Главная > Документ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ

СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Материалы

IX Международной научно-практической конференции

1—3 апреля 2009 года

Издательство

Российского государственного университета им. Иммануила Канта

2009

УДК 372.893

ББК 74.266.3

С568

Редакционная коллегия

А. П. Клемешев, д-р полит. наук, профессор, ректор РГУ им. И. Канта

(ответственный редактор); И. Ю. Кукса, канд. филол. наук, доцент,

проректор по учебной работе РГУ им. И. Канта; Н. Ю. Никулина,

канд. ист. наук, доцент, директор Института современных

образовательных технологий РГУ им. И. Канта; Т. Б. Гребенюк,

д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии

Института современных образовательных технологий

РГУ им. И. Канта; Е. И. Мычко, д-р пед. наук, профессор,

зав. кафедрой образовательных технологий Института современных

образовательных технологий РГУ им. И. Канта; Л. Хурло,

д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой дидактики и истории

образования Варминьско-Мазурского университета (Польша);

Н. В. Старовойт, канд. пед. наук, доцент, зам. директора

по довузовской подготовке Института современных

образовательных технологий РГУ им. И. Канта

C568 Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса: материалы IX Меж­дунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. П. Клемешев. — Кали­нин­град: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 213 с.

ISBN 978-5-9971-0032-2

Основу книги составили доклады IX Международной научно-прак­тической конференции «Образовательная среда и проблемы сохранения здоровья детей и молодежи в условиях кризиса». Рассматриваются воп­росы создания условий сохранения и укрепления здоровья детей и мо­лодежи в Калининградской области, мониторинга состояния здоровья обучающихся и проектирования здоровьесберегающего пространства в образовании, а также методологические и психологические основы здорового образа жизни, сопровождение детей с особыми образова­тельными потребностями.

УДК 372.893

ББК 74.266.3

ISBN978-5-9971-0032-2 © Коллектив авторов, 2009

© Издательство РГУ им. И. Канта, 2009

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Н. С. Шерри

Министерство образованияКалининградской области

министр образования

Создание условий сохранения и укрепления здоровья

детей и молодежи в Калининградской области

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направления­ми государственной политики и рассматриваются в качестве необхо­димой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране.

С сегодняшних педагогических позиций здоровый человек — тот, кто строит свое здоровье самостоятельно, кто эффективно справляется со стрессами и умеет предупреждать и разрешать конф­ликты, кто принимает ответственные решения, в первую очередь, по отношению к себе самому — самоопределяется, кто находит свою социокультурную нишу, мобилен на меняющемся рынке труда, кто не просто приспосабливается к существующим внешним условиям, но осмысленно их перестраивает, тем самым не только создавая для себя комфортные условия, но и улучшая общественное здоровье — оздоравливает общество.

Такое понимание здоровья приводит к необходимости диффе­ренцировать содержание образования в соответствии с интересами ребенка, то есть предоставить всем ученикам возможность осущест­влять и реализовывать свой выбор.

Сегодня в законе «Об образовании» сформулировано, что стан­дарт — это набор требований к структуре образовательных прог­рамм, к условиям их реализации и результатам освоения программ.

Требования к структуре основных общеобразовательных прог­рамм определяют наличие разных видов деятельности (учебной, творческой, спортивной, трудовой) и соответствующих занятий, чтобы обучающийся мог развивать разные компетентности и полу­чать знания и сохранять здоровье. Внеучебная образовательная дея­тельность должна составлять не менее 40 % от обязательной части основной образовательной программы начального общего образова­ния. В учебных, в том числе интегративных, курсах и образователь­ных модулях выделяется до 30 % объема времени, отведенного на об­разовательную область, на индивидуальные и групповые внеуроч­ные занятия — до 20 %.

Требования к условиям получения общего образования задают основу расчета финансового норматива в образовании, в основе ко­торого лежит положительный опыт регионов — участников КПМО.

В образовательном стандарте сформулированы кадровые, фи­нансовые, материально-технические, учебно-методические, инфор­мационные и другие условия, которые необходимы для обеспечения современного качества образования. Это касается и требований СанПиНов — сегодня они требуют обсуждения в педагогическом сообществе, так как это не только предмет деятельности гигиени­стов. Необходимо организовать учебный процесс в соответствии с ними, поскольку выполнение СанПиНов — необходимое условие здоровьесбережения.

Требования к результатам освоения основных общеобразова­тельных программ: обеспечить здоровье, безопасность, ориентацию в культуре, идентичность. Сегодня качество образования определя­ется академическими достижениями, компетентностными результа­тами и социальным опытом ребенка. Это закреплено в стандарте и по нему необходимо выстраивать правила школьной жизни.

Базовым материалом для создания условий по сохранению и ук­реплению здоровья учащихся стал мониторинг образовательных достижений учащихся. Наиболее острые проблемы, которые выяв­ляются в ходе мониторинга, — это проблемы создания психологиче­ски комфортной школы. Специалистами выявлен ряд основных при­чин, с которыми связаны факторы возникновения различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения.

Первая группа причин связана с трудностями адаптации конк­ретного ребенка к школе. В данном случае это зависит от того, в ка­кой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как пере­живают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенно­стям собственно учебной деятельности — принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми.

Другая группа причин связана с уровнем готовности детей про­тивостоять тому своеобразному «внешнему» давлению, которое не­избежно сопровождает их в процессе обучения в школе.

Принципиальное значение для решения этих задач приобретает включение в программы высшего профессионального образования системных курсов, обеспечивающих подготовку педагогических кадров, способных формировать комфортную образовательную среду для обучения школьников, воспитывать у них культуру здоро­вого и безопасного образа жизни на всех возрастных этапах.

Какие же условия сегодня созданы в Калининградской области для сохранения и укрепления здоровья школьников и молодежи?

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Об­разование» появились школы-победители, реализующие инноваци­онные программы, в том числе спортивно-оздоровительной направ­ленности, которые использовали средства государственной под­держки на приобретение спортивного оборудования, реализацию здоровьесберегающих технологий, программ спортивно-оздорови­тельной направленности, повышение квалификации педагогов. Та­ких учреждений-победителей в области насчитывается 17. Только на реа­лизацию этих программ в среднем было направлено в 2006—2008 го­дах 7 млн 825 тыс. рублей. Это свидетельствует о росте позитив­ных тенденций в деятельности школ по этому направлению.

В 2008 году Калининградская область приняла участие в конкур­се субъектов и стала участником реализации проекта по совершенст­вованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. В течение двух лет в проекте примут участие 14 муниципальных образований, что составляет 64 % от их общего количества. Главным результатом реа­лизации программы станут полное обеспечение детей на территори­ях, участвующих в проекте, качественным питанием и улучшение здоровья школьников региона благодаря повышению качества школьного питания, формирования культуры питания у детей, учи­телей, родителей и потребностей в здоровом образе жизни.

Совместно с другими «пилотными» регионами калининградцы выполнили требования к безопасности и оснащенности образова­тельного процесса — наличие столовой, спортивного зала, медицин­ского кабинета, благоустроенной пришкольной территории и др. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учрежде­ниях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществ­ления образовательного процесса, составляет на начало 2009 года 66,26 %, в 2006 году этот показатель составлял 39 %.

Еще одно приоритетное направление — это обучение детей с ог­раниченными возможностями здоровья.С 2007 года в области функ­ционирует Школа дистанционной поддержки образования детей с особыми потребностями. Созданная модель дистанционного обуче­ния позволила получать качественное образование детям с ограни­ченными возможностями здоровья, находящимся на индивидуаль­ном обучении на дому. Применяемые методики обучения, формы проведения занятий, индивидуальные программы и графики обуче­ния позволяют получить максимальные результаты с учетом физио­логических особенностей ребенка, сохраняя его здоровье.

В дальнейшем планируется охватить дистанционным обучением 100 % детей с ограниченными возможностями здоровья, повысить до 30 % количество обучающихся по программам общего образования, вовлечь в систему дистанционного обучения новые категории детей — учащихся образовательных учреждений области, талантливых детей, школьников, занявших призовые места в олимпиадах, воспи­тан­ни­ков исправительных учреждений области.

В 2009 году мероприятия по развитию дистанционного образо­вания детей-инвалидов вошли в программу приоритетного нацио­нального проекта «Образование» на 2009—2012 годы.

Одной из важных составляющих работы по формированию здо­рового образа жизни является соответствующая воспитательная дея­тельность с обучающимися, организация социально значимого досу­га, создание необходимых условий для занятий физической культу­рой и спортом. И здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей.

В систему образования Калининградской области входят 84 уч­реж­дения дополнительного образования детей (центры детско­го твор­чества, детские музыкальные, спортивные школы, школы ис­кусств), в которых занимается свыше 50 тысяч несовершеннолетних. При комплектовании контингента учащихся учреждений дополни­тельного образования приоритет отдается детям из малообеспечен­ных, многодетных, неполных, асоциальных семей, детям-сиротам, инвалидам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершен­нолетних и защите их прав (37 % из числа занимающихся в системе дополнительного образования).

Министерство образования области совместно с другими минис­терствами и ведомствами в работе по формированию здорового об­раза жизни большое внимание уделяет профилактике употребления психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак) и распростра­нения ВИЧ-инфекции в образовательной среде.

Многое уже удалось сделать в рамках реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупот­реблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 го­ды» и мероприятий целевой программы Калининградской области «Комплексные меры противодействия незаконному обороту нарко­тиков и профилактики асоциального поведения в детско-молодеж­ной среде на 2007—2011 гг.».

Специалистами министерств образования и здравоохранения в соответствии с Концепцией превентивного обучения в области про­филактики ВИЧ/СПИДа осуществляется комплекс мер по созданию в образовательной среде системы профилактики асоциального пове­дения и ВИЧ-инфекции: разработка и издание методических реко­мендаций для специалистов различных ведомств, работающих в сфере психолого-педагогического сопровождения, здоровьесбереже­ния, профилактики асоциальных явлений; разработка новых и вне­дрение апробированных моделей и методик по сохранению, укреп­лению и формированию здоровья детей, подростков в учреждениях образования, обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе; разработка и тиражирование информацион­ных материалов по профилактике асоциальных явлений и развитию культуры здорового образа жизни, а также о существующих услугах социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних и молоде­жи, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В целях повышения эффективности межведомственного взаимо­действия и повышения общественной значимости деятельности по формированию здоровья подрастающего поколения создано регио­нальное отделение Общероссийской общественной организации со­действия укреплению здоровья в системе образования, деятельность которой направлена на всестороннее содействие переходу россий­ского образовательного сообщества к более совершенной системе организации учебного процесса, повышающей качество образования на основе здорового образа жизни, развития физического, психиче­ского, духовного, социального здоровья обучающихся, поддержку деятельности физкультурных, спортивных, рекреационно-оздорови­тельных общественных объединений и активное участие в формиро­вании здорового образа жизни, воспитании гражданской ответствен­ности и активности всех групп и слоев населения, в том числе детей и молодежи.

Организовано проведение ежегодного областного конкурса по разработке и реализации социально значимых проектов «Если не мы, то кто?», направленного на укрепление здоровья детей и молодежи, профилактику асоциальных явлений в детско-молодежной среде, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, формиро­вание здорового образа жизни. В конкурсе принимают участие как детские объединения, так и общественные организации взрослых, осуществляющие деятельность в заявленной сфере.

Распространению инновационного опыта, а также привлечению внимания педагогической общественности к теме сохранения и раз­вития здоровья, совершенствования взаимодействия науки и практи­ки организации здоровьесберегающего пространства способствует размещение материалов на официальных сайтах министерств обра­зования и здравоохранения Калининградской области для общест­венного обсуждения и организации обмена опытом и эффективного взаимодействия в работе по здоровьесбережению.

Е. А. Леванова

Московский государственный педагогический университет

Психопластика личности подростка

как фактор здоровьесбережения

Сложность и противоречивость подросткового возраста делает его фактором риска для многих нежелательных проявлений. Эта проблема всегда волновала и родителей, и учителей, но особую ост­роту она приобретает в современной реальности, характеризующей­ся резким спадом воспитательного воздействия всех институтов вос­питания, ослаблением влияния системы внешкольного образования и воспитания, потерей нравственных ориентиров, неготовностью большей части педагогов к работе в новых условиях. Следует под­черкнуть, что подросток в силу своей объективной сензитивности особенно остро воспринимает неустроенность, безработицу, безде­нежье родителей, видя за всем этим их неуспешность. Все это очень часто мешает подростку чувствовать себя комфортно в окружении и сверстников, и взрослых, причем дискомфорт усугубляется из-за свойственного ему максимализма, неумения выделить полутона, ка­тегоричности суждений, что часто приводит к затяжным хрониче­ским конфликтам. А навыки конструктивного поведения в ситуации конфликта еще не выработались, вот и остается он один на один со своими бедами, трудностями и внутренними противоречиями.

Подросток вступает в жизнь, хотя само это выражение не совсем правомерно, поскольку подросток уже живет в этом мире и чувству­ет себя в нем как человек, пока еще зависящий от нас, взрослых, и материально, и социально, и личностно. Как ему вписаться в соци­альную структуру общества, как ему научиться жить и общаться в этом обществе, как ему найти свое место в нем — это те вопросы, на которые подросток хочет найти ответы, и если мы ему не помогаем в этом, то он начинает искать их сам.

Какой же должна быть личность, чтобы не просто выжить в се­годняшнее время, а сохранить здоровье, в том числе психическое и физическое, а кроме этого развиваться, быть социально мобильной, профессионально стабильной и т. д. То есть у подростка при перехо­де к взрослости должна развиться психопластика личности, обеспе­чивающая ему возможность социальной адаптации.

Термин «психопластика» вводится в научно-педагогический оборот впервые. Под психопластикой личности мы понимаем спо­собность духовной организации личности к адекватным перестрой­кам в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факто­ров, ее внутреннюю согласованность, соразмерность и гармонич­ность в отношениях, взаимодействии и восприятии человека челове­ком.

Термин основан на толковании следующих слов: «психика» — душевный склад, духовная организация человека, «пластика» (изна­чально — лепка) — согласованность, соразмерность, гармоничность, «пластичность» — способность к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внутренних и внешних факторов.

Основной целью программы психопластики является оказание помощи подросткам в социальной адаптации к современной дейст­вительности, в выработке устойчивых стереотипов социального по­ведения, в формировании адекватного отношения к себе и обществу на основе познания себя, овладения способами эмоционального реа­гирования, формирования психологического иммунитета к негатив­ным явлениям и адекватных моделей поведения. Названные целевые установки реализуются в следующих направлениях: диагностиче­ском (выявление у подростков отношения к себе, взаимоотношений в социуме, определение эффективности используемых форм взаимо­действия), тренинговой работе (например, саморегуляция психофи­зических состояний, вербальное и невербальное взаимодействие, формирование культуры межполовых отношений и т. д.), игровом взаимодействии (индивидуальные, групповые и массовые игры), ин­формационном (проблемные столы, деловые игры, аукционы знаний и др.), психофизиологическом (ритмопластика, танцевальное взаи­модействие и т. п.).

В целом реализация этой программы подразумевает постановку и последовательное решение совокупности взаимодополняющих за­дач: во-первых, мы понимаем значимость формирования мотиваци­онно-ценностного отношения в сфере межличностных отношений в различных структурах общения (взрослый — подросток, подросток — подросток и т. д.); во-вторых, мы считаем необходимым создать ус­ловия для раскрытия резервных возможностей каждого ребенка, поз­во­ляющих достичь личностью и социально значимых целей; в-тре­ть­их, мы стремимся построить программу, создавая возможности дня раскрытия творческого потенциала личности, развития самосоз­на­ния, рефлексии, навыков самостоятельной деятельности, принятия ре­шений и т. д. Кроме того, мы решаем задачи формирования у под­рост­ков уверенности в себе, в своих силах, в ближнем окружении; зна­комства с основами социальной гибкости и личностной мобиль­но­сти, формирования навыков психологической защиты и конструк­тив­ного межличностного взаимодействия, оказания помощи в созда­нии комфортной психологической атмосферы в ближайшем социу­ме, например, классе, а также включения школьников в подростко­вый культурно-деятельностный континуум (непрерывное многооб­разие).

Эти задачи определены нами в контексте Постановления Прави­тельства Российской Федерации «О реализации Конвенции ООН “О правах ребенка” и “Всемирной декларации об обеспечении вы­жи­ва­ния, зашиты и развития детей”», где сказано, что необходимы пос­ле­довательные, целенаправленные усилия на базе четко опре­де­лен­ной государственной стратегии действий для определения угрозы не­об­ратимых потерь физического и духовного здоровья интел­лек­туаль­ного потенциала подрастающих и будущих поколений. В плане дей­ствий по осуществлению конвенции ООН особое место отво­дит­ся проблемам социального благополучия детей: «Каждая страна долж­на создавать надлежащие механизмы для регулярного и свое­вре­мен­ного сбора, анализа и публикации данных, необходимых для наб­лю­дения за соответствующими социальными показателями, ка­сающи­мися благосостояния детей». В этом же документе подчерки­вается, что прогресс в области улучшения положения детей должен быть ключевой целью государственного развития, так как «сего­дняшние де­ти — это граждане завтрашнего мира, их выживание, здоровье, за­щи­та и развитие являются непрерывным условием раз­вития челове­че­ства в будущем».

Если говорить о динамике формирования личностной психоло­гической пластичности подростка, то, конечно, на первом этапе ре­шается задача определения векторов личностного роста — это уме­ние переключать внимание на себя как на личность, не потерять себя, научиться отстаивать свое мнение, формировать навыки само­развития и самовоспитания, т. е. создавать мотивацию на внутреннее развитие и интерличностное самосознание.

Первая ступень школы психопластики проходит под девизом: «Познай себя». Наряду со сквозной задачей познания себя, своего внутреннего «Я» мы знакомим подростков с основами социальной гибкости и личностной мобильности, вырабатываем навыки конст­руктивного внутригруппового взаимодействия, помогаем создать комфортную психологическую обстановку в коллективе своего класса, группы. По окончании первого этапа на фоне эмоционально­го подъема происходит глубокая личностная рефлексия своего «Я», места в группе сверстников, своей внутренней позиции; первичные результаты подкрепляются после естественного спада (угасания) эмоций отсроченными во времени личностными изменениями.

Отсюда возникает еще одна проблема, которую можно решить в условиях школы психопластики личности подростка. Это проблема самозащиты, самосохранности, ведь большое значение для подрост­ка имеет сохранность психического здоровья, способность не приоб­рести ненужных неврозов и ряда других отклонений, научиться вы­ходить из стрессовых ситуаций. Конечно же, возникает и проблема умения регулировать собственные психические процессы, конструк­тивно вести себя в конфликтных ситуациях, отсюда возникает задача второго этапа школы психопластики личности подростка — это формирование навыков конструктивного межличностного взаимо­действия подростка, которые позволяют ему формировать коммуни­кативную культуру: коммуникативность и коммуникабельность как качества личности.

Вторая ступень психопластики названа нами «Я и Другой», что говорит о том, что наряду с дальнейшим развитием задач раскрытия личностного потенциала подростка, познания себя ставятся новые задачи, первостепенные для этого этапа: формирование у подростков культуры межличностной коммуникации на всех ее уровнях. Под­росток учится таким необходимым для него умениям, как терпи­мость, внимательность, умение слушать другого, понимать и прини­мать его точку зрения и вместе с этим уметь доносить до другого свое мнение. Помимо этого одной из важнейших задач этого этапа является развитие у подростков сензитивности, т. е. чувствительно­сти восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, эмпатии. Одним из блоков второй ступени психопластики является блок по развитию культуры межполового взаимодействия, в процес­се которого подростки могут откорректировать свои представления об идеальных взаимоотношениях мужчины и женщины, разрешить имеющиеся внутри коллектива конфликтные ситуации, связанные с взаимоотношения мальчиков и девочек, а также получить опреде­ленный опыт этой сфере.

Важнейшей задачей третьего этапа школы психопластики лич­ности подростка является нахождение подростком своего места в социальной группе. Это ступень «Я и Другие». Задачи этого этапа обеспечивают преемственность и динамику процесса психологиче­ской мобильности и гибкости. Подросткам на этом этапе необходима помощь в раскрытии перспективы эффективного общения в коллек­тиве, ближайшем окружении, в умении анализировать особенности своих ролевых позиций, в получении знаний и навыков психологи­ческой защиты, «внестрессового» взаимодействия, конструктивного поведения в нестандартных конфликтных ситуациях и ситуациях выбора.

Ролевая позиция — это своего рода красная нить третьей ступе­ни психопластики. За время ее проведения подростки примеряют на себя роль и вдохновителя, и организатора, и эффективного исполни­теля, и конструктивного критика; у каждого есть возможность осоз­нать свой лидерский потенциал и понять его основную сущность, научиться брать на себя ответственность за других, вести за собой. Помимо этого данный этап дает возможность подросткам встать на позиции ребенка, родителя и, наконец, прийти к конструктивной по­зиции взрослого.

Последняя ступень школы психопластики позволяет решать це­лостную задачу коммуникативной и психопластичной флексибиль­ности личности (флексибильность характеризуется как интегратив­ное личностное качество, связанное с психологической гибкостью, мобильностью и адаптированностью). На этой ступени акцентиру­ются позиции ответственности и самостоятельности в выборе жиз­ненного пути, познания процесса «взрослой жизни», особенностей делового общения, профессионального самоопределения, именно поэтому четвертая ступень имеет название «Я и Общество». На этом этапе ставятся задачи, связанные с овладением такими навыками делового общения, как точность и оригинальность мышления, спо­собность к разрешению проблемных задач и ситуаций, искусство убеждения, ведение переговоров, навыки самопрезентации, интуи­ции. Все это позволяет подготовить подростка к вступлению в но­вую, взрослую, жизнь в позиции самостоятельного человека, готово­го жить, общаться и взаимодействовать в любых условиях социума.

Программа «Школа психопластики личности» не ограничивается четырьмя вышеописанными ступенями. Предполагается пятая сту­пень, связанная с более глубокими пластами познания своего внут­реннего мира, с серьезной внутренней работой, основанной на уже полученном подростками опыте.

По окончании всего курса школы психопластики личности у ка­ждого из подростков есть возможность попробовать себя в психоло­го-педагогической деятельности в качестве стажера учебно-методи­ческого центра, что может послужить определяющим фактором в выборе этой деятельности как своей будущей профессии, связанной с общением в структуре «человек — человек», и ею не обязательно должны быть профессии педагога или психолога.

На наш взгляд, самый важный результат школы психопластики — это личностные изменения подростков, которые формируют спо­собность к духовной организации личности и не только к адекватно­му восприятию мира и себя, но и к адекватной перестройке реальной действительности, что ведет к внутренней согласованности, сораз­мерности в отношениях и, как следствие, формирует гармонично развитую личность.

С. Б. Серякова

Московский государственный педагогический университет




Похожие документы:

  1. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    В третьем томе сборника материалов конференции представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Азербайджана, Беларуси, Германии, Казахстана, Молдавии, России, США, Узбекистана,
  2. Материалы Пятой Международной научно-практической конференции

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 – 18 октября 2008 года / Под.
  3. Сборник материалов vi международной научно-практической конференции «михоило-архангельские чтения» 17 ноября 2011 года г рыбница

    Документ
    Аверченков В.И., Шкаберин В.А. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОГО ГТУ
  4. Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве материалы i международной научно-практической конференции школьников и студентов

    Документ
    Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: Материалы I Международной научно-практической конференции школьников и студентов /Науч.
  5. Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве материалы i международной научно-практической конференции школьников и студентов

    Документ
    Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: Материалы I Международной научно-практической конференции школьников и студентов /Науч.
  6. V международная научно-практическая конференция «михаило-архангельские чтения»

    Документ
    V международная научно-практическая конференция «Михаило – Архангельские чтения». Сборник материалов международной научно-практической конференции, 18 ноября 2010 г.

Другие похожие документы..