Главная > Документ


Билет № 1

1.Конституция Российской Федерации: основные принципы и содержание.

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органовпубличной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Конституция России, почтовая марка с купоном.1995

  • Преамбула

  • Раздел первый

    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);

  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);

  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России.

  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);

  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);

  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;

  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;

  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);

  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.

  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).

    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).

    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).

  • нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы VI и VI1Конституции 1978 года)

  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы17 и 18)

  • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией (глава 11 Конституции 1978 года)

  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).

  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов России рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР

  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).

  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)

  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

2.Взаимодействие власти, бизнеса и общества в инновационной сфере.

Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая   пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.      

Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается  совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

Экономический словарь трактует бизнес как  ини­циа­тив­ную, эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность, осу­ще­ст­в­ляе­мую за счет соб­ст­вен­ных или за­ем­ных средств на свой риск и под свою от­вет­ст­вен­ность, ста­вя­щую глав­ны­ми це­ля­ми по­лу­че­ние при­бы­ли и раз­ви­тие соб­ст­вен­но­го де­ла

Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции  деятельности основной его целью является получение прибыли.

По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес – организации - начинающий, развивающийся, сложившийся.

Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы,  призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.

В научной литературе встречается разный набор функций, выполняемых современным российским бизнесом.

Справочная экономическая литература предлагает следующие функции:

·     осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей);

·     управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом;

·     поддержка предпринимательства - распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;

·     деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции;

·     связи с общественностью - осуществление и управление отношениями между предприятием и общественностью или средствами массовой информации

Современные исследователи Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н. – М., 2007] выделяют инновационную,   модернизирующую, развивающую и социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:

·     полной и своевременной выплаты налогов и обеспечение достойного уровня заработной платы сотрудникам;

·     поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг;

·     поддержки  инициатив по финансированию социальных проектов муниципальных властей и организаций гражданского общества.

3.Виды контроля в деятельности глобальных компаний.

Контроль международной деятельности имеет существенные от­личительные особенности по сравнению с контролем деятельностикомпании, работающей на внутреннем рынке. Контроль международ­ной деятельности затрагивает различные рынки с их особенностями испецификой. Он касается крупных по размеру и сложных по организа­ции компаний, осуществляющих множество видов объемных опера­ций практически во всем мире.

1. Контроль за выполнением плана

2. Контроль прибыльности

3. Контроль эффективности

Для контроля за выполнением плана применяют пять видов анализа: сбыта, доли рынка, соотношения затраты/объем продаж, финансовый и маркетинговый оценочный анализ.

1. Анализ сбыта. Заключается в определении величины фактического объема продаж и сравнении с запланированным.

2. Анализ доли рынка. Объем продаж компании не является показателем того, насколько успешно она действует по сравнению с конкурентами. Для определения эффективности деятельности необходимо проследить за состоянием доли рынка, которую имеет фирма. Если она увеличивается, то компания опережает конкурентов, если -- уменьшается, то компания по сравнению с конкурентами работает хуже.

Однако, делая такие выводы, необходимо учитывать следующее:

* Предположение о том, что внешняя среда воздействует на все компании одинаково, часто оказывается неверным.

* Предположение о том, что работу компании нужно сравнивать со средними показателями деятельности других фирм, тоже может быть неверно. Деятельность компании необходимо сравнивать лишь с деятельностью ближайших конкурентов.

* Иногда уменьшение доли рынка намеренно инициируется ради увеличения прибыли.

* Доля рынка может изменяться и по многим другим причинам, и не все ее изменения имеют маркетинговое значение.

3. Анализ соотношения затраты/объем продаж. Анализ ежегодных планов требует, чтобы руководство следило за расходами на обеспечение выполнения поставленных целей. Основной показатель, за которым нужно следить, -- это соотношение маркетинговых затрат и объема продаж (к маркетинговым затратам можно отнести, например, оплату труда торгового персонала, затраты на рекламу, на стимулирование сбыта, расходы на маркетинговые исследования, административные и другие расходы). В нормальной ситуации эти показатели могут немного колебаться, поэтому пересматривать расходы при малейшем изменении этого показателя не стоит. Однако значительные отклонения могут стать причиной будущих проблем, и оставлять их без внимания нельзя.

4. Финансовый анализ. Соотношение затрат и объема продаж следует рассматривать с точки зрения общего финансового состояния компании, чтобы определить, как и где она «делает свои деньги». Маркетологи все чаще используют финансовый анализ для того, чтобы создавать не только эффективные в отношении сбыта, но и прибыльные стратегии.

Например, существуют несколько показателей, характеризующих товарооборот: «количество оборотов товарных запасов» и «оборот товарных запасов в днях».

________________________________________________________________________

Билет № 2

  1. Государственная собственность. Виды, состояние и механизм управления.

Госуда́рственная со́бственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продуктыпроизводства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Государственная собственность была очень высоко развита в СССР , так как являлась важной частью командно-административной экономики. Право государственной собственности закреплено в ст. 214 ГК РФ.

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Регулируя правовое положение государственной собственности ст. 214 ГК РФ развивает правила, установленные ранее действовавшим Законом ";О собственности в РСФСР";. Прежде всего, сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты: республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов. Как уже отмечалось выше, до принятия специального закона по этому вопросу в соответствии со ст. 4 Вводного закона сохраняют силу постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-I ";О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года. Кроме того, к таким правоотношениям применимо Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 ";О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ";.

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра муниципальной собственности. Более подробно порядок ведения таких реестров изложен в Постановлении Правительства РФ от 3 июля 1998г. № 696 ";Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества";. До внесения соответствующего объекта в тот или иной Реестр собственности, документом, подтверждающим право собственности на него Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, является зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п.10 Положения от 18 марта 1992 г.).

Важно подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации.

Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это ";распределенное"; государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства - этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Деление публичной собственности на государственную и муниципальную было установлено еще Законом РСФСР ";О собственности в РСФСР";. Однако с учетом действовавших параллельно этому закону Основ гражданского законодательства собственность не разделяли на государственную и муниципальную, и понимание того, что муниципальная собственность не является собственностью государственной, не сразу пришло к практикующим юристам, да и к судьям, рассматривающим арбитражные споры.

  1. Взаимодействие бизнеса с государством в электронной среде.

“Из всех секторов рынка важнейшим для нас является государственный” — актуальность такого тезиса (как варианта известного выражения вождя мирового пролетариата о кино) для российской ИТ-отрасли в последние годы постоянно возрастает. И намерение руководства страны двигаться в к построению информационного общества в сочетании с недавним экономическим кризисом, который лишь усилил присутствие государства в экономике, придало дополнительное ускорение в реализации данной тенденции.

Но если для многих направлений ИТ связь с госсектором была не столь очевидна, то для поставщиков СЭД она всегда была несомненной и — что важно — двусторонней. Тут всё понятно: с одной стороны, именно госсектор является одним из крупнейших потребителей СЭД-продукции, а с другой стороны — СЭД-решения относятся к одним из самых потребляемых госзаказчиками ИТ-товарам. Так, по данным аналитического агентства DSS Consulting, в 2009 г. по числу реализованных проектов доля государственного сектора составила 34% (27% в 2007-м), по числу внедренных рабочих мест — 27%. При этом эксперты довольно единодушны в том, что вес государства как потребителя сейчас будет повышаться. Одновременно будет расти и его значимость как регулятора рынка.

С просьбой высказать своё мнение о ситуации и тенденциях на рынке систем электронного документооборота в государственном секторе мы обратились к ряду экспертов, представляющих ведущих поставщиков СЭД-решений в нашей стране.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к трудовому кодексу российской федерации

    Кодекс
    ... принципов и норм международного права и в соответствии с КонституциейРоссийскойФедерацииосновнымипринципами ... билет ... содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться КонституциейРоссийскойФедерации ...
  2. Трудовой кодекс российской федерации

    Кодекс
    ... принципов и норм международного права и в соответствии с КонституциейРоссийскойФедерацииосновнымипринципами ... содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться КонституциейРоссийскойФедерации ... билетов или ...
  3. Трудовой кодекс российской федерации (2)

    Кодекс
    ... принципов и норм международного права и в соответствии с КонституциейРоссийскойФедерацииосновнымипринципами ... содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться КонституциейРоссийскойФедерации ... билетов или ...
  4. Трудовой кодекс российской федерации (4)

    Кодекс
    ... принципов и норм международного права и в соответствии с КонституциейРоссийскойФедерацииосновнымипринципами ... содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться КонституциейРоссийскойФедерации ... билетов или ...
  5. Трудовой кодекс российской федерации (5)

    Кодекс
    ... принципов и норм международного права и в соответствии с КонституциейРоссийскойФедерацииосновнымипринципами ... содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться КонституциейРоссийскойФедерации ... билетов или ...

Другие похожие документы..