textarchive.ru

Главная > Документ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 города Нижние Серги

Рассмотрено Утверждено:

на заседании ШМО учителей Приказ № __ от __.0_.2010 г.

физика - математических дисциплин Директор школы

Протокол №__ от__.0_.20_ г. _______/Кучмина Е.Н/

Руководитель ШМО

______ / ./

Рабочая программа

по физике (углубленное изучение)

за курс среднего (полного) общего образования

(10 - 11 класс)

Составитель:

Кузнецова Татьяна Николаевна,

учитель физики

1 квалификационной категории

г. Нижние Серги, 2010

Содержание стр.

1. Пояснительная записка

1.1 Обоснование актуальности курса ------------------------------------------- 3

1.2 Ведущая идея курса. ----------------------------------------------------------- 4

1.3 Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения

по данному курсу.---------------------------------------------------------------- 5 -8

1.4 Общие цели и задачи курса---------------------------------------------------- 9 10

1.5 Основные приоритеты курса.--------------------------------------------------10 -11

1.6 Особенности курса.--------------------------------------------------------------- 11

1.7 Основные подходы, используемые в преподавании курса.--------------- 12

1.8 Принципы, лежащие в основе отбора содержания материала по данному

курсу.-------------------------------------------------------------------------------- 12

1.9 Требования к уровню подготовки выпускника.---------------------------13 -1 8

1.10 Структура программы.----------------------------------------------------------- 18

1.11 Условия реализации программы.------------------------------------------------ 19

2. Содержание программы.

2.1 Календарно-тематическое планирование в 10, 11 классах углубленного

изучения физики.--------------------------------------------------------------- 21 -25

2.2 Тематическое (поурочное) планирование углубленного изучения физики

в 10,11 классах ---------------------------------------------------------------- 26 -28

2.3 Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения 39 -42

3.1. Методические рекомендации по реализации программы.

3.2 Критерии оценивания.---------------------------------------------------------- 43 -47

3.3 Межпредметные связи.---------------------------------------------------------- 48

4 Перечень литературы для учителя.-------------------------------------------- 49 - 51

5 Перечень литературы для учащихся-------------------------------------------51 - 52

1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснование актуальности курса.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и физики, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Углубленное изучение отдельных предметов школьной программы – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Углубленное изучение позволяет:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

обеспечить преемственность между общим и профессиональным

образованием

Физика, как определено государственным базисным учебным планом общеобразовательной школы, входит в число обязательных учебных предметов. На старшей ступени (10-11 классы), где в соответствии с новой концепцией школы осуществляется профильная дифференциация содержания образования, углубленное изучение физики призвано обеспечить с одной стороны гармоничное развитие учащихся, а с другой, подготовить их к будущей профессиональной деятельности. На фоне этих современных требований, изучение физики составляет неотъемлемую часть полноценного образования и становления вполне самостоятельной творческой личности.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит значительный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

    1. Ведущая идея курса.

Для успешного развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся, формирования основ научного мировоззрения, необходимо перенести акцент с передачи суммы готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей, а также знакомству с методами научного познания мира, которое необходимо осуществлять при изучении всех разделов курса физики. Принципиально новым в стандарте по физике является личностно-ориентированный подход при определении целей обучения, деятельностный характер изучения предмета, развитие учащихся, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. Поэтому, в процессе углубленного изучения физики нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений.

Образовательный стандарт по физике включает систему знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованные в повседневной жизни, важные для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопасности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи, электронной техники, осуществление контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

1.3. Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения.

К началу учебного года, учащиеся 10 «Б», преступившие к углубленному изучению физики, уже обладают определенными, сформированными за курс основной школы, компетенциями:

предметно-информационная:

Знают/понимают

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах. Сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

деятельностно-коммуникативная:

Умеют:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение. Плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения. Электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебания груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

  • Решать задачи на применение изученных физических законов.

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников( учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.

  • Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире. Рационального применения простых механизмов. Оценки безопасности радиационного фона.

Ценностно-ориентационная:

По отношению к себе:

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления личности

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку

  • понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона.

По отношению к другим:

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем

  • понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.

По отношению к учебной деятельности:

  • понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона

  • осознание ценности получаемых знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах

  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.

По отношение к миру:

  • готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания.

В этот класс пришли школьники, которые желают изучать физику на углубленном уровне, что позволит с одной стороны их гармоничное развитие, а с другой, подготовить ребят к их будущей профессиональной деятельности

Большинство учащихся данного класса проявляют хорошие математические способности. Поэтому свои уроки я стараюсь насытить большим количеством разнообразных по форме и содержанию задач, разнообразить опытами, демонстрациями, используя в своей работе как

  • объяснительно – иллюстративный способ обучения, так и

  • деятельностный способ обучения, который протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней.

От урока к уроку стараюсь применять компетентностный подход к обучению, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности:

  • практические задания

  • лабораторные работы

  • домашние опыты

  • нестандартные задачи

  • физический практикум

В процессе осуществления познавательной деятельности на уроке, стараюсь ориентировать учащихся на способы получения знаний, а не на результат, при этом предоставляю возможность выбора средств:

  • обсуждение вопросов в микрогруппе

  • обращение к справочной литературе, словарям

  • обсуждение вопросов и способов решения задач дома с родителями

В этом случае обеспечивае6тся возможность самостоятельного выполнения учащимися учебного действия, даже если оно ошибочно. Создается ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.

Для успешного развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся на данной ступени обучения, необходимо перенести акцент с передачи суммы готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей, а также знакомству с методами научного познания мира, которое необходимо осуществлять при изучении всех разделов курса физики.

Поэтому принципиально новым в стандарте по физике на данной ступени, является личностно-ориентированный подход при определении целей обучения, деятельностный характер изучения предмета, развитие учащихся, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. В процессе изучения физики нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний.

Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений.

Поэтому в работе с данным контингентом учащихся, я большое внимание уделяю работе учащихся с различными текстами, как на уроках, так и во внеурочное время, при этом применяю:

  • технологию развития критического мышления, но на разных уроках использую разные этапы данной технологии:

    1. вызов

    2. осмысление

  • на разных этапах урока организую работу с текстом учебника «Чтение с пометками»

  • методику Эдварда де Борно «ПМИ» при работе с текстами, а также «Банк вопросов»

    1. Углубленное изучение физики на основе примерной программы среднего (полного) общего образовании (профильный уровень) направлено на достижение следующейцели:

обеспечение условий достижения выпускником уровня зрелости, достаточного для самоопределения и продолжения образования по физико-техническим специальностям, самореализации в сферах межличностных и социальных отношений, отношения к природе, уровня готовности к творческой деятельности и самостоятельному принятию решений в изменяющейся жизненной ситуации.

Основными задачами, решение которых обеспечит достижение поставленной цели углубленного изучения физики в образовательных учреждениях являются следующие:

  • формирование у обучающихся знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • развитие и совершенствование навыков самообразования при овладении умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, развитие толерантности по отношению к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающимведущую роль физики в создании современного мира техники; чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • развитие умений практического использования физических знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни и жизни окружающих, представлений о специфике влияния техногенного фактора на окружающий мир, соотнесение с проблемой глобальных изменений в природе; рационального природопользования и охраны окружающей среды на примере Свердловской области;

  • развитие навыков применения знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения новых знаний и оценки достоверности новой информации физического содержания,использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1.5. Приоритетами для углубленного физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • Познавательная деятельность направлена на создание условий для использования различных естественнонаучных методов для познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории. Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач. Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Формирование творческого подхода к решению учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата.

  • Информационно – коммуникативная деятельность направлена на овладение монологической и диалогической речью. Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, умения критически работать с ней. Формирование навыков перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; умений развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  • Рефлексивная деятельность связана с овладением навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий. Умение организовать учебную деятельность (постановка цели, планирование, средства достижения цели); учитывать мнение других людей при определении собственной позиции и самооценке; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществлять осознанный выбор пути продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Все эти виды деятельности способствуют становлению образованности учащихся как совокупности просвещенности (предметно – информационная составляющая регионального компонента государственного образовательного стандарта), обученности (деятельностно – коммуникативная составляющая стандарта), воспитанности (ценностно – ориентационная составляющая).

1.6. Особенности курса углубленного изучения физики.

Отличие стандартов базового и углубленного изучения физики для старшей школы определяется различием уровней изучения физических теорий и применения полученных знаний на практике при решении задач и выполнении экспериментальных заданий.

При углубленном изучении физики большое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым для продолжения образования, требующего хорошей физико-математической подготовки.

В физико-математических и физико-химических классах при выборе программы, учебника и методов преподавания физики рекомендуется исходить из того, что целью углубленного изучения является не сообщение максимально возможного объема знаний, а обучение самостоятельному поиску знаний, формирование теоретического мышления. Поэтому целесообразно добиваться повышения уровня подготовки учащихся не только расширением круга изучаемых вопросов, а углублением курса за счет решения большего количества разнообразных задач.

1.7. Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

1.Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).

2. Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем..

3.Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач

1.8. В основе отбора содержания учебного материала по углубленному изучению физики основного общего (полного) образования лежат следующие принципы:

  • Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки)

  • Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий)

  • Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств)

  • Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся)

  • Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников)

  • Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры

  • Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рассмотрено утверждено (4)

    Приказ
    РАССМОТРЕНОУТВЕРЖДЕНО на Общем собрании приказом ... рассматриваются на заседании педагогического совета и утверждаются директором лицея по согласованию с ... юридических и частных лиц. Положение рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета ...
  2. Рассмотрена утверждена

    Программа
    РАССМОТРЕНАУТВЕРЖДЕНА педагогическим советом научно-методическим советом ...
  3. Рассмотрена утверждена (3)

    архив
    РассмотренаУтверждена на педагогическом Совете Приказ № 125 ...
  4. Рассмотрено Рассмотрено «Утверждено» Совета школы « » 2010 «___» 2010 Председатель ШУС « » 2010г Председатель Правила школьной жизни в МОУ СОШ № 84 г Краснодар

    Документ
    РассмотреноРассмотрено «Утверждено» на заседании Управляющего на заседании ...
  5. Рассмотрено Рассмотрено «Утверждено» Совета школы « » 2010 «___» 2010 Председатель ШУС « » 2010г Председатель Правила школьной жизни в МОУ СОШ № 84 г Краснодар

    Документ
    РассмотреноРассмотрено «Утверждено» на заседании Управляющего на заседании ...
  6. Рассмотрено утверждено на заседании шмо решением педагогического протокол № совета от «__» 20__ г протокол № __ от

    Рабочая программа
    РассмотреноУтверждено на заседании ШМО решением педагогического ...

Другие похожие документы..