textarchive.ru

Главная > Список учебников


Монокулярные признаки удаленности и глубины

Мы можем воспринимать удаленность и глубину, даже одним глазом. Из-
вестно, например, что с рождения слепые на один глаз воспринимают мир
трехмерно. Следовательно, существуют некоторые признаки удаленности
и глубины, связанные с изображением, получаемым одним глазом.

42

Восприятие глубины и удаленности предметов




Рис. 3.1 Линейная перспектива как признак удаленности объекта.

Рис. 3.2. Суперпозиция как монокулярный

признак удаленности.

В числе таких признаков обычно называют линейную перспективу, су-
перпозицию, относительный размер предметов и градиент текстуры. Ли-
нейная перспектива как признак удалености отражает тот факт, что пря-
мые линии (например, рельсы) как бы сходятся, удаляясь от нас. Мы за-
частую наблюдаем некоторый объект вписанным в координаты парал-
лельных линий. И если, скажем, один объект находится там, где парал-
лельные линии «сошлись» в большей степени, чем в том месте, где нахо-
дится другой объект, то нам ясно, что первый из них находится на боль-
шем расстоянии от нас (рис. 3.1).

Какой вывод можно сделать по поводу относительной удаленности от
нас двух объектов, один из которых заслоняет другой. Какой из них бли-
же: заслоняемый или заслоняющий? Ответ очевиден — заслоняющий. В
данном случае при оценке удаленности использовался признак суперпо-
зиции (рис. 3.2).

43

Глава 3. Восприятие




Рис. 3.3. Относительный размер как монокулярный признак удаленности.

При прочих равных условиях,
чем меньше проекция объекта на
сетчатку, тем он воспринимается
дальше. Это объясняется геометри-
ей зрительной системы. Проекция
объекта, находящегося в ста метрах
от нас, больше проекции точно та-
кого же объекта, удаленного от нас
на расстояние километра (рис. 3.3).
Два одинаковых по размеру предме-
та — а и Ъ — дают различные по раз-
меру отображения на сетчатке, если
находятся на различных расстояни-
ях от наблюдателя.

Рис. 3.4. Градиент текстуры как монокуляр-
ный признак.

Когда мы наблюдаем некоторую
поверхность, например, каменистый
(покрытый галькой) берег моря, мы
можем судить о глубине простран-
ства по степени близости и размерам
однородных объектов, находящихся
на поверхности: чем дальше от нас
некоторая точка пространства, тем
плотнее «упакованы» ее элементы.
Это пример признака удаленности и глубины, который получил название
градиент текстуры (рис. 3.4).

Восприятие глубины и удаленности посредством движения

Наше собственное движение и движение объектов, нас окружающих, наряду
с другими признаками поставляет нам информацию об удаленности окру-
жающих предметов. Движение приводит к тому, что проекция объектов на
сетчатке меняется, причем близко расположенные объекты кажутся нам дви-
гающимися относительно быстрее удаленных, что и служит дополнительным
признаком при оценке удаленности. Вспомните свои впечатления, когда вы
смотрите в окно движущегося поезда: деревья лесополосы пролетают мимо
с огромной скоростью, машины, стоящие у шлагбаума, можно успеть рас-
смотреть, а солнце на горизонте стоит неподвижно.

44

Восприятие движения

Восприятие движения

За счет чего мы воспринимаем движущийся объект как движущийся? На
первый взгляд, ответ на этот вопрос может быть очень простым: это про-
исходит за счет того, что проекция объекта, находящегося в движения, пе-
ремещается по сетчатке. Но оказывается, что этот ответ не полон в том
смысле, что перемещение проекции по сетчатке не является ни необходи-
мым ни достаточным признаком движения.

Почему оно не является необходимым? Известно, что объект может вос-
приниматься как движущийся, даже если его изображение не перемеща-
ется в собственном смысле слова по сетчатке. Обратимся к так называе-
мому стробоскопическому эффекту. Представьте себе, что на некотором
расстоянии друг от друга находятся две лампочки. Первая зажигается на
короткое время и гаснет, потом зажигается вторая и тоже гаснет и т. д. Если
временной интервал между зажиганиями лампочек от 30 до 200 мс, нам ка-
жется, что световая полоса перемещается от одной точки к другой. Соб-
ственно говоря, этот эффект давно используется и в мультипликации, и в
световой рекламе. Нам же важно сейчас подчеркнуть, что мы восприни-
маем движение, когда реального движения нет и когда проекция объекта
не перемещается по сетчатке.

Другим примером иллюзорного движения является эффект индуцирован-
ного движения. Каждый из нас видел луну, движущуюся на фоне облаков.
Кстати, все ли правильно в предыдущей фразе? Конечно, не луна движет-
ся, а облака, гонимые ветром. Но ведь кажется, что луна летит в облаках.
И только умом понимаешь, что это не так. Следовательно, луна практи-
чески не перемещается вдоль сетчатки, а воспринимается как движущая-
ся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются
как неподвижные. Получается, что перемещение вдоль сетчатки не толь-
ко не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточ-
ный. В чем здесь дело? Оказывается, что человеку вообще свойственно
приписывать движение тому из двух объектов (при их относительном дви-
жении), который воспринимается фигурой на фоне другого. Фон— это то,
что окружает, включает, является большим по отношению к другому объек-
ту, который соответственно воспринимается как фигура.

Для подтверждения приведенного выше положения был проведен следу-
ющий эксперимент. Испытуемым,
сидящим в темной комнате, предъяв-
ляли светящуюся прямоугольную
рамку, внутри которой находился
светящийся круг. Рамка двигалась
вправо, а круг стоял на месте. Тем не
менее, испытуемые считали, что это
круг двигается налево, а рамка стоит
на месте (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Индуцированное движение.

Если перемещение объекта вдоль
сетчатки не служит необходимым и

45

Глава 3. Восприятие

достаточным признаком движения, то какими же механизмами можно
объяснить восприятие движения? Во-первых, психофизиологи открыли
существование специальных мозговых клеток, ответственных за восприятие
движения, причем каждый тип клеток лучше реагирует на определенные
направление и скорость движения, чем на другие. Во-вторых, движение
объекта воспринимается и оценивается лучше в случае относительного дви-
жения, т.е. когда он перемещается на структурированном (неоднородном)
поле по сравнению со случаем движения на темном или однородном поле.
Иначе говоря, когда объект «находится в одиночестве», когда только он
находится в поле зрения {абсолютное движение), более вероятны ошибки
при восприятии движения. В-третьих, в восприятии движения участвует
обратная связь — сигналы, информирующие о движении наших глаз и го-
ловы: каждый, наверное, неоднократно ловил себя на том, что следит гла-
зами за движущимся объектом.

Восприятие формы

Для того чтобы понять, что происходит в этом мире, мало видеть, где на-
ходится тот или иной объект и куда он перемещается. Желательно знать,
что это за объект, т.е. идентифицировать его. Восприятие формы, конфи-
гурации объекта является важнейшим аспектом его идентификации. Для
того чтобы понять, что перед нами собака, прежде всего необходимо за-
метить, что это нечто, стоящее на четырех лапах, имеющее хвост и вытя-
нутую морду. Конечно, другие атрибуты предмета тоже имеют значение
при его идентификации: например, цвет и размеры (в принципе можно
принять лошадь за собаку, если полностью игнорировать информацию о
размере). Однако восприятие формы все-таки имеет решающее значение
в процессе идентификации и опознания объектов.

Элементы формы

Исследователи восприятия задались вопросом, существуют ли некоторые
простейшие элементы формы, на которые объекты любой конфигурации
могут быть разложены. Может быть, восприятие формы строится анало-
гично сбору некоторой машины: из отдельных деталей выстраивается це-
лостный образ. Работы двух известных физиологов [Hubel, Wiesel, 1959,
1979] позволяют полагать, что приведенное выше положение не лишено
смысла. Хьюбел и Визел исследовали активность отдельных клеток коры
головного мозга в ответ на предъявление различных стимулов. Они обна-
ружили определенную избирательность некоторых клеток по отношению
к некоторым зрительным элементам. Например, одна клетка могла не ре-
агировать или почти не реагировать на горизонтальные линии, но реаги-

46

Восприятие формы

ровать на вертикальные, а другая, наоборот, реагировала только на гори-
зонтальные линии. Такие клетки были названы детекторами признаков.
Каждая из них как бы искала в зрительном поле то, что ей «ближе и род-
ней». Кроме того, Хьюбел и Визел обнаружили клетки, которые реагиро-
вали на более сложные сочетания визуальных форм, например, только на
правосторонние углы.

Открытие детекторов признаков могло легко ввести психологов во ис-
кушение объяснить процесс восприятия формы примерно следующим (до-
вольно механическим) образом. Перцептивная система детектирует призна-
ки, связанные с наблюдаемым объектом, «сваливает» их все в один «мешок»,
а потом определяет, у какого из возможных обьектов имеются в наличии все
собранные признаки. Если такой объект найден, процесс идентификации
завершен. Мы уже знаем, что это такое. Рассмотрим простой пример. Мы
видим перед собой нечто и хотим понять, какая это буква: Л или Д. По-
ступающая информация анализируется с помощью детекторов признаков.
Детекторы сообщают нам о наличии в изображении горизонтальной линии.
Мы «спрашиваем» себя, в какой букве есть эта линия. В обеих. Далее де-
текторы сообщают нам о наличии вертикальной линии. Эта линия есть в
обеих буквах, поэтому на основе и этой информации невозможно решить,
какая это из двух возможных букв. Смотрим еще: обнаружена вторая го-
ризонтальная линия. Она есть только у Д. Значит это Д. Процесс опозна-
ния закончился.

Пример по необходимости упрощен, поскольку мы рассматривали толь-
ко два возможных объекта (две перцептивные гипотезы): Л и Д. Но если
строго следовать логике построения образа из деталей и считать это един-
ственным механизмом идентификации формы, то в качестве возможных
гипотез по меньшей мере должны выступать все известные субъекту пред-
меты. Вряд ли природа будет поступать так неэкономно и жестоко, чтобы
заставлять человека каждый раз при опознании объектов держать в голове
(в оперативной памяти) все известное ему.

И действительно, как показывают исследования, наряду с информаци-
ей, идущей как бы снизу, от отдельных признаков, существует и поток ин-
формации сверху. Приступая к процессу опознания объекта, человек фор-
мирует набор перцептивных гипотез, ожиданий и установок, которые в
общем случае повышают эффективность процесса опознания, ограничи-
вая зону поиска решения, но вместе с тем могут приводить к разного рода
недоразумениям и ошибкам, когда ожидания и установки существенно
расходятся с истинным положением вещей [Арбиб, 1976; Найссер, 1981;
Эделмен, Маунткасл, 1981; Натадзе, 1960; Узнадзе, 1961].

Иллюстрацией влияния на процесс опознания установок и ожиданий
наблюдателя могут, например, служить эксперименты, направленные на
исследование влияния контекста (ситуации, в которой происходит наблю-
дение) на результаты опознания объектов. Представьте себе, что вы нахо-
дитесь в зоопарке. Вы не удивитесь, если увидите там антилопу, посколь-
ку контекст (ситуация) навязывает вам определенные ожидания относи-
тельно возможности встречи с определенного рода объектами — в данном

47

Глава 3. Восприятие

случае с животными. Возьмем другой контекст. Вы у себя в квартире, на
кухне. Внезапно вы видите что-то промелькнувшее в коридоре (забегая
вперед, скажем, что это была антилопа). Легко ли вам будет опознать этот
объект? Вряд ли. Вы примете его за грабителя, собаку Баскервилей и бог
знает, за что еще. Далеко не сразу вы поймете, что это была обычная и в
общем безобидная антилопа. Почему процесс опознания так затруднен в
данном случае? Потому что домашний контекст не формирует ожиданий
появления в нем диких животных. У наблюдателя нет готовности к воспри-
ятию соответствующих объектов. Таким образом, при восприятии одного
и того же объекта (т.е. при той же совокупности простейших элементов
формы) в разных контекстах эффективность восприятия различна. Нали-
цо влияние информации, идущей сверху.

Перцептивная сегрегация

Перцептивная сегрегация представляет собой разбиение некоторой группы
объектов на отдельные объекты, или выделение в группе объектов отдель-
ных ее составляющих. Начальной стадией перцептивной сегрегации явля-
ется выделение фигуры из фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на
это внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой
зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном.
Если на столе лежит книга, мы, не задумываясь, скажем, что это книга и
что лежит она на столе. В этом случае у нас нет проблем с выделением фи-
гуры из фона. Существуют некоторые особенности зрительной стимуля-
ции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фи-
гуру от фона: фон обычно (хотя и не всегда) включает в себя фигуру, он
содержит меньше деталей и отличи-
тельных особенностей по сравне-
нию с фигурой. Обратимся к рис.
3.6. В данном случае у нас не возни-
кает сомненний в том, где здесь фи-
гура, а где фон: сама зрительная ин-
формация подсказывает, что нечто
относительно более связное и четко
очерченное (светлое пятно) являет-
ся фигурой.

Однако объяснять процесс выде-
ления фигуры из фона только осо-
бенностями стимуляции было бы не-
правильно. Это можно наглядно
продемонстрировать на примере
восприятия двойственных изображе-
ний, или изображений с взаимообра-
тимыми фигурой и фоном (рис. 3.7).

Рис. 3.6. Фигура и фон.

Когда мы смотрим на это изобра-

48

Восприятие формы

Рис. 3.7. Взаимообратимые фигура и фон:
профили или ваза.

жение, нам попеременно видятся то
ваза, то два человеческих профиля; в
каждый момент что-нибудь одно. Та-
кого рода ловушки заставляют заду-
маться о том, за счет чего в нормаль-
ных условиях существования мы
последовательно и достаточно устой-
чиво принимаем один объект за фи-
гуру, а другой за фон? Исследования
показывают [Weisstein, Wong, 1986],
что восприятие объекта как фигуры
связано с относительно более деталь-
ным анализом информации по срав-
нению с восприятием объекта как
фона. Проще говоря, фигура — это
то, на что мы в данный момент обра-
щаем преимущественное внимание.
В одном из экспериментов испытуе-
мым показывали на короткое время
вертикальные или слегка наклонен-
ные линии на фоне классического
изображения «профиль или ваза»
(см. рис. 3.8).

Рис. 3.S. Позиции предъявления стимула (А,
В, С).

Причем линии предъявлялись в
одном из трех положений: А, В или
С. Задача испытуемых была до-
вольно простой:ответить, располо-
жена ли линия вертикально или
слегка наклонена. Результаты по-
казали, что процент правильных
ответов был относительно выше в
том случае, когда линия находилась
в той области, которая в данный
момент воспринималась испытуе-
мым как фигура. В те моменты,
когда испытуемый видел вазу, рас-
положение линии в точке В приво-
дило к большему количеству пра-
вильных ответов по сравнению с
вариантами расположения в точках
А или С. И наоборот, когда испы-
туемый видел профили, ответы
были более точными при расположении в точках А или С.

Выше мы говорили о том, что в принципе существуют некоторые осо-
бенности стимуляции, которые настраивают субъект на восприятие одно-
го объекта как фона, а другого — как фигуры. Однако влияние самого

49

Глава 3. Восприятие

субъекта зачастую оказывается настолько сильным, что выделение фигу-
ры из фона может соответствовать особенностям стимуляции с точностью
до наоборот. Представьте себе, что у вас есть добрый, подвижный и весе-
лый молодой пес. Вы вышли с ним погулять довольно поздно вечером, спу-
стили его с поводка, он забежал за угол дома и там скрылся. Вдруг оттуда
раздался истошный женский крик. Вы бросаетесь за угол и видите такую
картину: ваш пес, на огромной скорости бежавший к женщине, встает на
задние лапы и пытается лизнуть ее в лицо, после второго истошного кри-
ка пес в испуге, скуля, отскакивает в сторону.

Кто должен быть в этой картине фигурой, исходя из особенностей сти-
муляции, зрительного поля и т. п.? Пес, конечно. Почему? Потому что он
ближе (т. е. в буквальном смысле на фоне женщины), меньше и, кроме
того, лучше виден в свете фонаря. А что для вас в данной ситуации будет
фигурой? Женщина. Почему? Потому что вас интересует ее поведение.
Поведение вашего пса вам известно. А на женщину вы обращаете при-
стальное внимание: ведь так неудобно получилось — человека испугали.

Перцептивная группировка

Рис. 3.9. Близость как принцип перцептивной
группировки.

Рис. ЗАО. Сходство как принцип перцептив-
ной группировки.

Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них
представлены некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы
не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных зеленого
цвета объектов, находящися на фоне черных толстых вертикальных линий
и тонких черных линий, большинство из которых находится под некото-
рым наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Эту особенность
восприятия особо подчеркивали представители школы гештапыппсихоло-
гии,
основной тезис которой состоял в том, что психические образы, об-
разы восприятия в частности, пред-
ставляют собой нечто большее, чем
простая сумма элементов. Образ
восприятия — это некоторая орга-
низация стимулов. Возникает воп-
рос: за счет чего становится возмож-
ной эта организация, объединение в
целостный образ отдельных элемен-
тов стимуляции? Иными словами, за
счет каких механизмов происходит
перцептивная группировка? Почему,
например, мы воспринимаем следу-
ющее изображение (рис. 3.9) как три
пары вертикальных линий, а не про-
сто как шесть вертикальных линий?
Гештальтпсихолога сформулирова-
ли целый ряд принципов, которым
подчиняется перцептивная организа-

50

Восприятие формы

ция (группировка). Один из таких
принципов — близость: чем ближе два
элемента друг к друг, тем более мы
склонны группировать их вместе при
восприятии. Действием этого принци-
па можно объяснить восприятие изоб-
ражения на рис. 3.9 как трех пар вер-
тикальных линий: первая и вторая,
третья и четвертая, пятая и шестая ли-
нии находятся в непосредственной
близости друг от друга, поэтому мы
склонны группировать их, т.е. воспри-
нимать как некий целостный объект.

Другим принципом группировки
является сходство: сходные объекты
группируются, объединяются в еди-
ный образ. Например, мы группиру-
ем звездочки со звездочками на ос-
нове их сходства между собой и по-
этому видим не просто совокупность
нулей и звездочек, а треугольник из
звездочек (рис. 3.10).

Элементы, образующие плавный,
непрерывный контур, воспринима-
ются как единая фигура — группиру-
ются. Этот принцип получил назва-
ние хорошего продолжения, или не-
прерывности. Участки линий на рис.
3.11 группируются так, что А объеди-
няется cD, аСсВ, анеАсВиСс
D, потому что первые пары образуют
друг с другом плавный контур.

Если контур фигуры имеет разры-
вы, то мы склонны как бы заполнять
их, дополнять фигуру до некоторого
целостного образа. Этот принцип полу-
чил название замкнутости. Например,
на рис. 3.12 мы видим треугольник, не-
смотря на разрывы в его контуре.

Интересно, что мы можем видеть
контур там, где в действительности
его нет (рис. 3.13).

На рис. 3.13 вы ясно видите белый
треугольник, обращенный вершиной
вверх. Причем этот треугольник вос-
принимается как более белый, чем

51

Глава 3. Восприятие


Рис. 3.14. Двусмысленное изображение.

фон. На самом деле треугольника как такового нет, кроме того, мнимый тре-
угольник ничуть не белее фона. Этот феномен получил название эффект
субъективного контура [Kanizsa, 1976]. По мнению многих исследователей
восприятия, в основе феномена субъективного контура лежат принципы
замнкутости и хорошего продолжения.

На начальном этапе развития гештальтпеихологии ее представители на-
стаивали на том, что перцептивная организация — это просто функция
стимула, результат процессов, идущих снизу вверх [Koehler, 1947]. Одна-
ко дальнейшие исследования показали, что такие факторы, как опыт
субъекта, его установки, оказывают существенное влияние на процессы
организации стимульной информации.

Распознавание образов

Для того чтобы понять, что за объект находится в поле внимания, индивид
должен не просто отделить его от фона, объединить элементы в некоторый
целостный образ, но и отнести этот образ к некоторой категории, типу объек-
тов, ранее воспринимаемых им. Процесс отнесения образов восприятия к неко-
торой категории называется процессом опознания, или распознаванием образов.

Интересно, что человек обладает способностью довольно легко распо-
знавать даже сильно измененные образы. Довольно трудно создать про-
грамму для компьютерного распознавания рукописного текста, а человек
в большинстве случаев понимает текст, написанный от руки, без особого
труда. Кроме того, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник,
несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке
имеет форму трапеции. Мы узнаем знакомую мелодию, если даже ее иг-
рают на другом инструменте или в другой тональности. Феномены подоб-
ного рода служили гештальтпеихологам одними из главных аргументов в
пользу того, что образ восприятия не сводится к сумме его частей.

Но, как и в случае других процессов восприятия, распознавание обра-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  2. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений (1)

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  3. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  4. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  5. СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... группе, особенно язык. Психология. Психологи занимаются исследованием психических ... в семье вербальных и когнитивных способностей и задатков лидера. ...

Другие похожие документы..