Главная > Отчет


СОЗДАНИЕ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Министерство образования и науки Российской Федерации

ОТЧЕТ

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет»

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«Рациональное природопользование: технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами»

За 2010 г.

Том 1

Ректор университета

Макарихин И.Ю.

Руководитель программы развития университета

Макарихин И.Ю.

«20» января 2011 г.

Отчет получен Оператором

______________________________

«___» января 2011 г.

Обозначения и сокращения

ГОУ – государственное образовательное учреждение

ВПО – высшее профессиональное образование

ЕНИ – естественнонаучный институт

НИР – научно-исследовательская работа

НИОКР – научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа

НИУ – национальный исследовательский университет

НИЧ – научно-исследовательская часть

НОК – научно-образовательный комплекс

ООП – основная образовательная программа

ПНР – приоритетное направление развития

УМК – учебно-методический комплекс

УМУ – учебно-методическое управление

ФГОС – федеральный государственный образовательный страндарт

ФЭУ – финансово-экономическое управление

РИНО – региональный институт непрерывного образования

ППС – профессорско-преподавательский состав

НС – научные сотрудники

НПР – научно-педагогические работники

Содержание

1. Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации программы развития национального исследовательского университета ……………………………………………………….............

1.1. Краткое представление основных целей и задач программы ….

1.2. Краткая информация о расходовании средств федерального бюджета и софинансирования по направлениям ………………

1.3. Организация управления программой …………………………..

1.4. Организация работы по программе ………………...……………

1.5. Вовлеченность персонала университета в реализацию программы …………………………………………………………….

1.6. Вовлеченность внешних партнеров в реализацию программы, структура и объемы привлеченных ресурсов стратегических партнеров ………………….…………………….………………..

1.7. Реализованные и/или подготовленные инновации в образовательной деятельности …………………………………………….

1.8. Реализованные и/или подготовленные инновации в научно-исследовательской деятельности ………………………………..

1.9. Разработка новых образовательных стандартов и программ …

1.10. Развитие кадрового потенциала университета ……………….

1.11. Укрепление материально-технического оснащения университета ………………………………………………………………..

1.12. Опыт университета, заслуживающий внимания и широкого распространения в системе высшей школы ……………………

1.13. Мероприятия по информационному сопровождению реализации программы …………………………………………………

2. Показатели эффективности программы ………………………………

2.1. Выполнение запланированных мероприятий и достижение заданных значений показателей эффективности программы

2.2. Незапланированные результаты …………………………………

2.3. Запланированные и неожиданные эффекты от реализации программы ………………………………………………………..

2.4. Достигнутые результаты, социально-экономические эффекты и риски …………………………………………………………….

3. Проблемы и уроки реализации программы …………………………..

Заключение …………………………………………………………..........

Приложения

  1. Приказ ректора ПГУ о распределении и закреплении схемы функциональных обязанностей по реализации программы развития …..

  2. Шаблон описания научно-образовательного проекта, реализуемого в рамках НОК ………………………………………………………….

  3. Шаблон описания проекта по созданию лаборатории мирового уровня ………………………………………………………………......

  4. Регламент реализации мероприятия «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка научных и научно-педагогических работников университета по его ПНР» …………….

  5. Положение о порядке выполнения работ по выполнению мероприятия «Модернизация существующих и разработка новых образовательных программ по ПНР университета» ………………………

  6. Научные лидеры НОК-1 «Технологии изучения, освоения, прогнозирования и управления георесурсами и геосистемами» …………..

  7. Научные лидеры НОК-2 «Моделирование и управление физическими и химическими процессами, развитие технологий» …

  8. Научные лидеры НОК-3 «Наукоёмкие технологии управления живыми системами» ……………………………………………………

  9. Научные лидеры НОК-4 «Прогнозирование и управление процессами социально-экономического развития стран и территорий на основе современных информационных технологий» ……………….

  10. Персонал университета, вовлеченный в реализацию программы развития …………..…………………………………………………….

  11. Постановление правительства Пермского края об оказании финансовой поддержки реализации программы развития ГОУ ВПО ПГУ на 2010-2019 гг. ………………………………………………………...

  12. Соглашение о финансовой поддержки реализации программы развития ГОУ ВПО ПГУ с министерством образования Пермского края на 2010 г. ……………………………………………………….....

  13. Соглашение с Уральским отделением Российской академии наук ..

  14. Соглашение о сотрудничестве с ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» ………………..

5

5

6

8

15

23

23

26

32

34

35

37

48

49

50

50

81

83

84

86

90

Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации программы развития национального исследовательского университета

1.1. Краткое представление основных целей и задач программы

Цель программы – трансформация Пермского государственного университета в современный исследовательский университет, осуществляющий:

  • подготовку кадров, обладающих компетенциями мирового уровня в сферах рационального природопользования, технологий прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами;

  • научные исследования, создание и внедрение прорывных технологий в указанных сферах;

  • интеграцию науки, образования и бизнеса.

Задачи Программы:

  • совершенствование образовательной деятельности в рамках приоритетного направления развития (ПНР) университета;

  • развитие и повышение эффективности научно-инновационной деятельности в рамках ПНР университета;

  • развитие кадрового потенциала университета;

  • совершенствование системы управления университетом.

Указанная цель программы и поставленные задачи соответствуют миссии университета, которая заключается в:

  • обеспечении подготовки кадров для решения проблем рационального природопользования на основе прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами – в этой области университет призван стать важным звеном в российской системе профессионального образования и достичь уровня лучших в мире университетов;

  • генерации новых фундаментальных знаний и прорывных технологий в сфере рационального природопользования на основе управления природными и социально-экономическими системами;

  • наложении новых знаний и технологий в указанной сфере на современные информационные платформы путем создания баз данных и знаний, программных комплексов и информационно-аналитических систем;

  • трансфере и коммерциализации созданных технологий для обеспечения устойчивого развития страны.

1.2. Краткая информация о расходовании средств федерального бюджета и софинансирования по направлениям

Общие сведения о расходовании средств по направлениям приведены в таблице 1.

Таблица 1

Источники финансирования

Направления

ИТОГО

1. Приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования

2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка научно-педагогических работников университета

3. Разработка учебных программ

4. Развитие информационных ресурсов

5. Совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований

6. Другое (только за счет средств софинансирования)

Федеральный бюджет (млн. руб.)

251,600

2,000

7,400

132,000

7,000

400,00

Софинансирование (млн. руб.)

47,400

0,338

37,600

1,900

87,238

ИТОГО

291,8

2,3

7,400

7,0

7,000

1,900

480,00

В рамках направления 6 расходования средств «Другое» за счет средств софинансирования выполнялась инженерно-техническая подготовка и специальная отделка помещений, предназначенных для установки научного оборудования.

Средства проекта расходовались в соответствии с первоначально утвержденным планом. В результате незапланированного увеличения финансирования со стороны Минобрнауки по статье 211 кода бюджетной классификации с 9,61 млн. руб. до 16,3 млн. руб. произошло перераспределение между мероприятиями программы и направлениями расходования средств федерального бюджета:

  • по мероприятию 1.2 «Модернизация существующих и разработка новых образовательных программ по ПНР университета» произошло увеличение суммы с 4,2 млн. руб. до 7,4 млн. рублей;

  • по мероприятию 1.3 «Закупка специализированного программного обеспечения для поддержки обучения специальным дисциплинам, связанным с ПНР университета» произошло уменьшение суммы с 7,7 млн. руб. до 1,61 млн. руб.;

  • по мероприятию 2.5 «Развитие системы информационно-библиотечных ресурсов» произошло увеличение суммы на 390 тысяч рублей;

  • по мероприятию 4.1 «Развитие системы управления университетом» произошло увеличение суммы с 300 тыс. руб. до 2,8 млн. руб.;

  • по мероприятию 2.4 «Создание научно-инновационного комплекса для содействия внедрению технологий управления природными и социально-экономическими системами» произошло перераспределение средств между направлениями расходования: 600 тыс. руб. планировалось истратить по направлению 1 «Приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования», а фактически эти средства израсходованы по направлению 5 «Совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований».

1.3. Организация управления программой

Ректор университета осуществляет общее руководство программой, контролирует целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств, а также определяет формы и методы управления программой.

Текущий мониторинг и управление программой в пределах своих полномочий реализуют проректоры по учебной работе и по научной работе и инновациям, а также техническая дирекция программы, состав которой утверждается приказом ректора. Сотрудники технической дирекции имеют четкие границы ответственности по соответствующим областям реализации программы. Руководитель технической дирекции курирует за повышение квалификации сотрудников университета, закупку программного обеспечения и подготовку текстовой части ежеквартального отчета, расходы на инженерно-техническую подготовку помещений, первый помощник – отвечает за реализацию программы в пределах образовательной компонент и подготовку табличной части отчетов, а второй – закупки оборудования по всем мероприятиям программы. В своей деятельности техническая дирекция во многом использует опыт реализации инновационной образовательной программы в 2006-2007 гг. Общий контроль над ходом реализации Программы осуществляет Ученый совет университета.

Ректор и проректоры в необходимых случаях осуществляют управление по вопросам, связанным с реализацией программы, через общеуниверситетские отделы: юридический, планово-экономический, международный, научно-исследовательскую часть (НИЧ), учебно-методическое управление (УМУ) и т.д.

Следующий уровень управления программой реализуется через четыре специально созданных в рамках программы научно-образовательных комплекса (НОК), объединяющих кафедры и научно-исследовательские лаборатории, связанные общей тематикой научной и образовательной деятельности. Каждый НОК имеет руководителя, связующего руководство программой с заведующими кафедрами и лабораториями. Кроме руководителей, в каждом НОК назначены ответственные по вопросам закупки оборудования, повышения квалификации и модернизации образовательной деятельности, а также руководитель ведущей научной лаборатории. Указанные лица, а также руководители научных направлений – участников НОК, образуют совет НОК. В пределах своих полномочий совет НОК принимает решения, обеспечивающие его деятельность (планирование закупок оборудования, повышение квалификации, создание новых образовательных программ и т.д.). Эти решения вступают в силу после согласования с курирующими проректорами и утверждения ректором – руководителем программы.

Важным элементом структуры управления в системе НОК является управление так называемыми ведущими лабораториями, ориентированными на мировой уровень научных исследований – основными элементами создаваемых в рамках программы центров превосходства. Именно в этих лабораториях сосредоточивается наиболее современное и дорогостоящее научное оборудование. Ведущие лаборатории создаются в процессе реализации программы развития как самостоятельные структурные подразделения университета. Решение об их создании было принято Ученым советом 29 сентября 2010 г., структура утверждена Ученым советом 27 октября 2010 г. Она включает сектора, ориентированные на конкретные научные направления.

В таблице 2 приведены названия НОК, ведущие научные направления и базовые подразделения для этих направлений; их руководители являются персонифицированными участниками системы управления.

На рисунке 1 изображена схема управления программой, отражающая и дополняющая приведенное выше описание.

Приказ ректора о распределении и закреплении схемы функциональных обязанностей по реализации программы развития НИУ приведен в приложении 1.

Таблица 2

п/п

Название НОК

Ведущие направления научной деятельности

Базовые подразделения

Технологии изучения, освоения, прогнозирования и управления георесурсами и геосистемами

Геофизические технологии при поисках и разработке месторождений нефти, калийно-магниевых солей и оценке их техногенного воздействия

Кафедра геофизики; лаборатория моделирования и прогноза ЕНИ ПГУ

Геоэкология городов. Разработка теории и методологии применения пространственно-временных прогнозов проявления опасных геологических процессов в пределах градопромышленных агломераций

Кафедра динамической геологии и гидрогеологии, кафедра инженерной геологии и охраны недр, геологический отдел ЕНИ ПГУ

Разработка теоретических основ формирования ресурсов, режима и состава подземных вод и современных методов поисков, разведки и оценки эксплуатационных запасов месторождений подземных вод

Кафедра динамической геологии и гидрогеологии

Разработка методов и технологий оценки и прогнозирования инженерно-геологических и геоэкологических процессов

Кафедра инженерной геологии и охраны недр

Разработка теоретических основ наноминералогических исследований и нанотехнологические приложения

Кафедра минералогии и петрографии, лаборатория минералого-петрографических исследований ЕНИ ПГУ

Оценка и комплексное освоение полезных ископаемых с мелкими зернами ценных минералов на основе новых технологий

Кафедра поисков и разведки полезных ископаемых; лаборатория геологии техногенных и осадочных месторождений ЕНИ ПГУ

Разработка теоретических проблем нефтегазовой геологии и геохимии глубокопогруженных отложений и технологические аспекты

Кафедра региональной и нефтегазовой геологии

Палеонтология, стратиграфия, разработка новых методов и технологий палеонтологических и комплексных исследований пермской системы Земного шара

Кафедра региональной и нефтегазовой геологии, Международный институт геологии пермской системы при ПГУ

Изучение ландшафтов, геоморфология и динамика переработки берегов водохранилищ

Кафедра физической географии и ландшафтной экологии

Мониторинг и прогнозирование состояния атмосферы

кафедра метеорологии и охраны атмосферы

Геоинформационное и математико-картографическое моделирование геосистем и комплексов

ГИС центр ПГУ

Моделирование и управление физическими и химическими процес- сами, развитие технологий

Моделирование термомеханического поведения материалов, конструкций, природных и техногенных объектов с учетом сопутствующих химических и физических явлений

Кафедра механики сплошных сред и вычислительных технологий, лаборатории: термомеханических методов испытаний, динамических методов испытаний, аэродинамики

Новые полифункциональные материалы, ресурсосберегающие химические технологии, методы экологического мониторинга

Кафедры физической химии, неорганической химии, аналитической химии, органической химии, природных и биологически активных соединений

Конвективная и гидродинамическая неустойчивость. Гидродинамика многофазных сред. Вибрационная гидродинамика

Кафедры теоретической физики и общей физики

Моделирование, анализ и управление сложными динамическими системами

Кафедры процессов управления и информационной безопасности, прикладной математики и информатики, высшей математики.

Исследование ориентационных и структурных неустойчивостей и переходов в мягких конденсированных средах

Кафедра физики фазовых переходов

Структура и физические свойства твердых тел

Кафедра физики твердого тела

Изучение гидрологии водохранилищ и охрана водных ресурсов

Кафедра гидрологии суши и охраны водных ресурсов

Интеллектуальные системы контроля и управления

Кафедра компьютерных систем и телекоммуникаций

Наукоемкие технологии управления живыми системами

Физиолого-биохимические и генетические механизмы бактериального биосинтеза и консервации органических соединений

Кафедра микробиологии и иммунологии

Геномные и постгеномные технологии

Кафедра ботаники и генетики растений

Иммунологические механизмы регуляции взаимодействий микро- и макроорганизмов

Кафедра микробиологии и иммунологии

Разработка научно-обоснованных технологий идентификации биомаркеров ранних экообусловленных нарушений состояния здоровья и развития неинфекционной патологии человека

Кафедра экологии человека и безопасности жизнедеятельности

Экология почв

Кафедра физиологии растений и микроорганизмов

Биоразнообразие сосудистых растений Пермского края и его изменения при антропогенном воздействии

Кафедра ботаники и генетики растений

Технологии управления живыми системами разнотипных водоёмов Прикамья

Кафедра зоологии позвоночных и экологии

Структура, динамика и рациональное использование сообществ наземных беспозвоночных

Кафедра зоологии беспозвоночных и водной экологии

Технологии оценки и управление рисками в наземных экосистемах

Кафедра биогеоценологии и охраны природы

Прогнозирование и управление процессами социально-экономического развития стран и территорий на основе современных информационных технологий

Математическое моделирование и информационные технологии в задачах прогнозирования и управления социально-экономическим развитием стран и территорий

Кафедра информационных систем и математических методов в экономике

Модернизация национальной экономики как основа стратегической инновационной конкурентоспособности

Кафедра национальной экономики и экономической безопасности

Формирование российской постиндустриальной модели управления как ключевого фактора национальной инновационной конкурентоспособности

Кафедра менеджмента

Принципы и механизмы государственного управления экономикой на региональном уровне с учетом кластерного подхода

Кафедра мировой и региональной экономики

Разработка и реализация комплексных маркетинговых стратегий существующих и потенциальных агропродовольственных рынков

Кафедра маркетинга

Прогнозирование развития человеческого потенциала регионов на основе современных информационных технологий

Пермский центр социального партнерства и социологических исследований

Изучение территориальных общественных систем

Кафедра социально-экономической географии и кафедра туризма



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по результатам самообследования цель самообследования калужского базового медицинского

    Отчет
    ОТЧЕТПОРЕЗУЛЬТАТАМ САМООБСЛЕДОВАНИЯ Цель ... консультаций и психологической поддержки по вопросам трудоустройства. Реализацию поставленных задач коллектив ... и получить более эффективный результат. Реализация поставленных задач осуществляется через ...
  2. Отчет по результатам самообследования города москвы средней общеобразовательной школы № 639 по направлениям деятельности

    Отчет
    Отчетпорезультатам ... порезультатам апробации УМК «Математика и информатика» под ред. А.Л. Семенова и Т.Г. Рудченко Обобщается опыт пореализации ... содержание методической работы в школе пореализации ФГОС второго поколения». Выступление; ...
  3. Отчет по результатам социологического исследования по проблемам развития патронатного воспитания исследование выполнено по заказу

    Отчет
    ... Отчетпорезультатам социологического исследования по проблемам развития патронатного воспитания исследование выполнено по заказу Комитета по ... местных сообществ к реализации программ) III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ А. Результаты социологического опроса ...
  4. Отчет по результатам диагностики системы управления персоналом оао " xxx "

    Отчет
    ... современным методам управления (рекомендацию по обучению см. «Отчетпорезультатам оценки представителей управленческого звена ... функций недостаточны. Так реализация функций по разработке и внедрению мероприятий по улучшению морально-психологического ...
  5. Отчет по результатам диагностики системы управления персоналом оао " xxx "

    Отчет
    ... современным методам управления (рекомендацию по обучению см. «Отчетпорезультатам оценки представителей управленческого звена ... функций недостаточны. Так реализация функций по разработке и внедрению мероприятий по улучшению морально-психологического ...

Другие похожие документы..