textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


ШКОЛА ЯХТЕННОГО РУЛЕВОГО

Издание 2-е переработанное и дополненное.

Москва. «Физкультура и спорт». 1974.

Под общей редакцией Е.П. Леонтьева.

Содержание

От авторов

Введение

Парусный спорт в России

Парусный спорт в Советском Союзе

Парусный спорт за рубежом

Что такое парусный спорт?

Классификация парусных яхт

Основные части яхты

Типы парусных яхт

Различия яхт по форме корпуса

Различия яхт по типу вооружения

Спортивная классификация парусных яхт

Советская классификация

Устройство и вооружение яхты

Корпус

Основные детали набора деревянной яхты

Обшивка и палубный настил

Рулевое устройство и шверт

Паруса

Рангоут и стоячий такелаж

Бегучий такелаж

Дополнительные и штормовые паруса

Дельные вещи и оборудование яхты

Предметы снабжения парусной яхты

Такелажные работы

Терминология такелажных работ

Общие сведения о тросах

Выделка тросов

Прочность тросов

Марки

Роспуск бух и хранение тросов

Инструмент для такелажных работ

Узлы

Сплесни и огоны

Кнопы

Бензели

Клетневание

Некоторые работы с парусами

Некоторые другие такелажные работы

Судовые работы

Зимовка судна

Подготовка к ремонту яхты

Ремонт корпуса и вооружения

Малярные работы

Спуск на воду и вооружение яхты

Уход за яхтой в период навигации

Разоружение и уборка яхты по окончании навигации

Основы теории парусной яхты

Требования, предъявляемые к парусной яхте

Теоретический чертеж яхты

Глиссирование

Ветер

Вымпельный ветер

Основные сведения из теории паруса

Управление яхтой в различных условиях плавания

Общие замечания

Экипаж и его функции

Одежда яхтсмена

Терминология

Подготовка к плаванию

Постановка и уборка парусов

Основные правила управления яхтой

Курс бейдевинд

Лавировка

Поворот оверштаг

Поворот через фордевинд

Полные курсы

Плавание под спинакером

Плавание в свежую и штормовую погоду

Дрейф под парусами

Встреча со шквалом

Отход от места стоянки и подход к нему

Маневрирование

Отход от бочки и подход к ней

Отход от причала и подход к нему

Съемка с якоря и постановка на якорь

Швартовка

Особые случаи плавания

О хорошей морской практике

Тузик

“Человек за бортом!”

Опрокидывание швертбота

Аварии и их ликвидация

Буксировка

Оказание помощи судну, терпящему бедствие

Яхта на мели

Правила плавания и связи

Общие сведения

Правила предупреждения столкновения судов на море Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР

Зрительные сигналы на речных судах (правила несения огней)

Средства связи на яхтах

Флаг на яхте и правила его несения

Что читать яхтенному рулевому

Приложения

От авторов

Невозможно точно установить, когда и кем изобретен парус. Но совершенно очевидно, что парус — это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса. И если колесо помогло человеку в преодолении земных пространств, то парус позволил ему оторваться от берега и познать мир, добраться до самых удаленных его уголков.

Бесстрашные плавания по далеким морям на утлых кораблях, построенных из дерева и вооруженных парусами, дали возможность человечеству расширить границы познания вселенной, узнать и открыть для мира то, что долго оставалось скрытым от него.

Только в России в первой половине прошлого века было снаряжено свыше сорока экспедиций, совершивших под парусами дальние и кругосветные плавания, сопровождавшиеся крупными научными открытиями. Имена наших великих соотечественников — русских мореплавателей и ученых можно найти на многих точках географической карты мира.

Эпоха паруса, насчитывающая несколько тысячелетий. закончилась немногим более полстолетия назад. К концу ее мастерство плавания под парусами достигло небывалого расцвета, и парусники являлись полными хозяевами морских и океанских просторов. Плавание на парусных кораблях воспитывало превосходных моряков, знавших тысячи способов безопасного управления судном в любых условиях плавания, понимавших все капризы морской погоды и умевших выжать все из, казалось бы, ограниченных возможностей судна.

В сложных условиях плавания под парусами сложилась своеобразная романтика — романтика мужественных людей, лихих моряков, не знающих страха в океане и любящих море больше самой жизни.

Лучшие из лучших капитанов-парусников оставались привязанными на всю жизнь к судну, которому они отдавали свою душу. Блестящими знатоками парусного дела были великие русские адмиралы Ушаков и Нахимов. До конца дней своих сохранил любовь к парусу и советский парусный капитан Д. А. Лухманов, автор широко известной автобиографической повести «Соленый ветер». Более двадцати лет командует советским

учебным парусником «Крузенштерн» капитан И. Г. Шнейдер.

Ныне парус утратил свое главенствующее положение на море. Но утверждать, что искусство плавания под парусами сейчас не нужно, было бы неверным. Хотя бы потому, что парус прочно завоевал свое место в спорте. Сочетая в себе спортивные и прикладные элементы, парусный спорт — превосходное средство воспитания. Всем, кто хочет познать этот трудный, но интересный и романтичный вид спорта, стать наследником «выжимателей ветра» прошлого, адресована эта книга.

Она является вторым, в значительной степени переработанным и дополненным изданием книги «Школа яхтенного рулевого», вышедшей в.свет в 1967 г.

Переработка произведена с учетом критических замечаний и пожеланий, полученных авторами от ряда тренеров и преподавателей парусного спорта, а также от отдельных яхтсменов.

Учебный материал, содержащийся в книге, изложен в соответствии с действующими программами для подготовки яхтенных рулевых, до рулевого 1 класса включительно.

Книга написана коллективом авторов в составе Н. В. Григорьева, Д. Н. Коровельского и Е. П. Леонтьева.

Авторы благодарят яхтенных капитанов Ю. А. Пантелеева, Е. Г. Кошелева и В. П. Коноводова за помощь, оказанную при рецензировании книги.

Введение

Парусный спорт в России

Яхта Невского флота

Пусть заводятся и на других озерах, реках и прибрежьях вашей обширной России другие такие же потешные эскадры. В этих флотилиях и эскадрах лежит будущность нашего флота...

«Сын отечества», 13 сентября 1863 г.

Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого  русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда.

«Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» — прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных.

Организация Невского флота завершилась в 1718 г., когда по указу Петра различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера * с одним лишь условием — содержать их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой цели «Партикулярной верфи». Во главе Невского флота Петр поставил одного из лучших моряков—стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии «Невским адмиралом». Невский флот имел четкую, хорошо продуманную организацию и свои, утвержденные Адмиралтейств-коллегией, устав и флаг.

Составленный лично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также практические указания по производству эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и т. п.

Придавая большое значение деятельности Невского флота, Петр лично участвовал почти во всех его выходах к Ладоге или к острову Котлин. После смерти Петра Невский флот распался. Он не был яхт-клубом в современном понимании. Да и понятия такого тогда не существовало. Но по своей форме (наличие специально построенных судов, свой флаг и устав, особая одежда для экипажей судов) и задачам (организация и подготовка людей для службы на море в сочетании с отдыхом и развлечениями на воде) Невский флот был прямым предшественником русских и советских яхт-клубов.

Первым официальным русским яхт-клубом был основанный в 1846 г. Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.

8 июля 1847 г. Императорский яхт-клуб провел первую в истории русского парусного спорта гонку яхт. Проходила она по ромбовидной дистанции в Финском заливе, у Толбухина маяка, по английским правилам тех лет. Участвовало в этой гонке всего семь яхт: три шхуны и четыре тендера. В 1849 г. впервые были проведены гонки по треугольной дистанции, а в 1852 г. — первая в России международная встреча русских и английских яхтсменов, победу в которой одержали англичане.

Члены Императорского яхт-клуба ходили и в крейсерские плавания, часто за пределы Балтийского моря. Наиболее значительными были плавания лейтенанта Атрыганьева на тендере «Нереида» вокруг Европы, из Кронштада в Николаев и обратно в 1846—1847 гг. и

командора яхт-клуба Лобанова-Ростовского на шхуне «Рогнеда» в Южную Америку в 1851—1853 гг.

К 1859 г. активная деятельность Императорского яхт-клуба закончилась. Постепенно он превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей к спорту никакого отношения.

К этому времени парусным спортом начали увлекаться столичное состоятельное чиновничество и интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб. В 1858 г. несколько таких любителей водного спорта организовали кружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек к себе внимание петербуржцев, и уже в 1859 г. на его базе была создана спортивная организация любителей гребного и парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков». После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальное наименование «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и 21 мая 1860 г. открыл свой первый спортивный сезон.

Через пять лет Речной яхт-клуб** насчитывал в своем составе около двухсот членов и имел спортивный флот — более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения: созданная в 1864 г. шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные суда — от гребных ботиков до многотонных яхт.

В 1874 г. при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.

В 1875 г. мастерские яхт-клуба построили первый в России буер «Метель», положив тем самым начало развитию буерного спорта в стране.

Большой интерес любителей спорта к деятельности Речного яхт-клуба побудил его руководителей начать в 1873 г. издание «Памятного листка Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба». Это первое в истории русского парусного спорта периодическое издание сразу стало популярным и в следующем, 1874 году было преобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В этом же году яхт-клуб издал «Сигнальную книжку Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и руководство по парусному спорту «Моряк-любитель» (автор Вандердекен).

Затем появились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началу девятисотых годов любители занимались парусным спортом в 68 клубах и обществах.

В 90-х годах была предпринята попытка выработать единые правила для упорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов. С этой целью в 1897 г. по инициативе Невского яхт-клуба*** был созван «Первый Всероссийский съезд любителей и деятелей яхтенного и вообще водного спорта». Однако рекомендации и решения съезда ничего не изменили в узкоместнической практике работы яхт-клубов. Спустя десять лет петербургский журнал «Яхта», оценивая обстановку того времени, писал, что все яхт-клубы и парусные общества жили каждый «своей обособленной жизнью, на манер отдельных государств... нередко становясь даже в явно враждебные друг другу отношения»****.

В марте 1912 г. был создан Российский парусный гоночный союз. Организаторами и первыми членами его были шесть петербургских яхт-клубов.

Через месяц, 7 апреля, РПГС был принят в члены Международного союза парусных соревнований (ИЯРУ) и получил право на участие в олимпийских гонках в Стокгольме. Из пяти записанных и допущенных к гонкам русских яхт только одна заняла призовое место и вернулась в Петербург с бронзовой медалью. Это была яхта 10-метрового международного класса «Галлия-II» (рулевой—Я. Шомакер).

Празднично выглядела Нева в дни выходов Невского флота. Нарядные, блещущие свежей краской яхты, большие прогулочные гребные суда — баржи, изящные, легкие на ходу верейки и сверкающие белоснежными парусами буера по командам и сигналам Невского адмирала строились в кильватерные колонны и спускались в Финский залив. С каждым занятием Невский флот все больше и больше превращался из разнородной массы судов в единое целое, в настоящий флот в миниатюре. Невские капитаны и матросы с каждым днем все уверенней выполняли необходимые маневры, управляли парусами, все лучше и лучше познавали незнакомое прежде искусство вождения парусных судов.

Парусный спорт в дореволюционной России был доступен преимущественно господствующим классам. И хотя перед первой мировой войной в него приходит все больше любителей из среды небогатой интеллигенции и учащейся молодежи, решить задачу демократизации парусного спорта в то время было невозможно. Только после Октябрьской революции парусный спорт смог превратиться в один из любимых видов спорта трудящихся, стать подлинной школой мореплавания, спортивного мастерства, массовым средством отдыха и укрепления здоровья.

* Так в то время и примерно до середины XIX века назывались небольшие одномачтовые парусные суда,

** Ныне ленинградский яхт-клуб ДСО «Водник».

*** Ныне ленинградский яхт-клуб ВМФ.

**** Журнал «Яхта», Спб.. 1908 г., № 54.

Парусный спорт в Советском Союзе

Гафельный тендер конца XIX века

Прошло всего несколько дней. но всем стало уже ясно, что с советскими парусниками приходится считаться, как с первоклассными мастерами.

Газета «Рома». 3 сентября 1960 г., об олимпийских гонках в Неаполитанском заливе

 

После Октябрьской революции значительная часть яхтенного флота оказалась вместе с эмигрировавшими хозяевами за границей, много судов, оставшихся без надлежащего ухода, погибло или требовало капитального ремонта. Поэтому в начале 20-х годов энтузиасты-любители взялись за восстановление парусного флота и хозяйства яхт-клубов. Большую роль в возрождении парусного спорта сыграло введенное в 1918 г. всеобщее военное обучение населения. Молодежь, пополнявшая ряды советского Военно-Морского Флота и морских территориальных отрядов Всевобуча, знакомилась с морской службой в яхт-клубах. Активисты Всевобуча пропагандировали парусный спорт.

Советский парусный спорт получил в наследство сравнительно небольшое количество яхт. различных и по размерам, и по классам и типам вооружений. Это очень затрудняло организацию спортивной работы. Из-за недостатка судов одного класса пришлось вспомнить о гонках с пересадкой рулевых, которые впервые были проведены в России в 1903 г. С конца 20-х годов гонки с пересадкой надолго утвердились в практике советского парусного спорта.

Несмотря на то что гонки с пересадкой просты в организации, проведение их обходится достаточно дешево, полностью заменить классные гонки они не могли. Больше того, увлечение гонками с пересадкой привело к падению парусной культуры, снижению уровня технической подготовленности яхтсменов. Поэтому, сыграв положительную роль в строительстве советского парусного спорта — они привлекли к занятиям в яхт-клубах много молодежи, — гонки с пересадкой изжили себя сразу же, как только в стране наладилось проектирование и строительство классных яхт.

Создание в 1936 г. Всесоюзной парусной секции * позволило объединить разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций спортивных обществ и положило начало организованной и систематической спортивной работе. Были разработаны и введены такие единые общесоюзные документы, как Правила соревнований, Правила национальной советской классификации яхт **, Программы подготовки яхтенных рулевых и Положение об их квалификации.

Первая попытка провести гонки на первенство СССР была предпринята водным отделом ВСФК в 1924 г. в Ленинграде на военно-морских шестивесельных ялах. Несмотря на разосланные приглашения, в гонках приняли участие только ленинградские яхтсмены и моряки Балтийского флота. Выиграл первенство экипаж шлюпки спортклуба «Спартак» (рулевой Б. Б. Лобач-Жученко).

Яхтсмены разных городов встретились в 1928 г. на I Всесоюзной спартакиаде. Победителям гонок на этой спартакиаде — кронштадтцу А. К. Бальсевичу (килевые яхты) и представителю Самары Н. А. Мясникову (швертботы) — впервые было присвоено звание чемпионов СССР по парусному спорту.

Соревнования на первенство СССР по парусному спорту стали проводиться с 1936 г. Два первенства, проведенные до войны (1936 и 1938 гг.), во многом способствовали развитию парусного спорта в стране.

Большое значение для развития парусного спорта имело его возрождение в Москве. Вначале московский яхтенный флот составляли несколько швертботов, которые в 1937 г. перегнала в столицу группа ленинградских яхтсменов. А в 1938 г. в Москве было уже более 100 швертботов, четыре яхт-клуба и более четырехсот яхтсменов, актив которых составил ядро Всесоюзной парусной секции.

К началу 40-х годов парусным спортом в СССР занимались уже тысячи спортсменов. В составе спортивного флота появилось много яхт, построенных по Правилам классификации 1936 г.: килевые крейсерско-гоночные яхты классов Л-45, Л-60 и Л-100, швертботы для  озерного и прибрежного морского плавания класса М-20, речные гоночные швертботы классов Р-20, Р-30 и Р-45, швертботы-одиночки класса Ш-10. Все эти суда были сконструированы и построены в Ленинграде, Горьком, Куйбышеве. Яхт-клубы Ленинграда, Одессы, Николаева, речные яхт-клубы Москвы, Саратова, Перми, яхт-клубы ВМФ в Кронштадте и Севастополе воспитали немало отличных яхтсменов: И. Матвеева, Р. Алексеева, С. Зимина, П. Якшарова, Е. Сахарову и многих других.

Спортивно-массовая работа предвоенных лет не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности ленинградские, в годы Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах МО и торпедных катерах. Большую помощь осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы—они участвовали в создании ледовой «дороги жизни» на Ладожском озере и в организации дозорной службы и связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского залива.

Развитие советского парусного спорта после окончания Великой Отечественной войны шло стремительным темпом. Довоенный яхтенный флот был не только восстановлен, но  значительно пополнен судами новых национальных и международных классов. Уже в 1945 г. было проведено первенство СССР. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики; яхтенное судостроение получило новую базу — экспериментальную спортивную судоверфь в Таллине. Большое значение имел переход к Международным правилам гонок, начатый еще в 1939 г. и завершенный в 1952 г. Он существенно облегчил нашим яхтсменам участие в международных состязаниях.

В 1952 г. советские яхтсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх. Однако выступление на XV Олимпиаде в Хельсинки было крайне неудачным: в двух классах наши яхтсмены заняли последние места, в трех остальных— близкие к последним. Анализ причин этой неудачи заставил коренным образом изменить систему учебно-воспитательной работы в парусном спорте. Начиная с 1953 г. все парусные соревнования стали проводиться как классные гонки, кроме клубных, где еще рекомендовались гонки с пересадкой. Больше внимания стало уделяться организации встреч советских яхтсменов с зарубежными. Так, в 1954 г. состоялась встреча Финляндия — СССР, а в 1955 г. — Швеция — СССР. Советские яхтсмены участвовали в ряде регат, проводившихся в Швеции, Финляндии, ГДР, и к XVI Олимпийским играм в 1956 г. приобрели некоторый опыт международных встреч. И хотя наши экипажи все еще отставали от лучших зарубежных гонщиков, выступление команды СССР на Олимпиаде в Мельбурне было более успешным, чем в Хельсинки.

Готовясь к XVII Олимпиаде, советские яхтсмены приложили много усилий, чтобы устранить недостатки прошлых лет. Были значительно повышены требования к спортивной подготовке гонщиков на яхтах международных классов, улучшился и значительно вырос спортивный флот, подготовка ведущих яхтсменов достигла уровня международного класса.

Способность советских парусников достойно представлять свою страну за рубежом подтвердилась результатами олимпийских гонок в Неаполитанском заливе в 1960 г. Наши яхтсмены заняли первое место в классе «Звездный» (рулевой Т. Пинегин, шкотовый Ф. Шутков), второе—в классе швертботов-одиночек «Финн» (рулевой А. Чучелов) и зачетное шестое в классе швертботов «Летучий голландец» (рулевой А. Шелковников, шкотовый В. Пильчин). Несмотря на слабые результаты в классах «Дракон» (16-е место) и «5,5-метровом» (14-е место), команда СССР уверенно заняла второе место в неофициальном командном зачете, уступив первое команде Дании. На Олимпиаде в Токио в 1964 г. наши яхтсмены выступили неудачно главным образом из-за аварий и неполадок в материальной части. Олимпийские игры в Мехико вновь принесли победу представителю советской команды — рулевой швертбота «Финн» В. Манкин завоевал золотую медаль в гонках в заливе Акапулько.

Хороших результатов добились советские яхтсмены в гонках на XX Олимпиаде в 1972 г. Рулевой В. Манкин и шкотовый В. Дырдыра выиграли золотую медаль в классе «Темпест», а В. Потапов — серебряную в классе «Финн». В десятку сильнейших вошли наши гонщики в классах «Летучий голландец» (6-е место), «Солинг» (7-е место) и «Звездный» (9-е место).

Не менее успешно развиваются в нашей стране и крейсерские плавания. Уже в 20-х годах яхтсмены Ленинграда совершали одиночные и совместные плавания в Ладожское озеро и Балтийское море, в порты Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии. В 1931 г. одесские яхтсмены на яхте «Комсомолец» предприняли плавание в Стамбул. Николаевские парусники на крейсерской яхте «Арктика» в 1938 г. прошли 2500 миль. Наиболее интересными в 30-х годах были плавания ленинградских яхт «Ударник» и «Пионер» вокруг Скандинавии и яхты «Стахановец»*** в Белое море. Руководили этими походами известные яхтенные капитаны В. Г. Щепкин, Г. Ф. Гефдинг и И. П. Матвеев

В послевоенные годы крейсерские плавания и маршрутные гонки прочно утвердились в работе яхт-клубов. В 50— 60-х годах советские яхтсмены выходили в плавания в отечественные морские и внутренние воды, ходили и за границу, посещали порты братских социалистических стран — Польши, ГДР, Болгарии, Румынии, участвовали в крейсерских гонках за рубежом, в частности в Варнемюндских регатах. Большую популярность приобрели крейсерские гонки «Мухувяйнская неделя» в Эстонии и гонки на Кубок Балтийского моря, в которых участвует большое число яхт. А летом 1971 г. ленинградские яхтсмены вновь после долгого перерыва вышли в океан и на яхте «Сатурн» (капитан В. Н. Дерябин, яхт-клуб ВМФ) за 25 суток ходового времени обошли вокруг Скандинавского полуострова.

Советский парусный спорт еще молод. Наиболее развит он в РСФСР, особенно в Москве и Ленинграде, в Латвии, Эстонии и на Украине. Выросли коллективы яхтсменов и там, где до революции о парусном спорте не знали вообще — в республиках Закавказья и Средней Азии, в городах Сибири и Дальнего Востока.

С тех пор, как рабочий класс стал хозяином своей страны, полностью изменилось лицо парусного спорта в СССР, изменился и неизмеримо вырос контингент яхтсменов. Вместо сотен аристократов и буржуа — тысячи рабочих и служащих, юношей и девушек участвуют в гонках и крейсерских плаваниях, в работе яхт-клубов и спортивных секций в наше время.

Организационной формой советского парусного спорта является секция, работающая на базе яхт-клуба или водной станции ДСО, ведомства или города, которые обеспечивают стоянку, хранение и эксплуатацию яхт, а также ведут учебно-спортивную работу членов секции. Общественное руководство учебно-спортивной работой парусных секций, организацию и проведение соревнований осуществляют городские федерации парусного спорта. В союзных республиках, культивирующих парусный спорт, в Москве и Ленинграде организованы республиканские федерации, работающие под руководством Федерации парусного спорта СССР и республиканских комитетов по физкультуре и спорту. В 1956 г. Федерация парусного спорта СССР вступила в члены Международного союза парусных соревнований (ИЯРУ). Представитель СССР является членом Постоянного комитета этого союза.

* С 1959 г.—Федерация парусного спорта СССР.

** Первая попытка создания такой классификации относится к 1929 г,

*** Ныне яхта «Россия», учебное судно ленинградского яхт-клуба, ДСО «Труд»,

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Школа яхтенного рулевого

    Автореферат диссертации
    Невозможно точно установить, когда и кем изобретен парус. Но совершенно очевидно, что парус — это целая эпоха в истории человечества, изобретение столь же гениальное, как и изобретение колеса.
  2. Школа яхтенного рулевого Под ред

    Документ
    Правила плавания и связи (первые четыре главы раздела не публикуются, поскольку в данном изложении они уже неактуальны. Более "свежую" информацию читайте на пирсе "Обучение")
  3. Школа яхтенного капитана составитель москва " физкультура и спорт" 1983 с сайта www stugna kiev ua

    Документ
    К уровню комфорта и оборудования на борту парусных яхт, в частности крейсерско-гоночных классов, предъявляются известные требования в соответствии с их назначением.
  4. Школа яхтенного капитана составитель москва " физкультура и спорт" 1983 содержание

    Документ
    К уровню комфорта и оборудования на борту парусных яхт, в частности крейсерско-гоночных классов, предъявляются известные требования в соответствии с их назначением.
  5. Боб Бонд СПРАВОЧНИК ЯХТСМЕНА

    Интернет справочник
    Предлагаемая книга заметно отличается от привычных справочников - большая информативная нагрузка приходится на иллюстрации, которые при подготовке к публикации перевода издательство старалось воспроизвести, по возможности, в том же
  6. М орское дело ВВЕДЕНИЕ

    Документ
    С постройкой первой яхты возникла необходимость в теоретической подготовке по морской /речной/ тематике всех отрядовцев. Для этого была разработана следующая система:

Другие похожие документы..