textarchive.ru

Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

РЕКТОР ТРТУ

_______________________

ЗАХАРЕВИЧ В.Г.

«____»_____________200__г.

БАЗОВЫЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

«Иностранный язык для специальных целей»

(английский, второй образовательный уровень-бакалавриат)

ФакультетЕГФ

Кафедра Иностранных языков

Таганрог

2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

Учебной дисциплины «Иностранный язык для специальных целей» (английский, второй образовательный уровень-бакалавриат ):

  1. Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине (назначение и трудоемкость дисциплины) для ОПП.

  2. Технология процесса обучения по учебной дисциплине.

  3. Междисциплинарные связи учебной дисциплины в общем перечне дисциплин ОПП.

  4. Рабочая программа учебной дисциплины (место, цели и задачи учебной дисциплины в общей структуре бакалаврской, инженерной и магистерской подготовки студента).

  5. Календарный план дисциплины.

  6. Карта обеспеченности учебно-методической литературой (список литературы с указанием раздаточных материалов, учебно-методических разработок и пособий, отражающих учебно-методическое обеспечение дисциплины.

  7. Контрольный конспект лекций преподавателя, отражающий содержание и уровень лекционного материала, материала практических (семинарских) занятий, задания на выполнение курсовых работ и проектов, варианты индивидуальных заданий, контрольные вопросы по отдельным модулям и в целом по всей учебной дисциплине.

  8. Студенческий конспект лекций, практических занятий, демонстрирующих уровень усвоения и качество лекционного материала, умений, практических навыков по учебной дисциплине.

  9. Формы самостоятельной работы студентов: организованной и внеаудиторной.

  10. Формы и методы контроля усвоения материала в соответствии с целями и задачами учебной дисциплины.

  11. Образцы промежуточных и итоговых аттестаций (в частности, типовых расчетов, типовых индивидуальных заданий, курсовых и дипломных проектов и работ) с разными уровнями оценок.

  12. Банк контрольных заданий и вопросов по учебной дисциплине (портфель студента).

  13. Образцы материалов независимых контролей (деканского, ректорского) по учебной дисциплине.

  14. Сводные таблицы трудоемкостей (часы, баллы и зачетные единицы) общей и по видам занятий учебной дисциплины.

  15. Структура интегрального рейтинга: входного, текущего и итогового.

  16. Оснащение учебной дисциплины оборудованием и специальной техникой.

  17. Список лабораторных работ по дисциплине, образцы отчетов по их выполнению.

  18. Задания на курсовое и дипломное проектирование.

  19. Критерии, оценки и параметры, определяющие и численно устанавливающие уровень и качество подготовки студента по учебной дисциплине.

  20. Инновации в преподавании учебной дисциплины (разработка и внедрение новых средств, форм и активных методов обучения, а также прогрессивных форм контроля остаточных знаний).

1. Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине (назначение и трудоемкость дисциплины) для ОПП.

1. Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине (назначение и трудоемкость дисциплины) для ОПП.

Формирование определенного программными документами уровня иноязыч­ной профессиональной коммуникативной компетенции в процессе обу­чения иностранному языку в неязыковом вузе на втором образовательном уровне является важным условием конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Изучение иностранного языка для специальных целей (ESP - English for Special Purposes) рассматривается как актуальная и действенная основа для дальнейшего иноязычного профессионально ориентированного общения выпускников технического вуза. На втором уровне образования ведущим становится мотив про­фессионально ориентированной направленности: студент выражает желание читать иностранную литературу по специальности, защищать диплом и принимать участие в студенческих научно-технических конференциях на иностранном языке. Таким образом, преподавателю-лингвисту необходимо работать в сотрудничестве со специалистами технических кафедр университета в целях формирования определённого программными документами уровня иноязыч­ной профессиональной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров, находить такие формы работы, которым были бы адекватны профессионально ориентированному обучению по направлению специальности и на занятиях по иностранному языку. Поэтому, обучение ESP по направлению технической специальности группы, составление модульной программы по соответствующей тематике является актуальным условием вхождения России в единое Европейское образовательное пространство.

Процесс формирования уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в техническом вузе включает в себя следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный и оценочно-результативный.

Целевой компонент определяет выбор способов действий для достижения поставленной цели, выступает в качестве средства управления и сопоставление результатов действий с прогнозируемым итогом.

Мотивационный компонент влияет на мотивацию образовательной деятельности студента. Формирование уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции - это, в первую очередь, внутриличностный процесс, который обуславливает изменения сознания студентов, его мотивов, позиции в процессе формирования уровня профессиональных компетенций и приобретение практического опыта в процессе иноязычного профессионально ориентированного общения.

Цели, выдвигаемые с учетом мотивационного компонента студента, определяют содержание обучения. Эффективность процесса обучения зависит от взаимосвязи целей обучения и содержания. Содержание технологии формирования уров­ня развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции с учетом задач модернизации образовательного процесса базируется на кредитно-модульной основе разработки курса.

Личностно-деятельностный компонент способствует осуществлению совместной деятельности в коллективе, общению, развитию эмоционально- психологических и деловых отношений, реализации творческих возможностей.

Оценочно-результативный компонент определяет эффективность соответствующих критериев и параметров оценивания уровня сформированности иноязыч­ной профессиональной коммуникативной компетенции. Контроль качества образования и оценивания уровня сформированности компетенций студентов осуществляется с учётом современных положений Болонской декларации о едином Европейском образовательном пространстве. В связи с этим на современном этапе в ТРТУ формируется новая программа развития аккредитации некоторых специальностей в АВЕТ. Это предполагает, что университет должен стать одной из ведущих мировых школ осуществляющих подготовку инженеров способных осуществить профессионально ориентированное общение на международном уровне. Таким образом, речь идёт об интернационализации научных исследований. Главная миссия кафедры иностранных языков предполагает через процесс преподавания иностранного языка способствовать эффективному функционированию университета в международном научно-образовательном пространстве.

Повышению уровня мотивации студентов способствуют задания, активизирующие обсуждение проблемы в аудитории, на студенческой научно-практической конференции, позволяющие выразить студенту свое мнение по проблеме с опорой на фоновые знания, характеризующие общую ком­петенцию студента (эмпирические и академические знания), экзистенциальную компетенцию (личностные характеристики и взгляды) и уровень сформированности коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной).

Совокупность базовых компетенций: социально-политической, информационной, коммуникативной, социокультурной - имеет целью обеспечить готовность будущих специалистов к адаптации и самоопределению в пространстве новых информационных технологий, образованию и саморазвитию в течение все жизни.

Исходя из положений Болонского процесса, особо следует актуализировать необходимость осуществления непрерывного образования с учётом преемственности всех образовательных уровней (базовый, бакалавриат, магистратура) с учётом автономного характера обучения на каждом этапе и взаимосвязи всех этапов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для специальных целей».

2. Технология процесса обучения учебной дисциплине.

2. Технология процесса обучения учебной дисциплине.

Обучение дисциплине «Иностранный язык для специальных целей» на втором образовательном уровне в неязыковом вузе предполагает следующие формы занятий:

– аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя;

– обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием технических средств обучения;

– индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя;

– индивидуальные консультации;

Перечисленные формы аудиторных занятий дополняются различными формами внеаудиторной работы, особенности которой определяются интересами студентов на втором образовательном уровне (встречи с зарубежными специалистами, проведение «круглых столов», подготовка к защите выпускной дипломной работы на иностранном языке и др.).

3. Междисциплинарные связи учебной дисциплины в общем перечне дисциплин ОПП.

3. Междисциплинарные связи учебной дисциплины в общем перечне дисциплин ОПП.

На III и IV курсах необходимый уровень иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов совершенствуется и на занятиях по специальным техническим дисциплинам в процессе работы студентов с разными источниками содержащими научно-техническую информацию на иностранном языке. Поэтому преподавание профессионального иностранного языка, кафедра Иностранных языков осуществляет с преподавателями специализированных кафедр университета, которые выступают в качестве консультантов по направлению технических специальностей. Работа в тандеме лингвист и преподаватель с профильной кафедры позволяет устранить языковые и профессиональные трудности, легче освоить специальные термины, явления, процессы на языке. Эффективная работа в таком сотрудничестве позволяет повысить мотивацию студентов в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов.

Преподаватели специализированных кафедр способствуют осуществлению международной деятельности, помогают в подборе материала для учебных пособий второго образовательного уровня в целях профессионально ориентированного обучения студентов на иностранном языке. Преподаватели кафедры иностранных языков являются научными консультантами в процессе защиты студентами, обладающими высоким уровнем сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, дипломного проекта (работы) на иностранном языке. В результате успешной защиты студенту-дипломнику засчитывается сдача кандидатского экзамена в аспирантуру по дисциплине «Иностранный язык».

То есть, курс дисциплины «Иностранный язык для специальных целей» не только тесно связан с такими дисциплинами как «Русский язык и культура речи», «Философия», «Психология», «Культурология», но и с профильными дисциплинами специализированных кафедр, что позволяет осуществлять будущим специалистам-инженерам межкультурную коммуникацию на профессиональном уровне со специалистами других стран. Большинство терминов, условных обозначений, аббревиатур, названий научных явлений и законов имеют англоязычную этимологию. Поэтому, будущему инженеру всех специальностей технического университета в век интенсивного развития новых информационных технологий предоставляется неограниченные возможности для получения новейшей информации по своей специальности, значительная часть которой представлена на иностранном языке. В связи с вхождением России в единое Европейское образовательное пространство становится очевидным необходимость владения иностранным языком на соответствующем европейским стандартам уровне.

4. Рабочая программа учебной дисциплины (место, цели и задачи учебной дисциплины в общей структуре бакалаврской, инженерной и магистерской подготовки студента).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель методической комиссии

по образовательной программе

___________________________

___________________________

___________________________

«____»____________2005/2006 учеб. год

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан __________________факультета

____________________________

____________________________

____________________________ «____»___________2005/2006 учеб. год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Иностранный язык для специальных целей»

(английский, второй образовательный уровень-бакалавриат)

Кафедра ______Иностранных языков_______________________________________________

Форма обучения _____Очная_______ Срок обучения ________4 семестра__________________________

Технология обучения _________________________________________ Курс _3,4_Семестр 5-8____

Академические часы 100

Зачетные единицы 3

Учебных занятий

-

100 час.

Учебных занятий

-

3 балла

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

____ час.

64 час.

____ час.

25 час.

11 час.

____ час.

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

____ балл.

2 балла.

____ балл.

____ балл.

1 балл.

____ балл.

Промежуточный рейтинг-контроль (зачет)

5,6,7

семестры

Промежуточный рейтинг-контроль (зачет)

5,6,7

семестры

Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

8 семестр

Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

8 семестр

Таганрог 2005г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта Российской Федерации

образовательной профессиональной программы (ОПП)

Составители:

Должность

Уч. степень

Звание

Ф.И.О.

Подпись

Зав. кафедрой ИЯ

Кандидат пед. наук

Доцент

Краснощекова Г.А.

Старший преподаватель кафедры ИЯ

Андриенко А. С.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Иностранных языков

Зав. кафедрой ____________________________ Краснощёкова Г. А.

Методическая записка

к курсу «Английский язык» (II уровень образования - бакалавриат).

Совокупность базовых компетенций: социально-политической информационной, коммуникативной, социокультурной – имеет целью обеспечить готовность будущих специалистов к адаптации и самоопределению в условиях новых информационных технологий, к образованию и саморазвитию в течение всей жизни. Владение иностранным языком является органическим компонентом такой подготовки. В этой связи уровень сформированности иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенции приобретает особое значение. Это позволит определить критериальный уровень сформированности базовых компетенций студентов с учетом новых общеевропейских стандартов Болонской Декларации.

Практический курс «Английский язык для специальных целей» предназначен для студентов-бакалавров всех специальностей. В процессе обучения используется аутентичный материал общенаучной проблематики и по направлению специальности группы развивающий и совершенствующий уровень сформированности коммуникативной компетенции базового курса и формирующий иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию на втором образовательном уровне.

Языковой материал научно-технической тематики имеет выраженную проблемную направленность (ESP – English For Special Purposes) как язык для специальных целей является репрезентативным с точки зрения лексики и грамматики, дает возможность повысить мотивацию студентов в процессе иноязычного профессионально ориентированного обучения.

Основу заданий комплексного характера составляют коммуникативные упражнения и задания для профессионального общения, развивающие уровень сформированности компетенций в различных формах коммуникации: диалог, монолог, полилог и имеющие личностно-ориентированный характер, позволяющий студенту высказать и обосновать свое мнение.

Цели курса.

Совершенствование лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций, приобретенных на 1-м базовом уровне образования, и формирование на данной основе иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров, необходимой для делового и профессионального общения в сфере творческого осмысления зарубежного опыта и отечественных достижений в области науки и техники по направлениям технических специальностей вуза, а также совершенствования профессионально ориентированного творческого мышления студентов.

Задачи курса.

Развитие и совершенствование уровня сформированности лингвистической компетенции.

Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности.

Дальнейшее формирование социокультурной компетенции на основе аутентичного содержания посредством диалога культур.

Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в процессе работы с текстами оригинальной научно-технической литературы с употреблением структур профессионально ориентированной лексики, включающей анализ и обсуждение научно-технической проблемы по направлению специальности, личностно и профессионально ориентированное обучение чтению и пониманию оригинальной научно-технической литературы.

Создание благоприятных условий для развития и совершенствования личности студента, формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма, в том числе и в процессе освоения дисциплин научно-технического блока.

Структура курса.

Курс рассчитан на 4 семестра (5-8 семестры) с общим объемом учебных часов 100, из них 64 часа – практические занятия, 25 часов – самостоятельная работа, 11 часов – индивидуальная работа.

Требования к уровню сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов:

По окончании курса студенты должны:

- понимать устную (монолог и диалог) речь специальной проблематики,

- активно владеть основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи,

- знать основную терминологию по специальности,

- читать и понимать литературу по специальности,

- участвовать в обсуждениях по направлению специальности (задавать вопросы и отвечать на вопросы),

- владеть основными навыками письменной речи.

Содержание курса

Содержанием курса является аутентичный материал, направленный на формирование коммуникативной компетенции в чтении, говорении, аудировании и письме.

Чтение.

Цель обучения чтению – развитие и совершенствование уровня сформированности компетенций студентов по основным видам чтения (ознакомительному, поисковому, изучающему) на втором образовательном уровне в процессе работы с текстами социокультурной, технической, политической и экономической проблематики:

- формирование лингвистической компетенции на основе чтения текстов по перечисленной тематике;

- формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в процессе перевода текстов по специальности с английского языка на русский и с русского на английский, аннотирования текстов по специальности, написания докладов, рефератов, эссе.

Говорение

Цель обучения говорению – совершенствование уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в процессе повседневного общения предполагающего участие в обсуждении проблем социокультурного и технического содержания, работу с текстовыми материалами научно-технической проблематики, различными источниками научно-технической информации (средства радио, телевидения, сеть Интернет) на 2-м уровне образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (181)

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплекс по дисциплинеиностранныйязык (английский) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям ...
  2. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык )

    Автореферат диссертации
    ... иностранномуязыку (доля автора – 21 п.л.) 23. Учебно-методическийкомплекс по дисциплине «Иностранныйязык»для магистрантов гуманитарного профиля: Основное пособие «Английскийязык. Учебное ...
  3. Профессионально -ориентированное обучение иностранным языкам

    Документ
    ... «Иностранныйязык»дляспециальности «040100 Социология» [3], мы готовы предложить наше видение учебногокомплекса, предполагающего овладение английскимязыкомдля профессиональных целей. Комплекс ...
  4. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам

    Документ
    ... обучения иностраннымязыкамдляспециальныхцелей; обобщение методического опыта работы над иностраннымязыкомдляспециальныхцелей (методические разработки учебных и внеаудиторных занятий по ТЯ дляспециальности ...
  5. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам (1)

    Документ
    ... обучения иностраннымязыкамдляспециальныхцелей; обобщение методического опыта работы над иностраннымязыкомдляспециальныхцелей (методические разработки учебных и внеаудиторных занятий по ТЯ дляспециальности ...

Другие похожие документы..