textarchive.ru

Главная > Отчет


АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

XXIX Общее собрание АСДГ

Основные итоги деятельности АСДГ в 2011 г.

(Отчет исполнительной дирекции АСДГ Совету и XXIX Общему собранию АСДГ)

Основные направления деятельности

и задачи АСДГ в 2012 г.

(предложения исполнительной дирекции АСДГ)

Исполнительная дирекция АСДГ

Новосибирск

2012

Новосибирск, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, 2012

Содержание

I. Основные итоги деятельности АСДГ в 2011 году

1. Информационно-аналитическое направление

1.1. Формирование специализированных библиотек информационно-компьютерных банков данных

1.2. Ведение информационно-компьютерного банка нормативно-правовых
и распорядительных актов органов местного самоуправления Российской Федерации

1.3. Ведение информационно-компьютерного банка показателей социально-экономического развития муниципальных образований

1.4. Организация информационного обслуживания администраций муниципальных
образований

1.5. Обеспечение муниципальных образований Российской Федерации оперативной
информацией в области местного самоуправления

2. Обмен опытом работы администраций муниципальных образований

2.1. В области формирования нормативно-правовой базы местного самоуправления

2.2. В области юридического обеспечения деятельности муниципальных образований

2.3. В области экономической и финансовой деятельности муниципалитетов

2.4. В области земельно-имущественных отношений

2.5. В области архитектуры и градостроительства

2.6. В области жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики

2.7. В области функционирования муниципального транспорта

2.8. В области организации деятельности муниципальных избирательных комиссий

2.9. В области организационной и кадровой работы

2.10. В области информатизации муниципальных образований

2.11. В области поддержки и развития предпринимательства

2.12. В области социальной поддержки населения

2.13. В области образования

2.14. В области муниципального здравоохранения

2.15. В области молодежной политики

2.16. В области взаимодействия с общественностью и органами территориального общественного самоуправления

2.17. В области информационной политики муниципалитетов

2.18. В области международных отношений и межрегиональных связей

2.19. В области трудовых отношений

2.20. В области потребительского рынка и защиты прав потребителей

2.21. В области муниципального спорта и физической культуры

3. Методическое направление

4. Консультационное направление

5. Проектное направление

5.1. Экспресс-опрос руководителей муниципальных образований Российской Федерации «Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципалитетах в условиях выхода
из кризиса» (апрель-май 2011 г.)

5.2. Анализ изменения доходов и расходов бюджетов муниципальных образований
за 2010 год (факт) и 2011 год (план)

II. Основные направления деятельности и задачи АСДГ в 2012 году

1. Информационно-аналитическое направление

2. Обмен опытом работы

3. Методическое и законодательное направление

4. Консультационное направление

5. Проектное направление

I. Основные итоги деятельности АСДГ в 2011 году

(Отчет исполнительной дирекции АСДГ Совету и XXIX Общему собранию АСДГ 18 мая 2012 г. в городе Томске)

2011 год вошел в историю как год 25-летия Ассоциации и всего межмуниципального движения в современной России, поскольку АСДГ была первой на этом пути. Юбилей стал предметным поводом для обобщения исторического опыта, оценки достижений и анализа нерешенных проблем с целью выявления ресурсов роста эффективности функционирования системы местного самоуправления.

В отчетный период внешние условия деятельности АСДГ и местного самоуправления в целом можно охарактеризовать как сложные и противоречивые. С одной стороны, за счет реализации приоритетных национальных проектов и федеральных программ удалось увеличить финансирование и решить ряд проблем в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сноса аварийного и ветхого жилья, ремонта жилищного фонда, дорожного хозяйства, благоустройства и др. Вместе с тем, необходимо отметить, что до сих пор не удалось сформировать стабильную законодательную базу местного самоуправления, четко разграничить полномочия между уровнями публичной власти. Постоянно и не системно вносятся изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ. Остаются нерешенными главные вопросы финансового обеспечения местного самоуправления, финансовая база местных бюджетов явно не соответствует объему возложенных на них расходных полномочий, все меньшую долю в доходах местных бюджетов занимают собственные источники, которыми могут самостоятельно распоряжаться органы местного самоуправления, и все большую долю – различные формы целевых трансфертов. У органов местного самоуправления отсутствуют стимулы для социально-экономического развития территорий и расширения собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней. Органы местного самоуправления даже крупных городов не имеют механизмов участия в реализации государственной промышленной политики, в рассмотрении и обсуждении вопросов научно-технического и инновационного развития муниципальных образований. Сковывают местную инициативу также чрезмерный государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, огромное количество надзорных инстанций, проверок и отчетности.

В результате местное самоуправление все более утрачивает свою автономию и ресурсы самоорганизации и все более встраивается в систему государственной власти. Изначально присущая местному самоуправлению зависимость органов местного самоуправления «по горизонтали» – от избирателей, все более замещается зависимостью «по вертикали» – от органов государственной власти. В период федеральной выборной кампании 2011 г. стало проявляться понимание того, что дальнейшее развитие страны должно происходить на инновационной основе, а это невозможно без развития инициативы снизу, без децентрализации власти и развития местного самоуправления. Насколько это понимание найдет свое отражение в реальных действиях – покажет ближайшее время.

Деятельность Ассоциации в 2011 г. базировалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2011 г.», принятых XXVIII Общим собранием (Иркутск, июнь 2011 г.).

Важнейшим направлением для АСДГ в 2011 году стало оказание муниципальным образованиям Сибири и Дальнего Востока информационно-аналитической, консультационной и методической помощи в части реализации мер, направленных на решение проблем в условиях посткризисного развития, а также проведение мониторинга социально-экономической ситуации в муниципалитетах региона.

Реализация плана АСДГ по проведению мероприятий в интерактивном режиме (телемосты, видеоконференции) позволило ряду муниципалитетов существенно сэкономить время и финансовые расходы на участие в выездных заседаниях секций и конференциях, что приобретает особое значение в условиях дефицита финансовых ресурсов. Комплекс проведенных мероприятий, подкрепленный соответствующими интеллектуальными, материальными и финансовыми ресурсами способствовал укреплению АСДГ, как опорной базы межмуниципального сотрудничества на территории Сибири и Дальнего Востока.

Работа Ассоциации строилась в рамках тесного взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти и, в особенности, с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО), межрегиональными и региональными ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации.

Предложения муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока по наиболее актуальным вопросам совершенствования системы местного самоуправления оперативно доводились до федеральных органов власти.

Приоритет в деятельности Ассоциации был отдан работе по следующим направлениям:

– мониторинг и анализ социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока;

– оперативный анализ практики действия федерального и регионального законодательства в области местного самоуправления;

– обучение и консультирование специалистов муниципальных органов власти по различным аспектам функционирования системы местного самоуправления в рамках часто изменяющегося правового пространства.

Под руководством Президента АСДГ, мэра города Новосибирска Городецкого В.Ф. работал Совет АСДГ. За отчетный период проведено 2 заседания Совета (Иркутск – июнь, Новосибирск – июль). На заседаниях Совета, кроме внутренних вопросов функционирования Ассоциации, руководители муниципальных образований смогли предметно обсудить и выработать рекомендации по актуальным вопросам развития муниципалитетов и системы местного самоуправления:

– бюджетно-финансовая деятельность муниципалитетов в условиях посткризисного развития;

– поиск путей и формирование устойчивого экономического развития муниципальных образований в посткризисный период;

– взаимодействие с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований и советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации;

– ситуация в межмуниципальном движении России и работа АСДГ по развитию межмуниципального сотрудничества.

Важнейшее значение для АСДГ приобрело обеспечение регулярного информационно-аналитического взаимодействия с федеральными органами государственной власти. Главная цель – информирование федеральных структур власти о предложениях и позиции АСДГ по разработке первоочередных мер, направленных на наиболее полный учет мнений муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Одной из основных задач Ассоциации стал мониторинг реализации федерального законодательства в области местного самоуправления. С учетом предложений руководителей муниципальных образований были реализованы следующие задачи:

– оперативное консультирование и обучение представителей муниципалитетов по всему спектру вопросов реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– информационное взаимодействие с Советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Представители и эксперты АСДГ регулярно принимали участие в работе:

– Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (июль);

– Научно-экспертного совета при Комитете Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления (декабрь);

– Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) (март, июль);

– Европейского клуба экспертов местного самоуправления (июнь);

– Красноярского экономического форума (февраль);

– Президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований (декабрь);

– Правления Союза российских городов (декабрь).

10–11 июня 2011 года в городе Иркутске состоялось XXVIII Общее собрание Ассоциации и Форум руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. В их работе приняли участие руководители 40 муниципалитетов – членов АСДГ. Всего в Иркутске собрались представители более 50 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Также в работе приняли участие представители Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, руководители исполнительных органов Ассоциации городов Поволжья, Союза городов Центра и Северо-Запада России, а также ветераны АСДГ, президенты Ассоциации в разное время и ее основатели.

Как отметил президент АСДГ, мэр города Новосибирска Владимир Городецкий за прошедшие годы Ассоциация превратилась в мощный и эффективный механизм межмуниципального сотрудничества. «Мы вместе продолжаем учиться городскому управлению, совершенствуем свои навыки, делимся практиками удачного или неудачного опыта местного самоуправления. Приоритетами деятельности нашей Ассоциации стала координация усилий по улучшению социально-экономической ситуации в муниципалитетах, содействие в разработке и внедрении прогрессивных технологий муниципального управления, подготовка совместных предложений федеральным органам власти по проектам законов, нормативным актам и программам, затрагивающим интересы местного самоуправления. Безусловно, приоритетным остается информационное обеспечение муниципалитетов и создание информационных фондов общего пользования», – подчеркнул президент АСДГ.

На собрании был принят отчет о деятельности АСДГ в 2010 году, план на 2011 год, утвержден бюджет Ассоциации и Акт проверки финансовой деятельности в 2010 году, представленный Контрольно-ревизионной комиссией.

На XXVIII Общем собрании Ассоциации президентом АСДГ вновь избран Владимир Филиппович Городецкий – мэр города Новосибирска. Избран новый состав Совета АСДГ. Вице-президентами Ассоциации стали: Виктор Иванович Кондрашов – мэр Иркутска, Николай Алексеевич Николайчук – мэр Томска, Петр Иванович Пимашков – Глава Красноярска, Александр Николаевич Соколов – мэр Хабаровска, Виктор Филиппович Шрейдер – глава Омска, Роальд Владимирович Бабун.

Генеральным директором исполнительной дирекции АСДГ вновь назначен Михаил Анатольевич Зайцев.

Председателем Контрольно-ревизионной комиссии АСДГ избран Алексей Михайлович Дьяченко – глава Дудинки, членами комиссии избраны Леонид Михайлович Быков – глава Саяногорска и Анатолий Григорьевич Кропов – глава администрации Славгорода.

В состав Ассоциации принято муниципальное образование – город Камень-на-Оби (Алтайский край).

В рамках Форума прошли торжественные мероприятия, посвященные 25-летию со дня основания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Состоялось торжественное награждение юбилейными медалями и памятными знаками лиц, которые создали Ассоциацию и в разные годы возглавляли ее, развивая и совершенствуя этот институт, постепенно формируя серьезное, влиятельное сообщество муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока. За большой личный вклад в становление Ассоциации, системы местного самоуправления в России и в связи с 25-летием АСДГ золотыми памятными знаками и юбилейными медалями «25 лет АСДГ» были награждены президенты Ассоциации, руководившие ей в разные годы. За большой личный вклад, творческую и организаторскую работу по становлению и развитию Ассоциации и в связи с 25-летием АСДГ серебряными памятными знаками и юбилейными медалями были награждены основатели и ветераны Ассоциации. Юбилейными медалями также были отмечены все муниципальные образования, входящие в состав Ассоциации. Вдоль Байкальского тракта были высажены 25 лиственниц. «Нет ничего благороднее, чем посадить дерево, – сказал на церемонии открытия аллеи Владимир Городецкий, – Пусть эта аллея станет напоминанием всем, кто едет на Байкал, что 25 лет между городами Сибири и Дальнего Востока существует крепкая профессиональная дружба». Лиственничную аллею было решено высадить в самом начале Байкальского тракта как символ начала пути Ассоциации. А на здании Байкальского лимнологического музея, в котором 25 лет назад состоялась первая конференция руководителей муниципалитетов и подписан протокол о создании Ассоциации, была установлена памятная доска с надписью «В этом здании в октябре 1986 года была основана Ассоциация сибирских и дальневосточных городов – первая в СССР организация, которая положила начало возрождению местного самоуправления в России».

Итогом работы Форума стали «Предложения по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении», которые направлены в рабочие группы под руководством Александра Хлопонина и Дмитрия Козака для учета мнения руководителей муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока при проработке юридических и финансовых аспектов, Министерство регионального развития Российской Федерации, профильные комитеты палат Федерального Собрания, полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, Общероссийский Конгресс муниципальных образований.

К принципиальным достижениям 2011 года следует отнести усовершенствование работы АСДГ в виртуальном пространстве. В конце марта 2011 г. по адресу начала работу новая версия официального сайта Ассоциации: появились новые разделы, блоки информации, а также новые возможности и сервисы для пользователей.

Также необходимо отметить продолжение развития партнерских связей и взаимодействие Ассоциации со всеми межрегиональными ассоциациями и союзами муниципалитетов Российской Федерации. За отчетный период по инициативе и под руководством социологической лаборатории АСДГ было реализовано 2 совместных межрегиональных проекта в области межмуниципального сотрудничества:

1. «Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципалитетах в условиях выхода из кризиса».

2. «Анализ формирования и исполнения муниципальных бюджетов в 2010–2011 гг.».

В апреле–мае 2011 г. в рамках мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях социологическая лаборатория АСДГ совместно с Ассоциацией городов Поволжья, Ассоциацией «Города Урала» и Союзом городов Центра и Северо-Запада России провела экспресс-опрос руководителей муниципальных образований. Цель опроса – оценить динамику ситуации, выявить проблемы, возникшие в муниципальных образованиях в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и подходы к их решению на местах. Опрошены руководители 80 муниципальных образований России, в том числе 36 центров субъектов Федерации. Были получены ответы от 38 руководителей, представляющих муниципальные образования Сибири и Дальнего Востока, 19 – Урала, 10 – Поволжья и 13 – Центра и Северо-Запада России. Это позволило представить широкий спектр ситуаций, возникших в муниципальных образованиях России в условиях выхода из кризиса, проанализировать динамику ситуации и результативность предпринимаемых мер по преодолению последствий кризиса.

В рамках второго проекта сопоставлены отчетные показатели по доходам и расходам местных бюджетов за 2010 год и плановые показатели на 2011 год по муниципальным образованиям Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов. Всего была представлена информация по 96 муниципальным образованиям. Анализ показал, что главным фактором снижения общих доходов местных бюджетов является сокращение безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. С другой стороны, субъекты Российской Федерации достаточно широко используют в межбюджетных отношениях механизм дополнительных налоговых отчислений в местные бюджеты, уменьшая тем самым объемы дотаций, сокращая встречные финансовые потоки и стимулируя муниципальные образования к наращиванию своего налогового потенциала. Вместе с тем, отмечено общее снижение доходов бюджетов, что неизбежно влечет сокращение их расходов, хотя и в меньшей степени, чем доходов, за счет наращивания дефицита. Основные потери в расходах приходятся при этом на сферу ЖКХ, что будет неизбежно сказываться на состоянии и без того проблемного жилищно-коммунального комплекса. Существенно сокращаются также капитальные затраты местных бюджетов, за счет которых решаются перспективные задачи социально-экономического развития муниципальных образований. Общий вывод состоит в том, что кризисная ситуация в муниципальных финансах не ослабевает.

В отчетный период АСДГ конструктивно реализовывала план, направленный на развитие партнерских связей и взаимодействие с различными общественными организациями, научными учреждениями, занятыми проблематикой в сфере местного самоуправления. Эксперты Фонда «Институт экономики города» (Москва), Института муниципального управления (Обнинск) и кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета неоднократно участвовали в мероприятиях АСДГ.

В течение года эксперты АСДГ выступали в качестве авторов статей в специализированных общероссийских изданиях: журналах «Практика муниципального управления», «Бюджет» и газете «Местное самоуправление». Все это позволило на общероссийском уровне обеспечить освещение деятельности АСДГ.

Бабун Р.В., вице-президент АСДГ, к.э.н., профессор кафедры муниципального управления НФИ КемГУ осуществлял научно-методическое руководство деятельностью АСДГ в соответствии с основными направлениями деятельности и задачами АСДГ, оказывал научную и методическую поддержку мероприятий по обмену опытом. Силами научных сотрудников кафедры проведены ряд исследований и подготовлены аналитические работы по заказу АСДГ.

В целом план работы АСДГ на 2011 г. выполнен. По принятым направлениям деятельности было сделано следующее:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (4)

    Отчет
    ... Представлены 3 выставки «Президенты Ассоциациисибирских и дальневосточныхгородов», «Инвестиционная деятельность муниципалитетов», ... ассоциации «Сибирское соглашение» и членам секции информатизации Ассоциациисибирских и дальневосточныхгородов ...
  2. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (11)

    Отчет
    ... и области деятельности Ассоциациисибирских и дальневосточныхгородов в 2007 году Основные направления и области деятельности Ассоциациисибирских и дальневосточныхгородов в 2007 году ...
  3. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (1)

    Информационный бюллетень
    ... для модернизации объектов ЖКХ СОДЕРЖАНИЕ АССОЦИАЦИЯСИБИРСКИХ И 1 ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХГОРОДОВ 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ 6 ... 8 ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8 АССОЦИАЦИЯСИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХГОРОДОВ 8 ФЕДЕАРАЛЬНЫЕ ОКРГУА 9 СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ...
  4. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (5)

    Информационный бюллетень
    ... и родителей учат диалогу СОДЕРЖАНИЕ АССОЦИАЦИЯСИБИРСКИХ И 1 ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХГОРОДОВ 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ 6 ПРЕЗИДЕНТ ... АССОЦИАЦИЯСИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХГОРОДОВ 10 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА 10 ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 10 СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ...
  5. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (8)

    Информационный бюллетень
    ... моногорода на грани СОДЕРЖАНИЕ АССОЦИАЦИЯСИБИРСКИХ И 1 ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХГОРОДОВ 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ 5 ... Журнал «Муниципальная Россия» 6 АССОЦИАЦИЯСИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХГОРОДОВ 7 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА 7 СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 7 УРАЛЬСКИЙ ...

Другие похожие документы..