textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Начиная с 1991г. Президентом РФ принято несколько десятков указов, регулирующих бюджетные правоотношения. Среди актов этого вида можно отметить Указ Президента РФ от 14 мая 1998г. «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации», Указ Президента РФ от 25 мая 1996г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» и ряд других.

б) Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и налоговой политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

в) Подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, и подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами местного самоуправления. Указанные органы в пределах своей компетенции в предусмотренных законодательством случаях также издают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

Примером таких нормативных правовых актов могут служить Постановление Правительства Москвы от 18 апреля 2004г. № 259-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 09 ноября 2005 года «О бюджете города Москвы на 2006 год» (вместе с «Правилами предоставления бюджетных кредитов бюджетам внутригородских муниципальных образований в городе Москве»).

г) К актам органов специальной компетенции относятся ведомственные регулирующие бюджетные правоотношения подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции, издание которых осуществляется в случаях и в пределах, установленных БК РФ. Такими органами специальной компетенции являются Министерство финансов РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

д) Договоры, как группа источников бюджетного права составляют положения нормативных договоров двух видов:

1. Международные договоры РФ. Положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем, согласно Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

БК РФ также предусмотрено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 4 БК РФ). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

2. Внутригосударственные договоры - договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

е) Конституционный Суд РФ в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию норм Конституции РФ. Конституционный Суд РФ создает новые нормы, в особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции.

Судебная и арбитражная практика оказывают определенное влияние на практику применения бюджетного законодательства.

3. Действие бюджетного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц

Чтобы определить временные рамки действия акта законодательства, нужно выяснить, когда он начал действовать и когда его действие прекратилось или должно прекратиться. А для разрешения данного вопроса на практике необходимо бывает установить два обстоятельства:

  • момент (дату) вступления акта бюджетного законодательства в силу (т.е. - порядок введения его в действие);

  • пределы действия этого акта после вступления в силу;

  • момент (дата) прекращения действия акта бюджетного законодательства.

Представляется необходимым рассмотреть указанные обстоятельства более подробно.

Порядок введения в действие актов бюджетного законодательства. Акты бюджетного законодательства начинают действовать:

  1. на основе общего правила (через 10 дней после опубликования или немедленно), либо

  2. со специально названного в этом акте, или в ином законе, срока. Таким иным законом к кодексам является вводный закон к нему.

Однако следует учитывать, что существуют определенные особенности пределов действия во времени и порядка вступления в силу актов бюджетного законодательства, которым в установленном порядке придана обратная сила. В этом случае общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком законодательном акте.

Пределы действия введенных актов бюджетного законодательства во времени. Введенный в действие акт бюджетного законодательства обладает юридической силой вплоть до его отмены. При этом различают три варианта пределов действия такого акта во времени:

а) перспективное действие - когда действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после вступления его в силу (например, закон о бюджете на очередной финансовый год);

б) действие с обратной силой - когда действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, но с более ранней даты (например, акт, который устраняет, смягчает ответственность за совершение бюджетного правонарушения). Смысл требования о непридании закону обратной силы состоит в том, что изменения, вносимые в бюджетное законодательство, не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать прочности публичного правопорядка.

По общему правилу, в соответствии с положениями ст. 54 Конституцией РФ «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него установлена или смягчена, применяется новый закон». Согласно п. 1 ст. 5 БК РФ «акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом».

Смысл требования о не придании закону обратной силы состоит в том, что изменения, вносимые в бюджетное законодательство, не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать прочности публичного правопорядка.

Порядок прекращения действия актов бюджетного законодательства. Установив дату отмены, следует еще уточнить, полностью или частично такой акт перестал действовать.

Акт бюджетного законодательства может быть отменен прямо или косвенно. В первом случае законодателем четко определяется дата, когда положения отмененного акта перестают действовать. В свою очередь, под косвенной отменой понимается принятие нового акта, что означает прекращение действия старого акта со дня вступления в силу нового. Примером такой ситуации следует признать ежегодные законы о бюджете.

Существует три варианта установления пределов прекращения действия старого акта бюджетного законодательства:

1) когда отдельные нормы старого закона продолжают регулировать отношения, которые возникли на его основе и после даты вступления в силу нового закона, к примеру, когда закон отменен не полностью и отдельные его положения, предусмотренные еще старым законом, продолжают действовать оговоренный в новом законе срок параллельно с нормами этого нового закона;

2) немедленно, с даты утраты законом силы он прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировал;

3) акт законодательства досрочно прекращает свое действие, а правоотношения, которые ранее им регулировались, начинают регулироваться новой нормой, которой законодателем в установленном порядке была придана обратная сила.

Действие актов бюджетного законодательства в пространстве и по кругу участников бюджетных правоотношений. Акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории РФ. При этом основным условием действия на территории РФ нормативных правовых актов, включаемых в состав бюджетного законодательства, является их полное соответствие положениям БК РФ.

Акты бюджетного законодательства субъектов и органов местного самоуправления распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

Что касается действия актов бюджетного законодательства по кругу лиц, то необходимо отметить, что выраженные в нормах бюджетного права предписания, закреплённые в актах бюджетного законодательства, адресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами бюджетных правоотношений.

Рассмотрим компетенцию государственных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

4.Нарушения бюджетного законодательства и ответственность.

Под нарушением бюджетного законодательства РФ понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Указанное легальное определение этого понятия содержится в ст. 281 БК РФ.

Общие вопросы ответственности за нарушения регламентируются нормами части четвертой (гл. 28 «Общие положения») БК РФ. Однако основной проблемой как теоретического, так и практического свойства здесь выступает то обстоятельство, что большинство норм о юридической ответственности, содержащихся в БК РФ, имеют отсылочный характер. При этом в силу нескоординированности различных отраслей российского законодательства (в данном случае финансового и административного законодательства) - целый ряд этих норм, по сути, отсылает в никуда.

Положения о конкретных видах административных правонарушений в сфере бюджетной деятельности и размеры санкций - ответственности за их совершение установлены только тремя статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 15.14 («Нецелевое использование бюджетных средств»), 15.15 («Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе»), 15.16 («Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами»). Кроме того, уголовная ответственность за отдельные нарушения бюджетного законодательства установлена нормами Уголовного кодекса РФ - далее УК РФ.

В финансовой доктрине выделяют следующие виды нарушений бюджетного законодательства РФ (ст. 283 БК РФ):

  1. неисполнение закона (решения) о бюджете;

  2. нецелевое использование бюджетных средств;

  3. неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

  4. неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

  5. несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

  6. несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

  7. несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

  8. несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

  9. несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

  10. несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

  11. несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

  12. несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

  13. несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

  14. несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

  15. отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом;

  16. несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

  17. финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

  18. финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

  19. несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

  20. несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;

  21. открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений ЦБ РФ, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ;

  22. несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы РФ, срока направления в Министерство финансов РФ информации о результатах рассмотрения дела в судах;

  23. несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ.

Указанные выше нарушения выступают основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Круг мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ, очерчен положениями ст. 282 БК РФ. Такими мерами государственного воздействия, в частности, являются:

    • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

    • блокировка расходов;

    • изъятие бюджетных средств;

    • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

    • наложение штрафа;

    • начисление пени и т. д.

Полномочия по применению мер государственного воздействия за нарушение бюджетного законодательства в соответствии с бюджетным законодательством предоставлены органам Федерального казначейства и иным органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Порядок реализации указанных полномочий органами федерального казначейства регламентируется положениями ст. 284 БК РФ и Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 26 апреля 2001 г. № 35н.

Должностные лица органов Федерального казначейства имеют право: списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных БК РФ; списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.

При этом, естественно, законодательством предусмотрена возможность как обжалования незаконных действий органов Федерального казначейства и их должностных лиц в судебном порядке, так и привлечения указанных должностных лиц к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, а также ответственности, предусмотренной законодательством о государственной и муниципальной службе.

Порядок реализации полномочий по применению мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства иными органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, установлен положениями ст. 284.1 БК РФ. Положениями указанной статьи закреплено правило, согласно которому в случаях, когда региональные или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители тех органов, исполняющих эти бюджеты, также вправе применять предусмотренные за нарушение бюджетного законодательства меры принуждения.

В ст. 295 БК РФ установлена ответственность за несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом. При ближайшем рассмотрении данную статью можно квалифицировать как коллизионную ввиду того, что она прямо противоречит другим положениям БК РФ, в частности, согласно ст. 217 БК РФ исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, а, следовательно, бюджетная роспись и является носителем информации о расходной части бюджета. Естественно, что информация, отраженная в сводной бюджетной росписи в установленных законом случаях может изменяться путем корректировки бюджетных ассигнований в соответствии со ст. 228 БК РФ. Поскольку внесение подобных изменений в большинстве случаев не сопровождается внесением изменений в закон (решение) о бюджете, утвержденный представительным органом власти, то налицо несоответствие ст. 295 БК РФ порядку исполнения бюджета, установленному самим БК РФ. Таким образом, применение ответственности за несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, может парализовать бюджетный процесс на стадии исполнения бюджета, сделав невозможным реализацию прав, предоставленных участникам бюджетного процесса.

Другое положение, а именно ст. 296 БК РФ «Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи», предусматривающая ответственность за финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись в условиях казначейского порядка исполнения бюджетных обязательств, процедур санкционирования расходов бюджета, а также предварительный и текущий контроль, осуществляемый органом, исполняющим бюджет, исключает возможность направления средств бюджета на финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись. Поэтому применение положений данной статьи практически невозможно ввиду отсутствия возможности у участников бюджетных правоотношений для совершения подобного деяния.

Ст. 298 БК РФ «Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка» влечёт применение следующей бюджетной ответственности:

  • изъятие в бесспорном порядке предоставленных бюджетных средств;

  • вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Положения ст. 299 БК РФ «Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка» отсылают к Кодексу об административных правонарушениях РФ и УК РФ. Однако в Кодексе РФ об административных правонарушениях и УК РФ не содержится санкций за предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка.

Ст. 300 «Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка», адресует к ответственности, которая должна быть установлена в рамках административного и уголовного законодательства при отсутствии там данных норм.

Отдельно следует отметить факт наличия коллизий ст. 303 и ст. 304 БК РФ, предусматривающих ответственность за «Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов» и «Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов» соответственно. Ввиду того, что осуществление контроля за своевременностью зачисления средств в доход бюджета осуществляется согласно ст. 304 БК РФ налоговыми органами и органами Федерального казначейства, а учреждения Банка России либо иные кредитные организации, в которых открыты счета по учету доходов соответствующего бюджета, не имеют таких полномочий, поэтому ст. 303 БК РФ, предусматривающая ответственность за незачисление доходов бюджета государственными органами и органами местного самоуправления, является фактически недействующей.

Такая же ситуация в условиях казначейского исполнения обязательств бюджетной системы РФ сложилась и со ст. 305 БК РФ «Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств», которая является недействующей, т. к. перечисление средств на лицевые счета бюджетополучателей является операцией аналитического учета, не осуществляемой кредитными организациями. С момента полного перехода на казначейский способ исполнения федерального бюджета все бюджетные средства данного уровня бюджетной системы стали перераспределяться в системе федерального казначейства. Многие положения БК РФ, включая статьи об ответственности, по отношению к кредитным организациям фактически не могут быть применены в силу того, что расчеты между участниками бюджетного процесса через кредитные организации не осуществляются.

Применительно к ст. 306 БК РФ «Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам», следует отметить, что самим БК РФ предусмотрено подтверждение только денежных обязательств бюджета, т. к. исходя из терминологии, используемой в ст. 222 БК РФ, бюджетное обязательство - это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственные и муниципальные финансы

    Методические указания
    ... заочный финансово-экономический институт Государственные и муниципальныефинансы Методические указания по выполнению ... председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов Государственные и муниципальныефинансы. Методические указания по выполнению контрольных ...
  2. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... 180. Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. ... (). 4 Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. Сборник ...
  3. Для специализации «Государственные и муниципальные финансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

    Документ
    ... год по дисциплинам: Для специализации «Государственные и муниципальныефинансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫФинансы: Учебник /ВЗФЭИ; Под ред ...
  4. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    ... и документооборота Управление государственным и муниципальным заказом Экономика муниципального хозяйства Муниципальное право Муниципальное управление Государственные и муниципальныефинансы Маркетинг территорий Региональная ...
  5. Государственное и муниципальное управление (6)

    Учебное пособие
    ... и региональном уровнях. Вопросы муниципального управления, государственного регулирования экономикой и государственные и муниципальныефинансы отражены во второй части ...

Другие похожие документы..