изложены выводы, отражающие суть как работы в целом, так и каждой главы в отдельности.

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы взаимодействия расходов бюджета федерального центра, регионов, муниципалитетов, их места в финансово-кредитной системе страны и в ВВП, их влияния на экономические параметры национальной хозяйственной системы, территориального хозяйственного комплекса. Целесообразно было бы использовать математические зависимости, позволяющие рассчитать и сравнить эффективность расходов разных уровней бюджетной сис­темы путем сравнения их экономической отдачи. Аналитические дан­ные (таблицы, схемы, графики) должны описывать динамику расход­ных параметров бюджета в сравнении с показателями экономического развития.

Ниже приводятся темы контрольных работ (темы 12—15), которые дол­жны быть структурированы студентами самостоятельно по аналогии со структурой темы 11. Перечень проблем каждой из них можно соста­вить по разделу III Бюджетного кодекса РФ.

Тема 12. Классификация расходов бюджетов: федерального, субъектов РФ и муниципалитетов

Тема 13. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций

Тема 14. Особенности бюджетного финансирования

Тема 15. Сравнительный анализ бюджетных расходов в эконо­мической и социальной сферах общества

Тема 16. Роль государственного и муниципального кредитов в формировании бюджетных ресурсов

Теоретическая часть работы должна быть посвящена раскрытию социально-экономической сущности государственного и муниципаль­ного кредитов. Следует проиллюстрировать необходимость в нем и по­казать его роль в формировании бюджетных ресурсов разных уровней бюджетной системы.

Важно обосновать необходимость выступления органов власти го­сударства, регионов и муниципалитетов в качестве заемщиков и га­рантов, далее проиллюстрировать это на примере различных форм привлечения органами власти кредитных ресурсов, предоставления гарантий. Особенности государственных займов должны быть раскры­ты в процессе характеристики механизма эмиссии и обращения госу­дарственных, субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг.

В аналитической части целесообразно рассмотреть 2—3 проблемы, связанные с ролью государственного и муниципального кредитов в фор­мировании бюджетных ресурсов, с помощью статистических рядов динамики финансовых показателей и данных социально-экономичес­кого развития как национального хозяйства, так и регионов и муници­палитетов. В результате можно логично выстроить рассуждения о роли государственного и муниципального кредитов в воспроизводственном процессе на примере любой страны: России, США, Германии и т.п.

Именно их разрешению должна быть посвящена последняя часть работы, в которой следует обосновать собственные предложения (по возможности основанные на расчетах) или проанализировать адекват­ность официальных предложений (только опубликованных в прессе) для быстрого и эффективного решения обозначенных в аналитичес­кой части проблем.

Заключение должно быть сформулировано в строгом соответствии с содержанием представленной работы и содержать не просто общие выводы, а их конкретное самостоятельное изложение, соответствую­щее логике изложение материала, с раскрытием их сути (по каждой главе).

Иллюстративные и расчетные материалы: аналитические данные (таблицы, схемы, графики) по динамике финансовых ресурсов, их со­ставляющих, государственных кредитов и займов, госгарантий, рас­четные данные по степени взаимовлияния этих показателей, а также по эффективности финансовых ресурсов.

Ниже приводятся темы контрольных работ (темы 17, 18), которые долж­ны быть структурированы студентами самостоятельно по аналогии со структурой темы 16 и отвечать тем же требованиям. Перечень проблем каждой из них можно составить по статьям 14—15 раздела IV Бюд­жетного кодекса РФ.

Тема 17. Государственные и муниципальные заимствования

Тема 18. Управление государственным и муниципальным долгом

Тема 19. Особенности социальных внебюджетных фондов

Теоретическая часть работы должна быть посвящена раскрытию социально-экономической сущности внебюджетных фондов с обосно­ванием их состава. Важно описать эволюцию вне­бюджетных специальных фондов и показать изменение их роли в со­циально-экономической жизни общества и в реализации социальных функций государства на разных уровнях бюджетной системы.

Далее следует остановиться на особенностях формирования внебюд­жетных фондов социального назначения в РФ, представить их класси­фикацию. Особенности формирования и принципы функционирова­ния фондов социального обеспечения рекомендуется проиллюстриро­вать на примере РФ, восточноевропейской или западной страны. На этой основе надо сформулировать две—три проблемы функциониро­вания внебюджетных социальных фондов, которые и следует тщатель­но проанализировать во второй части работы.

Аналитические данные (таблицы, схемы, графики) должны описы­вать динамику доходов и расходов социальных внебюджетных фондов государства, в сопоставлении с параметрами бюджетной системы. В случае их дефицитности следует проанализировать динамику источ­ников финансирования дефицита за 3—4 года, включая год написания контрольной работы, и сделать выводы относительно того, адекватно ли государство выполняет свои социальные функции. Эти оценки долж­ны быть сопоставлены с соответствующими макроэкономическими показателями. На осно­ве полученных расчетов необходимо обосновать важность решения двух—трех проблем.

Именно их разрешению должна быть посвящена последняя часть работы, в которой следует обосновать собственные предложения (по возможности основанные на расчетах) или проанализировать адекват­ность официальных предложений (только опубликованных в прессе) для быстрого и эффективного решения обозначенных в аналитичес­кой части проблем.

В заключение, в полном соответствии с содержанием представлен­ной работы должны быть логично изложены выводы, отражающие суть как работы в целом, так и каждой главы в отдельности. При изложе­нии проблем функционирования социальных внебюджетных фондов в РФ следует обратить особое внимание на анализ современных (году написания работы) концепций их реформирования.

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы организации вне­бюджетных социальных фондов, структуры их доходов и расходов, их места в финансовой системе. Ана­литические данные (таблицы, схемы, графики) должны описывать ди­намику доходов и расходов внебюджетных социальных фондов, пока­зателей их сбалансированности. Эти статистические параметры долж­ны быть сопоставлены с макроэкономическими показателями. На ос­нове полученных расчетов следует обосновать необходимость и воз­можность разрешения проблем функционирования внебюджетных со­циальных фондов государства.

Ниже приводятся темы контрольных работ (темы 20—22), которые дол­жны быть структурированы студентами самостоятельно по аналогии со структурой темы 19 и отвечать тем же требованиям. Перечень про­блем каждой из них можно составить по главе 16 раздела IV Бюджет­ного кодекса РФ.

Тема 20. Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании со­циальной сферы

Тема 21. Фонд социального страхования РФ и его роль в реали­зации социальных функций государства

Тема 22. Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства

Тема 23. Место территориальных финансов в национальной финансово-кредитной системе

Теоретическая часть работы должна быть посвящена раскрытию социально-экономической сущности территориальных (субнациональ­ных) финансов в финансовой системе федеративного государства, опи­санию места территориальных финансов в моделях финансового фе­дерализма.

Далее следует изложить правовую основу территориальных финан­сов в РФ: бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, выявить их состав, структуру и выделить особенности их формирования. Важно об­ратить внимание на роль территориальных бюджетов в финансировании социальных функций государства.

Можно описать эволюцию территориальных финансов в России. В заключение первой части следует обосновать две—три проблемы тер­риториальных финансов РФ.

Аналитические данные (таблицы, схемы, графики) должны описы­вать динамику финансовых показателей развития субъектов РФ и му­ниципалитетов по данным консолидированного бюджета за 3—4 года, включая год написания курсовой работы. В результате студент должен сделать соответствующие выводы относительно места территориаль­ных финансов в финансовой системе РФ и в макроэкономике. На ос­нове полученных расчетов следует самостоятельно обосновать необ­ходимость решения двух—трех проблем.

Решению описанных во второй части проблем должна быть посвя­щена последняя часть работы, в которой следует либо обосновать соб­ственные предложения (по возможности основанные на расчетах), либо проанализировать оптимальность официальных предложений (опуб­ликованных в течение 3—4 последних лет, данные за которые анали­зируются) по решению обозначенных в аналитической части проблем.

Заключение должно быть сделано в строгом соответствии с содер­жанием представленной работы и содержать логичное изложение кон­кретных выводов с раскрытием их сути по работе в целом (по каждой главе). При изложении проблем функционирования территориальных финансов в РФ следует обратить особое внимание на анализ концеп­ций их реформирования.

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы организации тер-
риториальных финансов в РФ, их места в финансовой системе РФ,
структуры финансовых потоков между центром и субъектами РФ,
субъектами РФ и муниципалитетами. Аналитические дан­ные (таблицы, схемы, графики) должны описывать динамику межбюд­жетных финансовых потоков, показателей их сбалансированности. Эти статистические параметры должны быть сопоставлены с макроэконо­мическими показателями. На основе полученных расчетов следует обосновать необходимость и возможность разрешения проблем функ­ционирования территориальных финансов.

Ниже приводится тема контрольной работы (24), которая должна быть
структурирована студентами самостоятельно по аналогии со структурой темы 23 и отвечать тем же требованиям. Перечень ее проблем можно составить по главам 5, 6, 8, 9, 10, 11 Бюджетного кодекса РФ.

Тема 24. Место муниципальных бюджетов в системе территори­альных финансов

Тема 25. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

В теоретической части работы следует изложить общие представле­ния о бюджетном процессе, его участниках, назвать этапы бюджетно­го процесса, определить систему органов, обладающих бюджетными полномочиями (законодательные и исполнитель­ные органы).

Важно определить этапы организации работы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов каждого уров­ня бюджетной системы РФ.

Необходимо изложить казначейскую систему исполне­ния бюджета. В итоге целесообразно выделить две—три проблемы эф­фективности бюджетного процесса в РФ.

Аналитические данные (таблицы, схемы, графики) о качестве бюд­жетного процесса в России должны быть подобраны и рассмотрены в связи с обозначенными выше проблемами на примере динамики ста­тистических данных за 3—4 последних года (включая год написания работы) по таким показателям, как запланированные и исполненные бюджетные параметры; величина их расхождений; динамика ВВП и национального дохода страны; денежные доходы населения; финансовые показатели функ­ционирования реального и финансового секторов экономики; инфля­ция и т.п.

После глубокого анализа представленных рядов динамики следует обосновать критерии экономической эффективности бюджетного про­цесса в РФ и выявить условия, при которых можно добиться ее роста.

Разрешению описанных во второй части проблем должна быть по­священа последняя часть работы, в которой следует либо обосновать собственные предложения (по возможности основанные на расчетах), либо проанализировать оптимальность официальных предложений (опубликованных в течение 3—4 последних лет, данные за которые ана­лизируются) по решению обозначенных в аналитической части про­блем.

В заключение, в полном соответствии с содержанием представлен­ной работы должны быть логично изложены выводы, отражающие суть как работы в целом, так и каждой главы в отдельности.

Иллюстративные и расчетные материалы: схемы, описывающие этапы бюджетного процесса как на уровне государственной власти, так и на микроуровне; факторы повышения его эффективности. Аналитические данные (таблицы, схемы, графики) должны описывать динамику основных бюджетных показателей с целью оценить эффек­тивность бюджетного процесса в РФ.

Ниже приводятся темы контрольных работ (темы 26, 27), структуриро­вание которых выполняется студентами самостоятельно по аналогии со структурой темы 25. При этом должны быть соблюдены также и все требования к оформлению, изложенные выше.

Тема 26. Финансирование социальной сферы

Тема 27. Финансовый рынок в Российской Федерации

Литература

Законодательные и нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая лите­ратура, 1993.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 2009 г. (или год написания контрольной рабо­ты).

3. Бюджетная классификация. Указания по применению. — М., 2008.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1 и 2). Официаль­ный текст, (с изменениями на 1 января 2009 г.). —или год написания контрольной работы.

К моменту написания контрольной работы могут появиться более по­здние официальные документы, которые должны обязательно быть учтены в работе.

Монографии, учебники и учебные пособия

1. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М: ЮНИТИ, 1999.

  1. Иванов Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. — СПб., 2001.

  2. Регионы России. Социально-экономические показатели. — М.: Госкомстат РФ, (или год издания, соответствующий году написа­ния контрольной работы).

  3. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. — М.: Госкомстат РФ, (или год издания, соответствующий году написа­ния контрольной работы).

  4. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 2007.

  5. Поляк Г.Б. Территориальные финансы. — М.: Инфра-М, 2003.

  6. Российский статистический ежегодник. 2002. — М.: Госкомстат РФ, (год издания, соответствующий году написания контрольной работы).

  7. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. — М.: Ме­неджер, 1998.

  8. Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в РФ. — СПб.: СПбГУЭиФ, 1999.

10.Статистическое обозрение (ежеквартальный журнал на русском языке). — М.: Госкомстат, 2003 (или год издания, соответствующий году написания контрольной работы).

11.Россия в цифрах. — М.: Госкомстат РФ, (или год издания, соответствующий году написания контрольной работы).

  1. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. — М.: МГУ; Инфра-М, 1997.

  2. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэко­номического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996.

14. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2003.

  1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Финансы; ЮНИТИ, 2007.

  2. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ, 2004.

  3. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.:Волтерс, Клувер, 2009.

  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.

  5. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление реги­ональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Дело, 2002.

К моменту написания контрольной работы могут появиться более по­здние публикации, которые должны быть учтены в ра­боте.

Официальные электронные средства информации

и т.п.

Содержание

Методические указания 3

  1. Общие положения 3

  2. Выбор номера темы контрольной работы 4

  3. Темы и содержание контрольной работы 4

Литература 20



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственные и муниципальные финансы

    Учебно-методический комплекс
    ... государственных и муниципальныхфинансов Финансовая система государства. Государственные, муниципальныефинансы и общественные интересы. Основы функционирования государственных и муниципальныхфинансов Понятие государственных и муниципальныхфинансов ...
  2. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... 180. Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. ... (). 4 Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. Сборник ...
  3. Для специализации «Государственные и муниципальные финансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

    Документ
    ... год по дисциплинам: Для специализации «Государственные и муниципальныефинансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫФинансы: Учебник /ВЗФЭИ; Под ред ...
  4. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    ... и документооборота Управление государственным и муниципальным заказом Экономика муниципального хозяйства Муниципальное право Муниципальное управление Государственные и муниципальныефинансы Маркетинг территорий Региональная ...
  5. Государственное и муниципальное управление (6)

    Учебное пособие
    ... и региональном уровнях. Вопросы муниципального управления, государственного регулирования экономикой и государственные и муниципальныефинансы отражены во второй части ...

Другие похожие документы..