textarchive.ru

Главная > Документ


ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ФОРМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В СССР

Данная работа ставит своей целью доказать выдвинутое в названии утверждение о том, что возникновение института президентства в последние годы существования Советского государстве оказало значительное влияние на форму государственного устройства страны.

Всесторонний анализ института президентской власти в СССР, наряду с определением наиболее оптимальной формы государственного территориального устройства являются наиболее востребованными темами для исследования. В ходе написания данной работы использовались труды и выдержки из них, таких авторов как С.А. Авакьяна1, М.В. Баглая2, А.А. Собчака3,М.Н. Марченко4, К.В. Кудряшова5.

В ходе проведения исследования перед нами стояла цель провести всесторонний анализ причин введения института президентства, и то, какое влияние он оказывает на государственное устройство. Для этого были использованы результаты ранее проведенных нами работ. Были сделаны следующие выводы:

Во-первых, вплоть до проведения реформ 1988 года СССР был государством с чисто «формальными» атрибутами федерации. В чем же проявился указанный «социалистический унитаризм»? – В централизованной и всесильной однопартийной системе, господствующей идеологии коммунизма. Консолидирующую роль также играла плановая экономика и подмена этнического многообразия квази-нацией – «советский народ». Профессором П. Гронским сделал вывод о том, что СССР нельзя назвать ни государством, ни федерацией и такое образование может в любой момент исчезнуть. Под внешним обличьем федеративного строя скрыта политическая действительность всевластной диктатуры союзного ВЦИКа (впоследствииВерховного совета СССР), находящегося в полном распоряжении Коммунистичес­кой партии6.Именно она была реальным источником всей законодательной политики, и ее структуры контролировали все другие правительственные органы. Но централизованная партийная иерархия не имела ничего общего с федеративными принципами, тем самым превращая все эти формальные конституционные принципы советского федерализма в фикцию.

Во-вторых, начавшиеся преобразования поставили перед собой цель соединить идеи либерализма с социалистическими ценностями.Для этого серьезно была изменена система государственных органов: введено разделение властей (на которую власть надеялась как на «панацею от всех бед») и прямые выборы в представительные органы. Главным результатом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования. Деморализованная от проведенных реформ и «обозленная» коммунистическая партия уже не могла обеспечить для лица, занимающего в ней пост генерального секретаря, взаимодействия с союзными республиками.

В-третьих, ослабление КПСС, в свою очередь, начало разваливать так называемую вертикаль власти «генеральный секретарь – первый секретарь союзной республики». Без неё очень скоро в республиках на почве национализма развалилась и идея единого советского народа, начались центробежные тенденции.

В-четвертых, введение поста президента СССР еще было попыткой построить новую вертикаль власти с главами союзных республик. Вот что поэтому поводу пишет А.А. Собчак: «…Президент в такой стране, как наша, особенно необходим. В рамках унитарного государства возможно существование и иной властной вертикали, но в рамках государства союзного, и особенно при стремлении к конфедерации… во главе страны необходим человек, обладающий всей полнотой властных полномочий, которые предполагает демократия. А это и есть Президент. Он выполняет роль арбитра в спорах между республиками…».

Создание поста Президента союза положило начало создания аналогичной должности в союзных республиках, что позволило укрепить свою власть местным лидерам. Осознав все её полноту, они уже не хотели делиться с центром. Поэтому к концу 1990 года о СССР можно смело говорить как о конфедерации.

Отмена шестой статьи конституции СССР 1978 года и введение поста Президента союза совпали по времени. Отмена первого запустило механизм распада советского государства, а институт президентства послужил катализатором этого процесса. Создание данного органа не лишено оптимизма и попытки спасти гибнущую страну.

Литература:

Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционного статуса // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. – 1998. – №1.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. – 6-е изд., изм. И доп. – М.: Нориа, 2007. – 778 с.

Собчак А.А. Хождение во власть. – Рассказ о рождении парламента. – М.: Изд-во «Новости», 1991. – 272 с.

Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с.

Кудряшов К.В. Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90-х годов – историко-теоретический аспект [Электронный ресурс] // Юрклуб. – Режим доступа: /.

Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940 гг.: Учебник / Л.Н. Жарова, И.А. Мишина. – М.: 1992. – 370 с.

© Козыревский А.В., 2012

Ларионов Я.Н.

студент

научный руководитель: ассистент Воронин М.В.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

г. Казань

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

В научной юридической литературе даётся немало обоснований понятию принципа права, но все они имеют схожие черты и в основном сводятся к тому, что определяют принципы права как «основные направления правового воздействия, исходные начала правовой системы»1. Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются нормы, институты, отрасли и вся система права2. Поэтому развитие правовой системы нельзя отделять от трансформации её принципов. Два этих компонента оказывают взаимное влияние друг на друга. Происходит сложный, диалектически обусловленный процесс параллельного изменения.

Система принципов является ядром системы права. Правовые принципы пронизывают всю её деятельность и функционирование на различных уровнях. Это происходит посредством общеправовых, межотраслевых, отраслевых3 и институциональных принципов4.

Для того чтобы наглядно просмотреть динамику параллельного развития правовых принципов обратимся к историческим примерам.

С переходом модели экономики СССР от командно-административной к рыночной формируются новые правовые принципы5, в числе которых можно назвать такие, как равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности и прочие6. Это отразилось и в Конституции Российской Федерации. Одновременно происходит трансформация правовой системы: появляется институт частой собственности в отрасли гражданского права. Происходит изменение правовой культуры и отношения людей к данному институту.

Провозглашение среди прочих принципа гуманизма7 в уголовном праве происходило в неразрывной связи с изменением правовой системы российского общества. Это отразилось в постепенном отказе от применения смертной казни и в последующем нанесении запрета на её исполнение.

Это событие также связано с переходом к построению гражданского общества, правового государства, что не может не отразится на изменении различных элементов правовой системы.

Подводя итоги, можно сказать, что принципы права как выражение его сущности не могут не идти в ногу с развивающимися общественными отношениями и правовой системой в целом, под воздействием которой и находятся общественные отношения. Однако влияние это не одностороннее, а обоюдное. И это, безусловно, положительное явление, так как правовая система, трансформируясь одновременно с принципами права, изменяется и вместе с общественными отношениями. Общественные отношения в свою очередь обуславливают формирование новых правовых принципов, а это, несомненно, залог прогресса и стремления к совершенству, как в праве, так и во всей правовой системе.

Литература:

1. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. С. 97.

2. См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

3. См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

4. См.: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права/ Учебное пособие – Казань: Спектр, 2000.

5. См.: Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 25.12.1993 № 237. Ст. 8.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 13 июня 1996 г. №63 ФЗ (ред. от 07.12.2011 № 420-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №50 ст. 7362. Ст. 7

© Ларионов Я.Н., 2012

Лепихина Н.В.

студентка

научный руководитель: к.ю.н., доцент Ефимовских В.Л.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕХОВОГО СТРОЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

В Средние века формировалось множество товариществ, в которые объединялись рыбаки, трактирщики, флейтисты, фехтовальщики, даже нищие и разбойники. Хотя такое разнообразие гильдий составляет важную составляющую общей картины того времени, но наибольшим значением обладают ремесленные цехи, которые сообщили сословной жизни того времени своеобразный характер1.

Цеха возникли в период так называемой коммунальной революции XI – XIII вв., целью которой было освобождение городов от эксплуатации феодалов. Сам цех являлся «монопольно-принудительным союзом ремесленников одной специальности, в принципе обладающих полной экономической независимостью»2.

Изначально крепостной ремесленник был мастером на все руки. Но затем появились узкоспециализированные специалисты-ремесленники, например, мастера по изготовлению доспехов или изделий из золота. Им не хватало уже работы в феоде, им был необходим рынок. Это отражает суть вотчинной концепции происхождения цехов. Существует также гильдейская теория происхождения цехов. Согласно ей цеха – лишь видоизменение религиозных братств, «в которых мертвые входили в живых, делая их своего рода одержимыми»3.

К. Маркс объяснял причину создания цехов «необходимостью объединиться против объединенного разбойничьего дворянства, потребностью в общих рыночных помещениях в эпоху, когда промышленник, был одновременно и купцом, ростом конкуренции со стороны стекавшихся в расцветавшие города беглых крепостных, феодальным строем страны»4.

Весь внутренний строй цеха – это постоянная регламентация, которая сопровождала каждого, начиная от его вступления в цех и заканчивая его смертью. Сформировалось так называемое цеховое право, под которым понимается «система правил поведения, закрепляющая привилегии гильдий (цехов), регулирующая внутреннюю организацию производства и его технологию, использования видов сырья, способов переработки, качество готовых изделий»5. Правила, которым обязаны были подчиняться члены корпорации, излагались в цеховых статутах. Цеховые статуты устанавливали режим работы в мастерской, календари рабочих дней и праздников, где и как должна производиться продажа готового товара, ограничение на импорт, на иммиграцию, условия ученичества, стандарты качества работ, и специальные протекционистские меры. Даже личная жизнь отдавалась цеховыми уставами под хозяйский контроль, например, подмастерье при всех условиях должен был ночевать в доме своего хозяина.

Социальный корпоративизм средневековья был наряду с этим и духовным корпоративизмом. В каждой ремесленной гильдии, включая правила, касающихся производства, существовали правила, устанавливавшие взаимопомощь членов в случае каких-либо затруднительных обстоятельств и определявшие порядок сходок, празднеств6. Некоторыми уставами предусматривалось выполнение цехами функции органа социального страхования на случай инвалидности, как например, в Уставе кельнских бочаров (1397 г.) 7. Нарушители регламентов осуждались морально, изгонялись из групп. Так, даже ремесленника, изготовившего изделие лучшего качества, чем было принято в цехе, было принято наказывать8.

Цехам был присущ мелкий характер производства, а также желание монополизировать отрасль хозяйства, путем обязания к вступлению в свой союз всех представителей данного ремесла и ограничения конкуренции приезжих ремесленников, установления барьеров для новичков с целью вступления в цех, дискриминации незаконнорожденных, представителей некоторых профессий, тем самым происходило покровительство зачислению в состав цехов родственников мастеров.

К XIII-XIV вв. цехи превратились в политические организации. В случае победы цехов над городской верхушкой цеховое устройство ложилось в основу городского строя. Так, взимание налогов уже происходило по цехам, городская сторожевая и военная повинности распределялись по цехам, они служили избирательными куриями для выбора членов городского совета. Вступление в цех было равноценно получению городского гражданства9.

По мере постепенного развития иногородней торговли все более затруднительным становилось осуществление уравнительных предписаний уставов. В то же время происходила борьба мастеров и подмастерьев, что влекло за собой уход подмастерьев в другие города. Для преодоления этих противоречий цехи попытались ликвидировать локальную ограниченность своего законодательства, создавая межгородские союзы, унифицируя его нормы и репрессивную политику10. Несмотря на эти усилия происходило дальнейшее разложение цехового строя, так как цехи уже не могли остановить дальнейшее распространение капиталистических отношений в производстве.

Литература:

1. Белов Георг фон. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии / Белов Г.Ф. ; пер. Петрушевской Е. ; под ред., с предисл., вст. Петрушевский Д. – М.: М. и С. Сабашниковы, 1912 . С. 119.

2. Стоклицкая, Терешкович В.В Очерки по социальной истории немецких городов XIV-XV веках. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1936. С. 70.

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования/ Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 365.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т. Т. 2. Немецкая идеология – М.: Политиздат, 1985. С. 6.

5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб.пособие / Т.В. Кашанина.-М.:высшее образование, 2008. С.299.

6. Эшли У. Дж. Экономическая история Англии в связи с экономической теорий/ Пер. с англ. – Спб.: Тип. А.Г. Кольчугина, 1897. С. 102.

7. Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах западной Европы XIII-XV вв. М.: Издательство АН СССР, 1952. С. 36.

8. Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2: Средневековый мир. М.–СПб.: Университетская книга, 1999. С. 156.

9. Георг фон Белов. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии / Белов Г.Ф. ; пер. Петрушевской Е. ; под ред., с предисл., вст. Петрушевский Д. - М. : М. и С. Сабашниковы, 1912 . С. 96.

10. Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах западной Европы XIII-XV вв. М.: Издательство АН СССР, 1952 . С. 243.

© Лепихина Н.В., 2012

Русинова Д.С.

студентка

научный руководитель: к.ю.н., доцент Цуканов А.Н.

Пермский государственный педагогический университет

г. Пермь

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Нельзя не признать, что в настоящее время государственное управление достигло некой точки бифуркации или кризиса на фоне стремительно нарастающей глобализации и информационной революции.

Для разрешения различных кризисов правовое государство использует свои функции, которые связаны с объективными потребностями общества и устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.

Информационная функция – основное направление деятельности правового государства по обеспечению свободы информации и её равную доступность каждому, по развитию демократически организованных информационных институтов, сообщающих гражданам общественно-политические знания и объективно освещающих политические события.

Следует отметить, что ещё в 1983 году А.П. Суханов в свое книге обращается к определению понятия информации, которое появляется в Большой Советской Энциклопедии к 1958 году благодаря академику А.Н. Колмогорову, и уже к тому времени А.П. Суханов даёт оценку влияния буржуазного телевидения на сознание зрителей: «СМИ и пропаганды становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Мы уже не можем и дня прожить без того, чтобы не прочитать газеты, не послушать радио, не посмотреть телепередачи. На занятия, связанные с потреблением такого рода информации, как показывают социальные исследования, отводится всё больше свободного времени»1.

В 1995 году И.Л. Бачило, А.В. Волоткин, В.А. Копылов, Б.В.Кристальный, А.П. Курило публикуют статью «О проблемах законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности», посвящённую проблемам законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности, в которой говорится, что ни сегодня, ни ранее не уделялось должного внимания правовому регулированию в информационной сфере: «Главная задача формирования рассматриваемого законодательства – обеспечение наиболее полного и эффективного регулирования общественных отношений данной сферы, то есть создание такой нормативной основы, при которой не останется пробелов и допускается чрезмерного дублирования норм в актах, а нормы являются конкретными и работающими»2.

Вместе с необходимостью усовершенствования законодательства сферы информации, информатизации и информационной безопасности, выделяется направление деятельности государства по созданию условий действенного и оперативного информационного обслуживания общества, государства, граждан, и иных субъектов информационных отношений, которое и образует самостоятельную функцию – информационную функцию государства.

В 1993 году в статьях 24 и 29 конституционно закреплён такой феномен, как «информация». И только 22 февраля 1995 года вступил в действие Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3, который и определил понятие информации, её виды, принципы правового регулирования в информационной сфере, доступ граждан к информации и другое.

Как свидетельствуют источники, до сих пор учёные не пришли к единому мнению в отношении направления деятельности государства по развитию информационного пространства, обеспечению информационной безопасности и осуществлению международного обмена информационными ресурсами, и более того, на данный момент, мы не можем говорить о наличии единого определения информационной функции, её месте в государственном механизме и политической системе общества.

В 2000 году А.Б. Венгеров выделил информационную функцию государства, «которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации», и расширил ее до информационного обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного)4.

Необходимость разработки информационной функции отмечала Э.В. Талапина: «Информационная функция государства, осуществляемая разнообразными его органами, имеет важное значение в реальной их деятельности, однако отсутствие глубокой теоретической проработки приводит к весьма вялому отражению в законодательстве разнообразных аспектов информационной функции»5.

В рассматриваемом определении информационной функции, на наш взгляд, присутствует некая неоднозначность, так как понятие информационной сферы включает в себя несколько направлений, таких как: правовое регулирование информации, формирование информационных ресурсов, развитие материально-технических связей, создание и применение информационных систем, лицензирование и другое, что не позволяет дать конкретного и точного определения информационной функции.

Доктор политических наук И.Василенко предлагала разработать новую парадигму государственного управления адекватную научным проблемами и требованиям эпохи, которой является информационная парадигма: «Современное государство должно быть организовано по модели живого организма, где знания и информация становятся ведущими факторами развития»6.

Формулировка информационной функции правового государства позволяет конструировать новые категории в теории государства и права, например: информационное обслуживание граждан органами государства, о котором лишь упоминали А.Б. Венгеров и Н.Н. Федосеева. Явление недостаточно описанное, ставящее ряд вопросов: виды, цели и задачи такого обслуживания, информационный процесс обслуживания граждан РФ государством, субъект, объект, система и уровни такого обслуживания, методы, средства, механизмы. Выше указанные и другие категории относятся к самостоятельному направлению исследований в теории государства и права, поэтому целью моей дальнейшей работы будет являться глобальное и комплексное изучение информационной функции правового государства.

Литература:

1. Суханов А.П. Информация в жизни человека. М. 1983. С 18

2. Бачило И.Л., Волоткин В.А., Копылов В.А., Кристальный Б.В., Курило А.П. О проблемах законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности//Проблемы информатизации.1995.С 3-4

3. ФЗ №149 от 27.07.2006Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Российская газета. № 165. 29.07.2006.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 152 - 153, 239.

5. Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства//Информационное общество 2002. №1. С. 27

6. Василенко И. Информационное государство и теория государственного управления//Государственная служба.№1(33). 2005. С 46

© Русинова ДС., 2012

Савчук Е.А.

студент

научный руководитель: к.социол.н., ст. преподаватель Суслов И.В.

Саратовская государственная юридическая академия

г. Саратов

ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К МИТИНГАМ И ДЕМОНСТРАЦИЯМ В ЭПОХУ ПЕРЕСТРОЙКИ

4 марта 2012 года в РФ состоялись выборы Президента РФ. Ряд политических деятелей и партий с помощью массовых митингов и мирных шествий стремятся привлечь внимание к своим программам как можно больше россиян. В связи с этим приобретает актуальность тема массовых протестов в истории России. Как мы знаем, зачастую массовые демонстрации, шествия и митинги перерастали в революции и смену режимов.

В 1990-е гг. по всей территории РФ проходили массовые митинги и демонстрации, вызванные социально-экономическими причинами: невыплата пенсий, пособий, заработной платы в бюджетной сфере и других денежных средств гражданам РФ.

Но с приходом к власти нового президента РФ В.В. Путина обстановка в стране начинает меняться к лучшему и количество митингов и массовых демонстраций идет на убыль.В июне 2004 г. Государственной думой был принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»1. Этот Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ прав граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. ( Статья 31 Конституции РФ)2.

В конце XX в. популярность массовых митингов и мирных шествий достигла пика в эпоху «перестройки». Народ в эпоху гласности понял, что только на массовых митингах можно добиваться от партийной номенклатуры решения социальных, экономических и политических проблем. С увеличением числа митингов и демонстраций 28 июля 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ « О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»3. Этим указом был регламентирован порядок организации митингов и демонстраций.

Указ был направлен на либерализацию митингов и уличных шествий, что свидетельствует о том, что правовая система СССР в эпоху «перестройки» была направлена не на ужесточение законов, а, наоборот, носила либеральный характер. Указ Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР», способствовал, с одной стороны, развитию гражданского общества и профсоюзного движения в СССР, с другой стороны – появлению различного рода молодежных организаций и политических партий, которые на митингах и уличных шествиях высказывали свое недовольство по поводу проводимой внутренней и внешней политики СССР, что в дальнейшем приводило к недоверию населения к коммунистической партии.

В перестроечное время СССР охватила волна массовых манифестаций с политическими требованиями. Она положила начало ненасильственной демократической революции, в конечном итоге завершившейся падением коммунистического режима4. В СССР монополия на власть принадлежала партии и бюрократии (номенклатуре), которые казались «сиамскими близнецами». Почувствовав, что общество устроено «не так», массы людей выходят на улицы и диктуют партийной номенклатуре свои «правила игры». События 1988–1993 гг. по накалу борьбы и массовости уличных выступлений не уступают революции 1905–1907 гг., а в отношении глубины перемен и превосходят ее. Так что после того как экономические реформы зашли в тупик, в 1988 г. начинается массовый подъем недовольных реформами людей5.

В перестроечное время начало формироваться «гражданское общество», которое в дальнейшем будет активным рычагом давления общества на власть. Митинги и шествия стали для СССР одним из ударов, приведших государство к гибели6. Таким образом, массовые митинги и демонстрации способствовали разделению неспокойного советского общества на тех, кто выступал и участвовал и тех, кто был против массовых выступлений. Митинги привели к появлению различного вида политиков и общественных деятелей, которые своими высказываниями подвигали народ к недовольству к действующей власти, позволяя себе публично высказывать мнение по отношению к действующей власти, то есть к КПСС.

Литература:

1. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Российская газета. 2004. 23 июня.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 2009. 29 сент.

3. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» // Правда. 1988. 29 июля.

4.Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994. С. 100.

5. Шубин А.В. От « застоя» к реформам. СССР в 1977-1985 гг. М., 2001. С. 165-167.

6. Шубин А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., Вече, 2005. С. 263.

© Савчук Е.А., 2012

Сакавичус М.С.

студентка

научный руководитель: д.ю.н, профессор, заслуженный юрист РФ Реутов В.П.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уважаемые коллеги! дорогие друзья! (2)

    Документ
    Уважаемыеколлеги!Дорогиедрузья! Юридический факультет Пермского ... содержательно выражена в докладеГражданской кассационной коллегии Верховного суда РСФСР за ... судья. Присяжный заседатель в составе коллегии равных в значительной степени определяет ...
  2. Уважаемые коллеги! дорогие друзья!

    Документ
    Уважаемыеколлеги!Дорогиедрузья! Приглашаем Вас 2 июня сего ... учителям и тем, кто вам дорог» и Пушкинской почтовой эстафеты «Петербург- ... учителям; тем, кто вам дорог: родным и близким, любимым и друзьям. Мероприятия осуществляются в рамках ...
  3. Уважаемые коллеги дорогие друзья!

    Лекция
    Уважаемыеколлеги, дорогиедрузья! Основным истоком, главным корнем Руси, ... пшеницы. Повышенный интерес чешских коллег к Волжским пшеницам был обусловлен ... район. Участие в "Выездном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства, продовольствия и ...
  4. Уважаемые соотечественники и иностранные партнеры!

    Документ
    ... Никитович, генеральный директор Дорогиедрузья! Мы должны отчетливо ... Анатолий Павлович, директор Уважаемыеколлеги, партнеры, друзья! Наша фабрика является ... Корпорация «АГРО-ТРАСТ» Здравствуйте дорогиедрузья! Закрытое акционерное общество «Корпорация ...
  5. Уважаемые соотечественники и иностранные партнеры!

    Документ
    ... Никитович, генеральный директор Дорогиедрузья! Мы должны отчетливо ... Анатолий Павлович, директор Уважаемыеколлеги, партнеры, друзья! Наша фабрика является ... Корпорация «АГРО-ТРАСТ» Здравствуйте дорогиедрузья! Закрытое акционерное общество «Корпорация ...

Другие похожие документы..