textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


2. Сущность и функции финансов

Финансы как научное понятие, как правило, ассоциируются с процессами, которые проявляются в разных формах и сопровождаются движением (наличных и безналичных) денежных средств. Последнее проявляется, например, в распределении прибыли, перечислении налоговых платежей, во внесении средств в благотворительные фонды или внебюджетные фонды.

Это движение денежных средств всем видно и заметно, но не раскрывает сущности финансов. Для выявления сущности финансов необходимо определить наиболее общие признаки (свойства), которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений (процессов).

В многочисленных конкретных формах, которых осуществляются финансовые процессы, можно найти общее, их объединяющее. Это отношения между различными участниками общественного производства, т.н. общественные отношения. Они лежат в основе всех финансовых отношений.

По своему содержанию эти отношения производственные (экономические), ведь они возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения разнообразны: возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях управления народным хозяйством. Следует подчеркнуть, что однотипные экономические отношения (в нашем случае, например, движения денежных средств, финансовые операции), которые характеризуют какую-либо одну из сторон общественной жизни, в общественном, абстрактном виде образуют экономическую категорию.

Финансы же, выражая реально существующие производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное значение, представляют экономическую категорию. Отличительная черта как экономической категории - это то, что отношения всегда выражаются в денежной форме. Другими словами деньги – обязательное условие существования финансов.

Возникновение финансовых отношений дает о себе знать реальным движением денежных средств. Реальное движение средств происходит не на всех стадиях воспроизводственного процесса. Если нет такого движения, то это свидетельствует о том, что эти стадии не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств осуществляется на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. Но в чистом виде обе эти стадии нельзя относить к функционированию финансов.

Возникновение и функционирование финансов происходит на второй стадии воспроизводственного процесса, на которой осуществляется распределение стоимости общественного продукта: по целям, субъектам.

Значит, важный признак финансов как экономической категории – это распределительный характер финансовых отношений.

Финансам присущ еще один признак, отличающий их от других распределительных категорий: финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений. Они принимают форму финансовых ресурсов. Все это (экономическая природа особенности и признаки финансов) позволяет дать определение.

Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства (создание условий для расширенного воспроизводства, социальные потребности, стимулирование труда и т.д.).

Централизованные финансы – экономические отношения, обусловленные формированием и использованием фондов денежных средств государства в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондов, децентрализованные – экономические отношения, связанные с денежными средствами предприятий.

Следует подчеркнуть, что не все денежные отношения выражают финансовые отношения (но финансы – составная часть денежных отношений).

Финансы отличаются от денег по содержанию, по функциям.

Деньги – всеобщий эквивалент, которым измеряются затраты труда, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода (НД) и инструмент контроля за использованием денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения на различных уровнях и в разных сферах между:

1. предприятиями;

2.предприятиями и вышестоящими организациями (например, при создании централизованных фондов и их распределении);

3. государством и предприятиями (при уплате налогов);

4. государством и гражданами (при уплате налогов);

5. между элементами бюджетной системы;

6. органами имущественного и личного страхования (при уплате страховых взносов и возмещении ущерба);

7. и другими.

Необходимо выяснить еще одну особенность. Финансы и финансовые ресурсы – понятие не тождественное. По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, представляющие финансовые ресурсы страны. Но финансовые ресурсы сами по себе не определяют внутреннего содержания и сущности финансов и их общественного назначения.

Наука финансов или финансовая наука не изучает ресурсы как таковые, а изучает общественные, экономические отношения, которые возникают на основе формирования, распределения и использования ресурсов. Она изучает тенденции и закономерности финансовых отношений, их причинно-следственные связи.

Финансы выполняют следующие функции: распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую.

Наиболее важные первые две.

Распределительная функция проявляется при распределении общественного продукта, национального дохода, ВВП. Вообще, каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода.

Значимость распределительной функции изменилась и изменяется. Например, в 19в. распределительная функция «работала» в пользу хозяев, капиталистов. В 20в. развитие производительных сил, НТП, демократизация общества привели к изменению сферы государственных финансов. Распределительная функция начала работать в пользу населения (удовлетворялись социальные потребности), в пользу образования и науки (2-4% от ВВП), а также в пользу милитаризации (большие военные расходы).

Затрагивая вопрос о распределительной функции, необходимо выяснить особенности первичного и вторичного распределения или первичных и вторичных (производственных) доходов. Прежде всего, она проявляется при распределении национального дохода, когда создаются основные или первичные доходы. Их сумма равняется национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группу: 1 – зарплата рабочих, служащих, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2 – доходы предприятий материального производства.

Первичные доходы еще не обеспечивают: а) развитие приоритетных отраслей; б) обороноспособность; в) удовлетворение культурно-духовных потребностей. Поэтому необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода. Такое перераспределение осуществляется в межотраслевом и территориальном разрезе; связано с функционированием на производственной сфере (наука, образование, здравоохранение); в перераспределение доходов между различными слоями населения.

Результат такого перераспределения – это образование вторичных или производственных доходов.

К ним относят доходы, полученные в непроизводственной сфере, налоги (подоходный налог с физических лиц и т.д.).

Вторичные доходы служат для окончательного формирования пропорций использования национального дохода.

Объектами распределительной функции финансов являются стоимость валового общественного продукта (в денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при этом являются юридические и физические лица. Эти лица: государство, предприятия, организации, граждане.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов сложен и многогранен.

Финансы обслуживают разные этапы распределения (как распределения, так и перераспределения).

Распределение осуществляется: во всех сферах – в материальном производстве, сфере обращения и потребления; на разных уровнях управления (федеральном, региональном, местном); многоступенчато (внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межрегиональное); разными звеньями финансовой системы (финансами предприятий, госбюджетом, внебюджетными фондами). Благодаря распределительной функции финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс. Оказывая активное воздействие.

Таким образом, перераспределение НД осуществляется между: а) производственной и непроизводственной сферами; б) отраслями материального производства; в) отдельными регионами; г) социальными группами; д) формами собственности.

Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, осуществляемого с помощью финансов – это эффективное социально-экономическое развитие, укрепление обороноспособности.

Распределительная функция, прежде всего, осуществляет:

  • возмещение стоимости потребленных средств производства;

  • образование доходов;

  • позволяет сформировать фонды целевого назначения;

  • обеспечивает общегосударственные потребности;

  • формирует ресурсы для функционирования непроизводственной сферы;

  • осуществляет внутриотраслевое, межотраслевое и межрегиональное перераспределение национального дохода.

Усиление воздействия финансов на экономику требует совершенствования распределительной функции финансов.

Важнейшая функция финансов – это контрольная функция.

Распределительная функция многогранна и многоаспектна, но, тем не менее, не полностью раскрывает все стороны (свойства), характерные для финансов как экономической категории.

Это можно объяснить следующим образом.

Финансы количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображают воспроизводственный процесс (его этапы и в целом). Это свойство финансов дает определенную информацию о пропорциях распределяемого общественного продукта, о не прерывности (или прерывности) воспроизводственного процесса, о соотносительном развитии его этапов, о формировании фондов целевого назначения (по времени, по объему, по месту).

Это способность финансов количественно отображать воспроизводственный процесс, информируя об отклонениях, допущениях и нарушениях, дает возможность контролировать складывающиеся стоимостные пропорции.

Свойства финансов информировать, сигнализировать о распределительном процессе проявляется через контрольную функцию.

Финансы охватывают и пронизывают все общественное производство, все его фазы, сферы и уровни, поэтому их можно рассматривать как универсальный инструмент контроля общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта.

В условиях рыночной экономики контрольная функция должна обеспечивать динамичное развитие общественного производства, ускорение инноваций, экономическое стимулирование, сокращение непроизводительных расходов и т.д.

Важная задача контрольной функции (финансового контроля) – это соблюдение законодательством по финансовым вопросам, своевременность выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой.

Инструментом реализации контрольной функции является финансовая информация (в бухгалтерской, статистической, и оперативной отчетности).

Контрольная и распределительная функции действуют в единстве. В них находят отражение две стороны финансовых отношений, при одновременном действии этих функций проявляется экономическая сущность финансов.

Ряд ученых отрицают возможность одновременного действия разных функций экономической категории. При этом они ссылаются на функции денег, которые отдельно могут действовать. Но здесь необходимо иметь в виду следующее. Деньги как всеобщий эквивалент – категория всех стадий воспроизводственного процесса, а финансы лишь характерны для стадии распределения. И контрольное свойство финансов может проявиться в условиях происходящего распределения, т.е. когда действует распределительная функция финансов.

Несколько слов о финансовом механизме. Все эти функции реализуются через финансовый механизм.

Его элементы:

  1. организационные формы финансовых отношений;

  2. порядок формирования и использования денежных средств (централизованных и децентрализованных);

  3. методы финансового планирования;

  4. формы управления финансовой системой;
    финансовое законодательство.

В настоящее время начал функционировать новый финансовый механизм

3. Теории государственных финансов.

Финансовая наука формировалась под влиянием исследований ученых.

Разрабатываемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества. Если они отражали реальные явления и процессы в жизни общества и государства, то принимались на вооружение в той или иной стране (группе стран) при разработке фискальной политике государства и финансового законодательства.

Уже на первых этапах развития капитализма во всех экономических теориях финансовые концепции (разработки) занимали важное место, поэтому необходимо изучение различных финансовых теорий.

Основателем финансовой науки является Адам Смит (Англия, 18в). В своем фундаментальном труде «исследования о природе и причине богатства народов» он впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учения о производительном и непроизводительно труде. Он считал, что производительный труд – это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд на доход, т.е. зарплату и прибыль.

Исходя из этой теоретической посылки А.Смит (за ним Д.Рикардо) дал характеристику основным финансовым категориям (расходам и доходам государства).

Он доказывал, что почти весь государственный доход, полученный за счет налогов, расходуется не производительно. Поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода.

А.Смит относился отрицательно к налогам. Его вывод – сокращение затрат государства, так как это сдерживает развитие производительных сил.

Рыночное господство частной собственности; ограниченная роль правительства; расслоение общества на богатых и бедных; неполная занятость населения (США, Япония).

Смешанная (социально-рыночная) - разумное сочетание рыночной модели с государственной с учетом национальных особенностей. Высокая социальная защищенность населения; антимонопольная политика; высокая культура производства (например, Швеция, Финляндия).

За последние 10-15 лет появились и успешно функционируют разновидности этих моделей, некоторые из них можно назвать планово-рыночной моделью (например, Китай, Вьетнам), для которых характерны государственные планы, частная и коллективная собственность, невысокий уровень жизни населения (но имеет тенденцию к росту).

Следует заметить, что не одна из этих моделей, не одна из этих экономических систем не существует в чистом виде, поэтому речь может идти лишь о преобладании той или иной системы.

А для нашей экономики, где достаточно укоренились основы плановой экономики (в организационном, юридическом, морально-психологическом плане), постановка вопроса о переходе к чисто рыночном экономике была недостаточно корректной и ошибочной.

По степени развития рыночных отношений страны подразделяются на: 1) страны с развитой рыночной экономикой; 2) страны с развивающейся рыночной экономикой (Индия, Бразилия); 3) страны, вступающие на путь рыночной экономики (Россия, Чехия).

Экономические теории во временном разрезе можно разделить на следующие этапы:

А) экономические учения эпохи рабовладения;

Б) экономические учения эпохи феодализма;

В) экономические учения эпохи капитализма.

К последним относятся:

- меркантилизм;

- физиократы;

- утопический социализм;

- классическая школа политэкономии;

- марксизм;

- маржинализм.

Маржинализм включает: неоклассическое направление, кейнсианство, институционализм, монетаризм, западную социал-демократию, неоконсерватизм (неоклассический синтез), другие учения (неолиберализм, леворадикализм, фашистские экономические теории).

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Назовите этапы развития финансов

  2. Охарактеризуйте этапы развития финансов с точки зрения полноты реализации сущности финансов

  3. Дайте сравнительную характеристику различных толкований функций финансов

  4. Прокомментируйте утверждения о том, что значение финансов возрастает в условиях рыночной экономики

  5. Подготовьте таблицу сравнений основных положений различных теорий государственных финансов.

Тема 3. Роль и значение государственных и муниципальных финансов.

Вопросы для обсуждения на семинаре.

1. В чем суть государственных и муниципальных финансов?

2. Какова роль государственных и муниципальных финансов в экономике страны?

3. Охарактеризуйте финансовую политику Российской Федерации.

4. Проанализируйте структуру финансовых отношений.

5. Охарактеризуйте структуру финансовой системы Российской Федерации.

6. Финансовые потоки в системе национальных счетов.

7. Различия в отражении показателей в национальных счетах и финансовой статистике.

8. Использование системы национальных счетов для анализа финансовой деятельности государственных учреждений.

9. Сектор «Государственное учреждение в СНС».

10. Текущие и капитальные трансферты.

11. Валовой располагаемый доход государственных учреждений.

12. Финансовый результат экономической деятельности государственных учреждений.

Задачи для выполнения на семинаре.

Задача 1. Составьте схему «Понятие финансов в широком и узком смыслах»

Задача 2. Признаки финансов: 1)…, 2)…, 3)…, 4)…, 5)… .

Задача 3. Составьте схему органов управления финансами в современных условиях.

Задача 4. Изобразите схематическую структуру кредитно-финансовой системы РФ.

Задача 5. Составьте таблицу, которая в обобщенном виде показывает дискуссию о структуре (составе элементов) финансовой системы Российской Федерации.

Таблица. Дискуссия о структуре (составе элементов) финансовой системы Российской Федерации

Автор (источник)

Элементы институциональной структуры финансовой системы

Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Покажите схематично взаимосвязь финансов и их функций.

  2. Раскройте, в чем заключаются основные функции и их содержание.

  3. Выучите понятие финансовой политики государства.

  4. Покажите схематично структуру и части финансовой политики государства.

  5. Закончите предложение «К основным целям финансовой политики относятся: 1)…, 2)…, 3)…, 4)…, 5)… .

  6. Посредством чего реализуется финансовая политика государства?

  7. Раскройте структуру финансового механизма государства.

  8. Изучите структуру финансовых отношений в РФ.

  9. Нарисуйте схему финансовых отношений в РФ.

  10. Постройте иерархическую систему органов управления финансами в РФ.

  11. Дайте характеристику Министерства финансов РФ как органа управления финансами:

1) правовой статус;

2) место нахождения;

3) функции и функциональные задачи деятельности;

4) организационная структура;

5) положение и компетенция руководителя;

6) деятельность, каких органов координирует.

12. Дайте характеристику Федерального казначейства РФ как органа управления финансами:

1) правовой статус;

2) место нахождения;

3) функции и функциональные задачи деятельности;

4) организационная структура

13. Дайте характеристику Счетной палаты РФ как органа

управления финансами.

14. Охарактеризуйте Федеральную службу финансово-

бюджетного надзора как органа управления финансами.

15. Какие аспекты экономического оборота охватывает система

национальных счетов?

16. Как обеспечивается взаимоувязка показателей в СНС?

17. Какова принципиальная функция сектора «Государственные

учреждения» в воспроизводственном процессе?

18. В каких счетах СНС отражается деятельность

государственных учреждений?

19. В чем различия между двумя статистическими системами:

национального счетоводства и финансовой статистики?

20. Каковы основные направления анализа деятельности

государственных учреждений на основе СНС?

Тесты к теме № 3

1. Государственные и муниципальные финансы представляют собой:

- денежные средства, принадлежащие государственным и

муниципальным органам;

- централизованные фонды финансовых ресурсов государства и

муниципальных образований;

- совокупность экономических отношений, возникающих в реальном

денежном обороте по поводу формирования, распределения и

использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

2. Под реальным денежным оборотом понимается:

- материальная основа финансов;

- экономический процесс, вызывающий движение стоимости и

сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов;

- совершение операций на денежном рынке с помощью денежных

средств.

3. К основным функциям системы относятся:

- функция планирования

- функция организации

- функция стимулирования

- функция контроля

- функция потребления

- функция накопления.

4. К функциям финансов, связанных с регулированием реального

денежного оборота относятся:

- распределительная функция

- контрольная функция

- управленческая функция

5. Назовите принципы государственных и муниципальных финансов:

- единство законодательной и нормативной базы

- разграничение полномочий и предметов ведения

- управляемость финансовыми потоками на централизованной основе

- децентрализация финансов

- суверенность муниципальных финансов

6. Государственные финансы в первые годы социалистического

строительства характеризуются:

- максимальной концентрацией в бюджете финансовых ресурсов

- при помощи налогов

- развитие частного сектора

- отходом государства от регулирования финансов

7. Государственные финансы в годы НЭПа строились на следующих

основах:

- приоритете «народной казны»

- укреплении финансовой мощи Советского государства

- заимствование капиталистических форм и методов управления

финансовой деятельностью

8. Что было характерным для государственных финансов в 30-х

годах ХХ века:

- полная и своевременная мобилизация государственных

ресурсов

- ограничение хозрасчетной деятельности предприятий

- дуалистичность финансовых концепций

- финансовая самостоятельность и ответственность предприятий

9. Финансовая реформа 60-х годов ХХ века характеризовалась:

- созданием фондов экономического стимулирования на

предприятии

- использованием прибыли в качестве источника

финансирования капитальных вложений

- введением нормативных первоочередных платежей в бюджет

- оставлением свободного остатка прибыли в распоряжение

предприятия

- введением категории экономического механизма,

включающего в себя финансово-кредитный механизм

10. В 70-х – 80-х гг. ХХ века ведущей финансовой концепцией стало:

- полный хозрасчет и самофинансирование

- снижение роли хозяйственных договоров и централизация

финансов в руках государства

11. 90-е годы ХХ века характеризовались в области финансов

следующим:

- внедрением налогового принципа взаимоотношений

предприятий с бюджетом

- базирование финансов на многообразии форм

собственности и рыночных отношений

- полная экономическая обособленность денежного оборота

предприятия

12. Государственная политика включает в себя следующие

направления:

- налоговую политику

- бюджетную политику

- денежно-кредитную политику

- институциональные преобразования

- инвестиционную политику

- социальную политику

- военную политику

13. Под государственным регулированием финансов понимается:

- законодательно-оформленная система воздействия на

финансовые процессы в социально-экономической жизни

общества

- издание нормативных актов, регулирующих финансовые

отношения

- принятие нормативных актов Центральным банком Российской

Федерации по вопросам регулирования государственных

финансов

14. К мировым концепциям государственного финансового

регулирования относятся:

- монетаризм

- кейнсианство

- неокейнсианство

- неомонетаризм



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственные и муниципальные финансы

    Методические указания
    ... заочный финансово-экономический институт Государственные и муниципальныефинансы Методические указания по выполнению ... председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов Государственные и муниципальныефинансы. Методические указания по выполнению контрольных ...
  2. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... 180. Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. ... (). 4 Актуальные вопросы эффективного управления государственными и муниципальнымифинансами: региональный аспект. Ч 1. Сборник ...
  3. Для специализации «Государственные и муниципальные финансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

    Документ
    ... год по дисциплинам: Для специализации «Государственные и муниципальныефинансы» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫФинансы: Учебник /ВЗФЭИ; Под ред ...
  4. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    ... и документооборота Управление государственным и муниципальным заказом Экономика муниципального хозяйства Муниципальное право Муниципальное управление Государственные и муниципальныефинансы Маркетинг территорий Региональная ...
  5. Государственное и муниципальное управление (6)

    Учебное пособие
    ... и региональном уровнях. Вопросы муниципального управления, государственного регулирования экономикой и государственные и муниципальныефинансы отражены во второй части ...

Другие похожие документы..