textarchive.ru

Главная > Книга


42

Щ? специальных способностях

грехи мира на кресте. При всей загадочности, спиритуальный дар присутствует в мире и даже питает собою часто встречающиеся виды деятельности — прежде всего учительство во всех видах, включая ре­лигиозное и политическое.

Таковы девять видов интеллекта, которые выделил Хауэрд Гард­нер: вербальный, логико-математический, музыкальный, пространст­венный, телесно-двигательный, интраличностный и интерличност­ный, природный и спиритуальный. Его теория — это своеобразная альтернатива идее общих способностей как психических универса­лий, независимых от рода деятельности. Каждый из нас, согласно Гарднеру, в той или иной мере наделен всеми девятью intelligencies, иначе мы бы просто не выжили, но обладаем мы ими в очень ограни­ченной степени. Лишь одна или две из названных способностей быва­ют высоко развиты у одного и того же человека. Однако это ли не источник обоснованного оптимизма? Получается, что каждому чело­веку дан шанс вытащить счастливый билет и обрести себя: эти девять способностей дают столь широкий спектр возможностей, открывают столь разнообразные перспективы, что каждому дано обнаружить в себе ту или те из них, которыми он наделен в значительной степени. Это означает, что теория Гарднера в несравнимо большей степени по­литкорректна, нежели IQ, Разумеется, не стремление к политкор­ректное™ двигало пером Хауэрда Гарднера при создании его теории, но в данном случае научная истина и гуманность по отношению к человечеству не разошлись, а напротив, слились воедино.

Из теории Гарднера следует также, что способности или intelli­gencies служат ключом к типу личности. За каждым из видов интел­лекта кроются не только индивидуальные особенности восприятия, не только особый склад ума, но и определенный человеческий тип со своими интересами и ценностями. Так, инженеры, геологи и пу­тешественники, обладатели пространственного интеллекта, часто положительны, практичны и основательны и вместе с тем не чужды романтики, к которой влечет ветер дальних странствий — они не бо­ятся трудностей, неприхотливы в быту, многое могут и любят брать на себя. Их происхождение от древних охотников и покорителей морей делает их такими. Поэты и писатели, журналисты и прочие словесники более хрупки, рассеянны, капризны; они живут в вооб­ражаемом мире слов, и потому на них не всегда можно до конца по­ложиться — Слово всему придает смысл, и как люди, этот смысл по­рождающие, они сами себе могут казаться более значительными, чем они есть в действительности, в силу чего словесники несколько склонны к нарциссизму. Все эти свойства и качества, казалось бы,

43

а

;jj7 специальных спосооностях

не имеющие прямого отношения к способностям, на самом деле яв­ляются их прямым продолжением, и потому психология личности, собирающая воедино все разделы психологической науки, с необхо­димостью должна быть и психологией способностей — способнос­тей, порождающих человеческие типы.

По ходу изложения взглядов Хауэрда Гарднера можно было бы для удобства пользоваться сложившейся терминологией достаточно вольно (как, собственно, и пользуются ею большинство психологов): не различать способности, одаренность и талант, адресуясь к ним как к своеобразным синонимам. Однако, все-таки наиболее близко и да­же единственно правильно было бы трактовать гарднеровские «intel-ligencies» именно как способности, то есть как различные операци­онные психические системы, максимально приспособленные к осво­ению той или иной реальности, того или иного вида материала. В этом материале человек чувствует себя как рыба в воде: ему ничего здесь не нужно объяснять, он как будто от природы приспособлен к овладению именно этой сферой знаний и деятельности. Гарднеров­ские способности отличаются от IQ тем, что не претендуют на уни­версальность — это специальные способности, и нельзя с помощью музыкального интеллекта освоить состав воды и почвы, также как нельзя с помощью интерличностных способностей усвоить теорему Пифагора. Все наши способности и опирающиеся на них таланты специфичны, действуют в ограниченной области деятельности, a g-фактор — это миф, осколок логико-математического мышления, ко­торый люди, фетишизируя возможности разума, возвели в абсолют.

Хауэрд Гарднер превратил в стройную систему бесконечность наших способностей, которые, казалось, должны были быть столь же многочисленны, сколь многочисленны варианты человеческой деятельности. Основных, базовых способностей, составляющих ос­нову человеческого интеллекта, всего девять. Смешивая их в разных пропорциях, как художник смешивает краски на палитре, мы можем получить все многообразие наших дарований. Это еще не таланты, для которых нужны и креативная составляющая (об этом Гарднер ничего не говорит), и мотивационный компонент, но это уже не IQ. и не некоторая неопределенная «креативность», а вполне осязаемые природные дарования. Если какой-то или какие-то виды интеллек­та из этой гарднеровской девятки присущи кому-то в высокой сте­пени, это уже будет солидная заявка на талант: при наличии творче­ской составляющей и большой мотивации такой человек сможет ос­тавить след в истории.

Врожденность одаренности и таланта кого-то, быть может, огор-

44

специальных способностях

чает, но она же дает большой повод для оптимизма; в конце концов, самую старую психологическую идею высказал еще Сократ, сказав «Познай себя». К тому же косвенно призывает и теория «multiple intelligencies» Х.Гарднера, на основании которой людям вовсе не нужно отменять талант, объявляя его мифом, а напротив, удвоить усилия в поиске своих изначальных способностей. Нужно ли будет для этого покопаться в наследственности, нужно-ли будет присталь­но и с научными инструментами в руках понаблюдать за развитием детей в раннем возрасте, или может быть, придется по-разному ор­ганизовать обучение разных детей — на все эти вопросы ищет отве­ты психология одаренности.

Один из действенных инструментов поиска — психологические тесты, которые по косвенным признакам — по анализу поведения че­ловека в играх, в решении задач, в ответах на простые вопросы — бе­рут на себя роль пророка и предсказывают будущее. Врожденность способностей дает человечеству большую фору, поскольку подобные предсказания можно делать уже в детском возрасте, и нет такой пси­хологической сущности, включая способности, которую нельзя было бы распознать с помощью соответствующих психологических инст­рументов. Тесты на специальные способности должны быть тоже спе­циальными: будущие музыканты будут возиться со звуками, будущие филологи — со словами, пространственные способности будут прове­ряться в работе с пространственными фигурами — кубиками, цилин­драми, шарами, или в пространственных играх похожих на шахматы или нарды. Претенденты на звание будущих Пироговых вполне могут поиграть с кошками и рыбками, а будущие дипломаты должны будут общаться со сверстниками и воспитателями по особым правилам. Как показала история психологии в XX веке, с помощью Щили тестов на креативность невозможно обнаружить ни Федора Конюхова ни Мэ-рилин Монро: поэтому тесты XXI века будут проводиться на том же материале, который использует талант в своей работе.

Тестирование детских способностей подразумевает одно весьма трудно выполнимое условие?.в нем должно быть максимально сни­жено влияние опыта — этот тест выполним для одаренного ребенка, он заставит слегка задуматься и одаренного профессионала, кото­рый с блеском выполнит тест — но при этом для профессионала без­дарного, который дожил до седин, не блистая талантами, такой тест окажется слишком крепким орешком. Это будет «тест с секретом», рассчитанный не на знания, а на интуицию, не на выработанные на­выки, а на мгновенное усмотрение истины, данное настоящим та­лантам. В тестах на специальные способности, предназначенных для

45

0 специальных способностях

людей любого возраста, опыт не приведет к успеху, а отсутствие опыта не помешает отлично справиться с заданием.

Вооруженная таким «мультипакетом» тестов, психология спо­собностей и в самом деле сумеет осчастливить человечество, и сколь бы далекой ни казалась сегодня подобная цель, тем не менее «доро­гу осилит идущий»: если каждая из «intelligencies», входящих в гарднеровскую девятку, будет обеспечена соответствующим тестом, пригодным для детей, общество несомненно признает, что все стара­ния исследователей одаренности не пропали зря — человечество по­лучит ключ к творческой реализации, а значит и к счастью каждого члена общества.

Итак, к концу XX столетия теория способностей, одаренности и таланта пришла к следующим выводам:

1. Общих способностей не существует: есть способности специ-

альные, определяющие предрасположенность человека к тем или иным видом деятельности. Базовых способностей всего девять, и они соответствуют видам интеллекта, выделенным Хауэрдом Гарднером в его теории «multiple intelligencies».

  1. Способности — это психическое свойство, способствующее
    освоению и обучению, а не открытию и изобретению; способ­
    ности не равны таланту, с помощью которого рождаются
    высочайшие достижения человечества. Талант не возникает
    из способностей и не является их высшей ступенью, а пред­
    ставляет собой иное, интегративное и многокомпонентное
    психическое свойство, которое включает в себя операцион­
    ную часть (способности), креативную часть (ее можно на­
    звать одаренностью) и эмоциональную часть (мотивацию и
    прочие сопутствующие компоненты).

  2. Структура таланта мультипликативна: это означает, что от­
    сутствие (или сведение к нулю) хотя бы одного из необходи­
    мых компонентов не может быть ничем компенсировано — в
    этом случае вся структура предполагаемого таланта, умно­
    жаясь на ноль, уничтожается. Каждый талант должен обла­
    дать всем набором необходимых психических свойств и ка­
    честв — и операционными, и креативными, и эмоциональны­
    ми. Отсюда вытекает чрезвычайная редкостность таланта,
    его высочайшая исключительность.

46

\§у специальных способностях

4. Талант является результатом врожденных факторов наслед-

ственного происхождения, и не может быть следствием боль­шого количества времени, затраченного на занятия соответ­ствующей деятельностью. Талант также не является резуль­татом квалифицированного руководства со стороны педаго­га и не зависит в решающей степени от поддержки в семье, оказанной или не оказанной ребенку на ранней стадии ста­новления таланта. Теория «deliberate practice» или «целена­правленных занятий» вытекает из идеологии политкоррект­ное™ в большей мере, нежели из научных исследований.

5. Врожденное происхождение таланта не означает, что он явля-

ется результатом прямого и непосредственного наследова­ния: талант может быть унаследован от разных членов рода, в том числе и отдаленных предков и непрямых родственни­ков. В силу компонентной структуры таланта вся структура целиком почти никогда не передается детям одаренного че­ловека: вероятность этого тем больше, чем больше детей в его семье (например, в семье Себастьяна Баха, где трое сыновей из более чем 20 детей от двух жен стали выдающимися музы­кальными талантами).

6. Проявляются и тестируются способности, одаренность и та­
лант лишь в тех условиях и на том материале, которые мак­
симально приближены к их специфике. Специальные спо­
собности требуют специальных тестовых процедур провер­
ки: успех в выполнении этих тестов не должен зависеть от
возраста и опыта испытуемых.

УЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ





ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТАЛАНТА

Девять intelligencies, девять видов природных способностей че­ловека, которые выделил и назвал Хауэрд Гарднер, определяют все духовное развитие человечества. Ни одно открытие, ни одно дости­жение человеческой мысли и ни одно практическое дело не могло бы совершиться без них. Эти девять видов интеллекта как девять древнегреческих муз, каждая из которых заведует той или иной ду­ховной областью. В некоторой степени каждый из нас как наслед­ник эволюционного пути человечества владеет всеми девятью та­лантами. Все мы чуть-чуть поэты, хотя бы потому, что понимаем и ценим поэзию; каждый обладает логико-математическим мышлени­ем хотя бы на уровне таблицы умножения и идеи квадратных мет­ров, и каждый обладает некоторой долей интерличностного дарова­ния хотя бы потому, что имеет друзей и находит компромиссы со своим начальником. Однако обладание всеми гарднеровскими intel­ligencies — результат долгого эволюционного процесса: не все чело­веческие дарования явились одновременно, потому что очень посте­пенно, иногда с интервалом во многие тысячи лет появлялись те ви­ды деятельности, которые рождали эти дарования и нуждались в них. Цивилизация формировалась постепенно, шаг за шагом, и так же постепенно являлись на свет человеческие таланты, определяю­щие ее развитие.

Первым возникло самое фундаментальное и необходимое даро­вание — способность двигаться, управлять своим телом или bodily-kinesthetic. Эта способность стоит первой на лестнице эволюции, она объединяет человека с другими живыми организмами. Владение своим телом — первое условие выживания. Вместе с телесно-двига­тельным интеллектом возник и пространственный интеллект или по-английски spatial intelligence. Он позволял древнему человеку

49

Музыкальные способности

находить свой путь в лесах и на морях, строить жилье и осваивать древнейшие ремесла — работать с камнем, железом и глиной. Пространственный интеллект помог человеку воздействовать на окружающий мир, потому что без практического понимания прост­ранственных фигур и правил их соединения человек не мог бы создать орудия труда и пользоваться ими: телесно-двигательный и пространственный интеллект были психологическим средоточием первобытной культуры.

Каменный век, когда человек добывал себе пищу охотой и рыбо­ловством, установил первичное единение человека и природы. Ов­ладение физическим движением и перемещение в пространстве оз­начали полную зрелость человеческого организма, его единство с окружающей средой. Но для полноты этого единства необходимо было наладить диалог с природными силами, понять фундаменталь­ные законы их жизни — знать приметы времен года и предсказывать погоду, познать свойства растений и научиться их выращивать, знать повадки животных и уметь приручить их. Здесь человеку по­надобился природный интеллект, natural, который обеспечивает проникновение в тайны живой природы и помогает общаться с ней. Без natural intelligence человек так и остался бы в каменном веке — природный интеллект, natural, открыл человеку путь в земледель­ческую эру: древний человек занялся скотоводством, а впоследст­вии и обработкой земли и перешел в эпоху родового строя.

Три первые способности из девяти образовали фундамент нашей психики, ее своеобразный корень, ее отправную точку. Эти способности — самые древние, они стоят первыми на филогенетиче­ской оси эволюции, и потому они наиболее генетически укоренены. Людей, обладающих ими чрезвычайно много. Подавляющее боль­шинство людей ловки и сильны — если они не изуродуют свое тело сидячим образом жизни и перееданием, которых не знал древний человек, то телесно-двигательный интеллект непременно заявит о себе. Современный человек весьма охотно отдает свое время и силы занятиям спортом; в спорте разбираются и спортом интересуются едва ли не все — так телесно-двигательный интеллект обнаружива­ет свое древнейшее происхождение.

Огромное большинство людей обладает также и пространст­венным интеллектом: в каждом народе много умельцев, способных если не «подковать блоху», то хотя бы сделать нечто полезное свои­ми руками — орудовать топором, пилой и другими несложными ин­струментами могут очень и очень многие; множество женщин пре­красно шьют, вяжут и вышивают. Пространственный интеллект

50

введение

влечет людей к покорению рек, морей и горных перевалов; разными способами, иногда весьма рискованными, современный человек по­добно нашим далеким предкам преодолевает огромные расстояния. Так же велико число людей, любящих и понимающих живую приро­ду: неисчислимо количество садоводов-любителей, миллионы людей любят и умеют копаться в земле, хотя ведут вполне городской образ жизни; многие очень любят животных и не мыслят своей жизни без них. Эти проявления древних видов интеллекта самой своей распро­страненностью говорят о филогенетической природе «древа талан­тов»: его корни разветвленны и глубоки, они захватывают едва ли не каждого человека. Многие люди обладают тремя первичными челове­ческими способностями, тремя первичными видами интеллекта — те­лесно-двигательным, пространственным и природным.

Следующим шагом в познании мира стало познание человечес­кого общества. Человек, овладевший своим физическим бытием и нашедший общий язык с природой, должен был теперь понять себя и себе подобных — без овладения навыками общения человек не мог продвинуться по пути цивилизации. Здесь ему понадобился «дуэт» талантов — interpersonal, интерличностный интеллект, талант обще­ния, и intrapersonal, интраличностный интеллект, талант психологи­ческий, талант самопознания. С их помощью человеку удалось осо­знать себя и свои жизненные цели, он научился взаимодействовать с другими людьми, находить консенсус и искать компромиссы, ус­тупать и настаивать, идти на конфликты и разрешать их. Он стал проницательным, научился настраиваться на «другую волну», чув­ствовать настроения и мысли других людей как свои собственные. Общение поставило перед человеком множество новых задач: он на­учился поддерживать своих друзей и препятствовать врагам, быть искренним и лицемерить, он научился использовать обман себе во благо, учитывать множество противоположных интересов и нахо­дить в них опору для осуществления своих целей. Человек стал политиком и психологом, он сделал возможным образование сооб­ществ, устремленных к общей цели — племен, родовых общин, на­ций и государств. И все это произошло благодаря интерличност­ному и интраличностному видам интеллекта.

Общение и потребность в нем предполагали все более изощрен­ные средства для передачи чувств и намерений. Желая быть поня­тым, человек поставил себе на службу звук, свой собственный голос, который был идеальным, природным инструментом общения. На заре истории, когда словесная речь только складывалась, голос и его интонации уже могли сказать о многом. Так формировался праязык,

51

>:Музыкальные способности

предок музыки и словесной речи: он содержал важнейшие парамет­ры сообщения — в форме простейших голосовых сигналов люди со­общали друг другу о себе и побуждали собеседников к ответному действию. Тогда в психологический механизм человечества встрои­лась интуиция: без слов, с полужеста, с полувздоха люди научились распознавать отношение к себе собеседника и его скрытые намере­ния, и язык звуков сыграл в этом процессе важную роль. Как след­ствие потребности в общении сложился у древнейших людей музы­кальный интеллект, способность осмысленно и содержательно пере­давать и воспринимать звуковую информацию, зашифрованную как последовательность разных звуков — разных по тембру, по громко­сти, по высоте и длительности. Музыка в данном случае выступала как предок всех искусств, как знак их принадлежности важнейшей цивилизационной сфере — сфере общения.

Три вида интеллекта, следующих после старейших и древней­ших, после телесно-двигательного, пространственного и природно­го — это интерличностный, интраличностный и музыкальный. Они знаменуют объединение людей в разнообразные сообщества, уста­новление отношений между сообществами и внутри них. Этот этап

— этап относительно более поздний по сравнению с древнейшими
временами, когда единственной целью человечества было выжива­
ние. Умение общаться и соответствующие ему таланты — более по­
здний результат эволюции, нежели три древнейших интеллекта. Со­
гласно филогенетической «пирамиде» наших дарований, каждым из
них обладает тем большее число людей, чем это дарование более
древнее, и наоборот, чем выше мы движемся по филогенетической
пирамиде, чем моложе тот или иной вид интеллекта, тем меньше
людей обладают им — он еще не успел генетически укорениться, он
менее генетически «прочен». Поэтому и личностей, наделенных да­
ром общения, даром проникновения в сокровенное «я» других лю­
дей и богатой интуицией, тех, кто способен вести за собой других,
убеждать и вдохновлять, гораздо меньше, чем природных путешест­
венников или садоводов. Людей, приспособленных к общению с
другими людьми в любой форме, в том числе и в художественной,
гораздо меньше, чем потенциальных спортсменов или людей, спо­
собных успешно заниматься физическим трудом.

И, наконец, самая малочисленная группа одаренных личностей

— это группа мыслителей. Три последних таланта в гарднеровской
иерархии, вербальный, логико-математический и спиритуальный,
принадлежат именно этой сфере, позднейшей по своему происхож­
дению. Язык и речь, логическое мышление и создание философских

52

овеОение

систем относятся всецело к ноосфере, к сфере духовной жизни. Эти таланты явились последними, знаменуя конечную зрелость челове­ческого разума, его всестороннее развитие; на эти дарования опира­ется наука — позднейший вид мышления, ищущий глобальных обобщений и вечных истин. И хотя язык и вербальный талант выра­стает из общения и служит своеобразным мостом между второй и третьей группой наших дарований, единственное, что нельзя выра­зить без языка — это мысль. Все остальное можно донести средства­ми сугубо коммуникативными, вырастающими, как и все виды ис­кусства, из невербальных форм общения, из жестов и интонаций. Люди, наделенные вербальным, логико-математическим и спириту-альным интеллектом — это природные «системщики», строители структур и алгоритмов, открывающие новое. Новый поэтический текст, новая формула или новая религиозно-философская доктрина являют собой новую комбинацию элементов, построенных по опре­деленным правилам — все они структурны и системны. Прогресс цивилизации опирается главным образом на эти наиболее «новые» виды интеллекта, и потому так высок авторитет, которым пользуют­ся в обществе эти позднейшие дарования Homo Sapiens.

Девять природных дарований, девять видов интеллекта по сво­ему происхождению делятся на три группы: дарования, рожденные Природой, дарования, рожденные Обществом, и дарования, рож­денные Мыслью. И хотя каждый человек в некоторой степени наде­лен многими дарованиями, все мы тяготеем к одной из названных групп. Потребность человечества в представителях каждой из них пропорциональна их природному соотношению: наиболее велика потребность в людях физического труда, наименее велика — в лю­дях науки. Та же филогенетическая закономерность наблюдается в структуре каждого из человеческих дарований в отдельности: свой­ства и качества, формирующие эту структуру, рождаются постепен­но, и чем древнее те или иные навыки, тем больше людей склонно к овладению ими, и чем позднее явились «верхние этажи» структуры каждого дарования, тем соответственно меньше людей, обладающих этими способностями.

«Филогенетическая пирамида» — это лишь вероятностная схе­ма структуры таланта, превращающая его в структуру иерархичес­кого порядка. Здесь слои обладают определенной взаимозависимос­тью, они связаны общностью происхождения, когда вышележащие слои вытекают, «прорастают» из нижележащих слоев. Людей, наде­ленных нижними, фундаментальными компонентами того или ино­го дарования, часто уместно назвать способными, и только тех, чье

53

^Музыкальные способности

дарование охватывает всю «филогенетическую пирамиду», включая ее верхние, наиболее поздние «этажи», называют высокоодаренны­ми или талантливыми. Вместе с тем как всякое живое явление та­лант не подчиняется никаким искусственным схемам, рисующим лишь наиболее общий порядок его функционирования. Способнос­ти и компоненты более позднего происхождения не всегда проявля­ются у тех, кто в высокой степени наделен способностями более ран­него происхождения — здесь нет прямой зависимости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Давиденкова екатерина александровна тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры

    Автореферат диссертации
    ... : докторискусствоведения, ... и музыкальной психологии и искусствоведения, авторами ... Шарун, Р. Казарян, Л. Трахтенберг, В. Динов, А. Гросман, В. Бабушкин, И. Воскресенская, ... , Г. Орлов, Е. Назайкинский, Д. Кирнарская, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Л. ...
  2. Отчет о результатах самообследования «ростовская государственная

    Отчет
    ... В., Мешкова А. С., Шарма Е. Ю.); Психология и методология музыкального творчества (Селиверстова О. ... докторовискусствоведения, 2 доктора философских наук, 1 доктор культурологии, 1 доктор ... ван Даммом (2005), Д. Кирнарской, Е. Трофимовой, Е. Зинькевич ... Дин ...
  3. Редакционная коллегия (5)

    Документ
    ... искусствоведения, педагогики, психологии. В отечественной психологии ... психологией, следующих авторов: М. П. Блинова [1], Л. Л. Бочкарев [2], А. Л. Готсдинер [3], Г. Л. Ержемский [4], Г. В. Иванченко [5], Д. К. Кирнарская ... ; О. К. Лепен-дина, 1984; Т. Н. ...
  4. Игнатов павел вячеславович эволюция средств художественной выразительности

    Автореферат диссертации
    ... искусствоведения, РУСИНОВА Елена Анатольевна Официальные оппоненты: Докторискусствоведения, профессор Юшманов Виктор Иванович Кандидат искусствоведения ... эстетика, психология и ... , Д.К. Кирнарская и др ... пособие / Дворко Н. И., Динов В. Г., Шугаль С. Г., ...
  5. Игнатов павел вячеславович эволюция средств художественной выразительности

    Автореферат диссертации
    ... искусствоведения, РУСИНОВА Елена Анатольевна Официальные оппоненты: Докторискусствоведения, профессор Юшманов Виктор Иванович Кандидат искусствоведения ... эстетика, психология и ... , Д.К. Кирнарская и др ... пособие / Дворко Н. И., Динов В. Г., Шугаль С. Г., ...

Другие похожие документы..