textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Утверждаю

Директор ГОУ школы-интерната №33

З.Я.Исаев

31 августа 2011 года

Основная

образовательная программа ФГОС

начального общего образования

ГОУ г.Москвы общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования с углубленным изучением физической культуры №33

Москва

2011 – 2015

Содержание

1.Пояснительная записка

………………………………

2.Реализация основной образовательной программы

………………………………

2.1 Введение

2.2 Психолого-педагогические основы

учебно-методического комплекта и ФГОС

2.3 Цель и задачи обучения по учебно-методическому комплекту в соответствии с целями и задачами ФГОС

3.Планируемы результаты освоения обучающимися

ООП НОО

………………………………

3.1 Введение

3.2 Планируемые метапредметных результатов

3.3 Планируемые предметных результатов

Учебный план начального общего образования

………………………………

Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

………………………………

Программы отдельных учебных предметов:

Русский язык

………………………………

Литературное чтение

………………………………

Математика

………………………………

Окружающий мир

………………………………

Основы религиозных культур и светской этики

………………………………

Технология

………………………………

Английский язык

………………………………

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

………………………………

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

………………………………

Программа коррекционной работы

………………………………

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

………………………………

1. Пояснительная записка

Государственное образовательное учреждение г.Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением физической культуры №33 создана как общеобразовательная школа-интернат №33 на основании приказа Московского департамента образования от 24.04.1996 года №170, приказом Московского комитета образования от 01.06.1999 года №226 переименована в школу-интернат среднего (полного) общего образования, приказом Департамента образования города Москвы от 03.07.2007 года №513 переименована в Государственное образовательное учреждение г.Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением физической культуры №33. Школа-интернат является некоммерческой организацией, в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Типовым положением об образовательной школе-интернате, Положением об образовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, действующим законодательством РФ и г.Москвы, нормативными актами органов управления образованием, договором между Учредителем и Школой-интернатом и Уставом. Школа-интернат является юридическим лицом (свидетельство серии 77 №009394731 от 26.09.2007 г.), имеет Свидетельство о Государственной аккредитации ГА 001046 рег.№ 008010 от 23.11.2007 г., Лицензию серии А рег.№ 022977 от 28.11.2007 г.

Основной целью деятельности школы-интерната является: формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного образовательного стандарта, воспитания, развития творческих способностей, социально-психологическая адаптация обучающихся в процессе обучения и творческой деятельности, активное приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, а также общеобразовательная и до профессиональная подготовка специалистов в области физической культуры и спорта. Школа-интернат реализует образовательные программы, программу углубленного изучения физической культуры и отдельных видов спорта, программы дополнительного образования детей, программы оздоровительной и профилактической работы с учащимися. В своей деятельности школа-интернат реализует основные потребности родителей в создании максимально благоприятных комфортных условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития детей, формировании адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира, адаптации личности к жизни в обществе, воспитании гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.

Контингент учащихся школы-интерната в основном составляют дети из малообеспеченных семей, многодетных семей, одиноких матерей и отцов, неполных семей; дети, находящиеся под опекой; дети нетрудоспособных или недееспособных родителей. В начальной школе работают 4 класса (1 – 4), по одному классу в параллели. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебных занятий 35 минут в 1 классе, 45 минут во 2 – 4 классах. Для организации круглосуточного пребывания детей в школе-интернате работают воспитатели во внеурочное время и ночные воспитатели, организовано 5-разовое горячее питание, работа кружков и секций дополнительного образования. Учащиеся участвуют в проведении школьных концертов, районных, окружных и городских выставках, конкурсах и фестивалях, имеют награды за призовые места в городском фестивале «Надежда». Традицией школы-интерната является проведение ежегодного международного Фестиваля российских видов спорта, в котором учащиеся не только принимают участие, но и являются организаторами.

Кадровый состав учителей и воспитателей, работающих в начальной школе, составляют: 4 учителя начальных классов, 5 воспитателей, 2 ночных воспитателя. Возрастная категория педагогических работников от 23 до 60 лет, средний возраст преподавателей 40 лет, 25% учителей имеют высшее педагогическое образование, 75% учителей имею среднее специальное образование, 50% учителей продолжают обучение в ВУЗе и в настоящий момент имеют неоконченное высшее педагогическое образование. 75% учителей имеют первую квалификационную категорию, 25% учителей имеют вторую квалификационную категорию.

2. Реализация основной образовательной программы

2.1 Введение

В 2011 – 2012 учебном году 1 класс начинает обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по учебно-методическому комплекту «Перспектива» издательства «Просвещение».

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений…»1.

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Перспектива». (Научный руководитель д.п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон).

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности

Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является:

  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Перспектива».

Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

  • Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира

УМК «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой, системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой УМК «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников

- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

2.2 Психолого-педагогические основы

учебно-методического комплекта и ФГОС

Согласно ФГОС, результатами обучения должны стать:

— индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностно-эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

— формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.

— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Для реализации этих педагогических задач необходим учебно-методический комплекс, объединенный единой идеологией, принципами, методикой подачи материала, тематическим содержанием, навигационной системой.

Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК «Перспективы».

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции), которая позволяет:

  • формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

  • формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

  • формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

  • формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;

  • создать условия для самоопределения, смыслообразования;

  • научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;

  • побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:

  • развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;

  • формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).

«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъект-объектых общений. Это позволит формировать:

  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;

  • формировать информационную культуру — учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.

  • формировать установки на здоровый образ жизни;

  • формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Заявленные тезисы авторы УМК «Перспектива» раскрывают через следующие тематические направления: «Моя семья — мой мир», «Моя страна — мое Отечество», «Моя планета — Земля», «Мир общения», что позволяет показать ребенку целостную картину мира.

Следующим результатом обучения детей в начальной школе должно стать формирование универсальных учебных действий.

Функциями универсальных учебных действий (далее: УУД) являются:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Психолого-педагогическим и теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. В данном подходе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. В этой связи все программы УМК «Перспектива» ориентирова­ны на планируемые результаты начального общего образова­ния и являются инструментом для их достиже­ния.

Большое внимание в комплекте «Перспектива» уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий, которое выполняет обучающую, здоровьесберегающую и развивающую функции. Кроме того, во всех изданиях УМК использована интуитивно понятная навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале, и создает условия для включения родителей в процесс.

Над комплектом работают известные авторы: Г.В.Дорофеев, Л.Ф.Климанова, Т.Н.Миракова, М.Ю.Новицкая, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева и др., а также коллектив ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования.

2.3 Цель и задачи обучения по учебно-методическому комплекту в соответствии с целями и задачами ФГОС

Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Основными задачами УМК «Перспектива» являются:

общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;

личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;

познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;

формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;

развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.

Принципы построения образовательно-воспитательного процесса УМК «Перспектива»

1. Гуманистический принцип предполагает:

— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

— защиту прав учащихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

— усвоение учащимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

— равноправное общение детей с взрослыми и сверстниками на основе свободы высказывания, уважения к собеседнику и его мнению.

2. Принцип историзма предполагает:

— изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте;

— структурирование содержания учебной дисциплины с учетом логики и истории развития предметного знания;

— восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи и взаимопроникновения культур; интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.

— персонификацию знаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка.

3. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

— как предмет специального изучения; особое внимание в программе уделяется развитию устной и письменной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

— как организационная форма обучения; все познавательные и учебные задачи решаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации и сотрудничества с учителем и сверстниками.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа ореховской средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    ... учреждения Ореховская средняяобщеобразовательнаяшкола разработана в соответствии с требованиями: - Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщегообразования к структуре основнойобразовательнойпрограммы (утверждён ...
  2. Основная образовательная программа на 201 1 -201 2 учебный год

    Основная образовательная программа
    ... программа по физическойкультуре Балдина А.С. 9 Рабочая программа по физическойкультуре Балдина А.С. ОБЖ 5-9 Рабочая программа по ОБЖ Кренев Н.Л. 4. Основнаяобщеобразовательнаяпрограммасреднего (полного) общегообразования ...
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (12)

    Пояснительная записка
    ... ФГОСначальногообщегообразования. Основнаяобразовательнаяпрограмма формируется с учётом особенностей первой ступени общегообразования как фундамента всего последующего обучения. Начальнаяшкола ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (85)

    Программа
    ... ТМКОУ «Усть-Портовская средняяшкола-интернат» Протокол № 7 от «15» мая2011 г. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования Срок реализации: 2011 ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    ... учебного плана начальнойобщеобразовательнойшколы УЧЕБНЫЙ ПЛАН государственного областного образовательного учреждения «Острогожская школа-интернатсреднего (полного) общегообразования» На 2011 ...

Другие похожие документы..