textarchive.ru

Главная > Решение


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

МОУ Гимназия № 88

от 30.08. 2010 года, протокол № 1,

председатель педсовета

________М.В. Смолонская

ПОЛОЖЕНИЕ

о составлении рабочей программы учебного курса и

календарно – тематического планирования на основе рабочей программы.

Город Краснодар, 2010

ПОЛОЖЕНИЕ

о составлении рабочей программы учебного курса и календарно – тематического планирования на основе рабочей программы.

 I. Общие положения

1.1. Положение о составлении рабочей программы разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией  модернизации российского образования на период до 2010 года, Уставом  МОУ Гимназии № 88 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей.
1.2 Рабочая программа (далее – Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания  учебной дисциплины (курса дополнительного образования), основывающийся на государственном  образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной  или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).
1.3 Цель рабочей программы – установление единых требований к разработке рабочих образовательных программ и к составлению календарно-тематического планирования; создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области), систематизация и упорядочение написания тематического планирования,  реализации учебного плана и требований государственного стандарта образования.

II. Разработка рабочей программы на основе примерной программы.

2.1. На основании п. 19 ст. 28 Закона РФ «Об образовании» разработка примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования. Примерная программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, конкретизирует содержание предметных тем стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

На основе примерных программ авторы и авторские коллективы разрабатывают учебно-методические комплекты и программы по предметам в рамках учебно-дидактических линий. Такие учебные пособия и программы называются авторскими.После соответствующей экспертизы авторские комплекты и учебники включаются (или не включаются) в федеральный перечень, а программы (наряду с примерными) используются в качестве основы для составления рабочих программ.

Корректировка программ может затрагивать основные компоненты содержания, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала. Распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы.

2.2. Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения, факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

Рабочие программы, как и примерные программы, составляются на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) или на один учебный год.

Утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) осуществляется коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса. В случае если в примерной программе или в авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты.

2.3. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы, структура рабочей программы может быть двух видов:

1 вид - если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

2 вид - если:

    • количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) учебной программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

    • производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;

    • есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов;

    • рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.


III. Структура рабочей программы.

3.1. Структура рабочей программы аналогична структуре примерной учебной программы:
1.     Титульный лист
2.     Пояснительная записка с указанием содержания обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем, а также перечень практических работ), требования к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), список используемой учебно-методической литературы.
3.     Календарно-тематическое планирование.

IV. Порядок оформления титульного листа рабочей программы

(образец заполнения титульного листа рабочей программы см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1):

4.1.  Полное наименование территориального, административного округа (город) 4.2. Полное наименование образовательного учреждения
4.3. Гриф утверждения рабочей программы с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании педагогического совета, должности, ФИО директора образовательного учреждения.
4.4. В центре титульного листа запись «Рабочая программа по _(наименование учебного курса, предмета, модуля ), __ Ступень обучения, _______ класса (параллели)__. В случае, если рабочая программа составлена для одного класса, – запись «____ класса»; в случае, если программа составлена для нескольких классов в параллели – запись «_____ параллели»
4.5. Указание количества часов, отводимых на обучение в течение года и Уровень обучения (базовый/профильный). 4.6. Ф.И.О. учителя-составителя рабочей программы с указанием должности и квалификации.
4.7. Программа разработана на основе (примерной или авторской) программы (указать автора, название примерной программы, год её); год составления рабочей программы.

V.Рабочая программа 1 видасоставляется

- если примерная или авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой;

- если в примерной учебной программе (или авторской программе, составленной на основе примерной) не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно и составляет рабочую программу 1 вида.

5.1. Структура рабочей программы 1 вида.

1.     Титульный лист рабочей программы.
2.     Пояснительная записка. 3. Содержание обучения. 4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

5.2. Порядок оформления пояснительной записки рабочей программы 1 вида:

5.1. Пояснительная записка включает в себя сведения:
1.  Об учебной программе (примерная или авторская) с указанием наименования, автора и года издания программы, на основе которой разработана рабочая программа.
2. О количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований, сочинений, изложений и других видов практической части.
3. О форме промежуточной и итоговой аттестации (см. Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ Гимназии №88):
  1-4 классы - итоговая аттестация по русскому языку и математике в форме письменных итоговых контрольных работ за курс.
1-4 классы - промежуточная аттестация в форме теста и контрольной работы.
5-11 классы форму промежуточной и итоговой аттестации выбирают согласно Положению о промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная и итоговая аттестация проводится согласно графику, утвержденному директором школы.
4. О целях и задачах, решаемых при реализации рабочей программы для практикума, исследовательской и проектной деятельности.
5. Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе. 6. Темы, вводимые учителем на региональном уровне (или по другим причинам). 7. Составляется «Таблица распределения количества часов» на уровне сопоставления часов в примерной и рабочей программе (см. ниже). Таблица тематического распределения количества часов: - если рабочая программа составлена на ступень обучения

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

- если рабочая программа составлена на один учебный год

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

5.3.Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету. (Возможно дословное повторение приведенного выше текста п.2 учителем в рабочей программе).

* Содержание учебного курса, требования к подготовке учащихся и практические работы в рабочую программу из примерной (авторской) программы не дублируются.

* О планируемом уровне подготовки выпускников в соответствии с установленными требованиями для практикума, исследовательской и проектной деятельности.

5.4.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК) с обязательным указанием учебников для учащихся. Об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе сообщается по форме: название учебника, класс, ФИО автора, издательство, год издания (аналогично дополнительная литература). Учебно-методический комплект состоит из учебника, рабочей тетради, тетради для контрольных работ, атласа, контурной карты (согласно перечню учебников, утвержденных приказом МО РФ). Дополнительная литература – сборники материалов для подготовки к итоговой аттестации ЕГЭ, ГИА, сборники контрольных работ, контрольных диктантов, изложений, тестов и др.

VI. Рабочая программа 2 вида составляется

  • количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

  • производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;

- есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов. Рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;

- рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам для детей составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

6.1. Структура рабочей программы 2 вида.

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка. 3.Содержание обучения. 4. Перечень практических работ. 5. Требования к подготовке учащихся по предмету.

6.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

6.2. Порядок оформления пояснительной записки рабочей программы 2 вида:

* Указать цели и задачи обучения предмету;

* примерную или авторскую программу (или программы), на основе которой составлена данная программа; причины ее составления и отличие от примерной (авторской) программы.

* Таблица тематического распределения количества часов:

- если рабочая программа составлена на ступень обучения

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

- если рабочая программа составлена на один учебный год

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

6.3.Содержание обучения

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы.

6.4. Перечень практических работ (при необходимости)

6.5.Требования к подготовке учащихся по предмету

Перечислить требования в соответствии с примерной учебной программой или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

6.6.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).

VII. Сроки рассмотрения рабочей программы и требования к оформлению:

  • на методическом объединении - до 31 августа;

  • согласование с заместителем директора по УВР - до 5 сентября,

  • утверждение директором ОУ - до 10 сентября.

  • Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей, специалистов по данному предмету.

  • В учебном процессе может быть использована рабочая программа, разработанная другими учителями, а также утверждённая в предыдущие годы, если в нее не внесено никаких изменений.

  • Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена в соответствии с прилагаемым образцом, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере или написана от руки.

  • Рабочая программа сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

  • После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе.

  • Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

  • Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

  • Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения: - для программ учебных предметов (курсов, модулей) компонента образовательного учреждения – на предметных кафедрах Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, - для программ элективных курсов и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки, факультативных занятий – в территориальных методических службах.

  • Рабочая программа данной структуры разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету, для элективных курсов, факультативов, практикумов,  для учащихся, находящихся на домашнем обучении.

  • При использовании в работе авторских методических разработок календарно-тематического планирования (соответствующего установленным требованиям) без применения их содержания педагог вправе приложить последние с уточнением даты проведения и номера уроков к пояснительной записке рабочего плана, в которой указывает, на основе каких методических разработок осуществляет деятельность

VIII. Порядок оформлениякалендарно-тематического планирования (далее –КТП).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочие программы по учебным курсам предметам на 2010-2011 учебный год рабочие программы по физической культуре

    Документ
    ... , 2010Рабочиепрограммы по кубановедению 5 класс 1. Пояснительная записка Данная рабочаяпрограмма составлена наоснове примерной программыкурса кубановедения. Таблица тематического ...
  2. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... индивидуальной. Рабочаяпрограммаучебногокурса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарнотематическогопланированияучебногокурса. Для рабочихпрограмм, являющихся ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (61)

    Основная образовательная программа
    ... Программы отдельных учебных предметов, курсов 1 класс Рабочаяпрограммаучебного предмета «Русский язык» Пояснительная записка Рабочаяпрограмма разработана наоснове ... Композитор, 1992. Календарно-тематическоепланирование № П/П Наименование разделов ...
  4. Понкин и в соловьев а а

    Основная образовательная программа
    ... 2010. В Программеучебногокурса описаны цель и задачи учебногокурса, образовательные результаты, тематический план, основное содержание учебных ... реализации целей и задач настоящего учебногокурсанаоснове полученных знаний обучающиеся (магистранты) ...
  5. Основная образовательная программа мбоу лицея № 4 города краснодара на 2011 − 2012 учебный год рабочие программы учебных курсов предметов дисциплин (модулей)

    Основная образовательная программа
    ... городаКраснодарана 2011 − 2012 учебный год Рабочиепрограммыучебныхкурсов, предметов, дисциплин (модулей) Типы рабочихпрограмм МОУ лицея № 4 городаКраснодара ... 2009. Самылкина Н.Н. ЕГЭ 2010. Информатика: Тематические тренировочные задания. ― М.: ...

Другие похожие документы..