textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


системы государственного и муниципального управления /8/

Информационно – телекоммуникационная система (ИТКС) призвана обеспечить:

создание единого информационного пространства в интересах государственных органов власти Российской Федерации;

безопасность информационных систем, передаваемой и обрабатываемой информации.

ИТКС должна действовать как в мирное время, так и в особые периоды, в том числе и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для различных уровней управления система должна предоставлять пользователям различные информационно-аналитические материалы:

на муниципальном (городском) уровне информация, как правило, необходима в разрезе отдельных предприятий;

на региональном – информация классифицируется как в разрезе отраслей (ведомств), так и отдельных городов и районов;

на федеральном уровне информация собирается как по отраслевому, так и по территориальному признакам, а на уровне высшего руководства страны к этому прибавляется еще информирование в разрезе стратегических проблем.

ИТКС должна способствовать оптимизации решений по управлению государством в нормальных, критических и экстремальных условиях. Поэтому необходимо создание интегрированной территориально-распределенной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей информационно-аналитическое обслуживание органов власти всех уровней, включающее информационно-аналитические службы и ситуационные центры высших органов государственной власти России (Администрации Президента, Аппарата Правительства, Совета безопасности, Федерального Собрания), информационные системы федеральных министерств и ведомств, региональные и муниципальные информационно-аналитические системы, а также специальные информационные системы, обеспечивающие деятельность органов государственной власти всех уровней по управлению государством.

ИТКС предполагает коммуникацию и координацию различных информационных систем органов власти. Это означает, что со множеством таких самостоятельных информационных систем (на федеральном, ведомственном, региональном или муниципальных уровнях) должна взаимодействовать интегрирующая система, объединяющая необходимые ресурсы для решения задач государственного и муниципального управления, которые могут и должны решаться только совместно несколькими или всеми органами власти.

ИТКС должна объединять в единое информационное и коммуникационное пространство десятки сложных информационно-коммуникационных систем федерального (высшего и ведомственного), регионального (субъектов РФ) и муниципального уровней власти, предоставляя информационно-коммуникационные, административные и иные услуги.

Все это может быть достигнуто только созданием единой технологической системы, на которую возлагается задача поддержания интегрированного информационно-телекоммуникационного пространства на множестве создаваемых информационных систем (объектов) и которая станет структурно-образующим ядром единого информационного пространства органов власти Российской Федерации.

Основными задачами, решаемыми в рамках создания ИТКС, очевидно должны стать:

обеспечение единого информационно-телекоммуникационного пространства органов власти;

обеспечение информационных коммуникаций и координации информационных систем органов власти;

интеграция информационных ресурсов органов власти на федеральном и территориальном уровнях в интересах управления государством;

создание и развитие интегрированной информационно-телекоммуникационной среды, реализующей международные стандарты и рекомендации;

создание информационно-аналитических подсистем и объектов ИТКС для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организация их взаимодействия;

создание доверенной программно-технической среды и обеспечение гарантированного уровня информационной безопасности распределенной информационно – телекоммуникационной системы;

администрирование единого информационно – телекоммуникационного пространства органов власти.

С учетом особой важности информационно-аналитического обслуживания органов власти, реализация ИТКС должна отвечать необходимым требованиям по централизации, аналитической обработке информации, надежности, безопасности, технологичности ее обслуживания, возможности эволюционного развития.

Одним из перспективных направлений такого развития является расширение ИТКС за счет слияния с телекоммуникационными системами персональной мобильной радиосвязи. Успехи таких средств связи столь убедительны, что недалеко то время, когда каждый сотрудник органов власти будет иметь персональный мобильный телефон с выходом в Интернет и, желательно, ИТКС, рассматриваемую в настоящей работе.

Возникшие в данном случае проблемы информационной безопасности в определенной степени могут быть разрешены с использованием СДМА – технологий, успешно реализуемых ныне для мобильной связи в Воронежской области, в том числе в различных структурах федеральной, региональной и муниципальной власти.

Очевидно, ИТКС должна быть открытой модульной системой, состоящей из ограниченного набора типовых программно-технических комплексов и реализующей стандартный набор информационных технологий.

Основными классами пользовательских систем ИТКС должны быть информационные системы высших органов государственной власти, ведомственные, региональные и муниципальные информационные системы. Каждый из этих классов имеет свои особенности, вытекающие из характера решаемых на разных уровнях власти задач, что влечет за собой и разнообразие применяемых ими информационных технологий, требований по обеспечению информационной безопасности и т.п. При смене режимов функционирования меняются задачи каждого уровня управления. Соответственно класс обслуживаемых ИТКС информационных систем должен быть готов к смене применяемых технологий и организации работы, синхронно с этим должны меняться технико-технологические характеристики ИТКС. В процессе создания ИТКС, очевидно, должны быть решены следующие первоочередные задачи:

предоставление информационных и телекоммуникационных услуг информационным системам высших органов государственной власти, ведомственным, региональным и муниципальным информационным системам;

отработка информационного взаимодействия ведомственных и территориальных информационных систем с информационными системами высших органов государственной власти;

разработка базовых информационных технологий передачи, отработки и защиты информации, управления и администрирования ИТКС.

ИТКС прежде всего призвана предоставить информационным системам необходимые виды услуг, обеспечивающие их надежное самостоятельное и совместное функционирование, т.е. их телекоммуникационное и информационное взаимодействие (при гарантированном уровне безопасности), осуществляемое в интересах выполнения поставленных перед каждой из этих систем задач (в пределах интересов государства).

К примеру, можно назвать следующие виды услуг:

услуги сети интегрального обслуживания;

информационно-коммуникационные услуги;

информационно-аналитические услуги;

услуги обеспечения информационной безопасности;

услуги администрирования единого информационно-телекоммуникационного пространства и средств безопасности.

В самом общем смысле государственное управление выражается непосредственно в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов и направлено на улучшение использования природных, трудовых, материальных ресурсов, руководства отраслями народного хозяйства и социальной сферой, охраны прав и законных интересов граждан, общественного порядка. При этом выполняются различные функции по организации, планированию, координации, анализу и контролю эффективности государственного управления. Государственное управление выступает как необходимый регулятор экономического и социального развития, предполагающего применение как административно-плановых, так и рыночных рычагов.

По сути рассматриваемая ИТКС станет средой взаимодействия, интеграции, координации, обобщения и агрегации информации. Она представляет собой территориально-распределенную систему сбора, обработки и передачи информации в интересах ситуационно-аналитических центров, информационно-аналитических центров и информационно-коммуникационных систем органов управления. Отсюда ИТКС характеризуется иерархичностью, многоуровневостью, когда отдельные уровни обусловливают определенные аспекты поведения системы.

Очевидно, архитектура создаваемой ИТКС должна соответствовать иерархии органов управления. Поэтому представляется целесообразным иметь многоуровневую систему сбора, обработки и передачи информации, включающую:

высший уровень (органы государственного управления исполнительной, законодательной и судебной власти);

федеральный уровень (министерства, ведомства, комитеты);

региональный уровень (республики, края, области);

муниципальный уровень (города, районы, предприятия).

Причем каждый уровень является открытой системой, имеет входные и выходные каналы, зависит от внешней среды. Безусловно, строение и функционирование ИТКС обусловливает необходимость координации низших уровней системы со стороны ее высшего уровня управления. В то же время деятельность высшего уровня управления определяется результатами функционирования всех остальных подсистем.

Основная задача высшего уровня – стратегическое управление страной, определяющее долгосрочную ориентацию развития ее в целом или отдельных сфер, объектов, территорий, задающее направление деятельности каждому звену управления. Оно, как правило, тесно увязывается с общим политическим курсом государства или с той или иной его доктриной. Например, с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации.

Первично информационная поддержка высшего уровня включает следующие направления:

общеэкономическое (рост экономики и благосостояния населения, внешние рынки, структурная перестройка и т.п.);

отраслевое (развитие топливно-энергетического комплекса, состояние обороноспособности, освоение космоса и др.);

функциональное (борьба с терроризмом, подавление инфляции, привлечение инвестиций и др.).

Основой стратегического управления обычно являются стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие формулировку и методологию достижения долгосрочных целей. Реализация стратегических установок предполагает использование действующих и создание дополнительных структур управления, которые призваны превращать стратегические замыслы в текущие и тактические действия.

В ходе стратегического управления обычно проводится ситуационный анализ (выявление текущих проблем и возможностей, анализ потенциала и скрытых резервов, оценка реального положения, правильности направления движения, краткосрочных и долгосрочных последствий уже принятых решений).

Федеративное устройство России, природные, хозяйственные и геополитические особенности ее регионов предопределяют повышения значимости регионального управления, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответственности между центром и субъектами Федерации. Успешное проведение реформ возможно лишь при активной государственной политике, учитывающей специфику каждого региона.

Федеральная власть обеспечивает общность экономического и политического пространства проведением единой денежной, бюджетной, налоговой политики, однако каждый регион и муниципальное образование в пределах своей компетентности вправе применять свою тактику реформ, собрания границы единого правового поля при соблюдении общегосударственных интересов и не нанося прямого или косвенного ущерба другим субъектам Федерации.

Региональный аспект находит свое отражение и в информационной сфере.

В частности, информационное обслуживание ИТКС регионального уровня заключается во взаимодействии с государственными органами, федеральными органами исполнительной власти на территории субъекта и местным самоуправлением. На этом уровне управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие территорий, выравнивание уровней их экономического и социального развития, решение других задач региональной политики. Оно обеспечивается разграничением прав и ответственности между федеральными и региональными органами власти.

Информационное обслуживание на муниципальном уровне заключается во взаимодействии с вышестоящими уровнями ИТКС, службами муниципальной власти и субъектами хозяйствования, функционирующими на данной территории местного самоуправления. Управление на данном уровне направлено на оптимальное использование муниципальных ресурсов в интересах обеспечения устойчивого развития системы местного самоуправления в целом и каждого жителя муниципального образования в отдельности.

На всех уровнях управления важнейшей составной частью ИТКС являются совокупные данные, фиксирующие принятые решения по содержанию, объемам, размещению и формам организации циркулирующей в системе информации. Эффективность функционирования ИТКС находится в прямой зависимости от рациональной организации информационных ресурсов.

В состав информационных ресурсов ИТКС должны входить:

интегрированная первичная база данных и документов;

корпоративные базы данных и документов информационно-аналитических систем;

центральные хранилища информации;

региональные (муниципальные) хранилища информации;

база метаинформации (описатели данных, входные и выходные формы документов, описатели информационных объектов и др.);

нормативно-справочная информация (словари значений, рубрикаторы, классификаторы и т.д.);

лексико-семантическая база (набор данных для предметных областей и т.п.).

Вышеуказанные ресурсы призваны обеспечить обслуживаемые системы качественной и своевременной информацией, создать условия, при которых эта информация может быть быстро найдена, проанализирована, оценена и представлена в удобном виде для любого уровня принятия решений. Информационная и аналитическая поддержка федеральных и региональных органов государственной власти должна выражаться в оперативном получении первичной документальной и фактографической информации по всем вопросам, представляющим интерес для пользователей, а также в автоматизации процессов документооборота и делопроизводства.

К тому же информационные ресурсы должны поддерживать:

информационную совместимость баз данных и документов ИТКС;

соответствие хранимой информации реальным данным;

информационную совместимость ИТКС с другими взаимодействующими системами;

полноту и целостность хранимой информации.

Вместе с тем структура этих ресурсов должна определяться содержанием, функциональным назначением, а также принципами представления и организации информации.

В этой связи следует отметить, что информационные ресурсы органов государственного муниципального управления формируются по следующим схемам:

– централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровней;

– самостоятельное формирование необходимых информационных ресурсов федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.

Система централизованного информационного обеспечения базируется на использовании крупных информационных ресурсов. Основными источниками информации являются Госкомстат России, министерства и ведомства, а также информационно-справочные системы, содержащие акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, решений Конституционного Суда, вестники и бюллетени Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов в функциональных автоматизированных информационных системах, эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Однако недостаточная координация на федеральном и региональном уровнях деятельности по созданию таких систем привела к тому, что ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга.

Сейчас происходит смещение приоритетов из сферы разработки функциональных систем для отдельных подразделений аппарата управления в сферу создания единых систем первичных информационных ресурсов региона. Особенно динамично развиваются процессы создания баз данных кадастрового типа, в которых собирается первичная информация об объектах и субъектах социально-экономических отношений.

Для всех уровней власти остаются характерными слабое развитие информационных ресурсов, предназначенных для массового информационного обслуживания населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Вместе с тем организация регулярного информационного обслуживания граждан требует ресурсов, которых, как правило, у органов власти не хватает.

Распространенным способом решения этих проблем является размещение всех открытых информационных ресурсов органов власти на общедоступных сайтах Интернет либо передача их для организации информационного обслуживания в соответствующие федеральные и региональные библиотеки. Данная модель доступа граждан к информационным ресурсам органов власти принята в США и ряде других стран.

Одной из важнейших функций органов государственного и муниципального управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. Отсюда управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления. При этом обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:

обеспечение полноты создания первичных и производных информационных массивов и продуктов, составляющих государственные информационные ресурсы;

надежное хранение и защиту этих продуктов;

обеспечение свободного доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам, не содержащим сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или личную тайну;

оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;

координацию деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов;

создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений.

Для организации управления информационными ресурсами необходимо:

создать соответствующую нормативно-правовую базу;

определить состав и правомочия владельцев информационных ресурсов;

– сформировать необходимые финансово-экономические и организационные ресурсы и механизмы.

В Российской Федерации система государственного управления в целом, а следовательно, и система управления государственными информационными ресурсами, включает три параллельно существующие схемы управления: функциональную, ведомственную и региональную.

Функциональная (межведомственная) схема – осуществление управления определенным видом деятельности, независимо от ведомственного или регионального подчинения организаций, осуществляющих эту деятельность. Примером такой схемы является закрепление управляющих функций по некоторым видам информационных ресурсов за конкретным ведомством (архивы – Росархив, библиотеки – Минкультуры, НТИ – Миннауки и т.д.).

Ведомственная (иерархическая) схема – управление всеми функциями подчиненных организаций.

Региональная схема – управление организациями, расположенными на данной территории. В полной мере региональная схема управления реализуется по отношению к организациям регионального подчинения, однако, значительная часть функций управления, в частности, координация деятельности, фактически осуществляется по отношению ко всем схемам.

Вышеуказанные схемы сосуществуют, создавая сложную и противоречивую картину, тем более при управлении столь большим и неоднородным объектом, как государственные информационные ресурсы. В соответствии с рассмотренными вариантами схем управления основной деятельностью государственного сектора управление информационными ресурсами также может осуществляться по межведомственной, ведомственной и региональной схемам.

Перечень видов информационных ресурсов, контроль и координация деятельности по формированию и использованию которых осуществляется по межведомственной схеме, должен определять ответственность федеральных органов исполнительной власти за развитие этих видов информационных ресурсов независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности организаций-владельцев. Перечень должен быть утвержден Правительством Российской Федерации и регулярно актуализироваться в соответствии с новыми правовыми актами, закрепляющими ответственность федеральных ведомств за отдельные виды информационных ресурсов. Необходимо как можно скорее снять межведомственные противоречия по проблемам управления следующими видами информационных ресурсов:

правовая информация;

Государственный регистр юридических лиц;

Государственный регистр физических лиц;

Система государственных кадастров и данных о недвижимости;

картографическая информация о природных ресурсах;

фонды аудиовизуальной информации и ряд других.

Следует также уточнить и усилить ответственность органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления за формирование и использование информационных ресурсов, управляемых в соответствии с ведомственной и региональной схемами.

Развитие нормативно-правовой базы предполагает разработку новых и коррекцию действующих законодательных актов, а также активную разработку подзаконных актов различного уровня, реализующих принятые законодательные акты. Особое значение на федеральном уровне для организации управления информационными ресурсами имеют законопроекты «Об информационном обеспечении органов государственной власти», «О государственном земельном кадастре», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», «О персональных данных», «О государственной статистике» и некоторые другие. Однако наиболее актуальной проблемой является разработка и реализация необходимых подзаконных актов по уже принятым законам, прежде всего, «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обязательном экземпляре документов», «О геодезии и картографии» и других.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное и муниципальное управление (3)

    Ученые записки
    ... основы фун­кционирования государственной и муни­ципальной службы. О функциях государственных и муниципальных служащих, их правовом статусе. Реформирование государственно­го и муниципального управления ...
  2. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... трансформации методологии изучения системы государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки ... сфере государственного и муниципального управления. В этом контексте система подготовки государственных и муниципальных ...
  3. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    ... и документооборота Управление государственным и муниципальным заказом Экономика муниципального хозяйства Муниципальное право Муниципальное управление Государственные и муниципальные финансы Маркетинг территорий ...
  4. Государственное и муниципальное управление (5)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УРОК ... русскими эквивалентами (a-n) State – государство, государственный System – система 1) authoritarian state ... служба 2) appointive service b) государственная повинность 3) career service c) ...
  5. Государственные и муниципальные финансы

    Учебно-методический комплекс
    ... направления развития государственных и муниципальных финансов, положения действующего законодательства о государственных и муниципальных финансах, организацию государственных и муниципальных финансов, бюджетное ...

Другие похожие документы..