textarchive.ru

Главная > Программа


ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ CОШ №121

I. Пояснительная записка

1. Основы разработки

1.1. Нормативно – правовая основа

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)1;

  • Устав МОУ СОШ №121;

  • Основная образовательная программа МОУ СОШ № 121 (2011 г).;

1.2. Теоретико-методологическая основа - культурно-исторический подход,

базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

1.3. Концептуально – методологическая основа (в соответствии ФГОС НОО);

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

  • Примерная программа формирования универсальных учебных действий на ступени

начального общего образования (далее — программа формирования универсальных

учебных действий) 2;

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к

мысли: пособие для учителя3.

1.4. Методическая основа - примерные требования к разработке в образовательных

учреждениях программы формирования универсальных учебных действий для

начального общего образования.

2. Концепция Программы формирования универсальных учебных

действий на ступени начального образования.

2.1. Ключевые позиции в соответствии с ФГОС НОО (второго поколения)

Приоритетное направление новых образовательных стандартов- реализация развивающего потенциала общего среднего образования.

Актуальная и новая задача- обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Цель образования- общекультурное, личностное и познавательное развитие

учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Цель реализации основной образовательной программыначального общего образования - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.


1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. №373

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения)

3 А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные

действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

2. 2. Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для

начального общего образования обусловлена современными требованиями к образованию

и необходимостью соответствующих изменений образовательных задач и условий:

Целевая направленность

(требования)

Необходимые

изменения

Условия

1.

Оптимизация общекультурного,

личностного и познавательного

развития детей

Ускоренное

совершенствование

образовательного

пространства

Создание условий для достижения

успешности всеми учащимися

путем формирования

универсальных учебных действий

2.

Обеспечение социальной

консолидации в условиях

культурного, этнического и

религиозного разнообразия

российского общества

Формирование

общекультурной и

гражданской

идентичности

личности

Включение ребенка в институты

социализации (разнообразие форм

организации практико –

ориентированной, общественно –

полезной деятельности)

3.

Обеспечение непрерывности

образования

Сохранение единства

образовательного

пространства,

преемственности

ступеней

образовательной

системы

Целенаправленное управляемое

формирование системы

универсальных учебных действий,

обеспечивающих умение учиться

(особая организация

деятельности)

4.

Возрастание требований к

коммуникационному

взаимодействию и

толерантности членов

поликультурного общества,

степени ответственности и

свободе личностного выбора,

самоактуализации

Повышение

эффективности

образовательно -

воспитательного процесса

в начальной школе

Воспитание умения сотрудничать

и работать в группе, быть

толерантным к разнообразным

мнениям, уметь слушать и

слышать партнера, свободно,

четко и понятно излагать свою

точку зрения на проблему (особая

организация отношений);

2.3. Основа разработки Концепции развития универсальных учебных действий -

компетентностный и системно-деятельностный подходы4, которые:

- определяют «универсальные учебные действия» – это обобщенные действия,

порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях

познания и мотивацию к обучению;

- построены на опыте реализации «знания в действии» («компетентность» как

способность использовать на практике полученные знания и навыки, готовность и

мотивация к эффективным действиям);

- обеспечивают развитие личности через формирование универсальных учебных

действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и

воспитательного процесса. УУД формируются при возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организациюусвоения, то есть умения учиться.

2.4. Концепция ФУУД в начальной школе

- конкретизирует требования к результатам начального общего образования и

дополняет содержание Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ №1215;

- применяется для планирования образовательного процесса в начальной школе МОУ СОШ №121 и обеспечения преемственности образования с дошкольными образовательными учреждениями и школой II ступени;

- является основой для разработки учебных планов, программ, учебно – методических материалов и пособий в системе начального образования.

Базовые ориентиры:

  • выделение ценностных установок образования как института социализации личности, отражающих требования к образованию семьи, общества и государства;

  • определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху

мотивации младших школьников к обучению, познанию и творчеству в течение

всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;

  • понимание стандартов общего образования как конвенциональных норм,

гарантирующих доступность, качество, эффективность образования, обеспечивающих соблюдение фиксированных требований к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях начальной ступени образования с учетом преемственности и возрастных и индивидуально -психологических особенностей развития учащихся, срокам обучения, структуре образовательных программ, процедуре контроля за образовательными достижениями учащихся на разных возрастных этапах развития личности младших школьников;

  • проектирование вариативных психолого - педагогических технологий формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих преемственное и последовательное развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижения целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху.

Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования6.

4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов с группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г.Асмолова.

5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ №121.

6. Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО.

Ценностные ориентиры начального общего образования обусловлены карди-

нальными изменениями в представлении о целях образования и путях их реализации,

определяют переход от ЗУНовской стратегии в области оценки основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Инновационные изменения в обучении

ОБУЧЕНИЕ

ФГОС I поколения

ФГОС II поколения

- преподнесение (передача) учителем

обучающимся системы знаний

- выработка определённых решений в ходе активного решения проблем

- освоение отдельных учебных предметов

- полидисциплинарное (межпредметное) изучение сложных жизненных ситуаций;

- руководящая роль учителя в организации обучения

- сотрудничество учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями

- жестко установленные методы,

технологии и содержание обучения

- активное участие учителя и обучающихся в выборе содержания и методов обучения

Оптимизация образовательного процесса в школе состоит в переходе от

традиционных технологий к педагогическим технологиям с использованием современных

образовательных ресурсов:

Традиционные ориентиры

Современные ориентиры

определение цели обучения как усвоения

знаний, умений, навыков

определение цели обучения как формирование умения учиться

«стерильность» системы научных понятий,

составляющих содержание учебного

предмета

экологическая парадигма включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

стихийность учебной деятельности ученика

стратегия ее целенаправленной организации

ориентация на учебно - предметное

содержание школьных предметов

понимание учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

индивидуальная форма усвоения знаний

признание ведущей роли учебного сотрудничества

Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно - деятельностного подходов. Анализ существующих подходов к оптимизации системы начального образования позволяет заключить, что при их значительном разнообразии признается необходимость реализации общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся. Эффективность использования педагогами обозначенных подходов в образовательном процессе обусловлена профессионально – грамотным их сочетанием с учетом основных характеристик и ключевых позиций.

Таким образом, ключевое направление состоит в обновлении и модернизации концептуальных, технологических и методических подходов к организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых образовательных результатов как основы успешности дальнейшего обучения.

Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования

Личностные ценности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

III. Содержание Программы формирования УУД

3.1.Особенности разработки содержания Программы формирования универсальных

учебных действий на ступени начального образования.

Программа формирования универсальных учебных действий (ПУУД НОО)

разработана:

  • в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования7 (далее - Стандарт) к структуре Примерной программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования8;

  • определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени

начального общего образования;

  • содержание разработано с опорой на основные положения разработки Программы

формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее ПУУД НОО)9;

направлена:

  • на освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках

отдельных дисциплин в сочетании с сознательным, активным присвоением ими нового

социального опыта;

  • на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,

обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,

саморазвитие и самосовершенствование при условии сохранения и укрепления

здоровья обучающихся, формирования общей культуры обучающихся, духовно -

нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.

призвана обеспечить:(в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №121)

  • достижение планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с

ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей.


7 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. №373

8 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения)

9 А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Основные положения разработки Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее ПУУД НОО)

3.2. Цели и задачи Программы формирования универсальных учебных действий

3.2.1. Основные направления начального образования

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим

поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей;

  • реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Наименование учредителя основная образовательная программа начального общего образования

    Основная образовательная программа
    ... Программаформированияуниверсальныхучебныхдействий у обучающихсянаступениначальногообщегообразованияПрограммы отдельных учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихсянаступениначальногообщего ...
  2. Основные термины и понятия основной образовательной программы

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования. Примерный учебный план. Программаформированияуниверсальныхучебныхдействий у обучающихсянаступениначальногообщегообразования. Программы отдельных учебных предметов, курсов. Программаформирования ...
  3. Мониторинг «стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город саяногорск на среднесрочный период до 2015 года и долгосрочную перспективу до 2020 года» по итогам за 2011 год

    Документ
    ... НОО», «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихсянаступениначальногообщегообразования». Для ... (95,3%). Муниципальные целевые программы. В сфере образованиядействует 17 программ с плановым объемом финансирования ...
  4. План организационных мероприятий управления образования артинского городского округа на 2012 год анализ работы управления образования

    Документ
    ... организацией начального, общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования детей на ... развития, Программыформирования культуры здорового и безопасного образа жизни, Программаформированияуниверсальныхучебныхдействийобучающихся — ...
  5. Информационная карта проходящего государственную аккредитацию в 2011-2012 учебном году

    Документ
    ... обучающихсянаступениначальногообщегообразования: В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой ...

Другие похожие документы..