textarchive.ru

Главная > Документ


Ляшенко Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании: монография / Т. В. Ляшенко. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 304 с. – Библиогр.: с. 260-301 (453 назв.).

Тенденции развития современного информационного общества определяют направления необходимых преобразований в самых разных сферах деятельности. Практически все преобразования при этом в той или иной мере связаны с информатизацией организационных структур, внедрением информационно-коммуникативных технологий.

Как отмечает автор, вэтом социальном контексте библиотеки также переживают период модернизации, обусловленный необходимостью перехода и новой парадигме библиотечно-информационного обслуживания, приоритетами которой являются интересы читателя-пользователя, адекватные тенденциям становления и развития информационного общества. Повсеместное внедрение информационных технологий в деятельность библиотек ставит перед ней новые цели и задачи, и становится все более очевидным, что достижение этих целей возможно только при условии осуществления кардинальных концептуальных трансформаций библиотеки как социального института.

В ответ на актуальные и перспективные потребности современного общества в библиотеках идет процесс модернизации, который выражается в усилении информационно-технологической составляющей библиотечной деятельности.

Монография состоит из четырех глав:

В первой главе «Требования к библиотечным кадрам в условиях перехода к информационному обществу» анализируются и обобщаются новые социальные требования и определяющие тенденции развития библиотеки как социального института в информационном обществе; выделяются перспективные направления и проблемы информатизации деятельности отечественных библиотек; обосновывается значимость подготовки информационно-компетентных кадров как стратегический фактор развития библиотечного дела.

Во второй главе «Информационно-мультимедийные ресурсы в современном образовании» анализируются определяющие тенденции и проблемы модернизации отечественного образования в аспекте его информатизации; рассматриваются основные понятия, сущностные характеристики и типология информационных мультимедийных образовательных технологий, используемых в обучении; раскрываются проблемы внедрения информационно-мультимедийных технологий в практику библиотечного образования.

В третьей главе «Педагогические и организационные основы внедрения мультимедийных технологий в библиотечном вузе»выявляются психолого-педагогические основания разработки мультимедийных образовательных технологий; рассматриваются и обосновываются организационные условия их применения в библиотечном вузе.

В четвертой главе «Опыт разработки и применения мультимедийного учебно-методического комплекса в подготовке библиотечных кадров» раскрывается значение автоматизированной библиотечно-информационной системы как образовательной технологии в подготовке библиотечно-информационных специалистов; представляется и обосновывается структура мультимедийной образовательной технологии, основанной на применении мультимедийного учебно-методического комплекса; раскрывается опыт ее внедрения в практику библиотечного вуза; дается оценка педагогической эффективности ее применения.

Развитие информационно-коммуникационных технологий на современном этапе характеризуется тем, что они становятся не просто одним из величайших технико-технологических достижений человечества, позволяющим кардинально оптимизировать практически все виды деятельности и коммуникации человека, но и главным инструментом преобразования современного общества в направлении развития информационной цивилизации, основанной на приоритете знаний и информации. Это проявляется в том, что во многих сферах деятельности начинают происходить качественные трансформации, обусловливающие сущностное изменение их места и роли в социальной системе. В этом контексте библиотека, которая традиционно являлась хранилищем документов письменной культуры, становится одним из важнейших регуляторов функционирования непрерывно и лавинообразно нарастающих информационных ресурсов человечества, приобретает важную роль в обеспечении прав человека на свободный доступ к информации, в содействии переходу к информационному обществу. В соответствии с этим информатизацию библиотечного дела недостаточно понимать только как техническую модернизацию библиотечных процессов на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: выявление потенциала // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сб. материалов форума (27-28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» Кафедра библ.-информ.деятельности. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 159 – 163.

Современное развитие культуры ученые характеризуют высоким уровнем медийности. Термином «медиа» в последнее десятилетие обозначают средства массовой коммуникации: печать, радиовещание, телевещание, Интернет, кино, продукцию мультимедиа и т. д., которые способны в кратчайшие сроки проникнуть в любую социальную среду и оказать влияние на когнитивную, эмоциональную, ценностную и мотивационную стороны личности.

По мнению автора, кризисные явления в сфере чтения и его поддержки обусловили необходимость анализа возможностей медийного воздействия на читательскую активность людей.

Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении на основе избирательного отношения человека к материальным и духовным ценностям, системы его установок, убеждений, предпочтений. Технологии продвижения чтения имеют целью сформировать общественное мнение (суждения людей) и смоделировать и реализовать определенные стратегии индивидуального или группового поведения.

Общеизвестно, что критика оказывает влияние на формирование общественного сознания потенциальных и реальных читателей. Критик в своей работе обращается к читателю, стремится формировать его литературный вкус, оказать определенное нравственное воздействие, влиять на его общественную позицию, побуждать к чтению и сопереживанию эмоциям автора и критика.

Современная литературная критика представлена в сетевом и «традиционном» режимах. Коммерциализация культуры меньше чем за десять лет привела к упадку «толстых» журналов, которые были основным местом публикации литературной критики.

Авторстатьи предлагает ознакомиться с вариантами поддержки чтения. И первый из них – это диалоговые формы читательской коммуникации.Для обмена информацией по вопросам книг и чтения пользователями сети Интернет применяются различные компьютерные приложения (форумы, чаты, и др.). Для исследования структуры и содержания чтения представляют интерес специализированные социальные сети продвижения книги и чтения («», «Imhonet», «LiveLib», «Reader2», «X-libris» и др.) и сообщества универсальных социальных сетей («В Контакте», «Мой Круг», «Мой Мир@», «Одноклассники.ru», «ЖЖ» и др.).

Отзывы читателей в сети приближены к критике, но не могут претендовать на статус профессиональных рекомендаций, они характеризуют в большей степени самого читателя, обеспечивая контент для выявления читательских предпочтений, социальной роли чтения и читательской культуры отдельного человека и всего социума.

Анализ содержания общения читателей в сети, как заметил автор, позволяет увидеть их острую потребность в поддержке собственной читательской деятельности: в получении рекомендаций по содержанию чтения и поиска книг, в организации общения по поводу прочитанного.

Другой вариант – это библиографическая периодика. Современные исследователи провозглашают информационную функцию библиографии, видя ее цель в информировании, основанном на принципе качественного отбора информации с учетом конкретного читательского адреса.

Очевидно, что для поддержки чтения в современном меняющемся мире надо искать все более нестандартные варианты.

Пилко, И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. Пособие/ И. С. Пилко. – СПб.: Профессия, 2008. – 342 с. – (Серия «Библиотека»).

Динамичное развитие компьютерной техники, систем связи и телекоммуникаций стимулировало развитие информационных и библиотечных технологий, обусловило повышенный уровень требований к технологической подготовке библиотечно-информационных специалистов. Данное издание ориентировано «на освоение студентами технологического подхода как способа теоретического осмысления информационной деятельности и практического внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни, включая библиотечную практику» (С.7) и состоит из двух логически связанных частей.

Первая часть «Информационные технологии» дает обзор актуальных для библиотечной практики информационно-коммуникационных технологий. Подробно рассмотрены классификация информационных технологий; информационные процессы (сбор, обработка, организация, хранение, поиск и распространение информации); информационные ресурсы; инструментальные средства информационных технологий (технические и программные средства); регламенты информационных технологий (государственные нормативно-правовые акты, стандарты, нормативная, организационная и технологическая документация); информационные продукты и услуги (классификация и тенденции развития информационных продуктов и услуг).

Вторая часть «Библиотечные технологии» конкретизирует полученные технологические знания применительно к деятельности библиотеки (главы «Библиотека как технологическая система», «Основные процессы библиотечной деятельности», «Ресурсное обеспечение библиотечных технологий», «Оценка эффективности библиотечной технологии», «Организация библиотечного производства» и др.

В структуру каждой главы, помимо основного текста, включены «Резюме для любознательных», которые концентрируют внимание читателей на ключевых моментах темы; «Библиографические примечания», содержащие краткий обзор литературы по теме, связанный ссылками со списком рекомендованной для изучения литературы и «Вопросы для размышления».

В приложениях – образцы организационных и технологических регламентов информационных и библиотечных технологий, словарь ключевых терминов и понятий, предметный указатель.

Проект Европейской комиссии PULMAN-XT
Extending the European research Network for Public Libraries,

Museums and Archives

Предоставление услуг с использованием мультимедийных электронных ресурсов, 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный.

В деятельности Евросоюза и национальных политиках государств в последние десятилетия отчетливо проявляется тенденция по созданию в обществе условий, в которых библиотеки овладевают технологиями перевода материалов в цифровой формат и мультимедийного обслуживания. Ответственные за разработку политики и руководящий состав публичных библиотек по всей Европе оценили то, насколько именно библиотеки должны быть задействованы в предоставлении мультимедийного обслуживания и разработали, в связи с этим, соответствующие стратегии.

Перед библиотеками стоит нелегкая задача, которую необходимо было решить, по введению новых форматов предоставления информации в традиционное библиотечное обслуживание. Речь идет о виртуальных материалах, которые не вписывались в рамки существующего механизма функционирования абонемента. Сотрудникам пришлось пройти дополнительное обучение. Возникла необходимость в разработке новых моделей управления ресурсами.

Электронные книги и другие аналогичные ресурсы прочно вошли в практику библиотечного обслуживания. Посетителям все легче их использовать, а сотрудникам библиотек осуществлять контроль данной деятельности.

Выдвигалось предположение, что публичные библиотеки столкнутся с фактом, что их пользователи все меньше и меньше будут физически посещать абонементы библиотек и общаться с сотрудниками. Огромный процент услуг абонемента может стать автоматизированным и осуществляться только через каталог. Практика показала, что автоматизация библиотечного обслуживания, а также рационализация и перестройка деятельности позволяют и сегодня оставаться публичным библиотекам привлекательными для пользователей.

Пронина Л. А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия, 2008 [Электронный ресурс] / Л. А. Пронина – Режим доступа: /component/k2/item/428-article_11.html, свободный

Современные информационные технологии значительно изменили коммуникацию. Безусловно, во все времена старые медиа заменялись новыми: письмо заменило разговор, культура печатного издания вытеснила культуру манускрипта. Как отмечает автор статьи, изменчивая устная коммуникация превратилась в статичную, распространился линейный подход к знанию. Современные медиа предполагают легкую процедуру внесения изменений. Информация получает более гибкую форму: цифровая конфигурация позволяет получить и печатный текст, и устную речь, и видео ряд. Медиа приобретает динамичный характер, а человек имеет возможность выбрать форму коммуникации, следовательно, их можно рассматривать как новое средство социокультурных коммуникаций и культурного обмена.

В качестве одного из  направлений исследования мультимедиа как феномена культуры, по мнению автора, можно выделить дигитализацию (оцифровку) культурного наследия, которая сегодня развивается  особенно активно и целенаправленно многими странами и международным сообществом, в частности, под эгидой ЮНЕСКО.

Как отмечает автор, в настоящее время реализуется мечта многих поколений собрать в одно место все существующее в мире знания. Вместо централизованных коллекций организуются распределенные сети, которые делают оцифрованные версии этих коллекций доступными всем. В перспективе задача сети состоит в создании Распределенного Европейского  Электронного Динамического Ресурса,  и это будет первым шагом к созданию Всемирного распределенного электронного хранилища. Страны Евросоюза активно занимаются оцифровкой своего культурного наследия, предоставляя доступ к нему через глобальную сеть.  Таким образом, мультимедийные технологии изменили технологическую сущность функции создания культурного наследия и его продвижения. В современных условиях уже реально создание коллективной памяти, что позволит сформулировать новые модели глобальной истории культуры, выявить наши общие традиции, познакомиться с уникальными произведениями крупной и малораспространенной культуры. Поэтому можно говорить о появлении и развитии  нового вида культуры – электронной.

НА ПУТИ К «БИБЛИОТЕКЕ 2.0»

Технологии с послелогом «2.0» прочно закрепились в нашей обыденной жизни. Началось все в 2005 году с Тима О'Рэйли, основателя компании «O'Reilly Media», «компании, меняющей мир, распространяя знания об инновациях». Он предложил термин «Web 2.0» и сформулировал главные отличия нового интернета от имевшего место ранее – «Web 1.0». Основные принципы данной технологии - коллективизм, кооперация, открытость, доступность, интерактивность.

Волна изменений почти сразу же коснулась и библиотечной отрасли. Термин «Библиотека 2.0» появился немногим позже чем «Web 2.0». Предложил его Майкл Кесси, IT-директор публичной библиотеки округа Гвиннетт (Gwinnett County Public Library) в Атланте.

Изменяется видение функционирования библиотек, библиотекарями активно осваивается блогосфера, создаются специализированные «wiki», меняется функциональность сайтов. На западе уже существует социальная сеть для библиотекарей, в которой зарегистрировано около 5000 участников.

Основную идею концепции «Библиотека 2.0» можно отобразить определением, которое дается в Википендии.

«Библиотека 2.0» — получившее широкое распространение в библиотечной среде определение модернизированных форм библиотечных услуг для читателей, отражающее преобразование пути их предоставления. Основная идея заключается в возможности пользователей участвовать в создании и изменении контента и сообществ. Концепция «Библиотеки 2.0» заимствована от «Web 2.0» и имеет схожую философию. В нее входят онлайн-сервисы, такие как электронные каталоги, и увеличение потока информации обратно от пользователя к библиотеке.

С «Библиотекой 2.0» библиотечные сервисы постоянно обновляются и переоцениваются для лучшего обслуживания читателей. «Библиотека 2.0» стремится вовлечь их в разработку и реализацию библиотечных сервисов, одобряя и поддерживая обратную связь и участие. Сторонники этой концепции ссылаются на Radical Trust (англоязычный термин, утверждающий, что любая общественная организация представляет себя в онлайн-сообществах), заявляющий, что сервисы «Библиотеки 2.0» в конечном счете заменят традиционные, однонаправленные услуги, веками присущие библиотекам». [Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: , свободный]

Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: продолжаем разговор // Современная библиотека. - 2010. - № 1. - С. 77-79.

Появившийся впервые в 2005 году термин «Библиотека 2.0» и сегодня остается центральным в различных спорах и дискуссиях. И тогда, и сейчас нет единого мнения об этой концепции.

Как отмечает автор статьи, в России интерес к концепции «Библиотека 2.0» еще только начинает появляться. Существуют два различных взгляда на концепцию «Библиотека 2.0». С одной стороны – это использование библиотекарями инструментов «Web 2.0» (блоги, «wiki», социальные сети и т. д.), т.е. сервисов, позволяющих легко создавать, изменять и публиковать контент любого рода. С другой стороны – концепция «Библиотека 2.0» представляет собой совершенно иную философию, в которой пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Это означает, что пространство библиотеки (реальное или виртуальное) становится более интерактивным, открытым и отвечающим потребностям общества. Основная идея этих направлений – сделать библиотеку значимой для читателя.

«Библиотека 2.0» стремится к применению знаний пользователей для создания новых и оценки и улучшения уже существующих библиотечных сервисов. Как следствие, создается более информативный продукт для последующего применения. Пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Смысл данной модели, как отмечает автор статьи, заключается в привлечении новых пользователей и удержании постоянных пользователей тем, что они сами могут предложить какие-либо идеи по улучшению существующих сервисов или созданию инновационных.

Лузанова Н. А. Виртуальная библиотека как направление деятельности современной библиотеки // Библиотеки и местное самоуправление: IV окружная летняя школа, Ханты-Мансийск-Нефтеюганск-Сургут / сост. Ю. А. Ким; Федер. Агентство по культуре и кинематографии РФ, Гос.б-ка Югры. – Ханты-Мансийск, 2008. – С. 37 – 40.

Создание информационных ресурсов в цифровой среде сегодня рассматривается как стратегическая задача государства. Она является одной из направлений Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Виртуальная библиотека (от англ. virtual – предполагаемый, мнимый) некая противоположность реальной (действительной) библиотеке, явление, возникающее при пользовании библиотечной компьютерной сетью или в целом Интернетом, когда на экран дисплея пользователя поступает информация из баз данных нескольких, как правило, значительно удаленных от него библиотек и других информационных служб. [Библиотечная энциклопедия/ Рос. гос. б-ка.- М.: Пашков дом, 2007.- 1300с.].

Автор указывает на то, что впроцессе работы над терминологией был сделан вывод, что термин «электронная библиотека» недостаточно широк и не отражает всей сути проектной идеи. От электронных библиотек (цифровых) виртуальную отличает использование не только внутреннего, но и внешнего ресурса, к которому обеспечен единый интерфейс доступа. По мнению автора статьи, помимо ресурса виртуальная библиотека должна включать (как и прочие виды библиотек) сервисную составляющую, что отличает ее от понятия «собрания документов», а также систему получения знаний и навыков пользования библиотекой. Автор статьи дает свое определение понятию «виртуальная библиотека».

«Виртуальная библиотека - это информационно-библиотечная среда, представленная библиотечными и информационными услугами и предметно ориентированной системой доступа к удаленным или локальным ресурсам для интеллектуального развития населения через обеспечение свободного доступа к информации и знаниям и организацию помощи в получении навыков работы с информацией и информационно-коммуникационными технологиями.

Виртуальная библиотека включает несколько составляющих:

  • электронный ресурс собственной генерации и приобретенный;

  • предметно ориентированная система доступа к локальным и удаленным ресурсам;

  • услуги по поиску и предоставлению информации;

  • система получения навыков по работе с виртуальной библиотекой». (С. 39).

Освоение виртуальной библиотеки, по мнению автора, предполагает увеличение количества посещений пользователей, сокращение времени удаленного пользователя на получение информации о библиотечных фондах и информационных ресурсах библиотек.

Джек М. Мэнесс Библиотеки и молодежь, 2010 [Электронный ресурс] / Джек М. Мэнесс. – Режим доступа: http://www.webology.ir/ , свободный.

Как отмечает автор статьи, существует четыре концептуальных признака концепции «Библиотеки 2.0»: ориентированность на пользователя, мультимедийность, социальное богатство, коллективное новаторство.

Наилучшей идеей, по его мнению, «Библиотеки 2.0» может стать сетевое сообщество с настраиваемым пользователем интерфейсом. В него вошли бы персонифицированный электронный каталог, с добавлением доступа к мгновенным сообщениям, каналам новостей, блогам, «wiki», тегам, а также открытый и закрытый профили внутри библиотечной сети. Это виртуальная реальность библиотеки, места, где можно не только искать книги и журналы, но и взаимодействовать с сообществом, с библиотекарями, а также обмениваться знаниями и суждениями со всеми сторонами.

Изменятся библиотечные фонды и коллекции, становясь более интерактивными и полностью доступными. Изменятся библиотечные услуги, более сосредоточиваясь на информационной грамотности и осуществлении передачи информации, чем на распределении доступа к ней. Использование технологий и приложений «WEB 2.0» обеспечит значительные перемены в истории библиотек.

«Библиотека 1.0» перемещает в условия онлайн свои фонды и некоторые сервисы, а «Библиотека 2.0» перемещает в электронную среду полный перечень библиотечных услуг.

«Для библиотечного дела  непросто сменить парадигму и открыть доступ не только к коллекциям и каталогам, но также к управлению ими. «Библиотека 2.0» требует от библиотек обращать меньше внимания на системы изолированного учёта, а больше на системы совместного раскрытия.

В глобальном масштабе, «Библиотека 2.0» совершает революцию в профессии. Вместо создания систем и служб для читателей, библиотекари дадут читателям возможность творить для самих себя. Библиотеки уже переживали подобную кардинальную смену курса в своей истории, например, введение открытого доступа к полкам и включение беллетристики и книг в дешёвых бумажных обложках в фонд в начале XX века».

Смысл концепции «Библиотеки 2.0» не в поиске, а в нахождении, не в доступе, а в совместном использовании. «Библиотека 2.0» обнаружила, что пользователи ищут и используют информацию не индивидуально, а сообща.

Несколько примеров движения от «Библиотеки 1.0» к «Библиотеке 2.0»:

  • Справки по электронной почте/страницы вопросов и ответов – чат-справки;

  • Текстовые руководства для пользователей – руководства с потоками медиа и интерактивными базами данных;

  • Списки рассылки, разработка веб-страниц – блоги, «wiki», каналы новостей;

  • Управляемые классификационные схемы – те же, дополненные пользовательскими метками (тегами);

  • OPAC (Online Public Access Catalog (OPAC)) – персонифицированный интерфейс сетевого сообщества;

  • Каталог надёжных печатных и электронных документов – каталог надёжных плюс неопределённых документов, web-страниц, блогов, «wiki» и т.п.

«Библиотека 2.0» - это гибрид блогов, «wiki», потоков медиа, аггрегаторов содержания, мгновенных сообщений и сетевых сообществ. «Библиотека 2.0» запоминает пользователя, как только он «вошёл в систему». Регистрация позволяет ему редактировать данные и метаданные OPAC, сохранять пользовательские метки (теги), вести онлайн диалоги с библиотекарями в режиме реального времени, заходить в «wiki»-страницы, а также делать все или часть своих параметров открытыми, общедоступными. Пользователь может видеть, кто берёт на дом те же материалы, что и он сам, брать и давать взаймы свои метки (теги), а традиционный каталог в перерабатываемом виде превращается в громадный, движимый пользователями каталог-гигант.

«Библиотека 2.0» полностью ориентирована на пользователя и живёт благодаря пользователям. Это «мэшап» традиционных библиотечных услуг и инноваций «WEB 2.0». Это библиотека XXI века, богатая по содержанию, интерактивная и социально действенная.

Сорокин И. В. Технологии «Web» и «Web 2.0» как средства интеграции библиотек в современную электронную среду, 2010 [Электронный ресурс] \ И. В. Сорокин, А. В. Скалабан. – Режим доступа: /win/inter-events/crimea2010/disk/93.pdf , свободный

Развитие библиотек в настоящее время все более связывают с концепцией «Библиотеки 2.0», которая подразумевает комплексное изменение и модернизацию библиотечного обслуживания, новые методы и принципы взаимодействия с читателем в условиях постиндустриального общества.

Авторы статьи ставят задачу рассмотреть на конкретных примерах те решения и подходы, которые могут и должны внедряться в рамках реализации концепции «Библиотеки 2.0». Анализируются конкурентные преимущества, которые получает библиотека в результате внедрения технологий «2.0», а также как web-технологии могут повысить социальную значимость и востребованность библиотечных услуг обществом.

Как отмечают авторы статьи, по данным западных аналитиков, «социальными сетями и блогами пользуются 66,8 процента интернетчиков». Социальные сети все больше привлекают взрослых пользователей. Так, четверть пользователей ведущей западной социальной сети Facebook оказалась старше 50 лет, а самым быстрорастущим сегментом пользователей социальных сетей в 2008 году была возрастная группа от 35 до 49 лет. Есть основания предполагать, что в России и других странах СНГ ситуация развивается аналогичным образом.

Следовательно, актуальной задачей для библиотек является продвижение своих услуг с помощью сервисов «Web 2.0» и социальных сетей. Кроме того, сервисы «Web 2.0» оказываются удобным инструментом для автоматизации работы библиотеки.

Принципы «Библиотеки 2.0» часто подвергаются критике, так как считается, что их внедрение увеличивает нагрузку на библиотекарей. Но при правильном подходе к автоматизации библиотечных процессов реализация концепции «Библиотека 2.0» становится источником эффективности работы библиотеки.

Путем предоставления пользователям удобного «Web 2.0» ориентированного электронного каталога возможно добиться распространения информации о библиотеке и её услугах в социальных сетях за счет активности пользователей.

Реализация концепции «Библиотека 2.0», по мнению авторов статьи, является важной задачей, решение которой позволит библиотекам играть важную роль в научной и культурной жизни общества. Цель данной концепции – такое развитие библиотечно-информационных услуг, которое будет адекватно потребностям современного постиндустриального общества. Главными условиями достижения этой цели является внедрение в библиотеках новых методов, инструментов и сервисов: в частности, электронных каталогов и автоматизированных систем, основанных на технологиях «Web» и «Web 2.0».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Города москвы им »

    Документ
    Государственноебюджетное учреждение культуры городаМосквы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» ... Рекомендательный список источников 37 ПРЕДИСЛОВИЕ Центральнаяуниверсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова ...
  2. Государственная программа города москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг ) «развитие здравоохранения города москвы (столичное здравоохранение)»

    Документ
    ... государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями городаМосквы по государственной программе городаМосквы ... Центральной аттестационной комиссии Департамента здравоохранения городаМосквы. В 2011 году Центральной ...
  3. Д епартамент образования города москвы центральное окружное управление образования образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДАМОСКВЫЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственногобюджетного образовательного ... деятельности Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные ...
  4. Культуры города москвы

    Документ
    ... ГОРОДАМОСКВЫГосударственноебюджетное учреждение культуры городаМосквы «ЦЕНТРАЛЬНАЯУНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ Н. А. НЕКРАСОВА» (ГБУК г. Москвы ... библиотек столицы ГБУК г. Москвы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека им. Н.А. ...
  5. Отечественный и зарубежный опыт создания электронных библиотек открытая лекция москва

    Лекция
    Государственноебюджетное учреждение культуры городаМосквы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека ... Дума, Департамент культуры городаМосквы, Государственное учреждение культуры городаМосквы «Центральнаяуниверсальная научная библиотека им ...

Другие похожие документы..