textarchive.ru

Главная > Документ

1

Смотреть полностью

Национальная оценка рисков при закупках контролируемой древесины для Российской Федерации

Национальная инициатива ЛПС и Национальный офис ЛПС

Проект для общественного обсуждения

Версия 2 от 25 марта 2010 года

Рабочая группа:

М. Л. Карпачевский

А. В. Птичников

Т. О. Яницкая

Е. В. Бубко

Н. М. Ефимова

В. З. Панкратов

Сводная таблица индикаторов для оценки риска при закупках контролируемой древесины

Индикаторы ЛПС

Возможные источники информации1

Обоснование

Масштаб оценки

Оценка риска

Категория 1. Район происхождения2 может рассматриваться как район низкого риска в отношении незаконно заготовленной древесины3, если выполняются следующие индикаторы:

1.1. Предоставлены доказательства правоприменения в сфере заготовок древесины в данном районе

Федеральные источники:

Рослесхоз ():

  • раздел «Мониторинг печатных и электронных СМИ»);

  • материалы аэрокосмического мониторинга лесопользования (www.rosles­/activity);

  • результаты мониторинга на сайте НП «Прозрачный мир» (maps.trans­/forest.html).

Министерство внутренних дел РФ ().

Лесной форум Гринпис России ().

Первый лесопромышленный портал (/ru/lonewsa.html).

Исследования WWF по выявлению причин и масштаба незаконных рубок в отдельных регионах страны (www. /about/what_we_do/forests/illegal/,

«Действуй легально!» (Руководство по странам – практический справочник по определению легальности происхождения древесины, Россия. Москва, 2007, /resources/­publ/book/235/).

Информация о рубках с нарушением режима ООПТ НП «Прозрачный мир» (/PA_monitor.html);

Гринпис России, (/russia/ru/campaigns/90170).

Национальная инициатива ЛПС, Национальный офис ЛПС ().

Российский центр защиты леса/Лесная Радиология (/index.php?­mod_name=tree&action=viewtree&id=34).

Санитарные правила СП 2.6.1.759-99. Допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в продукции лесного хозяйства.

Приказ Рослесхоза от 16.03.09 №81. Методические рекомендации по регламентации лесохозяйственных мероприятий в лесах, загрязненных радионуклидами.

Региональные источники (для Кировской области и Красноярского края):

Информация органов управления лесами, охраны окружающей среды и природопользования субъектов Российской Федерации:

  • Официальный портал Красноярского края/природные ресурсы и лесной комплекс (/);

  • Росприроднадзор и Россельхознадзор субъектов РФ;

  • Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края;

  • Агентство лесной отрасли Красноярского края;

  • Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края;

  • Главное управление внутренних дел по Красноярскому краю ();

  • Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края;

  • Правительство Кировской области, Департамент лесного хозяйства по Кировской области, Управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области ();

  • Прокуратура Кировской области ();

  • Прокуратура Красноярского края ().

Региональные информационные сайты:

  • Российская газета – Восточная Сибирь ();

  • Информационный сайт Кировской области ();

  • Новости Красноярска ();

  • РИО Новости – Сибирский округ (/,);

  • Деловой портал «Красноярск.Биз» (krasnoyarsk.biz/news/tags/81);

  • Информационное агентство «Пресс-лайн.RU» (/);

  • Интернет-издания 44 муниципальных районов Красноярского края;

  • «Лесное Красноярье», «Лес и техника», «ЛесПромКомплекс», «Наш Край»);

  • Газета «Прецедент Вятка» ();

  • Газета «Вятский наблюдатель» ()

Региональный уровень

Все субъекты РФ – неопределенный риск

1.1a. Наличие структур по контролю за незаконными рубками

Российская Федерация. Из-за недостаточного бюджетного финансирования, нерешенности ряда вопросов на законодательном уровне и организационных проблем, государственная лесная охрана слабо укомплектована, плохо оснащена и не обладает всеми необходимыми полномочиями. Отсутствуют системные меры по борьбе с незаконными рубками.

Кировская область4. По данным Департамента лесного хозяйства по Кировской области и Росприроднадзора штаты лесных инспекторов в целом по области укомплектованы на 94% (103 инспектора). Правительство области признает это число недостаточным и планирует увеличить с 2010 года штат инспекторов до 400 чел. Во всех районах (лесничествах) Кировской области созданы и действуют мобильные группы (всего по области 68 мобильных групп на 40 лесничеств) по контролю за незаконными рубками в составе представителей государственных лесных инспекторов, правоохранительных органов и внештатных сотрудников милиции.

Красноярский край. Укомплектованность государственных лесных инспекторов по краю – 100% (38 чел). Для контроля и надзора привлекают еще 243 сотрудника лесничеств края. Наблюдается высокая загруженность инспекторов: на одного человека приходится 4,17 млн. га площади. В 2003 г. под эгидой администрации края создана Межведомственная комиссия по организации охраны лесного фонда. В каждом лесничестве Красноярского края (61 лесничество) созданы и действуют мобильные группы по контролю за незаконными рубками. В районе интенсивного лесопользования (Енисейский район) создана дополнительная мобильная группа, в состав которой включены сотрудники УБЭП ГУВД по Красноярскому краю

Региональный уровень

Низкий риск: Кировская область и Красноярский край.

Остальные субъекты РФ – неопределенный риск

1.1b. Эффективность работы органов по контролю за незаконными рубками

Российская Федерация. Органы государственной власти признают низкую эффективность контроля и надзора нарегиональном уровне: выявляемость лесонарушений остается недостаточной, крайне слаба реакция даже на выявленные нарушения (см. /activity/illegal). Наличие специальных планов борьбы с нелегальными рубками пока не делает их эффективными.

Региональный уровень

Все субъекты РФ – неопределенный риск

1.2. Предоставлены доказательства существования надежной и эффективной системы передачи лесов в аренду и выдачи разрешений на рубку леса, а также иной документации, способной подтвердить легальность заготовок и продаж древесины, в данном районе

Региональный уровень

Неопределенный риск

1.2a. Предоставлены доказательства, того, что древесина не поступает из районов, загрязненных радионуклидами, где запрещены коммерческая рубка леса

Участки лесов в ряде субъектов РФ находятся в зоне Чернобыльского следа радиоактивного загрязнения (1986 г.) и Восточно-Уральского следа (ПО «Маяк», 1949-1967 гг.) («Атлас загрязнения цезием после Чернобыльской аварии» (1998); Приказ Рослесхоза от 16.03.09 №81 «Методические рекомендации по регламентации лесохозяйственных мероприятий в лесах, загрязнённых радионуклидами». /index.php?mod_name=tree&action=viewtree&id=41). Коммерческая заготовка древесины при определенном уровне загрязнения радионуклидами запрещена, а древесина может представлять опасность для здоровья лесозаготовителей и покупателей древесины5

Региональный уровень

Неопределенный риск – Белгородская, Брянская, Воронежская, Ленинградская, Липецкая, Калужская, Курганская, Курская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Мордовская Республика

1.2b. Предоставлены доказательства, того, что древесина не поступает из городских лесов

Лесной кодекс (2006 г.) не содержит указаний по порядку управления лесами на землях поселений (городские леса). Городские леса находятся в собственности муниципалитетов, которые самостоятельно должны регулировать хозяйственную деятельность в них. Существуют многочисленные свидетельства низкого уровня управления и контроля в городских лесах

Региональный уровень

Субъекты РФ согласно Приложению 1 – неопределенный риск

1.2c. Предоставлены доказательства, того, что древесина не поступает из лесов на землях обороны и безопасности

Лесной кодекс (2006 г.) не содержит указаний по порядку управления лесами в военных лесничествах, расположенных на землях обороны и безопасности. Продолжает действовать «Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны (утвержден Рослесхозом и Минобороны РФ 5 мая, 5 июня 1998 г.). Существуют многочисленные свидетельства низкого уровня управления и контроля в военных лесничествах

Региональный уровень

Субъекты РФ согласно Приложению 1 – неопределенный риск

1.2d. Предоставлены доказательства того, что передача лесов в аренду и выдача разрешений на рубку леса, а также иной документации, способна подтвердить легальность заготовок и продаж древесины, в данном районе

Российская Федерация. В России все леса находятся в государственной или муниципальной собственности, поэтому лесозаготовители получают право на использование лесных ресурсов у государства6. В ряде публикаций в СМИ упоминается проблема коррупции при проведении аукционов на право аренды лесных участков и при размещении государственного заказа на проведение работ по охране, защите, воспроизводству лесов. Под видом санитарных рубок и рубок ухода, особенно в защитных лесах, ООПТ и ОЗУ часто ведется коммерческая заготовка качественной древесины, то есть по сути незаконная.

Кировская область. По данным прокуратуры Кировской области за нарушения, допущенные в 2007 г. при проведении лесных аукционов по Афанасьевскому и Опаринскому районам, привлечены к уголовной ответственности два должностных лица (в 2008 году аукционы по передаче лесов в аренду в области не проводились), а два должностных лица в Белохолуницком и Зуевском районах были привлечены к уголовной ответственности за получение взятки за предоставление права на заготовку древесины.

Красноярский край. В 2007 г. за невыполнение должностных обязанностей были уволены директора Красноярского и Пировского лесничеств, привлечены к уголовной ответственности должностные лица Курагинского, Чунского и Енисейского лесничеств, а также должностные лица Енисейского и Тасеевского районов. В Усинском лесничестве одно должностное лицо привлечено к административной ответственности Предъявлены обвинения в получении взяток по предоставлению прав на заготовку древесины должностным лицам Енисейского, Курагинского, Чунского лесничеств

Региональный уровень

Все субъекты РФ – неопределенный риск

1.3. Наличие данных или публикаций, свидетельствующих о незначительности или отсутствии проблемы незаконных рубок на данной территории

Российская Федерация. Острота проблемы нелегальной заготовки древесины в России признается Рослесхозом. По оценке заместителя руководителя Рослесхоза М.Д. Гиряева (презентация на российско-китайской конференции по торговле древесиной, Пекин, 2008 г.) объем незаконно заготовленной древесины в стране в 2007 году составлял 19-24 млн. м3 (то есть 10-13% от общего объема заготовок). Эта оценка скорее показывает объем неучтенной древесины и не включает объемы древесины, заготовленной с серьезными нарушениями законодательства. По статистике Рослесхоза на 1.11.2007 г. на территории страны наземными проверками было зафиксировано всего 9,6 тыс. случаев незаконных порубок. За год на 38% выросло количество нелегальных рубок, а их выявляемость сократилась на 8% (www.rosles­/media/appearance/19/Svedeniya_ob_ispolnenii­_peredannyh_polnomochij_subektami_RF.pdf)

Региональный уровень

Низкий риск Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО, Магаданская область, республики Тыва и Калмыкия, Камчатский край

– субъекты РФ, где практически не ведется коммерческая заготовка древесины, а, следовательно, нелегальная заготовка в промышленных масштабах отсутствуют.

Остальные субъекты РФ – неопределенный риск

Дистанционный мониторинг организации лесопользования Рослесхоза в 2007 г. (www.rosles­/media/news/77) охватил 19 регионов с наиболее интенсивным лесопользованием общей площадью 113,3 млн. га. Объем незаконных рубок на обследованных участках составил более 1 млн. м3. Было выявлено 2226 га вырубок, проведенных без разрешительных документов (/ru/index.php?newsid=93). В 2008 г. площадь дистанционного мониторинга возросла до 150 млн. га.

По данным ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу, в 1-ом полугодии 2008 г. выявлено 1042 преступлений в лесопромышленном комплексе, в т.ч. незаконная порубка деревьев составила 71% (742 ед.), или 122% от аналогичного периода 2007 г. (610 ед.). По данным органов лесного хозяйства за 1 полугодие 2008 г. в Дальневосточном федеральном округе было выявлено 876 лесонарушений. Объем незаконно заготовленной древесины увеличился на 80%. Низка выявляемость лесонарушений в Амурской области – 25,8% и Приморском крае – 28,6%. Процент выявляемости в целом по Дальневосточному федеральному округу существенно составляет 40,3%.

По экспертным оценкам, общая доля нелегально заготавливаемой древесины в России составляет 15-20% (Seneca Creek Associates and Wood Resources International, 2004. “Illegal” Logging and Global Wood Markets: The Competitive Impacts on the U.S. Wood Products Industry). Доклад Европейского лесного института (Ottitsch A., Moiseyev A., Burdin N., Kazusa L. Impacts of reduction of illegal logging in European Russia on the EU and European Russia forest sector and trade. European Forest Institute) оценивает объемы древесины неизвестного происхождения на Северо-Западе России в 10-15%.

1.4. Низкий уровень восприятия коррупции в отношении предоставления прав на заготовку древесины, а также других связанных областей правоприменения

Федеральные источники:

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» (/proj_index.asp);

Всероссийский центр изучения общественного мнения (/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/10707.html);

Комитет по борьбе с коррупцией (/node/864);

Национальный офис FSC, Национальная инициатива FSC ();

Сайт лесопромышленный комплекс России (/?tag=korrupciya);

Первый лесопромышленный портал (/ru/lonewsa.html);

Министерство внутренних дел Российской Федерации ();

Лесной форум Гринпис России ().

Российская Федерация. НПО «Трансперенси интернэшнл» проводит оценки уровня коррупции в разных странах на основании опросов. По данным 2008 г. индекс восприятия коррупции, составляемый «Трансперенси Интернешнл» был очень низким (2,1). Страна делила 147-150 места из 180 стран, для которых проводилась оценка. Согласно последним разъяснениям Международного центра ЛПС (FSC–ADV-40-016 v 1-0 Title Implementation of FSC Controlled Wood requirements in FSC), страны, для которых значение ИВК ниже 5.0, считаются зоной «неопределенного» риска в отношении индикатора 1.4.

Президент РФ Д.А. Медведев выделил проблему коррупции как одну из центральных в РФ. Для борьбы с коррупцией разрабатывается Национальная программа борьбы с коррупцией, создаются соответствующие структуры. В июне 2007 г. Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов заявил, что лесная отрасль является одной из наиболее коррумпированных в России, особенно в сфере трансграничной торговли круглым лесом. Согласно исследованию инвестиционного климата, проведенному Всемирным банком для разных стран (World Bank Investment Climate Surveys, ), по количеству утверждений о важности дачи взяток лесная и мебельная промышленность в России занимали 2-е место после пищевой.

Региональный уровень

Все субъекты РФ – неопределенный риск

2. Район происхождения может рассматриваться как район низкого риска в отношении нарушения традиционных или гражданских прав, если выполняются все нижеследующие индикаторы

Неприемлемая древесина: древесина, заготовленная на территориях, где осуществляются контртеррористические операции; древесина, заготовленная заключенными исправительно-трудовых учреждений

2.1. Отсутствует запрет Совета безопасности ООН на экспорт древесины из России

/russian/

Отсутствуют какие-либо запреты Совета безопасности ООН на экспорт древесины из России: Организация Объединенных Наций

Национальный уровень

Низкий риск

2.2. Территория не является источником «конфликтной7» древесины (например, конфликтная древесина USAID, Tип 1)

Global Witness (, media library);

Агентство международного развития США (aid. gov/pdf_docs/­PNACT462.pdf;

ETFRN News 43-44/05, /ETFRN/newsletter/­news4344/articles/1_8_Lundberg.pdf

Россия не рассматривается в качестве источника конфликтной древесины на международном уровне

Национальный уровень

Низкий риск

2.3. Отсутствуют свидетельства использования детского труда или нарушения требований Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда на лесных участках данных районов:

В России существует система правосудия, которая призвана обеспечивать соблюдение предусмотренных законом прав и свобод граждан. Основную роль в этом процессе играют органы государственной власти и судебная система. Трудовой кодекс РФ и связанные подзаконные акты в целом соответствуют требованиям Декларации Международной организации труда (МОТ). Силу закона могут иметь сложившиеся правовые обычаи и традиции (традиционные права граждан в понимании ЛПС), ставшие нормами обычного права. ЛПС предполагает, что выбор уровня соблюдения норм обычного или гражданского права при оценке риска должно основываться на международном понимании того, какой риск является приемлемым, а какой нет

Национальный уровень

Неопределенный риск

2.3a. Отсутствуют свидетельства нарушения прав на свободу объединения и ведение коллективных переговоров

Федеральные источники:

Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии ();

Профсоюз работников лесных отраслей Российской Федерации (Рослеспрофсоюз) ();

Федеральная Служба по труду и занятости ();

Федеральное агентство лесного хозяйства ();

Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России».

экологические проблемы лесного сектора России и пути их решения. М.: Изд-во МСоЭС, 2001, 44 с., /rus/publications/how/index.html; Табл. 4)

Соблюдение права работников на свободу объединения (создание по своему выбору организации без предварительного на то разрешения работодателя и на вступление в такие организации), а также на ведение свободных переговоров с работодателем гарантируется: Федеральным отраслевым тарифным соглашением по лесному хозяйству Российской Федерации (между Профсоюзом работников лесных отраслей Российской Федерации (Рослеспрофсоюзом), Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Министерством природных ресурсов Российской Федерации); Федеральным отраслевым тарифным соглашением по лесопромышленному комплексу Российской Федерации (между Рослеспрофсоюзом, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России» и Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (или аналогичных). Проблема соблюдения права работников на свободу объединения, а также на ведение свободных переговоров с работодателем в России не является особо острой

Национальный уровень

Низкий риск

2.3b. Отсутствуют свидетельства использования древесины, заготовленной заключенными исправительно-трудовых учреждений

Российская Федерация. Учреждения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) Министерства юстиции России (исправительно-трудовые колонии) могут брать лесные участки в аренду с целью заготовки древесины. Трудовой кодекс РФ не рассматривает труд заключенных в качестве принудительного. Но согласно Уголовно-исполнительному кодексу (Гл. 14, п.6): «Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов». Таким образом, заключенные не имеют в полной мере вести переговоры об условиях и размере оплаты труда в соответствие с требованиями МОТ.

Региональный уровень

Все субъекты РФ – неопределенный риск

2.3c. Отсутствуют свидетельства использования детского труда

Россия ратифицировала Конвенцию МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда данную конвенцию (1999 г.) в 2003 г. Данных о том, что незаконное использование детского труда широко распространено в лесной промышленности (Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. №3, (196); /Publications/Magazines/VestnikSF/2003/­vestniksf196-03/excel/vestniksf196-03080.xls) (Табл. 5). Незаконное использование детского труда не является распространенным явлением в лесной промышленности России

Национальный уровень

Все субъекты РФ – низкий риск

2.3d. Отсутствуют свидетельства дискриминации в области труда и занятий

Российская Федерация. Российское трудовое законодательство запрещает любые формы дискриминации в области труда и занятий трудом. Согласно отчету Федерации независимых профсоюзов России «О положении работающих женщин на предприятиях лесных отраслей РФ и действиях профсоюзных организаций» от 07.12.2004 г.: «Существует дискриминация женщин в оплате труда, при приеме на работу, продвижении по службе и другие формы неравенства женщин». В профсоюзе работников лесных отраслей России доля женщин составляет 34,4%, но даже в их структуре проблемы дискриминации не решены полностью. Но эта проблема не рассматривается Рослеспрофсоюзом в качестве особенно острой. Более пристального внимания заслуживают вопросы дискриминации при использовании труда незаконных мигрантов в лесном секторе.

Субъекты РФ. Зонами высокого риска являются административные районы Амурской области, где заготовка древесины ведется корейскими гражданами в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и КНДР, а также регионы Сибири и Дальнего Востока, где широко используется китайская рабочая сила. По оценкам в России находится от 0,4 до 1 млн. китайских мигрантов (Гельбрас В.Г. Китайская реальность в России. М., 2001; /magazin/view.as­p?id=F5F580B03F844EADA4577B7F30C20600; www.smoney.­ru/article.shtml?2007/03/12/2433, многие из которых незаконно занимаются лесопромышленной деятельностью (/?numid=19&article=911#s5; Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция / Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002. Вып. 9. С. 14).

Региональный уровень

Неопределенный риск: Амурская область, Забайкальский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Еврейская АО, Республика Бурятия, Иркутская, Томская области.

Остальные субъекты РФ – низкий риск

2.4. В данном районе применяются общепризнанные и справедливые процессы8 разрешения особенно острых конфликтов, связанных с традиционными правами, в том числе с правами на пользование ресурсами, культурными интересами или традиционной культурной самоидентификацией9

Национальная инициатива ЛПС или региональные рабочие группы, Национальный офис ЛПС ().

Органы местного самоуправления;

РАЙПОН (, ) и ее региональные ассоциации, региональные или местные этнологические и/или краеведческие учреждения, учреждения образования и культуры.

Записи текущих или завершенных переговоров по праву пользования землей, решения органов государственной власти, судебные решения.

Тураев В.А., Суляндзига Р.В., Суляндзига П.В., Бочарников В.Н. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Серия: Библиотека коренных народов Севера, М, 2005. 464 с.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М: 2003. 142 с.

Российская Федерация. Нарушение ряда традиционных и гражданских прав при ведении лесного хозяйства в России вполне вероятно. Хотя действующее лесное законодательство требует защищать права граждан, в нем отсутствуют механизмы участия местного населения и общественности в управлении лесами и принятии значимых для населения решений. У населения отсутствуют права и возможности предотвращать или приостанавливать действия, ведущие к нарушению их прав на благоприятную окружающую среду или к лишению населения жизненно важных для них ресурсов леса. В законодательстве не зафиксированы механизмы и процедуры учета мнения местного населения, общин коренных народов, общественных организаций в ходе разработки нормативно-правовых актов; при принятии решений о передаче лесного участка в аренду/пользование и заключении договора аренды или купли/продажи лесных насаждений; при разработке Лесного плана субъекта Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств и проектов освоения лесов арендованных участков.

Кировская область. По информации центров татарской, коми-пермяцкой, марийской и удмуртской национальных культур, Департамента культуры Кировской области, Земельного комитета, Департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью Кировской области, Вятской Епархии Русской Православной Церкви, Управления охраны окружающей среды и природопользования, в области не зарегистрировано особенно острых конфликтов, связанных с традиционными правами, в том числе с правами на пользование ресурсами, культурными интересами или традиционной культурной самоидентификацией, в связи с деятельностью предприятий лесопромышленного комплекса. Центры татарской, коми-пермяцкой, марийской и удмуртской национальных культур представляют интересы данных народов и взаимодействуют со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с органами власти.

Красноярский край. В СМИ практически отсутствует информация о существующих конфликтах между лесопромышленными предприятиями и представителями КМН, однако указано наличие конфликтов по закреплению угодий за КМН в Эвенкийском районе. В Туруханском районе Администрация района настаивает на переселении кето на другие территории. Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов сообщило, что в Туруханском и Эвенкийском районах имеются случаи несогласованных действий лесопользователей и общин КМН

Региональный уровень

Низкий риск: Кировская область и Красноярский край.

Остальные субъекты РФ – неопределенный риск

2.5. Для лесных участков в данном районе нет свидетельств нарушения Конвенции 169 МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни10:

Все субъекты РФ – неопределенный риск?

2.5a. Отсутствие данных о проживании на территории коренных малочисленных народов, народов, ведущих традиционный образ жизни

Российская Федерация. ЛПС требует соблюдать положения Конвенции МОТ №169, которую не ратифицировала Россия. Особые права в области традиционного природопользования в российском законодательстве распространяется только на коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Законодательство Российской Федерации по коренным народам не распространяется на более многочисленные (численностью более 50 тыс. человек) коренные народы, а также титульные нации республик и автономных округов, входящих в состав РФ. Часть малочисленных этнических групп, рассматривающих себя в качестве коренных народов также не попала в вышеуказанные списки. В соответствии с толкованием Национального стандарта ЛПС, термин «коренные народы» понимается широко11. Ситуация с коренными народами полностью не урегулирована на законодательном и правоприменительном уровнях. Права коренных народов часто нарушаются.

Субъекты РФ. К районам неопределенного риска должны быть отнесены национальные районы коренных малочисленных народов согласно Перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р, муниципальные районы или городские округа, полностью считающиеся местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации согласно Распоряжению правительства РФ от 8 мая 2009 г. N631-р и закону Республики Дагестан от 12.02.2003 №3 «О территории компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан» от 30.01.2003 г., а также Абазинский район Карачаево-Черкесской Республики, Удмуртская Республика и Челябинская область, где такие районы не были выделены, несмотря на наличие КМН

Национальный уровень

Все субъекты РФ – неопределенный риск

2.5b. Отсутствие свидетельств нарушения Конвенции 169 МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни

Кировская область. Факты неуважения (непризнания) прав и культурных ценностей коренных малочисленных народов, народов, ведущих традиционный образ жизни или сообществ последователей традиционных религий отсутствуют, не отмечены конфликты, связанные с коренными малочисленными народами, народами, ведущими традиционный образ жизни (см. также 2.4).

Красноярский край. Дискриминация по национальным и религиозным мотивам в отношении коренных малочисленных народов не выявлена. В СМИ практически отсутствует информация о конфликтах между лесопромышленными предприятиями и КМН, однако указано наличие конфликтов по закреплению угодий за КМН в Эвенкийском районе. В Туруханском районе администрация района настаивает о переселении кето на другие территории. Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов сообщило, что в Туруханском и Эвенкийском районах имеются случаи несогласованных действий лесопользователей и общин КМН

Низкий риск: Кировская область.

Остальные субъекты РФ – неопределенный риск

3. Лесной район должен быть признан районом низкого риска из-за существования угрозы признакам лесов высокой природоохранной ценности, если:

a) соблюдается индикатор 3.1 или b) индикатор 3.2 снимает (или значительно нивелирует) угрозу, создаваемую в результате невыполнения 3.1 на уровне района происхождения

Неприемлемая древесина: если в отношении ЛВПЦ 3.1a-3.1h в данном районе происхождения имеются особо острые споры с заинтересованными сторонами (НПО), то древесина из таких ЛВПЦ не должна закупаться до тех пор, пока не будет заключено письменное соглашение с заинтересованными сторонами. В партиях древесины из районов, где присутствуют ЛВПЦ 3.1a–3.1g, не должно быть видов деревьев, включенных в красные книги РФ и субъектов РФ, а также пихты Нордманна (Кавказа), а для 3.1h еще и видов деревьев, характерных для соответствующих типов экосистем: коренные породы из лесов с участием пихты цельнолистной; ясень, дуб, клен – из Европейской России; ель, пихта и осина (диаметром не менее 80 см) – из черневой тайги; кедр корейский. В отношении типов ЛВПЦ 3.1c, 3.1e–3.1h не должна закупаться древесина с территорий вне аренды; древесина с территорий, где имеются особо острые споры с заинтересованными сторонами в отношении создания ООПТ или сохранения их природной ценности: например, Сочинский национальный парк, заповедник «Утриш»

3.1. Деятельность по лесоуправлению на соответствующем уровне (экорегион, субэкорегион) не угрожает экорегионально значимым лесам высокой природоохранной ценности12:

Яницкая Т. Практическое руководство по выделению лесов высокой природоохранной ценности в России / Всемирный фонд природы (WWF). М., 2008. 136 с.

Региональный

Неопределенный риск

3.1a. Лесной район не входит в состав экорегиона (субэкорегиона) из списка «200 глобальных экорегионов» WWF

/wildworld/profiles/g200_index.htm

Olson D.M., Dinerstein E. The Global 200: A representation approach to conserving the Earth’s most biologically valuable ecoregions // Conservation Biology, №12, 1998, pp. 502–515.

Под «200 глобальными экорегионами» WWF понимаются территории, включенные в состав карты глобальных экорегионов WWF Global 200 – 233 наиболее ценных с точки зрения сохранения биоразнообразия экорегионов в мировом масштабе. Сохранение биоразнообразия этих экорегионов позволит сохранить 95% биоразнообразия Земли. В 2008 г. WWF принял новую программу (WWF Global Programme Framework), в которой из 233 были выбраны 35 наиболее угрожаемых глобальных регионов, причем к глобальным экорегионам также была отнесена Арктика.

Региональный уровень

Неопределенный риск в субъектах РФ, перечисленных в Приложении 3.

В остальных субъектах РФ – риск низкий

3.1b. Лесной район входит в состав горячей точки биоразнообразия «Кавказ»

Концепция «горячих точек» биоразнообразия была предложена для выявления территорий, наиболее важных для сохранения биоразнообразия в мировом масштабе, особенно с точки зрения сохранения центров эндемизма. Выделено 34 таких территории, каждая из которых насчитывает не менее 1500 эндемичных видов растений (/Pages/default.aspx). В составе России имеется только одна такая территория – Кавказ. Она охватывает территорию нескольких государств. Количество эндемичных видов растений – около 1600. Современные экономический и политический кризисы в этом регионе способствуют вырубке лесов на топливо и нелегальным лесозаготовкам

Региональный уровень

Неопределенный риск: республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия–Алания, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская обл. (южнее Кума-Манычской впадины).

В остальных субъектах РФ – низкий риск

3.1c. Лесной район не входит в состав или не имеет в своем составе малонарушенные лесные территории

,

/eng/search/russia_ifl.html

Аксенов Д.Е., Добрынин Д.В., Дубинин М.Ю. и др. Атлас малонарушенных лесных территорий России. М.: МСоЭС; Вашингтон: Изд. World Resources Institute, 2003. 186 с.

Ярошенко А.Ю., Потапов П.В., Турубанова С.А. Малонарушенные лесные территории Европейского Севера России. М.: Гринпис России, 2001. 75 с.

МЛТ – целостные природные территории в пределах лесной зоны площадью более 50 тыс. га, не имеющие внутри постоянных поселений, действующих коммуникаций и не затронутые современной интенсивной хозяйственной деятельностью. Их особая ценность обусловлена способностью обеспечивать устойчивое существование популяций большинства свойственных этим территориям видов, естественных динамик различного масштаба, а также длительное самоподдержание всех свойств и функций леса в целом. В России такие территории выделены Глобальной лесной вахтой ()

Региональный уровень

Неопределенный риск в субъектах, перечисленных в Приложении 3.

В остальных субъектах РФ – низкий риск

3.1d. Лесной район не входит в состав мирового центра разнообразия растений МСОП

IUCN. 1987. Centres of Plant Diversity: A Guide and Strategy for their Conservation. IUCN Threatened Plans Unit, Kew, Richmond, U.K.

Centres of plant diversity: A guide and strategy for their conservation. Vol. 1, Europe, Africa, South West Asia and the Middle East / edited by S.D. David, V.H. Heywood and A.C. Hamilton WWF, IUCN, 1994. 354 p.

Centres of plant diversity: A guide and strategy for their conservation, Vol. 2. Asia, Australasia and the Pacific / Edited by S. D. Davis, V. H. Heywood & A. C. Hamilton. WWF and IUCN, IUCN Publications, University of Cambridge. 1995. 578 p.

Выявление мировых центров разнообразия растений, МЦРР (Centres of Plant Diversity, CPD) – совместный проект WWF и IUCN. МЦРР – это первоочередные для охраны территории, имеющие мировое ботаническое значение. Эти территории либо чрезвычайно богаты видами, либо там имеется большое количество эндемиков. Всего в мире выявлено около 250 таких центров. В России их четыре: Западный Кавказ, Алтай-Саяны, юг Дальнего Востока и Чукотка (последний относится к МЦРР травяных экосистем, поэтому в данном регистре он не учитывается). Остальные 3 центра территориально совпадают с экорегионами WWF Global 200

Региональный уровень

Неопределенный риск в субъектах, перечисленных в Приложении 3.

В остальных субъектах РФ – низкий риск

3.1e. Лесной район не имеет в своем составе ключевые орнитологические территории

/programs/IBA/

Ключевые орнитологические территории России. Т. 1. Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России / Сост. Т.В. Свиридова, под ред. Т.В. Свиридовой и В.А. Зубакина. М.: Союз охраны птиц России, 2000. 702 с.

Ключевые орнитологические территории России. Т. 2. Ключевые орнитологические территории международного значения в Западной Сибири / Под ред. С.А. Букреева. М.: Союз охраны птиц России, 2006. 336 с.

Ключевые орнитологические территории России. Т. 3. Ключевые орнитологические территории международного значения в Кавказском экорегионе / Под ред. С. А. Букреева, Г. С. Джамирзоева. М.: Союз охраны птиц России, 2009. 302 с.

Important Bird Areas in Asia. Key Sites for Conservation Series / Chan S., Crosby M.J., Islam M.Z. and Tordoff A.W. (eds.) Cambridge: Birdlife, Birdlife Conservation Series 13, 2004. 297 p.

Important Bird Areas in Europe: Priority Sites for Conservation / Eds. Heath M.F., Evans M.I. 2 vols. Cambridge: Birdlife, Birdlife Conservation Ser. 8, 2000. 866 p. (vol. 1), 791 p. (vol. 2)

Ключевые орнитологические территории международного (КОТ), российского (КОТР) или регионального значения – это наиболее ценные для птиц участки земной или водной поверхности – места гнездования, линьки, зимовки или отдыха во время миграций. Работа по выявлению КОТР в целом завершена. КОТР выделены во всех субъектах РФ (/datazone/sites/index.html)

Региональный уровень

Во всех субъектах РФ – неопределенный риск

3.1f. Лесной район не имеет в своем составе водно-болотные угодья международного значения

www.wetla/

ra/

Водно-болотные угодья, внесенные в Перспективный список Рамсарской конвенции // Водно-болотные угодья России. Т. 3 / Под ред. В.Г. Кривенко. М.: Wetlands International Global Ser., №3, 2000. 490 с.

Водно-болотные угодья международного значения // Водно-болотные угодья России. Т. 1 / Под ред. В.Г. Кривенко. М.: Wetlands International Publication, №47, 1998. 256 с

В рамках выполнения Рамсарской конвенции в настоящий момент в России выделено 35 ВБУ. Однако инвентаризация ВБУ в России далека от завершения. В «Перечень объектов, рекомендованных для внесения в список водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией», на данный момент включено 166 объектов, которые следует считать объектами, несущими признаки высокой природоохранной ценности. Имеются данные о том, что ряд ВБУ подвергается косвенным угрозам со стороны лесопользования

Региональный уровень

Неопределенный риск в субъектах, перечисленных в Приложении 3.

В остальных субъектах РФ – низкий риск

3.1g. Лесной район не имеет в своем составе редких лесных экосистем

Аксенов Д.Е., Дубинин М.Ю., Карпачевский М.Л. и др. Выделение лесов высокой природоохранной ценности в Приморском крае. Категории, важные для сохранения растительного покрова. Владивосток–М.: Изд-во МСоЭС, 2006. 186 с.

Крестов П.В., Верхолат В.П. Редкие растительные сообщества Приморья и Приамурья. Владивосток, 2003. 200 с.

Редкие экосистемы – экосистемы, которые занимают незначительную в сумме площадь в региональном или мировом масштабе в силу различных причин. Общепринятых критериев таких объектов нет и национальных списков в России на данный момент нет. Предлагается использовать следующий список экосистем, редких на национальном уровне:

  • леса с участием пихты цельнолистной (черной) в Приморском крае;

  • во всех регионах Европейской России – кленовые и ясеневые леса, а также леса с заметным участием дуба;

  • во всех регионах Сибири – малонарушенная черневая тайга (пихтово-осиновые высокотравные леса с комплексом неморальных реликтовых видов трав;

  • в регионах Дальнего Востока леса из кедра корейского

Региональный уровень

Неопределенный риск в субъектах, перечисленных в Приложении 3.

В остальных субъектах РФ – низкий риск

3.1h. Лесной район не входит в состав ключевых ботанических территорий

/,

Ключевые ботанические территории Алтае-Саянского экорегиона: опыт выделения. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 272 c.

Выявление ключевых ботанических (флористических) территорий (КБТ) — инициатива международной неправительственной организации Plantlife. КБТ – это природные территории, имеющие особое значение для сохранения разнообразия флоры и растительности. В России КБТ выделены для Алтае-Саянского региона (Алтайский край, Кемеровская область, республики Алтай, Хакасия и Тыва) (Ключевые ботанические территории…, 2009)

Региональный уровень

Во всех субъектах РФ – неопределенный риск13

3.2. Существует сильная система сохранения (существующие ООПТ и природоохранительное законодательство) признаков лесов высокой природоохранной ценности в данном экорегионе

Национальные инициативы FSC, контактная информация на .

Данные об ООПТ: , .

Органы управления лесами субъектов РФ.

Планы развития системы ООПТ федерального и регионального уровня, территориальные схемы развития регионов.

Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии: /world/parties.asp и /reports/list.aspx?type=for

Согласно разъяснению FSC оценка системы сохранения ЛВПЦ должна базироваться на оценке эффективности правоприменения в стране в целом, выполненной Всемирным банком (проект глобальной оценки системы государственного управления разных стран мира – WGI project). При этом система может считаться сильной, если эффективность правоприменения оценена не ниже чем 75%. Согласно проекту WGI, эффективность правоприменения в России оценивается в диапазоне от 10 до 25%, то есть систему нельзя считать сильной.

Система может считаться сильной, если имеется значимая поддержка от соответствующих национальных или региональных заинтересованных сторон оцениваемой территории. Но большинство крупнейших НПО России (WWF, Гринпис) считают систему ООПТ недостаточно развитой и эффективной. Имеются серьезные угрозы территориям, входящим в объекты Всемирного природного наследия (Западный Кавказ, Алтай – Золотые горы, Байкал).

Таким образом, в целом этот индикатор считается невыполненным в России, и должен использоваться индикатор 3.1

Региональный уровень

Во всех субъектах РФ, где есть ЛВПЦ 3.1a-h – неопределенный риск

4. Район происхождения может быть признан зоной низкого риска в отношении перевода лесов в плантации или нелесные земли14, если соблюдаются следующие субиндикаторы

Неприемлемая древесина: древесина от расчисток под строительство промышленных и жилых объектов, дорог и других линейных объектов в лесном фонде в районах высокого риска; древесина от рубок на лесных участках, переданных в аренду с целью рекреации, в районах высокого риска

4.1. На территории данного экорегиона не отмечается сокращение площади естественных лесов и других естественных экосистем с древесной растительностью, особенно лесов высокой природоохранной ценности, в абсолютных цифрах и темпы их сокращения незначительны (менее 0,5% в год)15

Данные учета лесного фонда Рослесхоза доступны на .

Отчет ФАО ООН «О состоянии лесов мира за 2007 г.» (FAO. State of the World's Forests. Rome, 2007, /docrep/009/a0773e/a0773e00.htm)

Российская Федерация. В целом проблема сокращения площади лесов для России неактуальна. Согласно отчету Министерского процесса в Европе с 1990 по 2005 гг. площадь лесов в России сократилась на 160 тыс. га, (0,02% за 15 лет), а с 2000 по 2005 гг. площадь лесов несколько возросла (State of Europe’s forests 2007. The MCPFE report on sustainable forest management in Europe).

Однако цель данного индикатора – исключить использование древесины, заготовленных в районах, где площади, занятые лесами, быстро сокращаются или фрагментируются в результате разрастания пригородов. В России застройка лесов – это острая проблема вблизи крупных городов (особенно таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург) и популярных курортов национального и регионального значения. Значительная часть этих лесов одновременно является лесами высокой природоохранной ценности типов 1 (высокий уровень биологического разнообразия), 4 (обеспечение питьевой водой больших городов), 5 и 6 (места, имеющие особое культурно-религиозное или рекреационное значение для населения)

Региональный уровень

Все субъекты РФ – неопределенный риск

4.2. Древесина не была заготовлена на лесных участках, на месте которых были созданы плантации16

Согласно ФАО (2005 г.; /forestry/32041/en/) лесные плантации в России занимали 17 млн. га, или 2,1% от площади всех лесов. Но эти цифры относятся к лесным культурам, которые в России не предназначены для ускоренного выращивания древесины и не могут считаться плантациями17. За 1981-1997 гг. в 13 регионах России в экспериментальных целях было заложено 36 тыс. га плантационных лесных культур хвойных пород, в основном ели (Красногорская И. Настоящее и будущее лесных плантаций // ЛесПромИнформ, №3, 2005, с. 46-47, /newsite/­main/article.php?lang­=ru&num=n25&part=7&art=6). С тех пор лесные плантации не создавались. Лесосеменные плантации и лесные питомники используются исключительно для выращивания саженцев. На 2008 г. не было известно случаев передачи участков лесов в аренду с целью создания промышленных лесных плантаций

Национальный уровень

Низкий риск

5. Район происхождения может быть признан зоной низкого риска в отношении использования древесины из лесов, где выращивают генетически-модифицированные деревья18, если выполняется хотя бы одно из ниже перечисленных условий:

5.1a. Генетически-модифи­цированные деревья не используются в лесном хозяйстве в коммерческих целях в районе происхождения древесины.

или

5.1b. Для коммерческого использования ГМ-деревьев требуется ли­цензия, и таких лицензий для коммерческого использования пока не выдавалось

или

5.1c. В данной стране запрещено коммерческое использование ГМ-деревьев

El-Lakany M.H Are genetically modified trees a threat to forests? Unasylva, vol. 55, 2004, /docrep/007/y5507e/y5507e14.htm

Согласно отчету Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO. Preliminary review of biotechnology in forestry, including genetic modification. Forest Genetic Resources Working Paper FGR/59E. Forest Resources Development Service, Forest Resources Division. Rome, 2004. /docrep/008/ae574e/­AE574E00.htm) в настоящий момент только Китай использует ГМ-деревья (черный тополь (Populus nigra)) в промышленных масштабах. Среди стран, где ведутся полевые испытания ГМ-деревьев в лесном хозяйстве, Россия не упоминается. В России не ведется практических работ по использованию ГМ-деревьев в лесохозяйственных целях.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. №86-ФЗ (с изменениями от 12.07.2000 г.) и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 года, требуется стандартизация, сертификация и государственная регистрация продукции, полученной с применением методов генно-инженерной деятельности. По данным Общенациональной ассоциации генетической безопасности среди трансгенных культур, зарегистрированных в России, нет ни одного вида древесных растений (/lib.php?txt_id=5996). В стране пока не было выдано ни одного положительного заключения государственной экологической экспертизы о биологической безопасности и возможности выпуска в окружающую среду ГМ-организмов. В экспериментальном порядке высаживать ГМ-растения в России имеют право только научные учреждения с лицензированными опытными площадками, к которым предъявляется целый ряд требований по обеспечению биологической безопасности – в частности, изоляция испытываемых организмов

Национальный уровень

Низкий риск

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Список субъектов Российской Федерации, в которых есть леса обороны и безопасности и городские леса (индикатор контролируемой древесины 1.2)

Регион

Леса обороны и безопасности

Городские леса

Алтайский край

+

+

Амурская область

+

Архангельская область

+

+

Астраханская область

+

Белгородская область

+

+

Брянская область

+

Владимирская область

+

Волгоградская область

+

+

Вологодская область

+

+

Воронежская область

+

Еврейская АО

+

Забайкальский край

+

+

Ивановская область

+

+

Иркутская область

+

Калининградская область

+

+

Калужская область

+

+

Камчатский край

+

+

Карачаево-Черкесская Республика

+

Кемеровская область

+

+

Кировская область

+

+

Костромская область

+

+

Краснодарский край

+

+

Красноярский край

+

+

Курганская область

+

+

Курская область

+

+

Ленинградская область

+

+

Липецкая область

+

+

Магаданская область

+

Московская область

+

+

Мурманская область

+

+

Нижегородская область

+

+

Новгородская область

+

+

Новосибирская область

+

+

Омская область

+

+

Оренбургская область

+

+

Орловская область

+

+

Пензенская область

+

Пермский край

+

+

Приморский край

+

+

Псковская область

+

+

Республика Адыгея

+

+

Республика Алтай

+

Республика Башкортостан

+

+

Республика Бурятия

+

+

Кабардино-Балкарская Республика

+

Республика Дагестан

+

Республика Калмыкия

+

Республика Карелия

+

+

Республика Коми

+

+

Республика Марий-Эл

+

+

Республика Мордовия

+

Республика Саха (Якутия)

+

Республика Северная Осетия

+

Республика Татарстан

+

Республика Тыва

+

Республика Хакасия

+

Ростовская область

+

Республика Татарстан

+

Рязанская область

+

+

Самарская область

+

Саратовская область

+

+

Сахалинская область

+

+

Свердловская область

+

+

Смоленская область

+

+

Ставропольский край

+

Тамбовская область

+

+

Тверская область

+

Томская область

+

+

Тульская область

+

+

Тюменская область

+

Удмуртская Республика

+

+

Ульяновская область

+

+

Хабаровский край

+

+

Ханты-Мансийский АО

+

Челябинская область

+

+

Ярославская область

+

Приложение 2. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р*.

Субъект Российской Федерации

Административные районы

Республика Алтай

Кош-Агачский муниципальный район

Майминский муниципальный район (Кызыл-Озекское, Бирюлинское сельские поселения)

Турочакский муниципальный район

Улаганский муниципальный район

Чойский муниципальный район

Республика Бурятия

Баргузинский муниципальный район (Баргузинское, Сувинское, Юбилейное сельские поселения)

Баунтовский эвенкийский муниципальный район

Закаменский муниципальный район (улус Мыла сельского поселения Мылинское)

Курумканский муниципальный район (сельские поселения Дырен эвенкийское, Улюхан эвенкийское, Курумкан)

Муйский муниципальный район (сельское поселение Муйская сельская администрация)

Окинский муниципальный район

Северо-Байкальский муниципальный район

Республика Коми

Городской округ Воркута

Городской округ Инта (кроме г. Инты)

Городской округ Усинск (кроме г. Усинска)

Ижемский муниципальный район

Усть-Цилемский муниципальный район

Республика Карелия

Прионежский муниципальный район (Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения)

Республика Саха (Якутия)

Абыйский муниципальный район (улус) (с. Кебергене Майыарского национального сельского поселения (наслега))

Алданский муниципальный район (улус) (села Хатыстыр и Угаян Беллетского сельского поселения (наслега), с. Кутана Анаминского сельского поселения (наслега))

Аллаиховский муниципальный район (улус) (с. Оленегорск Юкагирского сельского поселения (наслега), с. Нычалах Быянгнырского сельского поселения (наслега), с. Чкалов Берелехского сельского поселения (наслега), с. Русское Устье Русско-Устьинского сельского поселения (наслега), с. Ойотунг Ойотунгского сельского поселения (наслега))

Анабарский муниципальный район (улус) (с. Саскылах Саскылахского сельского поселения (наслега), с. Юрюнг-Хая Юрюнг-Хаинского сельского поселения (наслега))

Булунский муниципальный район (улус) (с. Быковский, с. Кюсюр Булунского сельского поселения (наслега), с. Намы Борогонского сельского поселения (наслега), с. Найба Хара-Улахского сельского поселения (наслега), с. Таймылыр Тюметинского сельского поселения (наслега), с. Сиктях Сиктяхского сельского поселения (наслега), с. Усть-Оленек Ыстаннахского сельского поселения (наслега))

Верхнеколымский муниципальный район (улус) (с. Нелемное Нелемнского сельского поселения (наслега), села Утая и Верхнеколымск Верхнеколымского сельского поселения (наслега), с. Усун-Кюель Арылахского сельского поселения (наслега))

Жиганский муниципальный район (улус) (с. Жиганск, с. Кыстатыам Ленского сельского поселения (наслега), с. Бахынай Линдинского сельского поселения (наслега), с. Бестях Бестяхского сельского поселения (наслега))

Кобяйский муниципальный район (улус) (с. Себян-Кюель Ламынхинского сельского поселения (наслега), с. Сегян-Кюель Кировского сельского поселения (наслега))

Мирнинский муниципальный район (улус) (с. Сюльдюкяр Садынского национального сельского поселения (наслега))

Момский муниципальный район (улус) (с. Сасыр Улахан-Чистайского национального сельского поселения (наслега), с. Кулун-Ельбют Чыбагалахского национального сельского поселения (наслега), с. Чумпу-Кытыл Тебюлехского национального сельского поселения (наслега), с. Буор-Сысы Индигирского национального сельского поселения (наслега), с. Хонуу Момского национального сельского поселения (наслега), с. Соболох Соболохского сельского поселения (наслега))

Нерюнгринский муниципальный район (улус) (с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега)) Нижнеколымский муниципальный район (улус) (с. Андрюшкино Олеринского сельского поселения (наслега), с. Колымское Халарчинского сельского поселения (наслега), с. Походок Походского сельского поселения (наслега))

Олекминский муниципальный район (улус) (села Токко и Уолбут Жарханского национального сельского поселения (наслега), с. Тяня Тянского национального сельского поселения (наслега), с. Куду-Кюель Киндигирского национального сельского поселения (наслега), с. Бясь-Кюель Чаринского национального сельского поселения (наслега))

Оймяконский муниципальный район (улус) (с. Томтор II Борогонского сельского поселения (наслега), с. Орто-Балаган Сордоннохского сельского поселения (наслега), с. Ючюгей Ючюгейского сельского поселения (наслега))

Оленекский муниципальный район (улус) (с. Оленек Оленекского национального сельского поселения (наслега), с. Харыялах Кирбейского национального сельского поселения (наслега), с. Жилинда Жилиндинского национального сельского поселения (наслега), с. Эйик Шологонского национального сельского поселения (наслега))

Среднеколымский муниципальный район (улус) (села Березовка и Уродан Березовского национального (кочевого) сельского поселения (наслега))

Томпонский муниципальный район (улус) (с. Тополиное Томпонского сельского поселения (наслега))

Усть-Майский муниципальный район (улус) (с. Кюпцы Кюпского национального сельского поселения (наслега), с. Эжанцы Эжанского национального сельского поселения (наслега), села Петропавловск и Троицк Петропавловского национального сельского поселения (наслега), с. Тумул Кюпского национального сельского поселения (наслега))

Усть-Янский муниципальный район (улус) (с. Хайыр Омолойского национального сельского поселения (наслега), с. Тумат Туматского национального сельского поселения (наслега), с. Сайылык Силянняхского национального сельского поселения (наслега), с. Казачье Казачинского национального сельского поселения (наслега), с. Усть-Янск Усть-Янского национального сельского поселения (наслега), с. Юкагир Юкагирского национального (кочевого) сельского поселения (наслега), с. Уянди Уяндинского национального сельского поселения (наслега))

Эвено-Бытантайский муниципальный район (улус) (с. Батагай-Алыта Тюгесирского сельского поселения (наслега), с. Кустур Нижнебытантайского сельского поселения (наслега), с. Дьаргалах Верхнебытантайского сельского поселения (наслега))

Верхоянский муниципальный район (улус) (с. Улахан-Кюель Табалахского сельского поселения (наслега))

Республика Тыва

Монгун-Тайгинский муниципальный район (кужуун) (сельские поселения (сумоны) Моген-Буренский, Тоолайлыг)

Тере-Хольский муниципальный район (кужуун) (сельские поселения (сумоны) Шынаанский, Каргынский, Балыктыгский, Эми)

Тоджинский муниципальный район (кужуун) (сельские поселения (сумоны) Азасский, Ийский, Сыстыг-Хемский, Чазыларский)

Эрзинский муниципальный район (кужуун) (сельское поселение (сумон) Бай-Дагский)

Республика Хакасия

Аскизский муниципальный район (сельские поселения Бискамжинский поссовет, Балыксинский сельсовет)

Таштыпский муниципальный район (сельские поселения Анчулский, Матурский сельсоветы)

Алтайский край

Бийский городской округ (пос. Нагорный)

Красногорский муниципальный район

Солтонский муниципальный район

Забайкальский край

Каларский муниципальный район (с. Кюсть-Кемда сельского поселения Чарское, с. Чапо-Олого сельского поселения Чапо-Ологское, с. Неляты сельского поселения Куандинское, с. Средний Калар межселенной территории муниципального района)

Красноярский край

Тунгиро-Олекминский муниципальный район (с. Тупик сельского поселения

Тупикское, с. Заречное сельского поселения Зареченское, села Моклакан, Средняя Олекма, Гуля межселенной территории муниципального района)

Тунгокоченский муниципальный район (с. Верх-Усугли сельского поселения Верх-Усуглинское, с. Тунгокочен сельского поселения Тунгокоченское, с. Усть-Каренга сельского поселения Усть-Каренгинское, села Зеленое Озеро, Юмурчен, Красный Яр межселенной территории муниципального района)

Туруханский муниципальный район

Тюхтетский муниципальный район (сельское поселение Чиндатский сельсовет)

Эвенкийский муниципальный район

Камчатский край

Вилючинский городской округ

Городской округ пос. Палана

Петропавловск-Камчатский городской округ

Алеутский муниципальный район

Быстринский муниципальный район

Елизовский муниципальный район

Карагинский муниципальный район

Мильковский муниципальный район

Олюторский муниципальный район

Пенжинский муниципальный район

Тигильский муниципальный район

Соболевский муниципальный район

Усть-Большерецкий муниципальный район

Усть-Камчатский муниципальный район

Приморский край

Красноармейский муниципальный район

Лазовский муниципальный район

Ольгинский муниципальный район

Пожарский муниципальный район

Тернейский муниципальный район

Хабаровский край

Городской округ Хабаровск

Городской округ Комсомольск-на-Амуре

Амурский муниципальный район

Бикинский муниципальный район

Аяно-Майский муниципальный район

Ванинский муниципальный район

Верхнебуреинский муниципальный район

Вяземский муниципальный район

Комсомольский муниципальный район

Муниципальный район имени Лазо

Нанайский муниципальный район

Николаевский муниципальный район

Охотский муниципальный район

Муниципальный район имени Полины Осипенко

Советско-Гаванский муниципальный район

Солнечный муниципальный район

Тугуро-Чумиканский муниципальный район

Ульчский муниципальный район

Хабаровский муниципальный район

Амурская область

Зейский муниципальный район (сельское поселение Бомнакский сельсовет)

Мазановский муниципальный район (сельское поселение Майский сельсовет)

Селемджинский муниципальный район (сельское поселение Ивановский сельсовет)

Тындинский муниципальный район (сельские поселения Нюкжинский, Первомайский и Усть-Нюкжинский сельсоветы)

Вологодская область

Бабаевский муниципальный район (Куйское национальное вепсское, Пяжозерское сельские поселения)

Вытегорский муниципальный район (Оштинское сельское поселение)

Иркутская область

Казачинско-Ленский муниципальный район (Казачинское, Магистральнинское сельские поселения и межселенные территории муниципального района)

Катангский муниципальный район

Качугский муниципальный район (Вершино-Тутурское сельское поселение)

Киренский муниципальный район (Алексеевское, Киренское, Петропавловское сельские поселения)

Мамско-Чуйский муниципальный район (Горно-Чуйское, Луговское, Мамское и Согдиондонское сельские поселения)

Нижнеудинский муниципальный район (Верхнегутарское, Нерхинское и Тофаларское сельские поселения)

Усть-Кутский муниципальный район (Ручейское сельское поселение и межселенные территории муниципального района)

Бодайбинский муниципальный район (Жуинское сельское поселение)

Кемеровская область

Беловский городской округ (с. Заречное)

Беловский муниципальный район (с. Новобачаты сельского поселения Новобачатское, села Беково, Челухоево, дер. Верховская сельского поселения Бековское)

Гурьевский муниципальный район (дер. Шанда сельского поселения Раздольное)

Междуреченский городской округ (поселки Ильинка, Лужба, Ортон, Сливень, Студеный Плес, Теба, Трехречье, Учас)

Новокузнецкий городской округ

Новокузнецкий муниципальный район (пос. Староабашево сельского поселения Атамановское, пос. Березовая Грива, с. Безруково сельского поселения Безруковское, пос. Верх-Кинерки сельского поселения Костенковское, поселки Кузедеево, Усть-Тала, Шартонка сельского поселения Кузедеевское, пос. Тайлеп сельского поселения Куртуковское, пос. Красный Калтан сельского поселения Орловское, с. Сары-Чумыш сельского поселения Сары-Чумышское, села Кругленькое, Сидорово сельского поселения Сидоровское, дер. Учул сельского поселения Сосновское)

Таштагольский муниципальный район (пос. Тенеш Казского городского поселения, поселки Тарлашка, Турла, Усть-Уруш Спасского городского поселения, поселки Ближний Кезек, Верхний Анзас, Дальний Кезек, За-Мрассу, Парушка, Средний Чилей, Суета, Усть-Анзас, Чазы-Бук Шерегешского городского поселения, поселки Амзас, Базанча, Калары, Карагол, Кондома, Центральный, разъезд 538 км сельского поселения Каларское, поселки Алтамаш, Габовск, Чушла сельского поселения Коуринское, поселки Большой Лабыш, Верхний Таймет, Верх-Кочура, Камзас, Карбалык, Ключевой, Малый Лабыш, Мрассу, Сайзак, Сокушта, Чулеш сельского поселения Кызыл-Шорское, поселки Верхняя Александровка, Усть-Азас (Шортайга), Белка, Верхний Бугзас, Средний Бугзас, Джелсай, Усть-Кабырза, Усть-Карагол, Усть-Кезес, Верхние Кичи, Нижние Кичи, Средние Кичи, Усть-Пызас, Средняя Пурла, Кантус, Колхозный Карчит, Новый, Верхний Нымзас, Нижний Нымзас, Парлагол, Сарасет, Сензас, Таска, Узунгол, Эльбеза, Анзас, Чилису-Анзас, Верхний Алзак, Нижний Алзак сельского поселения Усть-Кабырзинское)

Мысковский городской округ (поселки Чувашка, Тоз, Казас, Бородино, Кольчезас, Чуазас, Усть-Мрас)

Ленинградская область

Подпорожский муниципальный район (Вознесенское городское поселение, Винницкое сельское поселение)

Бокситогорский муниципальный район (Радогощинское сельское поселение)

Лодейнопольский муниципальный район (Алеховщинское сельское поселение)

Тихвинский муниципальный район (Пашозерское сельское поселение)

Мурманская область

Городской округ Ковдорский район

Кольский муниципальный район

Ловозерский муниципальный район

Терский муниципальный район

Магаданская область

Ольский муниципальный район

Омсукчанский муниципальный район (городское поселение пос. Омсукчан, с. Меренга межселенной территории муниципального района)

Северо-Эвенский муниципальный район

Среднеканский муниципальный район (городское поселение пос. Сеймчан, сельское поселение с. Колымское)

Тенькинский муниципальный район (с. Оротук межселенной территории муниципального района)

Хасынский муниципальный район (городское поселение пос. Палатка)

Сахалинская область

Городской округ Александровск-Сахалинский район

Городской округ Ногликский район

Городской округ Охинский район

Городской округ Поронайский район

Городской округ Смирныховский район (с. Буюклы)

Городской округ Тымовский район

Городской округ г. Южно-Сахалинск

Свердловская область

Ивдельский городской округ

Томская область

Городской округ Стрежевой

Александровский муниципальный район

Верхнекетский муниципальный район

Каргасокский муниципальный район

Колпашевский муниципальный район

Молчановский муниципальный район

Парабельский муниципальный район

Тегульдетский муниципальный район

Тюменская область

Уватский муниципальный район

Ненецкий автономный округ

Муниципальный район Заполярный район (кроме городского поселения раб. пос. Искателей)

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Белоярский муниципальный район (городское поселение Белоярский, сельские поселения Верхнеказымский, Казым, Лыхма, Полноват, Сорум, Сосновка, межселенная территория муниципального района)

Березовский муниципальный район (городские поселения Березово, Игрим, сельские поселения Саранпауль, Приполярный, Светлый, Хулимсунт, межселенная территория муниципального района)

Кондинский муниципальный район (городские поселения Кондинское, Мортка, сельские поселения Леуши, Мулымья, Шугур, Болчары, Половинка, межселенная территория муниципального района)

Нефтеюганский муниципальный район (сельские поселения Салым, Чеускино, Лемпино, межселенная территория муниципального района)

Нижневартовский муниципальный район (городское поселение Новоаганск, сельские поселения Аган, Ларьяк, Ваховск, межселенная территория муниципального района)

Октябрьский муниципальный район (городское поселение Октябрьское, сельские поселения Малый Атлым, Перегребное, Шеркалы, межселенная территория муниципального района)

Советский муниципальный район (пос. Тимкапауль городского поселения Таежный)

Сургутский муниципальный район (городское поселение Лянтор, сельские поселения Солнечный, Русскинская, Сытомино, Нижнесортымский, Угут, Ульт-Ягун, межселенная территория муниципального района)

Ханты-Мансийский муниципальный район (сельские поселения Выкатной, Горноправдинск, Кедровый, Красноленинский, Кышик, Луговской, Селиярово, Сибирский, Согом, Цингалы, Шапша, с. Нялинское и пос. Пырьях сельского поселения Нялинское, межселенная территория муниципального района)

Чукотский автономный округ

Городской округ Анадырь

Центральный муниципальный район

Билибинский муниципальный район

Восточный муниципальный район

Провиденский муниципальный район

Чаунский муниципальный район

Чукотский муниципальный район

Ямало-Ненецкий автономный округ

Городской округ Салехард

Красноселькупский муниципальный район

Надымский муниципальный район

Приуральский муниципальный район

Пуровский муниципальный район

Тазовский муниципальный район

Шурышкарский муниципальный район

Ямальский муниципальный район

* Для некоторых коренных малочисленных народов по каким-то причинам не были выделены места их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, например, для абазин (Абазинский район Карачаево-Черкессской Республики), бесермян – Удмуртская Республика и Кировская область.

Приложение 3. Наличие некоторых типов ЛВПЦ в субъектах Российской Федерации

Субъект РФ

Экорегионы Global 200

«Горячая точка» биоразнообразия Кавказ

Водно-болот­ные угодья

Мировые центры разнообразия растений

Ключевые ботанические территории

Малонарушенные лесные территории

Редкие лесные экосистемы*

Республика Адыгея

+

+

+

+

Республика Алтай

+

+

+

+

+

Алтайский край

+

+

+

+

+

+

Амурская обл.

+

+

Архангельская обл.

+

+

Астраханская обл.

+

Республика Башкортостан

+

+

Белгородская обл.

Брянская обл.

+

Республика Бурятия

+

+

+

+

Владимирская обл.

+

Волгоградская обл.

+

Вологодская обл.

+

+

Воронежская обл.

Республика Дагестан

+

+

+

+

Забайкальский край

+

+

Ивановская обл.

+

Республика Ингушетия

+

+

+

Иркутская обл.

+

+

Республика Кабардино-Балкария

+

+

+

+

Калининградская обл.

Республика Калмыкия

+

Калужская обл.

Камчатский край

+

+

+

Республика Карачаево-Черкессия

+

+

+

+

+

Республика Карелия

+

+

+

Кемеровская обл.

+

+

+

+

+

Кировская обл.

+

Республика Коми

+

+

+

Костромская обл.

Краснодарский край

+

+

+

+

+

Красноярский край

+

+

+

+

Курганская обл.

Курская обл.

Ленинградская обл.

+

Липецкая обл.

+

Магаданская обл.

+

+

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Московская обл.

+

Мурманская обл.

+

+

+

Нижегородская обл.

+

Новгородская обл.

+

+

Новосибирская обл.

+

+

+

+

Омская обл.

+

+

Оренбургская обл.

+

Орловская обл.

Пензенская обл.

Пермский край

+

+

Приморский край

+

+

+

+

+

Псковская обл.

+

+

Ростовская обл.

+

+

Рязанская обл.

Самарская обл.

Саратовская обл.

Республика Саха (Якутия)

+

+

+

Сахалинская обл.

+

+

+

Республика Северная Осетия–Алания

+

+

+

+

Свердловская обл.

+

+

Смоленская обл.

Ставропольский край

+

+

+

Тамбовская обл.

Республика Татарстан

+

Тверская обл.

+

Томская обл.

+

+

Тульская обл.

Республика Тыва (Тува)

+

+

+

+

+

Тюменская обл.

+

+

Удмуртская Республика

Ульяновская обл.

Хабаровский край

+

+

+

+

Республика Хакасия

+

+

+

+

+

+

Чеченская Республика

+

+

Челябинская обл.

+

Чувашская Республика

Ярославская обл.

+

Еврейская автономная область

+

+

Ненецкий автономный округ

+

+

+

Ханты-Мансийский автономный округ

+

+

+

Чукотский автономный округ

+

+

* Не указано, в каких субъектах Российской Федерации в Европейской части есть кленовые и ясеневые леса, а также леса с заметным участием дуба.

Ключевые ботанические территории указаны только для тех субъектов Российской Федерации, где такая работа проводилась.

П

Приложение 5. Крупнейшие российские города, тыс. чел. на 01.01.2007 г. ()

Место

Город

Население

1

Москва

10443

2

Санкт-Петербург

4571

3

Новосибирск

1392

4

Екатеринбург

1315

5

Нижний Новгород

1278

6

Самара

1139

7

Омск

1135

8

Казань

1116

9

Челябинск

1092

10

Ростов-на-Дону

1052

11

Уфа

1023

12

Пермь

990

13

Волгоград

986

14

Красноярск

927

риложение 4. Крупнейшие российские городские

агломерации, тыс. чел. на 01.01.2005 г. ()

Место

Агломерация

Население

1

Москва

12520—14500

2

Санкт-Петербург

5100—6310

3

Самара—Тольятти

2300 (2500)

4

Екатеринбург

2060

5

Нижний Новгород

2020

6

Ростов-на-Дону

1800 (2570)

7

Новосибирск

1660

8

Волгоград

1470

9

Казань

1360

10

Челябинск

1330

11

Омск

1240

12

Саратов

1190

13

Пермь

1180

14

Уфа

1130

15

Красноярск

1130

16

Новокузнецк

1130

17

Краснодар

1090

18

Иркутск

1090

19

Тула

1090

20

Владивосток

1010

21

Воронеж

980—1000

1 Источники информации приводятся только в качестве примера. Содержание данных источников не оценивалось FSC. Компании могут использовать другие источники информации. Информация, предоставленная органами государственной власти и торговыми ассоциациями, не может считаться независимой и автоматически заслуживающей доверия.

2 При оценке рисков при закупках контролируемой древесины согласно стандарту FSC-STD-40-005 вер. 2.1 под словом «район» понимают общегеографический термин, характеризующий географический масштаб проводимой оценки. Для категорий контролируемой древесины 1, 2, 4 и 5 оценка риска сначала проводилась на национальном уровне, а для категории 3 (ЛВПЦ) – на экорегиональном (международном). Для последней категории это значит, что оценка проводится только в отношении ЛВПЦ, значимых на экорегиональном или национальном уровнях. Если в данной оценке риска Россия в целом не была признана районом низкого риска в отношении какой-либо категории контролируемой древесины, то на следующем уровне районом происхождения считался субъект Российской Федерации (региональный уровень). Если субъект РФ не мог быть признан районом низкого риска, то на следующем уровне оценки риска в качестве района происхождения считается административный район (муниципальный район или городской округ регионального подчинения) или лесничество. В случае, если данный административный район (лесничество) не может быть признан районом низкого риска, то предприятие обязано реализовать собственную программу проверки источников контролируемой древесины.

3 В данной Национальной оценке рисков используется определение незаконных рубок, подготовленное на основании положений законопроекта №59491-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (внесен в Госдуму РФ в мае 2008 года) и брошюры WWF и Stora Enso «Обеспечение легальности происхождения древесины» (2008 г.) (/data/publ/regions/arkh/forest2.pdf). Под незаконной рубкой следует понимать:

  • рубку лесных насаждений без разрешительных документов (самовольную рубку) (часть 8 ст. 29 ЛК РФ) (без договора аренды лесного участка и утвержденного проекта освоения лесов, без договора купли-продажи лесных насаждений; без договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов);

  • а также рубку не на том участке или за его границами (в том числе в пределе арендованных участков, но без лесной декларации); сверх установленного количества (допустимого объема изъятия древесины) (часть 4 статьи 29 ЛК РФ); с нарушением возрастов рубок (часть 4 статьи 29 ЛК РФ); не предназначенных для рубки (например при санитарных рубках или рубках ухода) или подлежащих сохранению деревьев, в том числе тех, заготовка древесины которых не допускается (часть 6 статьи 29 ЛК РФ, «Правила заготовки древесины»); или после вынесения решения о приостановлении использования лесов (статья 28 ЛК РФ).

4 Здесь и далее – примеры сбора информации для оценки риска на региональном и районном уровнях.

5 К землям, загрязненным радионуклидами, относят территории с уровнем загрязнения почвы цезием-137 свыше 1 Ки/км2, а стронцием-90 – свыше 0,15 Ки/км2. Заготовки древесины с коммерческими целями запрещаются при уровне загрязнения почвы цезием-137 от 15 до 40 Ки/км2; а стронцием-90 – свыше 3 Ки/км2. При урове радиоактивного загрязнения свыше 40 Ки/км2 рубки леса проводятся только в рамках профилактических и реабилитационных мероприятий по сохранению биологической и противопожарной устойчивости лесов (Приказ Рослесхоза от 16.03.09 №81 «Методические рекомендации по регламентации лесохозяйственных мероприятий в лесах, загрязнённых радионуклидами»).

6 Основными документами, дающими право на заготовку определенного объема древесины, являются договор аренды лесного участка, договор купли-продажи лесных насаждений или договор на проведение работ по охране, защите, воспроизводству лесов (вне арендованных территорий). На каждый участок аренды у предприятия с 2009 г. должен иметься проект освоения лесов. Заготовка древесины на арендованных участках осуществляется на основе ежегодно подаваемых лесных деклараций, где перечислены места проведения и объемы заготовок древесины.

7 Согласно Global Witness – это «древесина, торговля которой ведет к вооруженному конфликту и угрожает национальной или региональной безопасности».

8 Процесс, который имеет функционирующие инструменты судебной защиты и/или которому не присущи глубокая структурная несбалансированность или внутренняя несправедливость. Примеры: переговоры по праву пользования землей, юридические процедуры, судебные разбирательства.

9 Коренные народы, рабочие, сообщества и государственные институты на данной территории принимают и одобряют существующую структуру рассмотрения и разрешения указанных вопросов; сообщества и/или коренные народы признали, что использование правовых систем или иных государственных институтов, позволяет снизить любые негативные воздействия лесозаготовок.

10 Новое определение коренных народов ЛПС (адаптировано из публикаций United Nations Permanent Forum on Indigenous, Factsheet. Who are indigenous peoples, October 2007; United Nations Development Group. Guidelines on Indigenous Peoples’ Issues. United Nations 2009, United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples, 13 September 2007): народы и группы людей, которые идентифицируются или характеризуются следующим: основополагающая характеристика или критерий – самоидентификация на индивидуальном уровне и признание сообществом коренного народа в качестве члена; историческая преемственность с доколониальными и/или препоселеченскими обществами; сильная связь с территорией и ее природными ресурсами; особые социальные, экономические или политические системы; особый язык, культура и веры; формируют недоминантные группы общества; способность поддерживать и воспроизводить среду обитания своих предков и системы в качестве индивидуумов и сообществ.

11 В данном случае термин «коренные народы» понимается широко и распространяется на любую группу, идентифицирующую себя как общину коренного народа, в том числе коренные малочисленные народы; отдельные этнические общности (например, местные общины бурятов, карелов, коми, якутов, тувинцев и других титульных наций республик и автономных округов, входящих в состав Российской Федерации); группы русского старожильческого населения (поморы, староверы (старообрядцы), казаки); любые другие группы, имеющие специфическую культуру и самоидентификацию.

12 Необходимо оценивать наличие и угрозы ЛВПЦ, значимым, как минимум, на международном или национальном уровне.

13 В Алтайском крае, Кемеровской области, республиках Алтай, Хакасия и Тыва возможно выделение административных районов с низким риском.

14 Затрагивает только проблему создания на месте естественных лесов плантаций или перевода земель с естественными лесами в иные категории земель, хозяйственное назначение которых не обеспечивает сохранения лесного покрова в долгосрочной перспективе.

15 Допустимые темпы сокращения (менее 0,5%) могут быть уточнены с помощью дополнительной информации.

16 Плантации – это искусственные насаждения, созданными с целью ускоренного выращивания древесно-кустарниковых пород с запланированными техническими характеристиками конечного продукта.

17 В России лесные культуры и естественные насаждения в сходных условиях и с одинаковым хозяйственным предназначением имеют одинаковый возраст рубки (спелости), обычно составляющий не менее 50-60 лет для лиственных пород (для осины и тополя – до 40-50 лет), и не менее 80 лет для хвойных пород (/docs/leshoz/34). Практически не используются пестициды и удобрения. При создании культур обычно используются только местные породы. Низкая интенсивность подготовки почв и отсутствие ухода за культурами позволяют сохранить в культурах элементы лесной среды.

18 Генетически-модифицированные деревья – организмы, измененные в результате внедрения в них одного или нескольких изолированных генов с помощью методов генной инженерии. Часто эти гены берутся от других видов организмов.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие «совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе российской федерации» введение

    Учебное пособие
    ... поставщиков контролируемойдревесины, представители Российского офиса FSC и национальнойинициативы разработали «Национальный регистр рисковпри поставках контролируемойдревесины согласно требованиям FSC дляРоссийскойФедерации» ...
  2. Fsc controlled wood risk assessment for the russian federation fsc-cwra-001-rus draft as of november 1 4 2011

    Документ
    ... вниманию «Национальнаяоценкарискапризакупкахконтролируемойдревесины Лесного попечительского совета дляРоссийскойФедерации» разработана российскойНациональнойинициативойЛПС, чтобы помочь предприятиям оценить рискзакупкидревесины из ...
  3. A сторона представляющая доклад

    Доклад
    ... и рядом других приняли экологическую политику призакупкахдревесины, которая включает в себя требования к ... в РоссийскойФедерации и Национального доклада РоссийскойФедерации в рамках Конвенции по борьбе с опустыниванием. Детальные оценки состояния ...

Другие похожие документы..