textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Список литературы:

а) основной:

1. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова – М.: Экономистъ, 2006

2. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ И.Н.Мысляева – М.: Инфра – М, 2004

б) дополнительный:

1. Алехин Б.И. Государственный долг – М.:ЮНИТИ, 2004

2. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. – М.: Городец-издат, 2003

3. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств:науч.издание/ под ред. О.И.Шкаратана – М.:ГУ ВШЭ, 2003

4. Государственные финансы России / под ред. И.В.Караваевой – М.:ЮНИТИ, 2003.

5. Долговая политика регионов: российская практика и мировые тенденции / Л.Н.Лыкова, Н.Б.Крылова, А.Б.Чебанова – М.: Наука, 2003

6. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2003.

Тема 4. Финансы предприятий и организаций как основа формирования государственных и муниципальных финансов.

Вопросы лекции:

1. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности

2. Финансы коммерческих организаций

3. Финансы некоммерческих организаций

4. Финансы организаций и учреждений финансового сектора экономики

5. Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица

1. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности

Финансы экономических субъектов, их сущность и функции. Содержание финансов экономических субъектов. Особенности разных сфер экономической деятельности – предпринимательство, социального обслуживания, управления и других сфер нерыночного сектора экономики, их влияние на организацию финансов.

Особенности функционирования финансов в сфере предпринимательства. Принципы организации финансов предприятий и учреждений, функционирующих на коммерческих началах. Влияние на организацию финансов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Специфика финансовых отношений, возникающих в процессе создания, функционирования и ликвидации государственных, казенных, акционерных, кооперативных и других предприятий. Финансовая самостоятельность и ответственность коммерческих предприятий и организаций в условиях рынка. Роль финансовых санкций в укреплении ответственности организаций.

Финансовые аспекты разгосударствления собственности и приватизации предприятий. Проблема повышения эффективности работы приватизированных предприятий, роль финансов в ее решении. Современный этап приватизации государственной собственности, его особенности и финансовое значение. Причины, порождающие национализацию собственности; финансовые границы процесса национализации.

Принципы функционирования финансов в нерыночном секторе экономики. Различия в финансовом обеспечении затрат по разным сферам некоммерческой деятельности. Государственная финансовая поддержка и государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций.

Влияние на организацию субъектов некоммерческой деятельности различных организационно-правовых форм. Специфики финансовых отношений, складывающихся в некоммерческих учреждениях и организациях; основы функционирования их финансов. Контроль со стороны государства за соблюдением финансовой дисциплины в некоммерческих организациях и учреждениях; меры ответственности за ее нарушение.

Отраслевые особенности и их влияние на организацию финансов предприятий, организаций, учреждений.

Перспективы развития финансов экономических субъектов, роль государства в этих процессах.

2. Финансы коммерческих организаций.

Характеристика денежных отношений, составляющих содержание финансов коммерческих организаций. Основы функционирования финансов экономических субъектов разных организационно-правовых форм. Финансовые ресурсы коммерческой организации, их состав и структура. Источники и виды финансовых ресурсов. Формы и направления использования финансовых ресурсов. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций разных организационно-правовых форм. Поведение субъектов хозяйствования на финансовом рынке. Активная роль финансовых служб в формировании финансовых ресурсов.

Роль финансов в кругообороте производственных фондов. Финансовая база воспроизводства основных фондов. Финансовые аспекты формирования и использования оборотных средств. Источники формирования и увеличения оборотных средств. Финансовая устойчивость формы; факторы, влияющие на нее.

Направления и формы инвестирования средств. Роль финансовой службы предприятия, в повышении эффективности использования инвестируемых средств. Прибыль коммерческой организации, принципы ее распределения и направления использования.

Финансовый план коммерческой организации, его структура. Характеристика разделов финансового плана.

Финансовая поддержка малого бизнеса. Финансовый аспект функционирования финансово-промышленных групп.

3. Финансы некоммерческих организаций.

Экономическое содержание финансов некоммерческих организаций, характеристика видов финансовых отношений. Специфика организации финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности (учреждения, фонды, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения) и т.п.)

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Значение развития платных услуг, границы их применения. Виды финансовых ресурсов некоммерческой организации, их структура. Различия в составе и структуре финансовых ресурсов по разным организационно-правовым формам некоммерческой деятельности. Направления использования финансовых ресурсов. Денежные фонды целевого назначения, механизм их формирования и использования. Роль финансовых служб в изыскании резервов роста финансовых ресурсов и определении направлений их эффективного использования.

Финансовый механизм бюджетных учреждений, его сильные и слабые стороны. Доходы бюджетных учреждений, полученные: из бюджета и государственных внебюджетных фондов; от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг; от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением. Направления использования финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях. Государственный и муниципальный заказ, государственный и муниципальный контракт; их влияние на организацию финансов, формирование и использование финансовых ресурсов.

Содержание и значение финансового планирования в организациях и учреждениях некоммерческой сферы деятельности. Задачи финансового планирования. Смета доходов и расходов некоммерческой организации, ее структура.

Финансы общественных объединений; принципы их функционирования.

4. Финансы организаций и учреждений финансового сектора экономики.

Денежные отношения, составляющие содержание финансов кредитных учреждений. Финансовые ресурсы коммерческого банка, их место в денежном обороте банка. Источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования. Особенности формирования и использования прибыли. Финансовая устойчивость коммерческого банка, ее составляющие.

Финансы инвестиционных фондов, специфика их функционирования. Источники формирования финансовых ресурсов инвестиционных фондов; особенности кругооборота средств в инвестиционной сфере деятельности.

Специфика финансов страховых компаний; факторы, влияющие на нее. Финансовые ресурсы страховых компаний, их место в составе денежного и страхового оборота. Особенности формирования и распределения прибыли страховой компании. Конкуренция на рынке страховых услуг, ее финансовые последствия. Инвестиционный потенциал страховых компаний, возможности и пути его более эффективного использования. Финансовая устойчивость страховой компании, ее компоненты.

Финансы Центрального банка России, принципы их функционирования. Финансовые ресурсы Центрального банка; источники их формирования, направления использования. Денежно-кредитная политика Центрального банка, ее финансовые последствия.

5. Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Особенности организации финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица. Характеристика финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования без образования юридического лица, особенности формирования их финансовых ресурсов.

Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности граждан. Предпринимательский доход, его состав и структура. Отличия предпринимательского дохода от оплаты труда граждан, работающих по найму. Особенности использования предпринимательского дохода.

Налогообложение граждан-предпринимателей. Значение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей. Право выбора системы налогообложения. Налог на вмененный доход. Преимущество и недостатки патента на занятие предпринимательской деятельностью.

Влияние на организацию финансов индивидуальных предпринимателей отраслевых и других особенностей.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите место финансов предприятий и организаций в финансовой системе государства.

2. Назовите основные составляющие финансовых ресурсов предприятий и организаций.

- реального сектора экономики;

- финансового сектора;

- некоммерческих организаций

3. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу организаций финансов предприятий и учреждений.

4. Начертите схему, отражающую источники формирования и направления использования финансовых ресурсов некоммерческой организации любой организационно-правовой формы.

5. Покажите на схеме и прокомментируйте в письменной части работы влияние организационно-правовой формы и отраслевых особенностей на источники формирования и направления использования финансовых ресурсов выбранной Вами конкретной некоммерческой организации (школы, больницы, потребительского кооператива и т.д.)

Практические занятия по теме № 4: «Финансы предприятий и организаций как основа формирования государственных и муниципальных финансов»

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, особенности их формирования и использования в условиях рынка

2. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов и оборотных средств.

3. Принципы распределения и направления использования прибыли

4. Направления и формы инвестирования средств. Роль финансовой службы в повышении эффективности инвестируемых ресурсов.

5. Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций; направления их использования.

6. Финансовый механизм некоммерческих организаций.

7. Особенности организации финансов отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (учреждений, потребительских кооперативов, фондов и т.п.)

8. Характерные черты финансов общественных объединений

9. Финансы профессиональных союзов.

10. специфика финансового сектора экономики, ее влияние на организацию финансов.

11. Финансы коммерческого банка

12. Особенности организации финансов инвестиционных фондов

13. Финансы Центрального банка России, принципы их функционирования.

14. Специфика финансов страховых компаний

15. Содержание и принципы организации финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица

16. Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

17. Налогообложение предпринимателей. Право выбора системы налогообложения.

Список литературы

а) основной:

1. Лишанский М.Л. Финансы в сельском хозяйстве: учеб.пособие/ М.Л.Лишанский, И.Б.Маслов – М.

2. Тренев Н.Н. Управление финансами: учеб.пособие для вузов – М.:Финансы и статистика, 1999- 496с.

3. Федякина Л.Н. Международные финансы: учеб.пособие/ Л.Н.Федякина – СПб: Питер, 2005 – 560с.

4. Финансы: учеб. для вузов – 504с.

б )дополнительный

1. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики – М.: Финансы и статистика, 2003 -272с.

2. Русинов В.Н. Финансовый рынок: инструменты и методы прогнозирования – В.Н.Русинов – М.: Эдиториал УРСС, 2000 – 216с.

3. Сабанти Б.М. Теория финансов: учеб.пособие – 2-е изд. – М,: Менеджер, 2000- 192с.

4. Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор. М.: Финансы и статистика, 2004 – 384с.

5. Финансовый мир. Вып. 1/под ред. В.В.Иванова, В.В.Ковалева – М.:Проспект, 2002 – 384с.

Тема 5. Основы бюджетного законодательства.

Вопросы лекции:

1. Бюджетные правоотношения.

2. Источники бюджетного права

3. Действие бюджетного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

4. Нарушение бюджетного законодательства и ответственность.

Литература.

1. Бюджетные правоотношения

Бюджетные правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере в процессе функционирования бюджетной системы, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.

Согласно положениям ст. 1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), по своей правовой природе, сущности и значению эти правовые отношения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера, представляющие собой совокупность следующих правовых отношений, возникающих:

  • между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

  • между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля над их исполнением;

  • в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.

Традиционно в состав бюджетных правоотношений практически во всех финансово-правовых работах включены «отношения по формированию бюджетов». Однако отношения по непосредственному формированию бюджетов, а также государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов (суть есть правоотношения по «добыванию публичных доходов») не являются бюджетными правоотношениями. Эти отношения регулируются соответственно нормами налогового права (в части налоговых доходов бюджетов), административного права (в части неналоговых доходов в виде сумм штрафов за административные правонарушения и др. платежей) и гражданского права (в части неналоговых доходов от использования государственного имущества и ценных бумаг). Бюджетное право регулирует только порядок планирования таких доходов при составлении бюджета (на первой стадии бюджетного процесса).

Под составом каждого конкретного бюджетного правоотношения понимается совокупность его участников - субъектов бюджетных правоотношений (налогоплательщиков, бюджетных органов и т.д.).

Структуру бюджетных правоотношений, как, впрочем, и любых правовых отношений, образуют следующие три элемента:

1) субъекты правоотношения,

2) содержание правоотношения и

3) объект правоотношения.

Субъекты бюджетных правоотношений - это его участники (стороны). Необходимо различать понятия «участник (субъект) бюджетного правоотношения» и «субъект бюджетного права». Субъектами бюджетного права выступают все лица, которые в том или ином качестве могут являться сторонами общественных отношений, регулируемых бюджетным правом. В общем виде они могут быть названы субъектами права, на которых направлено действие бюджетно-правовых норм.

Субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений только с момента их вступления в качестве стороны в конкретные регулируемые общественные отношения. Отдельные субъекты бюджетного права могут и не быть участниками некоторых видов бюджетных правоотношений, например не являются участниками межбюджетных отношений Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ - Банк России (далее - ЦБ РФ).

Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в правовую связь - разнообразные материальные (например, денежные средства в виде доходов или расходов бюджетов) и нематериальные блага.

Содержание бюджетных правоотношений может быть раскрыто через правовой статус субъектов правоотношений. Права, обязанности и компетенция субъектов бюджетных правоотношений предусмотрены бюджетным законодательством.

Основными (главными) принципами бюджетного права в первую очередь называют:

1) законность;

2) гласность;

3) бюджетный федерализм и

4) плановость.

Принцип законности находит свое непосредственное выражение в том, что вся финансовая деятельность государства, регламентируется нормами бюджетного права. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности проявляется в открытом (гласном) характере бюджетной деятельности. В процессе функционирования бюджетной системы до сведения населения доводится содержание большинства проектов бюджетно-правовых актов, отчетов о выполнении бюджетов, результатов проверок бюджетной деятельности и т. д.

Принцип бюджетного федерализма реализуется через разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в сфере бюджетной деятельности и финансов.

Принцип плановости выражается в том, что бюджетная деятельность основывается на системе бюджетно-плановых актов. Среди таких актов принято называть федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджет Пенсионного фонда, бюджеты Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, сметы расходов бюджетных организаций.

Исходным понятием системы бюджетного права являются нормы. В качестве таковых выступают установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила должного поведения участников бюджетных правоотношений, охраняемые от нарушения силой государственного принуждения.

Общая часть бюджетного права включает в себя нормы, определяющие принципы бюджетного права и регулирующие структуру, порядок к принципы функционирования бюджетной системы РФ, бюджетный процесс в РФ, состав бюджетного законодательства РФ и устанавливающие порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Структурно большинство норм общей части бюджетного права кодифицированы и закреплены в БК РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ).

В свою очередь особенная часть бюджетного права включает в себя нормы, регулирующие особенности функционирования бюджетной системы в конкретном финансовом году. Нормы особенной части бюджетного права содержатся, например, в принимаемых ежегодно РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями законах о бюджете на очередной год.

2. Источники бюджетного права

Источники бюджетного права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы, то есть формы внешнего содержания бюджетного права.

Иерархически выстроенная система источников бюджетного права выглядит следующим образом:

  1. Конституция РФ.

  2. Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров РФ.

  3. Решения Конституционного Суда РФ.

  4. Бюджетное законодательство, которое в свою очередь включает следующие элементы:

    • федеральное бюджетное законодательство, включающее:

    • БК РФ;

    • ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете;

    • региональное бюджетное законодательство - законы субъектов РФ о бюджете этих субъектов и др.;

    • нормативные правовые акты о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.

  5. Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:

  • акты органов общей компетенции:

  • указы президента;

  • постановления правительства;

  • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ или исполнительными органами местного самоуправления;

  • акты органов специальной компетенции:

  • ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.

  1. Внутренние договоры РФ.

Рассмотрим более подробно указанные источники бюджетного права.

Источниками бюджетного права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие бюджетно-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов бюджетного устройства РФ, установлении налоговых и неналоговых доходов бюджетов, формировании бюджетной политики РФ.

К таким важным положениям Конституции РФ в отношении бюджетно-правовых норм, прежде всего, следует отнести: ст. 71 (принятие и изменение федерального бюджета), ст. 75 (налоговые доходы федерального бюджета), п. 5 ст. 101 (контроль за исполнением федерального бюджета), п. 3 ст. 104 (расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета), ст. 106 (основы бюджетного процесса), ст. 114 (полномочия по формированию федерального бюджета), ст. 132 (бюджетный процесс в органах местного самоуправления).

В настоящее время наиболее важные положения об организации и осуществлении бюджетной деятельности в России закреплены в БК РФ.

При этом согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ, указанный кодифицированный нормативный правовой акт был введен в действие с 1 января 2000г.

В соответствии с положениями ст. 4 БК РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных (допускаемых) бюджетным законодательством случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не должны противоречить бюджетному законодательству.

Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы бюджетного права, в свою очередь подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся:

а) Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и бюджетному законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет бюджетного права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с БК РФ может быть урегулирован только законом.

Отметим, что, относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ обязан в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обеспечения норм Конституции до принятия федеральных законов.

Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственные и муниципальные финансы

    Методические указания
    ... заочный финансово-экономический институт Государственные и муниципальныефинансы Методические указания по выполнению ... председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов Государственные и муниципальныефинансы. Методические указания по выполнению контрольных ...
  2. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... 180. Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. ... (). 4 Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. Сборник ...
  3. Для специализации «Государственные и муниципальные финансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

    Документ
    ... год по дисциплинам: Для специализации «Государственные и муниципальныефинансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫФинансы: Учебник /ВЗФЭИ; Под ред ...
  4. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    ... и документооборота Управление государственным и муниципальным заказом Экономика муниципального хозяйства Муниципальное право Муниципальное управление Государственные и муниципальныефинансы Маркетинг территорий Региональная ...
  5. Государственное и муниципальное управление (6)

    Учебное пособие
    ... и региональном уровнях. Вопросы муниципального управления, государственного регулирования экономикой и государственные и муниципальныефинансы отражены во второй части ...

Другие похожие документы..