textarchive.ru

Главная > Программа


Рабочая учебная ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общей и биологической химии

Утверждаю

Проректор по учебной работе

профессор А.Б. Ходжаян

«____» ______________

Согласовано

декан педиатрического факультета

доцент Л. Я. Климов

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по биохимии

для специальности 060103 – педиатрия

Всего часов – 270

В том числе:

лекций – 36

практических занятий – 144

самостоятельных занятий – 90

Отчетность – экзамен, 4 семестр

Ставрополь, 2011

программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей и биологической химии

«_1_» __сентября______ 2011 года, протокол № 1

зав. кафедрой, д.б.н. __________________ профессор К.С. Эльбекьян.

Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией медико – биологических дисциплин

«___»______________ 200___года

Председатель ЦМК, д.м.н., профессор ________________ А.А. Коробкеев.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Биологическая химия - наука, изучающая химическую природу ве­ществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с деятельностью органов и тканей в условиях нормальной жизнедеятельности и патологии детского организма.

Биологическая химия слагается из трех частей: статической биохимии, динамической и функциональной биохимии. При этом разделы статической, динамической и функциональной биохимии неразрывно связа­ны между собой и являются частями одной и той же науки - современной биологической химии.

Дисциплина биохимия - одна из теоретических основ медицины. Вместе с биологией, физиологией, анатомией, гистологией формирует у студентов знания о строении и функционировании здорового организма. Вместе с тем, с патофизиологией, патанатомией, фармакологией и другими клиническими дисциплинами изучает патологические процессы, поэтому главная цель при изучении биохимии – научить студентов применять при изучении последующих дисциплин и при профессиональной деятельности сведения о химическом составе и молекулярных процессах организма как о характеристиках нормы и как о признаках болезни.

Дисциплина изучается в объеме 231 часов с чтением лекций (36 часов), практических занятий (118 часа) и самостоятельных занятий (77 часов).

При определении оптимальной последовательности изложения мате­риала по биохимии возникают значительные трудности. Это вызвано тем, что все биохимические процессы в организме как единой функциональной сис­теме взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изложение этих процессов не может быть представлено как линейная логическая последовательность и изучение любого раздела требует привлечения материала из других разделов.

Лекции читаются профессором, доцентами и старшим преподавателем (кандидатом медицинских наук) кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются информационные технологии и технические средства обучения (мультимедийные демонстрации).

Лабораторно - практические занятия проводятся в специализированных кабинетах (лабораториях) и аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, реактивами, приборами, микроскопами, химической посудой, фотоколориметрами, центрифугами, приборами для контроля уровня глюкозы «ОNE TOUCН», «Uriskan - pro» (для определения компонентов мочи) и «Vitalon» для определения компонентов крови.

Количество студентов в подгруппе составляет 8-10 человек.

Отчетность:

В ходе учебного занятия студенты проходят контроль «на входе», который складывается из:

  • ответов на вопросы тест - и программированного контроля;

  • фронтального опроса по вопросам текущей темы.

После выполнения практической части занятияпроводится контроль «на выходе». Студентам предлагается решить несколько ситуационных задач, заслушиваются реферативные сообщения, подводятся итоги и интерпретация результатов исследования. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно – рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. На кафедре имеются планы согласования рабочей программы с другими дисциплинами, изучение которых опирается на данную дисциплину и с кафедрами нижестоящего уровня. Предметом согласования являются совместные протоколы согласования. Студенты, работая в научном кружке по биохимии, должны пройти все этапы научного поиска:

  • работу с литературой по определенной теме, отбор материала, на

писание реферата и сообщение на заседании научного кружка;

  • освоение биохимических методов и методик;

  • выполнение экспериментальной работы, статистическую обработку материала и сообщение результатов исследования на заседании кружка и на внутривузовской конференции;

  • участие студентов в олимпиаде.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению себя вести с сокурсниками, старшими и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Задачей дисциплины является:

Формирование системных знаний о закономерностях и химическом строении основных веществ орга­низма и молекулярные основы биохимических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма в норме и патологии.

Применение студентами при изучении последующих дисциплин и при дальнейшей врачебной деятельности сведений о химическом составе и молекулярных основах физиологических процессов, как о характеристиках нормы и признаков болезни.

Использование биохимических методов диагностики заболеваний, прогноза и проверки эффективности лечения.

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

- строение и функции нуклеиновых кислот, природных белков.

- функции водорастворимых и жирорастворимых витаминов

- основные метаболические пути превращения углеводов, липидов,

аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований.

- гормональную регуляцию обмена веществ.

- специфику метаболизма специализированных органов и тканей.

- роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.

УМЕТЬ:

- прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ.

- решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме.

- отличать нормальные значения уровня метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.).

- отличать нормальную протеинограмму сыворотки крови от патологически измененных и объяснить причины различий.

- трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови.

- пользоваться специальной справочной литературой.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей ребенка.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- владеть культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

- соблюдением установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением (ИК-7).

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдением правил врачебной этики. Соблюдением законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией;

- способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению;

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способным приумножить отечественные и мировое культурное наследие;

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ:

Краткие исторические сведения о биохимии.

Предмет и задачи биохимии.

Порядок изучения биохимии. Отчетность. Литература.

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ

Представление о белках, роль белков в организме ребенка. Физико-химические свойства белков: молекулярная масса, изоэлектрическая точка, растворимость и осаждаемость белков. Гидролиз как метод изучения состава белков. Аминокислоты, применение их в медицине. Свободные пептиды организма, биологическая роль. Современные представления о структуре белковой молекулы, методы изучения структуры белка. Биологическая роль отдельных представителей простых и сложных белков. Гликозилированные белки, гликозилированный гемоглобин, диагностическое значение его определения. Фетальный гемоглобин плода и новорожденных.

РАЗДЕЛ 2.ВИТАМИНЫ.

Понятие о витаминах, биологическая роль витаминов у детей. Классификация. Химическое строение, явления недостаточности, биологическая роль, значение для развития детского организма, механизм действия витаминов. Гипо-, гипер- и авитаминозы, причины возникновения. Провитамины, условия превращения в активные витамины. Витамин-резистентные состояния, биохимическая характеристика патогенеза рахита. Полиненасыщенные высшие жирные кислоты и значение их для детского организма. Водорастворимые витамины.

Химическое строение, явления недостаточности, суточная потребность у детей, биологическая роль водорастворимых витаминов. Витамины, антивитамины – лечебные препараты. Механизм действия водорастворимых витаминов.

РАЗДЕЛ 3. ФЕРМЕНТЫ.

Понятие о ферментах, роль ферментов в детском организме. Значение ферментов в диагностике и прогнозировании заболеваний у детей.

Ферменты – лечебные препараты, энзимопатии: фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм. Химическая природа ферментов. Общие свойства ферментов. Механизм действия ферментов. Терапевтический эффект применения сульфаниламидных препаратов.

Строение простых и сложных ферментов. Понятие о каталитическом (активный центр) и регуляторном (аллостерический) центрах ферментов. активаторы и ингибиторы ферментов. Изоферменты, иммобилизованные ферменты, значение в медицине. Временная незрелость ферментов у детей.

РАЗДЕЛ 4. ГОРМОНЫ.

Понятие о гормонах, биологическая роль гормонов в детском организме. Классификация. Основные механизмы регуляции метаболизма. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов, рилизинг-факторы, либерины, статины, гормоны гипофиза. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов. 3', 5' – цАМФ, простагландины. Механизм передачи сигнала в клетку (белково-пептидные, катехоламины, стероидные и тиронины).

Механизм действия гормонов, механизм срочной и хронической регуляции.

Поджелудочная железа, мозговое и корковое вещество надпочечников, гипофиз, щитовидная железа, половые железы, гормоны этих желез, химическое строение, гипо- и гиперфункция желез, влияние на обмен веществ. Транспорт и метаболизм гормонов. Применение гормонов в качестве лечебных препаратов у детей.

РАЗДЕЛ 5. БИОЭНЕРГЕТИКА.

Понятие об обмене веществ, макроэргические соединения. Современные представления о биологическом окислении. Ферменты и коферменты тканевого дыхания. Свободно - радикальное окисление. Микросомальное окисление, его роль в процессах гидроксилирования, синтеза гормонов, желчных кислот. Гипоэнергетические состояния. Термогенная функция энергетического обмена в бурой жировой ткани. Возрастная характеристика энергетического обеспечения организма питательными веществами.

Понятие об обмене веществ. Метаболизм. Макроэргические соединения. АТФ – универсальный аккумулятор энергии в организме. Современные представления о биологическом окислении. Дыхательная цепь – терминальный этап тканевого дыхания. Окислительное фосфорилирование. Свободно-радикальное окисление. Токсичность кислорода. Защитные механизмы от образования токсичных продуктов. Цикл трикарбоновых кислот.

РАЗДЕЛ 6. БИОХИМИЯ ПИТАНИЯ.

Пищеварение – начальный этап в обмене веществ у детей. Переваривание пищи в ротовой полости, желудке, кишечнике. Химический состав, ферменты слюны, желудочного и кишечного соков. Всасывание продуктов пищеварения. Понятие о мембранном пищеварении. Диагностическое значение биохимического анализа желудочного сока. Регуляция процессов переваривания. Особенности метаболизма у детей. Значение оптимального обеспечения детского организма незаменимыми факторами питания. Основные пищевые вещества, суточная потребность. Частичная взаимозаменяемость при питании.

РАЗДЕЛ 7. ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ.

Понятие об углеводах, химическое строение и биологическая роль в детском организме. Строение и биологическая роль отдельных представителей углеводов. Протеогликаны – основа для построения межклеточного матрикса соединительной ткани. Мукополисахаридозы – наследственные дефекты деградации протеогликанов. Гликозилированные белки. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте у детей. Роль клетчатки. Непереносимость углеводов в детском организме. Потребность в углеводах детей разного возраста. Возрастная характеристика процессов переваривания и всасывания углеводов.

Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме у детей. Гликоген, свойства, биосинтез и мобилизация. Гликогенозы и агликогенозы. Гипо-, гипергликемия, глюкозурия, причины. Регуляция уровня глюкозы в крови. Роль ЦНС, механизм действия инсулина, адреналина, глюкагона, СТГ, глюкокортикоидов, тироксина и их влияние на состояние углеводного обмена в детском организме.

Взаимопревращение моносахаридов в печени. Причины галактоземии и фруктоземии. Глюконеогенез, биологическая роль. Глюкозо-лактатный цикл. Анаэробный распад глюкозы, биологическая роль у детей разного возраста. Методы количественного определения глюкозы в крови, диагностическое значение. Биологические аспекты галактоземии. Фруктоза: ее значение в обмене плода и новорожденных в онтогенезе.

Аэробное окисление углеводов, биологическая роль. Эффект Пастера. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы, биологическая роль. Влияние этилового спирта на обмен углеводов. Нарушение углеводного обмена: гипер- и гипогликемии, сахарный диабет, авитаминоз В1, врожденные аномалии углеводного обмена. Оральный тест на толерантность к глюкозе и его значение для диагностики нарушений углеводного обмена у детей. Мальабсорбция дисахаридов.

РАЗДЕЛ 8. ХИМИЯ И ОБМЕН ЛИПИДОВ.

Понятие о липидах, биологическая роль в детском организме. Резервный и протоплазматический жир. Классификация. Потребность в липидах детей разного возраста. Переваривание и всасывание липидов, роль желчи в усвоении липидов. Особенности переваривания и всасывания у детей. Внутриклеточный распад липидов: β-окисление высших жирных кислот и окисление глицерина. Перекисное окисление липидов, биологическое значение.

Особенности состава высших жирных кислот, ω-3,6 полиненасыщенные высшие жирные кислоты. Механизм синтеза высших жирных кислот. Обмен холестерола, поступление, биосинтез, пути выведения. Обмен кетоновых тел у детей. Кетонемия, кетонурия. Резистентность и склонность к кетозу у детей. Возрастные особенности содержания холестерина. Патология, связанная с нарушением обмена холестерола: гиперхолестеринемия, атеросклероз, желчекаменная болезнь, липидный нефроз.

Метаболизм нейтральных жиров. Особенности у детей.Обмен фосфолипидов, роль холина и сурфоктанта в детском организме, тромбоксана, лейкотриенов в патогенезе заболеваний у детей. Сфинголипиды. Транспортные формы липидов. Строение хиломикронов и особенности содержания липопротеинов у детей, химический состав, биологическая роль. Регуляция липидного обмена. Патология липидного обмена в детском возрасте: нарушение всасывания, дислипопротеинемии, липидозы (болезнь Нимана-Пика, Гоше, Тея-Сакса). Жировое перерождение печени, ожирение.

РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН И ФУНКЦИИ АМИНОКИСЛОТ.

Биологическая ценность белков, потребность в белке и аминокислотах у детей. Азотистый баланс, его виды, значение. Переваривание и всасывание белков в желудочно-кишечном тракте у детей. Пути использования аминокислот в организме. Декарбоксилирование, дезаминирование, трансаминирование аминокислот. Диагностическое значение определения активности трансаминаз в детском организме.

Образование аммиака в организме и пути его обезвреживания. Особенности у детей. Биосинтез мочевины как основной механизм предотвращения накопления аммиака. Синтез креатина, креатин-фосфата и их значение для детского организма. Особенности обмена отдельных аминокислот у детей.

Переваривание и всасывание нуклеопротеинов. Биосинтез пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Распад пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов до конечных продуктов в тканях. Механизм возникновения наследственных нарушений обмена аминокислот у детей (фенилкетонурия, альбинизм, алкаптонурия). Патология белкового обмена у детей. Белковая недостаточность. Квашиоркор. Нарушение переваривания белков и всасывания аминокислот у детей. Аминоацидурии: наследственные дефекты всасывания аминокислот в почках.

РАЗДЕЛ 10. БИОХИМИЯ КРОВИ.

Кровь и ее функции в детском организме, химический состав и физико-химические свойства крови. Белки крови и их роль у детей. Методы количественного определения белков и белковых фракций. Клиническое значение проведения анализа крови у детей. Небелковые вещества крови. Клиническое значение определения мочевины, креатинина у детей.

Понятие об обмене гемоглобина, биосинтез, распад гемоглобина. Понятие о прямом (конъюгированном) и непрямом (неконъюгированном) билирубине. Клиническое значение определения билирубина в дифференциальной диагностике различных видов желтух у детей. Желтуха новорожденных. Свертывающая и противосвертывающая системы и система фибринолиза. Внешний и внутренний пусковые механизмы свертывания крови. Роль фибропектина и трансглутаминазы в процессе свертывания крови. Антикоагулянты.

Знакомство с иммуноферментным анализом и его возможностями для определения важных компонентов крови (гормонов, антигенов и т.д.). Определение поверхностного антигена вирусного гепатита В в сыворотке крови.

РАЗДЕЛ 11.БИОХИМИЯ ПОЧЕК И МОЧИ.

Функции, выполняемые почками, механизм образования мочи у детей. Физико-химические свойства и состав мочи в норме и патологии (суточный диурез, цвет, запах, прозрачность, относительная плотность, реакция мочи). Сравнительная характеристика компонентов мочи в норме у детей.

Клиническое значение проведения анализа мочи у детей. Исследование патологических компонентов мочи и определение их количества: белок, глюкоза, кровь, ацетон, билирубин, уробилин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (204)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по технологии 5-9 класс Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению ...
  2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (254)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации ... В.В. Доронин «___» _____________2011г. «___»_____________2011г. РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Барнаульского учебного центра ФПС повышения квалификации специалистов ...
  3. Рабочая учебная программа (148)

    Рабочая учебная программа
    ... -методического совета Протокол № Секретарь ________ РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА Предмет: Английский язык Учитель:Лаврова ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочаяучебнаяпрограмма (далее по тексту – программа) по английскому языку в 10 ...
  4. Рабочая учебная программа (244)

    Программа
    ... , первая квалификационная категория с. Култаево 2011 Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе Федерального компонента ... 5 Развитие речи 16 Программа: Рабочаяучебнаяпрограмма составлена на основе примерной программы и программы по русскому языку ...
  5. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (77)

    Рабочая учебная программа
    РАБОЧАЯУЧЕБНАЯПРОГРАММА по Информатике и информационно ... Бином. Лаборатория знаний, 2008 г. Программу разработала учитель информатики Кудринская Н.В. ... требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической ...

Другие похожие документы..