Главная > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АВГУСТОВСКИХ СОВЕЩАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В 2010 ГОДУ

Сабельникова-Бегашвили Н.Н. – к.б. н., доцент, руководитель кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

В средних общеобразовательных учреждениях преподавание естественнонаучных дисциплин в 2010/11 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти:

- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. №1089);

- федеральным базисным учебным планом (утвержден приказом Министерства образования России от 9 марта 2004 г. №1312);

- примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ от 25.06.2007 № 324-пр);

- приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год» и приказом министерства образования Ставропольского края от 09.02.2010 № 17-пр «Об утверждении перечней учебников на 2010-2011 учебный год».

Особенностями УМК нового поколения являются:

- переориентация с передачи знаний на формирование ключевых компетенций;

- формирование базовых компетенций на основе деятельностного подхода в обучении;

- усиление блока прикладных знаний.

При организации учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК необходимо внедрять УМК нового поколения.

Каждый авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

УМК по предмету включает учебник, электронное приложение, методические рекомендации для учителя, рабочую тетрадь.

При подготовке к ГИА и ЕГЭ настоятельно рекомендуем использовать рабочие тетради, которые предусматривают различные формы контроля знаний, работу с тематическими картами, таблицами, схемами, способствуют формированию умений применять теоретические знания на практике, развивать самостоятельность обучающихся. При отсутствии рабочих тетрадей к новым линиям УМК можно завести специальные тетради для старшеклассников, в которых будут выполняться задания базового и повышенного уровней сложности. Необходимо проанализировать наиболее типичные ошибки, допускаемые обучающимися при выполнении заданий ЕГЭ.

При составлении календарно-тематического планирования (независимо от УМК по предмету) рационально включать специальную колонку «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.

При построении образовательного процесса особое значение отводится метапредметному подходу как основе российского образования, призванному «в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения». Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления – «Знание», «знак», «проблема», «задача».

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» необходимо акцентировать внимание на обучении одаренных детей через индивидуальную, кружковую работу, факультативные занятия, элективные курсы, спецкурсы, а также обучение в заочных школах ведущих вузов страны.

Более подробную информацию можно получить в сборнике «Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009-2010 учебный год», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009 году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

Сабельникова-Бегашвили Н.Н. – к.б. н., доцент, руководитель кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

  • Приоритетные направления развития географического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Инновационные подходы в организации методической работы учителей географии: создание сайта МО учителей географии в сети Интернет, сетевые сообщества педагогов, обучение по кредитно-модульной (накопительной) системе и на дистанционных курсах, участие в конкурсах мастерства и др.

  • Компетентностный подход в организации обучения и мастерство педагога.

  • Самообразование учителя как необходимое условие профессионального мастерства педагога.

  • Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта лучших учителей (из опыта работы учителя-практика).

  • Представление передового опыта лучших учителей победителей ПНПО, активно внедряющих современные образовательные и информационные технологии (необходимо организовать выставки из опыта работы учителей, провести мастер-классы по предмету с ориентацией на развивающий потенциал в процессе обучения).

  • Профессиональная компетентность учителя как условие формирования творческой среды в образовательном учреждении.

  • Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

  • Развитие творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования.

  • Обновление содержания географии в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Особенности УМК по географии нового поколения.

  • Влияние нового государственного образовательного стандарта начальной школы на содержание образования по географии.

  • Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по географии. ЕГЭ по географии в Ставропольском крае: результаты, проблемы, перспективы.

  • Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования (из опыта работы учителей-практиков).

  • Современные подходы к организации учебного процесса с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски, мультимедиа средств.

  • Опыт участия учителей географии и обучающихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах (из опыта работы учителей-практиков).

  • Современные информационные технологии в образовательном процессе как одно из условий развития информационной компетентности учителя. Методика использования ЭОР, ГИС и Интернет – технологии в преподавании географии.

  • Организация работы с одаренными детьми, подготовка обучающихся к олимпиадам по географии.

  • Перспективы развития проектно-исследовательской деятельности школьников через участие в научно-практических конференциях.

  • Профильное обучение как одно из важных звеньев формирования компетентности выпускников школы в процессе обучения и подготовки к ЕГЭ.

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.

2. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе: Методическое пособие. – М.: Владос, 2008. – 303с.

3. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.

4. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении // Учебно-методическое пособие для учителей – СПБ., 2006. – 176с.

5. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.

6. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

7. Гусарова Е.Н. Современные педтехнологии. – М.: АПКиППРО, 2005.

8. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С. Как построить профильную школу. 2-е издание. – Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение», 2006.

9. Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. – Ч. 6. – 256с.

10. Лапушинская Г.К. В старших классах можно получить профессиональную подготовку // Народное образование. – М., 2010. – № 5. – с. 114-117.

11. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144с.

12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272с.

13. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2006.

14. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров // Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

15. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 71с.

16. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.

17. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. Методическое пособие // Под ред. Н.В. Немовой. – М: АПКиПРО, 2004.

18. Сборник нормативных документов. География // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 141с.

19. Сборник нормативных документов. География (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008. – 100, [12]с.

20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

21. Солодухиа Н.Н., Хлебосолова О.А. Подготовка к ЕГЭ по географии на основе проектной деятельности // География в школе. − М., 2008. − № 2. − С. 51-53.

22. Солодухина Н.Н., Хлебосолова О.А. Подготовка к ЕГЭ по географии на основе проектной деятельности // География в школе. − М., 2008. − № 4. − С. 51-52.

23. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы. – М., 2008.

24. Эртель А.Б. География. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009. – 240с.

25. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.

26. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2006.

Электронные ресурсы

  1. – Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»

  2. – : страноведческий портал.

  3. – GeoSite — все о географии

  4. - Библиотека по географии. Географическая энциклопедия.

  5. – География. Планета Земля.

  6. -Мир карт: интерактивные карты стран и городов.

  7. -Территориальное устройство России: справочник.

  8. – Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования

  9. /db/portal/sites/portal_page.htm. – Система федеральных образовательных порталов.

  10. . – Российский общеобразовательный портал

  11. . – Федеральный портал «Российское образование».

  12. /prof-edu. – МО РФ. Федеральное агентство.

  13. /structure/minister. – Сайт Министерства образования (примерные программы, перечни учебников, методические письма о преподавании географии по результатам ЕГЭ).

  14. . – Профильное обучение в старшей школе.

  15. /profil. – Дистанционная поддержка профильного обучения.

  16. . – Сеть творческих учителей.

  17. . –Учитель.

  18. . – Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  19. . – Портал поддержки ЕГЭ.

  20. /ru/main-slow.htm. – Объединение педагогических изданий «Первое сентября».

  21. . – Сайт Учительской газеты.

  22. . – Экологическое образование.

  23. . – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  24. . – Стандарт нового поколения.

  25. . – Федеральный институт педагогических измерений.

  26. . – Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2010/11 учебный год.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ

Шибаева Л.М. – к.п.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

Андреюк В.В. – методист методического отдела СКИПКРО

  • Преподавание химии в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Компетентностный подход в образовании – основа мастерства учителя.

  • Пути повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности учителя химии.

  • Портфолио учителей, участников конкурсного отбора лучших педагогов общеобразовательных учреждений, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

  • Организация обучения химии в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения.

  • Влияние нового государственного образовательного стандарта начальной школы на содержание образования по химии.

  • Реализация метапредметного подхода в преподавании химии.

  • Использование теоретических знаний по химии при решении экспериментальных биологических задач.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования.

  • Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по химии. ЕГЭ по химии в Ставропольском крае: результаты, проблемы, перспективы.

  • Формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся с использованием КМК «Химия» (10-11 кл.)

  • Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки старшеклассников к итоговой (государственной) аттестации.

  • Мониторинг качества образовательного процесса как составляющая подготовки к ЕГЭ по химии.

  • Использование средств мультимедиа и дистанционных технологий при обучении химии.

  • Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование лабораторного оборудования для постановки и проведения химического эксперимента (мастер-класс).

  • Применение компьютерных технологий и интерактивной доски для решения конкретных задач при изучении химии в школе (мастер-класс).

  • Роль ЭОР в преподавании химии. Методика работы с использованием средств ИКТ (из опыта работы учителя-практика).

  • Олимпиады по химии как средство работы с одаренными детьми (из опыта работы учителя-практика).

  • Принципы исследовательской работы в преподавании химии.

  • Использование элементов бизнес-проектирования на уроках химии.

  • Профильное обучение как одно из важных звеньев формирования компетентности выпускников школы в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ.

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.

2. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.

3. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.

4. .Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

5. Гусарова Е.Н. Современные педтехнологии. – М.: АПКиППРО, 2005.

6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении // Учебно-методическое пособие для учителей – СПБ., 2006. – 176с.

7. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С. Как построить профильную школу. 2-е издание. – Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение», 2006.

8. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Применение метода проектов в школьной практике // Химия в школе. – М., 2007. – № 2.

9. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2006.

10. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров // Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

11. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

12. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.

13. Сборник нормативных документов. Химия // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 141с.

14. Сборник нормативных документов. Химия (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12]с.

15.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2006.

17. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии Химия в школе. - 2007. - № 2.

18. Сурин Ю.В. Применение цифровой видео- и фототехники при выполнении эксперимента // Химия в школе. – М., 2007. –- № 4.

Электронные ресурсы

  1. . –Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2010/11 учебный год.

  2. /db/portal/sites/portal_page.htm. – Система федеральных образовательных порталов.

  3. . – Российский общеобразовательный портал

  4. /prof-edu. – МО РФ. Федеральное агентство.

  5. /structure/minister. – Сайт Министерства образования (примерные программы, перечни учебников, методические письма о преподавании предмета по результатам ЕГЭ).

  6. . – Профильное обучение в старшей школе.

  7. /profil. – Дистанционная поддержка профильного обучения.

  8. . – Сеть творческих учителей.

  9. . –Учитель.

  10. . – Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  11. . – Портал поддержки ЕГЭ.

  12. /ru/main-slow.htm. – Объединение педагогических изданий «Первое сентября».

  13. . – Сайт Учительской газеты.

  14. . – Экологическое образование.

  15. . – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  16. . – Стандарт нового поколения.

  17. . – Федеральный институт педагогических измерений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ

Дамианова Е.В. – к.п.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

Ерёмина Е. И. – ст. преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

  • Приоритетные направления развития биологического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Портфолио как одна из форм представления опыта работы. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (из опыта работы учителей-практиков).

  • Система повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности и мастерства учителя биологии.

  • Системно-деятельностный подход в организации обучения и мастерство педагога.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования.

  • Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта лучших учителей (из опыта работы учителя-практика).

  • Опыт участия учителей биологии и обучающихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах.

  • Создание условий развития творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.

  • Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках биологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

  • Обновление содержания и методики преподавания школьного курса «Биология» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

  • Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по биологии. ЕГЭ по биологии в Ставропольском крае: результаты, проблемы, перспективы. Анализ типичных ошибок ЕГЭ по биологии.

  • Современные педагогические технологии на уроках биологии и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  • Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач.

  • Современные подходы к подготовке и проведению уроков биологии с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски.

  • Особенности работы с одаренными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам по биологии и экологии.

  • Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  • Личностно-ориентированный подход в обучении как средство сохранения здоровья подрастающего поколения.

  • Эксперимент и его место в преподавании биологии. Применение лабораторного оборудования для постановки и проведения биологического эксперимента (из опыта работы учителей-практиков).

  • Роль кабинета биологии в обеспечение нового качества образования (современные требования к оснащению кабинетов, опыт эффективного использования современного лабораторного оборудования).

  • Опыт реализации компетентностного подхода, проектной деятельности, использования ИКТ, развивающего обучения в практике работы учителей биологии.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Н.д., Азизова И.Ю., Степанова Н.А. Электронное пособие как интерактивное средство обучения // Биология в школе. – М., 2008. – № 1. с. 241.

2. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.

3. Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы. – М., 2007. – 176с.

4.Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.

5. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. – с. 2-8.

6. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

7. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М.: АПКиППРО, 2005.

8. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении \\ Учебно-методическое пособие для учителей – С-Пб., 2006. – 176с.

9. Денисова А.А. Исследовательская деятельность в современной системе образования // Биология в школе. – М., 2008. – № 1.

10. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе // Методист. – М., 2003. – № 3.

11. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С. Как построить профильную школу. 2-е издание. – Санкт-Петербург: Филиал издательства «Просвещение», 2006.

12. Никишова Е.А, Шаталова С.П. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании биологии в средней школе». – М., ФИПИ, 2009.

14. Мишвелов Е.Г., Зенкина С.В., Гандрабудурова И.В. Интерактивные компьютерные программы в эколого-биологическом образовании // Биология в школе. – М., 2008. № 2.

15. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2006.

16. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров // Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

17. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. Методическое пособие // Под ред. Н.В. Немовой. – М: АПКиПРО, 2004.

18. Примерные программы по учебным предметам. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010. – 71с.

19. Сборник нормативных документов. Биология // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 141с.

20. Сборник нормативных документов. Биология (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

21.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

22. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.:«Педагогическое общество России», 2007.

23. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2006.

Электронные ресурсы

  1. . – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  2. . – Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2010/11 учебный год.

  3. /db/portal/sites/portal_page.htm. – Система федеральных образовательных порталов.

  4. . – Российский общеобразовательный портал

  5. /prof-edu. – МО РФ. Федеральное агентство.

  6. /structure/minister. – Сайт Министерства образования (примерные программы, перечни учебников, методические письма о преподавании предмета по результатам ЕГЭ).

  7. . – Профильное обучение в старшей школе.

  8. /profil. – Дистанционная поддержка профильного обучения.

  9. . – Сеть творческих учителей.

  10. . –Учитель.

  11. . – Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  12. . – Портал поддержки ЕГЭ.

  13. /ru/main-slow.htm. – Объединение педагогических изданий «Первое сентября».

  14. . – Сайт Учительской газеты.

  15. . – Экологическое образование.

  16. . – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  17. . – Стандарт нового поколения.

  18. . – Федеральный институт педагогических измерений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Коваленко Л.Г.- старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

  • Проблемно-ориентированный анализ работы МО учителей физики. Инновационные подходы в организации методической работы: создание сайта МО учителей физики в сети Интернет, сетевое взаимодействие педагогов, обучение на дистанционных курсах, участие в профессиональных конкурсах и др.

  • Расширение участия предметного методического объединения в управлении образованием в контексте ПНПО (анализ системы критериев конкурсного отбора, роль методического объединения в выдвижении участников конкурса).

  • Компетентностный подход как методология стандартов нового поколения в преподавании физики. Особенности УМК по физике нового поколения.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования.

  • Реализация метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественно-математического цикла.

  • Представление передового опыта учителей физики, активно внедряющих инновационные образовательные технологии и победивших в конкурсе ПНПО (необходимо организовать выставки из опыта работы учителей, провести мастер-классы по предмету с ориентацией на развивающий потенциал в процессе обучения).

  • Новое качество образования (новые требования к содержанию и методике обучения в новой российской школе, психолого-педагогический анализ результатов участия российских школьников в международных исследованиях, основные дефициты в учебных умениях обучающихся по физике, технологии мониторинга учебных достижений обучающихся).

  • Особенности итоговой (государственной) аттестации обучающихся в 2009-2010 учебном году (обсуждение методического письма МО РФ «О преподавании физики в средней школе с учетом результатов ЕГЭ-2009 – 2010 гг. как показателя качества обучения обучающихся»). Методика подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ (из опыта работы учителей-практиков).

  • Роль кабинета физики в обеспечении нового качества образования (современные требования к оснащению кабинетов; опыт эффективного использования современного физической лаборатории).

  • Проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения (особенности, структура и содержание УМК нового поколения). Роль элективных курсов, факультативных занятий, спецкурсов для успешной подготовке к ГИА и ЕГЭ по физике.

  • Работа с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам научно-практической конференции «Шаг в будущее», выставке «Старт в науку» и др.

  • Современные подходы к организации учебного процесса с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски, мультимедиа средств.

  • Влияние нового государственного образовательного стандарта начальной школы на содержание образования по физике.

  • Формирование масштабного мышления обучающихся в процессе изучения программного материала по физике.

Рекомендуем провести обзор статей научно-методических журналов: «Физика в школе» за 2009-2010 гг., приложения «Первое сентября» за 2009-2010 гг., «Физика для школьников» (издается с 01.01.2010).

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.

2. Браверманн Э.М. Уроки физики: какими им быть сегодня? // Физика в школе. – 2009. – № 2. – С. 19.

3. Браверманн Э.М. Конструируем развивающий урок // Физика в школе. – 2010. - № 1. – С. 52.

4. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.

5. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.

6. .Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

7. Гомулина Н.Н. Применение новых электронных образовательных средств для интерактивной доски // Физика в школе. – 2008. – № 7. – С. 16.

8. Камзеева Е.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов по физике в новой форме // Физика в школе . – 2008. - № 1. – С. 22.

9. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении // Учебно-методическое пособие для учителей – СПБ., 2006. – 176с.

10. Никифоров Г.Г. «Компьютерный эксперимент» в курсе физики средней школы: будем осторожны // Физика в школе . – 2008. – № 7. – С. 6.

11. О стандарте нового поколения (интервью с академиком А.А. Кузнецовым) // Физика в школе. – 2009. – № 2. – С. 3.

12. Примерные программы по учебным предметам. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.

13. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.

14. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Физика. 7-11 классы, М.: 2004, 2006 «Дрофа».

15. Программы. Физика. Элективные курсы 9-11 классы. М.: «Дрофа», 2006.

16. Сборник нормативных документов. Физика // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12]с.

17. Сборник программ элективных курсов по математике и физике. Библиотека «Инновационный опыт» выпуск 5. Министерство образования Ставропольского края. Ставрополь 2008 (в этом сборнике напечатана программа для углубленного изучения физики 7-9 классы).Учебники нового поколения, допущенные для работы в Ставропольском крае, авторы Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик и др. М.: 2007, «Мнемозина».

18. Учебники нового поколения, допущенные для работы в Ставропольском крае. Физика 10-11 классы, авторы С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М. «Мнемозина»: 2008.

19. Учебники нового поколения, допущенные для работы в Ставропольском крае. Физика 7-9 классы, автор О.Ф. Кабардин. – М.: «Просвещение», 2010.

20. Учебники нового поколения, допущенные для работы в Ставропольском крае. Физика 7-11 классы, автор Л.Э. Генденштейн. – М.: «Мнемозина», 2009.

Электронные ресурсы

. – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

. – Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2010/11 учебный год.

/db/portal/sites/portal_page.htm. – Система федеральных образовательных порталов.

. – Российский общеобразовательный портал

/prof-edu. – МО РФ. Федеральное агентство.

/structure/minister. – Сайт Министерства образования (примерные программы, перечни учебников, методические письма о преподавании предмета по результатам ЕГЭ).

. – Профильное обучение в старшей школе.

/profil. – Дистанционная поддержка профильного обучения.

. – Сеть творческих учителей.

. –Учитель.

. – Информационно-коммуникационные технологии в образовании

. – Портал поддержки ЕГЭ.

/ru/main-slow.htm. – Объединение педагогических изданий «Первое сентября».

. – Сайт Учительской газеты.

. – Экологическое образование.

. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

. – Стандарт нового поколения.

. – Федеральный институт педагогических измерений.

– Физика – ссылки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Севрюков П. Ф. – к. ф.-м. н., профессор кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

Черноусенко Т.И. – к.п.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО

  • Приоритетные направления развития математического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Обновление содержания и методики преподавания школьного курса математики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения по математике как система требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования.

  • Ценностные ориентиры нового стандарта математического образования.

  • Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках математики как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

  • Современные педагогические технологии на уроках математики и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  • Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски. Опыт участия учителей математики и учащихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах.

  • Проектная и исследовательская деятельность обучающихся как неотъемлемая часть математического образования и одно из направлений его модернизации.

  • Развитие субъект-субъектных отношений при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по математике.

  • Интеграция основного и дополнительного математического образования при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по математике.

  • Особенности работы с одаренными детьми. Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  • Традиции и культура проектной и исследовательской деятельности по математике.

  • Подготовка обучающихся к математическим олимпиадам, научным конференциям, математическим соревнованиям, интеллектуальным конкурсам и играм

  • Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по математике. Особенности итоговой (государственной) аттестации обучающихся в 2009-2010 учебном году (обсуждение методического письма МО РФ «О преподавании математики в средней школе с учетом результатов ЕГЭ-2009 – 2010 гг. как показателя качества обучения обучающихся»). ЕГЭ (11 класс) и ГИА (9 класс) по математике в Ставропольском крае: результаты, проблемы, перспективы. Анализ типичных ошибок ЕГЭ по математике. Методика подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ (из опыта работы учителей-практиков).

  • Система повышения квалификации учителей. Повышение профессиональной компетентности учителя математики. Портфолио как одна из форм представления опыта работы. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (из опыта работы учителей-практиков).

  • Творческие объединения учителей, их место и роль в системе повышения квалификации учителей математики.

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.

2. Бережной С.Ф. Какой быть системе оценивания результатов ЕГЭ? // Математика в школе, 2010,, №3, с. 59-61.

3. Бусев В.М. Школьная математика как культурно-историческая традиция // Математика в школе, 2009, №4, с. 42.

4.Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.

5. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. – с. 2-8.

6. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.

7. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по геометрии // Математика в школе, 2009, №3, с. 29.

8. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М.: АПКиППРО, 2005.

9. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении \\ Учебно-методическое пособие для учителей – С-Пб., 2006. – 176с.

10. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе // Методист. – М., 2003. – № 3.

11. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С. Как построить профильную школу. 2-е издание. – Санкт-Петербург: Филиал издательства «Просвещение», 2006.

12. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании математики в средней школе». – М., ФИПИ, 2009.

13. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2006.

14. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров // Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

15. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. Методическое пособие // Под ред. Н.В. Немовой. – М: АПКиПРО, 2004.

16. Сборник нормативных документов. Математика./ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 145с.

17.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

18. Тернопол А.Н., Боженкова Л.И. Преподавание математики в старшей профильной школе. // Математика в школе, 2010 г., №4, с. 63-65.

19. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.:«Педагогическое общество России», 2007.

20. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2006.

Электронные ресурсы

  1. . – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  2. . – Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2010/11 учебный год.

  3. /db/portal/sites/portal_page.htm. – Система федеральных образовательных порталов.

  4. . – Российский общеобразовательный портал

  5. /prof-edu. – МО РФ. Федеральное агентство.

  6. /structure/minister. – Сайт Министерства образования (примерные программы, перечни учебников, методические письма о преподавании предмета по результатам ЕГЭ).

  7. . – Профильное обучение в старшей школе.

  8. /profil. – Дистанционная поддержка профильного обучения.

  9. . – Сеть творческих учителей.

  10. . –Учитель.

  11. . – Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  12. . – Портал поддержки ЕГЭ.

  13. /ru/main-slow.htm. – Объединение педагогических изданий «Первое сентября».

  14. . – Сайт Учительской газеты.

  15. . – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  16. . – Стандарт нового поколения.

  17. . – Федеральный институт педагогических измерений.

  18. - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)

  19. http://www. mnemozina. ru - сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»)

  20. http://www. drofa. ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)

  21. - Рекомендации и анализ результатов эксперимента по профильной школе. Разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся. Примеры учебно-методических комплектов для организации профильной подготовки учащихся в рамках вариативного компонента.

  22. /som- методические рекомендации учителю-предметнику (математика). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

  23. - Московская академия повышения квалификации.

  24. - сайт Интернет - школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИПОПРОВЕДЕНИЮАВГУСТОВСКИХСОВЕЩАНИЙПЕДАГОГИЧЕСКИХРАБОТНИКОВОБРАЗОВАНИЯ В 2010ГОДУ Ставрополь 2010 Материалы к обсуждению на августовскихсовещаниях педагогов в 2010году «Развитие личностного, творческого и ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению на августовских совещаниях педагогов в 2009 г «основные проблемы реализации национальной образовательной

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипопроведениюавгустовскихсовещанийпедагогическихработниковобразования в 2009 году материалы к обсуждению на августовскихсовещаниях педагогов в 2009 г. «Основные проблемы реализации ...
  3. Методическое письмо «об особенностях преподавания физики в школе в 2009 - 2010 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... современного качества образования. В 2009 – 2010 учебном году основой ... в сфере образования «Методическиерекомендациипопроведениюавгустовскихпедагогическихсовещанийработниковобразования «Актуальные задачи современной модели образования» от 8 ...
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... РАБОТНИКОВОБРАЗОВАНИЯМетодическиерекомендациипо организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (2)

    Методические рекомендации
    ... РАБОТНИКОВОБРАЗОВАНИЯМетодическиерекомендациипо организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году ... ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА АВГУСТОВСКИХСОВЕЩАНИЯХ, ЗАСЕДАНИЯХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ...

Другие похожие документы..