textarchive.ru

Главная > Государственный образовательный стандарт


+

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласовано Утверждаю

Заместитель Председателя Госу- Заместитель Председателя

дарственного комитета Российской Государственного комитета

Федерации по физической культуре Российской Федерации

и туризму по высшему образованию

______________П.А.Виноградов ______________В.Д.Шадриков

"12" МАЯ 2000 г. " 2 " ИЮНЯ 2000 г.

номер государственной

регистрации 422 физ\сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственные требования

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника по специальности

022300 - Физическая культура и спорт

(третий уровень высшего профессионального образования)

Вводится в действие с даты утверждения

Москва, 2000 год

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

022300 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

1.1. Специальность утверждена приказом Госкомвуза России

от 05.03.94 N 180.

1.2. Квалификация выпускника - "Специалист по физической

культуре и спорту", нормативная длительность освоения програм-

мы при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности

специалиста.

1.3.1. Место специальности в системе знаний.

Деятельность специалиста протекает в области педагогичес-

кой антропологии, где он является активным субъектом приобще-

ния личности к самоопределению к культуре физической. Его

действие в системе "человек-человек" опирается на глубокую ин-

теграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнона-

учных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний,

обеспечивающих научно-обоснованное целепологание, проектирова-

ние, конструирование, и процессуальное развитие деятельности в

различных сферах физической культуры и спорта.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности:

- образовательные учреждения любых типов, научные учрежде-

ния,

- внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные

организации,

- объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной

направленности и другие общественные организации.

-федеральные, республиканские, региональные государствен-

ные органы управления физической культурой и спортом,

- государственные и негосударственные предприятия, учрежде-

ния и организации.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Специалист по физической культуре и спорту в соответствии

с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выпол-

нять следующие виды профессоинальной деятельности:

- образовательно-профессиональную,коррекционную и кон-

сультационную,

- спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую),

- реакреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную.

- научно-исследовательскую и научно- методическую,

- организационно- управленческую.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО

ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

022300 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

2.1 Общие требования к образованности специалиста.

Специалист отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и

социально-экономических наук, способен научно анализировать

социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать ме-

тоды этих наук в различных видах профессиональной и социальной

деятельности;

- знает основы Конституции Российской Федерации;

- энает этические и правовые нормы, регулирующие отноше-

ние человека к человеку, обществу, окружающей среде,умеет учи-

тывать их при разработке информационных, экологических и соци-

альных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях,

происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности

современных научных методов познания природы и владеет ими на

уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнона-

учное содержание и возникающих при выполнении профессиональных

функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную

деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реа-

лизацию в полном объеме в течение 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни,

владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, спо-

собен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить

его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет

компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактиро-

вания) информации, применяемыми в сфере его профессиональной

деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся соци-

альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих

возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре-

менные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей

профессии,основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную

область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной

системе знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной

сфере на основе системного подхода, умеет строить и использо-

вать модели для описания и прогнозирования различных явлений,

осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, свя-

занные с реализацией профессиональных функций, умеет использо-

вать для их решения методы изученных им наук;

- способен с позиции гуманистических и демократических

ценностей анализировать отношения занимающихся к физической

культуре,как части общечеловеческой культуры и здорового обра-

за жизни, владеет учениями и навыками физического и духовного

самосовершенствования;

- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе,

знаком с методами управления, умеет организовать работу испол-

нителей, находить и принимать управленческие решения в услови-

ях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и

характера своей деятельности, работе над междисциплинарными

проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.

2.2.1. Требования по общим гуманитарным

и социально-экономическим дисциплинам.

Специалист должен:

в области философии, истории, культурологии, педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиоз-

ных картинах мироздания,сущности, назначении и смысле жизни

человека, о многообразии форм человеческого знания, соотноше-

нии истины и заблуждения, знания и веры, рационального и ирра-

ционального в человеческой жизнедеятельности, особенностях

функционирования знания в современном обществе, об эстетичес-

ких ценностях, из значении в творчестве и повседневной жизни,

уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение

науки и техники и связанные с ними современные социальные и

этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исто-

рических типов, знать структуру, формы и методы научного поз-

нания, их эволюцию;

- быть знакомым c важнейшими отраслями и этапами развития

гуманитарного и социально-экономического знания, основными на-

учными школами, направлениями, концепциями, источниками гума-

нитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,

биологического и социального начал в человеке, отношения чело-

века к природе и возникших в современную эпоху технического

развития противоречий и кризиса существования человека в при-

роде;

- знать условия формирования личности, ее свободы, от-

ветственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать

роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении,

нравственных обязанностей человека по отношению к другим и са-

мому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоот-

ношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в по-

ведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические

функции и их физиологические механизмы, соотношение природных

и социальных факторов в становлении психики, понимать значение

воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных

механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее

темперамента, способностей), интерпретацию собственного психи-

ческого состояния, владеть простейшими приемами психической

саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной сре-

ды, роли и значения национальных и культурно-исторических фак-

торов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятель-

ности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспита-

тельных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в

человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах

приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных

ценностей культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно-истори-

ческие центры и регионы мира, закономерности их функционирова-

ния и развития, знать историю культуры России, ее место в сис-

теме мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания

исторического контекста их создания, быть способным к диалогу

как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт

освоения культуры республики, края, области;

- иметь научное представление об основных эпохах в исто-

рии человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и име-

на исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,

касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области социологии, экономики, политологии и права:

- иметь научное представление о социологическом подходе к

личности, основных закономерностях и формах регуляции социаль-

ного поведение, о природе возникновения социальных общностей и

социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и раз-

вития массовых социальных движений, формы социальных взаимо-

действий, факторы социального развития, типы и структуры соци-

альных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макропропорций и их особенностей,

ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и

денежно-кредитной,социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономичес-

кие события в своей стране и за ее пределами, находить и ис-

пользовать информацию, необходимую для ориентирования в основ-

ных текущих проблемах экономики;

- иметь представление о сущности власти и политической

жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах поли-

тики; понимать значение и роль политических систем и полити-

ческих режимов в жизни общества, о процессах международной и

политической жизни, геополитической обстановке, политическом

процессе в России, ее месте и статусе в современном политичес-

ком мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, акси-

ологические и инструментальные компоненты политологического

знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании

политических решений, в обеспечении личностного вклада в об-

щественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их

реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодатель-

ства, организации и функционирования судебных и иных правопри-

менительных и правоохранительных органов, правовые и нравс-

твенно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые

документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельнос-

ти, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных

прав;

в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Феде-

рации - русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности

профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных язы-

ков (1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочета-

ний,обладающих наибольшей частотностью и семантической цен-

ностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические

структуры,необходимые для обучения устным и письменным формам

общения;

- уметь вести беседу-диалог общего характера, пользоваться

правилами речевого этикета, читать литературу по специальности

без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со

словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на

иностранном языке.

2.2.2.Требования по математическим и общим

естественнонаучным дисциплинам.

Специалист должен иметь представление:

в области математики и информатики:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой

культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в мате-

матике, принципах математических рассуждений и математических

доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структу-

рах на множествах;

- о неевклидовых геометрических системах;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и переда-

чи;

- о проблеме искусственного интеллекта, способах предс-

тавления знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследо-

ваниях и образовании;

в области концепций современного естествознания:

- об основных этапах развития естествознания, особеннос-

тях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной

парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании

природы;

- о динамических и статистических закономерностях в ес-

тествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядо-

ченности строения физических объектов, переходах из упорядо-

ченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до

макро и мегамира;

- о взаимосвязях между физическими, химическими и биоло-

гическими процессами;

- о специфике живого, принципах воспроизводства и разви-

тия живых систем, их целостности и гомеостазе;

- об иерархичности, уровнях организации и функциональной

асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении ус-

тойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведе-

ния, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах орга-

низмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального

природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и пара-

дигме единой культуры.

2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.

Специалист должен:

знать:

- историю, принципы и методы отечественной системы физи-

ческого воспитания различных контингентов населения, их роль и

место в общей системе физической культуры;

- отечественный и зарубежный опыт массовой оздоровитель-

ной работы и туризма;

- теорию и методику обучения основным видам физических

упражнений, основы тренировки в избранном виде спорта, основы

организации и проведения спортивно-массовой и оздоровительной

работы с различными группами населения;

- методы и средства проведения методической работы в об-

ласти физической культуры и спорта;

- дидактические возможностей различных методов и средств

физической подготовки подрастающего поколения и взрослого на-

селения;

- морфо-функциональные особенности организма человека,

санитарногигиенические основы деятельности в сфере физической

культуры и спорта, важнейшие методы проведения врачебно-педа-

гогического контроля, профилактику травматизма, оказание пер-

вой доврачебной помощи;

- организационную структуру профессиональной деятельности

в сфере физической культуры;

уметь:

- определять общие и конкретные цели и задачи физического

воспитания, спортивной подготовки и профилактико-оздоровитель-

ной работы как составной части гармонического развития личнос-

ти, укрепления ее здоровья;

- планировать уроки, другие формы, с учетом санитарно-ги-

гиенических основ физкультурно-спортивной и оздоровительной

деятельности, климатических, региональных, национальных осо-

бенностей;

- применять в профессиональной деятельности современные

методы и приемы (аудиовизуальные средства, тренажеры, микроп-

роцессорную технику и др.);

- с позиций современных достижений психолого-педагогичес-

кой науки и передовой практики изучать коллектив и каждого от-

дельного ученика, овладевающего физической культурой;

- использовать накопленные в области физической культуры и

спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к отечест-

ву, здоровому образу жизни, потребности в регулярных физкуль-

турно-оздоровительных занятиях;

- организовывать и проводить в доступных формах научные

исследования в сфере профессиональной деятельности;

- корректировать собственную физкультурно-спортивную дея-

тельность занимающихся в зависимости от результатов контроля;

владеть:

- методами и средствами сбора, обобщения и использования

информации о достижениях физической культуры и спорта, приема-

ми агитационно-пропагандисткой работы по вовлечению населения

к занятиям спортом, рекреационной деятельности;

- навыками самоанализа собственной личности в тесной связи

с духовной культурой;

- образной эмоциональной речью, как средством воздействия

на занимающихся физической культурой и спортом, использовать

приемы межличностных отношений и общения в коллективе.

2.2.4 Требования по специальным дисциплинам

Специалист должен:

владеть:

- теорией и методикой осуществления профессиональной дея-

тельности, навыками по определению способности и уровня готов-

ности личности включиться в соответствующую физкультурно-спор-

тивную деятельность, приемами и средствами, обеспечивающими

полноценную реализацию ее индивидуальных физических возможнос-

тей;

- знаниями о психофизиологических, социально-психологи-

ческих и медико-биологических закономерностях развития физи-

ческих качеств и двигательных умений субъектов деятельности

специалиста;

- техническими элементами базовой физической культуры,

адаптированными к избранному виду деятельности, а также прие-

мами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных эле-

ментов;

- навыками рационального использования учебно-лаборатор-

ного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и

современной электронной вычислительной техники;

уметь:

- аргументировать социальную и личностную значимость изб-

ранного вида физкультурно-спортивной деятельности, прогнозиро-

вать условия и направления ее развития в социально-культурном

аспекте;

- планировать свою деятельность и деятельность обучающих-

ся по применению различных ценностей и средств физической

культуры (в том числе нетрадиционных) в целях совершенствова-

ния природных данных, поддержания здоровья, оздоровления, реа-

билитации, рекреации и социальной адаптации личности;

- диагносцировать особенности восприятия обучающимися

ценностно-смыслового значения физкультурно-спортивных занятий

и подбирать оптимальные варианты решения актуальных педагоги-

ческих задач;

- определять причины возникновения типичных ошибок у лиц,

включенных в физкультурно-спортивную деятельность, подбирать

приемы и средства к их устранению, создавать условия для само-

анализа и самосовершенствования;

- применять комплекс методов и средств для формирования у

обучающихся представлений и потребности в здоровом образе жиз-

ни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля

за состоянием своего организма;

- изучать, оценивать и совершенствовать физическую куль-

туру собственной личности в тесной связи с духовной культурой;

- критически оценивать и корректировать свою профессио-

нальную деятельность;

- разрабатывать, составлять, хранить финансовую отчет-

ность, заключать договора на аренду, заказывать и приобретать

физкультурно-спортивный инвентарь;

иметь:

- опыт организации педагогических систем на основе совре-

менных методов управления;

- опыт участия в научном эксперименте по выявлению прог-

рессивных форм, методов, средств проведения уроков, учеб-

но-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных и орга-

низационно-управленческих мероприятий.

Дополнительные требования к специальной подготовке специ-

алиста по физической культуре и спорту устанавливаются высшим

учебным заведением с учетом особенностей специализаций.

3. МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 - "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ".

Индекс Наименование дисциплин и их основные дидак- Всего часов Часы

тические единицы на освоение по

учебного стан-

материала дарту

1 2 3

ГСЭ.ОО Общие гуманитарные и социально-экономические 1392 1400

дисциплины

ГСЭ.01 Философия 192

Роль философии в жизни человека и общества;

исторические типы философии; человек во Вселен-

ной; философская, религиозная и научная картина

мира; природа человека и смысл его существова-

ния; познание, его возможности и границы; знание

и вера; общество; многообразие культур, цивили-

заций, форм социального опыта; человек в мире

культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге куль-

тур; личность; проблемы свободы и ответствен-

ности; человек в информационно-техническом мире;

роль научной рациональности в развитии общества;

проблемы и перспективы современной цивилизации;

человечество перед лицом глобальных проблем.

ГСЭ.02 Иностранный язык 324 340

Закрепление программы средней школы, изучение

нового лексико-грамматического материала, не-

обходимого для общения в наиболее распростра-

ненных повседневных ситуациях; различные виды

речевой деятельности и формы речи (устной,

письменной, монологической или диалогичес-

кой); овладение лексико-грамматическим мини-

мумом; курс реферирования и аннотирования на-

учной литературы, курс научно-технического

перевода и т.п.

ГСЭ.03 Культурология 120

История мировой культуры; история культуры

России; школы, направления и теории в культу-

рологии; охрана и использование культурного

наследия.

ГСЭ.04 История 128

Сущность, формы, функции исторического созна-

ния; типы цивилизаций в древности; проблема

взаимодействия человека и природной среды в

древних обществах; цивилизация древней Руси;

место Средневековья во всемирно-историческом

процессе; Киевская Русь; тенденции становле-

ния цивилизации в русских землях; проблема

складывания основ национальных государств в

Западной Европе; складывание Московского го-

сударства; Европа в начале Нового времени и

проблема формирования целостности европейской

цивилизации; Россия в XV-XVII вв; XVIII век в

европейской и северо-американской истории;

проблема перехода в "царство разума"; особен-

ности российской модернизации в XVIII в.; ду-

ховный мир человека на пороге перехода к ин-

дустриальному обществу; основные тенденции

развития всемирной истории в XIX веке; пути

развития России; место XX в. во всемирно-ис-

торическом процессе; новый уровень историчес-

кого синтеза; глобальная история; менталитет

человека; его особенности в Западной Европе и

России, в других регионах мира.

ГСЭ.05 Право 66

Право, личность и общество; структура права

и его действие; конституционная основа право-

вой системы; частное право; сравнительное

правоведение.

ГСЭ.06 Социология 26

История становления и развития социологии;

общество как социокультурная система; соци-

альные общности как источник и субъект само-

движения, социальных изменений; личность как

активный субъект; взаимосвязь личности и об-

щества; ролевые теории личности; социальный

статус личности; социальные связи, действия,

взаимодействия между индивидами и группами,

групповая динамика, социальное поведение, со-

циальная структура, социальная стратификация,

социальные институты, социальная организа-

ция; гражданское общество и государство; со-

циальный контроль; массовое сознание и массо-

вые действия; социальные движения; источники

социального напряжения, социальные конфликты

и логика их развития; социальные изменения;

глобализация социальных и культурных процес-

сов в современном мире; социально-культурные

особенности и проблемы развития российского

общества; возможные альтернативы его развития

в будущем; методология и методы социологичес-

кого исследования.

ГСЭ.07 Политология 76

Объект, предмет и метод политологии, ее место

в системе социально-гуманитарных дисциплин;

история политических учений; теория власти и

властных отношений; политическая жизнь, ее

основные характеристики; политическая систе-

ма, институциональные аспекты политики; по-

литические отношения и процессы; субъекты по-

литики; политическая культура; политические

идеологии (история развития, современное сос-

тояние, перспективы); политический процесс в

России; мировая политика и международные от-

ношения; сравнительная политология.

ГСЭ.08 Психология и педагогика 170

Психология: объект и предмет психологии; со-

отношение субъективной и объективной реаль-

ности; психика и организм; активность психи-

ки (души); психика, поведение и деятельность;

структура субъективной реальности; личность и

межличностные отношения; свобода воли; лич-

ностная ответственность; общее и индивидуаль-

ное в психике человека;

педагогика: предмет педагогики; цели образо-

вания и воспитания; педагогический идеал и

его конкретно-историческое воплощение; сред-

ства и методы педагогического воздействия на

личность; общие принципы дидактики и их реа-

лизация в конкретных предметных методиках

обучения; нравственно-психологические и идей-

ные взаимоотношения поколений; семейное вос-

питание и семейная педагогика; межличностные

отношения в коллективе; нравственно-психоло-

гический образ педагога; мастерство педагоги-

ческого общения.

ГСЭ.09 Экономика 98

Предмет экономической науки; введение в эко-

номику (основы экономического анализа, основы

обмена, функционирование конкурентного рынка

и основы государственного сектора), основные

понятия собственности: экономические и право-

вые аспекты; введение в макроэкономику; день-

ги, денежное обращение и денежная политика;

национальный доход, совокупные расходы, спрос

и предложение, ценовой уровень, фискальная

политика; макроэкономические проблемы инфля-

ции и безработицы; основные макроэкономичес-

кие школы; мировая экономика и экономический

рост; спрос, потребительский выбор, издержки

и предложение; фирма и формы конкуренции;

структура бизнеса, регулирование и дерегули-

рование; факторные рынки и распределение до-

ходов, экономика сельскохозяйственных и при-

родных ресурсов; сравнительные экономические

системы.

ГСЭ.10 Дисциплины и курсы по выбору студентов, уста- 192 200

навливаемые вузом (факультетом:

  1. ДПВ История 30

  2. ДПВ Философия 30

  3. ДПВ Социология 26

  4. ДПВ Политология 38

  5. ДПВ История и теория религии и атеизма (ИиТРА) 44

  6. ДПВ Мировая и отечественная культура (МИОК) 24

ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные 712 740

дисциплины

ЕН.01 Математика и информатика 260 280

Геометрия Евклида как первая естественнонаучная

теория; аксиоматический метод; основные этапы ста-

новления современной математики; структура совре-

менной математики; основные черты математического

мышления; математические доказательства; элементы,

множества, отношения, отображения; числа; комбина-

торика; конечные и бесконечные множества; неевкли-

довы геометрии; геометрия микро- и макромира;

основные идеи математического анализа; дифференци-

альные уравнения; общая постановка задачи о приня-

тии решения; математические методы в целенаправ-

ленной деятельности; математика случайного; эле-

менты теории вероятностей; основные понятия мате-

матической статистики; математические методы про-

верки гипотез; роль математики в гуманитарных нау-

ках; основные понятия и методы теории информации и

кодирования; аппаратные и программные средства

персональных ЭВМ, предназначенные для обработки

информации.

ЕН.02 Концепции современного естествознания 358 360

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; науч-

ный метод; история естествознания; панорама совре-

менного естествознания; тенденции развития; кор-

пускулярная и континуальная концепции описания

природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;

структурные уровни организации материи; мик-

ро-,макро- и мегамиры; пространство и время; прин-

ципы относительности, принципы симметрии; законы

сохранения; взаимодействие, дальнодействие; состо-

яние; принципы суперпозиции, неопределенности, до-

полнительности; динамические и статистические за-

кономерности в природе; законы сохранения энергии

в макроскопических процессах; принцип возрастания

энтропии; химические системы, энергетика хими-

ческих процессов, реакционная способность веществ;

особенности биологического уровня организации ма-

терии; принципы эволюции, воспроизводства и разви-

тия живых систем; многообразие живых организмов -

основа организации и устойчивости биосферы; гене-

тика и эволюция; человек: физиология, здоровье,

эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика;

экология и здоровье; человек, биосфера и косми-

ческие циклы; ноосфера; необратимость времени; са-

моорганизация в живой и неживой природе; принцип

универсального эволюционизма; путь к единой куль-

туре.

ЕН.03 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- 94 100

ваемые вузом (факультетом:

  1. ДПВ Математика и информатика 22

  2. ДПВ Охрана окружающей среды 72

ОП.00 Общие профессиональные дисциплины 2564 2570

ОП.01 История физической культуры и спорта 102 90

Физическая культура в истории цивилизации, особен-

ности ее развития в России и зарубежных странах;

формирование систем физической культуры, нацио-

нальных и народных видов спорта; история междуна-

родного спортивного движения, спорта в России.

ОП.02 Социология физической культуры и спорта 92 100

Физическая культура и спорт в системе социаль-

но-культурных ценностей; социальные ценности и

нормы в спорте; эстетика спорта; спорт как соци-

альный институт; спорт и политика; отношение к ним

социально-демографических групп населения; факторы

формирования; мотивация и стимулирование;социаль-

но-экономические функции физической культуры и

спорта в обществе; национально-культурные элементы

в физическом воспитании; влияние природно-климати-

ческих и демографических факторов на физическую

культуру и спорт; спортивный ритуал, традиции и

символика в спорте; социологические методы изуче-

ния физической культуры и спорта.

ОП.03 Психология физического воспитания и спорта 128 120

Психологическое значение возрастно-половых факто-

ров в физической культуре и спорте; психологи-

ческие основы обучения, воспитания и спортивного

совершенствования; развитие психомоторных и позна-

вательных способностей эмоционально-волевой сферы

в процессе физического воспитания; влияние спор-

тивной деятельности на психическое состояние лич-

ности и коллектива (команды), методы его изучения

и коррекции; психорегуляция, спортивная психодиаг-

ностика; психология спортивного отбора.

ОП.04 Теория и методика физической культуры и спорта 256 280

История становления теории и методики физического

воспитания ее интегрирующая роль и место в дисцип-

линах направления "Физическая культура"; система

физического воспитания, специфика обучения, осо-

бенности проведения оздоровительных занятий с раз-

личными контингентами населения; спортивная подго-

товка как система, типы и виды спорта; методы

исследования в физическом воспитании и спорте;

оценка эффективности оздоровительных и спортивных

занятий; мастерство профессиональной деятельности

преподавателей, тренеров, пути его достижения.

ОП.05 Менеджмент в физической культуре и спорте 96 100

Понятие и предмет; система подготовки специалистов

физической культуры и спорта; государственные и

общественные структуры управления ими; физическая

культура и спорт в системе рыночных отношений;

правовые, организационные,материально-технические

и финансовые основы менеджмента и предпринима-

тельства в сфере физической культуры и спорта; лю-

бительский и профессиональный спорт; социаль-

но-правовой статус спортсмена, тренера, организа-

тора физической культуры и спорта; общественные

объединения оздоровительной и спортивной направ-

ленности; проведение массовых спортивных мероприя-

тий; участие национальных спортивных организаций в

международном спортивном движении.

ОП.06 Экономика физической культуры и спорта 104 100

Понятие и предмет; экономические основы развития,

финансовое и материально-техническое обеспечение

физической культуры и спорта; организация экономи-

ческой деятельности в сфере физической культуры и

спорта; формы, методы и средства стимулирования

этой деятельности; внешнеэкономические связи наци-

ональных спортивных организаций; методы экономи-

ческого анализа в сфере физической культуры и

спорта.

ОП.07 Спортивная метрология 104 90

Применение количественных методов измерений в

спорте; методологические принципы стандартизации в

спорте и их реализация в правилах соревнований;

антропометрия и проблема измерения динамики инди-

видуального физического развития и функционального

состояния организма; понятие спортивнофизиологи-

ческой и антропологической нормы; принципы модели-

рования в спорте и проблемы компьютеризации; спор-

тивная статистика; регистрация спортивных резуль-

татов, спортивное тестирование, его надежность и

валидность; методы прогнозирования спортивных ре-

зультатов; контрольно-измерительный инструментарий

в спорте.

ОП.08 Анатомия 222 220

Динамическая и функциональная анатомия систем

обеспечения и регуляции движения; анатомический

анализ положений и движений тела спортсмена; воз-

растная морфология;анатомо-антропологические меха-

низмы адаптации к физическим нагрузкам учение о

конституции тела в практике ориентации и спортив-

ного отбора.

ОП.09 Физиология 316 300

Физиология человека в условиях мышечной деятель-

ности; возрастные и половые различия физиологи-

ческих реакций на физические нагрузки; физиологи-

ческие основы спортивной тренировки и оздорови-

тельной физической культуры; работоспособность че-

ловека в различных условиях окружающей среды.

ОП.10 Биохимия 102 110

Общая биохимия, предмет и ее значение для специа-

листов по физическому воспитанию и спорту, биохи-

мия физических упражнений и спорта.

ОП.11 Биомеханика 102 100

Предмет и история биомеханики, общая и дифференци-

альная биомеханика, кинематика движений человека,

динамика движений механическая работа и энергия

при движениях человека, биомеханика двигательных

качеств.

ОП.12 Спортивная медицина 114 120

Понятие и предмет, медицинский контроль в физи-

ческой культуре, определение и оценка физического

развития спортсмена, характеристика его функцио-

нального состояния, медицинский контроль в массо-

вой физической культуре и спорте.

ОП.13 Гигиена 114 90

Предмет и задачи; гигиена - основа профилактики и

здорового образа жизни; гигиена физического воспи-

тания детей и подростков; гигиена физической куль-

туры и спорта; закаливание, личная гигиена, рацио-

нальное питание, психогигиена, восстановительные

средства; гигиена спортивных сооружений; гигиена

физической культуры и спорта на производстве и по

месту жительства; гигиеническое обеспечение подго-

товки спортсменов гигиена тренировки в отдельных

видах спорта.

ОП.14 Лечебная физическая культура и массаж 138 140

Предмет и задачи; лечебная физическая культура -

основное средство реабилитации физической рабо-

тоспособностей больных; средства и формы лечебной

физической культуры; лечебная физическая культура

при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательных

систем, опорно-двигательного аппарата и нервных

заболеваний; лечебная физическая культура при де-

формации опорно-двигательного аппарата у детей;

спортивный и лечебный массаж.

ОП.15 Технологии обучения 116 120

Понятие о технологии обучения.Классификация метод-

ов,средств и форм обучения.Новые информационные

технологии обучения и их среда:техническая,програм

мная, предметная, методологическая.Требования к

технологиям обучения и принципам их проектирова-

ния

ОП.16 Основы научно-методической деятельности 90 90

Выбор проблемы, предмета и цели исследования; ор-

ганизация и проведение исследования; внедрение ре-

зультатов исследования в практику; методическая

работа, ее разновидности и формы.

ОП.17 Дисциплины и курсы по выбору студентов, уста- 368 400

навливаемые вузом (факультетом):

  1. ДПВ Основы спортивной тренировки 68

  2. ДПВ Экология 52

  3. ДПВ Педагогический контроль в физическом воспитании 114

  4. ДПВ Физиология двигательной активности 44

  5. ДПВ Состояние юношеского спорта 44

  6. ДПВ Оздоровительная направленность в физическом воспитании 22

  7. ДПВ Основы профессионального мастерства учителя физической 24

культуры

СД.00 Специальные дисциплины 1252 2040

СД.01 Содержание и виды физкультурно-спортивной 68 70

деятельности

Понятие деятельности.Возникновение и развитие ви-

дов физкультруно-спортивной деятельности.Классифи-

кация и терминология.Цели и задачи различных видов

физкультурно-спортивной деятельности, общие и спе-

цифические.Специальность, специализация и уровни

образования.Аттестация и квалификационный разряд.

Планирование в избранном виде деятельности.Научно-

исследовательская работа в конкретном виде профес-

сиональной деятельности.

СД.02 Педагогические основы воспитательной деятельности 128 120

в области физической культуры и спорта

Система воспитательной работы с лицами, занимающи-

мися физической культурой и спортом, методика вос-

питания спортивного коллектива и личности в кол-

лективе, руководство самовоспитанием физкультур-

ников и спортсменов, особенности воспитания в про-

цессе учебно-тренировочных занятий, педагогическое

общение, личность преподавателя, педагогическая

техника, педагогическое творчество и его сущность,

факторы продуктивного педагогического творчества.

СД.03 Оздоровительно-спортивные технологии и методика 860 800

обучения базовым видам спорта

Социальная и биологическая адаптация человека.

Индивидуальные программы оздоровления, физичес-

кой реабилитации и профилактики заболевания для

лиц, имеющих ослабленное здоровье и отклонения в

физическом развитии.

Базовые виды как совокупность основных средств

физкультурно-спортивной деятельности. Методика

обучения профессиональным двигательным умениям.

Методика обучения субъектов профессиональной де-

ятельности (специалистов). Основные базовые виды

спорта:

03.01. Гимнастика и методика преподавания 256

03.02. Легкая атлетика и методика преподавания 192

03.03. Спортивные игры и методика преподавания 202

03.04. Подвижные игры и методика преподавания 34

03.05. Плавание и методика преподавания 72

03.06. Конькобежный спорт и методика преподавания 36

03.07. Музыкально-ритмическое воспитания и методика преподавания 34

03.08. Художественная гимнастика, борьба и методика преподавания 34

СД.04 Основы акмеологии 66 70

Акмеология-новая междисциплинарная область научно-

го знания.Предмет акмеологии. Основные понятия:про-

фессия, профессионализм. Профессиональное становле-

ние. Научная и научно-педагогическая деятельность.

Педагогические способности и мастерство. Профессио-

нальная компетентность. Уровни продуктивности про-

фессиональной деятельности.П рофессионализация лич-

ности. Объективные и субъективные факторы дости-

жения вершин профессионализма.

СД.05 Физкультурно-спортивное совершенствование 704 700

Предмет и задачи. Освоение технологий обучения

двигательным действиям, развития физических ка-

честв на модели избранного вида спорта.Повыше-

ние уровня двигательной подготовленности,спор-

тивного мастерства как компонента профессио-

нальной деятельности специалиста физической

культуры и спорта.

СД.06 Основы строительства и эксплуатации оздоровитель- 68 60

но-спортивных сооружений

Технологические и технические требования к строи-

тельству спортивных сооружений. Технологическая и

техническая эксплуатация спортивных сооружений

Конструкции и специальные покрытия. Выбор покрытий

и условий для занятий. Критерии и показатели конст

руктивных решений, влияющие на технику и результа-

ты вида спорта. Подготовка мест к занятиям и сорев

нованиям. Обеспечение сохранности мест занятий. Со

держание, профилактика и ремонт. Содержание и об-

служивание простейших мест занятий и соревнований.

СД 07 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТАНАВЛИ-

ВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) 218 220

    1. ДПВ Силовое троеборье 68

История возникновения и развития силового троеборья

В России и за рубежом. Значение силового троеборья

как эффективного средства физического воспитания и

как вида спорта. Техника выполнения упражнений.

Классификация и анализ упражнений. Организация и

Проведение соревнований. Эволюция правил, техники,

Тактики. Физические качества занимающихся силовым

Троеборьем и морфофункциональные особенности.

    1. ДПВ Нетрадиционные виды гимнастики (калланетика) 60

История возникновения и развития калланетики в России

И за рубежом. Значение калланетики как эффективного

средства физического воспитания и как вида спорта.

Техника выполнения физических упражнений. Классификация

и анализ упражнений. Физические качества занимающихся

калланетикой и морфофункциональные особенности.

    1. ДПВ Многоборье (полиатлон) 90

История возникновения и развития полиатлона в России

И за рубежом. Значение полиатлона как эффективного

средства физического воспитания и как вида спорта.

Техника выполнения упражнений в видах многоборья (стрельба,

лыжные гонки, силовая гимнастика, плавание, легкая

атлетика). Организация и проведение соревнований.

Физические качества занимающихся полиатлоном и

морфофункциональные особенности.

ДС ОО ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: 860 800

00.01 Гимнастика и методика преподавания 256

00.02 Легкая атлетика и методика преподавания 192

00.03 Спортивные игры и методика преподавания 202

00.04 Подвижные игры и методика преподавания 34

00.05 Плавание и методика преподавания 72

00.06 Конькобежный спорт и методика преподавания 36

00.07 Музыкально-ритмическое воспитание и методика

преподавания 34

00.08 Художественная гимнастика, борьба и методика

преподавания 34

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (для учителя физической культуры) 456

1. Педагогика и психология 128

2. Новые информационные технологии в учебном процессе 60

3. Методология физической культуры и спорта 44

4. Методика преподавания физической культуры 104

5. Научные основы школьного курса по физической культуре 60

6. Практикум по физической культуре 60

ДП 00 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ (ВОЕННАЯ ПОДГОТОВ-

КА, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ДР.): 512 510

  1. Физическая подготовка 256

  2. Безопасность жизнедеятельности 256

Ф 00 ФАКУЛЬТАТИВЫ: 218 202

  1. Повышение спортивного мастерства 218

Всего: 8262

П 00 Практика 16 недель

1. Учебная практика, 1 курс 4 недели

2. Учебная практика, 2 курс 4 недели

3. Производственная практика, 3 курс 4 недели

4. Производственная практика, 4 курс 4 недели

КР 00 Квалификационная работа 12 недель

ИГА Итоговая государственная квалификационная

аттестация 3 недели

Настоящая программа составлена на основе следую-

щих данных:

Теоретическое обучение 153 недели

Практика 16 недель

Квалификационная работа 12 недель

Экзаменационные сессии 34 недели

Каникулы 38 недель

Отпуск после окончания вуза 4 недели

-------------------------

Итого: 257 недель

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного

материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисцип-

лин, входящих в цикл - в пределах 10% без превышения указанно-

го в данной программе максимального объема недельной нагрузки

студента и уменьшения минимального содержания дисциплины.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов об-

щих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме

иностранного языка), математических и общих естественнонаучных

дисциплин, а также психолого-педагогических дисциплин при ус-

ловии сохранения общего объема часов данного цикла и реализа-

ции минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и соци-

альноэкономических дисциплин в форме авторских лекционных кур-

сов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных прак-

тических занятий, заданий и семинаров по программам (разрабо-

танным в самом вузе и учитывающим региональную, националь-

но-этическую, профессиональную специфику, а также и науч-

но-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечива-

ющим квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных

разделов дисциплин (графа 2), входящих в цикл общих гуманитар-

ных и социально-экономических дисциплин, математических и об-

щих естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля

данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая

все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен

превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных за-

нятий студента не должен превышать в среднем за период обуче-

ния 27 часов в неделю.Общее число каникулярного времени в

учебный год должно составлять 7 - 10 недель, в том числе не

менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным

планом вуза, но не являются обязательными для изучения студен-

том.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид

учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,

отводимых на ее изучение.

5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профес-

сиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлени-

ем. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные специ-

ализации этого цикла, из которых студент вправе выбрать одну.

По выбранной студентом специализации цикл дисциплин изучается

в полном объеме, предусмотренным стандартом.

6. Итоговая государственная квалификационная аттестация

осуществляется согласно п. 5.3 Государственного образователь-

ного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие

требования". Формы и содержание итоговой государственной ква-

лификационной аттестации специалиста должны обеспечить конт-

роль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершив-

ших обучение.

7. Лица, выполнившие за время обучения по специальности

022300 - "Физическая культура и спорт" государственные требо-

вания к минимуму содержания и уровню профессиональной подго-

товки выпускника для получения дополнительной квалификации -

"Преподаватель", введенные в действие Приказом Госкомвуза Рос-

сии от 30. 03.95 г. N 439 (приложение 1), получают дополни-

тельную квалификацию, добавляемую к основной, о чем в дипломе

делается соответствующая запись: "Специалист по физической

культуре и спорту.Преподаватель".

Составители:

Учебно-методическое объединение по образованию в

области физической культуры

В.В. Кузин

Главное управление образовательно-профессиональных

программ и технологий Госкомвуза России

Ю.Г.Татур

В.С.Сенашенко

Управление гуманитарного образования Госкомвуза России

В.В.Сериков

В.Г.Щербаков

Управление реформы образования Государственного

комитета Российской Федерации

по физической культуре и туризму

В.Д.Чепик



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество «копейский машиностроительный завод» код эмитента 45390 - d

    Отчет
    ... Председатель Совета директоров Председатель Совета директоров Председатель Совета директоров, , Председатель Совета директоров - Председатель ... должностным лицам – заместителям генерального директора и ... нему, принятых решениями ГОСА от 18 июня 2004г ...
  2. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество «копейский машиностроительный завод» код эмитента 45390 - d (3)

    Отчет
    ... Председатель Совета директоров Председатель Совета директоров Председатель Совета директоров, , Председатель Совета директоров - Председатель ... должностным лицам – заместителям генерального директора и ... нему, принятых решениями ГОСА от 18 июня 2004г ...
  3. Научно-практический журнал

    Документ
    ... ГМО) директоров, заместителей по УВР, заместителей по ВР, заместителей по ИМР, заместителей по НШ ... пробных экзаменов приняли участие председатели предметных комиссий по проверке ... рабочих программ на основе ФК ГОС и примерных программ, с учетом ...
  4. Образовательный и научный проект " конституционное право россии и зарубежных стран в сравнительной перспективе"

    Документ
    ... комис. по защите гос. тайны: С.-Петерб. гос. ун-т. Лаб. ... становление науки о молодежи /Краснояр. гос. ун-т, Краснояр. агроуниверситет. М., ... РФ Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут ...
  5. Образовательный и научный проект " конституционное право россии и зарубежных стран в сравнительной перспективе"

    Документ
    ... комис. по защите гос. тайны: С.-Петерб. гос. ун-т. Лаб. ... становление науки о молодежи /Краснояр. гос. ун-т, Краснояр. агроуниверситет. М., ... РФ Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут ...

Другие похожие документы..