textarchive.ru

Главная > Закон


Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 12 ЯНВАРЯ 1995 ГОДА N 5-ФЗ "О ВЕТЕРАНАХ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 февраля 2010 года

И.А. СЛОБЦОВ, О.В. ШАШКОВА (КУЗНЕЦОВА), Н.В. ШАШМУРИНА

Слобцов Игорь Александрович - адвокат, член адвокатской палаты города Москвы; вице-президент Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ), соавтор Комментария к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Шашкова (Кузнецова) Оксана Владимировна - юрист, автор ряда книг по актуальным темам социальной политики РФ: "Ваша пенсия: порядок расчета и выплаты", "Государственные пособия на детей. Разъяснения и комментарии", Комментария к Жилищному кодексу РФ; соавтор Комментариев к Федеральным законам "Об опеке и попечительстве", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Шашмурина Наталья Викторовна - практикующий юрист, магистр юриспруденции.

Настоящий Постатейный комментарий к Закону "О ветеранах" направлен на систематизацию массива нормативных актов, изданных в сфере регулирования отношений по оказанию ветеранам мер социальной поддержки.

Авторы Комментария старались по возможности проиллюстрировать те или иные положения Закона практическими примерами их применения.

С учетом того, что комментируемый Закон с момента его принятия неоднократно подвергался корректировке со стороны законодателя, думается, что настоящий Комментарий будет полезен читателю, желающему ориентироваться в последних изменениях, принятых в сфере социальной поддержки ветеранов.

В Комментарии использованы нормативные правовые акты по состоянию на 1 февраля 2010 года.

Список сокращений:

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации;

ВТЭК - Врачебная трудовая экспертная комиссия;

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

ГУВД - Главное управление внутренних дел;

ЕДВ - ежемесячная денежная выплата;

ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Минобороны России - Министерство обороны Российской Федерации;

Минтруд России - Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации;

МСЭ - медико-социальная экспертиза;

МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации;

ОВД - отдел внутренних дел;

ОГВ(с) - Объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

Осоавиахим - Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству;

ПФ РФ - Пенсионный фонд Российской Федерации;

Росздравнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

РФ - Российская Федерация;

СНГ - Содружество Независимых Государств;

Совинформбюро - Советское информационное бюро;

СССР - Союз Советских Социалистических Республик;

ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;

УВД - Управление внутренних дел;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;

ФГУП - федеральное государственное унитарное предприятие;

ФЗУ - фабрично-заводское училище;

ФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

ФСС РФ - Фонд социального страхования Российской Федерации;

ФЗ - федеральный закон;

п. - пункт;

пп. - подпункт;

абз. - абзац;

ст. - статья;

ч. - часть.

12 января 1995 года N 5-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВЕТЕРАНАХ

(в ред. Федеральных законов

от 02.01.2000 N 40-ФЗ, от 04.05.2000 N 57-ФЗ,

от 08.08.2001 N 124-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ,

от 09.05.2004 N 36-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 08.05.2005 N 41-ФЗ,

от 19.12.2005 N 163-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,

от 22.07.2008 N 153-ФЗ, от 02.10.2008 N 166-ФЗ,

от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 18.07.2009 N 186-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 17.12.2009 N 311-ФЗ,

от 21.12.2009 N 327-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Комментарий к преамбуле

Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах", Закон N 5-ФЗ, комментируемый Закон) является первым опытом отечественного законодателя свести воедино весь массив основных положений, касающихся социальной поддержки ветеранов. До принятия комментируемого Закона в названной сфере действовало значительное количество нормативных актов, различных по ведомственной принадлежности, юридической силе и сфере применения.

С принятием Закона N 5-ФЗ была создана единая правовая основа для реализации основных направлений социальной политики в сфере поддержки ветеранов. При этом необходимо отметить, что комментируемый Закон не раскрывает подробно механизма обеспечения ветеранов мерами социальной поддержки, лишь определяет круг лиц, на которых распространяется действие Закона, и декларирует их основные права и гарантии. Фактически же реализация гарантированных прав осуществляется на основании огромного массива нормативных актов, принятых во исполнение положений Закона "О ветеранах". Таким образом, нормативная база, составляющая систему правового регулирования социальной защиты ветеранов, помимо комментируемого Закона, включает в себя огромное количество постановлений, положений, перечней, инструкций и прочих нормативных актов.

В качестве цели принятия комментируемого Закона законодателем обозначено создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В числе способов достижения названной цели предусмотрены различные гарантии финансового, социального и организационного характера.

Структура комментируемого Закона продиктована дифференцированным подходом к вопросу о предоставлении ветеранам мер социальной поддержки. Так, объем названных мер зависит от того, к какой из предусмотренных Законом категорий ветеранов относится лицо, подпадающее под действие Закона N 5-ФЗ.

Глава первая Закона "О ветеранах" содержит общие положения, регламентирующие общественные отношения в рассматриваемой сфере. Так, в рамках названной главы законодателем осуществлено деление ветеранов на категории, исходя из их вклада в процессы становления и развития государственности и экономики; приведены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть отнесены к той или иной категории ветеранов. Кроме того, первая глава комментируемого Закона содержит основы организационного и экономического обеспечения предоставления ветеранам социальных гарантий и льгот.

Вторая глава Закона N 5-ФЗ перечисляет конкретные льготы и гарантии, предоставляемые ветеранам в зависимости от их принадлежности к той или иной категории.

Заключительные положения, касающиеся порядка образования общественных организаций ветеранов; ответственности за нарушение законодательства в рассматриваемой сфере; способов судебной защиты прав ветеранов, а также определяющие документы, подтверждающие статус ветерана, вынесены в третью главу комментируемого Закона.

Обширностью сферы применения Закона обусловлено то обстоятельство, что Закон "О ветеранах" часто подвергался изменениям.

Наиболее существенные коррективы были внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", более известным как Закон о монетизации льгот. Целью Закона о монетизации льгот была замена части натуральных льгот денежными выплатами.

Результатом монетизации льгот явилось общее снижение объема социальных гарантий ветеранам, в первую очередь в сфере коммунального, бытового и транспортного обслуживания.

Принимая во внимание, что Закон N 5-ФЗ распространяется на широкий круг лиц и не может рассматриваться в отрыве от значительного количества иных нормативных актов, он нуждается в подробном разъяснении для целей его правильного применения.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Категории ветеранов

Комментарий к статье 1

Комментируемая статья выделяет пять категорий ветеранов:

- ветераны Великой Отечественной войны;

- ветераны боевых действий, которых дополнительно можно разделить на ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

- ветераны военной службы;

- ветераны государственной службы;

- ветераны труда.

В основу принятого законодателем деления положен такой критерии, как личный вклад ветерана в обеспечение благосостояния страны в целом. При этом оценивается степень значимости деятельности отдельно взятого гражданина в сфере обеспечения целостности и независимости государства, становления государственных институтов и развития экономики.

Кроме того, приведенная в настоящей статье классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц, претендующих на соответствующие льготы и гарантии.

Необходимо отметить, что возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных комментируемым Законом, поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в комментируемом Законе применительно к каждой категории ветеранов.

Статья 2. Ветераны Великой Отечественной войны

Комментарий к статье 2

1. Первой категорией ветеранов, нашедшей отражение в комментируемом Законе, являются ветераны Великой Отечественной войны (далее - ветераны ВОВ). Именно эта категория граждан пользуется наибольшим объемом льгот и социальных гарантий в силу того, что их вклад в историю современной России невозможно переоценить.

Исчерпывающий перечень лиц, отнесенных законодателем к числу ветеранов ВОВ, содержится в п. 1 комментируемой статьи. Абзац первый названного пункта содержит общие критерии отнесения граждан к числу ветеранов ВОВ. К таковым критериям, в частности, относятся:

- участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий;

- прохождение военной службы или работа в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР;

- награждение орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Необходимо отметить, что названные критерии не являются безусловным основанием для отнесения гражданина к числу ветеранов ВОВ. Необходимой предпосылкой для получения статуса ветерана является принадлежность гражданина к одной из категорий, указанных в подп. 1 - 4 комментируемой статьи.

Придерживаясь принципа дифференцированного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, избранного при разработке комментируемого Закона, законодатель подразделяет ветеранов ВОВ на следующие группы:

- участники Великой Отечественной войны (подп. 1 п. 1 комментируемой статьи);

- лица, которые в ходе войны были задействованы для нужд обороны или осуществляли свою деятельность на военных объектах (подп. 2 п. 1 комментируемой статьи);

- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (подп. 3 п. 1 комментируемой статьи);

- труженики тыла (подп. 4 п. 1 комментируемой статьи).

Порядок отнесения граждан к каждой из названных категорий нуждается в подробном разъяснении.

2. Первая группа ветеранов ВОВ - участники Великой Отечественной войны - подразделена еще на девять подгрупп, указанных в подп. "а" - "и" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи.

2.1. Необходимо подчеркнуть, что законодатель согласно подп. "а" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, участников Гражданской войны 1918 - 1922 годов и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя им тем самым тот же объем мер оказываемой социальной поддержки. Перечень боевых операций по защите Отечества, участники которых вправе претендовать на статус ветерана рассматриваемой категории, а также периоды их проведения содержатся в разделах I и II приложения к комментируемому Закону.

Периоды вхождения воинских частей и учреждений в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны определяются на основании перечней воинских частей и учреждений, входивших в состав действующей армии, введенных в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сведения об указанных в перечнях сроках вхождения частей и учреждений в состав действующей армии при необходимости могут быть подтверждены Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации и Центральным военно-морским архивом.

Также рассматриваемая группа ветеранов включает в себя членов партизанских отрядов и подпольных организаций, осуществлявших свою деятельность на оккупированных территориях СССР во время Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Перечень оснований для признания ветеранами военнослужащих значительно шире перечня оснований для признания ветеранами членов партизанских отрядов и подпольных организаций. Так, военнослужащий может претендовать на статус ветерана при условии, что он участвовал в боевых операциях в периоды, указанные в разделах I и II приложения к комментируемому Закону; члены партизанских отрядов и подпольных организаций - только при условии, что они осуществляли свою деятельность в период Гражданской войны или Великой Отечественной войны и на временно оккупированных территориях СССР.

2.2. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии (см. подп. "б" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи), содержится в разделе II приложения к комментируемому Закону. Таковыми городами являются:

- Одесса - с 10 августа по 16 октября 1941 года;

- Ленинград - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года;

- Севастополь - с 5 ноября 1941 года по 4 июля 1942 года;

- Сталинград - с 12 июля по 19 ноября 1942 года.

2.3. Лица вольнонаемного состава (добровольцы) согласно подп. "в" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи вправе претендовать на статус ветерана ВОВ при наличии одного из следующих условий:

- занятие ими штатных должностей в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны;

- нахождение их в период Великой Отечественной войны в городах, указанных в разделе II приложения к комментируемому Закону.

2.4. Лица, указанные в подп. "г" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, выделены законодателем в отдельную подгруппу, исходя из того, что они осуществляли свою деятельность не только в воинских частях действующей армии, но также в тылу противника и на территориях других государств.

2.5. К указанной в подп. "д" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи подгруппе относятся гражданские лица (работники предприятий, военных объектов, наркоматов, ведомств, учреждений, организаций культуры и искусства) при наличии одного из двух условий:

- эти лица были в период Великой Отечественной войны переведены на положение лиц, состоящих в рядах Красной армии, и выполняли задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов;

- эти лица были в период Великой Отечественной войны командированы в действующую армию (в частности, корреспонденты, кинооператоры, артисты и пр.).

2.6. Анализируя положения подп. "е" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, необходимо отметить, что существенной критике подвергается непоследовательная позиция законодателя по отношению к лицам, осуществлявшим боевое траление и разминирование территорий. Так, лица, принимавшие участие в операциях по тралению и разминированию в период Великой Отечественной войны, отнесены к ветеранам ВОВ, а лица, участвовавшие в этих же операциях в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года - к числу ветеранов военных действий (см. подп. 2 п. 1 ст. 3 комментируемого Закона).

Поскольку уровень социальных гарантий у ветеранов ВОВ и ветеранов боевых действий несколько разнится, неоднократно высказывались предложения о необходимости единообразного подхода к вопросу об определении статуса лиц, участвовавших в боевом тралении и разминировании территорий, и отнесении их к числу ветеранов ВОВ вне зависимости от периода осуществления ими указанных действий.

2.7. Ветераны, указанные в подп. "ж" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, отличаются от лиц, указанных в подп. "а" данной статьи, тем, что партизанские отряды и подпольные группы, в состав которых они входили, осуществляли свою деятельность не на оккупированных территориях СССР, а на территориях других государств.

2.8. Для получения статуса ветерана ВОВ на основании подп. "з" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи необходимо наличие одного из следующих условий:

1) прохождение военной службы в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года при условии, что длительность прохождения такой службы составляла не менее шести месяцев;

2) награждение орденами или медалями СССР за службу в период с 22 июня 1945 года по 3 сентября 1945 года.

К орденам и медалям, награждение которыми дает право на присвоение звания "Ветеран (участник) Великой Отечественной войны", относятся следующие:

- медаль "Золотая звезда";

- золотая медаль "Серп и молот";

- орден Ленина;

- орден "Победа";

- орден Красного Знамени;

- орден Трудового Красного Знамени;

- орден Суворова I, II и III степени;

- орден Кутузова I, II и III степени;

- орден Александра Невского;

- орден Ушакова I и II степени и пр. <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-X; Положение о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года N 442.

При этом необходимо отметить, что факт наличия у гражданина названных выше медалей или орденов сам по себе не является основанием для отнесения к числу ветеранов ВОВ. Для получения статуса ветерана необходимо, чтобы в формулировке награждения присутствовало указание на то, что гражданин награждается орденом или медалью именно за службу или самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

2.9. Для приобретения статуса ветерана ВОВ на основании подп. "и" подп. 1 п. 1 комментируемой статьи необходимо наличие одного из двух условий:

- награждение медалью "За оборону Ленинграда";

- наличие инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны.

3. К лицам, задействованным для нужд обороны или осуществлявшим свою деятельность на военных объектах, согласно подп. 2 п. 1 комментируемой статьи законодатель относит лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 12 января 1995 года n 5-фз " о ветеранах"

    Закон
    Подготовлен для системы КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ12ЯНВАРЯ1995ГОДА N 5-ФЗВЕТЕРАНАХ" Материал подготовлен с использованием правовых актов ...
  2. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА N 19-ФЗ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Материал ... Федерации" от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ (комментируемый Закон). Ему предшествовали: Федеральныйзаконот 17 мая 1995 г. N 76-ФЗ ...
  3. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА N 19-ФЗ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Материал ... Федерации" от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ (комментируемый Закон). Ему предшествовали: Федеральныйзаконот 17 мая 1995 г. N 76-ФЗ ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 17 июля 1999 г n 178-фз " о государственной социальной помощи"

    Закон
    ... системы КонсультантПлюс КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ 17 ИЮЛЯ 1999 Г. N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ... к целому ряду федеральныхзаконов и иных нормативных актов. Это, во-первых, Федеральныйзаконот12января1995года N 5-ФЗветеранах", в ст ...
  5. Комментарий к федеральному закону от 12 июня 2002 г n 67-фз " об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

    Книга
    ... читателей предлагается постатейный комментарий к Федеральномузаконуот12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных ... от 27 января 1999 года и принятием Федеральногозакона "О противодействии коррупции". Федеральныйзаконот 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ ...

Другие похожие документы..