textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплинепо выбору Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста)

для студентов не библиотечных специальностей вузов культуры и искусств

составитель Сабинина Т.Б., к.п.н., доцент

Тюмень

2010

1. Рабочая программа дисциплины

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Коренные преобразования в социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к выпускникам любого учебного заведения, в том числе вуза. В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника высшего учебного заведения должно быть ориентировано на способность самостоятельно обновлять и дополнять багаж знаний, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. Достижение этой цели в значительной степени зависит от уровня информационной культуры.

В рамках предлагаемого для студентов курса под информационной культурой понимается систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей студентов, возникающих в ходе как учебной, научно-познавательной, так и иных видов деятельности с использованием традиционных и новых информационных технологий.

Основная цель курса «Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста)» – дать студенту знания, умения и навыки информационного самообеспечения его учебной и научно-исследовательской деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

- ознакомление с понятием и видами информации, ее значением в жизни человека, учебной и профессиональной деятельности;

- ознакомление с видами документов и особенностями их создания, хранения и распространения;

- освоение приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с задачами учебного процесса в вузе;

- овладение методами аналитико-синтетической переработки информации;

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса.

В результате освоения курса студент должен иметь представление о:

- месте и роли информации в жизни человека;

- информационных ресурсах общества, их составе;

- библиотеке как информационно-поисковой системе;

- структуре и назначении справочно-библиографического аппарата библиотеки;

- системе информационных изданий;

- методах аналитико-синтетической переработки информации;

уметь:

- свободно ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для учебной и прочих видов деятельности;

- разбираться в структуре и содержании различных документов;

- использовать систему информационных изданий как средство слежения за документальным потоком по профилю изучаемой специальности;

иметь навыки:

- поиска информации по адресным, тематическим и фактографическим запросам, информационного самообслуживания в библиотеке;

- практического применения основных методов свертывания информации;

- безошибочного составления библиографического описания различных документов

- правильного оформления цитат, различных видов библиографических ссылок.

1.2. Тематический план изучения дисциплины

Тема занятия

Лекций

Практических

Всего

1.

Человек в информационном пространстве

1

1

2

2.

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

3

2

5

3.

Создание, поиск и получение документов

3

2

5

4.

Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

1

3

4

5.

Зачет в форме теста

6.

Итого

8

8

16

    1. Содержание дисциплины «Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста)»

Введение

Предмет, цели и задачи курса «Библиографическое сопровождение учебной деятельности». Место курса в системе высшего образования, его взаимосвязь с общенаучными дисциплинами и курсами, формирующими профессиональную компетентность выпускника. Объем, структура, отличительные особенности курса.

Тема 1. Человек в информационном пространстве

Понятие «информация». Свойства информации. Виды информации в зависимости от способа восприятия человеком. Значение информации в осуществлении разных видов жизнедеятельности. Информационные патологии и их последствия.

Информатизация как сложный социотехнический и социокультурный процесс перехода к информационному обществу. Критерии информационного общества. Возрастание роли образования, знаний, информации в информационном обществе. Взаимосвязь информатизации общества и информационной культуры.

Сущность понятия «информационная культура». Информационная культура как средство защиты личности и общества. Компоненты информационной культуры. Роль информационной культуры в формировании профессиональных качеств работников культуры и искусства.

Практическое занятие № 1: Определение уровня сформированности информационной культуры личности.

Тема 2.Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Определение исходных понятий «документ», «литература», «издание», «публикация». Социальные функции документа. Свойства документа.

Классификация документов по различным признакам. Виды документов по статусу (опубликованные, неопубликованные, непубликуемые). Виды документов по способу восприятия (человековоспринимаемые, машиновоспринимаемые). Виды документов по социально-функциональному назначению (официальные, научные, научно-популярные, производственные, учебные, справочные, массовые, литературно-художественные, рекламные и информационные) и их характеристика. Виды документов по материальной конструкции (листовые, кодексные, ленточные, дисковые, комплексные) и их характеристика. Виды документов по знаковой природе информации (текстовые, иконические, аудиальные, идеографические, тактильные, комплексные) и их характеристика. Виды документов по периодичности выхода в свет (непериодические, периодические, продолжающиеся, сериальные) и их характеристика. Виды документов по признаку объема (листовки, брошюры, книги).

Информационные ресурсы по культуре и искусству. Информационные ресурсы по музыкальным видам искусства. Информационные ресурсы по изобразительным видам искусства. Информационные ресурсы по зрелищным видам искусства.

Понятие о структуре документа. Внешние элементы книги (формат, объем, обложка, переплет, суперобложка, форзац, обрез, корешок, каптал, ляссе), их местонахождение и особенности. Внутренние элементы книги (титульные элементы, текст, иллюстрации, справочно-вспомогательный аппарат). Единство внешних и внутренних элементов.

Конструктивные особенности учебных, научных и справочных изданий. Роль и назначение отдельных компонентов учебника. Ориентация в структуре учебника: основные разделы, соотношения «глава – параграф», роль рисунков, иллюстраций, таблиц, схем, карт, различных видов шрифта и другое.

Справочный аппарат учебных, научных и справочных изданий: определение, назначение, функции. Отличительные элементы документа, расположенные на титульном листе, их основные функции. Средства дополнения и сопровождения основного текста в первичном документе: предисловие, введение, послесловие, библиографические ссылки и списки литературы, комментарии, приложения и т.п. Поисковые средства первичных документов: оглавление, рубрикация, указатели. Виды вспомогательных указателей.

Практическое занятие №2. Тема: Анализ и оценка документа.

Тема 3.Создание, поиск и получение документов

Система документальных коммуникаций (СДК) как среда создания, хранения, и распространения документа для его общественного использования. Составляющие СДК: архивы, типографии (издательства), книготорговые предприятия, библиотеки, музеи, информационные службы.

Архив: понятие, история, современное состояние. Архивная система РФ. Ведущие архивы Тюменской области.

Типографии и издательства: понятие, история, современное состояние. Виды издательств по содержанию выпускаемой продукции, местонахождению, форме собственности. Тюменские издательства.

Книжная торговля (библиополистика): понятие, история, современное состояние. Организационные формы книжной торговли.

Библиотека: понятие, история, современное состояние. Виды библиотек по характеру удовлетворяемых запросов и составу фондов, размещению; категориям обслуживаемых читателей; форме собственности и порядку учреждения. Ведущие универсальные и учебные библиотеки Тюменской области. Тюменская областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева: история, современное состояние.

Музей: понятие, история, современное состояние. Типы и профили музеев. Ведущие музеи Тюменской области.

Система научно-технической информации: история, современное состояние. Виды информационных центров и служб.

Взаимосвязь и взаимодействие организаций СДК по отношению к документу.

Структура библиотеки как информационно-поисковой системы. Назначение абонемента и специализированных читальных залов. Функции отдела справочно-библиографического обслуживания, МБА и других. Библиотечный фонд как основа работы библиотеки. Справочно-библиографический аппарат и его элементы. Понятие о системе каталогов и картотек библиотеки, их роли в обеспечении полноты и точности информационного поиска. Виды библиотечных каталогов и картотек. Особенности разыскания отдельных видов документов: книг, статей, периодических и продолжающихся изданий, нот, карт, краеведческих, аудиовизуальных и других материалов. Знание справочно-библиографического аппарата библиотеки как обязательное условие рационального информационного поведения пользователей.

Адресный запрос как проявление информационной потребности в определенном (конкретном) документе. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, составителя, редактора, коллективный автор, название книги.

Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска: его задачи и функции. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге.

Тематические запросы как выражение информационной потребности студентов при написании рефератов, докладов, курсовых, дипломных работ.

Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник тематического разыскания в библиотеке. Принцип организации систематического каталога. Структура систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Алгоритм тематического поиска.

Электронный каталог как источник многоаспектного библиографического поиска. Алгоритм поиска в электронном каталоге

Библиографические издания как наиболее полный источник информации о документах. Виды библиографических изданий: обзоры, списки, указатели. Виды библиографических указателей. Государственные библиографические указатели: признаки, виды, поисковые возможности. Научно-вспомогательные библиографические указатели. Рекомендательные библиографические указатели. Книгоиздательские указатели (каталоги).

Способы поиска и выявления документов для учебной, научной и прочих видов деятельности. Метод «снежного кома». Поиск в Интернет. Обращение к библиотечным каталогам и картотекам, библиографическим изданиям.

Способы получения документов в библиотеке. Свободный доступ. Устный запрос. Письменная заявка. Межбиблиотечный абонемент (МБА). Электронная доставка документов (ЭДД).

Практическое занятие №3. Тема: Библиографический поиск.

Тема 4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Первичные и вторичные документы по отношению к знанию, их признаки. Понятие свертывания и развертывания информации, сферы его применения и примеры. Зависимость эффективности поиска и использования документов и информации от оптимальности свертывания аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ).

Виды аналитико-синтетической переработки информации: индексирование, библиографирование, аннотирование, реферирование, конспектирование, обзорно-аналитическая деятельность.

Индексирование и сферы его применения. Библиотечно-библиографические классификации документов. Универсальная десятичная классификация (УДК). Библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

Библиографирование и его результаты. Библиографическое описание как наиболее лаконичная и емкая форма свертывания документов. Стандартизация библиографического описания. Правила и схема библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа в информационном массиве.

Аннотирование и его результат. Виды аннотаций. Понятие о ключевых словах. Использование ключевых слов при составлении аннотаций. Сходство и отличие аннотаций и рефератов как вторичных документов.

Реферирование. Виды рефератов. Конспектирование как разновидность реферирования. Особенности конспектирования. Способы сокращения в конспектах. Обзорно-аналитическая деятельность. Виды обзоров, сфера их применения.

Возможности использования основных видов аналитико-синтетической переработки информации в учебной деятельности студентов. Свертывание информации, осуществляемое при записи прочитанного и составлении плана выписок и цитат, тезисов, рефератов и аннотаций, конспектов, списков литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам. Требования, предъявляемые к процедуре свертывания информации.

Методы заимствования при использовании документов. Незаконные и несамостоятельные методы: плагиат, компиляция. Легитимные методы: цитирование, изложение содержания, критический анализ. Правила цитирования и оформления цитат. Наличие ссылок как обязательное условие грамотного заимствования.

Практическое занятие № 4. Тема: Составление аннотации.

Практическое занятие № 5. Тема:Библиографическое описание документов.

    1. Формы текущего и итогового контроля

1.4.1.Вопросы для повторения:

1. Что такое информация? Что такое знание?

2. Каковы свойства информации?

3. Какое общество называется информационным?

4. Перечислите признаки информационного общества.

5.Что такое информатизация, и в каких направлениях она осуществляется?

6. Какой федеральный закон регулирует информационные процессы в нашей стране? Когда он был принят?

7. В чем проявляется значение информационной культуры личности?

8. Каковы требования к зрелому читателю?

9. Что такое документ? Когда появился в России этот термин?

10. Приведите примеры официальных документов.

11. Приведите примеры научных документов.

12. Приведите примеры справочных документов.

13. Объясните, чем отличаются учебник и учебное пособие.

14. Объясните, как выглядят листовые документы? Кодексные? Ленточные? Дисковые?

15. При помощи чего передается информация в текстовых документах? Иконических? Идеографических? Тактильных?

16. Как отличить книгу от брошюры?

17. Какие элементы относятся к внешней структуре документа?

18. Какие элементы относятся к внутренней структуре документа?

19. Какие организации относятся к системе документальных коммуникаций?

20. Назовите и сравните характерные признаки архивов, типографий и издательств, книжной торговли, библиотек, музеев, информационных служб по отношению к документу.

21. Дайте характеристику Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева и Научной библиотеки ТГАКИСТ.

22. Объясните, что произойдет, если: а) в фонд библиотеки не будут поступать новые документы? б) читатели задерживают взятые в библиотеке документы сверх установленного срока или не возвращают их вовсе? в) устаревшие документы вовремя не исключаются из фонда, а сведения о них – из каталога?

23. Что такое библиотечный каталог и картотека, чем они отличаются друг от друга?

24. Назовите и сравните характерные признаки АК, СК, краеведческого каталога; каталога в карточной, печатной, электронной форме, на микроносителях.

25. По какому каталогу (картотеке) можно легко найти: книгу конкретного автора? Книгу по какой-либо теме? Книгу об известном человеке? Статьи по теме? Литературу по вопросам, связанным со своей местностью?

26. Какие способы поиска и получения документов обеспечивают их наиболее точный и полный список?

27. Назовите различия между первичными и вторичными документами.

28. Объясните, что такое свертывание и развертывание информации, в каких областях применяется?

29. В чем суть индексирования? Библиографирования? Аннотирования? Реферирования? Конспектирования? Обзорно-аналитической деятельности? Какие вторичные документы получаются в их результате?

30. Какие правила конспектирования лекций вы знаете?

31. Как следует готовить и оформлять текст учебного или научного сочинения?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (211)

    Учебно-методический комплекс
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКС 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД МБОУ Мирновская СОШ Начальное ... язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов ...
  2. Учебно – методический комплекс (5)

    Книга
    Учебнометодическийкомплекс Класс Учебники Методическая литература Программа Мультимедиа Сенашева Т. И. 5 класс Н. Я. ... 8, С. Е. Полянский М Вако, 2004 Учебнометодическое пособие, Дрофа, 2004 Программно-методические материалы. Физика 7-11 ...
  3. Учебно-методический комплекс (307)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплекс Учебники Программа Методические пособия Алгебра 7 класс ... 2008 уч. год. Учебно-методическийкомплекс. 2007 – 2008 уч. ... «Изучение геометрии в7-9классах». Методические рекомендации к учебнику.-4-е изд.-М.: Просвещение ...
  4. Учебно – методический комплекс (3)

    Методические рекомендации
    УчебнометодическийкомплексМетодические материалы Содержание Методические рекомендации Методические рекомендации для подготовки команд к ... Лепина, И.А. Пономарева, С.Е. Клюйков. СПБ, 2007 Методические рекомендации для подготовки команд к городским ...
  5. Учебно-методический комплекс (99)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплекс. класс учитель предмет учебник программа 5 ...
  6. Учебно-методический комплекс ашинского городского детско-юношеского центра информационная карта

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплекс Ашинского городского ... «Коммуникативный тренинг для старшеклассников и студентов» Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2000 г. Пиз ... . – М., 1999, 106 стр. Учебно-методическое пособие для экзаменационных требований с 10 ...

Другие похожие документы..