textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Вопросы для самоконтроля:

1. В каких случаях возникают бюджетные правоотношения?

2. Каким образом выглядит иерархически выстроенная система источников бюджетного права?

3. Какова специфика действия актов бюджетного законодательства с обратной силой?

4. Каким образом может быть отменен акт бюджетного законодательства?

5. Дайте определение понятию «нарушение бюджетного законодательства».

6. Назовите виды нарушений бюджетного законодательства.

7. Назовите органы государственной власти, которые наделены полномочиями по применению мер государственного воздействия за нарушения бюджетного законодательства.

8. Назовите участников бюджетных правоотношений.

Практические занятия по теме № 5: «Основы бюджетного законодательства»

Предусмотренные учебно–тематическим планом дисциплины практические занятия по данной теме проводятся в форме деловой игры. Для эффективного участия в этих занятиях студенты должны иметь достаточный уровень компетенции по теме 5. Тема деловой игры «Управление финансами на субрегиональном уровне». В качестве объекта исследования предлагается процесс управления общественными финансами в Республике Башкортостан. Информационной базой для разработки задания служат:

  1. Законодательство РФ и РБ, регулирующее государственные и муниципальные финансы;

  2. Сведения о социально-экономическом развитии РБ;

  3. Сведения о бюджетных доходах и расходах РБ;

  4. Отчет о деятельности МФ РБ за последний год.

Учебная группа разделяется на 4 подгруппы, каждая из которых сосредотачивается на разработке одного из 4 направлений:

Оценка состояния общественных финансов региона, выявление роли государственного и частного сектора в предоставлении общественных (бюджетных) услуг;

  1. Оценка нормативно правовой базы общественных финансов и бюджетного процесса в регионе;

  2. Оценка деятельности местной администрации как хозяйствующего субъекта;

  3. Оценка качества управления общественными финансами и проводимой в регионе налогово-бюджетной и экономической политики.

Для осуществления диагностики общественных финансов региона необходимо выделить предметы анализа и оценки, а также необходимые меры, с помощью которых можно провести оценку по каждому направлению. Полученные результаты вносятся слушателями в таблицу.

Результаты диагностики станут основой для разработки основных положений региональной программы реформирования системы управления общественными финансами и заявки для участия в конкурсе проектов, финансируемого из Фонда реформирования региональных финансов.

Предмет анализа и оценки

Необходимые

меры,

предполагаемый

результат

1. Оценка состояния

общественных финансов региона

  • консолидированный бюджет с разделением на региональный и местные;

  • территориальные отделения гос. внебюджетных фондов;

  • внебюджетные фонды и средства, контролируемые администрациями;

  • финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

  • другое.

2. Оценка нормативно-правовой базы региональных и местных финансов

3. Оценка деятельности администрации региона и местной администрации как хозяйствующего

субъекта

- в отношении налоговой базы;

- тарифной политики;

- долговой политики;

- управления собственностью;

- управления бюджетными расходами.

4. Оценка качества управления общественными финансами и проводимой в регионе налогово-бюджетной и экономической политики

Управление финансами на субфедеральном уровне.

Разработка эффективной модели бюджетного регулирования в субъекте РФ

Цели

Финансовые и административные инструменты

Условия, способ применения предлагаемых инструментов

1. Выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности

2. Увеличение налоговых и неналоговых доходов

3. Стимулирование социально-экономического развития территорий субъекта РФ

4.

Литература для подготовки к практическим занятиям

а) основная

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145–ФЗ.

2. Постановление правительства РФ от 22.04.2004 № 249 «О мерах повышению результативности бюджетных расходов».

3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 115 – ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

б) дополнительная

1. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. / Под ред. А.М. Лаврова – М.: КомКнига, 2005. – 556с.

2. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 568с.

3. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие в схемах и таблицах / под ред. проф. А.Ю. Коваленко. – М.: Эксмо, 2005. – 304с.

4. Фомина Е.А., Михайлова Ю.В. Территориальные финансы: реализация принципов бюджетного федерализма. РИО БАГСУ, 2007

Тема 6. Бюджетная система и бюджетный процесс.

Вопросы к лекции

1. Бюджетное устройство РФ

2. Принципы функционирования бюджетной системы

3. Бюджетный процесс в РФ

1. Бюджетное устройство РФ.

Бюджетное устройство – организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя структурные подразделения (виды бюджетов), принципы и формы взаимосвязей между ними.

В БК РФ определено, что бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В свою очередь, бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Элементами бюджетной системы являются все юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального или местного). Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится целенаправленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и ВВП, что позволяет ему вступать в качестве эффективного регулятора экономики. Как экономическая категория, бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета проявляется в контроле за целевым и своевременным формированием доходов и исполнением расходов бюджета.

Федеральный бюджет – центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов построения межбюджетных отношений.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – третий уровень бюджетной системы РФ. Местные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) – муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и территориальном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Рис. 1 Бюджетная система РФ

Совокупность всех видов бюджетов РФ образует консолидированный бюджет (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, без учета межбюджетных трансфертов).

Термин «консолидированный бюджет» используется для обозначения свода бюджетов соответствующей территории (России в целом; субъекта РФ; муниципального образования, имеющего административно-территориальное деление). Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа складывающихся пропорций в бюджетной сфере. В обязательном порядке он представляется в органы законодательной (представительной) власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ представлена на рис.2

Рис.2 Консолидированный бюджет субъекта РФ

2. Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

Принципы функционирования бюджетной системы установлены в БК РФ. В их составе различают:

Принцип:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования

- дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

Принцип единствабюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственные и муниципальные финансы

    Методические указания
    ... заочный финансово-экономический институт Государственные и муниципальныефинансы Методические указания по выполнению ... председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов Государственные и муниципальныефинансы. Методические указания по выполнению контрольных ...
  2. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... 180. Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. ... (). 4 Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. Сборник ...
  3. Для специализации «Государственные и муниципальные финансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

    Документ
    ... год по дисциплинам: Для специализации «Государственные и муниципальныефинансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫФинансы: Учебник /ВЗФЭИ; Под ред ...
  4. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    ... и документооборота Управление государственным и муниципальным заказом Экономика муниципального хозяйства Муниципальное право Муниципальное управление Государственные и муниципальныефинансы Маркетинг территорий Региональная ...
  5. Государственное и муниципальное управление (6)

    Учебное пособие
    ... и региональном уровнях. Вопросы муниципального управления, государственного регулирования экономикой и государственные и муниципальныефинансы отражены во второй части ...

Другие похожие документы..