textarchive.ru

Главная > Закон


6 июля 2001 года N 766-II

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

ЗАКОН

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002 - 2004 ГОДЫ

Принят

Народным Хуралом

Республики Бурятия

28 июня 2001 года

Настоящий Закон Республики Бурятия определяет содержание и порядок реализации Программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы, представляющей систему целей, задач, индикаторов социально - экономического развития Республики Бурятия и планируемых мер по их достижению и реализации социально - экономической политики в среднесрочной перспективе.

Статья 1. Утвердить Программу социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы (прилагается).

Статья 2. Правительству Республики Бурятия ежегодно представлять в Народный Хурал Республики Бурятия доклад о результатах выполнения Программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы за предшествующий год, а также инициативы о внесении изменений в целевые макроэкономические индикаторы социально - экономического развития Республики Бурятия на очередной год.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия

Л.В.ПОТАПОВ

г. Улан-Удэ

6 июля 2001 года

N 766-II

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

НА 2002 - 2004 ГОДЫ

Паспорт программы социально - экономического развития

Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы

Наименование
Программы

Программа социально - экономического
развития Республики Бурятия на 2002 - 2004
годы

Основание для
разработки Программы

- Федеральный Закон Российской Федерации
"Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
(ред. 08.02.2001), статья 5, пункт "г";
- Конституция Республики Бурятия, статья
74, подпункт "е";
- Распоряжение Правительства РФ от
14.06.2001 N 800-р;
- Распоряжения Правительства Республики
Бурятия от 11.01.2001 N 21-р, 23.03.01
N 272-р, поручение Президента Республики
Бурятия от 30.01.2001

Государственный
заказчик Программы

Правительство Республики Бурятия

Основные
разработчики
Программы

Министерство экономики и внешних связей,
Министерство финансов, Министерство
промышленности, производственной
инфраструктуры и технологий, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия,
Министерство строительства и ЖКХ,
Государственный комитет имущественных
отношений, Министерство труда и социального
развития, Министерство образования и науки,
Министерство культуры, Министерство
здравоохранения, Госкомитет по торговле,
материальным ресурсам и услугам, Госкомитет
по делам молодежи, туризму, физической
культуре и спорту, Госкомитет природных
ресурсов, Дирекция фонда реализации ФП СЭР,
Союз промышленников и предпринимателей
Республики Бурятия

Цели и задачи
Программы

1. Обеспечение поступательного повышения
реальных денежных доходов граждан
республики не менее чем на 5% в год.
2. Снижение масштабов бедности с 42% до 38%
3. Обеспечение к 2004 году темпов прироста
валового регионального продукта на уровне
7 - 8% в год.
4. Осуществление прогрессивных структурных
сдвигов и модернизации экономики республики
на основе кластерного подхода.
5. Достижение устойчивых темпов роста
инвестиций на уровне 8 - 10% в год,
необходимых для развития экономики и
структурных преобразований.

Сроки и этапы
реализации Программы

2002 - 2004 годы

Исполнители
Программы

Министерства, ведомства, администрации
местного самоуправления, предприятия и
организации

Объемы и источники
финансирования,
млн. руб

Всего, в т.ч.: 17321,3
Средства федерального бюджета: 2111,81
Средства республиканского бюджета: 3850,6
Средства муниципальных образований: 944,01
Внебюджетные источники: 11358,89

Ожидаемые конечные
результаты
реализации Программы

- Вывод экономики республики на рельсы
устойчивого роста. Рост темпов развития
всех отраслей экономики (ВРП на 22,5 -
26%), завершение переходного периода,
достижение докризисного уровня
производства;
- Численность занятых в экономике возрастет
на 25 тысяч человек, с 404 до 429 тысяч
человек и составит 91 процент
дореформенного периода;
- Средняя продолжительность жизни
приблизится к уровню начала девяностых
годов и составит 66 лет;
- Снижение административных препятствий для
входа на рынок и создание равных
конкурентных условий повысят уровень
рыночной конкуренции, дадут толчок развитию
малого и среднего бизнеса;
- Выход промышленных предприятий на
безубыточное функционирование и ликвидация
кредиторской задолженности;
- Создание межотраслевых производственных
кластеров на основе конкурентных
преимуществ в легкой и пищевой
промышленности, в мясной и рыбной отраслях,
туризме и услугах, нетрадиционной медицине,
строительстве жилья

Система организации
контроля за ходом
исполнения Программы

Реализация Программы возложена на
министерства и ведомства, администрации
местного самоуправления. Контроль за ходом
выполнения Программы осуществляет
Правительство Республики Бурятия.

Программа разработана под руководством комиссии в составе: Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, министр финансов - Председатель комиссии Налетов А.Ю., заместители Председателя Правительства: Ханхалаев Е.К., Переляев В.В., Турбянов Л.Д., Быков Н.И. - рабочей группой, созданной из руководителей и специалистов министерств и ведомств Республики Бурятия под руководством министра экономики и внешних связей Республики Бурятия Атанова Н.И. Члены рабочей группы: Думнова Т.Г. - замруководителя рабочей группы, Большакова Г.В., Ким Г.Г., Ключникова Н.И., Грекова Л.А., Морохоева Р.Д., Бортожинова К.Б., Бадмаева Л.К., Алексеев С.О., Добровенский Ю.П., Леонов В.А., Кармин А.И., Цыренов Б.Д., Петрова С.А., Светозарова Н.Н., Кириллова Л.С., Бадмаев Б.Б., Сугоняк Л.Д., Ананин В.А., Чукреев П.А., Горина Н.С., Бадлуев А.И., Молоткина Н.П., Бубеев В.Б., Баглаев Т.Н., Ким Б.А., Хамарханов А.З., Доржиев Б.Д., Думнов В.Л., Гойдина В.Д. Консультанты: советник Президента Республики Бурятия по экономическим вопросам Елаев Э.М., зам. Председателя Комитета по экономической политике в промышленном, аграрном секторах, использованию природных ресурсов, экологии и торговли Народного Хурала Республики Бурятия Краснопеев А.Г., начальник информационно - аналитического управления Народного Хурала Республики Бурятия Хандуев П.Ж., завкафедрой ВСТГУ Халаев С.А.

Введение

Программа социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) разработана на основе Федерального Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. 08.02.2001), Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ "Не будет ни революций, ни контрреволюций"; Конституции Республики Бурятия, основных направлений социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2010 г.), проекта Программы социально - экономического развития России на среднесрочную перспективу (до 2004 года), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.06.01 N 800-р, распоряжений Президента Республики Бурятия (11.01.2001 N 21-р, 23.03.01 N 272-р) и прогноза социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы.

Программа представляет собой базовый документ, определяющий основные направления социально - экономического развития республики на среднесрочную перспективу.

Основные направления развития экономики республики, заложенные в Программе, обоснованы с учетом обеспечения энергетической, продовольственной и экологической безопасности - важнейших составляющих экономической безопасности.

Экономическая безопасность республики, выход из депрессивного состояния, располагаемые ресурсы достаточно жестко задают целевые параметры и качественное содержание будущего экономического развития.

При всех исключительных трудностях, которые переживает экономика Республики Бурятия, в ней произошли серьезные качественные изменения.

В республике наблюдается промышленный рост, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения.

Исходя из этого, можно говорить о переходе к следующему этапу развития экономики, ее подъему, без которого невозможно решение нарастающих социальных проблем.

Единственным способом успешного решения проблем является экономический рост, устойчиво опережающий рост российской экономики.

Механизм экономического роста не может возникнуть спонтанно. Для его формирования требуется целенаправленная реализация ряда необходимых предпосылок - социальных, экономических и организационных, - большинство из которых пока отсутствует.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Достижение просто "высоких темпов роста" не может рассматриваться в Программе как главная цель развития в среднесрочной перспективе.

Заложенные в Программе темпы роста должны быть достигнуты на основе структурно - технологической модернизации производства, повышения производительности труда, загрузки простаивающих жизнеспособных мощностей и активизации инвестиционной деятельности.

Начало проведения модернизации экономики, изменения ее структуры в среднесрочной перспективе - это предупреждение долгосрочной разбалансированности экономики.

Поэтому Программа ориентирована не только и не столько на получение фиксированных результатов, задаваемых целевыми параметрами, сколько на создание механизма реализации Программы, обеспечивающего максимизацию степени соответствия программной траектории направлению движения к заданным целям.

Программа носит открытый характер, предполагает возможность ее дополнения другими направлениями и проектами при условии их соответствия целям и задачам Программы, а также целевым макроэкономическим индикаторам социально - экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный период.

Совершенно очевидно, что для успешного решения всех назревших проблем и достижения намеченных в Программе индикаторов социально - экономического развития, государственные органы власти, местного самоуправления, предприятия и организации республики должны следовать единым "правилам игры", закрепленным законодательным актом Республики Бурятия.

Динамичное развитие республики возможно только в результате объединения усилий всех ветвей органов власти, хозяйствующих субъектов и населения республики.

Поэтому, Программе придан статус Закона Республики Бурятия.

Мотивация Программы: своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями.

Путь к процветанию Республики Бурятия - добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.

Часть 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

НА 2002 - 2004 ГОДЫ

Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

НА 2002 - 2004 ГОДЫ

1.1. Характеристика Республики Бурятия

Республика Бурятия расположена в центре Азиатского континента, в Восточной Сибири. Ее территорию, площадь которой составляет 351,4 тыс. кв. км, обрамляет озеро Байкал по его юго - восточному побережью. 3/4 береговой линии этого великого озера приходятся на Бурятию. С западной стороны Байкала находится Иркутская область. На юге республики проходит государственная граница с Монголией. На востоке республика граничит с Читинской областью, на крайнем западе на сравнительно коротком расстоянии пролегает граница Бурятии с Республикой Тыва.

Коренное население - буряты, эвенки и сойеты. Удельный вес русских в национальном составе населения республики на протяжении многих десятилетий доминирует над численностью коренного населения. Представители других национальностей также представлены в этническом портрете республики, при этом наблюдается некоторое повышение в последние годы численности украинцев, татар, белорусов, проживающих в республике.

Плотность населения в настоящее время составляет немногим более 3 человек на 1 кв. км. Наиболее заселены южные районы республики. Почти 60% всего населения проживает в 4 городах республики, причем 1/3 всего населения проживает в столице республики - г. Улан-Удэ.

Президент Республики Бурятия осуществляет верховную законодательную власть, являясь одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия - исполнительного органа власти.

Законодательная власть осуществляется парламентом республики - Народным Хуралом.

В Республике Бурятия - 6 городов, 21 административный район, 29 поселков городского типа и 614 сельских населенных пунктов.

Города: Гусиноозерск, Закаменск, Кяхта, Северобайкальск, Бабушкин и Улан-Удэ.

Административные районы: Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Муйский, Мухоршибирский, Окинский, Прибайкальский, Северобайкальский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский.

Природные ресурсы Бурятии уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию. Густые хвойные леса, высокие горные хребты, широкие степи, горные долины с разноцветьем трав, обилие орехов и ягод представляют благоприятные условия для обитателей богатого животного мира Бурятии. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу. Всемирно известны баргузинский соболь, бурый сибирский медведь, горный козел, дикий северный олень. Изюбр, лось, белка, рысь, россомаха, косуля, кабарга, кабан, байкальская нерпа, омуль, а также многочисленные виды пернатых - вот неполный, но представительный перечень многообразного животного мира Бурятии.

Озеро Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды высочайшего качества. Озеру более 20 миллионов лет; длина озера равна 636 километрам, ширина - 80 километров, глубина - 1637 метров; 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых эндемичны, населяют Байкал и окружающую его территорию.

Республика богата минерально - сырьевыми ресурсами. Земельный фонд республики составляет 35114,3 тыс. га. Почвенный покров отмечается большим разнообразием. Относительно плодородны и имеют наибольшее производственное значение каштановые, серые лесные и черноземные почвы. Они занимают 56,4% площади всех сельскохозяйственных угодий и 76,5% площади пахотных земель.

Природное богатство республики - лес. Общая площадь лесного фонда Республики Бурятия составляет 27,2 млн. га, из них покрытая лесом - 20,3 млн. га. Общий запас древесины составляет 1850 млн. куб. м.

Природно - климатические условия. Климатические условия резко континентальные: зима холодная и малоснежная, лето умеренно теплое, его первая половина засушливая, а вторая половина влажная.

1.2. Анализ социально - экономического развития

Республики Бурятия за 1994 - 2000 годы

Несмотря на все трудности прошедших лет, Республика Бурятия сохранила позитивные тенденции в своем социально - экономическом развитии. Республика живет в условиях социально - политической стабильности и межнационального согласия.

Как показывает анализ динамики развития экономики, глубина падения ВРП за 1990 - 1997 годы составила 30%. Начиная с 1997 года, в республике начался экономический рост. Однако августовский кризис 1998 г привел к спаду валового регионального продукта к уровню 1990 года еще на 16%.

За последние четыре года в экономике республики наметился устойчивый рост, в среднем на 8%. В 2000 году рост производства в промышленности по сравнению с 1994 годом составил 11,3 процента.

С развитием импортозамещающих производств, снижением издержек производства, с 1999 года укрепилась тенденция роста выпуска промышленной продукции. Улучшилось финансовое состояние предприятий.

После длительного периода спада, в 1999 году, получен рост вложений в основной капитал. В то же время, сложившийся уровень инвестиций не обеспечивает простого воспроизводства основного капитала. В 2000 году объем инвестиций составил 67 процентов от уровня 1994 года. Долгосрочные инвестиции продолжают сдерживаться экономическими и политическими рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов.

Отмечена положительная тенденция изменений технологической структуры инвестиций в основной капитал в сторону увеличения активной части капитальных вложений. Так, в 1999 году 18 процентов всех капвложений направлено на приобретение машин и оборудования (на 10 процентов превышая уровень 1998 года).

На 40 процентов больше, чем в 1999 году направлено средств на капитальный ремонт основных фондов. При сохранении такой тенденции в республике появится реальная возможность обновления активной части основных фондов и снижения их износа.

С 1999 г. увеличился рост инвестиций, направленных индивидуальными застройщиками на строительство собственного жилья. Продолжается работа по организации ипотечного кредитования жилищного строительства в республике.

По-прежнему основным источником финансирования остаются собственные средства предприятий, доля которых составляет 65 процентов.

За последние 5 лет размер консолидированного бюджета Республики Бурятия существенно возрос. Общая сумма его составила в 2000 году 4272,0 млн. рублей (по сравнению с 1996 годом увеличение произошло в 2,5 раза, а без учета инфляционных факторов в 2 раза). Доля его в ВРП составляет около 19% и имеет с 1997 года тенденцию к сокращению.

Значительные изменения произошли в структуре доходов бюджета. Доля собственных доходных источников республики снизилась на 12,5%.

К 2000 году уровень взаимозачетов снизился до 26% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

Существенно возросла доля поступлений средств в Республику Бурятия из федерального бюджета, с 32% до 45%.

В условиях нестабильности в экономике республики бюджетные средства направляются в основном на решение социальных проблем.

Внешнеторговый оборот Республики Бурятия за 2000 год составил 128,8 млн. долл. США. Год завершен с положительным сальдо торгового баланса 88,1 млн. долл. США, которое полностью сложилось за счет торговли со странами дальнего зарубежья.

Несмотря на значительный прирост объемов экспорта в 1999 - 2000 гг., имеющийся в республике экспортный потенциал используется не более чем наполовину. По сравнению с 1994 годом экспорт товаров увеличился на 42 процента, импорт уменьшился более чем в 3 раза.

Положение с реальными денежными доходами населения за последние годы стабилизировалось. Правительству республики удалось отрегулировать своевременную выплату пенсий и сократить задолженность по выплатам заработной платы. Рост денежных доходов начал опережать уровень инфляции.

Был сделан значительный шаг вперед в совершенствовании системы социального обслуживания населения. Внедрена система выплаты ежемесячных пособий на детей на основе адресно - заявительного подхода.

В последние годы на потребительском рынке республики произошли значительные преобразования. Изменилась инфраструктура сферы потребительского рынка. С проведением приватизации предприятия получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность. В объеме оборота большую часть занимает оборот предприятий негосударственной формы собственности. Оборот предприятий частной формы собственности увеличился на 22 процента.

Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения.

Здравоохранение республики с начала рыночных реформ, осуществило переход от государственно - бюджетной системы к бюджетно - страховой. Средняя продолжительность жизни жителей республики (64,4 года) на 0,6 года стала выше по сравнению с регионами Восточной Сибири, но на 2 года ниже, чем по стране и на 5 - 10 лет, чем в развитых странах.

С 1994 года увеличилась на 12 тыс. человек численность экономически активного населения, а занятых в экономике уменьшилась на 25 тыс. человек. Негативное влияние на социально - экономическое развитие республики оказывают миграционные процессы. Особенно высокий отток населения за пределы республики наблюдался в 1995 году. Это было связано, главным образом, с выездом после распада СССР в страны Ближнего Зарубежья людей, прибывших на строительство БАМа. Суммарный отток населения с 1994 года составил 19,6 тыс. чел.

За последние два года в республике произошло снижение уровня регистрируемой безработицы, с 1,9% в 1999 году до 1,6% в 2000 году.

В целях повышения эффективности регулирования социально - экономическими процессами на территории Республики Бурятия, Указом Президента Республики Бурятия с 2000 года введена система индикативного управления.

В то же время, по многим параметрам республика еще не достигла уровня 1994 года. В структуре экономики все еще преобладает производство товаров с низкой добавленной стоимостью.

Продукция местных производителей все еще неконкурентоспособна и проигрывает нерезидентам за счет высокой стоимости электро- и теплоэнергии, высоких транспортных расходов из-за отдаленности от промышленных центров, высокой стоимости сырья и вспомогательных материалов.

Проблемой аграрного и промышленного секторов экономики остаются устаревшие технологии, недостаток инвестиций, нехватка оборотных средств, разрушение хозяйственных связей.

1.3. Новый этап социально - экономического развития



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации распоряжение от 17 ноября 2008 года n 1662-р [об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года]

    Документ
    ... программы "Экономическое и социальноеразвитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического ...
  2. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... Стратегии социально-экономическогоразвития Дальнего Востока, РеспубликиБурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года ...
  3. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ ...
  4. Закон об утверждении программы социально-экономического

    Статья
    ... к Закону Томской области "Об утверждении Программысоциально-экономическогоразвития Томской области на период 2006 - 2010 годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... макетом комплексной программысоциально-экономическогоразвития муниципального образования на период до 2017 года») 2 Формирование комплексных программсоциально-экономическогоразвития муниципальных ...

Другие похожие документы..