textarchive.ru

Главная > Документ


История с. Добринка

19 апреля 1743 года под гром артиллерийской кананады был заложен г. Оренбург. Он строился как крепость. До его основания Сакмарский казачий городок был единственным русским поселением в уральских местах. В первой половине XVIII века это была далёкая окраина Российской империи.. Во второй половине XVIII века Оренбургская губерния занимала обширную территорию Южного Урала, Приуралья и части Казахстана. Власть в крае принадлежала губернатору. Население было сравнительно немногочисленным. По переписи населения 1762 года здесь проживало 472 000 человек (без казаков): около половины - государственные крестьяне, помещичьих и заводских крестьян было 70 000. Дворяне составляли менее 1% жителей.

background: #ffffff"> Русских в 60-е годы насчитывалось 250 000 человек и их численность росла вместе с ростом числа переселенцев. К концу XVIII века население губернии и достигло 760 000 человек. Основание Оренбурга и устройство укреплений положило начало широкому движению переселенцев. Сотни и тысячи людей устремились сюда в поисках свободной земли. Лучшей доли искали здесь беглые, различные «сходцы», люди «не помнящие родства», и поселялись, несмотря на запрещения и преследования властей. Они записывались в крестьян и в казаков.

В середине XVIII века началось массовое переселение из среднего Поволжья. Этими переселенцами - русскими, татарами, мордвой, чувашами - были основаны многие селения на территории Бугурусланского, Северного, Абдулинского, Пономарёвского, Шарлыкского и др.районов.

Во второй половине XVIII века начинается (формирование) разложение феодально-крепостнического строя в России.

Чтобы ослабить остроту земельного вопроса в центре страны, спасти крепостные имения от упадка, многие помещики из центральных губерний переселяются в Заволжье и другие окраины. С середины XVIII века начинается формирование помещичьего землевладения в Оренбургской губернии. Помещ ики здесь скупали огромные территории у башкир, а т о и забирали их обманом, подкупом, спаиванием.

Среди имений появились и такие знаменитые, как им.ения Карамзиных, Державиных, Куроедовых, Аксаковых, Булгаковых и т.д.

Предками добринцев являются крестьяне бывшей Тамбовской губерни.и.

Есть такое народное толкование относительно названия села, его происхождения.

В 60-х годах понаехало начальство из губернии и уезда, назначили старосту, выписали попа, стали строить церковь. Землемеры отводили участки, нарезали земли. Вот они будто бы и дали название селу. Чтобы землемеры отвели побольше земли, мужики хорошо угощали приезжих. Недели две гуляли, песни пели. «Народ здесь хороший, добрый, - говорили они, - пусть и село называется Добринской»

На самом же деле название селу дали не землемеры, а сами крестьяне - переселенцы, т.к. большинство были выходцами из села Доброе Усманского уезда Тамбовской губернии. Сейчас Доброе - районный центр Липецкой области.

Юные историки прислали в наш музей книгу, где очень интересно рассказывается о родине наших предков, поселившихся здесь, о современных далёких родственниках наших односельчан.

Основав небольшое селение на реке Бикул; крестьяне назвали его Добренькое (уменьшительное от названия большого Тамбовского села Доброе). Слово «доброе» в русском языке применяется в смысле «хорошее». Постепенно название Добренькое трансформировалось в Добринка, ставшее названием села. По свидетельству старожилов, первыми пришельцами-переселенцами были Садчиковы, Тихоновы, Касымовы. Местность понравилась им тем, что здесь протекала река Бикул, в ней водилось много рыбы, по берегам тянулся густой лес, который был необходим для хозяйственных нужд. В лесу, оврагах было много разной дичи. Большие просторы занимали луга и пастбища, кругом была плодородная земля.

На первых порах жили в землянках и понемногу обзаводились хозяйством. Затем стали ставить добротные рубленые дома. Правда, дома топились по-чёрному, окна были маленькие, без стекла, стекло заменял пузырь животных. В избе в холодный период находились телята, ягнята, куры.

Было темно и сыро в таких избах. В тёмное время суток изба освещалась огоньком лучины или коптилки, едва-едва был виден стол. Долгими зимними вечерами мужчины плели лапти, корзины, кошёлки, а женщины пряли и ткали. Тяжёлой была жизнь предков и на новых землях. Все работы выполнялись вручную. Особенно было трудно с весны до поздней осени. Чтобы прокормиться работали с рассвета до тёмной ночи. Но переселенцы всё прибывали, и вдоль берега реки вырастали всё новые и новые избушки. Рядом с тамбовцами селились рязанские и курские крестьяне.

В период с 1862 года по 1874 год в Добринку прибыли крестьяне из Тамбовской, Рязанской, Курской, Тульской и Пензенской губерний.

К этому времени в селе насчитывалось 315 дворов с населением 2 402 человека. Годом рождения села является 1862 год, т.к. священник Михаил Преображенский в своём отчёте в Оренбургскую епархию за 1896 год пишет, что в 1862 году прибыл первый «садчик» (то есть переселенец). Священник в своём описании жалуется на скудные сборы с прихожан, на их сильную бедность. Многие православные не посещают церковь, их дети не учатся по причине того, что не во что одеться. Грамотных мужчин было - 15%, женщин - 3%. (Архивный фонд 173-3-5262).

Старинный каменный мост с. Добринка.

Середина XIX века

Переселенцам землю нарезали по числу «едоков», через 15-20 лет в селе произошло расслоение крестьян на бедных и богатых.. В неурожайные годы бедные крестьяне нанимались, чтобы прокормить семью, к богатым..

В 1905-1907 годах революция докатилась и до Добринки. Бедняками были разгромлены имение купца Субботина и Шарского монастыря.

Каменные постройки с. Добринка

В 1911 году Добринка стала центром волости. Волостное правление находилось на месте теперешней амбулатории. Волостным старшиной был Честноков Степан, позже его сменил Соболев, затем Постников. Писарем был Кожемякин Николай. При волостном правлении находилась «чижовка», куда сажали арестованного или человека заподозренного в чём-то плохом.

До революции в Добринке был базар, с базарной площадью между современными мельницей и медпунктом.

В селе была церковно-приходская школа, построенная в 70-х годах XIX в. Она была построена (как и поповский дом) на средства односельчан. Основной дисциплиной был Закон Божий, который преподавал священник.

До революции в селе проживали политические ссыльные: Иван Матвеевич Павленко дожил здесь до победы социалистической революции и стал первым председателем волисполкома. Героями гражданской войны стали Пажитных И.Н., Симатов С.Ф.

Комсомольская организация была создана в 1921 году. Первым комсомольцем, как свидетельствуют старожилы, был Андриан Дубоносов, погибший в годы Великой Отечественной войны с фашистской Германией.

В 1923 году в село приехал учитель - Котельников Андрей Георгиевич, который создал первую пионерскую организацию.

Кстати, 1921 год был неурожайным. Ели траву, собак, кошек. Но это не помогло. Вымерло 1/3 часть населения Добринки.

В 1922 году собрали неплохой урожай, жить стало легче.

Пионеры и комсомольцы тогда вели большую общественную работу. Они помогали учителям вести ликвидацию неграмотности, ставили концерты. К 1928 году всё население имело начальное образование.

В 1933 году школа стала семилетней, а в 1938 году средней..

В 1930 году в Добринке создали ТОЗ (Товарищество по обработке земли), а затем началась коллективизация..

В 1933 году крестьяне создали в Добринке два колхоза: имени Дмитриевка и имени Тельмана.

После Великой Отечественной войны произошло объединение, и колхоз был назван в честь Михаила Ивановича Калинина. Колхоз им.Калинина существовал до 1991 года.

В годы войны 250 добринцев были призваны в ряды Вооружённых сил защищать Родину от фашистов, из них 180 человек остались на полях сражений.

В послевоенное время село постепенно обновлялось, отстраивалось, но уже начиная с 60-х годов, начался отток населения в город из-за неустроенностей бытовых условий жизни.

Крестьян ограничивали в количестве содержания скота, не строили благоустроенных квартир.

И как всюду по стране жители деревни стали покидать родные места, уезжая в город, где получали квартиры со всеми удобствами, имели два выходных в неделю, получали приличную заработную плату, оплачиваемые отпуска.

В колхозе сократилось количество рабочих рук, сократилось население в деревне.

Крестьян ограничивали в количестве содержания скота, не строили благоустроенных квартир.

И как всюду по стране жители деревни стали покидать родные места, уезжая в город, где получали квартиры со всеми удобствами, имели два выходных в неделю, получали приличную заработную плату, оплачиваемые отпуска.

В колхозе сократилось количество рабочих рук, сократилось население в деревне.


Центральная улица села

С конца 70-х годов началось интенсивное строительство в деревне. Были построены: административное здание, прекрасный Дом культуры, магазины, новая школа, детский сад, амбулатория, баня, столовая, а главное, начали строить благоустроенные квартиры.


Деревенский уклад жизни сельчан

В колхозе оборудовали мехток, больше стало уделяться внимания бытовым условиям животноводов, оборудована комната отдыха, столовая, где животноводы питаются вкусными и дешёвыми обедами, оборудован душ.

В селе все дома были радиофицированы, каждая семья стала вьписывать по несколько экземпляров газет и журналов.

По селу провели водопровод, почти в каждый дом пришла вода.

В село ежедневно стал ходить автобус по маршруту Оренбург-Добринка. Была заасфальтирована дорога Оренбург-Александровка. Шоссе проходит по селу Добринка.

В селе стало три магазина: промтоварный, продуктовый и хозяйственный, где можно было всё купить от иголки до мотоцикла.

Цены на товары были невысокие, посильно было купить всё, что было необходимо человеку. Была торговля в кредит. Большинство жителей в это время приобретали телевизоры.

В колхозе появилась мощная техника: КАМАЗы, К-700.

В 80-х годах в Добринке выросло две улицы: Молодёжная и Просторная с двухквартирными домами, в которых были ванные комнаты и туалеты. Пришли работать в колхоз специалисты с высшим образованием.

Обновление села

Культурный и образовательный уровень колхозников неизмеримо вырос.

Но пришло время перестройки в стране. Она коснулась и Добринки.

В 1991 году колхоз имени Калинина был преобразован в акционерное общество «Добринка.». «Добринка» стала подсобным хозяйством Газпрома.

В 90-е годы сельское хозяйство перестало финансироваться, прекратилась денежная оплата труда работающих.

Наступило трудное время однако Газпром оказывал помощь селу.

В период с 1991 по 1997 годы в с.Добринка были построены и сданы в эксплуатацию: молокозавод, построенный по французской технологии.


Добринский молокозавод

ПРОДУКЦИЯ С. ДОБРИНКА ПОЛЬЗУЕТСЯ СПРОСОМ

У НАСЕЛЕНИЯ И РЕАЛИЗУЕТСЯ В МАГАЗИНАХ ГОРОДА ОРЕНБУРГА.


В процессе работы

Мясо перерабатывающий цех (колбасный цех), маслобойня, построена гостиница с сауной и бильярдной комнатой, новые зерносклады, хлебопекарня, общежитие для малосемейных, телевизионная высотная антенна. А самое главное в конце 1997 года в дома жителей села пришло голубое топливо - природный газ.

И снова в Добринку потянулись переселенцы, более 30 семей приехало из различных мест России. Село стало многонационалыюе, но добринцы радушно принимают всех.

Современные зернохранилища

Жители села поддерживают культурные традиции своего села. Ежегодно проходят общие гулянья «Проводы зимы», концерты традиционных праздников, ежегодно участвует село в смотре художественной самодеятельности «Обильный край благославенный!», неоднократно были участниками районного и зонального конкурса.

Хор Добринского СДК

на заключительном концерте в с. Алексансандровка

Учащимися школы собран материал по фольклору Оренбургского края. Создан красочный буклет по воспоминаниям старейшей жительницы села Климентовой Валентины Алексеевны учащимися 9 класса Крутовой Мариной и Никулиной Светланой.

Жавороночки,

Перепелочки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое.

Ой вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Жавороночки,

Прилетите к нам!

Принесите нам.

Теплу летушку!

Нам зима-то надоела.

Весь хлебушек поела,

И соломку подбрала,

И мякину подмела.

Дай, весна, годы добрые,

Годы добрые, хлебородные!

Чтобы было с чего пиво варити,

Ребят женити, девок отдавати.

Много интересного материала собрано по истории родного края и села в краеведческом музее «Память», основанного учителями школы Терентьевым А.Д. и Терентьевой Л.О. Учащиеся школы вместе с руководителем музея пополняют фонд музея, ведя поисковую работу.

Краеведческий музей «Память»

Встреча учащихся с участниками «горячих точек»

Старое здание школы было деревянным и сгорело. Новое здание школы было построено в 1979году. В настоящее время школа средняя общеобразовательная и является одной из лучших в районе. Неоднократно школа являлась победительницей конкурса «Школа года». На протяжении многих лет школой руководит высококвалифицированный педагог – Мокина Елена Львовна.

Современное здание школы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА Конспект лекций Курс лекций Ответственный редактор проф

    Конспект
    ... И ЕЁ МЕСТО ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. Россия в мировой истории. Историю России можно познать только ... договоры, заключенные царизмом; впервые в истории, проявляя добрую волю и дружеские чувства, заключила новые ...
  2. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УФ АН СССР (1932—1937)

    Документ
    ... профессиональные историки предпочитают писать ее историю в доброй традиции «роли партии в ... © Е. Н. Колосова, 2007 Вся история первого этапа организации УФАНа в документах ... контингент института, вошедший в историю под именем «ленинградского десанта», ...
  3. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УФ АН СССР (1932—1937)

    Документ
    ... профессиональные историки предпочитают писать ее историю в доброй традиции «роли партии в ... © Е. Н. Колосова, 2007 Вся история первого этапа организации УФАНа в документах ... контингент института, вошедший в историю под именем «ленинградского десанта», ...
  4. Vyacheslav Moiseev /~vsue3e06 Логика Добра

    Документ
    ... отдельного человека. Цель человеческой истории – полнота Добра. Почему Добро входит в материальное воплощение ? Это ... – в борьбе богочеловеческого и зверочеловеческого начал мировой истории. Добро входит в плотное материальное бытие, частью ...
  5. История политических и правовых учений (4)

    Список учебников
    ... наук имеет свою историю (история основных школ и ... добрых, верных и способных служителей". Осудив крепостное право в теории, в истории ... истории) с требованием представителей естественного права о нравственных ориентирах права. Содержание идеи добра ...

Другие похожие документы..