textarchive.ru

Главная > Документ


Российская академия наук Институт психологии

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Том 4

Субъектный подход в психологии: история и современное состояние

Личность профессионала в обществе современных технологий

Нейрофизиологические основы психики

(Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.)

Ответственные редакторы:

А. Л. Журавлев М. И. Воловикова

Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009


Л.Г. Дикая Ю. И. Александров

УДК ББК

П

159.9

88

86

Редакционная коллегия:

А. А. Алдашева, А. М. Борисова, Е. П. Ермолаева, Д. Г. Шевченко

П 86 Психология человека в современном мире. Том 4. Субъ­ектный подход в психологии: история и современное состо­яние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики (Ма­териалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Жу­равлев, М. И. Воловикава, Л. Г. Дикая, Ю. И. Александров. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 378 с.

ISBN 978-5-9270-0171-2

УДК 159.9 ББК 88

Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леони­довича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению субъектного подхода в психологии, личности профессионала в обществе совре­менных технологий и нейрофизиологическим основы психики.

Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции (том 4) изданы при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №09-06-14 080г

© Институт психологии Российской академии наук, 2009

ISBN 978-5-9270-0171-2

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Субъектный подход в психологии: история и современное состояние

К.Ю. Ануфриюк, И. Б. Дерманова Система отношений и совладающее поведение у подростков

с разным уровнем субъектности 9

В. А. Васютинский Человек в совместно с другими созидаемом мире:

социально-конструктивистские идеи С. Л. Рубинштейна 16

Д. Н. Завалишина

Модель развития субъекта профессиональной деятельности 24

A.Н. Кимберг

«Жизненный мир» субъекта как предмет исследования 26

B.К. Солондаев

Практическое мышление как мышление действующего субъекта 33

C.Ю. Коровкин

Идея интенциональности психического как основа субъектного подхода 39

A.С. Мельничук

К проблеме оценки субъектности 42

О. П. Меркулова

Проблема потребностей в контексте субъектного подхода в психологии 44

И. А. Мироненко

Проблема самодетерминации в контексте субъектного подхода 51

Г. В. Ожиганова

Субъектный подход в психологии духовных способностей 57

Н. К. Радина

Изучать субъектность: возможности качественного подхода 64

С. В. Сарычев

Социально-психологические аспекты актуализации многоуровневого
группового субъекта в различных социальных условиях 71

B.В. Селиванов

Субъектная психология С. Л. Рубинштейна и ее развитие 78

Д. А. Циринг

Концепция личностной беспомощности с позиции

субъектно-деятельностного подхода 84

Часть 2

Личность профессионала в обществе

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГиЙ

А. А. Алдашева

Особенности профессионального отбора приемных родителей

92

Е. В. Арасланова

Анализ причин отчуждения студентов вуза от учебно-профессиональной деятельности

И. В. Афоньшина, Е. Б. Яцунова Изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов

на разных ступенях обучения 99

Т.Д. Барышева

Применение рефлексивных технологий в развитии профессионального

сознания и самосознания будущих педегогов-психологов 104

A.Н. Бражникова

Психология нравственности профессионала в свете реализации идеи

С. Л. Рубинштейна о связи психологии с этикой 112

Е. В. Бурмистрова, Т. В. Зарипова
Связь смысложизненных ориентаций, личностных черт и успешности
в профессиональной деятельности социального педагога 119

Г. Г. Вербина

Социально-психологические, личностные и возрастные механизмы
развития индивидного, психического и профессионального здоровья
специалиста 129

С. А. Гапонова

Психологическая компетентность современного педагога

в образовательном пространстве вуза 135

С. А. Гильманов

Некоторые характеристики личности будущих музыкантов-исполнителей

как субъектов профессиональной деятельности 139

Г. А. Горбань

Социально-психологический аспект готовности к управленческой

деятельности 146

И. А. Курапова, Л.Г. Дикая
Отражение современной действительности в нравственно-духовной сфере
и психическом состоянии педагогов 149

О. Н. Доценко

Роль эмоциональной направленности и эмоционального интеллекта

в позитивных и негативных феноменах профессиональной деятельности 154

Е. П. Ермолаева

Аспекты исследования современного профессионала с позиции концепции

С. Л. Рубинштейна «человек и мир» 156

B.В. Ивакина

Актуальность проблемы учета возрастных особенностей педагогических

кадров в процессе психологического сопровождения 164

И. Н. Казеичева

Личность и современность: к вопросу профессиональной компетентности
педагога 171

О. А. Кораблева

Исследование специфики профессиональной Я-концепции как компонента
профессионального самоопределения иностранных студентов с разным
уровнем межкультурной адаптации (с позиции субъектно-деятельностного
подхода С. Л. Рубинштейна) 175

Е. О. Лазебная, М.Е. Зеленова, Ю. В. Бессонова
Ценностно-мотивационные детерминанты успешности преодоления
посттравматических стрессовых нарушений у лиц опасных профессий 180

Е.М. Лахмоткина
Особенности репрезентации профессиональной ситуации студентами
педагогического вуза и учителям 183

A.М. Лужецкая

Личностная направленность педагогов разных возрастных групп 188

B.В. Лукьянов

Исследование взаимосвязей совладающих механизмов и симптомов

выгорания у врачей 195

И. В. Лыбко

Консультирование по проблемам детско-родительских отношений

в практике педагога-психолога 202

В. Ю. Меновщиков

Роль личности и индивидуальных особенностей психолога-консультанта

в интернет-консультировании: модель компетенций 205

Е. Е. Милица

Социальный и эмоциональный интеллект в структуре личности врача

как субъекта общения 212

И. Ф. Нестерова

К вопросу формирования компетентностных характеристик будущих

учителей как субъектов профессионально-педагогической деятельности

в современном образовательном процессе 215

А. А. Обознов

Субъектный подход в организации профессиональной деятельности 222

Н. И. Олифирович

Актуальные проблемы деятельности практического психолога 224

Ю. П. Поваренков

Психологическая структура субъекта профессионального пути 231

Н. А. Познина

Влияние информационных технологий на личность профессионала в свете
субъектного подхода 233

Ю. В. Постылякова

Ресурсный потенциал субъекта профессиональной деятельности 239

Т. С. Пухарева

Значение доверия в профессиональной деятельности юриста 241

З. М. Рамзаева, Н. А. Сухих
Эффективное управление временем как фактор профессиональной
успешности современного менеджера 249

Т.Н. Савченко, Г.М. Головина, А. С. Баканов Учет функциональной структуры деятельности руководителя при проектировании системы поддержки принятия

управленческих решений 256

Г. В. Семенова

Ответственность студентов-психологов в ситуации дистанционного

обучения 260

И. С. Соколова

Психологические особенности деятельности современного редактора

изданий по естественным наукам 267

Ю.М. Солодуха Профессиональная идентичность современных психологов

на этапе обучения в вузе 269

А. И. Троянская

Рефлексия профессионала в культурном мире 274

Г. Р. Федотова

Особенности работы в противопожарной службе 279

A.Н. Фоминова

Отражение внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере

людей «помогающих» профессий 285

Т. Г. Харитонова

Показатели профилактической направленности личности и деятельности
практического психолога 288

К. А. Хвостов

Использование концепций регуляции социального поведения

и самосознания личности при оценке и адаптации персонала различных

категорий 295

Е. В. Шароградская
Использование психосемантического метода в изучении личности
будущих психологов 298

Л. Г. Юрченко

Проблемы профессионального самоопределения детей из интернатных
учреждений 300

B.П. Яссман

Глубина концептуального понимания предмета деятельности

как внутренняя предпосылка профессионального становления 306

Часть 3

нейрофизиологические основы психики

М. А. Ахметов

Об использовании нейропсихологической диагностики в обучении 315

Б. Н. Безденежных

Системные механизмы формирования навыка 322

Ю.Л. Веневцева, А. Х. Мельников, Г. О. Самсонова, И.В. Переломова
Особенности когнитивной организации при психологической адаптации
студентов медицинского вуза 327

В. В. Гаврилов

Формирование индивидуального опыта с помощью и без помощи
экспериментатора, а также при наблюдении за поведением других 329

А. Г. Горкин

Нейрональное обеспечение первых успешных реализаций

поведенческих актов 332

Т. Н. Греченко

Роль ритмической активности в формировании нейронных ансамблей 334

Т. В. Гудкова

Особенности речевых проблем у детей дошкольного возраста с различным

типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии 337

Л. А. Дикая, О. С. Саакян
Особенности частотно-пространственной организации ЭЭГ
при решении творческих задач у испытуемых с разным профилем
латеральной организации 343

В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева
Андрогинный баланс как фактор индивидуального своеобразия
психики человека 350

В. М. Ковальзон

Нейрофизиологические и нейрохимические основы в бодрствовании,

во сне и при переживании сновидений 354

М. С. Курчакова, Н.В. Тарабрина Психофизиологические аспекты эмоционального реагирования

у больных РМЖ 361

А. В. Рождествин, А. Г. Горкин Активность специализированных нейронов в разнообразных

формах поведения 366

Л. К. Хлудова

Мембранные механизмы пластичности командных нейронов 368

А. М. Черноризов, Е. Д. Шехтер, Т.Н. Греченко, А.В. Гарусев
Психофизиология ахроматического зрения: от простых нервных систем
к человеку 370

Часть 1

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Система отношений и совладающее поведение у подростков с разным уровнем субьектности

К. Ю. Ануфриюк, И. Б. Дерманова (Санкт-Петербург)

Впоследние годы в отечественной науке активно развивается субъ­ектный подход, и категория субъекта играет все более заметную роль. Понятие субъекта, пришедшее в психологию из философии, изначально было актуализировано в работах С. Л. Рубинштейна, ко­торый характеризовал его активностью, способностью к развитию и интеграции, самодетерминацией, саморегуляцией, самодвижением и самосовершенствованием. Субъект, по Рубинштейну, - это, в первую очередь, «способ существования» (Рубинштейн, 2003). Рассматривая различные виды этического субъекта, он выделяет два возможных способа его существования, различающиеся между собой уровнем рефлексии и осознанности. Первый - жизнь, не выходящая за пре­делы непосредственных связей, в которых живет человек. И второй способ существования связан с появлением рефлексии, которая, как бы прерывая процесс жизни, выводит человека мысленно за ее пределы (там же). Таким образом, изначально Рубинштейн не только задает основные характеристики субъекта, но и утверждает кон­тинуальный принцип оценки зрелости человека как этического субъекта.

В ряде работ современных исследователей, выполненных в рамках субъектного подхода, субъектность выступает как интегральная ха­рактеристика, представленная способностью самому инициировать активность на основе внутренней мотивации, порождать движе­ния и действия. Многими отечественными исследователями также обосновывается континуальный принцип к развитию субъектности (в противоположность акмеологическому) и выделяются уровни развития субъекта, например, в онтогенезе (Е. А. Сергиенко, 2008; В. В. Селиванов, 2008 и др.); в социальном контексте своего бытия

(М. А. Щукина, 2004 и др.) или как ситуационные проявления «само­сти» (Ю. А. Поссель, 2000; Л. В. Алексеева, 2003 и др.).

Уровневый подход, в частности, позволяет не противопоставлять субъекта всем остальным подструктурам свойств человека (напри­мер, личности и индивидуальности), а также не разделять людей на субъектов и «досубъектов» или «асубъектов», а представить раз­витие субъекта как непрерывный процесс его созревания. Причем основные атрибуты субъекта, такие как автономность, целостность, способности к саморазвитию, самодетерминации, самоуправлению в социальном контексте своего бытия и др., в такой интерпретации можно рассматривать в качестве одного из критериев общей психо­логической зрелости человека.

Субъект в рамках структурно-уровневого подхода соотносится с личностью как ядерной подструктурой в общей структуре свойств человека, являясь ее функциональной составляющей. При таком по­нимании содержание личности как бы отвечает на вопрос «что», а со­держание субъекта - на вопрос «как». В некотором смысле сходную с данным пониманием позицию о соотношении личности и субъекта метафорически представляет Е. А. Сергиенко в виде командного и ис­полнительного звеньев, когда «личность задает направление движения, а субъект - его конкретную реализацию через координацию выбора целей и ресурсов индивидуальности человека» (Сергиенко, 2008, с. 57).

Мы предполагаем, что личность как ядерное или «командное зве­но» представляет собой, в первую очередь, систему отношений чело­века к другим людям, самому себе и окружающему его миру. Известно, что в психологических концепциях А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева именно отношения выступают в качестве наиболее специфической характеристики личности.

В. Н. Мясищев (2000) также говорит о двойственном характере от­ношений: как потенциальной и реальной характеристики поведения человека. Он неоднократно подчеркивал, что истинные отношения человека к действительности до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях. Мысль о том, что отношения как вза­имоотношения между людьми имеют и потенциальную, и поведен­ческую составляющие, К. А. Абульхановой и Т. Н. Березиной форму­лируется следующим образом: «В структуру отношений вбирается очень много составляющих - и субъективное отношение к человеку (эмпатия, уважение), и намерения, вытекающие из его объективной и субъективно признаваемой роли в нашей жизни, и наше поведение, поступки, выражающие наше отношение и устанавливающие кон­сенсус между нашим к нему и его к нам отношениями» (Абульханова, Березина, 2001, с. 227-228).

В соответствии с предлагаемым нами структурно-уровневым подходом субъективные отношения характеризуют личность («ко­мандное звено», по выражению Е. А. Сергиенко), а их реализация в поведении уже осуществляется субъектом как функциональной подструктурой личности, или ее «исполнительным звеном». Субъект реализует и выстраивает свои социальные отношения в зависимости, в частности, и от уровня собственной субъектности. Следовательно, вопрос о соотношении системы отношений человека с характеристи­ками его субъектности в некотором смысле превращается и в вопрос о соотношении двух подструктур свойств человека: личности и субъ­екта социальных отношений (Дерманова, 2008).

Один из наиболее драматичных возрастных периодов становле­ния обеих подструктур - это подростковый и юношеский возраст. Исследователями обосновывается предположение, что подростковый возраст является сенситивным для развития субъектности личности. По данным М. А. Щукиной, «это не означает, что развитие субъект­ности личности останавливается на том уровне, которого достигают подростки по окончании данного возрастного периода. Но именно в границах данного возраста совершаются решающие изменения, за­дающие индивидуально характерную для каждой личности структуру субъектности и наиболее значительные в границах жизненного пути сдвиги в развитии субъектности личности» (Щукина, 2004, с. 140).

В качестве одной из форм проявления субъектности отечествен­ными исследователями рассматривается совладающее поведение как сознательный и целенаправленный способ разрешения труднос­тей (Крюкова, 2008). С точки зрения некоторых авторов, совладание является базовым уровнем самоуправления, так как его предназначе­ние состоит только в обеспечении адаптации человека к ситуации, оно позволяет ему либо овладеть ею, ослабить или смягчить требования ситуации, либо избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации (Хазова, 2002; Щукина, 2004). С точки зрения других исследователей, совладающее поведение - это сознательное поведение, «зеркало субъектной активности челове­ка», а не пассивное отражение качеств личности и особенностей жизненной ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией и предполагает не только приспособление (если ситуация не поддается контролю), но и изменение ситуации (поддающейся контролю) (Крюкова, 2008, с. 57).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология человека в современном мире том 5 личность и группа в условиях социальных изменений

    Документ
    Российская академия наук Институт психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 5 Личность и группа в ... Воронеж, 1996. Гайдар К. М. Субъектныйподход к психологии малых групп: история и со­временноесостояние. Воронеж: ВГУ, 2006. Гиркало ...
  2. Психология человека в современном мире том 1 комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека

    Исследование
    Российская академия наук Институт психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 1 Комплексный и системный подходы в исследованиях психологиичеловека Личность как субъект жизненного ...
  3. Психология человека в современном мире том 3 психология развития и акмеология

    Документ
    ... психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 3 Психология развития и акмеология Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современнойпсихологии ... Современноесостояние ... жизни личности // Субъектныйподход в психологии / Отв. ред ...
  4. Психология человека в современном мире том 6 духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

    Документ
    ... психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 6 Духовно-нравственное становление человека в современном ... историю, претерпевают постоянные из­менения. В современноммире ... Методологическая основа: субъектныйподход. Модель: функцио­нальные ...
  5. Психология человека в современном мире том 2 проблема сознания в трудах с л рубинштейна д н узнадзе л с выготского

    Исследование
    ... наук Институт психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 2 Проблема сознания ... Современнаяпсихо­логия: Состояние и перспективы исследований. М., 2002. Ч. 3. С. 88-103. Абульханова К. А., Воловикова М. И. Психосоциальный и субъектныйподходы ...

Другие похожие документы..