textarchive.ru

Главная > Документ


ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Сборник научных трудов
Выпуск 1

г. Ханты-Мансийск, 2007

УДК: 334.73

ББК: 65.29

С – 23

Печатается по решению НМС

Института экономики

и финансов ЮГУ

Рецензенты:

В.М. Куриков, д.э.н., профессор

Красильников А.В., к.э.н., доцент

Научный редактор:

кандидат экономических наук, доцент О.Н.Михайлюк

С – 23 Проблемы развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры / Сб. науч. тр. кафедры экономики организаций и предпринимательства, Выпуск 1 - Ханты-Мансийск: Ин-т экономики и финансов Югорск. Ун-та, 2007. – 84 с.

В сборнике, подготовленном коллективом сотрудников, ученых и аспирантов кафедры «Экономики организаций и предпринимательства» освещаются вопросы, в той или иное мере, связанные с экономическими, социальными, экологическими проблемами региона – Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Исследуются факторы формирования экономики организаций и предпринимательства региона на материалах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Сборник предназначен для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей экономических факультетов.

ISBN …………………………

© Югорский государственный университет, 2007 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ханты-Мансийский автономный округ сегодня занимает достойное место среди субъектов Российской Федерации и во многом определяет стабильное развитие экономики Российского государства.

Мощный производственный потенциал, реализация крупных инвестиционных проектов по разработке нефтяных месторождений, добыче и переработке углеводородного сырья, лесных ресурсов, создание новых отраслей хозяйства – надежная база для укрепления экономической, социальной и политической стабильности в регионе, улучшения условий жизни населения. В округе активно развивается жилищное строительство, модернизируется материально-техническая база здравоохранения, образования и других отраслей народного хозяйства.

Одним из приоритетных направлений развития экономики региона является государственная поддержка малого и среднего бизнеса во всех секторах экономики базовом, инфраструктурном и секторе услуг. Развитию предпринимательства в Югре отводится значительная роль и особенно сейчас, когда разработана Программа социально-экономического развития страны - государственная поддержка предпринимательства, укрепление среднего класса в России и округе позволит сохранить заданные темпы и положительные тенденции развития предприятий и отраслей сырьевых регионов. Тематика проблем, которые рассматривают в своих исследования ученые кафедры «Экономики организаций и предпринимательства» весьма разнообразна, однако, прослеживается общие направление, обозначенное как развитие экономики региона и предпринимательства и предпринимательской деятельности. Публикации данного научного сборника рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям, а также практикующим профессионалам. Коллектив ученых кафедры «Экономики организаций и предпринимательства» надеется на дальнейшее сотрудничество с новыми авторами в издании следующего сборника, выпуск которого планируется сделать ежегодным.

Голобородько С.В., к.э.н., доцент

Елютин А.В., аспирант

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В НЕФТЯНОМ БИЗНЕСЕ

Сырьевая направленность экономики, особенно в нефтегазовой отрасли не способствует наиболее эффективному использованию добываемых ресурсов. В мировой практике сложился определенный опыт в этой области, использование которого через вертикальную интеграцию предприятий нефтяного бизнеса позволит повысить эффективность их деятельности и получить дополнительные поступления в бюджет государства.

На сегодняшний день в структуре мирового нефтяного бизнеса ведущими являются вертикально интегрированные нефтяные компании. Данные компании являются наиболее известными и динамично развивающимися нефтяными компаниями мира. Вертикальной интеграцией является объединение на финансовой и экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти - транспортировка - переработка - нефтехимия - сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.

Предпосылки вертикальной интеграции.

На Западе развитие нефтяного бизнеса с самого начала пошло по пути вертикальной интеграции. Крупнейшие нефтяные компании установили контроль над всеми сферами нефтяного дела в национальном, а затем и международном масштабе. Такого же подхода придерживались и многие небольшие предприятия, хотя они и осуществляли деятельность на ограниченных территориях.

Страны-экспортеры нефти, входившие в OPEC, сумели в значительной степени установить контроль над своими нефтяными ресурсами. В настоящее время практически во всех нефтедобывающих странах существуют мощные национальные нефтяные компании. Не смотря на это, даже добившись права распоряжаться большей частью добываемой нефти, страны-производители не смогли получить справедливую, по их мнению, долю в общих доходах, обусловленных эксплуатацией нефтяных ресурсов. Основная причина этого - отсутствие или ограниченность доступа к рынкам сбыта конечной продукции.

В связи с этим, в 70-х годах сначала для самообеспечения нефтепродуктами, а затем и с целью выхода с ними на внешние рынки Саудовская Аравия - крупнейшая нефтяная держава мира - и многие другие страны-производители приступили к строительству нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. В 80-е годы они разнообразили свою политику, приобретая материальные и финансовые активы нефтеперерабатывающих производств и сбытовых компаний на территории стран-потребителей нефти - в Северной Америке и Западной Европе.

В данном случае процесс вертикальной интеграции развивался в направлении от разведки и добычи нефти к сферам ее переработки и маркетинга продукции. Важнейшими предпосылками такого процесса можно считать стремление овладеть рынками конечного спроса и конкуренцию в сфере нефтедобычи в условиях достаточно насыщенного рынка и снижающейся эффективности инвестиций в освоение новых нефтяных ресурсов.

Другой пример интеграции можно увидеть в нефтяных компаниях стран Западной Европы. Так, во Франции и Италии сформировавшийся еще в 50-е годы мощный государственный сектор в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности находился в сильной зависимости от поставок со стороны крупнейших нефтяных компаний мира. Используя конкурентные противоречия между транснациональными нефтяными корпорациями и правительствами нефтедобывающих стран, прежде всего в Северной Африке, европейские государственные и частные компании сумели вклиниться в сферу нефтедобычи на более приемлемых для стран-собственников ресурсов концессионных условиях. Основным двигателем данного интеграционного процесса было стремление к преодолению зависимости от поставок сырья. В результате этого сложились крупные нефтяные компании, такие как французская Total и итальянская ENI, входящие ныне в двадцатку лидеров.

Среди важнейших предпосылок вертикальной интеграции, анализируя опыт создания вертикально интегрированных нефтяных компаний в странах Запада, следует отметить следующие:

  • стремление нефтяных компаний к контролю над рынками сбыта конечной продукции;

  • необходимость создания эффективно управляемой организации производства и сбыта;

  • обеспечение в рамках вертикально интегрированных структур контролируемых источников сырьевого обеспечения;

  • характер нефтяного бизнеса носит международный характер и тесно связан с мировой и национальной политикой;

  • способность экономии на масштабах производства. Концентрация капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции) способствуют сокращению удельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли.

Основные предпосылки интеграционного процесса нельзя считать факторами абсолютного действия. Они достаточно противоречивы и проявляются лишь в тенденции. Планомерность, концентрация производства и капитала, установление контроля над рынками сырья и продукции в сочетании с монополизмом отнюдь не исключают конкуренции. Крупнейшие нефтяные корпорации соперничают между собой и независимыми компаниями-аутсайдерами.

Стремление компаний к контролю и участию во всех стадиях нефтяного дела приводит к не всегда оправданному дублированию производственных и сбытовых структур. Иными словами, экономия в издержках, достигаемая внутри вертикально интегрированных компаний, имеет своей оборотной стороной расточительное расходование ресурсов.

Интеграция и комбинирование в нефтяном деле не исключают и специализации. Наряду с небольшими компаниями, существуют крупные специализированные компании. И те, и другие, будучи самостоятельными хозяйственно-правовыми структурами, могут, тем не менее, входить в сферу влияния интегрированных компаний, например, через систему финансового участия. В нефтяном бизнесе в условиях рыночной экономики широко распространено частичное (фрагментарное) комбинирование различных сфер деятельности. Типичным примером такого рода являются связки: разведка запасов — добыча нефти; транспорт — оптовая торговля нефтью; нефтегазопереработка - нефтехимия; оптовая - розничная торговля нефтепродуктами. Специализация и частичное комбинирование, по-видимому, наиболее удобны при переработке нефти вследствие большого разнообразия процессов и технологий, необходимости производства продукции с заданными свойствами (смазочных масел, различных присадок и т.д.).

Развитие интеграционного процесса в нефтяной промышленности при наличии необходимой мощной финансовой базы происходило и происходит в различных формах:

  • прямых инвестиций с созданием новых объектов в сферах производства и сбыта;

  • приобретения материальных и финансовых активов существующих компаний (слияние, поглощение и т. д.);

  • реализации совместных проектов и образования совместных компаний.

В результате этого процесса сложились интегрированные компании двух принципиально различных видов. К первому относятся компании, интегрированные по финансовому признаку — холдинги, не занимающиеся производственной деятельностью, но осуществляющие контроль над многочисленными компаниями и филиалами. Интегрированные компании второго вида являются производственными, осуществляющими разведку, добычу, транспортировку и переработку нефти, а также сбыт готовой продукции через свои филиалы и специализированные подразделения. Таких компаний в современном нефтяном бизнесе подавляющее большинство. В настоящее время компаний, которые являлись бы только производственными уже практически не существует. Все они в той или иной степени являются финансовыми компаниями.

В нефтяном бизнесе в целом, из-за процессов вертикальной интеграции, имеет место чрезвычайно сложное переплетение экономических и политических интересов. Вертикальная интеграция, опирающаяся на систему финансового участия и совместного владения, приобрела многоступенчатый характер, адекватный условиям современной рыночной экономики. Все крупнейшие нефтяные компании мира включают в себя звенья технологической цепочки - от скважины до бензоколонки. В их состав входят дочерние компании, имеющие статус национальных, если они находятся в других странах. Сама вертикально интегрированная компания выступает по отношению к ним как материнская и имеет совместные с другими фирмами предприятия. Все компании по форме собственности являются акционерными обществами. Дочерние фирмы практически независимы, у них свое собственное управление, совет директоров. Штаб-квартира (главный офис) материнской компании дает дочерним конкретные задания, которые должны способствовать достижению высоких финансовых результатов. «Главный офис» материнской компании определяет стратегию, а вся текущая работа осуществляется в низовых звеньях.

Исламутдинов В.Ф., к.э.н., доцент

ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ

В СЫРЬЕВЫХ РЕГИОНАХ

Рассматриваются общие подходы к размещению инновационных производств. Выявляются проблемы их размещения на территории сырьевых регионов и возникающие при этом трудности. Обосновываются критерии территориального размещения инновационных производств с учетом особенностей экономики сырьевых регионов. Рассматриваются методы оценки инноваций.

Вопросам пространственного размещения инновационных производств уделяется в научных исследованиях недостаточно внимания. Обычно исследование «пространственного» аспекта неравномерности инноваций ведется на двух уровнях — отраслевом и региональ­ном. На отраслевом уровне выделяется лидирующий сектор или группа отраслей на основании двух критериев:

во-первых, лидирующий сектор представляет собой фазу роста жизненного цикла базисных инноваций;

во-вторых, демонстрирует более высокие темпы роста.

Лидирующий сектор — это отрасли, которым свойственны общие признаки (более высокий уровень квалификации управ­ленческого персонала; более крупные размеры отдельных отрас­лей производственных единиц; более существенная экономия на масштабах производства; большая «незащищенность» от конку­ренции с иностранными фирмами и т.д.)- Согласно исследова­ниям А. Ван дер Цвана, лидирующий сектор в значительной степени совпадает с производством инвестиционной продукции. По его мнению, это объясняется тем, что в данном секторе промышленности отрасли обладают относительно коротким жизненным циклом в результате постоянного и сильного давле­ния субститутов (заменителей).

Региональный разрез «пространственного» кластера связан с анализом межстрановых различий и разработан в исследованиях Дж. Вэя. Эти различия выражаются в том, что страна, в которой любое из принятых инноваций распространяется быстро и в больших масштабах, развивается быстрее, чем те страны, в ко­торых аналогичный процесс начался позже и идет медленнее.

Среди со­временных региональных теорий все более заметную роль играет «концепция полюсов», или «центров роста». Согласно разработ­кам Ф. Перроу, любое экономическое пространство правомерно определять как некое силовое поле, напряженность которого неравномерна. В направлении к полюсам действуют определен­ные центростремительные и центробежные силы. Эти полюса как бы притягивают, группируют инновации, образуя террито­риально-отраслевые концентрации. Они характеризуются тем, что здесь четко просматривается связь между инновациями и производимым объемом продаж, совокупным доходом, инвести­циями, уровнем экономического и социального развития.

Таким образом, муниципальный полюс роста представляет собой сочетание развивающихся предприятий (отраслей) на ос­нове инновационных прорывов, способных вызвать экономиче­ский рост в зоне своего влияния.

Возникновение территориальных «центров роста» обусловлено неравномерностью масштабов и эффективности производства, на­личием «удобных» и «неудобных» территорий для размещения пред­приятий нескольких сопряженных отраслей, усилением тенденции смещения инноваций из крупных городов в малые и средние.

Что же касается пространственного размещения инноваций в рамках одной страны, то этот аспект изучен недостаточно. В то же время существуют большие проблемы в выборе места размещения инновационных производств. Особенно явно эта проблема проявляется в сырьевых регионах страны, поскольку они чаще всего не имеют развитой научно-исследовательской инфраструктуры, которая могла бы послужить базисом для размещения того или иного инновационного производства. Это не означает, что инновационные процессы в таких регионах протекают вяло. Они идут и достаточно активно, но чаще всего ограничены рамками ведущей сырьевой отрасли (нефтедобывающей – для условий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры). В то же время в других отраслях может наблюдаться инновационный «голод». Кроме того, такие регионы обычно имеют избыток энергетических мощностей и вполне достаточно финансовых ресурсов для создания собственных инновационных «кластеров». Таким образом, наблюдается противоречие инновационных запросов и инновационных возможностей сырьевых регионов.

Анализируя опыт размещения инновационных производств, созданных на средства «Фонда поколений» Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, можно выделить следующие тенденции:

  • инновационные производства размещаются в местах, максимально приближенных к традиционным местам размещения таких производств. Например «Юграфарм», Боровскя птицефабрика – в Тюменской области.

  • инновационные производства тяготеют к энерго-сырьевой базе. Например «Кода-лес», Рыбокомбинат.

  • инновационные производства никак не привязаны к пространственно-территориальным условиям. Например Ханты-Мансийский алмазообрабатывающий завод.

Анализируя эффективность размещения инновационных производств, можно прийти к выводу, что не всегда они являются успешными. Негативный пример: Ханты-Мансийский алмазообрабатывающий завод, который в настоящее время простаивает из-за отсутствия сырья и рынка сбыта.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать ряд базисных положений. По нашему мнению, размещение инноваций – это выбор технологических площадок для реализации инновационного проекта с учетом пространственно-территориальных, научно-технических, финансово-экономических, социальных, экологических и других факторов. Возможны три основных варианта размещения инновационных производств:

  1. Вблизи источника инноваций (наукоград, технополис);

  2. Вблизи потребителей инновационной продукции;

  3. Вблизи центров притяжения ресурсов – сырья, энергетических мощностей.

Выбор варианта обуславливается следующими факторами:

    • потребность в инновациях и инновационной продукции;

    • сложность трансфера (переноса) инноваций;

    • потребность в ресурсах для организации инновационного производства;

    • риск размещения инновационного производства;

    • транспортабельность (мобильность) инновационной продукции;

    • наличие инфраструктуры (транспортной, научно-технической, социально-бытовой);

    • административно-правовые факторы (правовая защита инноваций, заинтересованность органов власти, вмешательство);

    • экономическая эффективность того или иного варианта.

Как уже отмечалось, сырьевые регионы отличаются наличием больших объемов энергоресурсов, большими объемами сырья, неразвитостью инфраструктуры. Соответственно основными типами инновационных производств, которые предпочтительнее для размещения в таких регионах, являются производства, требующие больших объемов нетранспортабельного или плохотранспортабельного сырья, требующие больших энергозатрат при производстве, имеющие легкотранспортабельную конечную продукцию, и в основе которых лежат легкопереносимые на неподготовленную базу инноваций.

Однако это не означает, что сырьевые регионы ограничены в выборе инновационных производств на свих территориях. При наличии достаточных финансовых ресурсов возможно развитие собственной научно-технической инфраструктуры, что снимет ограничение по трансферу инноваций. Также, при высокой экономической эффективности предполагаемого инновационного проекта, возможен выбор менее эффективного варианта размещения на территории сырьевого региона при условии, что затраты на внедрение инновационного производства все-таки окупятся и данный проект позволит в комплексе решать и другие проблемы региона: научно-технические, социальные, экологические и т.д.

При этом необходимо понимать, что внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

  • экономический эффект;

  • научно-технический эффект;

  • социальный эффект;

  • экологический эффект.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли осуществляется комплексное развитие и повышение благосостояния.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономиче­ский эффект. Например, разработанное изобретение как новше­ство высшего уровня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после реализации товара, разработанного на основе изобретения. Или повышение степени удовлетворения фи­зиологических потребностей сотрудников и их семей сократит потери рабочего времени по болезням, повысит производительность труда, качество воспроизводства трудовых ресурсов и т. д., что не по­считаешь сразу в форме экономического эффекта. Снижение вы­бросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду сохраняет экосистему, увеличивает продолжительность жизни человека и т. д. Этот эффект невозможно сразу перевести в прибыль.

То есть традиционные методы оценки эффективности инноваций на основе эффективности инвестиций не приемлемы. Требуется комплексный подход, учитывающий не только экономическую эффективность, но и риски, социальную, экологическую эффективность, а также отсроченный эффект.

При этом эко­номический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в ин­новацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, со­циальный и экологический эффекты могут иметь форму только потен­циального экономического эффекта.По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимост­ном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопре­деленности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

Таки образом интегральную экономическую эффективность инноваций можно представить в виде суммы коммерческой эффективности плюс изменение затрат государства (общества) на ликвидацию социальных и экологических последствий инноваций плюс отсроченный эффект:

, (1)

где - коммерческая эффективность, млн. р.

- изменение затрат государства (общества) на ликвидацию социальных последствий инноваций, млн. р.

- изменение затрат государства (общества) на ликвидацию экологических последствий инноваций, млн. р.

- отсроченный (научно-технический) эффект от внедрения инноваций, млн. р.

Альтернативные варианты решений должны приводиться в сопоста­вимый вид по 8 факторам:

  • фактору времени;

  • фактору качества;

  • фактору масштаба;

  • фактору освоенности объекта в производстве;

  • методу получения информации;

  • условиям применения объекта;

  • фактору инфляции;

  • фактору риска (прежде всего технологического и коммерческого) и неопределенности.

При проведении анализа эффективности инновационной деятель­ности организации следует учитывать перечисленные факторы сопо­ставимости вариантов анализа и оценки. При сравнении различных вариантов инвестиционных про­ектов основными показателями для сравнения инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являют­ся показатели ожидаемого интегрального эффекта

Если вероятности различных условий реализации проекта известны точно, каждая из составляющих ожидаемого интегрального эффекта рассчитыва­ется по формуле математического ожидания

Эож = Эi * Рi, (2)

где Эож - ожидаемый интегральный эффект по i-й составляющей;

Эi- интегральный эффект при i-мусловии реализации;

Рi-вероятность реализации этого проекта.

Таким образом, проблемы размещения инновационных производств на территории сырьевых регионов решаемы за счет более тщательного анализа условий осуществления проектов и оценки ожидаемой эффективности с поправкой на специфику региона.

Литература

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

2. Морозов Ю.П, Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.

Пономарев О.А., аспирант



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... комплекса Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры на 2005 - 2012 годы". Развитиерыночнойинфраструктуры напрямую связано с развитием транспортного комплекса Югры, в частности ...
  2. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... комплекса Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры на 2005 - 2012 годы". Развитиерыночнойинфраструктуры напрямую связано с развитием транспортного комплекса Югры, в частности ...
  3. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение (5)

    Документ
    ... привлекательности Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры” на 2011-2013 годы и целевой программы Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыРазвитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-МансийскомавтономномокругеЮгре на ...
  4. Отчет губернатора ханты-мансийского автономного округа – югры о результатах деятельности правительства ханты-мансийского автономного округа – югры в 2011 году

    Отчет
    ... ХантыМансийскогоавтономногоокругаЮгры; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в ХантыМансийскомавтономномокругеЮгре; Антинаркотическая комиссия ХантыМансийскогоавтономногоокругаЮгры; Межведомственная комиссия Ханты ...
  5. Отчет губернатора ханты-мансийского автономного округа – югры о результатах деятельности правительства ханты-мансийского автономного округа – югры в 2011 году

    Отчет
    ... ХантыМансийскогоавтономногоокругаЮгры; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в ХантыМансийскомавтономномокругеЮгре; Антинаркотическая комиссия ХантыМансийскогоавтономногоокругаЮгры; Межведомственная комиссия Ханты ...

Другие похожие документы..