Главная > Документ


УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ

МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА МЗ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСТЕТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХИАТРИИ

ТОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА

ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Материалы

междисциплинарного симпозиума

__________________

____________

Томск 2004

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ

МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА МЗ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХИАТРИИ

ТОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ

БОЛЬНИЦА

ВОПРОСЫ ОХРАНЫ

ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Материалы междисциплинарного симпозиума

с международным участием
«Нарушения психологического развития
и психические расстройства у детей и подростков: дифференциация или интеграция
в психопрофилактике и реабилитации?»

Всероссийской научно - практической конференции

( 23-24 сентября 2004 г., Томск)

Томск - 2004

УДК 616.89-053.2

ББК Р 64+ Р73

В748

В748 Вопросы охраны психического здоровья в детско-подростковом возрасте: Матер. междисциплинарного симпозиума с международным участием (23-24 сентября 2004г., Томск) Всероссийской научно - практической конференции / Под ред. Н.А. Корнетова. – Томск: Изд.-во СибГМУ, 2004. – 212 с.

ISBN 5-98591-005-9

В материалах данного сборника отражены проблемы охраны психического здоровья в детско-подростковом возрасте. Впервые в России представлены совместно исследования и практический опыт разных специалистов и родителей, дети которых имеют психологические нарушения в период развития или страдают психическими и поведенческими расстройствами детей. Главной целью этих, достаточно разнородных материалов является стремление к объединению и расширению знаний в области детско-подростковой психиатрии, наркологии, психологии, социальной работе, педагогике и педиатрии

Для широкого круга специалистов, работающих с детьми и подростками.

УДК 616.89-053.2

ББК Р 64+ Р73

Редакционная коллегия: д-р мед. наук, профессор Н.А. Корнетов (главный редактор), канд. мед. наук, доцент Н.В. Казанцева (зам. главного редактора), д-р психол. наук, профессор Л.Ф. Алексеева, канд. мед. наук, доцент И.В. Воеводин, канд. психол. наук, доцент О.В. Дубровская, канд. мед. наук, доцент А.Н. Корнетов

ISBN5-98591-005-9

© Коллектив авторов, 2004

© Сибирский государственный медицинский университет, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………. …….. 7

Корнетов Н.А.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ……………………………….. 10

Айзина В.Г., Носов С.С.

СПЕЦИФИКА ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ПОДРОСТКОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО

ТРАКТА ………………………………………………… 35

Аршинова В.В., Обухова Л.Ф.

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ………………………………………… 38

Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б

ВЛИЯНИЕ ДИСТИМИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ

АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ………... 44

Бардышевская М.К.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ

ПСИХОТЕРАПЕВТА С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА (РДА) ИЛИ АУТИЧЕСКИМИ

ЧЕРТАМИ В ПОВЕДЕНИИ ………………………………... 46

Белянчикова М.А., Фадеев В.В., Скобло Г.В., Бобров А.А.,

Лесникова С.В, Пигарова Е.А.

ВЛИЯНИЕ ГИПОТИРЕОЗА У МАТЕРИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………. 51

Будрина Е.Г.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ………………………. 55

Воеводин И.В.

КОПИНГ-ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ В ВУЗАХ: ФАКТОР ПРОЖИВАНИЯ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И В ОБЩЕЖИТИИ ……… . 60

Галанин И.В.

НЕЙРОТРАНСПЛАНТАЦИЯ В ЛЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ХРОНИЧЕСКИХ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ, РЕЗИСТЕНТНЫХ К ТЕРАПИИ ………… 66

Горн Т.Н.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ И ИХ СЕМЬЯМИ ………… 74

Дубовская Л.Н., Казанцева Н.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ

КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ………………………… 77

Дубровская О.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРАХОМ СМЕРТИ ………………… 83

Казанцева Н.В., Корнетов Н.А, Агарков А.П., Корнетов Ал.Н., Дубовская Л.Н., Лавренюк А.А.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………………… 85

Караваева Е.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

И ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В УСЛОВИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СЕТИ ………… 93

Корнетов Н.А., Лебедева Е.В.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБ:

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ …………………………………… 95

Лобастова И.В.

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ,

В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ………………………… 100

Макаренко О.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ ………… 105

Москвитин П.Н.

КУЗБАССКИЙ ОПЫТ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ ………………… 110

Москвитин П.Н., Дорошенко Т.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ В НОВОКУЗНЕЦКЕ ………………………… 116

Нарышкин А.В.

СВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ ………………… 121

Пурас Д., Блазис В.

АНАЛИЗ ПРИЧИН, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ВНЕДРЕНИЮ

ЛУЧШИХ ПРАКТИК В ОБЛАСТИ УСЛУГ

ДЕТСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ,

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ ………… 126

Пустовойтова Н.Г., Рубинская Т.Б.

РАДИКАЛЬНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ АУТИЗМУ

ИЛИ ПРИНЯТИЕ ЕГО? …………………………………… 128

Пустовойтова Н.Г., Нестеренко Н.Л., Крекова Л.Г.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ» …………………………………………… 137

Пустовойтова Н.Г., Крекова Л.Г., Кондратьева И.В.

ТРУДНЫЕ ШАГИ ИНТЕГРАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА

В ОБЩЕСТВО …………………………………………… 147

Ретюнский К.Ю., Корнетов Н.А., Слукина Л.В.

НОВЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ЭНУРЕЗА

С ЗАТЯЖНЫМ ТЕЧЕНИЕМ ………………………………… .. 160

Рычкова Л.С., Ростова З.А, Солодкова М.И.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ………… 166

Рычкова Л.С., Алексеева Е.Ю., Воробьева Э.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

С ДЦП КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ………………………… 171

Севостьянов Д.А., Самолетова С.Н., Шпикс Т.А.

РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАФОМОТОРИКИ В

ДИАГНОСТИКЕ НЕХИМИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ ………… 176

Седельников Е.П.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ………… 181

Скобло Г.В.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ОТ МАТЕРЕЙ С ПОСЛЕРОДОВЫМИ ДЕПРЕССИЯМИ: РАННИЙ И

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ………………………………….. 185

Суродеева М.А., Шубина Е.Л., Чубченко С.В.

ОЦЕНКА СЕКСУАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИН ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА С НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТЬЮ … 190

Трушкина С. В.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И

РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ

(«DC: 0-3») – ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА ………………… 193

Фомичева З. В., Музафарова Н.В., Моргалева Н.Н.,

Лазовская С.В.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ………………… 197

Швецов М.В., Старцева Н.В.

ЭФФЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ

НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ………………………………… 205

Посвящается

80-летнему юбилею со дня рождения:

заслуженного деятеля науки Украины,

доктора медицинских наук, профессора,

психиатра, клинического генетика,

Алексея Николаевича Корнетова

и

заслуженного врача РСФСР, доктора медицинских наук, профессора,

психиатра, клинического эпидемиолога

Евсея Давидовича Красика

Предисловие

Проблемы, связанные с психическим здоровьем детей и подростков в России все в большей степени выходят за рамки психиатрии и приобретают всеобъемлющий социальный характер. Особенно ярко психосоциальные влияния на детей проявляются через войны, терроризм, миграцию, физическую, сексуальную агрессию и эксплуатацию, сиротство и безнадзорность, доступность психоактивных веществ, алкогольных напитков и табачных изделий.

Большой вклад в снижение уровня психического здоровья вносят наследственная патология, бесконтрольный и беспорядочный прием лекарственных средств без врачебных показаний в период беременности и после родов, осложненные формы беременности, перинатальные осложнения. Наблюдаются также обусловленные хронической недостаточностью питания, семейной и социальной депривацией ранние нарушения развития когнитивных функций, которые обусловливают искажения и задержки в психологическом развитии детей. Кроме того, гиперопека, двойственное или жесткое обращение с детьми в раннем возрасте, серьезно нарушают формирование самооценки и повышают риск развития депрессивных расстройств в подростковом возрасте.

Перечисленные общие факторы выступают чаще всего конвергентно и через пусковые механизмы, связанные с острыми или пролонгированными психосоциальными стрессорами и неблагоприятными обстоятельствами жизни способствуют росту задержек умственного развития, высокой распространенности дефицита внимания с гиперактивностью, суицидов и суицидального поведения, наркотической зависимости, антисоциального поведения, поведенческих нарушений.

В 2003 году президент Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) А. Окаша опубликовал обоснование и план президентской программы ВПА по психическому здоровью у детей. Проблема охраны психического здоровья в ранних фазах онтогенеза носит по своей актуальности мировой характер. Половина населения в мире является детьми. По научно обоснованным данным 20% лиц до 18 лет имеют диагностически значимые психиатрические расстройства.

Даже в высоко развитых странах, психические расстройства в детстве часто не признаются и к ним не относятся серьезно. Профессионалы в области здоровья и другие специалисты, прямо или косвенно вовлеченные в охрану психического здоровья детей, имеют часто общие элементарные знания о соответствующих методах профилактики, тактики ведения и терапии этих расстройств, но не владеют отточенными навыками. Ситуация усугубляется недостатком понимания величины проблемы, страхом стигмы перед вероятным психическим расстройством, отсутствием стратегической программы на уровне национальной политики в сфере охраны психического здоровья. Кроме того, психиатрия в существующем виде пока еще занимает маргинальное положение среди других медицинских дисциплин в Российской Федерации, а качество образования по месту проведения занятий и временным стандартам абсолютно не соответствуют современному уровню, необходимому для требуемого психиатрией и обществом качества профессионализма в сфере охраны психического здоровья.

Пассивное ожидание какого-либо прорыва в данной области знаний со стороны или из «центра» без активного участия в самом процессе обречено на постоянный все более увеливающийся разрыв между быстрым развитием психиатрии и ее практическим преломлением в психиатрической помощи. Детская психиатрия требует особого внимания, поскольку возможности профилактики психических и поведенческих расстройств наиболее благоприятны тогда, когда нейропластичность мозга высока, а научение является естественным состоянием развивающегося человека.

Один из способов реального проникновения современных знаний в смежные специальности, которые также занимаются проблемами здоровья и образования детей и подростков – это расширение междисциплинарных контактов и интеграция знаний, которые могут быть полезны пользователям психиатрических, психологических, социальных услуг и профессионалам. Во всяком случае, мы надеемся, что контакты разных специалистов и пользователей помогут выработать общий язык, взгляды и убеждения, основанные на доказательных данных и потребностях, страдающих детей, подростков и их семей.

Редакционная коллегия

Передовая статья

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Н.А. Корнетов

Сибирский государственный медицинский университет,

Международная академия интегративной антропологии, г. Томск, Россия

Введение Настоящее сообщение подводит первые итоги нового опыта работы психиатров и клинических психологов в рамках реализации Региональной целевой программы “Здоровый ребенок на 2003”, проведенной специалистами СибГМУ совместно с Департаментом здравоохранения Администрации Томской области. В ходе разработки программы основной акцент был поставлен на обучении: 1) навыкам распознавания и тактики ведения тревожных и депрессивных нарушений у женщин в период беременности и после родов; 2) навыкам распознавания и тактики ведения психических и поведенческих расстройств в поликлинической педиатрии, школьными психологами и социальными работниками. В связи с этим на первом этапе были детально проанализированы неразработанные части и/или “пробелы” в медицинском, психологическом и педагогическом образовании врачей, психологов и социальных работников. На втором - осуществлена попытка затронуть некоторые проблемы диагностики, терминологии и фундаментальные, с нашей точки зрения, достижения нейронаук, которые могут стать основой инновационных технологий в обучении онтогенетической охраны психического здоровья на ранних этапах жизни. На третьем – разрабатывалась программа и методические материалы по проблеме психологического развития, распознавания, тактики ведения и профилактики психических и поведенческих расстройств в детско-подростковом возрасте для специалистов разных дисциплин, вовлеченных в оказание помощи лицам, страдающим психическими и поведенческими расстройствами.

В настоящей статье поставлена задача рассмотреть некоторые вопросы с критических позиций, которые, с нашей точки зрения, имеют достаточно принципиальное значение в науках, занимающихся физическим развитием, здоровьем, психологией, образованием и культурой детей и подростков. Обсуждение реального межсекторального сотрудничества не может происходить на основе сепарации и обособления отдельных дисциплин. Поэтому постановка вопроса и его освещение в этой области предполагает более широкую рамку, чем исключительно психиатрический подход, но с другой стороны, они имеют прямое отношение к сфере охраны психического здоровья детей и подростков.

Современное движение от дифференциации к интеграции. В Российской Федерации на разных уровнях образования, медицинской специализации, социальной поддержки и организации помощи, профилактики психических и поведенческих расстройств силами многих профессионалов уже начат процесс межсекторального взаимодействия и интеграции знаний, необходимых в решении вопросов и определенных проблем, связанных с организацией сбалансированного подхода к здоровью детей и подростков. Одним из ярких примеров такой динамики явилось письмо Министерства образования России № 03-51-5ин/23-03 от 15. 01. 2002. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях”. В данном письме обоснованно указывается, что интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Именно совокупность этих условий может обеспечить полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Сама система крупных ведомств также начинает изменяться. Ныне Министерство здравоохранения и социального развития стало единым органом, что рано или поздно даст положительные сдвиги, в том числе и в направлении от биомедицинского к биопсихосоциальному подходу оказания помощи. Это процесс, идущий и снизу, и сверху будет постепенно способствовать преодолению демаркационных линий между педагогическим энвайроментализмом, психологическим гуманитаризмом и биомедицинским редукционизмом. Рассмотрим кратко ограничения в этих специальностях, выраженные через сложившуюся систему образования. Здесь следует подчеркнуть, что приведенные данные касаются неких устоявшихся стереотипных представлений в каждой специальности, а не научных и креативных образовательных достижений многих специалистов.

Педагогика и психология – положение профессионалов в практическом поле

Конец XX века принес кардинальное переустройство различных уровней государственной системы ,что сопровождалось разрушением большинства прежних существующих приоритетов в обществе, независимо от их ценности. Мы не будем здесь детально обсуждать этот социальный радикализм, но отметим, что именно такое поведение определяется всей предыдущей системой образования, воспитания и состоянием той части психологии, которая проецировалась в общественное сознание. Эта система по-прежнему базировалась на тоталитарной модели, в которой управление психологией массы, формирование социалистического типа человека, социалистической личности определялось соответственными квазинаучными концепциями в психологии и педагогике. Помимо политического, экономического и социально-психологического кризисов общественного сознания, отмечается и пролонгированно развивающийся кризис в общественном мировоззрении, который отражается на здравоохранении, образовании, психологии и культуре.

Данный кризис в существенной мере поддерживается тем, что значительная интеллектуальная часть общества профессионалов, способных обеспечить качество реформ в соответствующих разделах жизнедеятельности общества, была изначально по своему ресурсу выключена из процесса плавного переустройства. В результате специалисты в области гуманитарных наук обречены на борьбу за существование, а не на духовное бытие, оказавшись отброшенными в разряд низких, зависимых от государства социально уязвимых категорий населения. Подавляющее большинство ученых, исследователей и практиков, работающих в сфере охраны соматического и психического здоровья, образования и культуры, благодаря которым формируется интеллект, мораль и нравственность молодого поколения были принуждены урезать свои высшие интеллектуальные и эстетические потребности, сужать диапазон своей социально полезной деятельности, сокращать свои привычки и приучаться к новой жизни в условиях добавочного ограничения. С другой стороны, как уже было сказано, мы еще не освободились в силу инерции научного мышления от «следовых» реакций в духе социального детерминизма, лысенковской биологии и во многих вопросах продолжаем свято верить в «революционные» изменения как личности, так и общества в целом.

Примером псевдонаучной конъюнктуры являлось выхваченное впопыхах из индустриальной социологии начала века скороспелое сочетание «человеческий фактор», которое на короткий период сменило миф о новом советском человеке. Затевая грандиозную перестройку, стали говорить о сложных технологиях, ускорении производительности труда, эффективном управлении. При этом человека по-прежнему рассматривали вне индивидуально-личностного контекста в качестве абстрактной и всегда равной величины. По инерции продолжали думать о человеческом материале, о том, как максимально и с возрастающим эффектом приспособить этот материал к новым условиям.

Данный стереотип мышления перед лицом жизни оказался совершенно нереальным, и как справедливо отметил П.С. Гуревич (1993), примитивное понимание человеческой природы в социалистическом учении стало мстить за себя, за пренебрежение к конкретному, «маленькому» человеку с его горестями и радостями, страстями и проблемами. Общественный кризис во всех его проявлениях отчетливо показал необходимость такой социальной доктрины, которая бы максимально была соотнесена с природой и человеком, бытием человека в природном окружении, ибо она является колыбелью и матерью всего живого. Таким образом, без научно-обоснованной и упорной работы эволюционного характера, ориентированной на лучшие достижения человечества, включая и свои собственные, внутри страны не обойтись.

В условиях дестабилизации и коренного изменения государственного строя, тотального разрушения прежнего устойчивого мировоззрения возник кризис общественного сознания, отражением которого явились радикально-оппозиционные взгляды на развитие социально-экономической, политической, духовной, культурной, психологической, профессиональной жизни всего общества в целом. Этот кризис коснулся и системы народного образования, педагогики, психологии. Можно вновь повторить слова Н. Бердяева (1918) о том, что восприятие западной науки слишком по-русски, формальный перенос некоторых европейских и американских моделей образования в отечественную педагогику являлся детским состоянием сознания, радостью первой встречи с научно-культурными ценностями других стран. Другая крайность, на наш взгляд, заключалась в попытке заменить возникший вакуум духовности в образовательном процессе духом религиозности. Не напоминает ли это вновь попытки привить непрививаемое, применять насилие там, где процесс должен развиваться естественным путем?

Как известно, одним из звеньев цепи кризисных явлений может быть кризис компетентности, порождающий утрату прежних ценностей без обогащения новыми. На сегодняшний день в нашей стране возник школьно-психологический бум. Число школьных психологов непрестанно растет, но их практическая деятельность во многих случаях лишена экспериментальной основы и знаний психобиологии. В этих условиях важно начать создание общей методологической платформы для психологов и педагогов, вовлеченных в процесс воспитания и образования. Такой методологической основой может явиться, с нашей точки зрения, психологическая антропология, синтезирующая, с одной стороны комплекс психобиологических наук, с другой - социокультурных. Лишь при таком подходе можно прийти к грамотной дифференциации и специализации образования, его индивидуализации, развитию педагогического мастерства и креативного начала в массовом педагогическом процессе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научный Центр Психического Здоровья Шмакова Ольга Петровна Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами Диссертация на соискание учёной степени кандидата медицинских наук Специальность 14 00 18 - «Психиатрия» доктор медицинских

    Автореферат диссертации
    ... детско-подростковому контингенту с пограничными нервно- психическими нарушениями. Недостаточно разработаны вопросы ... симпозиумы ... детскоговозраста //Материалы IV Конгресса педиатров России: «Охранапсихическогоздоровья ... Проблемы междисциплинарного ...
  2. Отчет о результатах самообследования (13)

    Отчет
    ... симпозиум ... вопросыохраныпсихическогоздоровья детей и подростков. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Психическоездоровье детей и подростков: междисциплинарное ... нервно-психические расстройства в детском и подростковомвозрасте» ...
  3. Отчет о результатах самообследования (71)

    Отчет
    ... симпозиум ... вопросыохраныпсихическогоздоровья детей и подростков. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Психическоездоровье детей и подростков: междисциплинарное ... нервно-психические расстройства в детском и подростковомвозрасте» ...
  4. «здоровье для всех профилактика лечение реабилитация»

    Документ
    ... конгрессов, симпозиумов и ... междисциплинарной ... психическогоздоровья студенческой ... статистических материалов «Здоровье населения ... вопросовохраныздоровьядетского населения ... возрастом, и большее влияние на формирование здоровья к подростковомувозрасту ...
  5. Паспорт и физкультурный комплекс здоровья и творчества

    Книга
    ... междисциплинарной программы «Образование и здоровье ... Актуальные вопросы психогигиены и охраныпсихическогоздоровья детей ... ожирению в детском и подростковомвозрасте, являются ... оценки здоровья // Материалы Х Международного симпозиума «Эколого ...

Другие похожие документы..