textarchive.ru

Главная > Документ


Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

ГОУ Московская городская станция юных туристов

Ассоциация столичных клубов и организаций (АСКиО)

Международная федерация спортивного туризма

Академия детско-юношеского туризма и краеведения

Международная туристская академия

Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма

Международная научно-практическая конференция

23 ноября, 7 декабря 2011 г.

Материалы конференции

Москва 2012

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

ГОУ Московская городская станция юных туристов

Ассоциация столичных клубов и организаций (АСКиО)

Международная федерация спортивного туризма

Академия детско-юношеского туризма и краеведения

Международная туристская академия

Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма

Сборник научных статей и материалов

Международной научно-практической конференции

Москва 2012

УДК 373.13

ББК 74.200

Т 77

Составители:

Дрогов И.А. - кандидат педагогических наук, доцент, ответственный секретарь Международной федерации спортивного туризма, заместитель директора ГОУ Московской городской станции юных туристов, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма;

Константинов Ю.С. – доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма: сборник научных статей и материалов Международной научно-практической конференции / сост. И.А.Дрогов, Ю.С.Константинов; РГУФКСМиТ. – М.: МосгорСЮТур, 2012.- 256 с.

ББК 74.200

ISBN 978-5-9000 72 98-2 © Дрогов И.А., Константинов Ю.С.

© ГОУ ДОД МосгорСЮТур

Содержание

1 Направление. Актуальные проблемы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы рекреаций, фитнеса и туризма

Золотарева И.С., г. Нальчик Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в сфере туризма как одно из условий развития туристской индустрии в Кабардино-Балкарии. ………………………………………………………………………….. 9

Константинов Ю.С., г. Москва. Учебно-методические средства сопровождения туристско-краеведческой деятельности учащихся………………………………………… ..13

Кошевой В.А., Зейналова Е.Ю., г. МоскваПроблемы и перспективы подготовки магистров для сферы детско-юношеского туризма…………………....……………….........17

Казьмина Е.Г., Черненко В.И., г. Пушкино Организационные особенности подготовки менеджеров спортивного туризма и путешествий на современном этапе………………...19

Мо Жоцинь, Китай. Cовременное состояние спортивно-оздоровительного туризма в Китае……………………………………………………………………………………………20

Самарина И. А., г. Пушкино Подготовка специалистов средствами спортивного туристского похода …………………………………………………………………………...22

Ухина Т.В., г. Пушкино Профессиональная адаптация как основа социальной адаптации будущих менеджеров туризма……………………………………………………………………..25

Хакимов Р.И., г. Самара Спортивный маршрут - как комплексное средство воспитательного и профессионально ориентированного образовательного воздействия на юного спасателя……………………………………………………………………………….27

  1. Направление. Социокультурные аспекты социального туризма

Абдулхаиров А.З., г.Симферополь Поликультурность как фактор повышения туристской привлекательности Крыма ……………………………………………………...29

Близнюкова Н.В., г. Москва От экскурсии по Москве до исторической

реконструкции ………………………………………………………………………………..32

Борзов Н.В, г. Пушкино Роль туризма в формировании всесторонне развитого человека как главного богатства общества (теоретический аспект)………………………………….34

Булаев М.А., Касаткин А.М., г.Ханты-Мансийск Туристские возможности пограничных рекреационных ресурсов ХМАО-Югры………………………………….…..37

Зулкашев А. Ж., г.Уральск Туризм – спорт, отдых и познание…………………………39

Комаров М.Н., г. Москва Теоретико-педагогическое основы социального воспитания и развития детей и молодежи в туристской и креативной деятельности автономной некоммерческой организации………………………………………………………………...41

Костерев Н.А., г Москва Туристско-краеведческая деятельность образовательных учреждений Западного округа города Москвы в реализации программы «Растить гражданина. Растить патриота»………………………………………………………………47

Курепина М.А., Москва О влиянии туризма на окружающую природную и социально-культурную среду территории………………………………………………………………..50

Ларионова И.В., Краюхин М.В., г. Рыбинск Ресурсные возможности программы «Люблю тебя, моя Россия» в патриотическом воспитании обучающихся…………………………………………………………………………………...52

Самаркина А.А.., г.Уральск Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса………………..57

Тимохина М.В., г. Москва О некоторых проблемах развития культурно - познавательного туризма………………………………………………………………………………………….60

Шехова О.В., г. Ивантеевка Проектная деятельность учащихся как условие приобретения позитивного социального опыта……………………………………………..62

3 Направление. Проблемы и перспективы развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма

Брайцева В.А., г. Смоленск, Особенности проведения соревнований по ориентированию в программе туристского слёта……………………………………………………………….65

Дрогов И.А., г. Москва Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России………………………………………………………………………………68

Елисеева А.А., г. Смоленск История развития рекреации как составляющей социального туризма и ее влияние на физическое воспитание человека………………………………...71

Кузьмичева Л.В., Кузьмичев Д.И., г. Пушкино Спортивно-оздоровительный туризм и особенности его развития в Российской Федерации ……………………………………….73

Миндель А.Я., г. Москва Реальные перспективы развития образовательного и самодеятельного туризма……………………………………………………………………...74

Митрахович С.С. , Беларусь История и современность туристско-краеведческой деятельности в системе образования Республики Беларусь………………………………..78

Никонова Г.П., г. Москва Туристско-краеведческая деятельность с детьми с ограниченными физическими возможностями ……………………………………………..81

Озеров А.Г.,Концепция развития краеведения в системе детско-юношеской ТКД в России на 2012-2020 гг………………………………………………………………………..84

Пензиков А.В., Москва О московских ветеранах детско-юношеского туризма…………90

Рахматуллина Г. Г., Валиуллина Л. З., г. Казань Пешеходный туризм как вид спортивно-оздоровительного туризма……………………………………………………….91

Слесарева Л.П., Константинов Ю.С., Москва Московскому детско-юношескому туризму семьдесят пять лет …………………………………………………………………..92

Толстихин Л.Н., г.Луцк, Украина Комплексные учебно-тренировочные туристско-краеведческие полигоны в системе учебно-воспитательной работы учреждений образования…………………………………………………………………………………….97

Фомин В.П., г. Уральск Новые горизонты детского туризма………………………….. 99

Хакимов Р.И., г. Самара Полевой лагерь «Юный спасатель» - как средство профессиональной ориентация подростков спасательному делу…………………………103

4 Направление. Развитие личности ребенка и инновационные технологии воспитания в системе дополнительного образования

Костерев Н.А., г. Москва Туристско-краеведческая направленность в учреждении дополнительного образования в контексте профессиональной ориентации…………….104

Белов Б.В., Панина Г.Б., г. Брянск Сотрудничество школы и центра туризма как важный компонент воспитательного пространства учащихся …………………………...107

Близнюкова Н. В., г. Москва Воспитание толерантности средствами туристско-краеведческой деятельности ………………………………………………………………..111

Данилина А.М., г. Москва Значение туристско-краеведческих исследований для всестороннего развития личности школьников……………………………………………115

Зорина Г.И., Константинов Ю. С., г.Москва Детское туристско-краеведческое объединение как средство формирования личности ребенка ……………………………117

Казьмина Е.Г., Поликарпова Е.Ф., г. Пушкино Туристско-краеведческая, экскурсионная деятельность как условие патриотического воспитания личности……..120

Кузьмичева Л.В., г. Пушкино Семейный туризм как средство профилактики девиантного поведения в подростковой среде……………………………………………..123

Курумбаев А.Ш., Курумбаева Ж.Ш., г. Уральск Воспитание патриотизма у учащихся в процессе историко-краеведческой деятельности…………………………………………..124

Константинова Ю.В., Константинов Ю.С., г.МоскваО влиянии туристско-краеведческой деятельности на социализацию ребенка…………………………………..127

Корнилова С.А., г. Москва Роль экспедиции (поисковые отряды) в дополнительном воспитании детей и подростков……………………………………………………………..129

Махов И.И., Махов И.В., г. Белгород Использование коммуникативных туристских игр на уроках физической культуры…………………………………………………………….132

Окопный О. Ю., г. Москва Поисковая работа – уникальное средство воспитания личности………………………………………………………………………………………135

Персин А.И., Москва Реорганизация экскурсионной работы со школьниками в России в 1930-х годах ………………………………………………………………………………….137

Савочкина Л.Н., г. Москва Исследовательская деятельность в области детско-юношеского туризма и краеведения как инновационная образовательная технология в системе дополнительного образования ……………………………………………………138

Саркисян А.О., г. Москва Программа «Разные, но равные» Как эффективный способ решения задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья……….140

Саркисян А. О., г. Москва Возможности дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями на примере ГОУ ЦВР «Раменки»……………144

Смирнов Д.В., г. Москва Проблемы профессиональной готовности педагогов к реализации программ внеурочной деятельности составной части внедряемого ФГОС начального общего образования………………………………………………… …………147

Сяба М.В., Ченцов В.А., г. Белгород Определение идеала патриота отечества у воспитанников учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля Белгородской области……………………………………………………………..153

Цветков А.А., г. Москва Воспитание через поиск социально-активного гражданина……………………………………………………………………………………156

Чеснокова Е.Н., ПензаВлияние занятий спортивным ориентированием на формирование самооценки школьника……………………………………………………..158

Шишов Д.В., г. Москва Воспитание мужества через поиск…………………………….160

Щербинин С.Н., г. Москва Поисково-исследовательская работа на ржевском выступе отряда «Победа»……………………………………………………………………………...162

5 Направление. Укрепление здоровья населения средствами социального туризма

Багулина Т.Н., г.ВологдаДеятельность детского оздоровительного лагеря в современных условиях ……………………………………………………………………...166

Богданова Н.В., г. Москва Анимация в туристско-краеведческой деятельности……..170

Бычкова Е.М., Холодцова И.И., г. ПушкиноВзаимосвязь здорового образа жизни с активными видами туризма…………………………………………………………………168

Гридчина Л.А., Константинов Ю.С., Москва Школьные ориентирование и туризм как единые составляющие педагогического процесса…………………………………………173

Зорина А.Ф., Корнилова Т.А., г. Казань Детско-юношеский туризм как форма оздоровления учащихся……………………………………………………………………...175

Казурова О.А., г. ВладимирОб эффективности туристско-краеведческой деятельности в работе с одаренными детьми………………………………………………………………..177

Кутьин И.В., г. Москва Оздоровительная физическая культура в качестве дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с нарушениями произвольной регуляции деятельности…………………………………………………….179

Минина Р.З., Павлова Л.В., г.Казань Занятие туризмом – путь к здоровому образу жизни………………………………………………………………………………………….181

Полищук В.В., Переслав-Хмельницкий Проблемы развития туристической работы в учебно-воспитательном процессе детей старшего дошкольного возраста……………….183

Пангелов Б.П., г. Переслав-Хмельницкий Специфические принципы комплексного развития личности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания……………………………………………………………………………………187

Пивовар А.А., г. Переяслав-Хмельницкий Сопряженное развитие физических и познавательных способностей детей 5ти – 6ти лет в условиях природной среды………190

Смоленская А.В., г. Уральск Туризм как способ привлечения подрастающего поколения к здоровому образу жизни………………………………………………………195

Чеснокова Е.Н., Пенза Применение инновационных методов в спортивном ориентировании ……………………………………………………………………………...197

6 Направление. Основы учебно-тренировочного процесса и обеспечение безопасности в спортивно-оздоровительном туризме

Белякова И.В., Павлов Е.А., г. Москва Тестирование основных сторон подготовленности спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанции – пешеходные» ……………………………………………………199

Белякова И.В., Павлов Е.А., г Москва Теоретико-методические основы спортивной тренировки и особенности её реализации в спортивном туризме ………………………..203

Дрогов И.А., г. Москва К вопросам о восстановлении спортивных разрядов и званий по спортивному туризму …………………………………………………………………………………………………205

Руденко С.Д., Павлов Е.А., г. Москва Взаимосвязь между уровнем нагрузки и динамикой состава тела туристов в процессе шестнадцатидневного похода……………207

Руденко С.Д., Павлов Е.А., г. Москва Динамика показателей состава тела туристов в течение шестнадцатидневного похода……………………………………………………...209

Чепкасова А.И., Павлов Е.А., г. Москва Специальная психологическая подготовка туристов высокого класса к конкретному соревнованию…………………………………211

Чепкасова А.И., Павлов Е.А., Москва Психические состояния туристов высокого класса в условиях соревнований……………………………………………………………213

7 Направление. Экономико-правовые основы обеспечения эффективности социального туризма

Ахмедова А.Г., Москва Развитие Республики Дагестан как туристской дестинации…217

Булаев М.А., г.Ханты-Мансийск К вопросу о летнем отдыхе детей…………………...219

Богданова А.Ю., Демидова Ю.В., г. Пушкино Ресурсы санаторно-курортного комплекса Республики Беларусь как база прохождения производственной практики….224

Васильева З.В., г. Смоленск Предпосылки возникновения и развития

туристской анимации сегодня, её виды, функции и проблемы………………………… .227

Ляпунова И.В., Москва Современное состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма в Калининградской области …………………………………….... 230

Минина Е.А., Казьмина Е.Г., г. Пушкино Оздоровительный туризм на мировом

рынке туристических услуг……………………………………………………………… .233

Пигаленкова Н.В., г.Пушкино Опыт организации пеших маршрутов в

странах Европы……………………………………………………………………… ……...235

Шестопалова Н.В., Паранговская Л.А., г. Брянск Современный «турпродукт»

как фактор детского и молодежного туризма……………………………………………..237

Шипко А.Л., г.Херсон Классификация туристского потока…………………………….241

Марковская С. А., г.Москва Школьный музей как социально значимый …………… 247

Чижавко А.В., Чижавко И.Г., г. МоскваФестиваль детского и юношеского

творчества «Юные таланты Московии» в жанре «авторская песня» ………………… . 249

Об авторах…………………………………………………………………………………252

1 Направление

Актуальные проблемы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы рекреаций, фитнеса и туризма

Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в сфере туризма как одно из условий развития туристской индустрии в Кабардино-Балкарии

Золотарева И.С., г. Нальчик

Северный Кавказ является уникальным природно-климатическим и историко-культурным регионом. Здесь в силу ряда объективных причин сильны вековые традиции совместного проживания, дружбы и взаимопомощи различных народов. В период демократических преобразований и реформ 80-90-х XXв. годов недостатки советской национальной политики сближения народов посредством постепенного сглаживания этнических особенностей и чувств вылились в ряде случаев в вооруженные конфликты.

В Кабардино-Балкарской Республике удалось избежать негативного развития событий на основе сохранения национальных традиции и восприятия новых демократических форм и стандартов жизни.

В сложившейся ситуации важно осознать и использовать преимущества природно-географических и культурно-исторических особенностей Северного Кавказа, открывающих индивидууму широкие возможности для профессионального самоопределения и самореализации в сфере развивающейся индустрии туризма.

В современном динамичном мире, в переходный период к постиндустриальному обществу ключевым фактором модернизации становится образование, его качество, предполагающее соответствие результатов образовательной деятельности целям, потребностям и реальным возможностям общества, государства и самой личности.

В этих условиях успешное решение сложных задач современного образования зависит от выбора базисных приоритетов. Одним из таких приоритетов является опора образовательных программ основного и дополнительного образования на духовные ценности культурно-исторического и природного наследия страны, региона в целях более осознанного выбора жизненного пути, социального и профессионального самоопределения школьников в той или иной реально развивающей отрасли.

В условиях Кабардино-Балкарской Республики при общем спаде промышленности и сельского хозяйства наиболее интенсивно развивается сфера туризма, задача подготовки разнообразных специалистов для туристской индустрии стоит наиболее остро.

Анализ состояния профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма в различных образовательных учреждениях позволил выявить противоречия, которые заключаются в следующем: в педагогической науке накоплен достаточно мощный теоретический потенциал знаний о закономерностях развития системы непрерывного профессионального образования, но эти знания не адаптированы с учетом специфики содержания профессиональной деятельности специалистов занятых в сфере туризма, с учетом природно-географических и социально-экономических возможностей региона; в КБР действует широкая сеть разнообразных образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля, которые предпринимают определенные усилия в подготовке специалистов туризма среднего звена (инструкторы, проводники, аниматоры и т.п.), но эффективность этой работы крайне низкая в связи с недостаточной разработанностью средств программно-методического обеспечения учебного процесса; имеется широкая сеть образовательных учреждений (общего и дополнительного образования), но она не представляет единого образовательного пространства, которое бы предполагало преемственность в формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере развивающейся индустрии туризма.

С учетом историко-культурных и природно-рекреационных возможностей нашего региона нами была спроектирована и реализована организационная модель учебно-воспитательной работы по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Данная модель представляет собой согласованное взаимодействие следующих содержательных элементов: учебная деятельность (уроки по культуре народов КБР в 10-11 классах), спецкурсы «Намыс», «Согласие», туристско-краеведческая деятельность (дополнительные образовательные программы «Культурное наследие», «Историко-литературное краеведение »), музейные уроки, внеклассная и внешкольная деятельность(«Историко-краеведческий клуб «Аяз»); летний историко-краеведческий лагерь «Наследие». Функционирование данной организационной модели учебно-воспитательной работы направлено на интеграцию основного и дополнительного образования в единое образовательное пространство, которое создает необходимые условия для формирования готовности школьников к социальному и профессиональному самоопределению в сфере туризма.

Охарактеризуем кратко каждый компонент.

Роль школьного учителя в формировании готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на современном рынке труда остается крайне низкой. Проведенный нами опрос педагогов городских школ Нальчика показал, что 78% опрошенных учителей общеобразовательной школы считают, что необходимы целевые педагогические средства формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, в том числе:

  • нетрадиционные уроки в школе – 73%;

  • специально подготовленные наглядные пособия – 70%;

  • профильная внешкольная работа –39%;

  • личность педагога, увлеченного туризмом – 30%;

  • специальные методы и приемы обучения – 21%;

Учитывая полученные результаты, мы разработали для учителей - предметников программу повышения квалификации по теме: «Памятники культуры народов КБР»; подготовили учебное пособие по «Культуре народов КБР» (11 кл.), включающее эвристические задания и рекомендации по использованию активных методов обучения.

Опыт показывает, что учащиеся более глубоко понимают прошлое, мысленно погружаясь в него, представляя мир, как бы глазами человека иного мира, как выглядели в этом мире дома, как были одеты люди, какими орудиями труда они пользовались, какие носили одежды и воинские доспехи. Мы использовали возможности музейной педагогики, проводив занятия на базе Национального музея КБР (г. Нальчик) и в залах музея изобразительных искусств КБР. Учащиеся выступали в роли экскурсоводов, комментируя выставочные материалы, рассказывая о жизни и творчестве своих земляков.

По материалам музеев и выставок старшеклассники готовили лекции с видеосопровождением на тему «Народное прикладное искусство кабардинцев и балкарцев», «Роль музеев в культурно-просветительской работе. Музеи КБР», «Материальная культура терского казачества».

Используя видеоматериал, отснятый в Национальном музее КБР мы проводили ситуативные игры-практикумы, в которых учащимся предлагались коллективные или индивидуальные игровые задания («Вам нужно изготовить какие-то элементы национальной одежды кабардинца. Как Вы это будете делать?»; «Как подковать лошадь? Какие инструменты используются для этой работы?»). Школьники охотно использовали отдельные элементы театрализованного воспроизведения событий (приезд гостей в селение, сватовство, сельский праздник и т.п.).

Такие занятия стимулируют сопереживание, эмоционально обогащают духовный мир детей и подростков, учат пониманию прекрасного, развивают способность наблюдать, классифицировать и генерировать информацию.

Многолетняя практика в преподавании учащимся средней общеобразовательной школы различных аспектов национального развития и межнациональных отношений привели нас к выводу о необходимости разработки и учебной реализации специализированных курсов по изучению культурного наследия региона. В особенности, на наш взгляд, эта проблема актуальна для старшеклассников городских школ.

Мы подготовили спецкурсы "Наследие" (32 час.), «Намыс» (32 час.), основные задачи которых включали изучение литературного и педагогического наследия просветителей Кабарды и Балкарии; изучение этнопсихологических особенностей народной педагогики кабардинцев и балкарцев; воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; воспитание нравственной экологической культуры.

Навыки исследовательской и поисковой работы учащиеся могли приобрести, став членами историко-краеведческого клуба «Аяз». Создан он был с целью не только изучения культурного наследия народов, населяющих регион, но и расширения представлений учащихся об этнокультуре соседних народов, формирования национальной культуры и воспитания межэтнической толерантности старшеклассников.

На базе загородного летнего оздоровительно-образовательного лагеря «Наследие» реализовывались программы курсовой подготовки инструкторов и проводников из числа старшеклассников. Обучение профессиональным навыкам работы инструктора и проводника включало также ознакомление школьников с различными формами анимационной работы.

Обучающиеся осваивали навыки проведения занимательных игр и викторин: «Занимательная геология», «Флора и фауна Северного Кавказа», «Танцы и развлечения народов Северного Кавказа» и др.; «Полигон приключений» (преодоление разнообразных препятствий: водных, горных, переноска раненых через водную преграду, подача сигналов бедствия, определение сторон света по различным природным приметам и т.п.); конкурс знатоков горского этикета, конкурс знатоков по охране природы «Тайны Ажам» (Великой Госпожи Природы), ролевую игру «В гости к Апсаты», водный праздник «День Суулеммена», конкурс «краезнатцев», конкурс «В гостях у мудрой Сатаней», праздник добрых соседей и др.

В лагере действовали игровая поляна, игротека, театр игры (Кунацкая «Народные праздники»).

Будущие инструкторы и проводники имели возможность освоить некоторые практические умения и навыки в различных мастерских, работающих в лагере: мастерской прикладного искусства (творческое объединение «Народные ремесла»); мастерской технического творчества (творческое объединение «Юный изобретатель»); кулинарной мастерской (творческое объединение «Советы мудрой Сатаней»); студии вокального искусства (песни и мелодии народов Северного Кавказа); студии танцевального искусства; в творческом объединении «Этикет горских народов»; экскурсионном бюро.

Интегративным критерием готовности школьника к профессиональному самоопределению в сфере туризма может выступать эффективность его познавательной, репродуктивной и творческой деятельности туристско-краеведческого профиля. Успех такой деятельности может проявляться как отражение новообразований, качеств и свойств личности, которые воплощаются в заинтересовавшем его направлении профильной туристско-краеведческой деятельности.

Оценка результатов профильного обучения, организованного по данной модели, позволяют сделать выводы о том, что разнообразие направлений и видов ТКП, оказали существенное влияние на сформированность гностических, организационных и коммуникативных умений школьников.

Рейтинговая оценка прироста количественных показателей, по которым проводилась оценка результатов дополнительного образования школьников, занимающихся по предложенным программам, выглядит следующим образом: навыки здорового образа жизни - прирост 90%; знание региональных памятников культуры - 84%; знание традиций и обычаев народа - 77%; знание природно-климатических особенностей родного края - 70%; навыки походной жизни - 65%; навыки самообслуживания - 58%; знание знаменитых и уважаемых земляков - 52%; интерес к истории своего родного края - 45%; уважение нравственных норм и традиций, выработанных той или иной этнической общностью - 26%; интерес к людям, создающим материальные и духовные ценности - 20%; умение работать с литературными источниками - 16%; интерес к родному языку - 12%. Скажем также, что при оценке того или иного показателя мы понимали, что она не свободна от влияния других многочисленных факторов среды, в которой находится обучающийся. Но, тем не менее, показатели школьников при прочих равных условиях значительно отличались от показателей полученных нами от учащихся, не занимающихся по программам туристско-краеведческой направленности.

Таким образом, предложенная нами структура содержания образовательной деятельности позволила разработать организационно-педагогические принципы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики через углубленное знание культурно-исторического наследия региона; последовательности в осознании природно-климатических, культурно-исторических, этических и ментальных особенностей региона в туристском аспекте; принцип погружения в активную локальную этнокультурную среду; целостного гармоничного восприятия поликультурного наследия региона.

Было определено содержание дополнительного образования туристско-краеведческого профиля ознакомительного, организационно-репродуктивного и проектно-продуктивного характера в основных направлениях и различных видах туризма, способствующее конкретизации и специализации профессионального самоопределения школьников (инструкторы и проводники, менеджеры гостеприимства и стратегического управления, экскурсоводы, т.п.).

Доказано, что приобщение подростков к туристско-краеведческой деятельности, к изучению историко-культурного наследия этноса, включение школьников в поисковую работу, в работу с архивными материалами, способствует рационально-аналитическому подходу школьников при выборе того или иного вида в будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.

Р



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в самарское краеведение

    Учебное пособие
    ... городском Дворце пионеров, областная и городскаястанцииюныхтуристов ... стояли столичные "Московские ведо­мости" ... туризма Министерства образования Российской Федерации, в других комплексных, целевых, межведомственных программах, связанных с организацией ...
  2. Введение в самарское краеведение

    Учебное пособие
    ... городском Дворце пионеров, областная и городскаястанцииюныхтуристов ... стояли столичные "Московские ведо­мости" ... туризма Министерства образования Российской Федерации, в других комплексных, целевых, межведомственных программах, связанных с организацией ...
  3. Руководство мчс позитивные и нейтральные материалы 20

    Руководство
    ... ГО ... международныхспортивныхфедераций дали согласие. Приедет Джон Фейхе, президент Всемирной антидопинговой ассоциации ... клуб ... туристов ... московскойгородскойстанции ... станции. В организации ... туризм. Поэтому столичные ... городском лагере юных ... , гендиректор АСК -6,8 2 ...
  4. Государственная центральная ХАНТЫ-МАНСИЙСК

    Библиографический указатель
    ... Ассоциация: [Сотрудничество с Ассоциацией ... организаций приходится на спортивныеклубы, федерации видов спорта. В городе действуют федерации биатлона, спортивного ... Московский ... международного класса, Чемпион СССР по лыжным гонкам ... городскойстанцииюных ...
  5. Государственная центральная ХАНТЫ-МАНСИЙСК

    Библиографический указатель
    ... Ассоциация: [Сотрудничество с Ассоциацией ... организаций приходится на спортивныеклубы, федерации видов спорта. В городе действуют федерации биатлона, спортивного ... Московский ... международного класса, Чемпион СССР по лыжным гонкам ... городскойстанцииюных ...

Другие похожие документы..