Главная > Закон


3.3.2. Цели и задачи

Главная цель развития и реформирования образования в среднесрочной перспективе - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально - активной творческой личности.

Основными направления развития и реформирования системы образования являются:

- совершенствование нормативной правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Бурятия ";Об образовании";, Федеральным законом ";О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; и другими нормативными и правовыми актами, регламентирующими деятельность системы образования республики;

- сохранение единства образовательного пространства Республики Бурятия;

- развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;

- защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики;

- совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, с учетом особенностей ее функционирования в сельской местности и местах компактного проживания коренных малочисленных народов, а также финансирования научно - исследовательской деятельности;

- расширение международного и регионального сотрудничества и международной деятельности в области образования;

- обеспечение модернизации содержания общего среднего и профессионального образования республики, высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых образовательных услуг;

- осуществление перехода на индикативно - рейтинговую систему показателей деятельности отделов и управлений образования.

Достижение главной цели в соответствии с основными направлениями базируется на решении в среднесрочной перспективе следующих задач:

1. Обеспечение полного охвата детей основным общим образованием;

2. Совершенствование принципа программно - целевого управления образованием;

3. Развитие материально - технической базы образовательных учреждений;

4. Разработка нормативно - правовой базы, направленной на модернизацию образовательной системы;

5. Содействие развитию творческих способностей учащейся молодежи, навыков здорового образа жизни;

6. Укрепление кадрового потенциала в сфере образования и науки;

7. Дальнейшее развитие международных связей и сотрудничества с зарубежными странами.

Решение первой задачи обеспечивается на основе:

- сохранения сети общеобразовательных учреждений, в т.ч. малокомплектных и вечерних;

- открытия групп продленного дня, пришкольных интернатов;

- адресно - социальной помощи учащимся из малообеспеченных семей;

- обеспечении гражданам возможности выбора общеобразовательного учреждения.

Программно - целевое управление образованием включает:

- утверждение и обеспечение бюджетных ассигнований, прогнозирования развития сети образовательных учреждений, их программ на основе системы индикативного управления сферой образования;

- контроль за реализацией республиканских целевых программ развития образования и эффективностью их выполнения;

- организацию контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.

Развитие материально - технической базы базируется на:

- реализации республиканской целевой программы ";Ремонт аварийных школ";;

- развитии базы для внедрения республиканской программы ";Индустрия образования";;

- согласовании лимитов на строительство сельских школ;

- дальнейшем использовании государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования.

Нормативная правовая база для проведения модернизации общеобразовательной системы базируется на:

- разработке методики индикативно - рейтинговой системы управления образованием;

- совершенствовании управления качеством образования и внедрение единого государственного экзамена;

- реализации 2-х годичной Программы повышения квалификации кадров по инновационной деятельности;

- научно - методическом, информационном обеспечении деятельности сети федеральных экспериментальных площадок;

- постепенном переходе на 12-летний срок обучения, начиная прием детей в 1 класс с 6-летнего возраста;

- разработке и внедрении дистанционного обучения;

- информационном и научно - методическом обеспечении системы образования, издании нового поколения учебников и учебно - методического комплекта, в том числе национально - регионального компонента.

Содействие развитию творческой способностей учащейся молодежи, навыков здорового образа жизни направлено на:

- развитие системы дополнительного образования, расширение сети детских, подростковых клубов и др.;

- реализацию республиканской целевой программы ";Развитие дополнительного образования детей республики до 2005 г.";;

- содействие рациональному использованию природного, культурного потенциала республики для экологического воспитания;

- проведение научных и научно - практических конференций по проблемам воспитания здорового образа жизни;

- поддержку деятельности детских и молодежных общественных организаций;

- развитие массовой физической культуры и спорта.

Формирование кадрового потенциала в сфере образования и науки базируется на основе:

- разработки республиканской программы развития профессионального образования на 2002 - 2005 гг.;

- разработки и реализации республиканской программы повышения квалификации и переподготовки кадров на 2002 - 2005 гг.

- создании университетских комплексов.

Развитию международных связей и сотрудничества с зарубежными странами будут способствовать:

- расширение международных проектов и программ;

- поддержка и развитие совместных международных образовательных учреждений;

- привлечение дополнительных инвестиций в систему образования.

3.3.3. Оценка эффективности

Индикаторы оценки уровня развития образования и науки

на 2002 - 2004 годы

Наименование индикатора

Пороговое значение индикатора

2002

2003

2004

Обеспеченность площадью в
дошкольных образовательных
учреждениях на одного
занимающегося, % (при фактической
сменности 1,0)

138

137

136

Обеспеченность площадью в
образовательных учреждениях на
одного занимающегося (при
фактической сменности), %

94

96

98

Обеспеченность площадью учреждений
начального, профессионального
образования, % (при фактической
сменности 1,0)

97

97

97

Обеспеченность площадью учреждений
среднего, профессионального
образования, % (При фактической
сменности 1,0)

100

100

100

Охват детей горячим питанием, %

40

41,1

44

Доля платных образовательных
услуг, %

3,7

3,8

3,9

Обеспеченность педагогическими
кадрами с высшим образованием, %

73

74

75

Охват учащихся обучением в
общеобразовательных школах, %

99,7

99,7

99,7

3.4. Реформирование и развитие здравоохранения

3.4.1. Анализ ситуации

В последние годы наблюдается рост заболеваемости практически среди всех возрастных групп и по большинству классов заболеваний. Это хронические неинфекционные заболевания (сердечно - сосудистая и эндокринная патологии, болезни органов дыхания, пищеварения), травмы, злокачественные новообразования и социально обусловленные болезни, наиболее значимой проблемой из которых является туберкулез.

Заболеваемость туберкулезом с 1994 года выросла в 3 - 5 раз. Серьезной угрозой в связи с ростом шприцевой наркомании и половой распущенностью становится распространение ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и вирусного гепатита. В 2000 году число ВИЧ-инфицированных выросло в 400 раз по сравнению с 1995 годом.

Воздействие кризисных факторов (резкое снижение уровня жизни, мощный психологический стресс, ухудшение работы системы здравоохранения) привело не только к снижению рождаемости, но и к росту смертности в республике.

Смертность среди сельских жителей выше, чем у городских. Смертность мужчин превышает смертность женщин, как в городской, так и сельской местности. Это сформировало беспрецедентный - почти в 12 лет разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. В целом, средняя продолжительность жизни жителей республики (64,4 лет) на 0,6 лет выше по сравнению с регионами Восточной Сибири, но на 2 года ниже, чем по стране и на 5 - 10 лет, чем в развитых странах.

Сохраняется неблагоприятная ситуация по младенческой и материнской смертности. В республике за 2000 год произошел их рост на 14 и 24 процентов соответственно по сравнению с 1995 годом.

Число дневных стационаров в области здравоохранения за 7 лет увеличилось с 41 до 74. Из 541 стационарозамещающих коек, 390 функционируют в сельских ЛПУ. Организовано 52 общеврачебные практики, в том числе 37 в районах. Число участковых больниц сократилось с 74 до 43, в то же время число врачебных амбулаторий увеличилось с 69 до 77. За этот же период число коек в круглосуточных стационарах сократилось на 333 (10530 в 1994 г. и 9197 в 2000 г.). В целом, обеспеченность койками близка к среднероссийскому уровню.

Темпы износа материальной базы опережают темпы реконструкции и нового строительства.

Оснащенность современным медицинским оборудованием не превышает 20%, а физический и моральный их износ превышает 65%. Требует замены стерилизационное оборудование, которое особенно необходимо в условиях высокой инфекционной заболеваемости (туберкулез, СПИД, вирусные гепатиты и др.).

Остается проблемой и кадровое обеспечение системы здравоохранения, в том числе медицинскими психологами, менеджерами. Незначителен приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда, слабой социальной защищенности медицинских работников.

В 2000 году, по сравнению с 1994 годом, число врачей уменьшилось в 1,6 раза, а средних медицинских работников в 1,3 раза. Это свидетельствует о низкой обеспеченности врачами. Отмена государственного распределения и трудоустройства выпускников негативно сказалось на укомплектованности лечебных учреждений. Так, в 2000 году 6 участковых больниц и 21 врачебная амбулатория не имели врачей.

Здравоохранение Республики Бурятия, как и страны в целом, с начала рыночных реформ, осуществило переход от государственно - бюджетной системы к бюджетно - страховой.

Несмотря на проводимые преобразования, отрасль продолжает финансироваться по остаточному принципу, а функционировать по затратному. Во многом это связано с несовершенством управления здравоохранением в новых экономических условиях. Утрачен комплексный подход к охране здоровья, а сама система управления стала фрагментарной.

Несовершенна и существующая организационная модель медицинской помощи. Основной упор по-прежнему делается на дорогостоящую стационарную помощь в ущерб более экономичной амбулаторной, имеющей целью раннее обнаружение, своевременное лечение и профилактику заболеваний. Зачастую не выполняются декларированные государством гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи населению. В результате население вынуждено платить все растущие суммы за те или иные необоснованные медицинские услуги.

Кроме того, лекарственная помощь из-за высоких цен на медикаменты стала малодоступной для большей части населения из-за низкого платежеспособного спроса. Постоянно растет число лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

С другой стороны, у населения сохраняется потребительское отношение к собственному здоровью, нет заинтересованности в его сохранении и укреплении, низки медицинская культура и социально - гигиенические навыки.

3.4.2. Цели и задачи

В сфере здравоохранения основной целью на среднесрочный период является улучшение здоровья населения республики и повышение эффективности системы здравоохранения.

Реализация этой цели требует решения следующих задач:

- разработка комплексной программы охраны здоровья населения Республики Бурятия на 2002 - 2005 годы;

- реформирование здравоохранения на основе повышения показателей его первичного звена - амбулаторно - поликлинической помощи;

- реорганизация стационарной помощи по степени интенсивности лечебно - диагностического процесса;

- развитие стационарозамещающих видов помощи (дневные стационары при поликлиниках, стационары на дому, стационары дневного пребывания в больничных учреждениях, центры амбулаторной хирургии) и системы врача общей практики;

- внедрение современных медицинских и информационных технологий;

- усиление профилактической направленности (профосмотры, диспансеризация, иммунизация) в работе медицинских учреждений и формирование здорового образа жизни;

- изыскание дополнительных источников финансирования и рациональное использование имеющихся финансовых средств;

- совершенствование лицензирования, аккредитации и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности с целью контроля качества медицинской помощи;

- развитие материально - технической базы учреждений здравоохранения;

- формирование межотраслевого взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения;

- восстановление разумной вертикали управления и финансирования системы здравоохранения;

- усиление взаимодействия с органами местного самоуправления по организации медицинской помощи населению;

- введение индикативной системы управления учреждениями здравоохранения Республики Бурятия.

Ключевой задачей индикативного планирования здравоохранения должно стать определение структурных преобразований, необходимых для повышения эффективности использования ресурсного потенциала здравоохранения.

Система индикативного управления будет направлена на выявление зон неэффективности в системе оказания медицинской помощи и определение рациональных потоков пациентов между медицинскими организациями разной ведомственной подчиненности и территорий районов республики.

На основе нормативно - правовой базы Российской Федерации будет осуществлен переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения.

Переход на подушевой принцип финансирования здравоохранения изменит экономические условия деятельности органов управления здравоохранением и создаст предпосылки для ориентации на конечные показатели здоровья населения и на поиск эффективных вариантов использования имеющихся ресурсов.

Органы здравоохранения республики должны получить возможность широкого маневрирования кадровыми, материальными и финансовыми ресурсами, а также применения более рациональных форм организации медицинской помощи без риска уменьшения общей суммы финансирования.

3.4.3. Оценка эффективности

Индикаторы оценки уровня развития здравоохранения

Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы

Наименование индикатора

Пороговое значение индикатора

2002

2003

2004

Число посещений амбулаторно -
поликлинических учреждений, на
1000 населения

7100

7800

8400

Число дней пребывания в
стационарозамещающих учреждениях,
на 1000 населения

375

450

500

Число койко-дней в круглосуточных
стационарах, на 1000 населения

2700

2675

2650

Младенческая смертность, на 1000
детей родившихся живыми

не более
16,5

не более
16,5

не более
16,5

Доля расходов на здравоохранение в
общем бюджете, %

14

16

18

Финансирование медицинских услуг
на 1 жителя, руб.

1735

1985

2250

Доля платных медицинских услуг в
отраслевом бюджете, %

6,2

6,4

7,0

3.5. Реформирование и развитие культуры

3.5.1. Анализ ситуации

За годы советского развития в республике была создана довольно мощная инфраструктура культуры, особенно профессионального искусства. С началом проведения социально - экономических реформ в стране и республике стала очевидна нежизнеспособность в иных экономических условиях клубных и культурно - просветительских учреждений. Необходимость вхождения сферы культуры республики в новые социально - экономические условия вызвала принятие Советом Министров Бурятской АССР 3 июля 1991 года целевой комплексной республиканской программы развития культуры на 1991 - 1995 годы.

Реализация мероприятий программы позволяла получать и рационально использовать достаточно значительные средства из федерального и республиканского бюджета и, в конечном итоге, обеспечить сохранение и постепенную адаптацию сферы культуры к новым социально - экономическим условиям.

Период 1994 - 2000 годов характеризуется постоянным снижением как числа учреждений отрасли, так и показателей их деятельности. Сократилось число массовых библиотек на 4%, библиотечных фондов - на 7%; больше половины музейных строений и клубных зданий (57,1% и 51,6% соответственно) требуют капитального ремонта, 12,5% музейных строений и 14,6% клубных находится в аварийном состоянии.

Кризисные явления в сфере культуры усугубляются не только недостаточным государственным финансированием, но и неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств.

Государственные ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое осуществляется по остаточному принципу. Это привело к:

- распылению средств и недофинансированию учреждений культуры;

- низкому уровню оплаты труда работников культуры;

- невозможности концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики;

- недостаточным стимулам для учреждений культуры к зарабатыванию собственных средств, существованию барьеров на пути объединения ресурсов государства и частного и корпоративного секторов, направляемых на развитие культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации распоряжение от 17 ноября 2008 года n 1662-р [об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года]

    Документ
    ... программы "Экономическое и социальноеразвитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического ...
  2. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... Стратегии социально-экономическогоразвития Дальнего Востока, РеспубликиБурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года ...
  3. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ ...
  4. Закон об утверждении программы социально-экономического

    Статья
    ... к Закону Томской области "Об утверждении Программысоциально-экономическогоразвития Томской области на период 2006 - 2010 годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... макетом комплексной программысоциально-экономическогоразвития муниципального образования на период до 2017 года») 2 Формирование комплексных программсоциально-экономическогоразвития муниципальных ...

Другие похожие документы..