textarchive.ru

Главная > Программа


Утверждаю

и.о. ректора ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

профессор Шаповалов В.А.

________________________

«____» _________ 2011 г.

Программа повышения квалификации

«Использование творческой деятельности в развитии у детей Северного Кавказа умений и навыков конструктивного межкультурного диалога»

по проекту «Творчество – основа межкультурного диалога»

Разработчик программы повышения квалификации:

Галяпина В.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедрой теории и практики управления образованием ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», почетный работник высшего профессионального образования РФ.

ER STYLE=" widows: 0; orphans: 0; page-break-before: always; page-break-after: avoid">1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1. Категория слушателей:педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, педагоги, заместители руководителей по воспитательной работе образовательных учреждений Ставропольского края, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания.

    2. Сфера применения: образовательный процесс школы, учреждений дополнительного образования, деятельность педагогов.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

2.1. Нормативный срок освоения программы: 102 часа.

2.2. Режим обучения: 50 часов в неделю.

2.3. Форма обучения: с полным отрывом от работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Слушатель, освоивший программу, должен:

3.1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1. Определять содержание творческой деятельности детей в контексте формирования у них навыков эффективного межкультурного диалога.

ПК 2. Использовать в профессиональной деятельности современные технологии развития творческого мышления, обеспечивающие их позитивное отношение к себе, к миру, к иному, другому в поликультурной среде.

ПК 3. Применять в практической деятельности современные методики, формы, методы развития творчества и креативности детей.

3.2. Владеть: навыками отбора содержания творческой деятельности детей; навыками организации игровой деятельности; приемами арт-терапии; методикой организации форум-театра; современными педагогическими технологиями, ориентированными на обеспечение эффективное межкультурное взаимодействие в поликультурном обществе.

3.3. Уметь применять различные методы изотерапии, цветотерапии, маскотерапии, сказкотерапии, фототерапии при организации творческой деятельности детей; применять в совей работе технику мандалы, пластичные материалы; проявлять необходимые качества личности (профессиональные, гражданские и др.) современного педагога; реализовывать компетентностный подход в развитии творческого мышления детей; организовывать образовательный процесс в поликультурной среде образовательного учреждения, применять активные и интерактивные технологии формирования этнической толерантности и этнокультурной компетентности творчества; выстраивать позитивные взаимоотношения с детской аудиторией.

3.4. Знать современные подходы к развитию творческой деятельности; арт-терапевтические и игровые техники, применяемые в творческой деятельности; этнопсихологические особенности общения в процессе творческой деятельности; факторы, влияющие на эффективный межкультурный диалог; современные педагогические технологии развития творческого мышления детей, позволяющие им самореализоваться, ориентированные на формирование позитивного отношения к себе и миру в целом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает изучение следующих модулей:

развитие креативности и творчества у детей;

развитие творческой индивидуальности детей средствами арт-терапии;

форум-театр, как интерактивная техника групповой работы, направленная на решение проблем межкультурного взаимодействия;

игровое взаимодействие в творческой деятельности детей и подростков;

этнокультурные особенности и их учет в формировании эффективного межкультурного диалога методами творческой деятельности.

Структура программы

№ п/п

Наименование модулей

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Модуль 1.

«Развитие креативности и творчества у детей»

12

4

8

2.

Модуль 2.

«Развитие творческой индивидуальности детей средствами арт-терапии»

36

8

28

3.

Модуль 3.

«Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы, направленная на решение проблем межкультурного взаимодействия»

16

4

12

4.

Модуль 4.

«Игровое взаимодействие в творческой деятельности детей и подростков»

16

4

12

5

Модуль 5. «Этнокультурные особенности и их учет в формировании эффективного межкультурного диалога методами творческой деятельности»

18

6

12

6.

Индивидуальное консультирование

Зачет

4

Итого

102 часа

5. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Модуль 1.Развитие креативности и творчества у детей

Понятие творчества и креативности в психологии. Основные подходы к изучению творчества и креативности: психофизиологический (биометрический) подход, когнитивно-эмоциональный, личностный, экономико-прагматический, системный, психомет­рический. Креативность и творчество: отечественные исследования. Условия, необходимые для развития творчества детей. Методы развития творчества: мозговой штурм, метод синектики (У. Гордон), метод морфологического анализа (Ф. Цвикки), метод фокальных объектов, ТРИЗ (Г. Альтшуллер). Упражнения и приемы для развития воображения у детей: образ звука, буквы, символа, «сказка-калька», ассоциативная елочка, поиск общих признаков, парадоксальные определения и др.

.

Модуль 2. Развитие творческой индивидуальности детей средствами арт-терапии

Понятие и цель использования метода «арт-терапия». Психологические механизмы и теории арттерапии. Виды арт-терапии (рисунок, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, и т.д) и области применения. Использование арт-терапии при работе с травмой. Сложности в применении арт-терапии и их предупреждение.

Изобразительное творчество в терапевтическом процессе. Изо-терапия (коллаж, медитативное и интуитивное рисование). Техника группового рисунка. Применение в диагностических, развивающих и психокоррекционных целях техники стимульного рисования.

Работа с мандалами: диагностика, символика, архетип мандалы, мандала как способ «очень глубинной аутопсихотерапии» ( К. Юнг ). Работа с христианскими и восточными мандалами, индивидуальная и групповая мандалы, «мандала открытого центра», «мандала силы», групповые и парные мандалы, готовые мандалы и т.п.

Работа с глиной и пластилином Диагностические и терапевтические возможности. Использование пластилина в индивидуальной, групповой работе. Техники работы с глиной: ресурсы трансформации, метаморфозы, «сопротивление материала» при лепке, работа с агрессией и аутоагрессией.

Психология цвета. Психологические концепции цвета. Работа с цветами, полученными с помощью приемов колористики: работа с противоположными чувствами; техника "растяжки чувств" "хаос и порядок" в цветотерапии; "рефрейминг" и др.

Маскотерапия. Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме. Техника распознавания собственных масок: каким я себя знаю, каким я себя не люблю, каким я себя не знаю, каким я хочу выглядеть

Осознание собственных масок и ролей через ощущения в теле

Фототерапия. Основы фототерапии, ее история и развитие. Фототерапия как способ реконструкции утраченной целостности и изменения образа "Я". Диагностика в фототерапии. Работа с готовыми фотографиями.

Сказкотерапия как один из базовых методов в работе с детьми. Основные положения сказкотерапии. Педагогический потенциал сказки. Культуральные аспекты в сказки. Родословная сказки. Возможности сказки. Эволюция сказочных сюжетов. Виды сказок. Достоинства сказки. Медитация с ресурсной сказкой. Приемы работы со сказкой. Схема волшебной сказки. Использование сказкотерапии в индивидуальном и групповом формате. Конструирование сказочных сюжетов в группе. Инсценировка сказки. Технология создания авторской сказки.

Арт терапия в решении проблем, связанных с действием культурного фактора: работа с мигрантами и беженцами, исследование культурной идентичности, преодоление состояния «культурного шока».

Модуль 3. Форум-театр, как интерактивная техника групповой работы, направленная на решение проблем межкультурного взаимодействия.

Сущность методики форум-театра, история создания. Использование Форум-театра для разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем. Целевые группы, с которыми работает форум-театр.

Техники и упражнения, используемые в форум-театре. Техника: изображение человеческого тела; изображение объекта - память чувств; создание эпизода “прошлое – будущее”. Упражнения и игры: тренировка тактильных ощущений; тренировка слуховых анализаторов; тренировка зрительных анализаторов; тренировка нескольких анализаторов вместе; собственно постановка спектакля.

Подготовка спектакля: выбор проблемы, разработка сценария репетиция мизансцен и спектакля. Фазы спектакля: разогрев, действие, форум, передача профилактической информации, обратная связь . Варианты сценариев.

Игры и упражнения, используемые на разных фазах спектакля.

Модуль 4. Игровое взаимодействие в творческой деятельности детей и подростков

Игра как терапевтическое средство. Игра и культура. Возможности и ограничения. История развития, цели и задачи игровой терапии. Игры и игрушки. Диагностические функции игры. Логическое построение игрового взаимодействия.

Основные концептуальные направления игротерапии: директивная, недирективная, глубинно-ориентированная. Механизм психокоррекционного воздействия.

Практические упражнения игротерапии. Особенности проведения индивидуальной и групповой игротерапии.

Модуль 5. Этнокультурные особенности и их учет в формировании эффективного межкультурного диалога методами творческой деятельности

Понимание этнической культуры. Психологические измерения культур. Факторы формирования культуры и последствия культуры. Психологические измерения культур и их использование в организации творческой деятельности.

Этнический мир человека. Этническая идентичность. «Национальный характер» и менталитет народов, проживающих на Северном Кавказе.

Этнопсихологические особенности общения субъектов образования в процессе творческой деятельности. Особенности межгруппового восприятии. Этнические стереотипы, предубеждения, дискриминация. Использование творческой деятельности в минимизации стереотипов и предрассудков.

Понятие этнической толерантности и теории ее объясняющие. Факторы, определяющие этническую толерантность. Использование творческой деятельности в формировании этнической толерантности.

Методы творческой деятельности, повышающие этническую толерантность и этнокультурной компетентность. «Культурный ассимилятор», как метод повышения межкультурной чувствительности. Ролевая игра «Диалог культур». Игра «Вместе мы - Россия» как метод организации эффективного межкультурного взаимодействия

6. ВИД ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Зачет

Вопросы к зачету.

1. Понятие творчества и креативности в психологии. Основные подходы к изучению творчества и креативности

2. Методы развития творчества.

3. Понятие и цель использования метода «арт-терапия». Виды арт-терапии

4. Использование арт-терапии при работе с травмой. Сложности в применении арт-терапии и их предупреждение.

5. Изобразительное творчество в терапевтическом процессе. Изо-терапия (коллаж, медитативное и интуитивное рисование). Техника группового рисунка.

6. Работа с различными видами мандал в творческой деятельности.

7. Использование пластилина и глины в индивидуальной, групповой творческой работе.

8. Работа с цветами, полученными с помощью приемов колористики: работа с противоположными чувствами; техника "растяжки чувств" "хаос и порядок" в цветотерапии; "рефрейминг" и др.

9 Маскотерапия и ее использование в решении проблем саморазвития и самопринятия.

10. Фототерапия. Основы фототерапии. Работа с готовыми фотографиями.

11. Сказкотерапия как один из базовых методов в работе с детьми. Основные положения сказкотерапии. Педагогический потенциал сказки.

12. Культуральные аспекты в сказки.

13. Виды сказок и их особенности.

14. Приемы работы со сказкой.

15. Арт терапия в решении проблем, связанных с действием культурного фактора.

16. Сущность методики форум-театра, Использование Форум-театра для разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем.

17. Техники и упражнения, используемые в форум-театре.

18. Подготовка спектакля в форум-театре.

19. Игра как терапевтическое средство. Игра и культура.

20. Практические упражнения игротерапии.

21. Понимание этнической культуры. Факторы формирования культуры и последствия культуры.

22. Учет «национального характера» и менталитета народов, проживающих на Северном Кавказе в творческой деятельности.

23. Использование творческой деятельности в минимизации стереотипов и предрассудков.

24. Понятие этнической толерантности и факторы ее определяющие

25. Методы творческой деятельности, повышающие этническую толерантность и этнокультурной компетентность.

Рекомендуемая литература

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.

  2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск:Скандинавия, 2004. — с.208

  3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 36 с.

  4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – М., 2002

  5. Асмолов А.Г. Толерантность: отутопии к реальности// На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2002

  6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002

  7. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.:Мысль, 1970.

  8. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

  9. Галяпина В.Н. Этнопсихологические основы педагогической деятельности. Учебное пособие. – Ставрополь, ООО «Литера», 2006. – 252

  10. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

  11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999

  12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. – С-Пб. 2001.

  13. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.

  14. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

  15. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

  16. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

  17. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 416 с.

  18. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 448 с.

  19. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2001. – 48 с.

  20. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. -- №9. – с. 27-34.

  21. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

  22. Лебедева Н.М Введение в этническую и кросс-культурную психологию – М.: 2011. 312 с.

  23. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – Москва: «Привет», - 2004, 358 с.

  24. Лебедева Н.М., О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартынова Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. – М., 2003. –268 с.

  25. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме//Вопросы философии №11, 1997, С. 48-54

  26. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. – М., Институт практической психологии, 1998.

  27. МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии //Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, №1, С.10-23, 2005.

  28. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.

  29. Монтень М. Об искусстве жить достойно. – М., 1998

  30. Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2005. С. 993-999.

  31. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. – С-Пб., 2002.

  32. Обучение толерантности: Методическое пособие / Под ред. Г.Л. Бардиер. – Спб., 2005

  33. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976

  34. Почебут Л.Г. Взаимоотношения культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 281. С. 68-98

  35. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001. – 304 с.- С. 31.

  36. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998

  37. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000

  38. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, семья, детство. – М., 1999.

  39. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.:Институт психологии РАН, «Академический проект», 2004. – 320 с.

  40. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе//Арт-терапия. Хрестоматия (под ред. А. И. Копытина А. И.). СПб.: Питер, 2001.

  41. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  42. Шлягина Е. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования //Научно-публицистический вестник «Век толерантности» Выпуск № 3-4. 2002.С. 124-131.

  43. Экслайн В. Игровая терапия. – М., 1998.

  44. Этническая психология и общество. – М., 1997

  45. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 28—37

  46. Aaronson, L. and Housman M. Does specialization in the school system necessitates the creation of educational art (expressive) therapists?//Exposing difference. Abstract book of the 6th European Arts Therapies Conference. Munster: Lit Verlag, 2001.

  47. European Consortium of Arts Therapies Education. Directory of European training courses. Paris: Rene Descartes Universite, 2005.

  48. Henley, D. Art therapy in a socialization program for children with attention deficit hyperactivity disorder // American Journal of Art Therapy. 1998. V. 37, August, P. 2-12.

  49. Hofstede G, Bond M. Hofstedes cultur dimencion// J. of Cross-Cultural Psihology. 1984. Vol. 15 (4). – P.417-433

  50. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartization in Russia // American Journal of Art Therapy. 2002. V. 40, May, P. 223-258.

  51. Kopytin A. Using Silver Drawing Test for assessing normal and traumatized children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident // Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti, Hrsg.), Verlag: Universitat Bremen, 2004, P. 407-416.

  52. Kopytin A., Sventsitskaya V., Svistovskaya E. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7), In Aggression and depression assessed through art (ed. R. Silver), New York: Brunner-Routledge, 2005, P. 141-160.

  53. Moriya D. Considerations in the transition of art therapists from the clinic ro the school. Paper presented at the 31st annual conference of the American Art Therapy Association, St. Luis, MO, 2000b.

  54. Moriya D. Strategies for dealing with the challenges facing art therapists in the school system. Pre-conference course presented at the 31st annual conference of the American Art Therapy Association, St. Luis, MO, 2000a.

  55. Moriya, D. Art therapy in schools. Ramat Hashron: Turbo, 2000c.

  56. Okada, T. Integration of art therapy for pupils with behavioral problems at schools in Japan. KunstReiz. Neurobiologische Aspekte kunstlerischer Therapien. Heidelberg 4-6.03.2005.

  57. Pfeiffer L. “Foreword”, In Aggression and depression assessed through art (ed. R. Silver). New York: Brunner-Routledge, P.xvii-xix, 2005.

  58. Prokofiev F. ‘Adapting the art therapy group for children’, In Skaife, S. and Huet, V. (eds.) Art psychotherapy groups. London and New York: Routledge, 1998.

  59. Silver R. and Ellison J. Identifying and assessing self-images in drawings by delinquent adolescents // The Arts in Psychotherapy. 1995. V. 22 (4), P. 339-352.

  60. Silver R. Stimulus drawings and techniques in therapy, development and assessment. Sarasota, FL: Ablin, 1997.

  61. Silver R. Three Art Assessments. New York: Brunner-Routledge, 2002.

  62. Stephan W. G., Stephan C.W. Intergroup relations/ Madison etc.: Brown and Benchmark, 1996

  63. Triandis H. C., Culture and social behavior. – McGraw – Hill, Inc. 1994 ).

  64. Waller D. Group interactive art therapy. London: Routledge. 1993.

  65. West M.A. Creativity and Innovation in Organizations, Management of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2004, pp. 2895-2900



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Раздел I Пояснительная записка к образовательной программе МОУ СОШ № 5 г

    Пояснительная записка
    ... повышенияквалификации ... основой для интеллектуального и коммуникативного развитиядетей ... использованпо своему усмотрению разработчикамипрограмм для авторского наполнения указанных содержательных линий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности ...
  2. Проект ingsat

    Документ
    ... Авт. Байтингер И.Е. Творческаядеятельностьдетей-сирот младшего школьного ... Развитие высшего исторического образования на СеверномКавказе с 1945 по ... по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин РД 10-60-94 Программаповышенияквалификации ...
  3. «01 » сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Программа
    ... использованпо своему усмотрению разработчикамипрограмм для авторского наполнения указанных содержательных линий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности ...
  4. Образовательная программа (29)

    Основная образовательная программа
    ... собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развитиядетей. Курс имеет когнитивно ... может быть использованпо своему усмотрению разработчиками рабочих программ. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В результате ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош№17» разработчики программы

    Основная образовательная программа
    ... межкультурномдиалоге. «Математика». На ступени начального общего образования этот предмет является основойразвития ... умений и навыков, на использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа ...

Другие похожие документы..