textarchive.ru

Главная > Документ


Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1) ... (2) Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. (3) Экологам известно, что осушение больших обводненных площадей снижает уровень стояния грунтовых вод, нарушает режим водного питания соседних территорий, влияет на микроклимат. (4) Также учёные установили, что болота, активно поглощая углекислый газ, выделяют метан, “парниковый” эффект которого примерно в 20 раз выше, чем у углекислого газа. (5) ...осушение и разработка торфяных месторождений предотвращают поступление метана в атмосферу, а при искусственном заболачивании выработанного торфяника связывается в три- четыре раза больше углекислого газа, чем в естественном болотном массиве. (6) Кстати, динамично развивающийся торфяно-болотный фитоценоз довольно агрессивен: по сути дела, болото поглощает близлежащие лесные угодья.

А7

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Разумно ли отказываться от богатства, которое даёт нам в руки природа?

  2. Стоит ли заниматься осушением и разработкой крупных торфяных массивов?

  3. Каковы области применения торфа в России?

  4. Каковы основные потребители торфа в хозяйстве любой страны?

| Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

  1. Потому что 3) Благодаря этому

  2. Хотя 4) Иными словами,

дд I Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. экологам известно (предложение 3)

  2. нарушает режим (предложение 3)

  3. учёные установили (предложение 4)

  4. поступление связывается (предложение 5)

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

  1. А10

    сложноподчинённое

  2. сложносочинённое

  3. сложное бессоюзное

  4. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

АН | Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОГЛОЩАЯ из четвёртого (4) предложения текста.

  1. действительное причастие 3) деепричастие несовершенного вида

  2. страдательное причастие 4) деепричастие совершенного вида

А12

Укажите значение слова РЕЖИМ в предложении 3.

  1. точно установленный распорядок жизни

  2. свод необходимых правил, регламент

  3. условия существования чего-либо

  4. система проводимых мероприятий

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. оз..рять, утрамбовать, в..негрет

  2. парадоксальный, экзаменатор, пол..скать (бельё)

  3. ст-.ринный, заг..релый, преподаватель

  4. увл..каться, безотлагательный, дост..яние

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..брежный, пр..интересный, пр..свистнуть

  2. разыграться, меж..нститутский, небезызвестный

  3. и..пользовать, бе..доказательный, низвергнуть

  4. по..сказать, пре..начертанный, на..кусить

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. помн..шь, незабываемый 3) построишь, значимый

  2. раскол..шь, слыш..мый 4) задержишься, несгибаемый

| д!71 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. забывчивый В. рул..вой

Б. подпрыгивающий Г. раскашлялся

  1. А, Б, Г 2) А, Б 3) А, В, Г 4) В, Г

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. А18

    (Не)зачем повышать голос, вас прекрасно слышно.

  2. Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки.

  3. Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.

  4. Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.

А19

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. ТАК(ЖЕ), как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.

  2. (В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.

  3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ туристы с улыбкой вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (ПО)НАЧАЛУ казалась им недосягаемой.

  4. (ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

А20

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

До отхода поезда оставалось всего несколько минут ( ) и становилось всё грустнее от предстоящей разлуки.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 3, 4

А22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий. Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьёй.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 3, 4

А23

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Огонь костра то разгорается то угасает.

  2. На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.

  3. Задумайте любое число и увеличьте его на три.

  4. Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

А24

Игра с правилами учит общаться: дети учатся договариваться между собой, уступать друг другу, слышать собеседника, развивать его мысли.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

А25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

  1. 1 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2

А26

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

  1. 1, 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 4

А27

Прочитайте текст.

С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. Однако компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,

содержащаяся в тексте?

  1. С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.

  2. Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству.

  3. Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.

  4. Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1—В8; С1.

(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века. (5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом.

  1. То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря — порою её даже трудно заподозрить.

  1. Человеческие фамилии — вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает — недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.

  1. Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.

(17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, — всерьёз сетовал Андреев, — что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»?

  1. Даже запомнить нельзя...»

  2. По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов.

  3. «Удивительно противна мне моя фамилия, — писал он. — (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники — Розановы, следовательно, все Розановы — булочники!

  1. Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»

(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это — и диву даёшься!

(По Л. Успенскому*)

*Лев Васильевич Успенский (1900—1978) — русский писатель, прозаик, филолог. Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».

Какое место в тексте должны занимать предложения?

А28

Почему всё строгое здание «Войны и мира» зашаталось бы, приди в голову Л. Толстому изменить фамилию своих героев Ростовых хотя бы на Перерепенко? И почему Гоголь точно так же не имел ни права, ни возможности уверить нас, будто его старосветские помещики могли быть не Товстогубами, а, скажем, Болконскими или Иртеньевыми?

  1. между 1 и 2 3) между 19 и 20

  2. между 15 и 16 4) между 26 и 27

А29

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. 4 предложение текста поясняет, конкретизирует то, о чём говорится в предложении 3.

  2. 29 предложение содержит эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 22-28 предложениях текста.

  3. В предложениях 8-11 представлено рассуждение.

  4. В предложениях 22-25 представлено описание.

АЗО

Укажите номер предложения, в котором использованы антонимы.

  1. 8 2) 13 3) 15 4) 17

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

вд I Укажите способ образования слова ОГОРЧЕНИЕ (предложение 17).

22 I Из предложения 6 выпишите все местоимения.

| Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ЕЁ НОСЯЩИМИ (предложение 7).

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

  1. I Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5

Среди предложений 11-18 найдите предложения с обособленным(-и) согласованным(-ими) приложением(-ями). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

20 I Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное цели. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 8-11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В7

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов Пробелы не используются.

В8

«Вовлекая читателя в разговор, Лев Успенский использует такое синтаксическое

средство, как (предложения 14—15). Автор использует такие тропы, как

(«оружие, способное чувствительно ранить» в предложении 10),

(например, ««удачную» фамилию» в предложении 13), усиливающие

эмоциональность и образность текста. Такой приём, как

(предложения 18—21), помогает передать чувства персонажа».

Список терминов:

    1. цитирование

    2. диалектизм

    3. вопросительные предложения

    4. эпитеты

    ряды однородных членов

  1. вопросно-ответная форма изложения

  2. сравнительный оборот

  3. метафора

  4. парцелляция

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Изменения в кимах егэ 2012г нововведения егэ 2012 русский язык

    Документ
    Изменения в КИМах ЕГЭ 2012г Нововведения ЕГЭ2012Русскийязык "КИМы 2012 года по русскомуязыку сохраняют структуру, сложившуюся в ... алгоритмических языков, в качестве версии языка Бейсик использован Visual Basic. Физика 1. В КИМ ЕГЭ2012 г. ...
  2. Нововведения егэ 2012 русский язык

    Документ
    Нововведения ЕГЭ2012Русскийязык "КИМы 2012 года по русскомуязыку сохраняют структуру, ... неравенств. Информатика В ЕГЭ2012 по информатике количество заданий ... языков, в качестве версии языка Бейсик использован Visual Basic. Физика В КИМ ЕГЭ2012 ...
  3. Русский язык (23)

    Документ
    ... И.П. ЕГЭ-2012. Русскийязык: сборник заданий. – М.: Национальное образование. ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе 2011 3 Под ред. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2012. Русскийязык ...
  4. «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

    Основная образовательная программа
    ... Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина. Русскийязык.10-11 классы.М: 2010. Драбкина С.В., Субботин Д.И. ЕГЭ2012. Русскийязык. Ступени подготовки ...
  5. Инструкция по организации и проведению пробного егэ по русскому языку (23 марта 2012 года)

    Инструкция
    ... организации и проведению пробного ЕГЭ по русскомуязыку (23 марта 2012 года) Каждая сельская ... сверху по центру написать Пробный ЕГЭ-2012. Русскийязык ВАРИАНТ - Все СОШ должны ... комиссии по проверке пробного ЕГЭ по русскомуязыку должны прибыть в 12. ...

Другие похожие документы..