Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Дочкин Сергей Александрович

МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Кемерово - 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

«Кузбасский региональный институт развития

профессионального образования»

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный учитель РФ

Панина Татьяна Семеновна

Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор

Жигалова Ирина Александровна

доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ, эксперт ЮНЕСКО по информационным технологиям

Гендина Наталья Ивановна

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Копытов Анатолий Дмитриевич

Ведущая организация

Федеральное государственное учреждение «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва

Защита состоится 18 февраля 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 73, ауд. 2319.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Автореферат диссертации и текст объявления о защите предоставлены в Рособрнадзор для размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии 18 ноября 2009 года

Автореферат разослан 18 января 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор М. И. Губанова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное образование характеризуется как непрерывный процесс и важнейшая часть жизни человека, обеспечивающая ему возможность ориентироваться в потоке информации, комфортно чувствовать себя в информационном обществе, легко адаптироваться к инновациям. Мировое сообщество базируется на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), формируя новую структуру – информационное общество. Обеспечение образования теорией и практикой использования ИКТ является одним из важнейших средств реализации новой государственной парадигмы, что вместе с формированием информационного общества, расширением коммуника­ций, обострением конкуренции на всех рынках предъявляют растущие требования к профессиональной компетентности и функ­циональной грамотности каждого человека, и особенно педагога.

Особое значение приобретает развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), так как существующая система уже не в состоянии обеспечить требуемую интенсивность и качество профессионального образования, соответствие образовательным потребностям взрослых обучающихся. В этих условиях быстрое развитие ИКТ раскрывает перспективы перед образованием, а для ДПО – особенно. Развитие и совершенствование различных моделей образования на основе комплексного использования ИКТ, внедрение дистанционного обучения является одним из приоритетных направлений государственной политики в области создания цифровой инфраструктуры знаний и реализации базовых принципов ЮНЕСКО «образование в течение всей жизни» и «образование для всех».

Особое внимание ИКТ уделяют Президент и Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, выделяя их как важный фактор повышения эффективности переподготовки и повышения квалификации педагогов. В целях формирования согласованной политики в области развития и использования ИКТ в сфере образования, для реализации мероприятий информатизации образования в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», «Электронная Россия (2002-2010 годы)», «Информатизация системы образования» государством в качестве приоритетных направлении рассматриваются вопросы совершенствования профессионального образования на основе современных ИКТ. Однако это воз­можно только при активизации инновационных процессов в сфере ДПО, комплексном внедрении ИКТ в образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования. Это снимет проблему ее замкнутости как системы, откроет ее внешним воздействиям, обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, приведет к обновлению технологий обучения, что позитивно повлияет на качество процесса повышения квалификации и переподготовки педагогов. В этих условиях все чаще речь заходит о модернизации образования как о комплексном, всестороннем обновлении образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни.

Особенно возрастает цен­ность и востребованность учреждений ДПО, готовящих профессионально-педагогические кадры в интересах системы начального и среднего профессионального образования, пропорционально востребованности рабочих профессий на рынке труда. Но система переподготов­ки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников (ППР) не отвечает стоящим перед ней задачам, требует разработки новых ориентиров и преобразований в ее содержании и организационно-педа­гогических структурах, создания инновационных образова­тельных структур, способных компетентно и достаточно оперативно выполнять свою миссию. В настоящее время лишь около 25-27% профессионально-педагогических работников имеют начальный уровень подготовки в области информатики и ИКТ, почти пятая часть из них не знакома с компьютером, активно используют ресурсы Интернет только около 6-7 % преподавателей ОУ ПО. Как следствие – низкая эффективность использования средств ИКТ, малое количество электронных продуктов, внедренных в учебный процесс, слабое представительство ОУ ПО в сети Интернет, и это при том, что подрастающее поколение считается поколением информационного века. Соответственно, в теории и практике ДПО профессионально-педагогических работников необходим поиск путей модернизации, как важнейшего ресурса общества, что ведет к акти­визации научных исследований с учетом потребностей информационного общества.

Степень изученности проблемы. Анализ педагогической литературы и материалов исследований показал, что вопросы информатизации образования и совершенствования ДПО рассматриваются уже достаточно длительное время. Разработаны некоторые аспекты теории и практики ДПО специалистов (Н. С. Андреева, Е. М. Дорожкин, Н. И. Мицкевич, Э. М. Никитин, А. А. Орлов, Л.Ф.Савинова, Е. П. Тонконогая, Н. Г. Хорольская, Т. И. Черноусенко и др.); технологии разноуровневой подготовки педагогов и специалистов социальной сферы (В. И. Загвязинский, И. Н. Закатова, Ф. А. Мустаев и др.); формы учебно-методического сопровождения переподготовки и повышения квалификации педагогов, преимущественно учителей (A. M. Владиславцев, Б. С. Гершунский, С. Н. Григорьев, М. Г. Киселева, Г.К. Селевко и др.); проблемы развитие и функционирование региональных систем ДПО педагогов в изменяющихся социально-педагогических условиях (Л. М. Андрюхина, И. А. Бажина, И. А. Носкова, Т. С. Панина, Г. Н. Подчалимова, Р. М. Шерайзиной и др.). В педагогической науке уже много сделано для раскрытия специфики образования взрослых, нашедших свое отражение в результатах исследований психологов и педагогов (Б. Г. Ананьев, Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, А. М. Новиков, Т. В. Шадрина и др.).

В то же время проблема комплексного использования ИКТ в процессе переподготовки и повышения квалификации ППР еще не нашла окончательного решения в системе ДПО педагогов. При этом пути повышения эффективности процесса обучения в вузах при помощи ИКТ достаточно подробно отражены в исследованиях С. И. Архангельского, Б. С. Гершунского, К. Г. Кречетников, К. Р. Овчинниковой, И. В. Онокова, М. С. Прокофьева, И. В. Роберт, Е. Н. Шапошниковой и др. Работам по проектированию, построению и развитию информационно-образовательных среды, информационной инфраструктуры посвящены работы А. Г. Абросимова, А. А. Андреева, Ю. Н. Афанасьева, И. Г. Захаровой, В. П. Мозолина, Ю. М. Насонова, Ю. С. Песоцкого, В. Н. Платонова, В. В. Рубцова, К. В. Шапиро, В. А. Ясвина и др. В исследованиях Н. В. Апатова, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, М. П. Лапчик, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Э. Г. Скибицкого и др. сформулированы принципы построения обучающих систем, показаны возможности технологии мультимедиа; разработаны дидактические и технологические принципы формирования и функционирования систем открытого образования и дистанционного обучения.

Проблемы использования средств ИКТ в системе ДПО педагогов нашли свое отражение в работах Г. Ю. Богдан, Е. Ю. Диканского, С. Н. Додоки, Е. Б. Кручинина, М. В. Моисеева, В. Г. Расходчикова, А. Г. Толоконникова, А. Г. Шабанова и др.). Однако большинство исследований и научных трудов либо рассматривают отдельные проблемы повышения квалификации и переподготовки специалистов, либо не всегда обосно­ванно переносят на ДПО содержательные, организационные, технологические научные разработки высшего профессионального образования без должного учета специфики этого звена образовательной системы, либо рассматривают проблемы совершенствования переподготовки (подготовки) учителей школ или преподавателей вузов. В то же время вопросы системной интеграции ИКТ в образовательную среду учреждений ДПО, формирование на их основе информационной образовательной среды в целях повышения квалификации и переподготовки кадров для системы профессионального образования (ПО), способных активно осуществлять образовательную деятельность в условиях информационных сетей и телекоммуникаций, решая задачи образовательного процесса в соответствии с требованиями рынка труда, остались не изученными, что и обусловило необходимость данного исследования.

Актуальность исследования определяется существованием противоречий в процессе переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников:

- между постоянно возрастающими требованиями к системе образования, растущим уровнем и темпами развития российского информационного общества, отражением этих процессов в ДПО и способностями этой системы отвечать возрастающим требованиям;

- между потенциальными возможностями информационных ресурсов, средств по их использованию и существующим уровнем разработанности теоретико-методологических основ их применения в педагогической деятельности;

- между системным характером информационных процессов и несбалансированностью развития отдельных компонентов существующей информационной среды учреждения дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров (ППК);

- между необходимостью активной и постоянной работы профессионально-педагогических работников, в том числе за рамками учебной деятельности в учреждении ДПО, и существующими возможностями для проявления творческой активности, самостоятельности и индивидуальности при использовании типовых подходов и технологий;

- между широкими дидактическими возможностями средств ИКТ и уровнем их использования в образовательной практике.

Выявленные, объективно существующие противоречия позволили определить основную проблему, которая заключается в том, что ДПО профессионально-педагогических кадров имеющимися средствами не обеспечивает формирование профессиональной компетентности профессионально-педагогических работников, не отвечает образовательным запросам субъектов образовательного процесса. При этом существующие теоретико-методологические подходы и решения не позволяют оперативно и гибко разрешить данную проблему, что и определило ход и результаты нашего исследования.

Недостаточная разработанность проблемы, необходимость ее теоретического осмысления и практического решения в общем контексте модернизации профессионального образования обусловили выбор темы исследования: «Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества».

Объект исследования: дополнительное профессиональное образование.

Предмет: процесс модернизации дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических работников в условиях формирования информационного общества.

Цель исследования: разработка и реализация концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических работников на основе комплексного использования информационно-коммуникационных технологий в условиях формирования информационного общества.

Гипотеза исследования состоит в том, что модернизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических работников на основе комплексного использования ИКТ обеспечивается:

- соблюдением основных принципов непрерывного образования, интеграцией системного, аксиологического, андрагогического и акмеологического теоретико-методологических подходов при организации процесса переподготовки и повышения квалификации;

- разработкой и использованием обновленной вариативной структуры образовательного процесса, обеспечивающей средствами ИКТ индивидуализацию и дифференциацию переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников за счет модульно-компетентностного подхода и формирования индивидуальных образовательных траекторий;

- достижением высокого уровня компетентности педагогических кадров учреждений дополнительного профессионального образования и образовательных учреждений профессионального образования в области ИКТ;

- созданием информационной образовательной среды учреждения дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров, как открытой системы, аккумулирующей разнообразные ресурсы;

- обеспечением соответствия содержательных и организационно-технических аспектов используемых ИКТ специфике ДПО, а также особенностям подготовки и профессиональной деятельности профессионально-педагогических работников;

- созданием организационно-педагогических условий, обеспечивающих модернизацию ДПО профессионально-педагогических работников на основе использования возможностей и средств ИКТ.

Достижение цели и проверка научной гипотезы определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Выявить факторы и тенденции развития ДПО профессионально-педагогических работников в условиях формирования информационного общества, определить направления применения ИКТ при освоении обучающимися профессиональных компетенций;

2. Разработать концепцию модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров на основе комплексного использования информационно-коммуникационных технологий и создать комплексную модель сопровождения внедрения информационно-коммуникационных технологий в учреждения дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических работников,

3. Разработать перечень компетенций профессионально-педагогических работников по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и алгоритмы их формирования;

4. Сформировать структуру информационной образовательной среды учреждения ДПО, определить взаимосвязи и порядок функционирования ее компонентов;

5. Разработать сетевую информационную систему, обеспечивающую формирование профессиональной компетентности педагогических работников системы профессионального образования и их профессионально-педагогическую деятельность в условиях формирования информационного общества.

6. Проверить результативность реализации разработанной концепции на примере формирования ИКТ-компетентности профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования.

Методологической основой исследования явились философские идеи и теории модернизации как комплексного процесса, охватывающего все сферы общественной жизни; теоретические положения о взаимосвязи развития социальной и экономической политики общества; педагогические идеи и концепции об обусловленности образовательной политики, о сущности образования как всеобщей формы развития личности и общества, о возрастании значимости непрерывного образования в современных условиях России; теоретические положения андрагогики, аксиологии и акмеологии; идеи об активной роли человека в преобразовании социальной среды в процессе само­реализации, самопомощи, самообразования; философские и социально-педаго­гические положения о социальной детерминированности образования; положения о роли и месте современных ИКТ в образовательном процессе.

Теоретическую базу исследования составили: положения общей теории обучения (Ю.К.Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, И.Я. Лернер, К.Д. Ушинский и др.); системного анализа педагогических явлений (В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, Г. Н. Филонов, Т.И. Шамова и др.);. идеи непрерывного образования (А.П. Владиславлев, А. В. Даринский, Э. Д. Днепров, В. И. Жуков, Н. Э. Касаткина, Н. Н. Нечаев, A. M. Новиков, В. Г. Онушкин, В. А. Поляков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. Н. Турченко и др.); теории самоорганизации систем и межинституционального взаимодействия в образовании (К. А. Абульханова-Славская, Е. М. Князева, Г. Н. Сериков, Н. Ф. Талызина и др.); теории профессионального становления и самоопределения личности в профессиональной деятельности, а также диагностирования профессионально важных качеств специалистов (Н. А. Аминов, Ш. А. Амонашвили, С. А. Батышев, П. Я. Гальперин, А. С. Запесоцкий, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, И. П. Смирнов, Б. А. Федоришин, С. Н. Чистякова и др.); концепции и инновационные процессы дополнительного профессионального образования (В. Г. Воронцова, Г. Г. Гранатов, И. А. Колесникова, В. Г. Онушкин, Т. С. Панина, Н. М. Чегодаев, Р. М. Шерайзина и др.); положения теории деятельности, определяющие специфику целостного педагогического процесса, концепции развития человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности (В. В. Давыдов. В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.); теории разработки и применения ИКТ и технических средств в образовании, исследования процессов информатизации образования (Н. И. Бабкин, А. К. Бешенков, Ю. И. Дик, А. А. Кузнецов, Е. С. Полат, Л. П. Прессман, И. В. Роберт, К. М. Тихомирова и др.); теория открытых систем (С. Н. Бушуев, Н. Н. Моисеев, И. Н. Пригожин, Б. А. Резников, А. И. Уемов и др); труды по формированию информационной среды учебных заведений (А. А. Андреев, Ю. Н. Афанасьев, В. В. Рубцов, И. К. Шалаев, В. А. Ясвин и др.); современные концепции профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (И. Ю. Алексашина, С. В. Алексеев, Н. В. Кухарев, B. C. Леднев, Э. М. Никитин, Л. Я. Олиференко, А. А. Орлов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина, И.И. Цыркул, Н. М. Чегодаев).

Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральные законы, указы Президента РФ, законодательные и нормативные акты РФ, определяющие направления модернизации российского образования, задачи развития образовательных систем, концепции федеральных и региональных программ развития профессионального образования и его информатизации.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

- теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез философской, методологической, педагогической, психологической, научно-технической, дидактической литературы по теме исследования; обобщение, экстраполяция, моделирование, проектирование систем и процессов, изучение нормативных и программно-методических документов.

- эмпирического исследования: изучение актуального опыта в области разработки информационных систем, программно-технических продуктов, внедрения средств ИКТ в деятельность образовательных учреждений, прямые и косвенные наблюдения за способами использования данных средств, экспертная оценка процессов функционирования средств ИКТ, мониторинг качества их работы, анкетирование, педагогический эксперимент.

- статистические: количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Основные исследование проводилось на базе ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», образовательных учреждений профессионального образования Кемеровской области (гг. Кемерово, Новокузнецк, Белово, Кисилевск, Юрга). Всего в исследовании участвовали 2617 человек, из них 357 административных работников образовательных учреждений, 1462 преподавателей разного уровня квалификации, 437 мастеров производственного обучения, 361 работников ОУ ПО (методисты, психологи, воспитатели и др.). Результаты педагогических наблюдений, опытно-экспериментальной ра­боты, результаты и выводы исследования све­рялись с подобными разработками ученых и практиков в различных регионах Рос­сии: в Ленинградской, Ставропольской, Тамбовской, Челябинской, Пензенской областях, Красноярском крае.

Исследование проводилось с 2002 г. по 2010 г. и включило три этапа.

Первый этап (2002-2004) - изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература с целью определения методологических подходов к исследованию возможностей ИКТ, осуществлялось изучение принципов применения компьютеров и систем коммуникаций. Изучался практический опыт использования программного обеспечения и компьютерных сетей в вузах, учреждениях ДПО и ОУ ПО. Были разработаны программные модули и тестовые программы, внедренные в образовательный процесс ввузов связи и учреждения ДПО. Использование данных программ в воспитательно-образовательном процессе позволило выявить их дидактические возможности. Исследованы подходы к повышению мотивации и информационной культуры педагогических работников и преподавателей как основы успешного освоения и применения ИКТ в профессиональной деятельности и развития личностных качеств. Был осуществлен поиск путей совершенствования содержания и технологий обучения с использованием ИКТ. Оформление и защита кандидатской диссертации по активизации самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных технологий.

Второй этап (2005-2008) - исследовались аспекты применения ИКТ для изменения формы и содержания занятий в вузе и на курсах повышения квалификации в учреждении ДПО профессионально-педагогических кадров. Проведена подготовка к опытно-экспериментальной работе: сформированы программы и созданы компоненты сетевой информационной системы, подготовлены электронные учебные материалы, проанализированы особенности организации образовательного процесса в условиях информационной среды, определены возможные негативные проявления. Проанализированы варианты модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров. Исследованы возможности гипертекстовой технологии для реализации развивающего обучения, повышения познавательной активности обучающихся. Проведены курсы повышения квалификации в дистанционном режиме для проверки программно-технических и организационных решений. Сформулирована рабочая гипотеза, обоснован проект концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров в условиях региона; закончена разработка планов и индивидуальных образовательных программ ДПО профессионально-педагогических кадров.

Третий этап (2008-2010). Уточнены основные понятия. Осуществлен педагогический эксперимен­т по проверке концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров. Проведена апробация разработанной модели сопровождения внедрения ИКТ в учреждение ДПО и разработаны компоненты информационной образовательной среды. Обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации по внедрению его результатов в педагогическую практику, завершено оформление работы.

Исследование проводилось в рамках федерального проекта Ф-176, 2006 г., «Разработка и апробация в пилотных регионах новой классификации программ профессиональной подготовки», гранта РГНФ 2007, № 07-06-10108б по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук, «Развертывание сети дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования»; гранта РГНФ 2008, № 08-06-00697а «Разработка моделей формирования ИКТ-компетентностей педагогов в системе дополнительного профессионального образования», среднесрочной региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2010 годы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлены факторы развития ДПО профессионально-педагогических работников в условиях формирования информационного общества: постоянный рост требований к профессионализму и компетентности педагогических кадров; активные процессы реформирования системы образования; слабое представление роли и места информационных ресурсов в образовательном процессе; низкая результативность реализованных проектов и программ информатизации образования. Определены тенденции развития ДПО - институциализация ДПО ППК как части непрерывного образования; рост ценности и востребованнности ДПО, повышение его гибкости, многоуровневости, вариативности; реорганизация структуры и содержания деятельности учреждений ДПО ППК; расширение методологической базы деятельности учреждений ДПО; развертывание новых форм подготовки кадров; комплексное использование ИКТ в ОУ ПО; интеграция систем педагогического сопровождения в процесс повышения квалификации и переподготовки; повышение индивидуализации и дифференциализации обучения.

- разработана концепция модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров на основе комплексного использования ИКТ в процессе переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников. Основные идеи концепции заключаются в интеграции системного, андрагогического, акмеологического и аксеологического подходов при формировании обновленной вариативной структуры образовательного процесса для переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников; в применении модульно-компетентностного подхода при разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников, обеспечивающего им широкую самостоятельность в вопросах выбора, формирования и освоения образовательных программ в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией; в комплексном использовании средств ИКТ в учреждениях ДПО, педагогической обоснованности применения каждого средства и программного продукта, разумным сочетанием традиционных и ИКТ; целенаправленном и постоянном формировании компетентности профессионально-педагогических работников в области ИКТ. Основными механизмами данной концепции являются применение комплексной модели сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических работников и сетевое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Результатом реализации концепции выступает рост профессиональной компетентности профессионально-педагогических работников с учетом требований формируемого информационного общества.

- создана комплексная модель сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических работников, представленная сочетанием концептуальной подсистемы, характеризуемой совокупностью компонентов теоретического и технологического уровня, и педагогической подсистемы, определяющей целенаправленность и этапность процесса переподготовки и повышения квалификации;

- разработан необходимый и достаточный перечень компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, характерных для образовательной деятельности профессионально-педагогических работников, и алгоритм формирования их ИКТ-компетентности в ходе повышения квалификации в учреждении ДПО;

- обоснован и раскрыт комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих модернизацию дополнительного профессионального образования, которые включают: формирование многоуровневой информационной образовательной среды учреждения ДПО, как основы комплексного использования ИКТ в дополнительном профессиональном образовании, разработку сетевой информационной системы как технологического компонента концепции модернизации ДПО, реализацию образовательного портала профессионального образования как способа доступа к информационным ресурсам ДПО.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и результаты исследования: расширили проблемное поле современной теории и методики профессионального образования по исследованию его модернизации с учетом процессов формирования информационного общества в РФ; позволили обосновать концепцию модернизации ДПО, создающую основу для решения практической задачи, связанной с комплексной информатизацией всего профессионального образования; подтвердили взаимосвязь формирования компетентности профессионально-педагогического работника в области ИКТ с его профессиональной деятельностью, индивидуальным ростом и повышением профессионального мастерства в системе дополнительного профессионального образования; способствовали уточнению современных представлений о роли и месте ИКТ в профессиональном образовании, и непосредственно в учреждении ДПО профессионально-педагогических работников; служат основой для проведения дальнейших исследований по совершенствованию информационного взаимодействия субъектов в процессе переподготовки и повышения квалификации, разработке правовых, организационно-экономических механизмов и моделей сетевого обучения в интересах модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  - естественные науки (5)

    Документ
    ... -1 44252А 851. Ч45 Дочкин, СергейАлександрович. Модернизациядополнительногопрофессиональногообразования в условияхформированияинформационногообщества : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дочкин, СергейАлександрович ; ГОУ "Кузбас ...
  2. Бюллетень новых поступлений (81)

    Бюллетень
    ... Дочкин, СергейАлександрович Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных ... Формированиепрофессионально ... модернизации системы образования ... условиях ... в семье и обществе : [монография] ... дополнительногообразования ...
  3. Обзор сми и блогосферы (5) " семья по назначению"

    Закон
    ... образование и втолкнуть в какой-то уровень профессиональногообразования 179 ... дополнительные юридические основы для формирования кастово-сословной системы в украинском обществе ... Александрович, заместитель председателя ТГРК по информационной политике ...
  4. Обзор сми и блогосферы (5) 23 ноября 2010 года " семья по назначению"

    Обзор
    ... образование и втолкнуть в какой-то уровень профессиональногообразования 179 ... дополнительные юридические основы для формирования кастово-сословной системы в украинском обществе ... Александрович, заместитель председателя ТГРК по информационной политике ...

Другие похожие документы..