textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


1.3. Сущность информационных систем и технологий государственного и муниципального управления /8/

Обеспечение эффективного государственного и муниципального управления всегда имело первостепенное значение. В этой связи разрабатывались разные концепции, методы и технологии управления, основой которых неизменно являлась информация, значение которой все более возрастало и успехи научно-технического прогресса в информатике и связи открыли перспективу формирования информационного общества. Будучи общегосударственной, информация включает в себя широкий спектр межотраслевых, отраслевых, региональных, муниципальных и даже международных составляющих.

Функции этих органов представляют собой совокупность логически взаимоувязанных действий – операций, которые нацелены на достижение как стратегических целей, так и обеспечивающих решение фактических. Операции должны быть упорядочены по времени, последовательности их выполнения и составу участников (органов власти, других юридических и физических лиц). Государственное (муниципальное) управление – процесс выполнения комплекса операций, ориентированных на достижение государственных (муниципальных) целей, которые описываются на языке, отображающем желаемые состояния государства, отраслей, регионов и муниципальных образований.

Сущность информационно-аналитического обеспечения ГМУ уместно рассматривать и с учётом различных этапов и направлений их создания, в том числе:

с учетом органов власти и управления в советский (рис. 1.8) и постсоветский периоды (рис. 1.9);

с учетом классов и видов автоматизированных систем и средств информационного обеспечения (рис. 1.10);

с учетом информационных ресурсов, используемых для информационного обеспечения (рис. 1.11);

с учетом нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в информационной сфере (рис. 1.12);

с учетом обеспечения информационной безопасности (рис. 1.13).



Рис. 1.8. Информационное обеспечение ГМУ с учетом органов государственной власти и управления в советский период

Применительно к различным видам обеспечения ГМУ (рис. 1.10-1.12) уместно отметить следующее:

в современных условиях базовыми источниками информационного обеспечения ГМУ являются автоматизированные системы и средства, СМИ и ТРК;

единое информационное пространство РФ в основном образуют государственные, негосударственные и смешанные ИР;

правовое регулирование ГМУ осуществляется на основе Конституции и законов РФ, нормативно-правовых актов Президента и Правительства РФ, федеральных органов власти и субъектов РФ, нормативных актов органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.



Рис.1.9. Информационное обеспечение ГМУ с учетом органов государственной власти

и управления в постсоветский период



Рис.1.10. Информационное обеспечение ГМУ с учетом классов и видов автоматизированных систем и средств информационного обеспечения

Обязанности органов ГМУ целесообразно закрепить в виде ряда законодательных норм:

формирование информационных ресурсов в соответствии с их компетенцией;

выдача информации из государственных и муниципальных ресурсов другим органам, организациям и физическим лицам;

использование национальных информационных ресурсов в процессе управления;

поддержание государственных информационных ресурсов в актуальном состоянии;

обеспечение сохранности государственной, коммерческой, служебной и личной тайны при формировании и использовании информационных ресурсов.

При этом необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:

отсутствие полноты и несвоевременность формирования информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа государственной власти и управления;

несвоевременность предоставления или отказ от предоставления информации другим законно заинтересованным органам государственной власти, а также организациям и физическим лицам;

предоставление органам государственной власти и управления недостоверной и некачественной информации;

нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны;

порча или утрата документов;

сокрытие, умышленное искажение информации об источниках угроз;

недостоверность и ложность информации, создаваемой и распространяемой СМИ;

нарушение нрав интеллектуальной собственности на информацию;

неустановление правил предоставления информации;

нарушение правил получения и потребления информации;

незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом;

создание некачественных информационных технологий и средств их обеспечения;

нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией;

незаконное использование персональных данных;

компьютерные преступления;

нарушение запрета отнесения открытой информации к информации с ограниченным доступом;

нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере;

нарушение в пользовании глобальными информационными сетями и системами, в том числе сетью Интернет.

Финансирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»). Системы информационного обеспечения, сети и технологии могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства. Права собственности и авторства в этом случае регулируются Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».


Рис. 1.11. Информационное обеспечение ГМУ с учетом информационных ресурсов, используемых для информационного обеспечения



Р
ис. 1.12. Информационное обеспечение ГМУ с учётом нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в информационной сфере

Рис. 1.13. Информационное обеспечение ГМУ с учётом необходимости обеспечения информационной безопасности

В процессе ГМУ используются современные электронные системы и средства для коллективного анализа и обсуждения принимаемых решений. Это относится, например, к заседаниям органов власти Российской Федерации с использованием средств отображения результатов голосования. Поэтому:

информация, предоставляемая пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию;

информационно-аналитическое обеспечение оперативной деятельности органов ГМУ с использованием электронных систем для перевода с одного языка на другой должно сертифицироваться и лицензироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения требуемой оперативности и достоверности приема, передачи и представления информации органам власти и управления применяются электронная цифровая подпись, электронное визирование документов.

Для осуществления этих видов деятельности важно законодательно закрепить целый ряд норм:

ответственность за своевременность подготовки, полноту, достоверность, непротиворечивость и сопоставимость информационных данных, полученных по результатам информационно-аналитических исследований, несут юридические и физические лица, подготовившие эти данные, материалы, рекомендации и варианты решений;

проведение информационно-аналитических исследований не должно вести к нарушению государственной, коммерческой, служебной и личной тайны;

информационно-аналитические работы, проводимые юридическими и физическими лицами по заказам органов власти, оформляются между ними договором;

исследования, выполняемые иностранными гражданами и организациями на территории Российской Федерации, также не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации.

Для проведения таких исследований используются все виды государственных и негосударственных информационных ресурсов и систем информационного обеспечения (во втором случае – по договорам между органами государственной власти и владельцами соответствующих информационных ресурсов и систем) результаты исследований, проведенных юридическими и физическими лицами, оформляются в виде документированной информации и относятся к информационным ресурсам, подлежащим учету и защите в составе государственного и муниципального имущества.

Предоставление пользователям информации должно обеспечиваться в трех режимах:

регламентном, т.е. в соответствии с заявленной ими периодичностью представления данных;

по запросам, т.е. в соответствии с содержанием запросов на выдачу требуемой информации;

незамедлительно, когда речь идет об информации, требующей принятия пользователями оперативных решений.

Документооборот органов ГМУ должен охватывать полный жизненный цикл нормативных правовых актов, обеспечивая необходимой информацией текущее и перспективное планирование нормотворческих работ, внесение проектов нормативных правовых актов, разработку проектов нормативных правовых актов в требуемые сроки, согласование, экспертизу, визирование, принятие, подписание, вступление в силу, официальное опубликование, государственную регистрацию, контроль исполнения.

Организация этой деятельности включает следующие комплексные функции:

прием, учет и организацию исполнения входящих документов;

подготовку, оформление, согласование и рассылку документов;

подготовку, оформление, согласование, выпуск, рассылку и опубликование решений;

контроль подготовки, прохождения и исполнения документов, поручений и решений;

архивное хранение документов и решений;

справочно-информационную поддержку подготовки и исполнения решений и документов.

Системы информационно-аналитического обеспечения органов ГМУ и управления можно разделить на следующие виды:

федеральные системы информационного обеспечения;

системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов (системы совместного ведения);

системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;

муниципальные и другие негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам ГМУ.

Системы информационного обеспечения на федеральном уровне создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместного ведения – по решению федеральных и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации – соответственно на основании решений органов этих субъектов, муниципальные системы  соответственно муниципальными органами власти.

Для организации других негосударственных систем достаточно решения юридических и физических лиц.

Создание и сопровождение этих систем осуществляют юридические и физические лица, уполномоченные на ведение этого вида экономической деятельности в области информатизации. В первых двух случаях финансирование следует предусмотреть в федеральном бюджете в статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»). Для субъектов Федерации и муниципальных образований необходимые средства выделяются из бюджетов самих субъектов. Что касается юридических и физических лиц, владеющих негосударственной формой собственности, они осуществляют эти мероприятия за счет собственных средств.

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Концептуальные основы информационно-аналитического обеспечения органов власти в Российской Федерации /8/

Необходимость реформирования государственного механизма обуславливает возрастающее стремление в получении объективной, достоверной и своевременной информации о положении дел в той или иной отрасли в регионе, муниципальном образовании. Дефицит сведений о субъектах хозяйствования, территориях местного самоуправления не позволяет сформировать адекватное представление о реальной социально-экономической обстановке и соответственно принять эффективное управленческое решение.

Похожая картина складывается и в общественно-политической сфере. Здесь также наблюдается острая потребность управляющих структур в доступе к соответствующей информации из весьма разнообразных источников, чтобы в результате аналитической обработки (путем сопоставления, интеграции и синтеза данных) подготовить управленческие рекомендации в обеспечении безопасности личности, общества, государства.

Зачастую информация, необходимая для выработки и реализации адекватных управленческих решений, рассредоточена по различным информационным фондам и базам данных. Теоретически она может быть получена из систем оборонных, правоохранительных, других министерств и ведомств, региональных информационных фондов, независимых аналитических центров, информационных агентств и т.д.

Вместе с тем даже информационное взаимодействие органов власти весьма затруднено зачастую именно в организационном плане. Наличие необходимой информации не гарантирует ее получения, ибо отношения между источниками и потребителями информации во многом не регламентированы и имеют место ведомственные, корпоративные противоречия. Информационные потребности каждого из органов власти официально не зафиксированы и в силу неопределенности имеют тенденцию к чрезмерному расширению. Органы власти, как правило, не заинтересованы в предоставлении информации, находящейся в их распоряжении или являющейся продуктом их собственной деятельности.

В результате учет, анализ и контроль в социально-экономической и общественно-политической сферах осуществляются регулирующими органами в условиях известной неопределенности и дефицита информации. К тому же существует дублирование функций, имеют место процессы управления, не охваченные ни одним из регулирующих органов, ощущается несогласованность действий и дефицит корректной информации о процессах и объектах управления. Отдельный регулирующий орган весьма фрагментарно представляет реальное состояние социально-экономической безопасности страны. Зачастую недостает объективной информации воздействия ряда регулирующих элементов на систему в целом. При этом не обеспечены методологическое единство деятельности государственных и муниципальных органов власти, согласованность данных, получаемых из разных источников, и рациональное распределение функций.

Информатизация органов власти проводится в рамках соответствующих федеральных, отраслевых и региональных программ, а это нередко порождает параллелизм в работе. Организационно-технические решения в таких случаях слабо координируются, что приводит к распылению и без того мизерных бюджетных средств. Ведомственные и региональные информационные системы развиваются весьма неравномерно и находятся на разных стадиях внедрения.

Весьма остро стоит проблема слабой информационно-аналитической поддержки управления. Такие ведомственные и региональные системы во многом находятся еще в стадии становления и не предусматривают вариант взаимодействия с другими информационными системами. Их внедрение ввиду нерегулярного финансирования растягивается на многие годы, и в результате они морально устаревают еще до сдачи в эксплуатацию. Кроме того, разработка этих систем координируется слабо и многие из них объективно несовместимы в программном и информационном отношениях.

Поэтому на федеральном и на региональном уровнях предпринимаются попытки наладить и межструктурное информационное взаимодействие. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №820 от 3 августа 1992г. ФАПСИ с привлечением заинтересованных министерств и ведомств разработана «Программа создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти», которой в апреле 1995г. придан статус «Президентской программы». Она предусматривает создание и развитие информационно-аналитических систем и объектов Администрации Президента и Аппарата Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Совета безопасности; информационно-аналитических систем министерств и ведомств; региональных информационно-аналитических центров; специальных информационно-аналитических систем и обеспечение их безопасности; телекоммуникационных систем.

В наиболее общем виде концептуальные подходы и требования к системе информационного обеспечения управления государством сводятся к следующему:

во-первых, должна быть обеспечена независимость источников (МИД, Минобороны, ФСБ, СВР, МВД, ФАПСИ и др.), непосредственно представляющих свои информационные документы Президенту и руководству Правительства Российской Федерации;

во-вторых, образована 5-уровневая система информационного обеспечения принятия управленческих решений:

высший уровеньинтеллектуальной деятельности имеются в виду управленческие решения в масштабе государства, принимаемые Президентом и руководством Правительства Российской Федерации;

аналитический уровень информационно-аналитическое обеспечение ситуационных центров Президента, Администрации Президента, Совета безопасности, Правительства Российской Федерации; информационно-аналитических подразделений Администрации Президента, Совета безопасности, Правительства Российской Федерации (включая создание системы автоматизированной поддержки аналитических исследований);

федеральный уровень информационно-аналитическое обеспечение руководства субъектов Федерации, глав администраций, министерств и ведомств, ФАПСИ, Госкомстата, Центрального банка Российской Федерации;

региональный уровень информационно-аналитическое обеспечение субъектов хозяйствования в государственной и негосударственной сферах, территориальных органов министерств и ведомств, политических и общественных организаций, информационных агентств, независимых аналитических центров и т.д.;

муниципальный уровень  информационно-аналитическое обеспечение органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования муниципальных образований.

Система информационного обеспечения управления государством должна включать следующие принципы:

независимость деятельности основных источников информации;

полноту охвата всего информационного пространства, необходимого для выработки адекватных управленческих решений;

исключение информационного «шума» и представление руководству в концентрированном виде только той информации, которая необходима для управленческой деятельности;

подключение все большего числа интеллектуальных средств для аналитической обработки исходных данных по мере продвижения информации от муниципального и регионального уровня к высшему;

обеспечение безусловной безопасности обработки, хранения и передачи информации;

актуализация правового поля, через которое должны проходить проекты управленческих решений;

наличие необходимого кадрового обеспечения информационно – аналитических процессов.

2.2. Структура и функции информационно-телекоммуникационной



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное и муниципальное управление (3)

    Ученые записки
    ... основы фун­кционирования государственной и муни­ципальной службы. О функциях государственных и муниципальных служащих, их правовом статусе. Реформирование государственно­го и муниципального управления ...
  2. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... трансформации методологии изучения системы государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки ... сфере государственного и муниципального управления. В этом контексте система подготовки государственных и муниципальных ...
  3. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    ... и документооборота Управление государственным и муниципальным заказом Экономика муниципального хозяйства Муниципальное право Муниципальное управление Государственные и муниципальные финансы Маркетинг территорий ...
  4. Государственное и муниципальное управление (5)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УРОК ... русскими эквивалентами (a-n) State – государство, государственный System – система 1) authoritarian state ... служба 2) appointive service b) государственная повинность 3) career service c) ...
  5. Государственные и муниципальные финансы

    Учебно-методический комплекс
    ... направления развития государственных и муниципальных финансов, положения действующего законодательства о государственных и муниципальных финансах, организацию государственных и муниципальных финансов, бюджетное ...

Другие похожие документы..