textarchive.ru

Главная > Отчет


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рекомендован

Президиумом РАО 13 февраля 2008 года

для обсуждения на общем собрании академии

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗА 2007 ГОД

Москва – 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАО и государственная образовательная и научная политика

4-8

1.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО

9-120

1.1.

Развитие педагогической науки в обновляемом социуме

11-15

1.2.

Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием

15-19

1.3.

Социокультурные проблемы современного образования

19-29

1.4.

Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования

29-31

1.5.

Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене

31-32

1.6.

Научное обеспечение модернизации профессионального образования

33-38

1.7.

Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях

38-41

1.8.

Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества

41-45

1.9.

Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

45-49

1.10.

Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка

49-53

1.11.

Итоги экспериментальных исследований по комплексным программам РАО

53-74

1.12.

Важнейшие научные достижения членов Академии

74-107

1.13.

Научные результаты исследований, выполненных РАО в рамках проектов федеральных и региональных целевых программ

107-120

2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

120-141

2.1.

Основные направления и важнейшие результаты исследований по программам экспериментальных площадок РАО

120-126

2.2.

Внедрение научных разработок

126-141

3.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

142-227

3.1.

Работа Президиума РАО

142-163

3.2.

Совершенствование научно-организационной работы

163-169

3.3.

Проблемы кадрового потенциала

169-179

3.4.

Информационное обеспечение научной деятельности

179-200

3.5.

Развитие международных связей

200-213

3.6.

Взаимодействие РАО с федеральными и региональными органами власти, системой образования, научными структурами

213-227

4.

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

227-237

4.1.

Финансирование РАО

227-231

4.2.

Основные итоги бухгалтерского учета

231-233

4.3.

Контрольно-ревизионная работа

233-234

4.4.

Состояние материально-технической базы

234-237

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложения по приоритетным направлениям фундаментальных исследований РАО на среднесрочную перспективу

237-240

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

241-246

ВВЕДЕНИЕ

РАО и государственная образовательная и научная политика

Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности. В связи с этим Российская академия образования призвана осуществлять научное обеспечение процессов опережающего развития и модернизации российской системы образования, ориентированной на инновационное развитие экономики, формирование объединяющих российское общество моральных ценностей и нравственных устоев.

Итоги деятельности Российской академии образования за отчетный период свидетельствуют об усилении стратегической и содержательно-функциональной направленности выполняемых фундаментальных проектов и образовательных программ, дальнейшем развитии и более продвинутом научном обеспечении государственной политики в области инновационного обновления образовательной системы, адекватно отражающей в своей динамике коренные духовно-нравственные и материальные потребности становления и консолидации гражданского общества.

Результаты многочисленных исследований, проводимых учеными академии, фиксируют снижение показателей духовной жизни общества, значительную переориентацию общественного сознания с гуманистических идеалов на ценности материального благополучия, гедонизма. Происходят процессы интенсивного разрушения русского языка, ведущие к деформации национальной картины мира. Теряет позиции интеллигенция, которая традиционно считалась в обществе флагманом личностного развития. Практически невостребованным остается огромный человекотворческий потенциал российской художественной культуры. Обозначившийся сегодня разрыв между образованием и культурой выразился в свертывании подлинной культуры, ее последовательной изоляции от школы, сокращении классического художественного наследия в школьных программах, в закрытости и элитарности процессов приобщения к искусству. Выявлены опасности для российского образования, связанные с развитием процессов неолиберальной глобализации или «американизации», которые охватывают не только экономику, но и сферу образования и культуры в мировом масштабе.

Учитывая, что все большую роль в экономической, политической и культурной жизни будет занимать молодежь, общество и государство не могут не понимать, что эти проблемы обостряются и в связи с кризисной ситуацией, сложившейся в двух важнейших сферах и соответствующих им институтах социально-культурной интеграции и индивидуализации молодежи: образования и досуга. Причины этого кризиса лежат в мировоззренческой плоскости и связаны, прежде всего, с неразработанностью теоретических и методологических основ реформирования гуманитарного образования как института духовной преемственности. Устранение просчетов в культурной политике видится в пересмотре приоритетов в образовании, в котором воспитание духовной культуры должно стать базисом развития личности в процессе постоянной творческой деятельности по освоению, распространению и преумножению мирового и отечественного культурного достояния.

Результаты исследований РАО в области культурных оснований современной системы образования обеспечивают решение вопросов конструктивного общения и диалога, национальной, духовной и культурной идентичности в поликонфессиональной и полиэтнической среде Российской Федерации. В контексте обозначенных проблем РАО концептуально разработана и практически воплощена модель непрерывного образования в системе изучения народных искусств и художественных промыслов России. Разработана стратегия приобщения подрастающего поколения к художественным ценностям многовекового культурного опыта, представляющего собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций. Таким образом, решается проблема сохранения и приумножения духовных российских ценностей, что способствует развитию у детей и юношества национального самосознания, формированию трудолюбия и патриотизма.

Политика государства в области культуры должна носить упреждающий характер и формировать имеющимися у культуры средствами личность, способную отзываться на нужды и потребности государства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Для этого целесообразно в рамках национального проекта «Образование» разработать государственную программу поддержки гуманитарного образования и духовного воспитания детей и молодежи. Вышеозначенная государственная программа должна опираться на единство образования и культуры, на громадный творческий багаж и традиции отечественной духовности, активное использование просветительских возможностей музеев, библиотек, учреждений профессионального искусства, усиление в образовании роли и места предметов художественного цикла, создание образовательного канала ТВ и образовательных (учебных) сайтов сети Интернет.

Снижение воспитательного потенциала российского социума выражается в ценностной дезориентации подрастающих поколений, росте негативных явлений в детской среде. Укрепление системы воспитания детей и молодежи, определение его приоритетных направлений в условиях модернизации российского общества, обеспечение комплекса неотложных практических мер федерального масштаба является насущной задачей, как государственной политики, так и научной политики РАО.

Социальный запрос на повышение эффективности воспитательной деятельности различных социальных институтов и учреждений образования крайне актуализирует разработку научно-методической базы современного воспитания. В выполненных работах исследованы воспитательный потенциал российского общества (семьи, систем образования, культуры, социальной защиты, общественных объединений, средств массовой информации), влияние цивилизационных и социокультурных факторов на состояние детского населения страны. Выявлена высокая степень социальных рисков в процессе взросления детей, определяющая необходимость коренного изменения статуса социального института воспитания в современной России, ориентированного на опережающее развитие воспитательной деятельности, формирование мировоззрения детей и молодежи, адекватное их личностному развитию, развитию российского общества и государства на основе лучших отечественных традиций и опыта. Осуществлено системное исследование феномена патриотизма как фактора консолидации и устойчивого развития российского общества. Обоснована необходимость разработки общенациональной программы воспитания, сформированы ее научные основы.

В академии осуществляется комплексное лонгитюдное исследование, ориентированное на научное обоснование новых, востребуемых социальной практикой социально-педагогических стратегий и механизмов конструктивного влияния образования на развитие сельского социума. Проведено углубленное изучение таких проблем сферы образования на селе, как: мотивация к самореализации личности в различных сферах деятельности; успешное продвижение детей в обучении и воспитании; здоровьесбережение сельского населения в системе образования; формирование трудовых ресурсов для села (предпрофильная, профильная подготовка школьников, самоопределение в профессионально-трудовой сфере). Особое внимание уделяется обоснованию инновационных подходов к управленческой деятельности в образовательной и социальной политике на селе в соответствии с социальными ожиданиями и современным социальным заказом.

Участие РАО в работе по модернизации общего среднего образования выразилось в создании общей концепции и осуществлении разработки государственных образовательных стандартов второго поколения, адекватных требованиям современного российского общества. Образовательные стандарты второго поколения рассматриваются как обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан на получение общего образования. Они ориентированы на задание векторов развития системы образования на ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования. Совместно с РАН определено «фундаментальное ядро» школьного образования, составившее инвариантную часть содержания школьных учебных предметов. В рамках совместного с РАН проекта «Академический школьный учебник» создается комплекс современных учебников для общеобразовательной школы. Важными результатами физиологических исследований стали критерии комплексной оценки здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях, а также модульные программы формирования ценности здоровья и профилактики отклоняющегося поведения.

На основе выявленных предпосылок и условий становления дошкольного образования детей создана научная Концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования», в которой определены пути, условия, механизмы реформирования дошкольного образования. Раскрыта нормативная картина развития ребенка-дошкольника. Обоснована новая образовательная модель дошкольного образования.

В области специального образования разработаны нейропсихологические основы комплексной реабилитации детей и подростков со сложными нарушениями в развитии, программы и методики медико-психолого-педагогической реабилитации детей с различными формами патологии центральной нервной системы и методическое обеспечение реконструкции системы образования детей с отклонениями в развитии.

В рамках реализации комплекса мер по совершенствованию профессионального образования совместно с Минобрнауки РФ проведена работа по разработке и утверждению государственных образовательных стандартов, соответствующих современным требованиям к квалификации специалистов (в части совершенствования методологии и стратегии отбора содержания профессионального образования, методов и организационных форм обучения на базе реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий и адекватно выявленным и обоснованным тенденциям опережающего развития среднего профессионального образования в России).

Разработано научно-педагогическое и программно-методическое обеспечение в области использования педагогических систем профессионального обучения, воспитания и развития личности в аспекте становления социального партнерства в системе отечественного профессионального образования и в соответствии с современными требованиями рынка труда и образовательных услуг в российском обществе. Выявлены и систематизированы социально-экономические, научно-технические и профессиологические факторы интеграции профессий в отечественной системе непрерывного профессионального образования. Создана методология интеграции начального и среднегопрофессионального образования, раскрывающая теоретические предпосылки интеграции учебных программ.

В РАО разработаныметодология и научно-методическое обеспечение комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования (в том числе контент для дистанционной формы подготовки) в области использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, в процессе информационного обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением для уровней начального, среднего, высшего профессионального образования, для подготовки кадров высшей квалификации.

Во многих регионах России осуществлено внедрение подготовки педагогических кадров в области: владения методиками преподавания школьных дисциплин с использованием средств ИКТ; информационного взаимодействия на базе Интернет; психолого-педагогической диагностики на основе компьютерного тестирования; предотвращения возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовании; автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспита­тельного процесса и организационного управления учебным заведением.

Обосновано целостное представление об образовании взрослых, включающее все виды послевузовского профессионального и дополнительного, формального и неформального образования (повышения квалификации, переподготовки, подготовки по новым специальностям), варианты вечернего (сменного) обучения и экстерната; многообразные формы удовлетворения образовательных потребностей взрослых в непрофессиональной сфере и сфере досуга, разнообразные формы светского и религиозного просвещения, самообразования и духовного становления.

Разработаны Концепция и Межгосударственная программа развития образования взрослых в СНГ и пакет модельных законов, нацеленные на сохранение и развитие общего образовательного пространства. На заседании экспертной группы государств-участников Содружества Независимых Государств Совета глав Правительства СНГ (10-12.07.07 г.) Институт образования взрослых РАО приобрел статус базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по образованию взрослых и просветительской деятельности.

На основе разработанной в РАО методологии оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, создана Система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения – АПИКОН. Система осуществляет экспертизу десяти видов такого рода педагогической продукции, обеспечивая эффективное и безопасное ее использование в общем среднем и профессиональном образовании. Разработаны теория и методика подготовки экспертов по оценке педагогико-эргономического качества данной педагогической продукции. В 2007 году Президиумом создан Экспертный совет по оценке качества электронных изданий образовательного назначения, деятельность которого будет направлена на экспертизу и рецензирование электронных учебных изданий, в том числе и для системы профессионального образования.

Фундаментальные и прикладные исследования, проводившиеся в РАО по приоритетным направлениям развития наук об образовании – методологии и теории педагогики, современным проблемам дидактики и информационно-коммуникативным технологиям в образовании, историко-педагогическим и компаративистским исследованиям, современным концептуальным разработкам в области теории воспитания, создали прочную основу для успешной реализации в 2008-2012 г. разработанных в академии исследовательских проектов, ориентированных на выявление фундаментальных закономерностей и духовно-интеллектуального потенциала мира образования в обновляемом социуме, обеспечение теоретико-методоло­гической базы проектирования и реализации на федеральном и региональном уровнях вариативных систем управления качеством образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ О РАБОТЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    Отчет
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯОБРАЗОВАНИЯОТЧЕТ О РАБОТЕРОССИЙСКОЙАКАДЕМИИОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2008 ГОД МОСКВА 2008 ...
  2. Об­ра­зо­ва­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го от­де­ле­ния рос­сийской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния (13)

    Документ
    РОС­СИЙСКАЯАКА­ДЕ­МИЯОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ УРАЛЬСКОЕ ОТ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ И НА­УКА ИЗ­ВЕС­ТИЯ УРАЛЬСКО­ГО ОТ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ РОС­СИЙСКОЙАКА­ДЕ­МИИОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ ... html. 9. От­чет по на­уч­но- ... по на­уч­но-ме­то­ди­чес­кой ра­бо­те МОУ «Гим­на­зия № ...
  3. Об­ра­зо­ва­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го от­де­ле­ния рос­сийской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния (1)

    Документ
    ... Российскойакадемииобразования по теме: «Развитие научного потенциала системы образования на Урале». Для совместной работы ... позиции Российскойакадемииобразования укреплялись на Среднем Урале. Далее участникам совещания был представлен отчет ...
  4. Сибирский научный центр российской академии образования

    Документ
    РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙАКАДЕМИИОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ... и область, обобщение и представление отчета о выполненной работе. В апреле издаются приказы по ...
  5. Российской академии образования сборник программ

    Документ
    Институт содержания и методов обучения Российскойакадемииобразования СБОРНИК программ внеурочной деятельности детей ... и выставка работ учащихся Подготовка рефератов, отчетов, стендовых материалов и выставки работ учащихся. Защита работ учащихся ...

Другие похожие документы..