textarchive.ru

Главная > Список учебников


1,7

Глава 1. Основания когнитивной психологии

тами сети имеет определенный вес. Сеть представляет собой несколько
слоев элементов: «входной слой», элементы которого контактируют со сре-
дой; «выходной слой»; «скрытые элементы» — система промежуточных
слоев, не имеющих с внешней средой непосредственного контакта. Про-
стейшим вариантом сети является гипертекст, известный всем пользова-
телям ресурсов Интернета.

В коннекционистских моделях предусматривается распространение в
сети множества возбудимых и тормозных воздействий, которые получает
каждый из элементов. Тем самым, сеть или отдельные ее части активиру-
ются: активность сети рассматривается как сумма активности ее элемен-
тов. Изменяя число, направление связей, «вес» связей, задавая параметры
уравнений, связывающие «вход» и «выход» элементов, можно создавать
различные состояния сети. Л. Миллер [Miller, 1988] считает, что коннек-
ционистские модели удачно используются для описания процессов науче-
ния, так как в них легко определить начальное состояние системы (как
функцию состояний элементов) и описать переход к новому состоянию.
Обучение может происходить без априорных правил. Возможно введение
в сеть активных «шумящих» элементов. Тогда преобразование информа-
ции будет являться следствием «мутации» исходной информации под вли-
янием интерференции с «шумом».

Метакогнитивные операции и модель ACT*

Дальнейшее расширение зоны поисков в рамках информационного под-
хода привело исследователей к открытию операции управления познава-
тельными процессами. Сторонники «железной» компьютерной метафоры
использовали в своих схемах «блок управления», который надстраивался
над блоками, осуществляющими линейно-последовательную обработку
информации. Создание компьютерных программ, которые управляют про-
граммами более низкого уровня, также послужило источником поиска ана-
логии в познавательной сфере человека. В конце 70-х — начале 80-х годов
XX века многие исследователи обратили внимание на роль в управлении
процессами мышления, памяти, понимания так называемых «метакогни-
ций» — когнитивных структур высокого уровня иерархии. .ЛГ

Наибольшую популярность в России приобрела модель Дж. Андерсона
[Anderson, 1987] ACT* (адаптивный контроль мышления). Эта модель не
выходит за пределы классической информационной метафоры. Андерсон
использует понятие продукции, или продукционной системы. Продукция
представляет собой активную информационную единицу (оператор + ин-
формация), описывающую условия совершения некоторого действия, ха-
рактер этого действия и содержание, по отношению к которому может
быть применено действие.

Когнитивная система, согласно Андерсону состоит из трех видов памя-
ти: рабочая память— информация, содержащаяся в ней, обеспечивает те-
кущую активность системы; декларативная память, содержащая «пропо-

18

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии

зиции» — утверждения, суждения об окружающем мире; продукционная
память, содержащая продукции, т.е. «знания — операции» с условиями и
адресами их применения.

Модель Андерсона не выходит за пределы традиционного описания вза-
имодействия между блоками оперативной и долговременной памяти. Ин-
формация поступает в рабочую память, где подвергается предварительной
обработке, и затем — в декларативную память. Там она хранится и при не-
обходимости оттуда извлекается. Продукции поступают из продукционной
памяти и отбираются в зависимости от их пригодности для решения акту-
альной задачи. Пригодные для решения продукции оцениваются, и резуль-
таты этой оценки фиксируются продуктивной памятью; тем самым каж-
дая продукция приобретает некоторый «вес». Вероятность актуализации4
продукции при решении следующей задачи будет пропорциональна ее
«весу». В продуктивной памяти протекает процесс научения: фиксируется
история успешности применения каждой их продукции. Новые продукции
строятся на основе следов применения ранее сформированных продукций.

Приобретение нового знания, по Андерсону, происходит в два этапа.

  • Декларативный этап. Декларативное знание преобразуется в процедур-
    ное, во-первых, путем установления связи знания с условиями при-
    менения и другим знанием, по отношению к которому оно выступает
    оператором, т.е. происходит так называемая компиляция знаний; во-
    вторых, путем замены универсальных переменных в декларации кон-
    кретными значениями, необходимыми для решения данной задачи
    («процедурализация» знания); в-третьих, путем композиции, сочета-
    ния нескольких частных продукций в одну обобщенную («компози-
    ция» продукций).

  • Процедурный этап. На этом этапе происходит «координация знаний»,
    система продукций выстраивается с помощью ряда операций: универ-
    сальные продукции преобразуются в специализированные («дискри-
    минация»); число продукций сокращается путем замены констант на
    переменные; продукции генерализуются, то есть область их примене-
    ния расширяется на сходные области.

В теории ACT* описывается процесс приобретения, преобразования и
применения знания. Совокупности знаний индивида рассматриваются не
в качестве пассивного хранилища (библиотека или хуже— свалка), а в ка-
честве активной системы, структурированной по определенным областям
применения. Эти области называются доменами. Теория Андерсона позво-
лила по-новому подойти к проблеме организации знаний в памяти, проблеме
научения, переработке знания, проблеме переноса знаний из одной пред-
метной области в другую. Исследования показали, что любое наше проце-
дурное знание является полуабстрактным или полуконкретным: у индиви-'
да не существует абстрактного обобщения продукций по отношению ко все-
му декларативному знанию (формальных операций в смысле Ж. Пиаже), они
всегда привязаны к определенному домену или группе доменов (той или
иной предметной области).

19

Глава 1. Основания когнитивной психологии

В соответствии со многими современными когнитивными моделями,
знания человека организованы в виде фреймов. Теория фреймов изложена
в 1975 г. М. Минским [Minsky, 1975]. Фрейм («рамка») — единица представ-
ления знаний, запечатленная в прошлом, детали которой могут быть изме-
нены при восприятии текущей ситуации. Фрейм представляет собой целост-
ную структуру информации, извлекаемую индивидом из памяти в новой си-
туации. Каждый фрейм может быть дополнен новой информацией (о спосо-
бах применения фрейма, о следствиях его применения и т. д.). Он представ-
ляет собой иерархическую структуру и может рассматриваться как граф, со-
стоящий из вершин и связей между ними. Фрейм имеет несколько уровней.
На верхнем уровне фрейма представлена базовая информация о состоянии
объекта, на низших (терминалах, терминальных слотах) содержатся конкрет-
ные значения и данные. Каждый слот включает условие, которое должно вы-
полняться при установлении соответствия между значениями.

Несколько фреймов образуют фреймовую систему. Объект (например,
объект восприятия) может быть проанализирован различными фреймами,
входящими в единую систему: например, фреймы могут характеризовать вид
объекта при различных позициях наблюдателя. Система описывает и способ
преобразования вида объекта при переходе от одного фрейма к другому.

Каждый фрейм представляет собой иерархическую структуру знания
типа: «абстрактное — конкретное». Даже в том случае, когда конкретные
знания отсутствуют, фрейм может быть использован, так как некоторые тер-
миналы любого фрейма имеют значение «использовать по умолчанию». Ак-
туализированный в новой ситуации обобщенный или не полностью адек-
ватный ситуации фрейм будет в ходе приема и переработки информации
конкретизирован, видоизменен или дополнен и согласован с текущей си-
туацией. Фреймовые системы включены в информационно-поисковые сети.
В том случае, если фрейм не соответствует ситуации, актуализируется дру-
гой фрейм и т.д. Процесс приобретения знаний и их преобразования опи-
сывается как преобразование (дополнение) фреймов и фреймовых систем.

Теория фреймов, точнее ее различные реализации в компаративной
психологии, является самым приближенным к достижениям современной
теории информационных систем вариантом описания процесса индиви-
дуального познания. И вместе с тем эта концепция не описывает и не
объясняет процессуально-временные особенности протекания познава-
тельных процессов, не объясняет индивидуальные различия в познаватель-
ной активности, не выявляет роль сознания в их регуляции и ничего не го-
ворит о природе субъективной реальности.

Голографическая модель

В любой версии компьютерной метафоры возникает проблема, кто явля-
ется активным зрителем и мыслителем, — проблема «гомункулуса». В этой
модели психическая реальность не нужна. Достаточно «жесткого вооруже-
ния» (железа) — структуры нервной системы и «мягкого вооружения» (про-
грамм) — когнитивного опыта субъекта.

20

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии

«Метафорическому компьютеру» не хватает целостной картины мира и
активной внутренней («психической») жизни, не говоря о внешней. Мож-
но предположить, что «метафорический компьютер» не просто перерабаты-
вает информацию, а производит нечто, что способно влиять на его работу,
преобразовывать и направлять его активность по поиску и переработке ин-
формации путем прямого воздействия на физические процессы, происхо-
дящие в компьютере.

Я.А. Пономарев [1973] выдвинул принцип двуаспектности исследова-
ния любых форм отражения (в том числе психического). Он полагал, что
исследование отношения отображения к отображаемому есть задача гно-
сеологии. В пределах гносеологического подхода психическое отражение
идеально по отношению к внешнему материальному объекту. Но психи-
ческое может быть рассмотрено и как процесс и результат взаимодействия
отражающей и отражаемой материальных реальностей, т.е. стать предме-
том естественнонаучного исследования. Выделение психики как объекта
исследования предполагает, что психическое имеет собственную онтоло-
гию. Психическое, являясь материальным, вероятно, имеет иную физи-
ческую природу, нежели регистрируемые современными методами
электрофизиологии физиологические процессы, и, возможно, существу-
ет некоторая физическая модель, адекватно описывающая природу психи-
ческой реальности.

Л.М. Веккер [2000] полагал, что физико-физиологической основой мен-
тальной реальности является состояние сенсорной периферии. На этом
уровне происходит «встреча» потоков возбуждения, идущих из «центра»
(головного мозга) на периферию и от объекта к центру. Онтогенетически
первичными являются тактильные ощущения: дистантные анализаторы
заимствуют источники предметной структуры своих образов из сферы так-
тильно-кинестетических ощущений. Только они непосредственно репре-
зентируют не действующие на расстоянии свойства раздражителей и их
пространственно-временную структуру.

Другим вариантом физического описания психической реальности яв-
ляется на сегодня голографическая модель. Актуально переживаемую пси-
хическую реальность можно рассматривать как «стоячую волну» — голо-
грамму, возникающую в результате функционирования головного мозга
как целостной системы. Поле — носитель голограммы — является электро-
магнитным; это очевидное, но отнюдь не единственное решение.

Основное содержание представлений о психике как волновой структуре
можно свести к следующему. Система, ответственная за отражение взаимо-
действия индивида со средой и регуляцию поведения индивида в среде, по-
стоянно порождает и поддерживает существование некоторой реальнос-
ти, которую мы называем психикой. Субъективная реальность — часть пси-
хики, переживаемая актуально «здесь» и «теперь». Функцией одной из си-
стем человеческого организма (и любого другого высокоорганизованного
организма) является порождение и поддержание в активном состоянии
«психической реальности», которая сама является активной. В этом и со-
стоит сущность феномена «субъекта психической деятельности».

21

Глава 1. Основания когнитивной психологии

Идея голографического описания процессов кратковременной памяти и
работы головного мозга в целом принадлежит психофизиологу Карлу При-
браму [Pribram, 1991]. Она восходит к предложенному в 1906 г. Д. Гольд-
штейном описанию восприятия и памяти как резонансным взаимодействи-
ям между волновыми фронтами, которые создаются при поступлении сен-
сорных потоков в кортикальные области человеческого мозга. Затем К.
Лешли в 1942 г., полемизируя с В. Келером [Kbhler, 1929], предложил го-
лографическую гипотезу как альтернативу локализационизму при описа-
нии соотношений между мозгом и воспринимаемым образом. К. Боринг
попытался применить голографическую гипотезу для объяснения процес-
сов восприятия и памяти. В пользу ее выбора говорят следующие феноме-
нологические признаки психической реальности: непрерывность; процес-
суальность; целостность психического процесса; общее познается раньше
частей, генерализация предшествует дифференцировке; резонансные (си-
мультанные) взаимодействия в психике первичны по отношению в после-
довательным (сукцессивным); стабильность актуального образа мира во вре-
мени при наличии «потока сознания». Другие признаки — нелокальность,
экстериоризованность и прочие — являются более дискуссионными.

Свойства оптической голограммы очень похожи на феноменологию
психической реальности. Оптическая голограмма отличается от обычной
фотографии тем, что на пленке фиксируется не интенсивность света, а
структура волнового фронта.

Свойства голографической памяти удивительны:

  1. голографическая память распределена по всему объему (площади) но-
    сителя;

  2. большой объем памяти сконцентрирован в малом пространстве;

  3. уменьшение объема носителя лишь ухудшает детализированность
    изображения, но не уничтожает его части;

  4. оптическая голограмма (реконструкция) трехмерна, изображение кон-
    стантно, детализировано;

  5. оптическая реконструкция возникает далеко от хранилища, а не ло-
    кализована в том же месте, где находится носитель;

  6. голограмма ассоциативна: если она сделана через отраженный свет с
    двух сторон объекта, то освещение носителя восстановит «прозрач-
    ное» изображение объекта по свету, отраженному лишь с одной сто-
    роны.

Математический аппарат голографии, разработанный Д. Табором в 1948 г.,
почти сразу же стал использоваться специалистами в области нейрофизиоло-
гии для описания процессов восприятия и памяти. В настоящее время создан
ряд конкретных моделей переработки человеком информации, основанных
на голографической гипотезе. К их числу относится модели К. Прибра-
ма, Д.Н. Спинелли, В.Д. Глезера и других исследователей [Pribram, 1991].

Сторонники голографической модели считают, что она дополняет ин-
формационную метафору в исследованиях процесса человеческого позна-
ния. Без приемлемой физической модели психической реальности невоз-

22

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии

можно решить основные проблемы когнитивной психологии. Однако эк-
спериментальное обоснование или опровержение голографической гипо-
тезы является делом будущего.

На сегодняшний день ясно, что различные подходы к описанию инди-
видуального познания акцентируют разные стороны целостной и много-
мерной психической реальности, как это отмечал в своих работах осново-
положник системного подхода в психологии Б.Ф. Ломов.

В заключение нельзя не отметить, что взаимодействие и взаимное обо-
гащение двух основных направлений науке о человеческом познании —
«непосредственного» (экологического) и «опосредованного» (информаци-
онного) — необходимо и неизбежно. Здесь мы сталкиваемся с известным
принципом дополнительности, который с легкой руки Нильса Бора рас-
пространился в середине XX века на все естественные (а ныне и на гума-
нитарные) науки за пределы квантовой механики.

Другое рассогласование позиций — полемика сторонников идеи единства
(изоморфизма в частном случае) механизмов познавательной активности со
сторонниками коренного различения «низших» и «высших» познаватель-
ных процессов, «природных» и «культурно-обусловленных». Сторонники
первой точки зрения — гештальтпсихологи, когнитивисты, необихевиори-
сты, сторонники второй — представители культурно-исторической психо-
логии (Л.С. Выготский, М. Коул и другие). Нужно ли преодолевать эти рас-
хождения на философско-теоретическом уровне или следует отнестись к
ним как к различным непротиворечивым и не противоречащим друг дру-
гу вариантам описания одной и той же реальности? В последнем случае не-
обходимо определить зоны ограничений для каждого варианта описания
и объяснения человеческого индивидуального познания и создать «транс-
лятор», согласующий эти описания. Вероятно, главных достижений в об-
ласти когнитивной психологии можно ожидать на этом пути.

Литература

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: На-
ука, 1978.

Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.

Веккер Л.М. Мир психической реальности. М.: Логос, 2000.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977.

Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: ИПП, 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: МГУ, 1975.

Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации человеком. М.: Мир, 1973.

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К.Н. Планы и структуры поведения. М.: Мир,
1965.

Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.

Норман Д. Память и научение. М.: Прогресс, 1985.

23

Глава 1. Основания когнитивной психологии

Плаус С. Психология оценки и принятия решения. М.: Республика, 1998.

Представление и использование знаний. М: Мир, 1989.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1973.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

Фодор Дж., Повалишин 3. Коннекционизм и когнитивная структура: критичес-
кий обзор// Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1995. С. 230—313.

Эволюция, эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его кри-
тики. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Anderson J.R. Methodologies for studying human knowledge // Behav. and Brain Sci.
1987. Vol. 10. P. 467-505.

Gibson D.D. Ecologikal optics// Vision research, 1961. Vol. 1. P. 253-262.

Koffka K. Principles of gestalt psychology. N.Y.: Brace, 1935.

Kohler W. Geslaltpsychology. N.Y.: Liveright, 1929.

Kdhler W. Dynamics in psychology. N.Y.: Liveright, 1940.

Man D.S. Vision/ W.H.Freeman (ed), 1982.

Miller G.A. Language and Perception. Harvard Un. Press, 1976.

Miller L. Behaviorism and the science of cognition // Psychol. Record, 1988. Vol.38.
P.3-18.

Minsky M.L. A. Framework for representing knowledge // P.H.Winston (ed). The
Psychology of Computer Vision. McGraw-Hill, 1975.

Pribram K.N. Brain and Perception: Holonomy and Strukture in Figural Processing.
Erlbaum, 1991.

Werlhemer M. Experimentelle Studien iiber das Seheh von Bevegung // Zeitschrift fur
Psychology, 1912. Bd. 61. S. 161-265.

Глава 2

Ощущение

Ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдель-
ных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации на-
зывается сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том
явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение — только первичный ма-
териал психического образа.

Психофизика ощущений

Проблема порогов чувствительности

Поскольку первичным, элементарным психическим опытом можно счи-
тать ощущение, психологически мыслящим представителям науки прежде
всего хотелось понять, каким образом физическая стимуляция преобра-
зуется в ощущение. Философ Демокрит, например, считал, что мы ощу^
щаем внешний мир посредством маленьких, слабых копий объектов, ко-'
торые входят в тело через органы чувств и переносятся духами по неким
полым трубкам в чувствительную часть мозга, где они каким-то образом
вызывают ощущение.

Прошло много столетий, прежде чем проблема соотношения физиче-
ского и психического стала объектом экспериментальных исследований.
Их основоположником стал Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887). В 1860 г.
Фехнер опубликовал труд по названием «Элементы психофизики». Не ис-
кушенный в психологии человек редко задумывается над тем, что ощуще-
ние от звука и сам звук не одно и то же, что вспышка света и ощущение,
ею вызванное, принадлежат, хотя и связанным, но различным реальнос-
тям: физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Ос-
новными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи-
ческого и психического мира и количественное описание этого соотноше-
ния. В духе научной идеологии того времени, Фехнер обратил внимание



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  2. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений (1)

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  3. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  4. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  5. СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... группе, особенно язык. Психология. Психологи занимаются исследованием психических ... в семье вербальных и когнитивных способностей и задатков лидера. ...

Другие похожие документы..