textarchive.ru

Главная > Документ


Государственное бюджетное

учреждение культуры

города Москвы

«Центральная универсальная

научная библиотека им. Н.А. Некрасова»

Информационный сборник

Профессиональные штудии

(Серия «В помощь специалисту публичной библиотеки»)

Выпуск 2

Информационно-мультимедийные технологии

в современной библиотеке

Москва 2011

Составители дайджеста: Е. В. Игнатьева, гл. библиотекарь Центра

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова

Е. В. Куликова, гл. специалист Центра

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова

Библиографический список: О. Н. Фирсова, зав. справочно-

библиографическим отделом

Е. Н. Бычкова, гл. библиотекарь

Е. Э. Муравьева, гл. библиотекарь

И. Ю. Мальцева, гл. библиотекарь

Научные редакторы: О. А. Чувильская, Ген.директор ГБУК Г.Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова»

В. М.Суворова, зав. Центром

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, канд. пед. наук

Научный консультант: Ю. Н. Столяров, доктор педагогических наук, профессор

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Информационно-мультимедийные технологии: теория и практика применения 7

Алешин Л. И. Информационные технологии 9

Богданова Н. Ф. Старинные книги и рукописи в интернете 10

Васильев В. В. Информационные технологии в библиотечном деле 11

Васильев В. В. Информационные технологии в современной библиотеке 12

Ляшенко Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании14

Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: выявление потенциала 16

Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии 18

Проект Европейской комиссии PULMAN-XT Предоставление услуг с использованием мультимедийных ресурсов 19

Пронина Л. А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия 20

На пути к «Библиотеке 2.0» 21

Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: продолжаем разговор 22

Лузанова Н. А. Виртуальная библиотека как направление деятельности современной библиотеки 23

Джек М. Мэнесс Библиотека и молодежь 25

Сорокин И.В. Технологии «Web» и «Web 2.0» как средства интеграции библиотек в современную электронную среду 27

Шишкин Ю. Технологии «Web 2.0» как инструмент формирования современного имиджа библиотеки 29

Опыт работы библиотек с информационно-мультимедийными технологиями 31

Архипова И. В. О крае, о людях и о себе 32

Баженова И. А. Интернет для юных. Новые информационные технологии в современной детской библиотеке 33

Грузнова Е. Б. Информационные ресурсы Президентской библиотеки в деле воспитания и образования подрастающего поколения 35

Ефимова К. Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги для продвижения библиотечных сервисов 36

Захаренко М. П. В поисках гармонии 38

Ивашина М. Б. Библиотекарь на виртуальной кухне, или для чего библиотеке блог? 40

И-Е-Ун С. В. Новые информационные технологии в библиотеках: правовые аспекты 42

Качаева Е.В. Блог школьного библиотекаря: дань моде или осознанная необходимость 43

Качаева Е.В. Мультимедийные средства – инновационное направление в работе школьной библиотеки 44

Рыжкова Т. М. Информационные технологии в библиографической работе, их роль в развитии культуры чтения 46

Сидорова В. Н. Использование информационных технологий в библиотечном процессе 48

Суслова Т. В. Место школьной медиатеки (библиотеки) в информационном пространстве современной школы 49

Токмаков В. В. Современные библиотечные технологии: динамика развития образовательной среды 50

Хорунжий В. П. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей 51

Цапаева Л. П. Привлечение к чтению с помощью современных информационных технологий 52

Ярлыкова О. Г. Модели школьных библиотек: опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 55

Рекомендательный список источников 57

ПРЕДИСЛОВИЕ

Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова выпускает второй информационный сборник, посвященный актуальным проблемам библиотечного дела. Как и предыдущее, это издание адресовано работникам публичных библиотек г. Москвы. Особенно полезным оно будет для молодых специалистов, которые хотят быть в курсе новейших тенденций и событий в профессиональной сфере. Составители надеются, что данное издание поможет работникам публичных библиотек в самостоятельном повышении квалификации.

Как и в первом выпуске, здесь представлена информация о вышедших в последние годы профессиональных изданиях (монографиях, сборниках статей, материалах конференций и т.д.), статьях из профессиональной прессы, публикациях на сайтах библиотек, их партнёров и руководящих организаций, использованы материалы из опыта зарубежных библиотек. В издании приведено библиографическое описание каждого произведения, имеется краткий аналитический обзор его содержания, а также – в некоторых случаях – выдержки из публикации (цитаты), которые позволяют составить представление о предмете и манере изложения автора. Выдержки из рассматриваемых публикаций выделены курсивом.

Учитывая выходящее в последнее время большое число публикаций о библиотечном и книжном деле, современных информационных технологиях, а также относительную доступность этих публикаций для работников библиотек, составители ставили целью отразить только концептуальные либо дискуссионные материалы, знакомство с которыми необходимо для профессионального роста библиотекаря публичной библиотеки. В сборник включен также рекомендательный список источников, который раскрывает историю вопроса и глубину его отражения в профессиональной печати.

Материалы данного выпуска информационного сборника сгруппированы в разделы:

  • Информационно-мультимедийные технологии: теория и практика

  • На пути к «Библиотеке 2.0»

  • Опыт работы библиотек с информационно-мультимедийными технологиями

Выпуск «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке» (№ 2 за 2011 г.) составлен на основе просмотра, отбора и анализа периодических и продолжающихся изданий, монографий, сборников, материалов научных мероприятий, изданных за период с 2006 г. по 2011 г.

В основу отбора положены значимость, актуальность и полнота отражения рассматриваемой темы, новизна идей и предложений по решению рассматриваемой проблемы, компетентность автора публикации.

Информационный сборник бесплатно распространяется среди публичных библиотек г. Москвы, а также библиотек других городов Российской Федерации в рамках соглашений о взаимном сотрудничестве. Электронная версия размещена на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород» ().

Обращаемся к коллегам с просьбой поделиться своим мнением: какие рубрики, на Ваш взгляд, должны быть освещены в дальнейших выпусках информационного сборника; насколько этот выпуск отвечает Вашим профессиональным интересам, ожиданиям; приемлемы ли стиль, полнота изложения. Ваши пожелания и замечания будут с благодарностью приняты по адресу nauchcentr@

ИНФОРМАЦИОННО-МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Уже давно разговоры о всеобщей информатизации стали банальными. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. И для того чтобы библиотека стала полноправным субъектом современного информационного пространства, необходимо соблюдение двух основных требований: внедрение информационные технологий и обучение персонала работе с ними.

«Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкиданных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». [Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: , свободный]

В информационном обществе важное значение приобретает формирование информационного мировоззрения, т.е. знания законов функционирования информации в обществе, понимания сущности происходящих информационных преобразований и осознания своего места и своих задач, в формирующемся информационном обществе.

В условиях меняющегося информационного пространства библиотека решает задачи, которые ставит перед ней общество. В сфере практической деятельности личности предъявляются требования: творчески подходить к решению любой проблемы; способность сравнивать, анализировать, исследовать; уметь находить выход из нестандартных ситуаций.

Применение информационных технологий позволит ускорить поиск и получение информации, повышает эффективность обслуживания, предоставляет оперативный доступ читателей к удаленным ресурсам других библиотек (система OPAC GLOBAL и др.) и к Интернет.

Возможности Интернет - это получение библиографической, реферативной и полнотекстовой информации в режиме "вопрос - ответ", а также сбор сведений по предоставляемым организациями и частными лицами базам данных.

Стремительное развитие информационных технологий, активное их внедрение в работу библиотеки определяет успешное удовлетворение информационных потребностей современных пользователей. Сегодня все чаще мы можно наблюдать и в периодической печати, и непосредственно в работе библиотек, что наряду с информационными технологиями используются средства мультимедиа.

«Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. - container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст». [Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: , свободный]

Библиотека в современных условиях оказывает услуги навигации в информационном пространстве, в поисках необходимых знаний, качественного анализа найденной информации и участвует в приращении новых знаний.

Информация и знания становятся важнейшими стратегическими ресурсами развития. И одна из ведущих ролей в формировании информационного общества принадлежит библиотеке.

Алешин Л. И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. – М. : Литера, 2008. – 415 с. – (Современная библиотека; Вып. 35).

По роду своей профессии библиотекари работают с информацией, но далеко не все они смогут дать корректное определение этого термина. Данное учебное пособие поможет осознать многообразие подходов в изучении (классификации) и использовании информации. В нем рассмотрены как теоретические, так и практические аспекты вопроса, понятийный аппарат. Подробно изложены технологии работы с информацией.

«Информационные процессы можно причислить к технологическим процессам, процедурам и операциям. Так, например, обработка информации, выполнение различных технологических операций с ней происходит в процессе реализации технологического процесса, определяемого предметной областью. … Технологический процесс обработки информации, в том числе в библиотеке, представляет собой упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий по обработке данных, информации, знаний до получения необходимого, полезного результата» (С.45).

В книге выделены следующие разделы:

  • Информация и информационные ресурсы

  • Системный подход

  • Процессы обработки, передачи, накопления и хранения данных

  • Программные средства и техническая база информационных технологий

  • Интегрированные информационные технологии

  • Современные информационные технологии

  • Технологии безопасности и защиты информации

  • Глоссарий

К каждой главе издания даются контрольные вопросы, а также список основной и дополнительной литературы. Общий список литературы в конце книги включает 62 названия изданий и 23 ссылки на электронные ресурсы.

Богданова Н. Ф. Старинные книги и рукописи в интернете, 2008 [Электронный ресурс] / Н. Ф. Богданова. – Режим доступа: /content/view/81/68/ , свободный

Историкам и исследователям при изучении тех или иных периодов необходим доступ к архивным источникам и редким документам, большая часть из которых представляет собой библиографическую редкость. Как же решить эту проблему? В эпоху современных информационно-мультимедийных технологий выход из создавшейся ситуации видится в переводе архивных источников и редких документов в электронную форму.

Как отмечает автор статьи, сегодня существует ряд проектов по сохранению и расширению доступа к мировому культурному наследию. Часть таких проектов направлена на создание интернет-ресурсов, обеспечивающих доступ к текстовым материалам (редким книгам, архивным источникам и т.д.).

«Огромный научный интерес вызывают новгородские берестяные грамоты, представляющие собой частные письма, древнейшие из которых относятся к XI - XII вв. Содержание писем разнообразно: в них говорится о разных сторонах жизни и быта Новгорода, затрагиваются некоторые экономические и юридические вопросы. Целью проекта «BrichBarkLiteracyfromMedievalRus: ContentsandContexts» является междисциплинарное исследование и разработка системы электронных ресурсов для изучения и сохранения ценнейшего источника по истории, культуре и языку восточнославянских народов – древнерусских грамот на бересте XI – XV вв. В рамках этого проекта были созданы: сайт «Древнерусские берестяные грамоты» (http: // /); сайт «Рукописные памятники Древней Руси» (http: //www.lrc-lib.ru/); сайт «Древнерусская литература. Антология» (http://old-rus.narod.ru/); сайт «Восточная литература» (http://vostlit.info)».

Материалы на сайтах представлены в форматах: DJVU, HTML, DOC и др. Как отмечает автор, не всегда оцифрованные рукописи в Интернете соответствуют требуемому качеству, поэтому иногда трудно разобрать в них текст и использовать документы в качестве источника. Тем не менее, современные информационные технологии позволяют создавать электронные копии рукописей и редких книг и обеспечивать свободный доступ к ним пользователей сети Интернет. Современная тенденция такова, что к традиционным формам книг (рукописной и печатной) добавилась электронная форма.

Васильев В. В. Информационные технологии в библиотечном деле : учебно-методическое пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 368 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» : 100 вып. ; Вып. 60).

В соответствии с требованиями сегодняшнего дня библиотекари не могут в своей работе обойтись без современных информационных технологий. Данное пособие предназначено для изучения программного обеспечения, используемого в библиотеках (Microsoft Windows 2000, MS Office 2000, Adobe PhotoShop 5.0, Adobe Image Ready 3.0, Far Manager и др.). Перечисленные версии программного обеспечения были выбраны авторами как наиболее распространенные, стабильно работающие на компьютерах средней производительности, доступных большинству современных библиотек. Пособие можно применять и для других версий указанных программ.

В книге 13 глав, каждая из которых содержит краткий теоретический материал и примеры решений практических задач. Подробно рассматривается работа в графическом редакторе PAINT, текстовом процессоре WORD, табличном процессоре EXCEL, презентации в MS POWER POINT, проектирование баз данных в СУБД ACCESS, редактирование и монтаж изображений в графическом редакторе PHOTOSHOP, а также работа в компьютерной сети Интернет. Темы отобраны в соответствии с государственными стандартами учебных программ Министерства образования РФ, рекомендованными для библиотечно-информационных факультетов средних и высших учебных заведений. В конце книги приведен список контрольных вопросов по теме каждой главы, поэтому материал может быть использован для самостоятельного изучения. Дан список литературы (43 названия).

Авторы, предлагая в своей книге практический курс информатики, обращают внимание читателей на необходимость его осознанного изучения: «Понимание ситуации и умение правильно принять решение о выборе программного продукта, умение вовремя перейти на новый сегодня так же необходимы, как и умение создать красиво оформленный документ в Word или таблицу в Excel» (С.6).

Васильев В. В. Информационные технологии в современной библиотеке, 2008 [Электронный ресурс] / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. – Режим доступа: /bgunb/publish/articles/ar7.asp, свободный.

Пользователь библиотеки обычно имеет дело лишь с несколькими библиотечными процессами: регистрацией, поиском в каталоге (часто многоаспектным), книговыдачей, использованием электронных ресурсов. За кулисами остаются процессы комплектования фонда, обработки изданий, создание тематических указателей, календарей памятных дат, аналитической росписи сборников и периодических изданий и многое другое. При бурном росте потока информации, поступающего со всех сторон, естественным является автоматизация библиотечных процессов, по сути своей информационных центров.

Как отмечают авторы статьи, в библиотеке чаще всего используются автоматизированные информационно-библиотечные системы (АИБС). АИБС – это пакет программ, созданный в системе управления базами данных (СУБД), с сильно разветвлённой структурой. Структура определяется не только количеством библиотечных процессов, но и ГОСТом, предъявляющим жёсткие требования к оформлению описаний изданий. Для создания и поддержки АИБС сейчас используются следующие СУБД: D3, Revelation, MS SQL, ADABAS и др. Языки программирования: Basic (Pick, Visual и др. версии), Pascal, C++. Специалисты отделов автоматизации осуществляют техническую поддержку АИБС и дописывают или редактируют различные модули для автоматизированных систем.

«На Российском рынке современных АИБС традиционно представлено несколько программных продуктов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Перечислим ведущие организации и программные продукты представляемые ими:

  1. Главный информационно-вычислительный центр министерства культуры (ГИВЦ) - ПО «ЭЙДОС» 3.0 (см. подробней /sale.html)

  2. Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) - интегрированная библиотечно-информационная система «ИРБИС» (см. подробней /win/prodserv/irbis/irbis.html)

  3. Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПГТУ) - АИБС «РУСЛАН» (см. подробней :8001/rus/)

  4. ЗАО «Научно-производственное объединение Информ-система» - АИБС "МАРК-SQL" (см. подробней /)

  5. ЗАО «Компания Либэр» - АИБС «Liber-media» (см. подробней /)

  6. Компания «Документальные информационные технологии Межбиблиотечный онлайн центр» (ДИТ-М) - «OPAC Global» (см. подробней /)».

Представляют интерес, по мнению авторов, и подходы к комплектованию библиотек в автоматизированном режиме. Наряду с АИБС для этого используются возможности канала Интернет. Естественными электронными сервисами, необходимыми для работы по комплектованию фонда, являются электронная почта, интернет-магазины, сайты издательских домов, базы данных периодики с указанием выходных данных источников и их индексов цитирования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Города москвы им »

    Документ
    Государственноебюджетное учреждение культуры городаМосквы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» ... Рекомендательный список источников 37 ПРЕДИСЛОВИЕ Центральнаяуниверсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова ...
  2. Государственная программа города москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг ) «развитие здравоохранения города москвы (столичное здравоохранение)»

    Документ
    ... государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями городаМосквы по государственной программе городаМосквы ... Центральной аттестационной комиссии Департамента здравоохранения городаМосквы. В 2011 году Центральной ...
  3. Д епартамент образования города москвы центральное окружное управление образования образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДАМОСКВЫЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственногобюджетного образовательного ... деятельности Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные ...
  4. Культуры города москвы

    Документ
    ... ГОРОДАМОСКВЫГосударственноебюджетное учреждение культуры городаМосквы «ЦЕНТРАЛЬНАЯУНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ Н. А. НЕКРАСОВА» (ГБУК г. Москвы ... библиотек столицы ГБУК г. Москвы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека им. Н.А. ...
  5. Отечественный и зарубежный опыт создания электронных библиотек открытая лекция москва

    Лекция
    Государственноебюджетное учреждение культуры городаМосквы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека ... Дума, Департамент культуры городаМосквы, Государственное учреждение культуры городаМосквы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека им ...

Другие похожие документы..