Главная > Закон


Часть 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Раздел 3. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Система действующей социальной поддержки, основу которой составляют социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающимся. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту.

Ни одна из социальных функций государства не реализуется в тех количественных и качественных параметрах, которые предусмотрены действующим законодательством. Эффективность ряда направлений развития социальной сферы, таких как выплата пособий на детей и финансирование программ занятости, достигла критически низкого уровня. Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения.

Возникла настоятельная необходимость внесения существенных корректив в характер и методы управления социальной сферой республики.

3.1. Цели, задачи развития и реформирования

социальной сферы Республики Бурятия

Главной целью развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного медицинского и социального обслуживания и образования.

Преобразования в социальной сфере направлены на решение следующих задач:

- значительное сокращение социальной бедности по мере роста денежных доходов населения на основе экономического роста и уменьшения их дифференциации, а также усиления адресности социальной поддержки населения, перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям;

- обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, прежде всего медицинского обслуживания и общего образования;

- создание трудоспособному населению экономических условий, позволяющих им за счет собственных доходов обеспечивать растущий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

- формирование в социально - культурной сфере мотивационной среды и институтов, способных мобилизовать средства населения и хозяйствующих субъектов, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Достижение главной цели и решение поставленных задач требует проведения модернизации в основных отраслях социальной сферы.

Индикаторы оценки уровня развития социальной сферы Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы приведены в таблице 3.1.

3.2. Трудовые отношения и занятость населения

3.2.1. Анализ ситуации

За 7 лет, начиная с 1994 года, рост трудовых ресурсов обусловлен увеличением трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на 34,8 тыс. чел. и увеличением занятых в экономике лиц старших возрастов на 6,1 тыс. чел.

В то же время снижение занятых в экономике составило 5%, с 424,0 тыс. чел. в 1994 году до 399,8 тыс. чел. в 2000 году.

Произошло перераспределение работающих по секторам экономики. Значительно увеличилось количество занятых в торговле и общественном питании, жилищно - коммунальном хозяйстве, при снижении количества занятых в промышленности, строительстве, образовании, культуре и искусстве.

Общий уровень безработицы возрос с 9,3% в 1994 году до 20,4% в 1998 году и последующем снижении до 17,3% в 2000 году.

В 2000 году численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства возросла на 9,6 тыс. чел. по сравнению с 1994 годом и составила 52,8 тыс. чел. Их доля в трудовых ресурсах составляет 8,3%, которая к 2004 году достигнет 9,1%. Этот показатель выше, чем по другим регионам страны, и в целом по Российской Федерации.

В сравнении с регионами Сибирского федерального округа (данные за октябрь 2000 г.), Республика Бурятия находится на 6 месте по уровню среднедушевых денежных доходов и соотношению денежных доходов с прожиточным минимумом. По уровню заработной платы республика занимает 7 место. Следует отметить, что по показателям уровня жизни республика значительно (40 - 60%) уступает регионам - лидерам (Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область), но в то же время в 1,5 - 2 раза опережает Республику Тыва, Читинскую область, Агинский и Усть-Ордынский автономные округа.

Реформирование системы заработной платы во внебюджетном секторе экономики осуществлялось через систему социального партнерства посредством заключения Регионального соглашения между Правительством, Объединением организаций профсоюзов и Союзами работодателей на 2000 - 2001 годы. Из предусмотренных 69 обязательств Регионального соглашения в 2000 году выполнено 57 обязательств (82,6%), частично выполнено 11. Региональным соглашением утверждены межотраслевые соотношения минимальных месячных тарифных ставок работников основных профессий. В 2000 году заключено 590 коллективных договоров на предприятиях и организациях различных форм собственности.

Продолжает оставаться высоким удельный вес работников, занятых на производстве с условиями труда, не отвечающими санитарно - гигиеническим нормам.

За последние годы в республике наблюдается положительная динамика в снижении уровня травматизма на производстве. Так в 1994 году, число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих составило 5.6, а в 1999 году аналогичный показатель снизился до 4.5 (по Российской Федерации - 5.2).

3.2.2. Цели и задачи

Основная цель в области политики трудовых отношений и занятости населения - создание и обеспечение условий, необходимых для эффективного функционирования рынка труда: для работодателя - удовлетворение потребности в рабочей силе необходимой квалификации, для работника - мотивации к труду и достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.

Приоритетным направлением в развитии рынка труда является обеспечение условий, направленных на повышение реального размера заработной платы до среднероссийского уровня.

В последующем - кардинальное повышение размера доли заработной платы в структуре доходов населения. Для работников бюджетной сферы на основе постепенного приближения тарифных ставок низших разрядов Единой тарифной сетки к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения, придав им характер минимальных государственных гарантий в оплате труда.

Основными задачами в области охраны труда является социальная защита работников, пострадавших на производстве от несчастных случаев, совершенствование системы государственного управления охраной труда и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, соответствие рабочих мест нормам и правилам техники безопасности.

Приоритетным направлением повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы является изменение существующей системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала на производстве.

Основными задачами государственной политики занятости населения являются:

- регулирование ситуации в сфере занятости в отраслях экономики и на территориях районов (городов);

- совершенствование работы по профилактике безработицы;

- реализация специальных мероприятий по перепрофилированию безработных граждан и сокращения длительной безработицы;

- улучшение информационного обеспечения политики занятости;

- развитие кадрового потенциала с учетом потребностей рынка труда, системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения.

Повышение реального размера заработной платы. Для решения данной задачи будет продолжено реформирование системы заработной платы. Во внебюджетном секторе экономики реформирование будет осуществляться через систему соглашений с отдельными хозяйствующими субъектами в рамках системы индикативного управления и социального партнерства посредством заключения на уровне республики Регионального соглашения между Правительством, Объединением организаций профсоюзов и Союзами работодателей.

Региональным соглашением утверждаются межотраслевые соотношения минимальных месячных тарифных ставок работников основных профессий. При этом базовой принята отрасль ";Машиностроение и металлообработка";, где минимальная месячная тарифная ставка определена в размере 60% от уровня прожиточного минимума трудоспособного населения с последующим ее приближением к 100%.

Реализация мер, предусмотренных республиканской Концепцией реформирования системы заработной платы и доходов населения, позволит повысить долю тарифной части до 2/3 общего размера оплаты труда и обеспечить рост средней заработной платы, в 2002 г. в 1,6 раза, 2004 г. - в 2,2 раза, при этом увеличить реальные денежные доходы на 19,8% и сократить долю населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума до 38%.

Для повышения заработной платы предусматривается:

- введение в действие межотраслевого и внутриотраслевого тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства через заключение и выполнение отраслевых тарифных, территориальных соглашений и коллективных договоров;

- реализация мероприятий по сокращению задолженности по оплате труда во внебюджетной сфере и полная ее ликвидация в предприятиях и организациях бюджетной сферы;

- инициирование со стороны Правительства республики предложений для рассмотрения Правительством РФ по повышению минимального размера оплаты труда и ставки I разряда ЕТС до 60% от величины прожиточного минимума;

- осуществление организационных и технических мер по улучшению условий и охраны труда на производстве, совершенствование системы методического и информационного обеспечения.

Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. Приоритетным направлением повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы является совершенствование существующей системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала на производстве. В рамках реализации мероприятий республиканской Концепции развития персонала на производстве предстоит расширить объемы программ обучения руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций по обеспечению условий безопасности и охраны труда, работников кадровых служб предприятий, руководителей среднего звена по управлению трудом и социальными процессами в трудовых коллективах.

На первом этапе восполнение предприятиями дефицита в высококвалифицированных кадрах рабочих профессий составит 700 человек с последующим увеличением в 2004 году до 800 человек.

Реализации намеченных мероприятий по развитию персонала на производстве будет способствовать Программа подготовки персонала на производстве в Республике Бурятия на 2001 - 2003 гг.

Защита работников, пострадавших на производстве от несчастных случаев, направлена на совершенствование системы государственного управления охраной труда и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, соответствием рабочих мест нормам и правилам техники безопасности.

Решение этих задач связаны с реализацией Республиканской программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы. Намечен комплекс организационных и технических мер по улучшению условий и охраны труда на производстве, совершенствованию системы методического и информационного обеспечения.

Реализация комплексных мер по улучшению условий и охраны труда позволит сократить реальное количество несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих с 4.4 до 4.3 в 2002 - 2004 гг.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в Республике Бурятия будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- поддержка малого предпринимательства через профессиональное обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, расширение возможностей обучения безработных граждан профессиям и специальностям для работы в сфере обслуживания населения, малого бизнеса и самозанятости;

- обеспечение координации и согласования объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования с учетом потребностей рынка труда республики;

- проведение конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней для организации обучения безработных и незанятого населения;

- обеспечение дальнейшего развития и совершенствования системы профессионального обучения безработных и незанятых граждан, отвечающих потребностям экономики с учетом экономической целесообразности;

- внедрение эффективных профессиональных образовательных программ и интенсивных технологий обучения;

- обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы;

- совершенствование информационного и методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;

- содействие работодателям со стороны органов службы занятости в организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения. Психологическая поддержка направлена на преодоление отрицательных эмоциональных состояний безработных граждан и незанятого населения.

Для развертывания профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения предусматривается:

- координация деятельности по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержке населения республиканских органов образования, внутренних дел, здравоохранения и других заинтересованных ведомств;

- организация профессиональной ориентации учащихся, особенно выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений;

- развитие услуг по профориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения;

- оказание приоритета гражданам, относящимся к социально слабозащищенной категории, в первую очередь, молодежи, женщинам, имеющим детей, инвалидам, военнослужащим, уволенным из рядов Российской Армии;

- развитие и совершенствование психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда, восстановление мотивации к труду и формирование навыков самостоятельного поиска работы. Особое внимание будет уделяться длительно безработным гражданам, посредством активного их привлечения к занятиям в ";Клубах ищущих работу"; и ";Новый старт";.

Содействие занятости населения включает организацию временных и общественных работ, развитие предпринимательства, социальную интеграцию и поддержку граждан с особыми потребностями.

Цель привлечения безработных граждан к временной занятости и общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у граждан, длительное время не имеющих работу, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность, а также в смягчении ситуации на рынке труда.

Основные действия по расширению предпринимательства и самозанятости населения будут направлены:

- на подбор лиц из числа безработных граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, и предоставление им возможности получения профконсультационных услуг, обучения основам предпринимательской деятельности, необходимых для ведения собственного дела;

- финансовую поддержку предпринимателей из числа безработных граждан на стадии создания собственного дела;

- проведение согласованных действий службы занятости, заинтересованных ведомств, организаций по программам, способствующим самозанятости и развитию предпринимательства незанятых и безработных граждан;

- социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями, определяет меры социальной адаптации для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы безработных и незанятых граждан с особыми потребностями на рынке труда.

3.2.3. Оценка эффективности

Индикаторы оценки уровня регулирования трудовых

отношений и занятости населения республики

на 2002 - 2004 годы

Наименование индикатора

Пороговое значение индикатора

2002 г.

2003 г.

2004 г.

1. Численность человеко-дней
нетрудоспособности в расчете на 1
пострадавшего в связи с
производственными увечьями и
травмами.

33,8

33,7

33,6

2. Число пострадавших на
производстве из расчета на 1000
работающих

4,4

4,3

4,3

3. Уровень общей безработицы %

16,4

15,6

14,6

4. Уровень регистрируемой
безработицы %

1,9

1,9

2,0

3.3. Реформирование и развитие системы

образования и науки

3.3.1. Анализ ситуации

Система образования Республики Бурятия направлена на обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на получение при равных возможностях современного образования на всех его уровнях.

По состоянию на 01.01.2001 в системе образования функционируют 375 дошкольных образовательных учреждения с контингентом 19,3 тыс. человек, более 1000 образовательных учреждений с контингентом обучаемых более 200 тыс. человек, 129 учреждений дополнительного образования с контингентом 63,3 тыс. человек.

Профессиональное образование представлено 64 государственными учебными заведениями, в которых обучается 51,7 тыс. человек.

Тенденция снижения бюджетных расходов, несовершенство нормативно - правовой базы вызвали негативные явления в системе образования республики. Это привело к накоплению хронической задолженности по оплате коммунальных расходов, заработной платы, по выплате компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции.

В целом, потребность финансовых средств учреждений образования в 2000 году была обеспечена в пределах 58%, с учетом погашения задолженности средств за предыдущий год. На 1 февраля 2001 г. задолженность средств по учреждениям образования составила 400,9 млн. руб.

Основными проблемами в системе дошкольного и общего среднего образования являются увеличение количества детей, не посещающих школу по причинам социально - экономического характера, ухудшение здоровья учащихся.

Из-за сокращения сети дошкольных учреждений нарушается преемственность дошкольного и начального общего образования. Процесс обновления содержания образования сдерживается отсутствием необходимого количества учебников и пособий, невысок охват учащихся дополнительным образованием. В общеобразовательной школе одной из основных проблем остается решение вопроса разрыва системы обучения и воспитания.

Темпы износа материально - технической базы опережают темпы строительства и капитального ремонта зданий и сооружений. Практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности.

В целом сохраняется проблема кадрового обеспечения системы образования, отмечается тенденция ";старения"; преподавателей, незначителен приток молодых кадров, не реализуется гарантированное государством жилищно - бытовое обустройство и выплаты льгот молодым специалистам.

Основными проблемами профессионального образования являются: отсутствие прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах, несоответствие количества и структуры их подготовки с запросами рынка труда; трудоустройство и закрепление выпускников; вопросы социальной защиты студентов и профессорско - преподавательского состава; моральное и физическое старение материально - технической и учебно - лабораторной базы, отсутствие в достаточном количестве необходимых учебников и литературы.

Существенно возрос уровень фактической платности услуг в образовании (53,3 млн. руб. - за 2000 г., 35,5 млн. руб. - за 1999 г.). Это привело к тому, что услуги стали недоступными для малообеспеченных слоев населения (плата за содержание в дошкольных учреждениях, школах - интернатах и т.д.).

Сокращение объемов финансирования в сфере образования привело к формализации государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего среднего и профессионального образования. Сложившаяся ситуация в образовании требует внесения изменений в существующий порядок расходования бюджетных средств, формирования эффективных механизмов реализации социального заказа системы образования и осуществления его модернизации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации распоряжение от 17 ноября 2008 года n 1662-р [об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года]

    Документ
    ... программы "Экономическое и социальноеразвитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического ...
  2. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... Стратегии социально-экономическогоразвития Дальнего Востока, РеспубликиБурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года ...
  3. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ ...
  4. Закон об утверждении программы социально-экономического

    Статья
    ... к Закону Томской области "Об утверждении Программысоциально-экономическогоразвития Томской области на период 2006 - 2010 годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... макетом комплексной программысоциально-экономическогоразвития муниципального образования на период до 2017 года») 2 Формирование комплексных программсоциально-экономическогоразвития муниципальных ...

Другие похожие документы..