textarchive.ru

Главная > Диссертация


МИНИСТЕРСТВО Образования И НАУКИ УКРАИНЫ

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

На правах рукописи

ЛОГУНОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

УДК 379.857:65.016.2

обеспечение стимулирования развития сети предприятий яхтенного туризма в крыму

Специальность 08.00.04 – экономика и управление предприятиями

(туристско-рекреационного комплекса)

Диссертация на соискание научной степени кандидата экономических наук

Научный руководитель

Подсолонко Владимир Андреевич

д.э.н., профессор

Симферополь – 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО

ТУРИЗМА

13

1.1. Морской туризм в системе туристской индустрии

13

1.2. Современное состояние развития морского туризма в Украине и Крыму и порождаемая им проблемная ситуация

35

1.3. Создание механизма эффективного функционирования яхтенного

туризма как решение экономической проблемы

56

Выводы по первому разделу

69

РАЗДЕЛ 2. Методы и формы обеспечения развития яхтенного туризма в Крыму

72

2.1. Методологические подходы к развитию яхтенного туризма в Крыму

72

2.2. Методы и формы функционирования яхтенных портов Крыма

87

2.3. Оценка эффективности функционирования предприятий

малотоннажного судостроения

104

2.4. Лизинг как альтернативный источник кредитования предприятий

яхтенного туризма

115

Выводы по второму разделу

125

РАЗДЕЛ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА в КРЫМУ

127

3.1. Сегментирование рынка как метод повышения эффективности

маркетинговой деятельности предприятий яхтенного туризма

127

3.2. Пути повышения эффективности функционирования предприятий яхтенного туризма

142

3.3. Комплексный механизм стимулирования развития сети предприятий яхтенного туризма

164

Выводы по разделу 3

174

ВЫВОДЫ

177

ПРИЛОЖЕНИЯ

182

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

202

ВВЕДЕНИЕ

Сущность и состояние проблемы. Неуклонный рост влияния туристских услуг на социально-экономическое положение стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопровождающих формирование и развитие мирового хозяйства. Только за последние пять лет темп роста доходов от туризма составил 141,37%, а количество международных туристов увеличилось на 142 млн. чел. По данным Всемирного Совета Путешествий и Туризма, на долю туризма и связанных с ним отраслей приходится 8,3% рабочих мест мира, 9,3% международных инвестиций, 12% экспорта и 3,6% мирового валового внутреннего продукта.

На сегодняшний день одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма является яхтенный туризм. Во многих странах мира это процветающий бизнес, включающий сотни тысяч яхт, разветвлённую сеть яхтенных гаваней в самых различных регионах Мирового океана, судостроительные верфи, чартерные и сервисные компании. Так, в Европе располагается около полутора миллионов якорных стоянок для яхт; во Франции с населением 55 миллионов человек парусным спортом и яхтенным туризмом активно занимаются более 3 миллионов человек, используя для этих целей 120 специально оборудованных яхтенных гаваней и яхтенных марин; в Турции яхтенный туризм приносит 25% прибыли от туризма; только в акватории Восточного Средиземноморья годовой яхтенный транзит составляет в среднем 2 миллиона судов, что в денежном эквиваленте составляет порядка 12 миллиардов евро.

Крымский полуостров, благодаря уникальному сочетанию климатических и геополитических условий, является самым перспективным в Украине местом для организации и развития яхтенного туризма: выход в Чёрное и Азовское моря, а далее в Средиземное море и Атлантический океан позволяет поддерживать взаимовыгодные экономические и политические отношения с соседними государствами; а длительный навигационный период, оздоровительный, лечебный, историко-культурный, эмоционально-эстетический, ландшафтный потенциал Крыма делает его привлекательным как для отечественных, так и для иностранных туристов. Помимо рекреационного и природно-климатического потенциала Крым обладает мощным трудовым потенциалом, заключающимся в большом количестве квалифицированных специалистов в различных отраслях народного хозяйства, и наличием значительных мобилизационных резервов восстановления материально-технической базы, являющейся основой для развития приоритетных для региона отраслей экономики.

Однако, имеющийся ресурсный потенциал практически не используется, а состояние и результативность развития яхтенного туризма не только отстаёт от передовых стран мира, но и не соответствует требованиям современного общества, являющегося потенциальным равноправным членом европейского и мирового сообществ.

Значимость решаемой проблемы. Значимость решаемой научной проблемы сводится к обеспечению достижения мирового уровня развития туризма, эффективность функционирования которого будет способствовать активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению доходной части республиканского бюджета, повышению уровня жизни населения, сохранению и рациональному использованию культурно-исторического и природного наследия на основе формирования конкурентоспособного, соответствующего международным стандартам яхтенного туристского продукта, направленного на максимально эффективное использование ресурсного потенциала Автономной Республики Крым.

Основание для разработки проблемы. Признание государством туризма как приоритетной отрасли экономики Украины, что подтверждается Указом Президента Украины от 10.08.1999 г. № 973 «Об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года», Постановлением Кабинета Министров от 29.04.02 г. № 502 «Об утверждении государственной программы развития туризма в Украине на 2002 – 2010 годы» и многочисленными региональными программами развития туризма, диктует необходимость использования всех возможных рычагов и инструментов повышения эффективности его функционирования. Особую важность данное обстоятельство приобретает для регионов, обладающих значительным туристско-рекреационным потенциалом.

Исходные данные для разработки проблемы. Информация, касающаяся проблемы развития яхтенного туризма, практически не представлена, как и не приведены сведения относительно вопросов управления и организации данного вида туризма. Отсутствует статистическая отчётность по показателям развития яхтенного туризма как в целом по стране, так и по регионам, что затрудняет процесс исследования.

Вместе с тем, зарубежный опыт развития яхтенного туризма, статистические данные, предоставляемые международными туристскими организациями, позволяют сформировать объективное представление о рассматриваемой проблеме, проанализировать возможные пути её решения, опираясь на реальное положение, характеризующее экономическое развитие Украины и Крыма.

Обоснование необходимости проведения исследования. Недостаточное использование потенциала Крымского полуострова, несоответствие развития туристской отрасли мировому уровню по всем её составляющим, упущение возможностей крымских предприятий для получения дополнительной прибыли (а иногда и возможности избежать банкротства) обосновывает необходимость в проведении комплексного многостороннего исследования проблемы развития перспективных для региона видов туризма, выявления стратегических задач и путей их решения.

Актуальность темы. Вопросы теории и практики яхтенного туризма, как в отечественной, так и в зарубежной литературе представлены фрагментально. Исследования Биржакова М. Б. и Никифорова В. И. посвящены туристским перевозкам, в которых яхтенный туризм рассматривается как составляющая морского транспорта, определяется его место в составе туристской индустрии, характеризуются основные виды яхтенных путешествий. Верба А. И. рассматривает яхтенный туризм во взаимосвязи с малотоннажным судостроением и парусным спортом, приводит сведения о компаниях, оказывающих услуги в сфере активного отдыха на воде. В работе Гуляева В. Г. рассматривается технология обслуживания туристов различными видами транспорта, приведены достоинства, недостатки и мотивация туристских путешествий. Вопросы перевозки туристов морским транспортом отражаются в работах Паладича Л. И., Мальской М. П., Худо В. В., Цыбуха В. И., Жихаревой В. В., Чудновского О. Д.

Однако, научные исследования в сфере концепции развития яхтенного туризма в современных условиях, обусловленные спецификой и особенностями организации яхтенных путешествий, не проводились. Не уделено внимания проблемам эффективности функционирования яхтенного туризма и его основных составляющих: яхтенных портов и предприятий малотоннажного судостроения; не исследованы и не разработаны механизмы стимулирования развития предприятий яхтенного туризма, входящих в его состав и являющихся структурными элементами яхтенного туристского комплекса.

Решение этих вопросов обосновывает актуальность темы исследования, и обуславливает необходимость последующего развития теоретических и научно-методических основ формирования яхтенного туризма в Крыму с учётом международного опыта.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационная работа выполнена согласно с Государственной программой развития туризма в Украине на 2002-2010 гг., утверждённой Кабинетом Министров Украины от 29.04.02, и в соответствии с планом научно-исследовательских работ Керченского государственного морского технологического университета по госбюджетной теме «Влияние подготовки специалистов судовождения на безопасность мореплавания судов транспортного и промыслового флота в различных условиях плавания» (Раздел «Влияние подготовки специалистов на безопасность плавания в обычных условиях», подраздел «Подготовка специалистов для безопасного плавания на парусно-моторных судах, предназначенных для морского туризма»), номер государственной регистрации – 0107U007673.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретико-методическое обоснование и разработка практических рекомендаций, направленных на стимулирование развития сети предприятий яхтенного туризма в Крыму.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты развития морского туризма в системе туристских путешествий;

2. Обозначить роль и место яхтенного туризма в составе индустрии туризма; классифицировать предприятия яхтенного туризма; определить основные структурные элементы яхтенного туристского комплекса; усовершенствовать определение категории «яхтенный туризм»;

3. Исследовать современное состояние развития морского туризма в Украине и Крыму;

4. Определить формы и методы обеспечения эффективности функционирования предприятий яхтенного туризма;

5. Проанализировать альтернативные источники кредитования в яхтенном туризме;

6. Обосновать методические положения и рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности предприятий яхтенного туризма;

7. Разработать концептуальные основы развития яхтенного туризма в Крыму; механизм стимулирования развития сети предприятий яхтенного туризма в Крыму.

Объект исследования - процессы развития морского туризма и его составляющей яхтенного туризма, порождающие недостаточное использование потенциала Крымского полуострова и отставание региона по конкурентоспособности и качеству предоставляемых туристских услуг от других стран мира.

Предмет исследования – механизм стимулирования развития сети предприятий яхтенного туризма и организационно-экономические аспекты его формирования.

Методы исследования. Достижение цели исследования базировалось на диалектическом и историческом методах познания, сравнительном анализе –при изучении возникновения, формирования и развития морского и яхтенного туризма (раздел 1, подраздел 1.1); графическом методе – для наглядного изображения динамики инвестиций в основной капитал в наиболее значимых туристских центрах Украины (рис. 1.13), динамики развития морского туризма (рис. 1.3, 1.14, 1.15) и предприятий яхтенного туризма (рис. 2.7); экономико-статистическом методе – для характеристики изменений во времени показателей исследуемых явлений (раздел 1, подразделы 1.1, 1.2; раздел 2, подразделы 2.2, 2.3); системном подходе к изучению экономических явлений – при разработке концептуальных основ и структурной модели развития яхтенного туризма (рис.1.7, рис. 2.2); методе экспертной оценки – для анализа состояния и проблем в развитии яхтенного туризма (раздел 2, подраздел 2.1); методологии корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа – в процессе анализа эффективности функционирования предприятий яхтенного туризма (раздел 2, подразделы 2.2, 2.3); метода моделирования – при оптимизации производственной программы предприятий малотоннажного судостроения (раздел 3, подраздел 3.2). Формирование комплексного механизма стимулирования развития сети предприятий яхтенного туризма осуществлялось с помощью методов обобщения, индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, формализации, логического подхода к познанию экономических явлений, объектов и процессов.

Информационной базой для написания диссертации явились официальные документы статистической и бухгалтерской отчётности исследуемых предприятий, научные труды, монографии отечественных и зарубежных учёных, научные публикации в периодических изданиях, материалы Государственного комитета статистики Украины, главного управления статистики Автономной Республики Крым, Министерства курортов и туризма Крыма, аналитические обзоры и статистические материалы международных организаций.

Научная новизна полученных результатов выражается в следующих теоретических и методических результатах:

впервые:

осуществлено комплексное исследование и обоснованы теоретические положения по эффективности развития яхтенного туризма в Крыму, идентифицированы и классифицированы предприятия, входящие в состав яхтенного туристского комплекса (раздел 1, подразделы 1.1-1.3);

предложены методические рекомендации по формированию ценовой политики предприятий яхтенного туризма (рис. 2.4, 2.5, формула 2.9, табл. 2.10; табл. 3.7);

разработана Концепция развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым (прил. М).

усовершенствовано:

определение категории «яхтенный туризм»; классификация яхтенного туризма, которая в отличие от ранее существующей систематизировала основные элементы яхтенного туризма (рис. 1.7);

составляющие критериев сегментирования рынка яхтенного туризма, которые в отличие от других детализировали социально-экономический, психографический и поведенческие критерии (табл. 3.1);

факторы, оказывающие воздействие на возникновение рисковых ситуаций и эффективность деятельности яхтенных портов и предприятий малотоннажного судостроения (табл. 2.6);

комплексный механизм стимулирования развития сети предприятий яхтенного туризма (табл. 3.8, прил. Н).

получило дальнейшее развитие:

методические подходы к использованию альтернативных источников кредитования в яхтенном туризме через взаимодействие лизинговых, чартерных компаний, предприятий малотоннажного судостроения и туристских фирм (рис. 3.5).

Структурно-логическая схема исследования приведена в приложении А.

Практическое значение полученных результатов. Практическая ценность полученных научных результатов состоит в разработке рекомендаций по формированию, организации и стимулированию развития сети предприятий яхтенного туризма, повышению эффективности их маркетинговой деятельности; возможности использования модельного инструментария прогнозирования оптимального объёма выпуска продукции, способствующего эффективному использованию производственного потенциала предприятий; в совершенствовании системы государственной поддержки в развитии предприятий яхтенного туризма.

Предложения и рекомендации относительно диверсификации производства, расширения перечня и номенклатуры выпускаемой продукции, выбора стратегии ценообразования и формирования ценовой политики, оптимизации производственной программы предприятий малотоннажного судостроения внедрены в практическую деятельность ООО «Судопластик» (справка № 45 от 21.04.2008) и ОАО «Судостроительный завод «Залив» (справка № 36а от 24.04.2008).

Концепция развития яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым, одобрена и предлагается к использованию на предприятиях яхтенного туризма, а также при разработке новых инвестиционных проектов и программ. Внедрение данных рекомендаций было осуществлено Министерством курортов и туризма АР Крым (акт № 01-04/198 от 24.03.2008).

Содержащиеся в диссертационной работе предложения по совершенствованию системы подготовки кадров в области малотоннажного судовождения, включающие рекомендации по обеспечению качественной подготовки специалистов для безопасного плавания на парусно-моторных судах, предназначенных для морского туризма; структуризация учебного плана и расширение перечня преподаваемых дисциплин; введение новых дисциплин, содержащих основы управления парусно-моторным судном, рекомендованы к использованию в учебном процессе Керченского высшего морского профессионального училища (справка № 356/01-03 от 24.04.2008).

Отдельные положения диссертации внедрены в учебный процесс Керченского государственного морского технологического университета при чтении курсов «Маркетинг» и «Ценообразование» (справка № 536 от 25.04.2008).

Личный вклад соискателя. Диссертационная работа является самостоятельно выполненной научной работой, в которой обозначен авторский подход к разработке теоретических, методических и практических положений и рекомендаций, направленных на стимулирование развития сети предприятий яхтенного туризма в Крыму.

Все научные результаты, представленные в диссертации, получено автором лично, без соавторов.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационной работы были доложены и обсуждены на международных научно-практических конференциях «Наука и инновации – 2007» (г. Днепропетровск, 2007), «Научная мысль информационного века – 2008» (г. Днепропетровск, 2008, «Економіка і маркетинг у XXI сторіччі» (г. Донецк, 2008), а также на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Керченского государственного морского технологического университета (2007-2008 гг.).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 научных работ, общим объёмом 2,5 п.л., из них 5 статей в научных журналах, зарегистрированных ВАК Украины, объёмом 2,0 п.л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из вступления, трёх разделов, выводов, списка использованных источников, приложений. Общий объём работы составляет 180 страниц печатного текста. Работа содержит 32 таблицы, 37 рисунков, 10 приложений. Список использованных источников включает 164 наименования.

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТУРИЗМА

1.1. Морской туризм в системе туристской индустрии

В современной экономической науке туризм характеризуется как сложная социально-экономическая система, имеющая множество неоднозначных определений и характеристик. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства [1]. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, туризм определяется как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта [2].

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [2]. Закон Украины «О туризме» характеризует туризм как временный выезд граждан с места постоянного жительства в оздоровительных, познавательных или профессионально – деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью [3].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года

    Документ
    ... обеспечениеразвития химической отрасли потребует совершенствования социально-трудовых отношений на уровне предприятий, укрепления ...
  2. Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес Проблемы развития малого инновационного предпринимательства » -

    Документ
    ... государственном стимулировании и поддержке инновационных предприятий ... сети хранения данных), средства обеспечения ... развития туристической индустрии Крыма стал зеленый (сельский) туризм. Все большего развития в Крыму получает охотничий, яхтенныйтуризм ...
  3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования

    Документ
    ... яхтенного спорта ... Крыму, ... развития курортов и туризма Краснодарского края и предприятиями ... и развитиесетей центральной ... стимулирования производства, обеспечения нормального уровня жизни и увеличения доходов населения, развития рынка труда и обеспечения ...
  4. Информационная услуга ТЕМАТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

    Бюллетень
    ... направленных на стимулированиеразвития международного сотрудничества ... комплекса; обеспечение доступности объектов ... и развитиятуризма между ... сотрудничество и развитиесетейпредприятий среднего и ... еще и яхтенный порт, но ... (Крым). Банк развития Казахстана ...
  5. Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г n 1540-р

    Документ
    ... обеспечениеразвития химической отрасли потребует совершенствования социально-трудовых отношений на уровне предприятий, укрепления ...

Другие похожие документы..