Главная > Документ

1

Смотреть полностью

Государственное образовательное

учреждение дополнительного

профессионального образования

Забайкальский краевой институт

повышения квалификации и

профессиональной переподготовки

работников образования







Выпуск № 6








Чита 2009



Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Забайкальский краевой институт

повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования


Выпуск 6

Чита 2009

ББК 91.9:74

А 68

А 68 Аннотированный каталог изданий ЧИПКРО (2008 год). Выпуск 6 / сост.: Е.П. Евменова, Ю.Н. Ларина, А.К. Дзасохова, С.В. Улькина, М.Ю. Шитухина. – Чита : ЗабКИПКРО, 2009. – 38 с.

Аннотированный каталог содержит информацию о научно – методической, учебно-методической литературе и периодических изданиях, выпущенных ЗабКИПКРО (ЧИПКРО) за 2008 год.

Каталог адресован всем категориям работников образования.

ББК 91.9:74

© ЗабКИПКРО, 2009

Уважаемые коллеги!

Центр педагогической информации предлагает Вашему вниманию 6-й выпуск аннотированного каталога изданий ЗабКИПКРО (ЧИПКРО) за 2008 год.

Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования осуществляет выпуск следующих видов печатной продукции:

  • Нормативно-правовые документы;

  • Монографии, материалы НПК и педагогических чтений, аналитические отчеты и библиографические списки литературы;

  • Учебно-методическая литература: методические пособия, рекомендации, материалы к лекциям, информационно-методические сборники, опыт работы ОУ, педагогов и др.;

  • Материалы по планированию деятельности ЗабКИПКРО;

  • Периодические издания.

Для работников образования сотрудниками ЗабКИПКРО подготовлены и изданы учебно-методические пособия по актуальным вопросам современного образования.

Приглашаем к сотрудничеству!

Наш адрес: г. Чита, ул. им. Ленина, 162.

Корпус № 2, каб. № 6.

Телефон: 8(3022)26-35-31.

Адрес в Интернете: http://www.chipkro.ru/

Е-mail: cpi.zabkipkro@

Содержание

I. Нормативно-правовые документы

5

II. Аналитические отчеты, материалы НПК и монографии………..

5

III. Учебно-методическая литература (методические пособия, рекомендации, информационно-методические сборники, материалы к курсам повышения квалификации)……………….

8

IV. Материалы по планированию деятельности ЗабКИПКРО…………………………………………………………

17

V. Периодические издания:……………………………………………

Научно-методический журнал «Педагогическое обозрение».…………………………….

Газета «Информационный вестник»……………………………....

18

36


С 23 Сборник нормативно-правовых актов, примерных критериев и показателей по системе оценки качества общего образования в Забайкальском крае/ под ред. Л.А. Скидановой. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 150 с.

УДК 37.1

ББК 74.204

В сборнике представлены нормативно-правовые акты, единая система получения образовательной информации (Регистр качества), примерные критерии и показатели оценки деятельности МОУО, образовательных учреждений, руководителей образовательных учреждений, педагогических работников по системе оценки качества общего образования в Забайкальском крае.

Материалы сборника будут востребованы специалистами органов управления образованием, методическими службами, руководителями ОУ, учителями, органами государственно-общественного управления.

Сборник нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ в Забайкальском крае (Читинской области) в 2008 году. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 56 с.

А 64 Анализ мониторинговых исследований остаточных знаний учащихся (октябрь 2007 г.) : аналитический отчет / под ред. Л.А. Скидановой. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 49 с.

ББК 74.204

В аналитическом отчете представлены результаты мониторинга остаточных знаний по русскому языку и математике учащихся 5-х классов в Борзинском, Краснокаменском, Карымском, Красночикойском, Хилокском, Читинском районах и г. Чите, и уровня готовности к обучению детей, пришедших в 1-й класс в Борзинском, Красночикойском, Чернышевском, Оловяннинском районах.

В аналитическом отчете особое внимание уделено содержательному описанию учебных достижений школьников, проведен сопоставительный анализ с результатами прошлого года. На основе анализа даны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и принятию управленческих решений на разных уровнях. Отчет предназначен для широкого круга лиц: представителей органов управления образованием, методических служб, руководителей ОУ, учителей, органов ГОУ.

А 64 Анализ мониторинговых исследований индивидуальных достижений учащихся 4–5 классов, результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме, региональных экзаменов (апрель–май 2007 г.). Ч.1. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 90 с.

ББК 74.204

А 64 Анализ мониторинговых исследований индивидуальных достижений учащихся 4–5 классов, результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме, региональных экзаменов (апрель–май 2007 г.). Ч.2. – Чита : ЧИКРО, 2008. – 79 с.

ББК 74.204

Материалы включают описание особенностей проведения мониторинга в 4–5 классах, готовности выпускников основной школы к продолжению образования.

На основе анализа результатов мониторинга, итогов государственной аттестации 9 классов в новой форме, региональных экзаменов в 9, 11 классах даны рекомендации по совершенствованию учебного процесса и управления образованием.

Анализ предназначен для широкого круга лиц: сотрудников органов управления образованием разного уровня, методических служб, руководителей образовательных учреждений, учителей.

Аналитический отчет по результатам ЕГЭ в Читинской области в 2008 г. Часть 1. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 120 с.

Аналитический отчет по результатам ЕГЭ в Читинской области в 2008 г. Часть 2. – Чита 6 ЧИПКРО, 2008. – 73 с.

В аналитическом отчете представлены результаты ЕГЭ, который проводился в 31 муниципальном образовании Читинской области в мае-июне 2008 г. Материалы включают описание особенностей проведения ЕГЭ в 2008 г., анализ общих результатов ЕГЭ. Особое внимание уделено сравнению результатов единого государственного экзамена разных лет. На основе анализа результатов ЕГЭ даны рекомендации по совершенствованию учебного процесса. Отчет предназначен для представителей органов управления образованием регионального и муниципальных уровней, специалистов методических служб, руководителей образовательных учреждений, учителей, преподавателей ЗабГГПУ, п\к, а также может быть полезен выпускникам школ и профессионального образования.

Грешилова, И.А.

Г 81 Педагогическая антропология: философско - культурологическое основание : монография / И.А. Грешилова, М.Н. Фомина. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 144 с.

ISBN 978-5-98464-033-6

УДК 37.013.73

ББК 74.6

В монографии рассматривается философско-культурологическое основание педагогической антропологии, которая является научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения. Педагогическая антропология предстаёт как специальное течение в единстве культурологического, социологического и личностно-ориентированного уровней. Проблемы педагогической антропологии анализируются в контексте современной и классической зарубежной и отечественной философской мысли.

Авторы монографии, рассматривая образование как социокультурный феномен, акцентируют особое внимание на диалоге и его многоплановости.

Философско-антропологические проблемы являются недостаточно полно разработанными в отечественной аналитике, в данной монографии, по мнению авторов, представлены концептуальные подходы в рамках культурной парадигмы современного образования.

Монография адресована специалистам в области философии, культурологии, практическим работникам сферы образования, аспирантам, занимающимся вопросами педагогической антропологии в контексте современной философии образования.

К 12 Качество общего образования в Читинской области (Забайкальском крае): состояние, тенденции, проблемы и перспективы : третья версия ежегодного аналитического доклада / Т.Н. Рыжкова, Л.А. Скиданова, А.А. Судакова, Л.И. Кузнецова. – Чита : ЧИПКРО, 2008. - 122 с.

УДК 371

ББК 74.04(2)

Аналитический доклад подготовлен на основе материалов Комитета образования Читинской области, областного Института повышения квалификации работников образования, результатов социологических опросов общеобразовательных школ, ГОУ, МОУО, анализа текущего архива Комитета образования, отчёта областных экспериментальных площадок по СМК.

В первой части доклада проанализировано состояние системы образования Читинской области, выявлены основные проблемы. Во второй - представлены результаты широкомасштабного регионального исследования «Система качества в Читинской области», изложены результаты реализации 3-го этапа регионального проекта «Проектирование системы управления качеством в Читинской области», поставлены цели и задачи по созданию системы менеджмента качества.

Р 32 Региональная научно-практическая конференция «Психология школьного образования: опыт, проблемы, перспективы» : материалы конференции / под общ. Ред. Т.И. Пономаренко. – Чита : ЧИПКРО, 2008 – 124 с.

ББК 88

УДК 159.9

В сборнике представлены материалы региональной научно-практической конференции «Психология школьного образования: проблемы, опыт, перспективы», которая состоялась в г. Чите 11-12 ноября 2008г. Публикации отражают современную психологическую проблематику в образовательной сфере. Освещаются тенденции преобразования педагогической реальности средствами психологии и пути формирования психологической культуры участников образовательного процесса. Обсуждаются методы и технологии психологизации образовательной среды, возможности практической психологии в решении проблем подрастающего поколения. Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями, проблемы безопасности педагогического взаимодействия и психологического здоровья учащихся и педагогов.

Издание адресовано психологам, педагогам, специалистам службы практической психологии образования, руководителям образовательных учреждений.

Андреева, Л.Г.

А 65 Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в структуре и содержании общего образования : методические рекомендации / Л.Г. Андреева. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 102 с.

УДК 37.28

ББК 74.266.8

Предлагаемые методические рекомендации разработаны в помощь преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ). Их создание обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогов материалами, способствующими методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса по предмету. Данное пособие включает в себя теоретическое обоснование содержания курса ОБЖ и рекомендации по планированию учебно-воспитательного процесса, а также по организации внеклассной работы по предмету. Приложения содержат примерную тематику элективных курсов и примерные программы.

Методические рекомендации помогут педагогу сориентироваться не только в структуре и содержании курса ОБЖ, но и в тех изменениях, которые происходят в целом в образовании.

А 68 Аннотированный каталог изданий ЧИПКРО (2007 год). Выпуск 5 / сост.: Е.П. Евменова, Ю.Н. Ларина, А.К. Дзасохова, С.В. Улькина, М.Ю. Никитина. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 44 с.

ББК 91.9:74

Аннотированный каталог содержит информацию о научно – методической, учебно-методической литературе и периодических изданиях, выпущенных ЧИПКРО за 2007 год.

Каталог адресован всем категориям работников образования.

Бахметьева Е.А.

Б 30 Забайкалье в XVII-XVIII вв. : книга для учителя : уроки исторического краеведения в 7 классе. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 143 с.

УДК 947.05

ББК 63.3(2)46

Пособие является составной частью учебно-методического комплекта к авторскому учебнику «Забайкалье в XVII-XVIII вв.». В нём представлены поурочные разработки к каждому параграфу учебника, в которых определены цели и задачи уроков, объяснены основные понятия курса, предложены варианты проведения повторительно-обобщающих уроков. Особое внимание уделено освещению тех моментов курса, которые недостаточно полно раскрыты в тексте учебника. Кроме традиционных уроков предлагаются новые формы проведения уроков. В пособие включены биографии исторических деятелей, документы и другой дополнительный материал.

Пособие адресовано учителям истории, может быть полезно также студентам педагогических вузов.

Автор выражает глубокую признательность методисту ЧИПКРО Г.П. Пясецкой за методическую помощь в разработке уроков и своему сыну Дмитрию в осуществлении компьютерного набора текста.

В 77 Воспитание экологической культуры : сборник материалов / сост.: В.Н. Васильева; под ред. В.В. Крапивьяновой. – Чита : ЧИПКРО, 2008 – 105 с.

УДК 372.3

ББК 74.902

Цель сборника – помочь педагогам осуществлять воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста. Предложены разработки игровых занятий, сценарии различных мероприятий на экологическую тематику с использованием краеведческого материала. В содержание включен также литературный и фольклорный материал. Многие занятия можно проводить и с учащимися основной школы. Материалы рекомендованы, прежде всего, учителям начальных классов, а также преподавателям биологии, географии, экологии и педагогам учреждений дополнительного образования Забайкальского края.

З 12 Забайкальский край языком математики : сборник текстовых задач по математике для начальной и основной школ / сост. А.А. Борисенко. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 78 с.

ББК 22.1я7

УДК 51

В сборнике представлены текстовые задачи, в содержание которых включены некоторые региональные особенности Забайкальского края. Решение таких задач позволит учащимся не только овладеть смыслом арифметических действий, вычислительными навыками, предусмотренными программами начальной и основной школ, но и познакомит с разнообразием животного и растительного мира Забайкалья, с историей и культурой края, с его социально-экономическим положением.

Данный сборник - результат коллективной работы студентов Сретенского педагогического колледжа: Кибирева А., Быковой Е., Паруниной Е., Москвитиной С., Зайковой И., Александровой Е., Вырупаевой М., Кирюшиной В. и др.

Сборник будет интересен учителям начальных классов и преподавателям математики основной школы.

Игумнова, Е.А. и др.

И 28 Забайкаловедение : образовательная программа интегрированного курса для 3-4 классов общеобразовательной школы / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.В. Добрынина, Н.В. Храмцова, О.И. Казанова, И.Б. Барахоева. – Чита : ЧИПКРО, 2008 – 29 с.

ISBN 978-5-98464-035-0

УДК 371.214.14.

ББК 74.26 (253.5)

Данная программа предназначена для реализации регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ Забайкальского края (3-4 классы). Во введении к программе обозначена актуальность создания, цель, задачи и принципы реализации программы курса «Забайкаловедение». Создание и структура программы представлены двумя модулями: «Природное наследие» и «Историческое и культурное наследие Забайкалья». Даны также требования к уровню подготовки учащихся по классам и по модулям. Завершают программу методический комментарий и рекомендуемая литература для учителей и учащихся.

Программа адресована учителям начальных классов общеобразовательных школ.

О 72 Особенности преподавания предметов естественнонаучного цикла и предмета «Технология» в 2008–2009 учебном году / сост. Е.И. Никифорова, В.В. Крапивьянова, Н.И. Раитина, А.В. Карелин, А.М. Калашникова ; под общ. ред. Е.И. Никифоровой. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 80 с.

ББК 74.26

УДК 372.8

Данные методические материалы представляют собой сборник статей методистов по предметам естественнонаучного цикла и предмету «Технология», в которых раскрываются особенности их преподавания в 2008–2009 учебном году. Предлагаемые информационно–методические материалы подготовлены в помощь руководителям МО учителей естественнонаучного цикла и технологии. Они помогут педагогам лучше осмыслить те процессы, которые происходят в образовании, и лучше подготовиться к традиционным августовским педсоветам. Материалы содержат различные необходимые сведения о компетентностном и деятельностном подходах, актуальных сегодня в образовании, о грядущем стандарте второго поколения.

Данные материалы снабжены также сведениями по некоторым проблемам преподавания этих предметов, связанных с низкой успеваемостью, и даны краткие методические советы по её ликвидации.

Победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (учителя истории, обществознания, географии) : информационный сборник. Серия «Лучшие учителя Забайкалья». – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 23 с.

Победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (учителя русского языка и литературы, иностранного языка, музыки) : информационный сборник. Серия «Лучшие учителя Забайкалья». – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 31 с.

Победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (учителя начальных классов) : информационный сборник. Сер. «Лучшие учителя Забайкалья». – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 31 с.

Победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (учителя математики, информатики, физики, биологии, химии, технологии) : информационный сборник. Серия «Лучшие учителя Забайкалья». – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 31 с.

Пояркова, З.Д.

П 41 Методические рекомендации по организации процесса трудовой реабилитации подростков группы риска в социально-реабилитационном центре : из опыта работы / З.Д. Пояркова. - Чита : ЧИПКРО, 2008. – 117 с.

УДК 376.6

ББК 74.6

Данное издание представляет собой методические рекомендации для руководителей, педагогов и специалистов, участвующих в организации процесса трудовой реабилитации подростков группы риска в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. За основу взят опыт работы Билитуйского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Подросток» Читинской области.

В рекомендациях обоснована актуальность проблемы трудовой реабилитации воспитанников социозащитных учреждений, рассмотрена теоретико-методологическая база, предложены педагогические условия трудовой реабилитации подростков группы риска и пути их реализации.

П 78 Программа «Почемучки»: как познакомить с окружающим миром дошкольников с нарушениями зрения : методические рекомендации / сост. И.Г. Козлова, Н.А. Дудина, Л.В. Большакова, Н.В. Фильшина, И.Ф. Осотова, Е.А. Сивкова, О.И. Степанова, Е.В. Липатникова, Е.В. Протасова, С.Д. Дашиева. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 143 с.

УДК 373.25

ББК 74.3

В методических рекомендациях представлен результат опытно-экспериментальной работы творческой группы педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 87» г. Читы.

Первый раздел сборника предлагает авторскую программу, перспективное планирование коррекционно-педагогической работы, примерные конспекты занятий, разработанные с учетом тифлопедагогических требований.

Во втором разделе обобщён теоретический материал, который позволяет изучить особенности психофизического развития детей со зрительной глазной патологией.

В приложениях публикуются тифлопедагогические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы, комплексы зрительных упражнений, советы офтальмологов по охране зрительных функций, правила работы на компьютере, общие гигиенические требования к зрительной работе.

Методические рекомендации адресованы родителям, педагогам специализированных и неспециализированных дошкольных образовательных учреждений, всем специалистам, решающим задачи обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

П 90 Путешествие в страну Загадок : методическое пособие для учителей, преподающих ТРИЗ / сост. Л.П. Захарова, О.А. Полынцева. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 110 с. (к пособию прилагается CD-диск).

ББК 74.202.4

Курс «Путешествие в страну Загадок» ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.

Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Курс знакомит детей, не владеющих основами естественнонаучных знаний, с основными понятиями ТРИЗа (системным анализом, идеальностью, противоречием) и обучает их основным мыслительным операциям - умению сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т.д.

Пособие предлагает подробные поурочные разработки для проведения занятий с учащимися 2х–5х классов, рекомендации по проведению каждого урока, примерные схемы диалогов, комментарии к мультимедийному приложению.

Курс «Путешествие по стране Загадок» был апробирован в 2006-2007 учебном году в 5м классе моу сош № 3 г. Читы.

Пяткова, В.М.

П 99 Штриховой приём формирования каллиграфически правильного письма : учебное пособие / В.М. Пяткова. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 178 с.

УДК 372.45

ББК 74.202.4

В учебном пособии представлена авторская методика формирования каллиграфически правильного письма. Обобщенный алгоритм письма букв, способствующий формированию зрительно-двигательного контроля на основе развивающегося геометрического глазомера, двухсторонняя контрольно-оценочная деятельность обучаемого и обучающего построены на нетрадиционном подходе к анализу конфигурации буквы.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», учителей, слушателей курсов повышения квалификации.

Р 31 Региональный компонент интегрированного курса «Окружающий мир» : книга для учителя / сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 70 с. (вкладыш)

УДК 372.48

ББК 74.261

Пособие содержит справочный (фактический) материал по географическому, биологическому и историческому краеведению Читинской области как дополнение к интегрированному курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Данный материал рекомендуется использовать для реализации регионального компонента.

Издание адресовано учителям начальных классов и может быть интересно студентам педагогических колледжей.

Ремизов, Ю.М.

Р 38 Эта непостижимая игра – шахматы : сборник научно-популярных статей / Ю.М. Ремизов. - Чита : ЧИПКРО, 2008. - 76 с.

УДК 794.1

ББК 75.581

Основу книги шахматного тренера и журналиста Ю.М. Ремизова составляют исследовательские, полемические и критические статьи, в разные годы опубликованные в журналах «64 - Шахматное обозрение», «Шахматы в России» и «Интеллектуальные игры», в газетах «Забайкальский рабочий» и «Шахматная неделя» и частично восстановленные от редакторских сокращений. В данное издание они вошли с исправлениями, добавлениями, переосмыслением тех или иных моментов. Есть статьи ранее не публиковавшиеся.

Статьи расположены по темам, затрагивающим историю и общую теорию шахмат, правила игры, вопросы философии и возрастной психологии, методику преподавания шахмат, даны и юмористические зарисовки. Основной, концептуальной статьей является «Непостижимость шахмат».

Про такие многослойные тексты говорят, что они написаны «на нескольких уровнях смысла» и требуют сосредоточенности и напряжения мысли. И тогда читателя ждут все новые и новые субъективные открытия.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся шахматами.

Романов, И.А.

Р 69 Поэтика транзита: о русской прозе и поэзии последних десятилетий : учебное пособие / И.А. Романов. - Чита : ЧИПКРО, 2008. – 146 с.

ISBN 978-5-98464-029-9

УДК 372.882

ББК 74.268.1 рус

В учебном пособии «Поэтика транзита (о русской прозе и поэзии последних десятилетий)» рассматриваются некоторые тенденции литературного процесса, анализируется творчество наиболее ярких писателей, чьи произведения соответствуют особой «транзитной» поэтике. Выбор авторов обусловлен значением их произведений для новой русской словесности, а также подтвержденными критиками и литературоведами претензиями на классический статус.

Учебное пособие предназначено для студентов-филологов, учителей-словесников и всех интересующихся русской литературой.

Серебрякова, В.А.

С 32 Итоговая аттестация выпускников основной школы по иностранным языкам : методические рекомендации / В.А. Серебрякова. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 43 с.

УДК 371.26

ББК 74.268.1

Автор данных методических рекомендаций знакомит с нормативными документами, требованиями проведения экзамена по иностранным языкам за курс основной школы. В рекомендациях вниманию всех заинтересованных лиц предлагаются списки текстового материала, который можно использовать при составлении практической части к билетам, а также примерные варианты билетов. Кроме того, даются дополнительные шкалы оценивания ответов учащихся для экспертов и материалы для экзаменатора-собеседника.

Методические рекомендации предназначены для учителей иностранных языков, администрации образовательных учреждений, учащихся школ.

С 58 Создание учебных фильмов в программеWindowsMovieMaker : методическое пособие / сост. Л.Е. Пляскина. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 72 с.

ББК 32.973.26-018.2

Представленное пособие – первое методическое пособие по созданию учебных фильмов в программе Windows Movie Maker, которая входит в последние версии OC Windows. Пособие снабжено схемами, рисунками, иллюстрирующими пошаговое создание фильма, и практикумами, которые помогут закрепить полученные умения.

Методическое пособие адресовано преподавателям курсов, школьным учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.

К пособию прилагается компакт-диск с материалами для проведения практикумов.

Учреждения-победители конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы : информационный сборник. Серия «Лучшие школы Забайкалья». – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 63 с.

Филиппов, Г.Г.

Ф 53 Годы и люди (Формирование системы управления образованием в Забайкалье) / Г.Г. Филиппов. – Чита : ЧИПКРО, 2008 – 48 с.

ББК 28.89

УДК 371

Данное издание небольшое по количеству страниц, но емкое по содержанию. В цифрах и фактах, документах, воспоминаниях, откровениях, наконец, через плеяду руководителей областного масштаба дана картина становления и развития образования в Забайкалье.

Книга будет интересна всем просвещенцам, ибо «связь времен и поколений» – понятие незыблемое, вечное.

Ш 67 Школьная полевая практика : методические рекомендации / сост. В.В. Крапивьянова, Т.Г. Рыбак. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 63 с.

УДК 371.617

ББК 74.262

В методических рекомендациях представлены материалы для подготовки и проведения школьной полевой практики. Рекомендации содержат характеристику объектов изучения, описание выполнения работ, в ходе которых учащиеся овладевают исследовательскими умениями и навыками по изучению окружающей среды.

Рекомендации предназначены для учителей биологии, географии, экологии Читинской области.

Серия сборников

по мониторингу образования и обеспечения ЕГЭ

Информационные материалы к заседанию ГЭК. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 26 с.

Материалы к заседанию Коллегии Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 34 с.

Порядок обеспечения информационной безопасности процедур проведения ЕГЭ в Забайкальском крае (Читинской области) в 2008 г. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 11 с.

Рейтинг средних общеобразовательных школ Читинской области в 2008 г. (по результатам ЕГЭ). – Чита 6 ЧИПКРО, 2008. – 109 с.

В сборнике представлен сравнительный анализ статистической информации результатов единого государственного экзамена выпускников общеобразовательных учреждений по средним общеобразовательным школам Читинской области в 2006 году по пяти общеобразовательным предметам. Рекомендовано педагогическим и методическим работникам.

Статистика результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников (9-х классов в 2008 г). – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 70 с.

В сборнике представлен сравнительный анализ статистической информации результатов единого государственного экзамена выпускников общеобразовательных учреждений по средним общеобразовательным школам Читинской области в 2006 году по пяти общеобразовательным предметам. Рекомендовано педагогическим и методическим работникам.

Статистика результатов ЕГЭ в Читинской области в 2008 г. – Чита: ЧИПКРО., 2008. – 144 с.

В сборник вошли основные статистические данные результатов единого государственного экзамена выпускников общеобразовательных учреждений по муниципальным образованиям Читинской области в 2008 году. Рекомендовано педагогическим и методическим работникам.

Статистическая трудность тестовых заданий КИМ ЕГЭ 2008 года. Диапазон распределения тестовых баллов по результатам ЕГЭ. – Чита : ЧИПКРО, 2008. -щг 16 с.

План работы ЧИПКРО на 2008 год. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 32 с.

Проект плана курсовых мероприятий на 2008-2009 год. – Чита : ЧИПКРО, 2008. - 76 с.

План-проспект курсовых мероприятий на 2008-2009 учебный год. – Чита : ЧИПКРО, 2008. – 106 с.

«Педагогическое обозрение» - научно-методический журнал Читинского института повышения квалификации работников образования, который начал издаваться с 2007 года. На страницах журнала вы прочтете о самых важных событиях в области образования, о проблемах и способах их решения в регионе.

В журнале «Педагогическое обозрение», наряду с тематическими, определены и основные рубрики:

  • Актуальный документ

  • Исследования

  • Методический отдел

  • Повышение квалификации

  • Внимание: опыт

  • Консультации

  • Дайджест

  • Книжный гид.

ПЕРЕЧЕНЬ

публикаций в журнале «Педагогическое обозрение»

с краткой аннотацией к их содержанию

за 2008 год

Педагогическое обозрение № 1 посвящен 60-летию со дня становления Кабинета ФК и ОБЖ.

Открывает номер рубрика «Актуальный документ», который знакомит читателя с Приказами Минобрнауки РФ «Об организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений» и «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год».

В «Методическом отделе» номера вниманию читателей предложена статья о становлении и развитии Кабинета ФК и ОБЖ, посвященная его 60-летию. Здесь же вы сможете узнать о проведении семинара для учителей ОБЖ «Учимся жить в безопасности».

Значительное место в журнале отведено кадетскому образованию в Читинской области как инновационному направлению: Зоргольские кадетские классы, Даурский кадетский класс пограничного профиля, Кадетская школа-интернат Читинской области, Кадетский корпус МОУ Урлукской СОШ Красночикойского района - познакомят вас со своим происхождением, направлениями работы, образовательной деятельностью.

Список статей и иных материалов:

I. Актуальный документ

  • Приказ Минобрнауки России Об организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

  • Приказ Минобрнауки России Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год.

II. Методический отдел

  • Андреева Л.Г. Методической службе Кабинета физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности ЧИПКРО - 60 лет!

  • Тетушкина Л.А. «Учимся жить в безопасности!».

  • Геберт В.К. К вопросу о развитии педагогического творчества учителей физической культуры.

III. Инновационное образование

  • Кадетское образование в Читинской области.

  • Антонов В. Зоргольские кадетские классы.

  • Панюшкин С.А. Даурский кадетский класс пограничного профиля.

  • Верхотурова Е.А. Кадетская школа-интернат Читинской области.

  • Комитет образования администрации муниципального района «Красночикойский район». Кадетский корпус МОУ Урлукской СОШ Красночикойского района.

IV.Олимпиады

  • Жемалутдинова И.Б. Итоги 7, 8 финалов Областных олимпиад школьников по предмету «Физическая культура».

V. Конкурсы

  • Андреева Л.Г. Воспитание культуры здоровья и культуры безопасности – основа благополучия нации и государства.

  • Фотоматериалы конкурса/

VI. ПНПО в Читинской области: портреты победителей

  • Андреева Л.Г. «Главное в моей жизни – семья и спорт!» (Ткачева М.В.).

  • Андреева Л.Г. Учитель по призванию (Добрынин В.Ф.).

  • Андреева Л.Г. «Здоровье в наших руках!» (Ковалева В.В.).

VII. Страница «Учитель года Забайкалья – 2007»

  • Андреева Л.Г. Учитель года Забайкалья-2007 Балагуров В.В.

VIII. Дайджест медиаресурсов

  • Новые электронные пособия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Педагогическое обозрение № 2. Концепция выпуска данного журнала выдержана в плане разнообразия рубрик, необходимых для всестороннего освещения деятельности Центра воспитания и дополнительного образования. Теоретический отдел представляют педагоги-ученые, раскрывая вопросы методологии воспитания. Пристальное внимание у читателя вызовет, на наш взгляд, информация Л.М. Стромиловой о Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», там же даются ценные рекомендации учителям по подготовке к подобным конкурсам.

Далее следует деловой раздел, предлагающий читателю документы – Положения об областных конкурсах, которые традиционно проводятся в масштабах региона в целях повышения эффективности воспитания и дополнительного образования. Впрочем, учреждениям дополнительного образования в данном журнале отведено немало страниц: здесь и нормативный документ о требованиях к образовательным программам в подобного типа учреждениях образования, и рекомендации методиста к их составлению, и опыт работы педагога дополнительного образования А.Н. Антиповой.

Найдете Вы в журнале и попытки решения проблем качества воспитательной работы. Этому актуальному на сегодняшний день вопросу посвящают свои статьи педагоги-практики, которые, делясь своим опытом, указывают реальные пути повышения качества воспитательного процесса в школе. Особую ценность представляют рекомендации О.Б. Тебеньковой по работе с трудными детьми. Их отличает нестандартный подход к решению психологических и педагогических задач в работе с такими детьми.

Правильное решение вопроса организации ученического самоуправления в школе – залог успеха в воспитании человека самостоятельного и самодостаточного во взрослой жизни. Авторы Н.Н. Ахматгалеева, А.В. Каримова, М.В. Синегузова, раскрывая тему самоуправления, показывают конкретные пути развития этого важного направления работы школы. НОУ «Русская гимназия полного дня» представила программу ученического самоуправления «Стимул». Название символично: участие детей в реализации данной программы действительно стимулирует учащихся к социальной активности и творчеству, готовит в стенах гимназии гражданина с высокой демократической культурой.

Автор статьи о роли уклада школы С.В. Голубчик полагает, что это не дань моде и не очередное нововведение, а требование жизни, ибо стиль школьной жизни, ее уклад определяют дальнейшее самоопределение выпускника школы.

Особого внимания в свете решения вопроса о воспитании гражданина и патриота своей Родины заслуживает авторская программа курса «Военная история» учителя истории Областной кадетской школы А.И. Городенко. Ее цель: расширение и углубление знаний учащихся о боевом прошлом нашей Родины и других народов мира. Программа способствует повышению эффективности патриотического воспитания молодежи и формированию положительного отношения к службе в армии.

Актуальна рубрика «Дети-сироты». Она представлена двумя статьями методиста Центра воспитания и дополнительного образования Тебеньковой О.Б. Вопросы, поднимаемые в статьях, никого не оставят равнодушными, особенно в Год Семьи, ибо дети-сироты это боль и совесть народа. Как говорится, чужих детей не бывает, потому это забота общая, и нужно решать вопросы обретения этими детьми семьи, родителей сообща и на государственном уровне. В первой статье и даются разъяснения по разным формам устройства таких детей.

Завершает журнал занимательный материал к внеклассному мероприятию учителя географии сош № 47 г. Читы Л.В. Краус. В стихах автора оживают сказочные герои: овощи, ягоды – весь осенний урожай. Интересно, увлекательно, весело и, конечно, познавательно.

Редакция надеется найти единомышленников в решении многих проблем в воспитании подрастающего поколения.

Список статей и иных материалов:

I. Методология воспитания

  • Быков А., Любан Т. Основные факторы и условия воспитания детей в Российской Федерации.

  • Доржиева Л.А. Современные теоретико-методологические подходы к разработке концепции гражданского воспитания учащихся в отечественной педагогике.

II. Наши достижения

  • Стромилова Л.М. Первый – значит, лучший.

  • Практические рекомендации по подготовке к конкурсу.

III. Положения об областных конкурсах

  • Положение о региональном конкурсе лидеров ученического самоуправления.

  • Положение о проведении III-го областного (заочного) конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении».

  • Положение о проведении областного заочного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей.

  • Положение о проведении областного заочного конкурса учреждений дополнительного образования детей.

IV. Дополнительное образование детей

  • Требования к образовательным программам дополнительного образования детей.

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

  • Антипова А.Н. Воспитание личности ребенка в художественно-творческой деятельности.

V. Проблемы и пути совершенствования качества воспитательной работы в образовательном учреждении

  • Пушкарева Е.А. Анализ эффективности воспитательного процесса в школе.

  • Матвеева Л.З. Пути повышения качества воспитательного процесса.

VI. Советы классному руководителю

  • Тебенькова О.Б. Проблемы и пути решения негативных явлений среди детей в образовательной среде.

  • Тебенькова О.Б. «Трудный» ребенок или «трудный» взрослый.

VII. Организация ученического самоуправления

  • Щербакова Л.Н. Как изменить жизнь школы к лучшему?

  • Ахматгалеева Н.Н. Самоуправление как условие личностно-профессионального становления студента.

  • Каримова А.В. Пути совершенствования модели самоуправления.

  • Синегузова М.В. Программа развития системы ученического самоуправления «Стимул» в НОУ «Русская гимназия полного дня» на 2007–2010 годы

VIII. Из опыта работы Краснокаменского района

  • Ревенко Т.Б. Роль социального проектирования в гражданском воспитании учащихся.

  • Голубчик С.В. Роль уклада школы и традиций в воспитании ребенка как социально-ориентированной личности.

IX. Программа

  • Городенко А.И. Авторская программа курса «Военная история».

X. Дети и сироты

  • Тебенькова О.Б. Проблемы и перспективы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Тебенькова О.Б. Мои родные дети.

XI. Классный час

  • Инсценировка к празднику урожая для детей младшего школьного возраста.

Педагогическое обозрение № 3. Очередной выпуск научно-методического журнала посвящен проблемам здоровьесбережения в образовании и подготовлен лабораторией здоровьесберегающей деятельности ЧИПКРО.

Открывает журнал раздел «Актуальный документ», который познакомит читателей с программой опытно-экспериментальной работы дошкольных и общеобразовательных учреждений «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент».

Особое место в журнале отводится вопросам опытно-экспериментальной работы в разных образовательных учреждениях области. Вы узнаете об опытно-экспериментальной деятельности ДОУ «Соснячок» г. Читы, Первомайской школы № 1, детского дома-школы г. Балея, познакомитесь с работой педагогического коллектива МОУ СОШ № 20 с. Линево Озеро по созданию модели «Школа здоровья». Об успехах в реализации проекта «Союз качества и здоровья» в Чернышевском районе расскажет Брылева С.Ф., заведующая районным методическим кабинетом. Интересны и убедительны материалы раздела о динамике физического развития учащихся специализированного спортивного класса МОУ СОШ № 26 г. Читы и об исследовательской работе МОУ СОШ № 12 г. Хилок.

На страницах журнала вы найдете информацию о результатах областного конкурса в рамках программы «Разговор о правильном питании», о реализации профилактических образовательных программ, о распространении опыта в сфере здоровьесберегающей деятельности, а педагоги-участники Байкальской летней экологической школы поделятся своими впечатлениями о поездке на Байкал. Никого не оставят равнодушными материалы, рассказывающие о работе краснокаменского клуба «Алькор», о неформальных молодежных движениях и связанной с ними наркотизацией подростков.

«Здоровье человека – это бесценная ценность, которую нужно беречь разумно и деятельно», - эта мысль прослеживается в статьях доктора биологических наук, ведущего сотрудника ИСМО РАО Дзятковской Е.Н. «От экологии окружающей среды к экологии человека» и «Экология человека как системообразующая основа педагогики здоровья», которые предлагает раздел «Наука и практика».

Завершает выпуск «Педагогического обозрения» анонс издательства «Образование и экология».

Список статей и иных материалов:

I. Актуальный документ

  • Программа опытно-экспериментальной работы дошкольных и общеобразовательных учреждений «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент».

II. Науки и практика

  • Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экология человека как системообразующая основа педагогики здоровья.

  • Дзятковская Е.Н. От экологии окружающей среды к экологии человека.

  • Макеева А.Г. Неформальные молодежные движения и наркотизация подростков.

III. Опытно-экспериментальная работа

  • Кузьмина М.В., Щелканова В.М., Матафонова О.И. Опытно-экспериментальная работа в ДОУ «Соснячок» г. Читы продолжается.

  • Фадеева И.Н., Ларионова И.В., Матафонова О.И. Исследовательский компонент в реализации ОЭР в школе № 12 г. Хилок.

  • Евсеева Е.В. Развитие культуры здоровья участников образовательного процесса в условиях сельской школы.

  • Тихоньких Л.Г., Рюмкина Л.М., Матафонова О.И. О ходе опытно-экспериментальной работы в детском доме-школе г. Балея: этап практической реализации.

  • Номоконова Е.В., Иванова С.В., Матафонова О.И. О реализации ОЭР в 2006-2007 гг. в Первомайской школе № 1.

  • Брылева С.Ф. Реализация проекта «Союз качества и здоровья» в Чернышевском района (промежуточный отчет).

  • Динамика физического развития учащихся специализированного спортивного класса.

IV. Исследования

  • Матафонова О.И. К вопросу о здоровьесберегающих позициях в деятельности педагогов (по материалам исследования процессов развития здоровьесберегающей деятельности в ОУ Читинской области).

  • Матафонова О.И., Зырянова О.И., Павлють Н.В. Фрагмент отчета о результатах диагностического исследования динамики работоспособности на уроках русского языка в 4А классе сош № 20 п. Линевое Озеро Хилокского района.

V. Повышение квалификации

  • Матафонова О.И. О распространении опыта в сфере здоровьесберегающей деятельности.

  • Степанова Н.В. Байкальская летняя экологическая школа.

VI. Конкурсы, конференции

  • Матафонова О.И. Проект «Разговор о правильном питании» в Читинской области в цифрах и фактах (1999-2007 гг.).

  • О результатах областного конкурса по реализации программы «Разговор о правильном питании» в ОУ Читинской области (2007 г.).

VII. Внимание: опыт!

  • Бакшеева Н.Ю. Есть такой клуб «Алькор».

VIII. Анонс

  • Интернет-конкурс контрольно-диагностических материалов для проведения мониторинга результатов экологического здоровьесберегающего образования для устойчивого развития.

IX. На заметку

  • Матафонова О.И. О реализации профилактических образовательных программах.

  • Дзятковская Е.Н. Развивайте у себя критическое (рефлексивное) и поисковое мышление.

Издательство предлагает

  • Издательство «Образование и экология» предлагает своим читателям.

Педагогическое обозрение № 4. Данный выпуск журналапосвящен важному звену в системе образования – дошкольному, ибо «мы все родом из детства». Вы здесь найдете многообразие актуальных тем, искрометных идей, добрых начинаний, злободневных вопросов и ответов на них, неожиданных знакомств, ценных рекомендаций и советов.

Раздел «Актуальный документ» открывает статья главного специалиста-эксперта Комитета образования Т.Ф. Бандуркиной о состоянии и перспективах развития дошкольного образования в Читинской области, в ней определены основные направления развития этой ступени образования детей. Продолжает тему, но уже в аспекте вариативности системы дошкольного образования, методист Центра дошкольного и начального общего образования Читинского института повышения квалификации работников образования О.И. Голомазова.

Особый интерес, на наш взгляд, вызовет у вас рассказ ветерана ЧИПКРО, до недавнего времени заведующей дошкольным методическим кабинетом, В.Г. Кузьминой об истории создания кабинета. Это будет интересно не только в познавательном плане, но и в практическом: для успешного продвижения вперед необходимо помнить об истоках – непреложная народная мудрость.

Содержательная и большая по объему рубрика посвящена теме «Год семьи в России». Она раскрывается многогранно: здесь и документ, и рекомендации методиста ЧИПКРО, и опыт работы о взаимодействии семьи и дошкольного учреждения.

Достойно представлен и методический отдел, один из важнейших и нужных педагогам-практикам. ОИ. Голомазова, методист Центра дошкольного и начального общего образования ЧИПКРО, дала исчерпывающую информацию об основных направлениях деятельности Центра в повышении профессионализма педагогов ДОУ. А следующая ее статья акцентирует внимание читателей на вопросах самообразования и саморазвития педагогов в межкурсовой период. Это, несомненно, как «руководство к действию» и методических служб ДОУ, и руководителей ДОУ, и конкретно каждого педагога ДОУ.

Не менее интересна, более того, актуальна тема, затронутая другим методистом Центра дошкольного и начального общего образования ЧИПКРО Л.А. Березиной: безопасность жизнедеятельности детей в ДОУ. Автор считает, что эта тема должна волновать всех взрослых, потому и содержит много практических советов и рекомендаций: как обеспечить безопасность детей и как формировать культуру безопасности у самих детей. Здесь главное в деятельности педагогов – воспитать личность безопасного типа. И особое место в этой рубрике занимает статья Л.А. Березиной об охране прав ребенка, где раскрыты нормативные основы прав детей. Статья адресована и педагогам, и родителям.

В настоящее время в силу модернизации образования назрела необходимость подготовки детей к школе. Решению этой проблемы отвечает раздел журнала «Предшкольное образование». Надеемся, что материал, актуальный и ценный в практическом плане, не останется без внимания тех, кому он адресован.

На инновационной волне образования дошкольные учреждения активно включились в опытно-экспериментальную деятельность, чему способствуют проводимые в системе конкурсы культурно-образовательных инициатив, в которых ДОУ участвуют с 2001 года. И победы в этих конкурсах стимулируют все новых и новых участников из числа ДОУ к инновационному развитию своих учреждений. Обзор опытно - экспериментальной деятельности ДОУ дан О.И. Голомазовой, результаты этой работы демонстрируются на конференциях, конкурсах, «круглых столах» и т.д. (см. рубрику «Конференции и конкурсы»).

Ну и завершает этот выпуск журнала лучший педагогический опыт – опыт Центра развития ребенка детского сада «Аленушка» п. Ясногорска. На наш взгляд, есть чему поучиться у педагогического коллектива этого учреждения, есть что перенять.

Мы надеемся, что данный номер журнала окажет педагогам ДОУ и их руководителям неоценимую поддержку и помощь в деле воспитания, образования и развития самых маленьких наших сограждан необъятного Забайкальского края.

Список статей и иных материалов:

I. Актуальный документ
  • Бандуркина Т.Ф. Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Читинской области.

  • Голомазова О.И. Дошкольные образовательные учреждения Забайкалья в условиях вариативности.

II. К 70-летию Читинского ИПК

  • Кузьмина В.Г. Центр дошкольного и начального общего образования: вчера, сегодня, завтра.

III. Год семьи

  • Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерства образования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-547/16.

  • Голомазова О.И. Современные подходы к взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения.

  • Гайфулина Г.М. Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к истокам народной культуры родного края.

IV. Методический отдел

  • Голомазова О.И. Основные направления деятельности Центра дошкольного и начального общего образования в повышении профессионализма педагогов ДОУ.

  • Голомазова О.И. Образование через всю жизнь.

  • Березина Л.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у детей в дошкольном образовательном учреждении.

V. Предшкола

  • Голомазова О.И., Березина Л.А. Методический комментарий к программам по предшкольному образованию.

  • Голомазова О.И. Специфика организации работы в группах предшкольного образования.

VI. Опытно-экспериментальная работа

  • Голомазова О.И. Областной конкурс культурно-образовательных инициатив и ДОУ: год за годом.

  • Голомазова О.И., Березина Л.А. Результаты педагогической диагностики готовности детей к обучению в начальной школе.

VII. Конференции, конкурсы

  • Голомазова О.И., Березина Л.А. Современное дошкольное образование: тенденции, проблемы, перспективы.

  • Голомазова О.И. Конкурс организационных форм и методов работы по физическому воспитанию и основам безопасности жизнедеятельности в 2006-2007 гг.

VIII. Грани мастерства

  • Романова Г.А. Предметно-развивающая среда Центра развития ребенка д/с «Аленушка» п. Ясногорск.

  • Виндец Л.В. Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности «Волшебный квадратик».

Педагогическое обозрение № 5. Этот выпуск нашего журнала посвящен вопросам развития начального общего образования в Забайкальском крае и подготовлен Центром дошкольного и начального общего образования ЧИПКРО.

На страницах раздела «Актуальные документы» вы найдете информацию с Областной коллегии образования и о Государственных Стандартах общего образования 2-го поколения.

«Методический отдел» выпуска посвящен вопросам преподавания и методическим приемам обучения в образовательном процессе начальной школы.

Всё о конференциях, конкурсах, олимпиадах в разделе «Региональные педагогические события»: опыт, проблемы и перспективы современного начального образования и итоги Интеллектуального марафона учеников-занковцев-2008.

В следующем разделе «Опытно-экспериментальная работа» методисты ЧИПКРО предлагают вашему вниманию результаты мониторинговых исследований образовательных достижений выпускников начальной школы и результаты входной диагностики готовности детей к обучению в начальной школе.

Об особенностях участия начальных классов в ПНП «Образование» и о лучших учителях Забайкалья 2006, 2007, 2008 года вы можете прочесть в разделе «ПНПО».

Особое место в журнале отводится вопросам по региональному компоненту образования: организация сетевой опытно-экспериментальной работы в начальной школе в современных условиях, формирование коммуникативной компетенции у младших школьников, активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира и др.

Завершает выпуск раздел «Грани мастерства», где учителя-практики делятся опытом работы, эффективными приемами по обучению ребят в начальной школе.

Мы же в свою очередь надеемся на дальнейшее сотрудничество с вами, уважаемые коллеги.

Список статей и иных материалов:

I. Историческая справка

  • Добрынина Е.В., Казанова О.И. Начальное общее образование в Забайкалье.

II. Актуальные документы

  • О состоянии, проблемах и перспективах развития начального общего образования в Читинской области (информация с Областной коллегии образования).

  • Храмцова Н.В. Государственные Стандарты общего образования второго поколения: краткий комментарий.

III. Методический отдел

  • Добрынина Е.В. Деятельностный метод в образовательном процессе начальной школы.

  • Храмцова Н.В. Особенности преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе.

  • Казанова О.И. Методические приемы обучения решению задач учащихся младших классов.

  • Добрынина Е.В., Храмцова Н.В. Вариативность современного начального образования.

IV. Региональные педагогические события

(Конференции, конкурсы, олимпиады)

  • Храмцова Н.В. Современное начальное образование: опыт, проблемы и перспективы (по итогам областной конференции).

  • Казанова О.И. Интеллектуальный марафон учеников–занковцев-2008.

V. Опытно–экспериментальная работа

  • Добрынина Е.В., Казанова О.И., Храмцова Н.В. Аналитический отчет по итогам мониторингового исследования образовательных достижений выпускников начальной школы.

  • Голомазова О.И., Березина Л.А. Результаты педагогической диагностики готовности детей к обучению в начальной школе.

VI. ПНПО

  • Храмцова Н.В. Участие учителя начальных классов в ПНП «Образование».

  • Лучшие учителя Забайкалья-2006.

  • Лучшие учителя Забайкалья-2007.

  • Лучшие учителя Забайкалья-2008.

VII. Региональный компонент

  • Игумнова Е.А. Организация сетевой опытно–экспериментальной работы по реализации регионального компонента в начальной школе в современных социокультурных условиях.

  • Барахоева И.Б. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в процессе реализации регионального компонента.

  • Кучеренко Т.Ф. Активизация познавательной деятельности на уроке курса “Окружающий мир”.

  • Скорнякова О.И. Региональный компонент в УМК Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Мы и окружающий мир».

VIII. Грани мастерства

  • Верхотурова Е.А. Использование информационно - коммуникационных технологий в начальной школе.

  • Логинова И.С. Воспитание красотой.

  • Лижевская И.Л. Приёмы формирования навыка чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.

Педагогическое обозрение № 6. Журнал посвящен году Семьи в России. В этом номере поднимаются проблемы сопровождения семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями, вопросы коррекции и развития мелкой моторики, зрительного восприятия, связной речи.

В разделе «Внимание: актуальная тема» О.Б. Григорьева, к.п.н., консультант отдела реабилитационной работы, специального образования и опеки Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края поделится с читателями своими мыслями по поводу создания новой модели региональной системы специального образования.

Рубрики «Методический отдел» и «Инновационные педагогические технологии» познакомят с новыми технологиями, применяемыми педагогами края в логопедической, коррекционной, психологической работе.

Немало интересного узнают педагоги и родители из подборки статей «Сотрудничество – залог успеха», которая полностью посвящена логопедической работе.

Для родителей особенно интересными и полезными будут статьи, опубликованные в рубриках «Учимся, играя» и «Советует психолог», они помогут выработать правильный стиль поведения и общения с ребёнком.

К важной проблеме экологического воспитания и образования детей, имеющих отклонения в развитии, обращаются авторы статей раздела «Природа и дети», а «Книжный гид» познакомит с последними изданиями по проблемам адаптации и реабилитации детей с проблемами здоровья.

Список статей и иных материалов:

I. Внимание: актуальная тема

  • Григорьева О.Б. К вопросу о новой модели региональной системы специального образования.

II. Методический отдел

  • Девяткина О.В. Опыт работы методической службы Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 11(VII вида) по вопросам повышения профессиональной компетентности специального педагога.

  • Раитина С.В. Логопедическое сопровождение детей-сирот дошкольного возраста в условиях системы комплексной психолого-педагогической диагностики и коррекции.

  • Шарафутдинова Н.В. Особенности воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в семье.

III. Инновационные педагогические технологии

  • Марьясова М.А. Технологии программированного обучения.

  • Гусевская О.Н. Использование цветового игротренинга и нетрадиционных методов рисования для создания положительного психоэмоционального состояния у детей с проблемами в развитии.

  • Гранина А.К. Использование парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой в работе с заикающимися детьми (Из опыта работы логопеда детской городской поликлиники).

  • Ширяева И.В. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями.

IV. Решаем проблему

  • Лосина О.А. Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями.

  • Малкова Т.А. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в младшем звене.

  • Бурдинская О.Ю. Особенности формирования цветового гнозиса и праксиса у детей с ограниченными возможностями.

  • Шабанова О.И. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук у слабовидящих детей.

V. Сотрудничество – залог успеха

  • Новиковская М.Г. Взаимосвязь в работе логопеда и узких специалистов.

  • Лоскутникова Т.М. Кто может стать союзником логопеда в коррекционной работе?

  • Маслова М.Н. Взаимодействие логопеда с семьёй ребёнка.

  • Дырдина О.П. Что делать – ребёнок не говорит?

  • Федотова Ю.С. Если у малыша диагноз «алалия».

  • Астахова Е.А. Взаимодействие логопеда и родителей

VI. Учимся, играя

  • Подъявилова О.Е. Играем - значит, развиваем и воспитываем.

  • Паденко С.А. Как вырастить музыкального гения.

VII. Делимся опытом работы

  • Слукина Е.В. Особенности логопедической работы при коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией.

  • Сыченко Т.И. Развитие геометрических представлений на основе моделирования, конструирования и оригами у слепых и слабовидящих детей.

  • Шеломенцева З.В. Коррекция заикания у детей с проблемами в интеллектуальном развитии в условиях стационара.

  • Иванова Е.Ф. Развитие связной и смысловой речи у дошкольников 6-7 лет с проблемами в интеллектуальном развитии через формирование мыслительных операций в условиях стационара.

VIII. Природа и дети

  • Мунгалова О.А. Использование природосообразных технологий в логопедической работе.

  • Разворотнева В.В. Экологическое воспитание дошкольников с проблемами в развитии в условиях стационара.

IX. Советует психолог

  • Шамарова Н.Д. Психологические аспекты работы с семьёй (из опыта работы психолога).

  • Климович Ю.А. Если ребёнок левша.

  • Игнатьева О.В. Особенности воспитания гиперактивного ребёнка.

  • Молчанкина В.В. Гиперактивный ребёнок: рекомендации родителям и педагогам.

X. Книжный гид

XI. Информация для авторов

Вестник образования Забайкалья № 2. Это информационно-методический журнал Комитета образования, науки и молодежной политики Читинской области и ЧИПКРО. Он представлен следующими рубриками:

  • Образовательная политика

  • Актуальный документ

  • Методические рекомендации

  • Повышение квалификации

  • Статистика образования

  • Приоритетный национальный проект «Образование»

  • Региональный комплексный проект модернизации образования

  • «Архивы говорят…»

  • «Наш дайджест»

О том, каким образом организована разработка модели «Российское образование – 2020», каковы ее основные принципы и ключевые проблемы, в чем суть реформы начального и среднего профессионального образования, вы узнаете из статьи директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игоря Реморенко.

В рубрике «Актуальный документ» представлены приказы Минобразования РФ и Комитета образования Читинской области, в которых определены основные направления образовательной политики на федеральном и региональном уровнях. Здесь читателям следует обратить особое внимание на «Положение о первом областном конкурсе публичных докладов» и на требования к их экспертизе.

Значительное место в рубрике «Методические рекомендации» занимают извлечения из документа Минобрнауки России «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики». Заслуживает пристального внимания всех категорий работников образования четвертый раздел этого документа «Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009–2012 годы и на плановый период до 2020 года», ибо в нем заданы конкретные ориентиры: дела и мероприятия по решению данной проблемы.

ЧИПКРО представил итоги работы за 2007–2008 учебный год (статья проректора по организационно-методической работе ЧИПКРО О.В. Никитиной). Материал текстовый и в таблице, потому картина зримая и понятная для ознакомления.

Раздел «Статистика образования» знакомит читателей с основными показателями эффективности деятельности органов самоуправления муниципальных районов, городских округов в сфере образования (по материалам ежегодных докладов руководителей органов местного самоуправления). В цифрах по годам даны аспекты расходов на образование в плане заработной платы учителей и наполняемости классов, в сравнительных таблицах представлены сведения о выпускниках, сдававших ЕГЭ.

Интересные выводы сделаны Н.А. Юдиной, зав. отделом мониторинга и социологических исследований ЧИПКРО, по анализу сравнительных данных о деятельности институтов повышения квалификации, полученных в итоге межрегионального мониторинга. Главное, были выявлены причины для повышения квалификации, удовлетворенность слушателей учебным процессом и, наконец, запросы различных субъектов образования.

Руководителям школ не без пользы для себя стоит ознакомиться со статьей проректора ЧИПКРО Г.И. Зимирева «Руководитель школы: социологический портрет». Парадоксально, но факт, что исследователи пришли к следующему выводу: почти половина руководителей предпочли бы заниматься педагогической деятельностью, а не руководить коллективом. Автором вынесена оценка профессиональных затруднений руководителей школы и показан свой взгляд на решение этой проблемы. Особое внимание в статье уделено проблеме организации управленческого труда как самой актуальной и насущной. В современной социологической науке проблема качества образования рассматривается как сложный социокультурный феномен. Это вопрос номер один и для руководителя школы. Автор утверждает, что для его положительного решения этой проблемы необходима высокая культура управленческого труда, самая высшая ее планка. Это требование времени.

Кафедра педагогики ЧИПКРО, заведующая Гарднер В.В., дает профессиональный портрет педагога-победителя конкурса ПНПО. Все составляющие этого портрета представлены в таблицах и диаграммах. Материал интересный и разносторонний.

Большой раздел данного выпуска посвящен Региональному комплексному проекту модернизации образования: Постановление Администрации Читинской области по этому вопросу, ее Распоряжение об утверждении Плана действий по реализации основных положений Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-22010 годы и сам План действий (что касается образовательной сферы). В заключение Центр модернизации ЧИПКРО информирует читателей по вопросу нормативно-правового обеспечения процесса модернизации образования в Читинской области. Информация исчерпывающая, потому может быть принята к сведению всех категорий работников образования.

Рубрика «Архивы говорят…» предлагает уникальный документ Министерства просвещения РСФСР и Президиума республиканского комитета Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР «О работе органов народного образования и комитетов профсоюзов Тюменской и Читинской областей по улучшению жилищно-бытовых условий работников просвещения».

Завершает выпуск «Наш дайджест», где рассказывается об основоположнике социологической науки и основателе социологии образования Э. Дюркгейме. В качестве примера предлагается его статья «Педагогика и социология». Убедительно, полезно, вполне применимо в нашей деятельности.

Список статей и иных материалов:

I. Образовательная политика

  • Реморенко И.М. Модель «Российское образование–2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг.

II. Актуальный документ

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении профессиональных групп должностей работников образования».

  • Приказ Министерства образования РФ «О признании не подлежащими применению на территории РФ ведомственных нормативно-правовых актов».

  • Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Читинской области «О проведении первого областного конкурса публичных докладов».

III. Методические рекомендации

  • Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «актуальные задачи современной модели образования».

  • Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (извлечение).

IV. Повышение квалификации

  • Никитина О.В. Итоги работы ЧИПКРО в 2007–2008 учебном году.

  • Юдина Н.А. Сравнительная оценка деятельности институтов повышения квалификации работников образования: по итогам межрегионального мониторинга.

V. Статистика образования

  • Основные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в сфере образования (по материалам ежегодных докладов руководителей органов местного самоуправления).

  • Зимирев Г.И.Руководитель школы: социологический портрет.

VI. Приоритетный национальный проект ";Образование";

  • Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики ";Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями";.

  • Гарднер В.В., Шаталова М.Л.Профессиональный портрет педагога-победителя конкурса ПНПО.

  • Постановление Администрации Читинской области ";Об участии Читинской области в конкурсе региональных комплексных проектов модернизации общего образования";.

  • Распоряжение Администрации Читинской области ";План действий Администрации Читинской области по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Читинской области от 27 сентября 2006 года № 839-3ЧО.

  • Зимирев Г.И.О нормативно-правовом обеспечении регионального комплексного проекта модернизации образования в Читинской области (информация Центра модернизации образования ЧИПКРО).

VII. Архивы говорят

  • Решение коллегии Министерства просвещения РСФСР и президиума республиканского комитета Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР «О работе органов народного образования и комитетов профсоюзов Тюменской и Читинской области по улучшению жилищно-бытовых условий работников просвещения».

VIII. Наш дайджест

  • Дюркгейм Э.Педагогика и социология.

Газета «Информационный вестник»

Газета «Информационный вестник» является приложением к журналу «Педагогическое обозрение», который впервые стал издаваться в 2007 году. В газете публикуются материалы, посвященные проведению дней ЧИПКРО в районах области, информация о конкурсах, семинарах и др.

Информационный вестник, август.

«Информационный вестник» посвящен Дням ЧИПКРО в Оловяннинском районе.

Открывает номер информация проректора по организационно-методической работе ЧИПКРО О.В. Никитиной «ЧИПКРО: итоги, проблемы, перспективы», в которой дан анализ результатов учебного 2007-2008 года. Далее весь материал газеты скомплектован по тематическим рубрикам: Управление, Методическая служба, Гордость района, Лучшие из лучших-2006, 2007 г.г., Физическое развитие детей, Сельская школа, Образовательная программа, Сельский учитель, Научное общество детей, Школьный музей, Учителя Забайкалья, Опыт работы, Моя родословная, Проба пера детей, Связь времен и поколений, Есть проблема, Качество знания, Вечерняя школа, Дошкольное образование, Эксперимент, Здоровьесбережение, Юбилей, Информация для размышления, Дайджест.

Из названий рубрик видно, как разнообразен по тематике материал газеты. Ее страницы всесторонне освещают всю работу муниципальной системы образования, начиная с информации руководителя районного масштаба и заканчивая опытом работы учителя. Заслуживают особого внимания сочинения и стихотворения учеников о любви к своей малой Родине, школе, учителям, своим родным и близким.

Почетное место в газете занимают победители конкурса ПНПО – школы и учителя.

Замечательно то, что каждая школа этого района захотела рассказать о своей школе, о своих успехах и достижениях.

Газета объемная, это, на наш взгляд, своеобразная энциклопедия муниципальной системы образования Оловяннинского района.

Список авторов статей и иных материалов:

  • Никитина О.В. ЧИПКРО: итоги, проблемы, перспективы.

  • Истомина В.А. Развитие системы образования Оловяннинского района.

  • Дондокова Б.С. Новое содержание – новая форма.

  • МОУ Ясногорская сош «О времени и о себе…».

- Панова Т.Г. Когда преодоление – радость…

- Панова Т.Г. Интеллектуальное развитие учащихся.

- Васильева Г.Г. Наши достижения.

  • Бальжинимаева С.И. МОУ Единенская сош (агрошкола) «Этапы движения вперед сельской школы нового типа».

  • МОУ Яснинская сош № 2 «Рапортует победитель конкурса в рамках ПНПО».

- Токмакова С.Ю. – победитель конкурса ПНПО - 2006.

  • Коллеги МОУ Яснинской сош № 1. МОУ Яснинская сош № 1 «Воспитание красотой».

  • МОУ Бурулятуйская сош «Визитная карточка победителя конкурса в рамках ПНПО»:

- Соболева О.А. История школы – история села.

- Кузнецова Н.И. Коротко о важном.

- Кузнецова Н.И. Ориентир – качество образования.

- Гуцева С.Н. Они взрастили достойную смену.

  • МОУ Оловяннинская сош № 235 «Исследовательская деятельность детей: учеба и практика»:

- И помнит мир спасенный…

- Призвание – быть учителем.

  • МОУ Оловяннинская сош № 1 «Развитие творческих способностей детей».

- Ленховоева В.С. – победитель конкурса ПНПО.

- Рогалева В.А. О замечательном человеке, об Учителе с большой буквы…

  • МОУ Улятуйская сош «Школьный Дом».

- Наши выпускники – наша ценность, наш итог работы.

  • МОУ Золотореченская сош «Творческая лаборатория учителя».

  • МОУ Степнинская сош «Голос истории».

- Они выполнили свою миссию…

  • МОУ Тургинская сош «История села – история школы».

- Публицистика:

- Моя родословная – мои корни.

- Коротко о моей семье.

- Страница из истории нашей семьи.

- А я расскажу о своей бабушке…

- Стихи на тему: «Мое село», «Моя семья».

  • МОУ Долгокычинская сош «Я расскажу вам о нашей школе…»

- С любовью и признательностью о первом учителе…

  • МОУ Ононская сош «Славные традиции и достижения дней сегодняшних».

- Учитель – мастер, поэт, творец и просто хороший человек.

  • Дунчюс М.А. МОУ Безречнинская сош «Эксперимент – дело нужное».

  • МОУ Улан-Цацыкская сош «Без памяти – нет традиций».

  • Педагогический коллектив. МОУ Хадабулакская сош «Есть такая педагогическая династия».

  • Черкасова Н.С. МОУ Калангуйская сош «Краеведение – основа основ воспитания учащихся».

  • МОУ Оловяннинская всош «Связи времен – связь поколений».

  • Пресс-центр Оловяннинского ДДТ. МОУ Оловяннинский Дом детского творчества «Сердце отдаю детям».

  • Состояние и перспективы дошкольного образования в Оловяннинском районе.

  • Романова Г.А. МДОУ Центр развития ребенка д/с «Аленушка», п. Ясногорск. «Современные подходы к методической службе в ДОУ».

  • Мальцева Н.И. МДОУ д/с № 104 п. Оловянная с приоритетным направлением «Физическое воспитание и оздоровление детей» «Чтобы дети были здоровы».

  • Путинцева Л.Е., Седюкина Н.Н. МДОУ Центр развития ребенка д/с «Сказка», п. Золотореченск «Детство – зеркало эпохи».

  • Босых С.Н. МДОУ «Светлячок» п. Ясногорск с приоритетным направлением «Художественно-эстетическое развитие детей» «Детскому 41Аду – 25».

  • Несторонний наблюдатель. Коротко о важном или точка зрения.

  • Интервью с Реморенко И. Модель «Российское образование – 2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг.

Аннотированный каталог изданий ЧИПКРО

(Выпуск № 6)

Редакторы: Ларина Ю.Н., Дзасохова А.К., Улькина С.В.

Техническое редактирование и дизайн: Шитухина М.Ю.

Подписано к печати: 02.02.2009

Формат: 60х88х16

Тираж: 150 экз.

Издательство Забайкальского краевого института

повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования

672007, г. Чита, ул. им. Фрунзе, 1

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Минобрнауки россии государственное образовательное профессионального образования

    Решение
    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственноеобразовательное учреждение высшего профессиональногообразования «Оренбургский государственный университет» (ГОУ ОГУ) ПОЛОЖЕНИЕ ______________ № ...
  2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мурманск 2011 Бюллетень новых поступлений за октябрь 2011 года

    Бюллетень
    ... и правовой литературы (308 С) Содержание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 1 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 1 ОБРАЗОВАНИЯ 1 «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 1 ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 1 Библиотека ...
  3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мурманск 2011 Бюллетень новых поступлений за июнь 2011 года

    Бюллетень
    ... и правовой литературы (308 С) Содержание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 1 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ 1 «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 1 ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 1 Библиотека ...
  4. Минобрнауки россии государственное образовательное профессионального образования (4)

    Документ
    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственноеобразовательное учреждение высшего профессиональногообразования «Оренбургский государственный университет» (ГОУ ОГУ) П Р И К А З ... курса направления бакалавриата 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям) ( ...
  5. Минобрнауки россии государственное образовательное профессионального образования (2)

    Документ
    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственноеобразовательное учреждение высшего профессиональногообразования «Оренбургский государственный университет» (ГОУ ОГУ) П Р И К А З 31 ... структурных подразделениях ГОУ ОГУ согласно государственному контракту от 18.03. ...

Другие похожие документы..