Главная > Документ


История экономических учений

Улан-Удэ

2010

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ и ОБРАЗОВАНИЯ при МСХ РФ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

Экономический факультет

История экономических учений

Курс лекций для студентов очной формы обучения по направлению 080100.62 «Экономика»

Улан-Удэ

Издательство БГСХА им. В.Р. Филиппова

2010

УДК 330 (091)

И 907

Печатается по решению методического совета

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная

сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

Рецензенты:

Цыренова Е.Д., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономическая теория, национальная и мировая экономика» ВСГТУ

Медведева Т.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства, коммерции и предпринимательства БГСХА

И 907 История экономических учений: Курс лекций для студентов очной формы обучения по направлению 080100.62 «Экономика»/ Сост. И.Г. Сангадиева, Т.Х. Куликова, Л.И. Багаева, Т.М. Шадонова, Ю.В. Битуев, Е.Л. Очирова, Н.В. Шобдоева, М.А. Пиноева. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2010. 154 с.

Курс лекций содержит систематическое изложение курса истории экономических учений в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению

080100.62 «Экономика».

Рассмотрены современные направления экономической науки, охарактеризованы аспекты развития экономической теории в России.

Предназначается для студентов, аспирантов и преподавателей кафедры экономической теории, а также всех интересующихся этой областью знаний.

УДК 330 (091)

И 907

© Сангадиева И.Г., Куликова Т.Х., Багаева Л.И. и др., 2010

© ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйст-

венная академия им. В.Р. Филиппова», 2010

Оглавление

Предисловие ……………………………………………………………………..

Раздел I. Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем ……………………………………………………………………………

Тема 1.Экономическая мысль Древнего мира ………………………………..1

Тема 2. Первые школы экономической теории ………………………………16

Тема 3. Классическая политическая экономия ………………………………29

Тема 4. Историческая школа ………………………………………………….43

Тема 5. Марксизм ……………………………………………………………...45

Раздел II. Формирование и эволюция западной экономической мысли

Тема 6. Маржиналистская революция …..…………………………………….53

Тема 7. Институционализм ……………………………………………………71

Тема 8. Кейнсианство и его эволюция ………………………………………..83

Тема 9. Неолиберализм ………………………………………………………..94

Тема 10. Современный консерватизм …………………………………….…101

Раздел III. История экономической мысли России. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли ……………………

Тема 11. Становление экономической мысли в России …………………..119

Тема 12 Эволюция российской экономической мысли в XX в…...............135

История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несет определенную самостоятельную нагрузку. Велико значение истории экономических учений и в системе экономического образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации. Целью данного курса является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства ученых различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений, существовавших в прошлом и существующих в настоящем в экономической науке, позволяет закрепить и углубить знания, полученные в курсе экономической теории.

Формирование высококвалифицированного специалиста в условиях реформирования высшей школы невозможно без целенаправленной самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа студентов – это важная форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению научных знаний, осваиваются новые навыки

познания, формируется научное мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности.

Роль преподавателя в современном учебном процессе заключается в том, чтобы направить усилия студента в нужном направлении, сориентировать его в огромном море современной литературы, а также обеспечить четкий контроль итогов его самостоятельной работы.

В представленном методическом пособии обобщен опыт преподавания истории экономических учений в БГСХА. Следует отметить, что в организации самостоятельной работы студентов важная роль принадлежит именно индивидуальным заданиям обучающихся, что способствует активизации мышления и эффективному закреплению изучаемого материала, углубляя и расширяя понимание проблем истории экономических учений. Использование данного пособия для организации самостоятельной работы студентов будет способствовать глубокому и систематизированному овладению содержанием курса истории экономических учений, повысит интерес студентов к изучению истории экономических учений, экономической теории, а также практики хозяйствования в условиях рынка.

Раздел I.

Экономическая мысль от зарождения до первых теоретических систем

Тема 1. Экономическая мысль Древнего мира

План лекции

  1. Предмет и задачи курса «История экономических учений».

2. Возникновение экономической мысли.

3. Экономическая мысль средневековья.

  1. Предмет и задачи курса «История экономических учений»

История экономических учений входит в систему экономических наук, составляющих основу экономического образования, основу подготовки экономистов различного профиля. Знание истории экономической мысли, а также развития экономической теории необходимо будущим экономистам, поскольку исторический материал не только расширяет общий кругозор специалиста, его эрудицию, но и участвует в формировании его как профессионала, влияет на уровень его квалификации.

По уровню исторических исследований, по состоянию и глубине разработки исторических проблем можно судить о состоянии экономической науки, степени ее зрелости. Наличие провалов в осмыслении исторического опыта, заведомых искажений исторических событий – важнейший показатель неблагополучного положения в науке. Еще с древних времен складывалось представление, что история – это великий учитель жизни. По словам П. Чаадаева, «переоценка прошлого необходима не для одной совести. Переоценка истории есть единственная возможность пути». Исторические исследования, без которых невозможны исторические параллели, позволяют взглянуть на современные явления и процессы как бы со стороны, определить и оценить их не только позитивное содержание, но и негативные проявления с их отрицательным, разрушительным воздействием.

Экономическое учение представляет собой систему экономических взглядов, формирующихся с учетом интересов определенных социальных групп и отражающих процесс развития общества и экономики. Такая система взглядов тесно связана с экономическим строем общества, фиксирует и отражает происходящие в нем изменения, так как корни экономических идей и теорий лежат в природе экономического строя, составляющего фундамент общественной структуры, основу развития общества.

Занимая самостоятельное место в системе экономических наук, история эконо­мических учений тесно связана с другими экономическими науками, прежде всего с политической экономией (общей экономической теорией), существенно дополняет и обогащает последнюю. История экономических учений поднимает и углубляет многие вопросы экономической теории, освещая их гносеологию, развитие, итоговые результаты и современные формы. Это обеспечивается тем, что история экономических учений охватывает процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических учений на всех основных этапах исторического процесса, отражая достижения науки и техники. Она исследует закономерности развития мировой экономической мысли, изучает предпосылки формирования экономических учений, роль и содержание основных этапов в их развитии, дает оценку научного вклада отдельных национальных школ экономической теории, определяет их место в общем потоке основных направлений эволюции экономических учений. История экономических учений не только пополняет, накапливает теоретический арсенал тех или иных школ и направлений экономической теории, но и систематизирует их, внося большой вклад в систему знаний, необходимых для формирования экономиста и повышения его профессионального уровня. Экономические учения формируются и приобретают определенное значение вместе с реальным развитием экономических отношений, господствующих или утверждающихся в обществе, вместе с характерными для них социальными противоречиями. Они отражают и впитывают в себя характер и специфику общественных отношений, экономического строя общества. Это неизбежно, поскольку содержание идей и теорий есть результат функционирования самой материальной основы, порождающей их.

Основу предмета истории экономических учений составляет история экономической мысли, зародившаяся с древнейших времен. Экономическая мысль развивалась и обогаща­лась в соответствии с изменением социально-экономических условий. Она меняла свое содержание, расширяя тем самым источники формирования экономических учений. Длительное время экономические идеи были разрозненными, отрывочными, тесно связанными с философией, с другими формами идеологии. Одной из наиболее ранних форм их существования были мероприятия экономической политики государств. Наряду с ними экономическая мысль проявлялась в юридических актах, церковной, художественной литературе, в обычаях и привычках народов. Обогащаясь, она все в большей мере расширяла возможности для формирования экономических учений.

Предмет истории экономических учений – эволюция взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ, системно разъясняющих сущность определенного круга явлений, взаимосвязанных между собой и возникающих как следствие отражения в сознании людей экономических отношений, определенного экономического порядка в процессе их развития.

По мере экономического прогресса общества, в ходе формирования экономических учений постепенно нарастает потребность в обосновании экономических явлений и процессов, принципов экономической политики, методов ее реализации, потреб­ность в экономическом анализе, в открытии закономерностей функционирования экономики. Вследствие этого рождается и развивается политическая экономия, которая превращается в основную экономическую науку. Это относится к XVII в. и непосредственно связано с утверждением и укреплением рыночной системы хозяйства.

История политической экономии восходит, таким образом, к эпохе первоначального накопления капитала. Термин «политическая экономия» впервые появился в начале XVII столетия в связи с публикацией в 1615 г. во Франции работы А. Монкретьена «Трактат политической экономии». Он стал преобладающим в экономической литературе вплоть до конца XIX века. С формированием неоклассического направления (конец XIX – начало XX века), усилившего прикладной характер экономических исследований, наряду с термином «политическая экономия» стали использовать термин «экономикс».

Если сопоставить предмет экономикс и политической экономии, то предмет послед­ней существенно шире, объемнее. Политическая экономия глубже проникает в содержание изучаемого социально-экономического процесса. Она не ограничивается прикладными аспектами, а призвана охватить все стороны изучаемого процесса, выяснить его сущность, основные формы проявления через систему экономических законов и категорий. Наряду с этим выясняются принципы построения и функционирования хозяйственного механизма, методы хозяйствования применительно к изучаемой социально-экономической системе как единому целому. В марксистской литературе предмет политической экономии догматичес­ки сводился к производственным отношениям, тем самым сужались задачи этой науки как науки об общественном производстве, распределении и обмене материальных благ, о богатстве общества и благосостоянии людей. Отсюда определялись критерии строившего­ся в бывшем СССР общества, идеалы которого связывались в основном со сферой распределения, в то время как производство отрывалось от реальных условий жизни людей, от их благосостояния, от реальностей процесса обмена.

Экономикс же изучает более узкую область экономических отношений, охватывающих непосредственно хозяйственный механизм, методы хозяйствования в целях обеспечения эффективного использования ограниченных ресурсов, максимизации прибыли при мини­мизации издержек производства.

Процесс возникновения политической экономии как основной экономической науки прослеживается историей экономических учений. Более того, он не только органически включается в предмет истории экономических учений, но и составляет основу последнего.

История экономических учений существенно шире истории политической экономии. Предмет истории экономических учений включает экономические идеи, понятия, обобщения и выводы, входящие в систему экономических взглядов, складывавшихся и функциониро­вавших задолго до возникновения политической экономии. Это относится к Древнему миру, к периоду средних веков. Хотя политическая экономия представляет собой наиболее высокую ступень в развитии экономических учений, только процессом ее становления и развития нельзя ограничивать историю экономических учений, ее предмет. Такое ограничение существенно обеднило бы данную отрасль экономической науки, нанеся ущерб и самой политической экономии.

Весьма существенным является вопрос деления экономистов на направления и школы, в основу которого заложены различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, концептуальных подходах к изучению экономических проблем. Представители одной научной школы солидаризуются в силу об­щности взглядов, позиций, методологии. И в то же время они нередко отличаются кругом научных интересов, проблематикой, трактовкой изучаемых проблем.

Такое деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, а эволюционируют. Бывает непросто решить, к какой школе их следует относить. Нобелевский лауреат Тьяллинг Купманс (США), получивший награду совместно с нашим соотечественником Леонидом Канторовичем за теорию оптимального распределения ресурсов, начинал знакомство с экономической наукой с изучения «Капитала» К. Маркса. Другой нобелевский лауреат Франко Модильяни (США) в своих работах стремился согласовать кейнсианскую политическую экономию с монетаристским анализом. Он является также теоретиком школы рациональных ожиданий. Яркий представитель институционального направления Гунна Мюрдаль в начале творческой карьеры был приверженцем «чистой» экономической теории, разрабатывая проблемы денежного обращения и фискальной политики.

Уместно напомнить, что появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. К примеру, предшественники классиков – меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. И это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями, усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматривали в качестве главной цели хозяйственного развития, основной заботы государства. Физиократы, стремившиеся отбить натиск торгового капитала, утверждали, что национальное богатство увеличивают только «дары земли», то есть сельское хозяйство. С помощью реформ физиократы рассчитывали сохранить старый порядок с господством земельной собственности, избежать острых коллизий и «жестокостей» нового общественного строя.

Развитие рыночных отношений периода свободной конкуренции породило необходимость создания логически стройной и взаимоувязанной (хотя и противоречивой) системы экономических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классической школы политической экономии.

Все последующие школы и концепции экономической науки так или иначе связаны с изменениями в хозяйственной жизни, потребностями экономической практики. Разумеется, появлению новых работ и концепций предшествует накопление эмпирического материала, проведение исследований и обобщений в отдельных, сравнительно узких областях экономической практики и экономической науки. Новые концепции, положения, выводы в той или иной мере опираются на труды и разработки предшественников, на разработанную ими терминологию, систематизируют и упорядочивают накопленное ранее теоретическое богатство.

Стремясь понять, под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов, необходимо избегать двух крайностей.

С одной стороны, нельзя признать правомерным проведение прямой и непосредственной связи между изменением социально-экономических условий и отражением этих условий и соответствующих интересов в экономических теориях и концепциях. Эта связь существует, но она не носит прямого, «жесткого» характера.

С другой стороны, при рассмотрении объективных основ появления той или иной концепции не следует абсолютизировать значение какого-либо одного фактора. Взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями весьма многогранна, противоречива, изменчива. Вместе с тем, и сами теории, в том числе взгляды теоретиков, принадлежащих к одной школе, далеко не однозначны. В этой связи, можно выделить наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и эволюционируют экономические взгляды и концепции:

  • труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

  • взаимовлияние национальных школ;

  • развитие смежных разделов экономической науки – статистики, математики, демографии, социологии и др.;

  • совершенствование методов научного исследования;

  • расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки;

  • взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логики, сопряженности экономических законов и категорий.

Таким образом, на развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных подходов, позиций, методов, при известной консервативности и несомненной преемственности знаний и выводов.

2. Возникновение экономической мысли

Систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики, началась еще в Древнем мире с появлением первых государственных образований и станов­лением государственных форм управления экономикой.

У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, относящиеся к тем временам, представляют собой конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе. Что касается самого термина «экономика» («домо­водство»), то он пришел к нам из древнегреческого («ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон, правило).

Истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции, средневековья

Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Выразителями подобного рода воззрений были, как правило, и крупные мыслители (философы), и отдельные правители рабовладельческих государств.

Из дошедших до нас письменных источников – памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока самым ранним принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», в котором речь идет по существу о «правилах» искусства государственного управления и хозяйствования (Древний Египет, XXII в. до н.э.). Критическая оценка неуправляемого роста масш­табов долгового рабства и ростовщичества, из-за чего богатыми смогли стать даже «простолюдины», а в стране началась гражданская война, очевидна еще в одном памятнике экономической мысли – «Речение Ипусера» (Древний Египет, начало XVIII в. до н.э.).

Между тем наиболее известным ранним памятником древневосточной экономической мысли является кодекс законов Вавилонии, принятый в ХVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). В тот период в государстве Месопотамии возникла реальная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консо­лидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы. Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство, либо смертная Казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к иму­щественному богатству, также сурово карались, вплоть до смерт­ной казни. Своеобразные требования государство узаконило в час­ти «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростов­щичества. К примеру, царские воины и другие граждане – вавило­няне по «новым» законам впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, «закон» гарантировал отцу семейства, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно ан­нулируют долг. Масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20 %, а натуральной ссуды – 33 % первоначальной суммы.

К числу памятников экономической мысли цивилизаций Древ­него Востока правомерно отнести разработки целостных систем го­сударственного регулирования натурального хозяйства, оформив­шихся в VI–III вв. до н.э. в Древнем Китае и в IV–III вв. до н.э. – в Древней Индии.

Центральной фигурой древнекитайской экономической обще­ственной и философской мысли является Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551—479 гг. до н.э.) – автор, записанного его учениками сборника «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В его хозяйственных воззрениях обращает на себя внимание «обоснование» необходимо­сти государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех «вышестоящих». Важно также отметить, что, по мне­нию этого мыслителя, труд приумножает богатство и народа, и го­сударя, и что вполне оправдано сосуществование «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины) и част­ного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Образованный правитель, по Конфуцию, – это «отец народа», гарант «правильного действия» и более равно­мерного распределения богатства, в том числе благодаря собст­венной «умеренности в расходах». Он утверждал, что общество разделено на сословия Богом и природой, но при этом призывал, чтобы каждый человек стремился к моральному совершенству, по­стигал естественные правила об уважении к старшим, о сыновней почтительности и дружбе с братьями. Как видим, в соответствии с умением Конфуция «у народа будет достаток», если умело хозяйствовать, при регламентированных патриархальных отношениях.

Древнеиндийскую экономическую мысль IV—III вв. до н.э. до­стойно представляет трактат «Артхашастра», автором которого считается Каутилья – советник царя Чандрагупты I (конец IV в. до н.э.). Название этого произведения образовано из слов «артха» (польза, выгода, доход) и «шастра» (наука, научное произведение, учение). В нем особо выделена роль государя в выработке и реали­зации «правильной» экономической политики. Рабство признается естественным, природным явлением для «накопления богатства» и достижения общественной пользы, ибо только «для ариев не долж­но быть рабства». Разделить временно или пожизненно удел ни­зшего сословия общества – рабов должны, по Каутилье, и те полу­чившие в пользование землю поселяне, которые не возмещают долги за причитающиеся налоги. Автор трактата заявляет, что государственное богатство складывается из результатов труда населения, и поэтому в вознаграждение ему оно должно расходоваться прежде всего на такие, совпадающие с общегосударственными его нужды, как: охрана ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, раз­витие промыслов, борьба с торговцами-спекулянтами и т.д. Чтобы обосновать регламентированное присвоение торговой прибыли куп­цами и торговцами, Каутилья исходит из того, что поскольку цена товара на рынке складывается не только из издержек предприятия, но и из торговых издержек, то следует заранее устанавливать до­лю прибыли торговли в цене товара в размере 5 % цены на мес­тные товары и 10 % – на иностранные.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РЕШЕНИЕ УЛАН-УДЭНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ ДО 2020 ГОДА

    Решение
    ... г.Улан-Удэ до г.Москвы - 5 532 км. Герб г. Улан-УдэИстория освоения ИсторияУлан-Удэ ... экономического роста города. Численность экономически активного населения г.Улан-Удэ на 1 января 2010 ... Улан-Удэ имеет один из высоких показателей процента ученых, ...
  2. Генеральный план городского округа «Город Улан-Удэ»

    Автореферат диссертации
    ... г. Улан-Удэ в 2004г, У-У, 2005, - основные показатели предприятий (организаций) г. Улан-Удэ по видам экономической деятельности, Улан-Удэ, 2005 ... образования “город Улан-Удэ” на 2005-2010 годы, принятой Администрацией г. Улан-Удэ от 20 июня ...
  3. Результативность научно-исследовательских работ публикации 2010 г монографии

    Документ
    ... социально-экономического пространства: Материалы Международной научно-практической конференции. – Т.1. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. Т. 1. - Улан-Удэ ... на соискание ученой степени д.п.н. Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики ...
  4. Сельское население бурятии в современных условиях социально-экономические и этносоциальные процессы

    Автореферат диссертации
    ... ученых, 22 декабря 2009 г.: в 2 ч. – Ч. 1. – Старый Оскол: Изд-во Роса, 2010 ... Улан-Удэ, 2004. – 190 с. 1 Дашамолонова И.О. Социально-экономические ... Улан-Удэ, 2000. – 165 с. 5 Русские в Бурятии: история и современность /отв. ред. В.И. Затеев. - Улан-Удэ ...
  5. Статьи в российских изданиях из перечня вак 2010 г

    Документ
    ... государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал) . – 2010. – № ... молодых ученых «Биоразнообразие: глобальные и региональные процессы». - Улан-Удэ. - 14-18 сентября 2010 г. ...

Другие похожие документы..