Главная > Рабочая программа


Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

9 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.

2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика 10» составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании».

  • Областного закона «Об образовании в Ростовской области»,

  • Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент,

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2004 г.,

  • Сравнительный анализ Обязательного минимума содержания общего образования (1998г.) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Проблемы освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования (сборник методических материалов). Автор Л.П. Королёва Ростов-на-Дону 2005,

  • Обязательного минимума содержания основных образовательных программ 2004,

  • Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2011-2012 учебный год»,

  • Учебный план МОУ Багаевской СОШ №1

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме - контрольной работы.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  1. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

  2. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор WеЬ-страниц.

Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

9 класс

Тема

Глава, параграф, страницы

Дата

Примечание

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов

1

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

§ 1.1.1 – 1.1.2

Стр10-52

2,09

2

Кодирование графической информации.

§1.1.3

7

3

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

9

4

Растровая и векторная графика.

§1.2.1-1.2.2

14

5

Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора

§ 1.3.1

16

6

Практическая работа №2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

§1.323

21

7

Работа с объектами в векторных графических редакторах

1.3.3

23

8

Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе

§1.3.3

28

9

Практическая работа №3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе

30

10

Растровая и векторная анимация.

§1.4

5,10

11

Практическая работа №4 Анимация

7

12

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации

§1.5

12

13

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

§1.6

14

14

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

19

15

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»

21

Кодирование и обработка текстовой информации - 9 ч

16

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №7

Кодирование текстовой информации.

§2.1

26

17

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа №8 Вставка в документ формул

§2.2-2.4

28

18

Форматирование документа .

Практическая работа №9

Форматирование символов и абзацев

§2.5

2,11

19

Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.

§

11

20

Практическая работа №10

Создание и форматирование списков.

§

16

21

Таблицы.

Практическая работа №11

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

§2.6

18

22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа №12

Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

§2.7

23

23

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

§2.8

25

24

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

30

Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч

25

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №14.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

§3.1.1

2,12

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

§3.1.2

7

27

Электронные таблицы. Основные типы данных.

§3.2.1-3.2.2

9

28

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§3.2.3

14

29

Практическая работа №15

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

16

30

Встроенные функции.

Практическая работа №16

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

§3.2.4

21

31

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №17.
Построение диаграмм различных типов.

§3.3

23

32

Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

§3.4

28

33

Повторение темы

11,01

34

Контрольная работа №3

Кодирование и обработка числовой информации.

13

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч

35

Алгоритм и его формальное исполнение.

§4.1

18

36

Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке

§4.2

20

37

Практическая работа № 19 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

25

38

Переменная: тип, имя, значение

Практическая работа №20

Проект «Переменные»

§4.3

27

39

Арифметические, строковые и логические выражения

§4.4

1,02

40

Практическая работа №21 Проект«Строковый калькулятор»

3,02

41

Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования.

Практическая работа № 22

«Дата и время»

§4.5

8

42

Линейный алгоритм

§4.2.1

11

43

Практическая работа № 23

Проект « Калькулятор»

15

44

Алгоритмическая структура «Ветвление»

4.2.2

18

45

Практическая работа № 24 Проект «Сравнение кодов символов»

22

46

Алгоритмическая структура «Выбор»

§4.2.3

25

47

Практическая работа № 25

Проект «Отметка»

29

48

Алгоритмическая структура «Цикл»

§4.2.4

3,03

49

Алгоритмическая структура «Цикл»

Практическая работа № 26

Проект «Коды символов»

§4.2.4

7

50

Практическая работа №27

Проект «Слово-перевертыш»

10

51

Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

§4.7

14

52

Практическая работа № 28

Проект «Графический редактор»

17

53

Основы объектно-ориентированного программирования

21

54

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования»

24

Моделирование и формализация -10 ч

55

Моделирование, формализация, визуализация.

§5.1-5.2.1

7,04

56

Материальные и информационные модели

§5.2.2-5.2.3

11

57

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3

14

58

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №29 «Бросание мячика в площадку»

§5.4

18

59

Приближенное решение уравнений .

Практическая работа № 30 Графическое решение уравнения

§5.5

21

60

Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа №31 Распознавание удобрений

§5.6

25

61

Геоинформационные модели.

Практическая работа № 32

Проект «Модели систем управления»

28

62

Информационные модели управления объектами

§5.7

2,05

63

Повторение темы

5

64

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

12

Информатизация общества (3 ч)

65

Информационное общество

§6.1

16

66

Информационная культура

§6.2

19

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

§6.3

23

68

Итоговая контрольная работа.

26

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 5 класса

    Список учебников
    ... / «___» сентября 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ» для 5 класса Составитель: учитель информатики высшей кв. категории МОУ ...
  2. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 8 класса

    Список учебников
    ... 200__г. Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Составитель: учитель информатики II категории ... записка к рабочейпрограмме по информатике и ИКТ. Рабочаяпрограммаучебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в ...
  3. Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» 5 - 7 классы

    Рабочая программа
    МОУ Урлядинская основная общеобразовательная школа Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ» 5 - 7 классы Составитель: учитель информатики Алексеева Т.А. 2010г. Пояснительная записка ...
  4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика и ИКТ» 11 класс среднее (полное) общее образование базовый уровень

    Рабочая программа
    ... «____»______2011г. РАБОЧАЯПРОГРАММАучебного предмета «Информатика и ИКТ» 11 класс среднее (полное) общее образование, базовый уровень Рабочаяпрограмма составлена ...
  5. Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса Составитель учитель информатики и ИКТ Галкина Инна Владимировна

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограммаучебногокурса «Информатика и ИКТ» для 8 класса Составитель: учитель информатики и ИКТ Галкина Инна Владимировна г. Саров Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по ...

Другие похожие документы..