Главная > Документ


Государственное казенное учреждение Краснодарского края

«Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»

Методические материалы

по подготовке к действиям

в чрезвычайных ситуациях

и по гражданской обороне

гор. Краснодар

Тема № 1/1

«Организационные основы гражданской обороны.

Нормативно-правовое регулирование

в области гражданской обороны»

За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского договора, исчезла идеологическая конфронтация между странами, уменьшилось военное противостояние.

Вместе с тем, несмотря на определенное смягчение международной обстановки, военная опасность для большинства стран в мире продолжает сохраняться. Мало того, наблюдается постоянный рост количества возникающих вооруженных конфликтов. За 50 лет после второй мировой войны в так называемых средних и малых войнах погибло около 40 млн. человек, что сопоставимо с числом жертв в мировых войнах. При этом неуклонно возрастают потери гражданского населения.

Несмотря на то, что в последние годы опасность прямой военной агрессии против России уменьшилась, военная опасность для нее сохраняется, а при определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты.

Наиболее вероятными военными конфликтами в настоящее время могут быть приграничные межгосударственные, внутренние вооруженные конфликты и локальные войны. Не исключено развязывание на границах России одновременно и последовательно нескольких локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом возможно нанесение ударов по тыловым объектам страны с целью снижения ее экономического потенциала с применением высокоточного оружия.

Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных военных и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают.

В последнее время значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутригосударственный терроризм, имеющий возможность использовать в своих целях средства массовой информации.

Весь ход исторического процесса, политика ряда государств и, особенно блока НАТО, убедительно свидетельствуют о том, что военные угрозы настоящего времени и на перспективу остаются реальными для населения России. Этим обусловлена необходимость поддержания готовности по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей страны на уровне, адекватном реальным угрозам. Главное место в решении данной задачи отводится гражданской обороне.

1. Основы государственной политики и нормативно-

правовое регулирование в области ГО.

Международным гуманитарным правом (Женевские конвенции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.

В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую государственную систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 04.10.1932 г. «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона страны. МПВО организовывала и проводила комплексные организационно-технические мероприятия по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы подразделений и частей МПВО, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся авиационные бомбы.

В 1956 г. в связи с угрозой применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены задачи. Она стала организовываться и проводится на территории всей страны. В 1961 г. МПВО преобразуется в гражданскую оборону СССР, которая становиться составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР.

За время своего существования гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961 – 1972 г.г.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ядерных ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения из городов – вероятных целей нападения – в загородную зону. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска гражданской обороны. Создавались массовые невоенизированные спасательные формирования.

На втором этапе (1972 – 1992 г.г.) появились новые аспекты в ведении гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений. В это время ежегодно в стране в среднем вводилось убежищ вместимостью на 1 млн. человек, противорадиационных укрытий на 3-4 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок. Особую актуальность приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой также было возложено на гражданскую оборону.

С 1992 г. начался третий этап развития гражданской обороны.

Чем характерен этот период?

Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и соответственно на роль и место при этом гражданской обороны.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно- политическая обстановка в мире – значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям гражданской обороны.

В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. Проблематичной стала угроза реального применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

В этот период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

Гражданская оборона выводится из структуры Минобороны России и объединяется с ГКЧС России. Органы ее управления и войска гражданской обороны нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планируется преобразование войск гражданской обороны в государственную спасательную службу и реорганизуются формирования гражданской обороны.

В-четвертых, после распада СССР в условиях коренного реформирования общества изменилось геополитическое положение и социально- экономическая обстановка в России. Ушел в прошлое авторитарный режим, изменились формы собственности. Государство встало на демократический путь развития. В то же время следует отметить, что экономическое положение России резко ухудшилось, что не могло не сказаться на выполнении мероприятий гражданской обороны и потребовало уделить поддержанию ее на должном уровне и дальнейшему совершенствованию самое пристальное внимание.

Основными принципами организации современной гражданской обороны являются: территориально – производственный принцип ее построения; соответствие структуры гражданской обороны государственному устройству страны и решаемым задачам; максимально полное соответствие организации гражданской обороны требованиям как мирного, так и военного времени.

Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих при ведении военных действий предотвращение или максимальное снижение людских потерь и материального ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Государственная политика в области гражданской обороны формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О гражданской обороне» и других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, общепринятых норм и принципов международного права в данной области, а также с учетом следующих основных принципов:

– защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

– организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации;

– мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, планируются заблаговременно, осуществляются по возможности в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов;

– мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территориям и объектам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций;

– гражданская оборона является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.

Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:

  • обеспечение подготовки современной гражданской обороны к выполнению свойственных ей функций в условиях возможных военных действий любого масштаба и всех форм возможных вооруженных конфликтов;

  • обеспечение функционирования гражданской обороны по принципу стратегической мобильности, предусматривающему поэтапное наращивание мероприятий гражданской обороны по времени и территории в зависимости от уровня внешних угроз, концентрацию сил и средств в нужное время и в нужном месте, наличие мобильных резервов материально-технических резервов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, а также мобильных технически оснащенных сил, прикрывающих территории, отнесенные к группам по гражданской обороне, и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, а также целые регионы;

  • гражданская оборона занимает особое место в сфере вооруженного противоборства, руководствуясь положениями Дополнительного протокола №1 к Женевским конвенциям 1949 г, и выполняет гуманную миссию – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий;

  • в мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской обороны, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны. В этих целях предусматривается и ведется разработка Положения о гражданской обороне Российской Федерации, Основ подготовки и ведения гражданской обороны, Концепции защиты населения Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.;

  • совершенствование системы государственного управления в области гражданской обороны, включая восстановления на всех уровнях института начальников гражданской обороны, создания служб гражданской обороны и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны;

  • совершенствование и поддержание в готовности пунктов управления, разработку на всех уровнях планов гражданской обороны и мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны;

  • совершенствование сил и средств гражданской обороны, включая реформирование войск гражданской обороны в поисково-спасательные службы, создание на их базе государственной спасательной службы, реорганизацию невоенизированных формирований гражданской обороны в нештатные аварийно-спасательные формирования, а сети наблюдения и лабораторию контроля гражданской обороны - в систему мониторинга природных, техногенных и военных угроз и опасностей, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному проведению аварийно – спасательных и других неотложных работ;

  • создание на федеральном, региональном и местном уровнях мобильных группировок сил гражданской защиты, реконструкцию систем оповещения населения с учетом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия;

  • дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих современным социально – экономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения;

  • развитие системы научных знаний в области гражданской обороны, включая разработку теории гражданской обороны, организацию и проведение НИОКР;

  • активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской обороны, включая подготовку, подписание и реализацию двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской обороне, всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности стран – участников Содружества Независимых Государств, участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213/3 «Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях».

Государственная политика в области гражданской обороны в Российской Федерации реализуется путем разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых и научно – технических программ, планов гражданской обороны, мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны, а также через систему государственного оборонного заказа.

Безусловно, перспектива дальнейшего совершенствования и развития гражданской обороны в России зависит от объективных предпосылок, которые могут сложиться в XXI веке.

Анализируя имеющие место современные тенденции развития военно – политической обстановки в мире, можно предположить, что роль гражданской обороны в системе национальной безопасности страны будет возрастать. Это обусловлено тем, что в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства она выполняет три важнейших функции:

  1. Оборонную – решением проблемы сохранения людских ресурсов и военно – экономического потенциала страны;

  2. Социальную – обеспечением защиты и жизнедеятельности населения, спасанием и оказанием помощи пораженным и пострадавшим;

  3. Экономическую – сохранением объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, защитой материальных и культурных ценностей, снижением опасности образования вторичных очагов поражения в условиях войны.

2. Задачи и организационная структура гражданской обороны.

В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ (в ред. ФЗ от 09.10.2002 № 123-ФЗ, от 19.06.2004 г. № 51-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

Основные понятия определены первой статьей данного закона.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – территория на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение и находящимися в нем объектами, представляющей высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

  • проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер

  • – борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

  • обеззараживание население, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

  • срочное захоронение трупов в военное время;

  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Принципы организации и ведения гражданской обороны:

  1. Организация и ведение гражданской обороны являются одним из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

  2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил гражданской обороны также максимально полно соответствует требованиям как мирного, так и военного времени.

Организационная структура гражданской обороны в соответствии с основными положениями ФЗ «О гражданской обороне» представлена на схеме.

В законе также определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны. Статья 5 определяет полномочия Президента РФ, статья 6 – полномочия Правительства РФ, статья 7 – полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Рассмотри полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ,

органов местного самоуправления

Органы исполнительной власти субъектов РФ:

  • организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают-и реализуют планы гражданской обороны;

  • осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

  • организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты ГО;

  • проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

  • проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ

муниципальных образований:

- проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы гражданской и защиты населений;

- проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты ГО4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Виктор михайлович кандыба тайные возможности человека аннотация дмитрий викторович кандыба

    Книга
    ... поситуации, то обратные тому, к которым готовился. Действоватьпоситуации ... осязаемым «материалом», может ... действия и программа действия, которая включает подготовку ... чрезвычайно ... учебнометодическую литературу по ... центрпо телефону ... обороны ... гражданского ...
  2. Виктор михайлович кандыба тайные возможности человека аннотация дмитрий викторович кандыба

    Книга
    ... поситуации, то обратные тому, к которым готовился. Действоватьпоситуации ... осязаемым «материалом», может ... действия и программа действия, которая включает подготовку ... чрезвычайно ... учебнометодическую литературу по ... центрпо телефону ... обороны ... гражданского ...
  3. «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

    Документ
    ... края «Учебно-методическийцентрпогражданскойобороне и чрезвычайнымситуациям»Методическиематериалыпоподготовке к действиям в чрезвычайныхситуациях и погражданскойобороне гор. Краснодар Тема № 1/1 «Организационные основы гражданскойобороны ...
  4. Департамент по вопросам гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и водных отношений краснодарского края гку кк «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»

    Методические рекомендации
    ... ГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЙ И ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГКУ КК «Учебно-методическийцентрпогражданскойобороне и чрезвычайнымситуациям»Методические рекомендации ГЛАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДЕЙСТВИЯМ ...
  5. Положение об учебно-консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

    Документ
    ... по ГОЧС. Подготовка сотрудников УКП по ГОЧС и консультантов проводится в государственном бюджетном образовательном учреждении учебно-методическийцентрпогражданскойобороне и чрезвычайнымситуациям ...

Другие похожие документы..