textarchive.ru

Главная > Исследование


ГЛАВА 1


Научная информация и электронные издания

В мировом сообществе информация о результатах научно-технической деятельности занимает приоритетное положение среди различных видов информации, являясь частью цивилизованной системы сбора информации, где рыночные принципы сочетаются с государственным регулированием информационных потоков, необходимых для нормального функционирования общества [6].

На рынке информационных услуг объем научно-технической информации (НТИ) занимает около 10% от общего объема поставляемой информации [12]. Свобода генерирования идей, знаний дает возможность продуцировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода, а также дает возможность реализовать проекты в свободном соперничестве, оперативно использовать новшества в процессе воспроизводства и превращать их в инновации. Совершенствование программного обеспечения в сфере информационной и коммуникационной технологий позволяет создавать информационно-коммуникативные системы, способствующие эффективному взаимодействию между компаниями.

Информационный ресурс, наличие и качество необходимой научно-технической информации являются необходимым инструментом для перехода на инновационный путь развития.

Научно-техническая информация – это научное знание, включенное в коммуникативные процессы в результате научной информационной деятельности [12].

Конкретными целями научно-информационной деятельности являются [12]:

  • многоаспектный поиск,

  • полный сбор научно-технических источников (документов) информации,

  • систематизация,

  • аналитико-синтетическая переработка,

  • хранение,

  • защита,

  • поиск зафиксированной в документах научной и научно-технической информации,

  • воспроизведение,

  • размножение и распространение НТИ.

Как известно, ценность научной и научно-технической информации определяется ее оперативностью, полнотой и достоверностью [29].

От того, насколько полно ученые и специалисты всех отраслей обеспечены новейшей научной и научно-технической информацией, зависит уровень развития науки и страны в целом.

В современных условиях оперативность и полнота информации не могут быть обеспечены без широкого и оперативного доступа к электронной документации.

Результаты многочисленных исследований показывают, что электронные издания имеют следующие основные преимущества [29]:

  • более ранний выход в свет электронной версии по сравнению с печатной;

  • удобный поиск;

  • возможность выгружать материал;

  • многопользовательский доступ;

  • обеспечение сохранности целостности информации;

  • отсутствие необходимости в дополнительных производственных площадях столь дефицитных в основной массе библиотек и т.п.

Типы информационных ресурсов в электронных библиотеках

Функциональные возможности электронных библиотек варьируются в довольно широком диапазоне. Предполагается, что они предоставляют пользователю глобальный доступ с помощью различного рода сервисов сети internet к их коллекциям цифровых информационных ресурсов, которые могут быть распределенными и в различных аспектах неоднородными. При этом могут обеспечиваться разнообразные возможности их интеграции на техническом и/или на семантическом уровне, развитые средства каталогизации и индексирования. В некоторых электронных библиотеках предусматриваются пользовательские интерфейсы с повышенным уровнем семантики, например, с возможностями семантического поиска требуемых информационных ресурсов, мультиязыкового доступа и визуализации данных, средства персонализации пользовательских интерфейсов и т.д.

Разнообразный характер могут иметь и информационные ресурсы электронных библиотек - от традиционных библиотечных электронных каталогов до сложных интегрированных коллекций информационных ресурсов, включающих полнотекстовые документы, числовые данные, графические, аудио и видео ресурсы, геоданные и т.д., снабженных разнообразными метаданными.

Направления исследований и разработок в области электронных библиотек охватывают технологические, лингвистические, экономические, правовые, социальные и другие аспекты систем этого класса, а также методы и инструментарий создания поддерживаемых в них коллекций разнообразных цифровых информационных ресурсов.

К числу наиболее злободневных технологических проблем развития электронных библиотек можно отнести [8]:

  • Развитие методов представления информационных ресурсов ЭБ.

  • Определение состава метаданных, независимых от применений и специфических для различных сфер приложения, разработка средств их представления.

  • Развитие новых походов к каталогизации информационных ресурсов ЭБ.

  • Разработка техники индексирования информационных ресурсов различной природы (текст, аудио, видео и т.п.), методов поиска и обнаружения релевантных ресурсов, а также принципов и средств их анализа.

  • Интеграция неоднородных коллекций информационных ресурсов на логическом и семантическом уровне.

  • Разработка подходов к интеграции метаданных и методов их реализации.

  • Создание функционально развитых пользовательских интерфейсов (многоязыковый доступ, визуализация данных, персонализация функций, поддержка семантического уровня общения пользователей с системой).

  • Эффективное использование новых Веб-технологий, основанных на стандартах платформы XML.

  • Исследование архитектурных аспектов электронных библиотек.

  • Обеспечение безопасности информационных ресурсов электронных библиотек.

  • Обеспечение интероперабельности (технической, синтаксической, программной, семантической и т.д.) разнородных информационных ресурсов на всех уровнях доступа.

Созданию прототипов электронных библиотек для исследования перечисленных проблем и различных подходов к их решению посвящены многочисленные исследовательские проекты, выполняемые во многих научных центрах. Активно ведутся также разработки действующих систем.

В последнее время обозначилась тенденция использования библиотеками новых информационных технологий в сфере информационных услуг (ИУ), предоставляемых конечным пользователям. В первую очередь это:

  • хранение документов в электронной форме;

  • удаленный доступ пользователей к таким документам;

  • электронная доставка документов (ЭДД).

Непрерывное и высокодинамичное совершенствование вычислительной техники (ВТ) и коммуникаций обусловливает развитие этих технологий. В области создания и распространения документов в электронной форме было разработано несколько методов и соответствующих стандартов - от простого ASCII-кодирования текстов и изображений и описания документов с помощью языков типа Postscript, до разметки документов средствами языков SGML - Standard GeneraliZed Markup Language (типовой обобщенный язык разметки документов) - и HTML - Hypertext Markup Language (язык разметки гипертекстовых документов), важность которых определяется повсеместным использованием World Wide Web (WWW).

Большое количество информации, получаемой конечным пользователем, должно обрабатываться, храниться, интегрироваться с другой информацией. Все это подразумевает использование автоматизированных рабочих мест (АРМ), предоставляющих пользователю широкий набор разнообразных услуг. Характеристиками такой рабочей среды обязательно являются:

  • дружественный графический интерфейс пользователя;

  • единый способ представления информации;

  • возможность обмена данными между различными приложениями и пользователями.

За этой очевидной стороной проблемы скрывается другая - техническая, которая незаметна для конечного пользователя и реализуется на уровне протоколов независимо от пользовательского интерфейса и логики работы приложений.

В настоящее время в сети можно выделить два принципиально различных подхода к решению проблемы доступа к электронным ресурсам:

  1. Официальные сайты библиотек или электронные каталоги.

Обычно на официальных сайтах пользователю предлагается заполнить форму, указав автора, точное название издания, по возможности год и место издания, после чего осуществляется поиск по внутреннему электронному каталогу библиотеки, и в качестве конечного результата пользователю предоставляется библиографическая карточка, используя которую можно заказать книгу в читальном зале библиотеки. В случае, если библиотека располагает электронной версией издания, предлагается платная/условно платная/бесплатная ссылка на соответствующий ресурс. В последнее время некоторые ЭБ стали предлагать пользователям поиск по ключевым словам и/или рубрике, но опять же только строго внутри каталога данной библиотеки.

  1. Поисковые библиотечные (библиографические) системы

Подобные системы предлагают пользователю произвести поиск по фиксированному набору электронных библиотек и/или Internet-ресурсам, суммарный объем которых редко превышает пять-шесть штук. Чаще всего подобные системы ориентированы на поиск полнотекстовых электронных версий издания или книжных internet-магазинов.

По мере создания все новых и новых ЭБ и онлайновых каталогов, сформировался целый ряд требований к такого рода информационным ресурсам и способам их организации. ЭБ, по сути своей, призваны хранить разнородную электронную информацию и предоставлять пользователям удаленный доступ к ней по сети [21]. Но при наличии в настоящее время огромного числа стандартов представления и передачи электронных документов, непременным требованием к ЭБ становится возможность представлять информацию в некой единой, унифицированной форме, чтобы обеспечить в дальнейшем более эффективное использование этой информации.

На самом деле большинство этих требований реализуется не на уровне конкретного приложения, а на уровне протоколов обмена данными [11].

На сегодняшний день в области автоматизации функционирования библиотек существуют как минимум два таких протокола (стандарта de facto): Z39.50 и HTTP [29].

Данные протоколы, несмотря на то, что используются для одних целей, различаются по назначению. Z39.50 изначально создавался как протокол доступа к библиографическим базам данных, и поэтому обладает большим количеством возможностей по поиску, извлечению и представлению информации.

Если рассматривать ныне создаваемые электронные библиотеки с точки зрения состава и характера информационных ресурсов, то можно заметить, что в качестве компонентов здесь выступают следующие множества ЭД:

  • электронные каталоги,

  • библиографические и реферативные базы данных,

  • полнотекстовые массивы (электронные журналы, фактографические базы данных, хранилища электронных копий статей и других публикаций),

  • справочно-нормативные файлы (рубрикаторы, тезаурусы, авторские, предметные, географические и другие метаинформационные продукты).

Записи этих массивов могут быть взаимно связаны между собой ссылками, указателями хранения или условиями отыскания. И даже если такие ссылки в явном виде не существуют, то уже по своей сути эти компоненты всегда были и будут связаны, по крайней мере, на концептуальном уровне. Например, записи электронных каталогов содержат указания местоположения книг, а справочно-нормативные файлы традиционно используются в качестве "точек входа" в библиографические и реферативные базы данных.

С появлением полнотекстовых БД справочно-поисковый аппарат и массив собственно информации технологически становятся единым целым, и на первый план выходит задача организации таких взаимосвязей, чтобы переход по ссылке внутри электронной библиотеки воспринимался пользователем как простейший одномоментный процесс, подобно перевороту страницы книги.

В настоящее время, в качестве попыток реализации выше обозначенной проблемы, можно выделить следующие типы ИС, применяемые в ЭБ:

  1. Базы данных html документов

База данных HTML-документов - это часть файловой системы, которая содержит текстовые файлы в формате HTML и связанные с ними графику и другие ресурсы. HTML- страницы являются базовой составляющей технологии WWW. Доступ и обработка документов данного типа возможна лишь по протоколу HTTP.

WWW предоставляет некий базовый уровень интероперабельности, но именно та простота технологии, которая привела к его широкому распространению, принесла и ряд проблем:

  • возможностей URLs недостаточно для длинных терминов,

  • HTML позволяет представлять ограниченное число типов информации,

  • MIME, который позволяет определять тип каждого объекта, достаточно хорош в настоящее время, однако библиотечная информация намного шире, чем возможности MIME.

  • Пользовательские интерфейсы определяются простотой HTML.

  • Некоторые расширения обусловлены объективными вещами, а некоторые - конкуренцией между компаниями

Наряду с выше обозначенными проблемами HTML-документы обладают рядом неоспоримых достоинств, что и позволила им несмотря на все сложности стать стандартом de facto в области ЭБ:

  • малый информационный объём;

  • возможность просмотра на ПК, оснащенных различными операционными системами;

  • относительная простота опубликования электронной версии в сети .

  1. Локальные документальные БД

Локальными базами данных чаще всего являются традиционные библиотечные электронные каталоги или же отраслевые реферативные БД, в которых содержится краткое описание электронного издание и параметры его физического местоположения в библиотеке предприятия или отрасли. В последние годы для научной информации стал традиционным ежегодный выпуск БД данного типа на каком-либо носителе (чаще всего диске) для последующего распространения внутри отрасли (например, ФГУП ВИМИ) или же опубликование их в свободном доступе на официальном сайте организации (например, ИНИОН РАН).

Основным достоинством такого рода ИС является изначальная ориентированность на определенный тип и формат ИР, а подчас и на определенную группу пользователей (схожую как минимум по уровню подготовки и знаниям в рамках ПО) и программно-техническое оснащение конкретного предприятия (типичным является явное задания адреса хранилища или типа ОС в коде приложения).

Но это же является и основным недостатком таких систем, т.к. значительно усложняет процесс расширения электронной коллекции, а возможность слияния нескольких локальных систем в одну и вовсе невозможной без значительных программно-технических изменений.

  1. Z-сервера

Z-сервера являются хранилищем электронных ресурсов, стандарта Z39.50 и его различных модификаций (таких как например, ZING).

Типовая реализация Z-сервера содержит три основных компоненты [5]: узел управления сервером, протокольный узел (отвечающий за сетевое взаимодействие в соответствии с протоколом Z39.50 и правилами кодирования в сети) и узел связи с базой данных (БД), чье содержимое отображается посредством Z-сервера.

Главным достоинством таких хранилищ, является единообразная система метаданных (жестко регламентированная стандартом z39.50), что значительно упрощает поиск и идентификацию ресурсов, слияние нескольких хранилищ в одно, а также дает возможность выдачи (генерации) документа в удобном пользователю формате (т.е. нет необходимости хранить несколько копий документов отличающихся лишь форматами представления).

Но данные системы имеют один большой недостаток, который фактически сводит на нет все их достоинства. Уже сейчас, предоставляя далеко не полный набор инструментариев, необходимых для ЭБ, стандарт z39.50 настолько сложен, а его понимание в различных организациях и ПО настолько неоднозначно (например, в некоторых системах поле “ДАТА” содержит дату выхода печатного издания, а в других – дату внесения электронной версии в коллекцию), что до момента достижения каких-либо единых договоренностей, унифицированная работа практически невозможна.

  1. БД мультимедийных, картографических и др. ресурсов

Данный тип БД является относительно новым для ИР научной информации. В настоящее время наибольшее распространение он получил в области географии и геодезии для хранения карт, а также в музейном деле для хранения цифровых каталогов музейных коллекций.

Системы данного типа имеют множество достоинств, таких как наглядность, универсальность, стандартизированность (для большинства цифровых форматов в настоящее время есть четко определенные, соблюдаемые стандарты) и др.

Но эти же факторы определяют и сложности в работе с этими системами, такие как высокие аппаратно-технические требования к клиентским машинам, что пока, к сожалению, недоступно большинству научных организаций, равно как и необходимые мощные сервера большого объема.

Интероперабельность ИР в современных ЭБ

На современном этапе развития ИТ осуществляются попытки перехода от понятия "данные" (по отношению к информации), как набора разрозненных фактов, к понятию "знания", как множеству отношений в семантической модели некоторой предметной области (ПО). "Данные" характеризуют количественную сторону информационных процессов, "знания" – качественную составляющую этих процессов.

WWW стала первым средством обмена данными, поддерживающим связи «многие-ко-многим», и она предъявила новые требования к используемым форматам обмена:

  1. Универсальные выразительные возможности. Поскольку нельзя учесть интересы всех потенциальных пользователей, формат обмена на базе Web должен позволять представлять любой вид данных.

  2. Интероперабельность (совместимость) электронных коллекций документов. Т.е. взаимодействие разнородных электронных коллекций; возможность работать с коллекциями разнородных электронных документов, используя единый пользовательский интерфейс.

Выделяют три основных уровня интероперабельности информационных ресурсов.

Техническая - регламентированность принципов, стандартов и руководящих положений для общих механизмов передачи данных, стандартизация метаданных с использованием общего языка, а так же совокупность прикладных протоколов доступа к электронной коллекции (множество электронных документов, обладающих однотипными формальными признаками и содержащих фактографическую (объектографическую) информацию), языков поискового запроса, аппаратно-программных платформ серверов физического хранения ресурсов и сетевых технологий.

Синтаксическая (организационная) - приложения должны иметь возможность читать данные и получать представления, с которыми они могут работать. Уровень синтаксической интероперабельности в достаточной мере высок, когда можно без труда получить синтаксический анализатор и API-интерфейсы, необходимые для манипулирования данными.

Семантическая - Одно из наиболее важных требований к формату обмена состоит в том, что данные должны быть понятными. Если синтаксическая интероперабельность неразрывна с синтаксическим разбором данных, то семантическая связана с установлением соответствия между терминами, используемыми в данных, что требует анализа содержимого. Семантическая интероперабельность - это широкий термин, который обозначает необходимость для компьютеров иметь одинаковую семантическую интерпретацию передаваемой информации. Семантическая интероперабельность связана со способностью пользователей находить одинаковые классы цифровых объектов, распределенных по разнородным коллекциям, с учетом различий между сайтами. Полная семантическая интероперабельность охватывает группу фундаментальных научных проблем, часть из которых исключительно сложна.

Коллекция информационных ресурсов представляет собой систематизированную совокупность ИР, объединенных по какому-либо критерию принадлежности, например, по общности содержания, источников, назначения, по кругу пользователей, способу доступа и т.д. Коллекции являются наиболее распространенной формой организации информационных ресурсов в ЭБ.

С функциональной точки зрения, ИР коллекции подразделяются на данные (информацию) и метаданные (метаинформацию). Ресурсы первого вида представляют интересующие пользователей сведения о предметной области этой коллекции. В свою очередь, метаданные коллекции характеризуют свойства принадлежащих ей ресурсов и самой коллекции в целом как сущностей реального мира.

С точки зрения компьютерной технологии, большая часть наиболее трудных проблем ЭБ - это аспекты одной большой проблемы: как достичь интероперабельности. Или иными словами, как заставить широкий спектр различных компьютерных систем работать вместе. По всем миру создано много независимых ЭБ. Они придерживаются различной политики и базируются на различных компьютерных системах (как современных и совершенных, так и устаревших, давно переживших срок списания).

Интероперабельность и стандартизация взаимосвязаны. К сожалению, формальный процесс создания международных стандартов зачастую противоречит тому, что требуется для интероперабельности ЭБ. И не только потому, что официальный процесс стандартизации слишком медлителен для быстроменяющегося мира ЭБ; получающиеся стандарты еще и исключительно сложны. Многие интернациональные стандарты никогда не испытывались в реальной жизни. На практике только те стандарты работают, которые часто используются. Иногда стандарт принимается де-факто за счет того, что ведущая исследовательская группа его использует;

Основными аспектами интероперабельности ЭБ являются слудеующие:

  • Пользовательский интерфейс. Предполагается, что пользователь сможет работать с разными коллекциями разный ЭБ. Интероперабельность имеет целью добиться однообразного представления разных коллекций, хотя, безусловно, нет необходимости устранять все различия. Несмотря на то, что коллекция карт отличается от собрания музыкальных записей, пользователь должен иметь возможность легко работать в обоих, в т.ч. выполнять поиск и быть защищенным от "особенностей" компьютерных систем или менеджмента этих коллекций.

  • Наименование и идентификация. Необходимо несколько способов для идентификации материалов ЭБ. Каждый компьютер в Интернете имеет IP-адрес и доменное имя. Универсальный указатель ресурсов (URL) веб расширяет эти имена до индивидуальных файлов. Однако этих возможностей недостаточно. Библиотечные объекты нуждаются в идентификаторах, которые обозначают именно материал, а не его расположение в данный момент времени. Такие локально-независимые (location-independent) идентификаторы иногда называют Универсальными Именами Ресурсов (Uniform Resource Names, URN).

  • Форматы. Во всех известных ЭБ материалы хранятся в цифровой форме. Веб де-факто создал стандарты для новых форматов, к примеру, HTML для простого текста или GIF и JPEG для графики. Однако на этих форматах согласие разработчиков заканчивается. С точки зрения интероперабельности, особую трудность представляет текст. Формат ASCII, в 80-е годы ставший практическим стандартом кодировки для компьютеров, имеет ограниченное число символов кроме английских. В настоящее время развивается кодировка Unicode, как расширенный набор символов, способный поддерживать очень широкий набор шрифтов. Но он все еще не поддерживается многими компьютерными системами. Широко поддерживаемый формат SGML используется в некоторых ЭБ как язык разметки и для текста и для метаданных, является столь гибким и сложным, что достичь на его базе интероперабельности весьма нелегко. XML, упрощенная версия SGML, стала популярна в последнее время - возможно ему удастся занять нишу между простым HTML и исчерпывающим SGML.

  • Метаданные. Метаданные важны во многих аспектах ЭБ, но особенно для достижения интероперабельности. Метаданные часто делят на три категории: описательные (используются для библиографических целей, поиска и обработки), структурные (которые связывают различные объекты или части объектов между собой) и административные (для управления коллекцией и доступом к ней). Для интероперабельности необходим обмен частью этих метаданных между компьютерами. Это требует отдельного соглашения об именах полей метаданных, форматах кодировки и - по крайней мере - соглашение по семантике. (Очевидный пример важности семантики: если в одной коллекции поле "дата" используется для даты создания, а в другой - для даты включения в коллекцию, то это поле представляет относительную ценность.)

  • Распределенный поиск. Пользователи часто хотят найти информацию из нескольких независимых коллекций одновременно. Они могут быть организованы логично и единообразно, но может существовать различие в описательных метаданных, используемых для поиска. Традиционный подход к поиску информации в различных коллекциях одновременно состоит в том, чтобы во всех них был стандартный набор метаданных и поддерживался один и тот же протокол. Все большее число специалистов осознает нереалистичность таких требований. Должны быть возможность поиска в различных коллекциях, даже если материал в них организован по-разному.

  • Сетевые протоколы. Перемещение материалов с одного компьютера на другой требует интероперабельности на сетевом уровне. Практически универсальный набор Интернет-протоколов в значительной степени решает эту проблему, но не всегда. К примеру Интернет-протоколы не слишком подходят для передачи непрерывных потоков данных, как видео- или аудиоматериалы, которые должны прибывать в качестве целостного потока в предсказуемые интервалы времени.

  • Поисковые протоколы В процессе выполнения одной из фундаментальных операций ЭБ, компьютер посылает запрос другому с целью получить некоторые данные. Это послание должно быть передано по определенному протоколу, который может быть как простой (вроде HTTP), так и более сложный. Идеальный протокол должен поддерживать идентификацию обоих компьютеров (с целью обеспечения безопасности), высокоуровневые запросы для определения доступных ресурсов, варианты поиска и возможности обработки, методы хранения и модификации промежуточных результатов, а также интерфейс для различных многочисленных форматов и процедур (наиболее близок к достижению этих целей, Z39.50, но он уже малоприменим из-за собственной сложности - и при этом все еще не отвечает всем критериям).

  • Идентификация и безопасность. Ряд наиболее сложных проблем интероперабельности между ЭБ включает идентификацию. Необходимы 3 категории. Первая - это идентификация пользователей. Несмотря на то, что широко используется несколько методов, ЭБ зачастую вынуждены присваивать каждому пользователю "пользовательский ID" и пароль. Вторая категория - идентификация компьютеров. Системы, содержащие ценную информацию особенно финансовые транзакции или конфиденциальную информацию, должны знать, с каким компьютером они соединяются. Один подход - полагаться на IP-адреса, но это крайне ненадежно. Третья категория - идентификация библиотечных материалов. Люди должны быть уверены, что они получают аутентичную версию материала, которая не была изменена (случайно или намеренно). Существует несколько хороших методов идентификации, но они все еще недостаточно распространены для достижения полной интероперабельности.

Интероперабельность легко описать, но трудно достичь. Тщательная проработка возможностей расширения нынешних ЭБ позволит прогрессировать далее, не разрушая существующей базы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... подключены: информационныересурсы ВИНИТИ (реферативная информация Банка данных, метаинформация научныхресурсов) База данных зарегистрированных электронныхресурсов «Информрегистра» ...
  2. " формирование открытых баз данных информационных ресурсов "

    Отчет
    ... подключены: информационныересурсы ВИНИТИ (реферативная информация Банка данных, метаинформация научныхресурсов) База данных зарегистрированных электронныхресурсов «Информрегистра» ...
  3. «разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти включая разработку единой методологии построения «электронного правительства» (2003 – 2004 гг)" выполненной по заказу министерства экономического

    Отчет
    ... разработке, внедрению и совершенствованию информационных систем и средств компьютерной инфраструктуры для обеспечения ... 2002 г. электроннаяинтероперабельностьинформации, ИКТ- ... Научные и технологические исследования и инновации Космические исследования ...
  4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СРЕД

    Автореферат диссертации
    ... научной и культурной информации, ... исследования стала разработка теории и технологии педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов ... интероперабельность ... информационныхресурсов, средствобеспечения их ...
  5. Отчет о научно-исследовательской работе проведенной по заказу министерства экономического развития и торговли

    Отчет
    ... информационные технологии ИКТ – информационно-коммуникационные технологии ИР – информационныересурсы ИО – информацииобеспечение ИЭ – информационная экономика КСА – комплекс средств ... исследованияинформационныхресурсов и управления электронными ...

Другие похожие документы..