Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

________Е.А. Ваганов

«___»_________2011 г.

_________________

номер внутривузовской регистрации

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

270800

«СТРОИТЕЛЬСТВО»

Профиль подготовки

270800.62.06 – Водоснабжение и водоотведение

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Красноярск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

1.1.Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая университетом по направлению 270800 – «Строительство» и профилю подготовки 270800.62.00.06 - «Водоснабжение и водоотведение». 3

1.2. Нормативные документы для разработки ООП (бакалавриата 3

1.3. Общая характеристика ООП. 4

1.4. Требования к абитуриенту. 5

2. ХАРАКТРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА 5

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 5

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 6

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 6

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 7

3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО 8

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 11

4.1. Календарный учебный график 12

4.2. Учебный план 12

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) 12

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся 12

5. Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки бакалавров по направлению 270800 «Строительство» профиль 270800.62.00.06 «Водоснабжение и водоотведение» 12

6. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ 26

7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП 27

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости т промежуточной аттестации 27

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников 27

8. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая университетом по направлению 270800 – «Строительство» и профилю подготовки 270800.62.00.06-«Водоснабжение и водоотведение»

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную университетом с учетом потребностей регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 – «Строительство», а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

    1. Нормативные документы для разработки ООП

(бакалавриата)

Нормативно-правовую базу разработки ООП составляют:

- Федеральные законы РФ: «Об образовании (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

- Федеральные законы РФ: « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ) и («О внесении в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года №232-ФЗ);

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года №71 (далее – Типовое положение о вузе;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 270800 – «Строительство» (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010 года №54;

- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

- Устав Сибирского Федерального университета.

    1. Общая характеристика ООП

ООП ВПО обеспечивает нормативно методическую базу освоения

Обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 270800 – «Строительство» (бакалавриат), а также с учетом потребностей регионального рынка труда и перспектив его развития.

Миссия ООП ВПО состоит в фиксации комплексной развернутой социальной нормы вузовского уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам ВПО бакалавров в предметной области по направлению «Строительство» и профилю подготовки «Водоснабжение и водоотведение».

Основная цель подготовки по программе состоит в практической реализации требований ФГОС ВПО по направлению «Строительство» как федеральной социальной нормы в образовательной и научной деятельности университета, с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребностей решения практических задач комплексной оценки запасов природных вод и прогнозирования их состояния, разработки мер по сокращению непроизводственных потерь воды и проектирования сооружений для защиты водных источников от истощения загрязнения и засорения, а также целями подготовки являются:

  • удовлетворение потребности общества и государства в фундаментально образованных и гармонически развитых специалистах, владеющих современными технологиями обустройства и защиты природы, основанными на знаниях современных тенденций развития отношений между человеком и природой, инженерными приемами обустройства природы, восстановления её качеств, защиты от природных стихий, повышения полезности компонентов природы, их защищенности от воздействий человека.

  • удовлетворение потребности личности в овладении социальными и профессиональными компетенциями, позволяющими ей быть востребованной на рынке труда и в обществе.

Срок освоения ООП ВПО для очной формы обучения составляет 4 года.

Трудоемкость освоения ООП ВПО за весь период обучения составляет 240 зачетных единиц.

    1. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Для участия в конкурсном отборе для поступления на направление «Строительство» абитуриент предъявляет документы установленного образца о сдаче Единого государственного экзамена по математике, физике и русскому языку.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА

    1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Строительство» включает: инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатацию, реконструкцию, оценку инженерных систем зданий и сооружений промышленного, гражданского, административного, сельскохозяйственного и коммунального назначения.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • природоохранное обустройство территорий c целью защиты от воздействия природных стихий;

  • создание водохозяйственных систем комплексного назначения, охрану и восстановление водных объектов;

  • водоснабжение сельских поселений, отвод и очистку сточных вод, обводнение территорий;

  • эффективному использованию систем и их отдельных элементов для бесперебойного и надежного водоснабжения;

  • отведения сточных вод с канализуемой территории, тем самым предотвращать санитарное загрязнение водоемов

Бакалавр получает знания и овладевает методами, способами и технологиями изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования.

Возможные места работы и должности выпускника определяются Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ №188 от 23 апреля 2008 года «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».

Выпускник может работать в следующих должностях:

- должности руководителей: мастер участка, начальник цеха (участка), производитель работ, мастер цеха, начальник смены, начальник хозяйственного отдела, начальник ремонтного цеха, начальник (заведующий) мастерской;

- должности специалистов: инженер-конструктор III категории, инженер-лаборант II категории, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов, инженер по качеству, инженер по комплектации оборудования, инженер по надзору за строительством, инженер по наладке и испытаниям, инженер по научно-технической информации, инженер по нормированию труда, инженер по организации труда, инженер по организации управления производством, инженер по технике безопасности, инженер по ремонту, инженер-технолог III категории, механик, техник, техник-конструктор, техник-лаборант, техник по труду, техник-технолог;

- должности руководящих, научных и технических работников, общие для научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций: техник, лаборант, инженер-проектировщик III категории.

    1. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются:

- промышленные, гражданские здания и сооружения;

- насосные станции, сети и сооружения строительных и промышленных площадок;

- системы водоподготовки промышленных и гражданских зданий и сооружений;

- системы водоснабжения и водоотведения зданий и сооружений;

- машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматизации, используемые при производстве, монтаже и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения.

    1. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- изыскательская и проектно-конструкторская;

- производственно-технологическая и производственно-управленческая;

- экспериментально-исследовательская;

- монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная.

    1. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Задачи профессиональной деятельности бакалавра формулируются для каждого вида профессиональной деятельности.

В области изыскательской и проектно-конструкторской деятельности:

- сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, планировки и застройки населенных мест;

- расчет и конструирование деталей, узлов инженерных систем с использованием средств автоматизации проектирования;

- подготовка проектной и рабочей технической документации систем водоснабжения и водоотведения, оформление законченных проектно-конструкторских работ;

- обеспечение соответствия разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, нормам и правилам, техническим условиям и другим исполнительным документам.

В области производственно-технологической и производственно-управленческой:

- организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;

- контроль соблюдения технологической дисциплины производства и монтажа инженерных систем;

- обслуживание технологического оборудования и машин по производству и монтажу узлов и деталей систем водоснабжения и водоотведения;

- организация метрологического обеспечения технологических процессов при производстве и монтаже узлов и деталей систем водоснабжения и водоотведения, использование типовых методов контроля качества строительства;

- участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства и монтажа изделий и конструкций для оборудования систем водоснабжения и водоотведения;

- реализация мер экологической безопасности;

- организация работы малых коллективов исполнителей, планирование работы персонала и фондов оплаты труда;

- составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;

- выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов для систем водоснабжения и водоотведения;

- исполнение документации системы менеджмента качества предприятия;

- проведение организационно-плановых расчетов по реорганизации участка по производству и монтажу систем водоснабжения и водоотведения;

- разработка оперативных планов работы первичного производственного подразделения;

- проведение анализа затрат и результатов деятельности производственного подразделения.

В области экспериментально-исследовательской деятельности:

- изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области водоснабжения и водоотведения;

- использование стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований процессов в системах водоснабжения и водоотведения;

- участие в проведении экспериментов по заданным методикам, составление описания проводимых исследований и систематизация результатов;

- подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций;

- составление отчетов по выполненным работам, участие во внедрении результатов исследований и практических разработок.

В области монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности:

- монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, эксплуатируемых зданий и сооружений, образцов продукции, выпускаемых предприятием;

- опытная проверка оборудования и средств технологического обеспечения производства и монтажа систем водоснабжения и водоотведения;

- проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования систем водоснабжения и водоотведения;

- организация профилактических осмотров и текущего ремонта оборудования систем водоснабжения и водоотведения;

- приемка и освоение вводимого оборудования систем;

- составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт систем;

- составление инструкций по эксплуатации оборудования с учетом требований ресурсо- и энергосбережения и программ испытаний систем водоснабжения и водоотведения.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПСКНИКА, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ООП ВПО

В результате освоения ООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями.

Матрица соответствия компетенций и составных частей ООП приведена в Приложении 1

Общекультурные компетенции (ОК):

- владение культурой мышления, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность находить организационно-управленческие решения в

нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантность к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11);

- владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-12);

- владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

- использование основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

- способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Привлечения для их решения соответствующего физико-математического аппарата (ПК-2);

- владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений и деталей конструкций методами разработки конструкторской документации (ПК-3);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-6);

- владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения и письменного перевода (ПК-7);

- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8);

в соответствии с видами деятельности:

изыскательская и проектно-конструкторская:

- знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест (ПК-9);

- владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использование стандартных прикладных расчетных и графических программных пакетов (ПК-10);

- способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию на проектирование, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-11);

производственно-технологическая и производственно-управленческая:

- владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования (ПК-12);

- способность вести подготовку документацию по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках; способность осуществлять организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования, контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности (ПК-13);

- знание организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирование работы персонала и

фондов оплаты труда (ПК-14);

- владение методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения (ПК-15);

- способность разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, составлять техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-16);

экспериментально-исследовательская:

- знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПК-17);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Очно-заочная школа по математике при УО «МГОИРО»

    Документ
    Очно-заочная школа по математике при УО « ...
  2. Очной заочной и дистанционной формам обучения

    Документ
    ... в БГТУ им. В.Г. Шухова проводится по очной, заочной и дистанционной формам обучения. ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬНОГО ... . В.Г. Шухова проводится по всем специальностям очного и заочного обучения как за счет средств ...
  3. Очная очно-заочная заочная ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

    Документ
    ... Специальность: 030301 Психология Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ Основные ...
  4. Очная очно-заочная заочная ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

    Документ
    ... Специальность: 030301 Психология Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Строение ...
  5. ( очно-заочное обучение)

    Документ
    ... кафедра « Экономика и управление в машиностроении». ( очно-заочное обучение) № п/п Ф.И.О. студента Тема дипломного проекта ... кафедра « Экономика и управление в машиностроении». ( очно-заочное обучение) дополнение к приказу № п/п Ф.И.О. студента ...

Другие похожие документы..