Главная > Документ


Пациент обязан:

  • заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению;

  • уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам;

  • выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;

  • сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами;

  • информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья;

  • соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения;

  • выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 43. Правила внутреннего распорядка для пациентов

Организации здравоохранения разрабатывают и утверждают правила внутреннего распорядка для пациентов на основании типовых правил внутреннего распорядка для пациентов, утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также создают условия для беспрепятственного ознакомления пациентов с их содержанием.

Пациент при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка для пациентов. Факт ознакомления с правилами внутреннего распорядка для пациентов подтверждается подписью пациента либо лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, и вносится в медицинскую документацию.

Статья 44. Условия оказания медицинской помощи пациенту

Необходимым условием оказания медицинской помощи пациенту является наличие предварительного согласия совершеннолетнего пациента, если иное не предусмотрено настоящей статьей, или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, ознакомленных с целью медицинского вмешательства, прогнозируемыми результатами и возможными рисками.

Согласие на простое медицинское вмешательство дается устно пациентом или лицами, указанными в части второй статьи 18 настоящего Закона. Отметка о согласии на простое медицинское вмешательство делается медицинским работником в медицинской документации.

Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет имеют право самостоятельно давать согласие на простое медицинское вмешательство.

Отзыв согласия на простое медицинское вмешательство осуществляется лицами, давшими его. Отметка об отзыве согласия на простое медицинское вмешательство делается медицинским работником в медицинской документации.

Обязательным условием проведения сложного медицинского вмешательства является наличие предварительного письменного согласия совершеннолетнего пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона.

Согласие пациента на сложное медицинское вмешательство вносится в медицинскую документацию и подписывается пациентом либо лицами, указанными в части второй статьи 18 настоящего Закона, и лечащим врачом.

В случае, если сложное медицинское вмешательство должно быть выполнено срочно (неотложно), а лица, указанные в части второй статьи 18 настоящего Закона, отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение принимается врачебным консилиумом, а при невозможности его проведения – лечащим врачом с оформлением записи в медицинской документации.

Лечащий врач (врачебный консилиум), принявший решение и осуществивший неотложное сложное медицинское вмешательство, при первой возможности должен уведомить об этом руководителя организации здравоохранения, а также лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона.

Согласие на сложное медицинское вмешательство может быть отозвано пациентом либо лицами, указанными в части второй статьи 18 настоящего Закона, за исключением случаев, когда медицинское вмешательство уже началось и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни или здоровья пациента.

Отзыв согласия на сложное медицинское вмешательство и информация о невозможности удовлетворения отзыва с указанием причин оформляются записью в медицинской документации и подписываются пациентом либо лицами, указанными в части второй статьи 18 настоящего Закона, и лечащим врачом.

Согласие на психиатрическое медицинское вмешательство оформляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Перечень простых медицинских вмешательств определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 45. Отказ пациента от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства

Пациент либо лица, указанные в части второй статьи 18 настоящего Закона, имеют право отказаться от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

При отказе от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, пациенту либо лицам, указанным в части второй статьи 18 настоящего Закона, лечащим врачом в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

Отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо лицами, указанными в части второй статьи 18 настоящего Закона, и лечащим врачом.

Статья 46. Предоставление информации о состоянии здоровья пациента. Врачебная тайна

Информация о состоянии здоровья пациента предоставляется лечащим врачом пациенту или лицам, указанным в части второй статьи 18 настоящего Закона. Совершеннолетний пациент вправе определить лиц, которым следует сообщать информацию о состоянии его здоровья, либо запретить ее сообщение определенным лицам.

Информация о состоянии здоровья пациента излагается лечащим врачом в форме, соответствующей требованиям медицинской этики и деонтологии и доступной для понимания лица, не обладающего специальными знаниями в области здравоохранения.

По просьбе несовершеннолетнего либо в целях осознанного выполнения им медицинских предписаний по согласованию с его законным представителем лечащим врачом несовершеннолетнему предоставляется информация о состоянии его здоровья и выбранных методах оказания медицинской помощи в доступной для его возраста форме с учетом психофизиологической зрелости и эмоционального состояния пациента.

По желанию пациента, уполномоченных им лиц или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, организации здравоохранения выдают выписки из медицинской документации, справки и другие документы, содержащие информацию о состоянии здоровья пациента, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Использование информации о состоянии здоровья пациента в учебном процессе и научной литературе допускается только с согласия пациента либо лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона.

Информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти – и информация о результатах патологоанатомического исследования составляют врачебную тайну.

Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, допускается:

  • по запросу Министерства здравоохранения Республики Беларусь, управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета в целях организации оказания медицинской помощи пациенту, осуществления в пределах их компетенции контроля за правильностью ее оказания или при угрозе распространения инфекционных заболеваний, а также при осуществлении государственного санитарного надзора;

  • по запросу организаций здравоохранения в целях организации оказания медицинской помощи пациенту или при угрозе распространения инфекционных заболеваний;

  • по письменному запросу органов уголовного преследования и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

При наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате насильственных действий, информация, составляющая врачебную тайну, сообщается в правоохранительные органы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Обязанность сохранять врачебную тайну наравне с медицинскими (фармацевтическими) работниками распространяется также на лиц, которым в установленном настоящим Законом порядке стали известны сведения, составляющие врачебную тайну.

Организации здравоохранения обеспечивают хранение медицинской документации в соответствии с требованиями сохранения врачебной тайны.

Статья 47. Анатомический дар

Анатомическим даром признается распоряжение, выраженное физическим лицом в письменной форме, о добровольном согласии на передачу после смерти его тела в организацию здравоохранения или государственное учреждение, обеспечивающее получение медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников, для использования в учебном процессе и научных исследованиях.

Гражданин имеет также право отменить свое распоряжение об анатомическом даре.

Порядок и условия совершения анатомического дара определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 48. Деятельность комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии

В целях защиты прав пациентов для участия в разработке норм медицинской этики и деонтологии, а также рассмотрения вопросов, связанных с нарушением этих норм, в организациях здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии.

Порядок создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

ГЛАВА 10
ГАРАНТИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 49. Гарантии материального и социального обеспечения работников здравоохранения

Работникам здравоохранения гарантируются условия труда, обеспечивающие надлежащее выполнение должностных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, пенсионное обеспечение, выплата выходного и других единовременных пособий, иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции могут осуществлять иные меры по созданию надлежащих условий для осуществления медицинской (фармацевтической) деятельности и социального обеспечения работников здравоохранения.

Статья 50. Права медицинских (фармацевтических) работников

Медицинские (фармацевтические) работники при осуществлении своих должностных обязанностей имеют право на:

  • обеспечение условий труда в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь о труде;

  • защиту профессиональной чести и достоинства;

  • присвоение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем профессиональных знаний и практических навыков;

  • повышение квалификации и переподготовку за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также за счет средств нанимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

  • страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью пациента, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими своих должностных обязанностей, которое осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

  • создание медицинских (фармацевтических) общественных объединений в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

  • иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Статья 51. Обязанности медицинских (фармацевтических) работников

Медицинские (фармацевтические) работники обязаны:

  • квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;

  • хранить врачебную тайну;

  • уважительно и гуманно относиться к пациентам, соблюдать их права;

  • соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии;

  • повышать уровень профессиональных знаний;

  • выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Медицинские (фармацевтические) работники обязаны также оказывать скорую (неотложную) медицинскую помощь в пределах своих возможностей нуждающимся в ней лицам вне организации здравоохранения.

Статья 52. Права и обязанности иных работников здравоохранения

Иные работники здравоохранения имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 53. Медицинские (фармацевтические) общественные объединения

Медицинские (фармацевтические) общественные объединения в соответствии с их уставными задачами принимают участие в:

  • разработке норм медицинской этики и деонтологии, а также в рассмотрении вопросов, связанных с нарушением этих норм;

  • формировании комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии;

  • разработке клинических протоколов, программ повышения квалификации и профессиональной подготовки медицинских (фармацевтических) работников;

  • присвоении медицинским (фармацевтическим) работникам квалификационных категорий;

  • подготовке соглашений по тарифам на медицинские услуги;

  • анализе профессиональных действий своих членов и иных мероприятиях, связанных с осуществлением медицинской (фармацевтической) деятельности.

В порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, медицинские (фармацевтические) общественные объединения могут принимать участие в проверке профессиональных знаний и практических навыков медицинских (фармацевтических) работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области здравоохранения.

Медицинские (фармацевтические) общественные объединения в пределах своих уставных задач имеют право вносить в государственные органы предложения по вопросам в области здравоохранения.

ГЛАВА 11
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 54. Подготовка медицинских (фармацевтических) работников

Подготовка медицинских (фармацевтических) работников осуществляется государственными учреждениями, обеспечивающими получение медицинского (фармацевтического) образования, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В период обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования, учащиеся, студенты, магистранты и аспиранты могут привлекаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, к участию в оказании медицинской помощи пациентам (занятию деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств, фармацевтических субстанций и лекарственного растительного сырья) под контролем медицинских (фармацевтических) работников, отвечающих за их подготовку.

Статья 55. Клятва врача Республики Беларусь

Лица, получившие высшее медицинское образование в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего медицинского (фармацевтического) образования, при вручении им документов об образовании установленного образца принимают в торжественной обстановке клятву врача Республики Беларусь:

«Клянусь в любое время помогать каждому пациенту независимо от его социального происхождения, вероисповедания и национальности,

всегда хранить врачебную тайну,

постоянно совершенствовать свои медицинские знания и врачебное искусство, содействовать своим трудом развитию медицинской науки и практики,

обращаться, если этого требуют интересы пациента, за советом к своим коллегам и самому никогда не отказывать им в совете и помощи,

беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины,

всегда помнить о высоком призвании врача, об ответственности перед белорусским народом и государством.

Верность этой клятве обещаю пронести через всю свою жизнь».

Статья 56. Право на занятие должностей медицинских (фармацевтических) работников

Право на занятие должностей медицинских (фармацевтических) работников имеют лица, получившие медицинское (фармацевтическое) образование, постоянно проживающие в Республике Беларусь и соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. В случаях, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, право на занятие должностей медицинских (фармацевтических) работников имеют лица, не имеющие медицинского (фармацевтического) образования.

Право на занятие должности врача-специалиста (провизора-специалиста) имеют лица, получившие высшее медицинское (фармацевтическое) образование и постоянно проживающие в Республике Беларусь, при условии прохождения интернатуры и сдачи после ее прохождения квалификационного экзамена.

Лица, получившие медицинское (фармацевтическое) образование за рубежом, допускаются к занятию должностей медицинских (фармацевтических) работников на территории Республики Беларусь в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 57. Интернатура

Лица, получившие документы о высшем медицинском (фармацевтическом) образовании установленного образца, направляются для прохождения интернатуры в качестве врача-интерна (провизора-интерна) в государственные организации здравоохранения, определяемые Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в целях углубления знаний и приобретения практических навыков по полученной специальности для последующей самостоятельной трудовой деятельности в качестве врача-специалиста (провизора-специалиста).

Сроки, порядок организации и прохождения интернатуры определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Врачи-интерны в период прохождения интернатуры оказывают медицинскую помощь пациентам под контролем медицинских работников, отвечающих за их профессиональную подготовку.

Провизоры-интерны в период прохождения интернатуры осуществляют деятельность, связанную с обращением лекарственных средств, фармацевтических субстанций и лекарственного растительного сырья, под контролем фармацевтических работников, отвечающих за их профессиональную подготовку.

После прохождения интернатуры в целях определения уровня профессиональной подготовки врач-интерн (провизор-интерн) сдает квалификационный экзамен Квалификационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Квалификационная комиссия).

В состав Квалификационной комиссии включаются работники Министерства здравоохранения Республики Беларусь, управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов, Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, учреждений образования и организаций здравоохранения.

Квалификационная комиссия дает рекомендацию о дальнейшей работе врача-интерна (провизора-интерна) в качестве врача-специалиста (провизора-специалиста) и выносит решение:

о соответствии либо несоответствии врача-интерна (провизора-интерна) квалификационной характеристике по конкретной специальности интернатуры;

о допуске врача-интерна (провизора-интерна) к работе врача-специалиста (провизора-специалиста);

о выдаче документа о прохождении интернатуры установленного образца.

Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, переводится организацией здравоохранения на должность врача-специалиста по полученной специальности.

Врач-интерн (провизор-интерн), не выдержавший квалификационного экзамена, продолжает прохождение интернатуры и допускается к его сдаче не ранее чем через три месяца.

Врач-интерн (провизор-интерн), повторно не выдержавший квалификационного экзамена, может быть допущен к его сдаче не ранее чем через год.

Статья 58. Научная деятельность в области здравоохранения

Деятельность медицинских (фармацевтических) работников основывается на достижениях мировой и отечественной медицинской науки и практики.

Научная деятельность в области здравоохранения осуществляется медицинскими (фармацевтическими) научными организациями (научно-исследовательскими институтами, научно-практическими центрами и другими научными организациями), государственными учреждениями, обеспечивающими получение высшего медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в соответствии со своей компетенцией осуществляет государственное управление научной деятельностью в области здравоохранения, координацию научной деятельности государственных медицинских (фармацевтических) научных организаций, государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников.

Статья 59. Магистратура

Подготовка кадров на второй ступени высшего медицинского (фармацевтического) образования (в магистратуре) в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего медицинского (фармацевтического) образования, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 60. Аспирантура и докторантура

Подготовка научных работников высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре осуществляется в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников, а также в государственных медицинских (фармацевтических) научных организациях, которые в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке получили право заниматься послевузовским образованием.

Статья 61. Клиническая ординатура

Клиническая ординатура – высшая форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, в целях углубления профессиональных знаний и совершенствования практических навыков, освоения передовых медицинских технологий, решения задач кадрового обеспечения здравоохранения.

Подготовка в клинической ординатуре осуществляется в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников, а также в государственных медицинских научных организациях.

Сроки, порядок организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Врачу-специалисту после прохождения подготовки в клинической ординатуре выдается документ установленного образца.

Врач-специалист во время прохождения подготовки в клинической ординатуре оказывает медицинскую помощь в порядке, предусмотренном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 62. Повышение квалификации и переподготовка медицинских (фармацевтических) работников

Повышение квалификации и переподготовка медицинских (фармацевтических) работников осуществляются государственными учреждениями, обеспечивающими получение медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Лица, имеющие высшее и (или) среднее специальное медицинское (фармацевтическое) образование, не работавшие по имеющейся специальности более трех лет, допускаются к работе в организациях здравоохранения только после повышения квалификации или прохождения переподготовки по соответствующей специальности, за исключением лиц, которым гарантии их трудовых прав установлены законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 12
ОБЯЗАННОСТЬ СОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАСХОДОВ НА ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Статья 63. Обязанность содействия медицинским работникам

Физические и юридические лица обязаны содействовать медицинским работникам при оказании медицинской помощи.

При угрозе жизни человека медицинские работники имеют право использовать любой вид транспорта, имеющийся в данной обстановке, для проезда к месту его нахождения либо для транспортировки его в ближайшую организацию здравоохранения. В случае отказа выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта должностное лицо или владелец транспортного средства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

При авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях спасатели, сотрудники органов внутренних дел и иные лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимают неотложные меры по спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи.

Действие настоящей статьи не распространяется на организации и граждан, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Статья 64. Возмещение организациям здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи

Физические и юридические лица, причинившие ущерб здоровью граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, возмещают организациям здравоохранения, иным организациям и индивидуальным предпринимателям расходы на оказание пострадавшим медицинской помощи в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 65. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о здравоохранении

За нарушение законодательства Республики Беларусь о здравоохранении виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 2, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона. 

Президент Республики Беларусь

Порядок оказания платных медицинских услуг, оказываемых государственными медицинскими учреждениями иностранным гражданам 

I. Общие положения

1.1. Употребляемые в тексте термины означают:
- ";Государства Содружества"; - государства, подписавшие Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Белоруссия) в г.Москве 27.03.1997 г.;
- ";Государство постоянного проживания"; - государство гражданства пациента, в котором он постоянно проживает;
- ";Государство временного пребывания"; - государство, предоставляющее медицинские услуги пациенту, не являющемуся гражданином этого государства;
- ";Направляющая сторона"; - государство Содружества в лице Министерства здравоохранения, направившее одного из своих граждан для получения медицинской помощи в Республику Беларусь;
- ";Принимающая сторона"; - Республика Беларусь, обеспечивающая предоставление медицинских услуг гражданам другого государства Сообщества;
- ";Скорая и неотложная медицинская помощь"; - комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью окружающих;
- ";Плановая медицинская помощь"; - комплекс медицинских услуг, предоставляемых при нарушениях физического или психического здоровья пациента, не предоставляющих непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих.

";Резиденты";:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов Республики Беларусь;
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- находящиеся за пределами Республики Беларусь филиалы и представительства резидентов, указанных во втором и третьем абзацах настоящего определения.

";Нерезиденты";:

- физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями резидентов Республики Беларусь;
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
- находящиеся в Республике Беларусь филиалы и представительства нерезидентов, указанных во втором и третьем абзацах настоящего определения.

Действующий Порядок распространяется на иностранных граждан - нерезидентов Республики Беларусь.

1.2. Медицинская помощь гражданам государств Содружества осуществляется всеми лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) Республики Беларусь, независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности, в следующем порядке:
1.2.1. Беспрепятственно и бесплатно для всех граждан государств Содружества - скорая и неотложная медицинская помощь;
1.2.2. На платной основе за счет направляющей Стороны или личных средств граждан, а также за счет благотворительных взносов и пожертвований организаций, предприятий, в том числе международных, и других внебюджетных источников - плановая медицинская помощь, включая медико-социальную;
1.2.3. Бесплатно для отдельных категорий граждан, работающих, обучающихся, проходящих воинскую службу, в соответствии с международными договорами Сторон, на территории Республики Беларусь, гражданами которого эти лица не являются, и членов их семей - за счет средств принимающей Стороны, а также заинтересованных министерств и ведомств (министерств образования, обороны, пограничных и таможенных служб и других) - виды медицинских услуг, определенные договорами добровольного медицинского страхования или международными договорами в части оказания медицинской помощи.
1.3. При направлении граждан государств Содружества на обследование и лечение в медицинские учреждения Республики Беларусь, обязательно наличие гарантийного обязательства об оплате фактической стоимости оказанных медицинских услуг с указанием банковских реквизитов и почтового адреса направляющей Стороны, а также соответствующих медицинских документов (выписки из истории болезни, данных обследования и лечения и др.).
1.4. После завершения лечения в адрес направляющей стороны или пациента, а также (физического, юридического) лица, представляющего его интересы, представляются:
- счет за оказанную медицинскую помощь (общая сумма, подлежащая оплате, а также стоимость 1 койко-дня, проведенных диагностических и лечебных манипуляций и др.) с указанием банковских реквизитов и почтового адреса лечебно-профилактического учреждения, предоставившего медицинские услуги;
- подробная выписка из истории болезни с указанием порядка госпитализации пациента (плановая - экстренная), сроков пребывания в стационаре, полного диагноза заболевания, проведенных диагностических и лечебных манипуляций, причин задержки больного в стационаре сверх общепринятых сроков и др.
1.5. В случае утраты гражданами государств Содружества трудоспособности в период нахождения в Республике Беларусь в порядке, установленном нормативно-правовыми актами принимающей стороны, оформляются:
- листок нетрудоспособности образца, принятого в Республике Беларусь, который затем подлежит замене на документ установленного в государстве постоянного проживания образца, удостоверяющий факт временной утраты трудоспособности вследствие заболеваний, травмы и др.;
- посыльный лист для проведения экспертизы стойкой утраты трудоспособности образца, принятого в Республике Беларусь.
1.6. Лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь на основании вида на жительство и являющихся гражданами государств Содружества, согласно Соглашению об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанному в Москве 27.03.97 г., скорая и неотложная медицинская помощь осуществляется на бесплатной основе, а плановая медицинская помощь - за плату.
1.7. Лицам, официально признанным беженцами, плановая медицинская помощь на территории Республики Беларусь оказывается в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь.
1.8. Гражданам стран, не входящим в государства Содружества, плановая, скорая и неотложная медицинская помощь осуществляется на платной основе.
В случае неожиданного заболевания или несчастного случая гражданину Республики Польша, временно находящемуся на территории Республики Беларусь, оказывается бесплатное медицинское обслуживание до того времени, пока состояние больного не позволит осуществлять его безопасную транспортировку до границы Польши. Транспорт до границы предоставляется лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим помощь.
1.9. Гражданам Российской Федерации на бесплатной основе осуществляется диагностика и лечение возникших в период нахождения в Беларуси социально-опасных заболеваний по перечню, предусмотренному в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Имеющим звания Героя Советского Союза и кавалеров Орденов Славы трех степеней на бесплатной основе оказываются все виды медицинской помощи.
1.10. Официальным языком для заполнения медицинской документации является русский.

II. Порядок предоставления скорой и неотложной медицинской помощи.

2.1. С граждан стран, не входящих в государства Содружества и Республики Польша, за оказание скорой и неотложной медицинской помощи взимается плата по прейскуранту на медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам.
2.2. Скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности предоставляется беспрепятственно и в необходимом объеме во всех ЛПУ (независимо от наличия или отсутствия медицинского страхового полиса) гражданам государств Содружества и Республики Польша, не являющимся гражданами Республики Беларусь.
2.3. Возмещение затрат ЛПУ за оказание медицинской помощи по экстренным показаниям гражданам государств Содружества и Республики Польша в случаях, предусмотренных п. 2.1, осуществляется за счет средств лечебно-профилактического учреждения в соответствии с действующей системой финансирования здравоохранения.
2.4. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна транспортировка пациента, за оказанную в дальнейшем медицинскую помощь взимается плата как за плановую с оплатой стоимости предоставленных медицинских услуг.
2.5. Возможность безопасной транспортировки больного определяется клинико-экспертной комиссией ЛПУ, оказывающего медицинскую помощь, которая несет юридическую ответственность за правильность заключения о транспортабельности пациента.
Согласие на транспортировку подтверждается письменно больным или сопровождающими его лицами в установленном порядке в медицинских документах, остающихся в ЛПУ и выдаваемых на руки пациенту.
Процедура получения и оформления согласия на транспортировку пациента осуществляется в соответствии с законодательством Сторон.
2.6. При необходимости транспортировки больного в государство постоянного проживания информация о его состоянии сообщается в посольство и министерство здравоохранения государства, гражданином которого является пациент.
2.7. В случаях положительного решения полномочными представителями государства Содружества, гражданином которого является больной, вопроса о необходимости транспортировки больного средствами санитарной авиации, оплата этой услуги производится за счет государства постоянного проживания или из личных средств пациента, а также средств физических и юридических лиц.
В этих случаях счет за транспортировку больного направляется в министерство здравоохранения соответствующего государства не позднее 10 дней после выписки пациента.
2.8. В случаях продолжения лечения граждан в ЛПУ Республики Беларусь после устранения непосредственной угрозы их жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных медицинских услуг в соответствии с п. 2.3 настоящего Порядка производится непосредственно пациентом или юридическим (физическим) лицом, представляющим его интересы, по прейскуранту на медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам.
При невозможности оплаты дальнейшего лечения больного, а также в случаях его недееспособности и отсутствия сопровождающих лиц информация о состоянии больного сообщается в посольство государства постоянного проживания пациента.
В случаях положительного решения полномочными представителями государства, гражданином которого является пациент, вопроса о целесообразности продолжения его лечения в Республике Беларусь, счет за оказанные медицинские услуги направляется в министерство здравоохранения государства постоянного проживания.

III. Порядок предоставления плановой медицинской помощи.

3.1. Оказание плановой медицинской помощи гражданам иностранных государств, включая и государства Содружества и Республики Польша, осуществляется на платной основе согласно прейскуранту на медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам.
Основанием для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи является наличие заключенного договора (приложение N 2) или гарантийное обязательство направляющей страны или юридического (физического) лица, представляющего интересы пациента об оплате фактической стоимости медицинской помощи.
Расчет за предоставленные медицинские услуги производится гарантировавшим оплату юридическим (физическим) лицом, представляющим интересы пациента.
При отсутствии указанных документов плановая медицинская помощь может быть оказана после осуществления предоплаты в размере не менее ориентировочной стоимости лечения с проведением последующих взаиморасчетов по фактическим затратам между ЛПУ и пациентом или физическим (юридическим) лицом, его представляющим.
3.2. Плановая медицинская помощь гражданам иностранных государств Содружества, работающим по контракту (трудовому договору) в учреждениях, предприятиях, организациях Республики Беларусь осуществляется:
- за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом, в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования или гарантийными обязательствами работодателя по оплате фактической стоимости оказанных медицинских услуг и путем предоплаты в размере не менее ориентировочной стоимости обследования и лечения. Счет за оказанную медицинскую помощь направляется в соответствующую страховую медицинскую компанию или по месту работы пациента;
- за счет личных средств граждан с предоплатой в размере не менее ориентировочной стоимости обследования и лечения и проведением последующих взаиморасчетов по факту;
- эти же положения распространяются на граждан, живущих в приграничных районах и работающих на территории (в учреждениях, предприятиях, организациях) Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами о приграничном сотрудничестве.
3.3. Оплата лечения профессиональных заболеваний или производственных травм, связанных с трудовой деятельностью граждан иностранных государств на территории Республики Беларусь, также осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных Гражданским Кодексом и законодательством об охране труда и охране здоровья Республики Беларусь.
3.4. Медицинская помощь гражданам иностранных государств, обучающимся в образовательных учреждениях среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования Республики Беларусь осуществляется в порядке и объемах, предусмотренных:
3.4.1. Международными договорами Сторон в части оказания медицинской помощи - за счет соответствующих бюджетов принимающей Стороны;
3.4.2. Контрактом между учебным заведением и проходящим обучение гражданином или физическим (юридическим) лицом, представляющим его интересы, - в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования или гарантийным обязательством образовательного учреждения об оплате фактической стоимости оказанных медицинских услуг и предоплатой не менее ориентировочной стоимости обследования и лечения, при этом счет за оказанную медицинскую помощь направляется в соответствующую страховую компанию или по месту обучения пациента;
3.4.3. За счет личных средств граждан с предоплатой в размере не менее ориентировочной стоимости обследования и лечения и проведением последующих взаиморасчетов по факту.
3.5. Плата за предоставленные услуги физическим лицам-нерезидентам производится в СКВ по ценам прейскуранта на медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам.
Предъявленная к оплате сумма в СКВ перечисляется пациентом физическим лицом - нерезидентом или физическим (юридическим) лицом - нерезидентом, представляющим интересы пациента-нерезидента, на валютный счет лечебно-профилактического учреждения здравоохранения, оказавшего платную медицинскую услугу, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Окончательный расчет за оказанную медицинскую услугу производится по завершению пребывания пациента в лечебном профилактическом учреждении здравоохранения.
В случае изменения объема оказанных медицинских услуг составляется акт по прилагаемой форме (приложение N 3), на основании которого производится перерасчет с пациентом стоимости оказанных медицинских услуг.

IV. Ответственность сторон.

4.1. Оплата счетов ЛПУ за оказанную медицинскую помощь иностранным гражданам производится направляющей страной не позднее чем в течение 20-ти дней со дня их получения.
За несвоевременную оплату счетов уплачивается пеня, если это предусмотрено законодательством или договором.
4.2. Претензии по качеству и объемам оказанной медицинской помощи, финансовым расчетам, а также в связи с несвоевременной оплатой счетов за предоставленные медицинские услуги рассматриваются в соответствии с нормами международного права и законодательством Республики Беларусь.
В случае заключения дополнительных межправительственных и иных соглашений по сотрудничеству в области здравоохранения с регламентацией вопросов оплаты медицинской помощи иностранным гражданам, а также изменений в законодательстве Республики Беларусь в области валютного регулирования, Министерство здравоохранения вносит соответствующие изменения и дополнения в настоящую инструкцию.

Приложение 1

к Положению о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, утвержденному решением Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 18 декабря 1996 г. (протокол заседания N 6, р. VIII, п. 1)

ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ БЕЗ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Бациллярные формы туберкулеза, требующие стационарного лечения.
2. Синдром приобретенного иммунодефицита человека, осложненный острыми инфекционными заболеваниями.
3. Трахома, лепра.
4. Острые инфекционные заболевания, требующие стационарного лечения.
5. Особо опасные инфекционные заболевания (по эпидпоказаниям).
6. Острые алкогольные психозы.
7. Абстинентные синдромы при нарко- и токсикоманиях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Континентальная хоккейная лига регламент проведения открытого чемпионата россии по хоккею – чемпионата континентальной хоккейной лиги сезона 2008 – 2009 годов ( c изменениями и дополнениями по состоянию на 02 августа 2008 года)

    Статья
    ... 2009ГОДОВ (c изменениями и дополнениямипосостояниюна 02 августа 2008 года ... до 10июля 2008 годадокументы, ... посостояниюна 01 июня 2008 года за подписью руководителя клуба и главного ... третьей страниц паспортов ... виде текст Государственного ...
  2. КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ (Поглавный) Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2007 года Под общей редакцией доктора юридических наук

    Кодекс
    ... стоимости посостояниюна 1 января каждого года. Физические лица, имеющие льготы, самостоятельно предоставляют необходимые документы ... годпо вновь введенным соглашениям; в срок не позднее 10 дней с даты утверждения: - изменения и (или) дополнения ...
  3. Методические рекомендации по подготовке отчетной документации по результатам выполненных научно-исследовательских опытно-конструкторских опытно-технологических работ по государственным контрактам заключенным в рамках федеральной целевой программы

    Методические рекомендации
    ... подписания документана отдельном листе, следующем за текстомдокумента. 2.9 Листы каждого документа должны ... Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениямипосостояниюна10 апреля 2009 г. ] // Собрание законодательства РФ. – ...
  4. Введение 5 Паспорт Программы 6 Раздел I Оценка итогов социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009 годы 12 1 1 Общие положения 12 1 2 Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2005−2009

    Программа
    ... законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ... до 5,7%. Посостояниюна 01 июля2009года объём накопленных ... годах 25 мая 2009года, с учётом главных тенденций функционирования экономики, сложившихся в конце 2008 года и 2009году ...
  5. Сборник документов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

    Автореферат диссертации
    ... годах»главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации В.Н. Кирьянов «16» октября 2009 ... учащихся России” (Текстдокумента с изменениями и дополнениямипосостояниюна ноябрь 2007 года) Объявляю Постановление ...

Другие похожие документы..