textarchive.ru

Главная > Программа


Когнитивная
психология

Учебник для студентов

высших

учебных заведений

Под редакцией

В.Н. Дружинина

Д.В. Ушакова


Г




Москва
2002

УДК 159.9
ББК88

К 57

Федеральная программа книгоиздания России

Авторский коллектив:
И.В. Блинникова, А.Н. Воронин,[В.Н. Дружинин! (редактор-составитель),

Д.В. Люсин, А.Н. Поддьяков, Т.А. Ребеко, Е.А. Сергиенко,

В.Е. Субботин, Д.В. Ушаков (редактор-составитель),

Т.Н. Ушакова, М.А. Холодная, Н.В. Чудова

К 57Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружи-

нина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.

ISBN 5-9292-0034-3

Учебник подготовлен авторским коллективом преподавателей Института психоло-
гии Государственного университета гуманитарных наук, Московской гуманитарно-со-
циальной академии и сотрудников Института психологии РАН. В нем подробно изложе-
ны основы психологии познания как составляющей курса «Общей психологии» с учетом
последних научных результатов, полученных отечественными и зарубежными исследо-
вателями.

Содержание учебника соответствует Госстандарту высшего профессионального об-
разования по направлению и специальности «Психология».

Учебник предназначендля студентов, аспирантов и преподавателей факультетов пси-
хологии университетов

© Коллектив авторов, 2002
© ООО «ПЕР СЭ», оригинал-макет,
ISBN 5-9292-0034-3 оформление, 2002

Предисловие

С древних времен философы выделяли в душе два начала: познающее, рациональное и эмо-
циональное, переживающее. В течение двух с половиной тысячелетий развития психоло-
гических идей внутри философии мыслители обращались то к одному, то к другому из этих
начал. С конца XJX века психология оформилась как самостоятельная экспериментальная
дисциплина. В экспериментальный период наши знания о психике многократно приум-
ножились и уточнились. Та дисциплина, которая изучает первое, познающее начало, се-
годня носит название когнитивной психологии. Как человек видит, слышит, осязает, что
запоминает, на что обращает внимание, как думает и принимает решения — все это пред-
мет когнитивной психологии. Этому и посвящена книга, которую вы держите в руках.

Про душу издавна известно и то, что она неразделима. Поэтому когнитивные процес-
сы, как увидит читатель этой книги, нельзя отделить от аффективных, и рано или поздно
исследование человеческого познания переплетается с анализом эмоциональной сферы.

Словосочетание «когнитивная психология» имеет еще один смысл: оно обозначает
подход, который, возникнув около 40 лет назад в США и Великобритании, произвел в
психологии этих стран подлинную революцию и определил лицо современной психоло-
гической науки.

Основная черта когнитивного подхода — механизмы переработки знания рассматри-
ваются как центральное звено психики человека. Этот подход — дитя информационной
эпохи человечества. Он понимает человеческую психику как центр сферы кругооборота
информации. Компьютеры, Интернет, массовая информация — все эти феномены в рам-
ках когнитивной психологии ставятся в один круг понятий с человеческой психикой.

Когнитивный подход означает привнесение в психологию точности. Он привел к раз-
витию математических методов и компьютерного моделирования. Сегодняшняя психо-
логия, исследуя душу, что-то, что кажется эфемерным и неточным, достигает большой
определенности своих моделей и интерпретаций. В этом прогрессе велика заслуга когни-
тивного подхода.

Когнитивный подход выходит за область когнитивной психологии и распространя-
ется на такие ветви, как социальная психология, психология личности и эмоций и т. д.
Так, для социальной психологии когнитивный подход означает понимание социального-
поведения человека как определяемого знаниями человека о мире и способами получе-
ния этих знаний. В то же время в области когнитивной психологии, то есть психологии
познавательных процессов, развивается не только собственно когнитивный подход, но и
другие — например, структуралистский.

Эта книга посвящена когнитивной психологии как области — психологии познава-
тельных процессов. В значительной степени описываемые в книге работы представляют
и когнитивный подход, однако рассматриваются и другие подходы.

У когнитивного подхода немало критиков, считающих, что он упрощает многие про-
блемы, теряет специфику человеческой психики по отношению к системам переработки
информации. Все же этот подход продемонстрировал удивительную динамику развития
и способность эволюционировать с течением лет. Многие исследователи, говоря о ког-
нитивизме последнего времени, предпочитают термин «посткогнитивизм».

3

Книга написана в жанре продвинутого учебника Она содержит широкий диапазон зна-
ний — от базовых понятий до сложных и дискуссионных вопросов переднего края науки.
Она может использоваться при прохождении курса психоло! ии на непсихологических спе-
циализациях. Однако ее основное предназначение — для тех, кто хочет сделать психологию
своей профессией, овладеть современными достижениями в этой области. Книга может ис-
пользоваться при преподавании целой серии университетских курсов: восприятия, внима-
ния, памяти, мышления, индивидуальных различий, возрастной психологи. Некоторые
главы охватывают семестровые курсы. Другие составляют их существенную часть.

При написании книги авторы опирались на несколько принципов.

Один из них — акцент на современные работы. Авторы стремились не допустить того
отставания учебных текстов от переднего края науки, которое часто характеризует поло-
жение дел. Досконально изучить все, о чем идет речь в этой книге, непросто, но тот, кто
сделает это, приобретет основательное знание современной психологии. А.Т. Твардовский
как-то сказал одному молодому драматургу: «Если будете ориентироваться на Шекспи-
ра, из вас получится хотя бы Корнейчук, а если ориентироваться на Корнейчука, то и его
из вас не выйдет». Чем выше планка, тем лучше результат.

Другой принцип — баланс между отражением российских и зарубежных работ. Безус-
ловно, российская психология составляет часть мировой науки. По численности когнитив-
ных психологов, а тем более по финансированию в последние годы Россия не может со-
перничать с такой мощной психологической державой, как, например, США. Вместе с тем,
в России есть свои традиции исследования иознава1ельных процессов. Под влиянием осо-
бых исторических условий, которые сложились у нас в советское время и означали для на-
уки обязательное следование идеологии марксизма при неплохих условиях для научного
сообщества, в Москве, Ленинграде и ряде других городов были созданы оригинальные на-
учные школы, основателями которых стали С Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Ле-
онтьев, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев и другие выдающиеся
ученые. В 1990-е годы достаточно закрытая некогда советская наука вступила в период ин-
тенсивных контактов с Западом. Большое количество молодых психологов получило воз-
можность пройти стажировки на Западе, многие посещают конференции, имеют совмест-
ные проекты, поддерживают конгакты с зарубежными коллегами. Ситуация современного
психолога в России предполагает как эрудицию в области зарубежных исследований, так и
необходимую базу знаний отечественных работ. Учебники западных авторов, к сожалению,
сегодня о российской психологии говорят весьма скупо.

Важный принцип, реализованный в книге, — представленность многих научных школ.
Учебник должен давать широкую базу знаний и сбалансированную, без перекосов карти-
ну науки. К этому стремились авторы настоящей книги. Среди них есть люди, учившиеся
в Ленинграде, Ярославле, Саратове, хотя все же большинство — выпускники Московского
университета. Книга отражает опыт преподавания авторов в московских вузах, особенно
МГУ им. М.В.Ломоносова и Государственном университете гуманитарных наук.

Главы книги написаны разными авторами — специалистами в той сфере, которой по-
священа соответствующая глава. Учебник но столь обширной области, какой сегодня яв-
ляется когнитивная психология, написанный одним автором, может охватывать лишь ба-
зовые принципы. Жанр продвинутого учебника предполагает, что каждую область освя-
щает специалист, знакомый со всеми тонкостями вопроса.

В структуре книги сочетаются как традиционные, так и новые разделы. Традиционно вы-
деляемым когнитивным функциям — ощущению, восприятию, вниманию, памяти, мышле-
нию — посвящено по главе. Отдельно выделена 1лава по репрезентациям, что отражает все
большее место, которое занимает эта проблема в современной науке. Особая глава посвяще-
на семантике и проблемам порождения речи. Индивидуальные различия когнитивных про-
цессов отражены в главах, посвященных интеллекту и когнитивным стилям. В двух главах
(«Оценочные суждения» и «Эмоциональная регуляция когнитивных процессов») речь идет
о проблемах, стоящих на грани когнитивной психологии с эмоциональными процессами и
личностью. Завершают книгу три главы, посвященные когнитивному развитию.

Редакторы-составители

Глава 1

Основания когнитивной психологии

Методологические принципы и предмет психологии познания

Психология познания по своей проблематике и научным достижениям за-
нимает центральное место в структуре общей психологии. Однако мало кто
сомневается в том, что сегодня все так же для нас актуальны призыв Со-
крата: «Познай самого себя» и формула Декарта: «Я мыслю, следователь-
но, я существую». И, разумеется, никто не может дать исчерпывающий от-
вет на вопрос: «Что есть истина?»

В основе современной психологии познания лежат достижения есте-
ственнонаучной мысли исследователей XX века, а также философская те-
ория познания. Поворотным пунктом в развитии представлений о чело-
веке, познающем мир, стало возникновение и распространение теории
критического рационализма Карла Поппера и его учеников. Пассивно-от-
ражательному подходу к человеческому познанию была противопоставле-
на модель человека, активно порождающего догадки об окружающем мире
и перерабатывающего знания, получаемые в ходе поисковой деятельнос-
ти, для коррекции этих догадок.

Теория познания Поппера базируется на ряде основных посылок.

  • Все люди решают проблемы. Проблемы существуют объективно.

  • По каждой проблеме возможно в принципе бесконечное число гипо-
    тез.

  • Проблема решается путем исключения гипотез методом проб и оши-
    бок, т.е. в ходе активного экспериментирования.

  • Человек не знает заранее, какие гипотезы верны, а какие ошибочны.

  • Неудачные гипотезы либо устраняются, либо корректируются, и цикл
    познания начинается вновь.

Таким образом, позиция Поппера противоположна индуктивизму,
представители которого считают, что решающую роль в познании играет
обучение через повторение и нахождение обоснования для решения. Он
провозглашает первенство дедуктивного подхода и двух основных механиз-
мов познания: отбора догадок и критического устранения ошибок.

5

Глава 1. Основания когнитивной психологии

Человек — активен, он действует и в ходе своей деятельности сталки-
вается с проблемами (например, препятствием или новизной ситуации).
Человек ведет постоянный поиск информации для решения проблем, но
чтобы знать, что искать, он выдвигает догадки.

Человек обладает психикой — системой, порождающей гипотезы об
окружающем мире («варианты мира») и сличающей гипотезы с информа-
цией, полученной в ходе активного поиска.

Человек порождает собственную субъективную модель мира, или «об-
раз мира», по А.Н. Леонтьеву [1975], которая никогда не может быть пол-
ностью адекватной, ибо индукция всегда неполна.

~" «Человек ведет себя так, как будто он настойчиво пытается угадать пра-
вила игры, по которым с ним "играет" природа» (В.М. Аллахвердов
[2000]).

Для осуществления привычных, автоматизированных действий в при-
вычной ситуации психическая регуляция и познание не нужны. Лишь тог-
да, когда человек сталкивается с препятствием, с новой ситуацией, по
мнению П.Я. Гальперина [1976], включаются психические механизмы ори-
ентировочной деятельности. У высших животных ориентировочная, поис-
ковая активность самостоятельна и отделена от исполнительской.

Другие предпосылки современной психологии познания — квантовоме-
.ханическая революция в физике и возникновение синергетики. Вероятно-
стное описание событий рассматривается не в качестве признания непол-
ноты знания о законах мира, а как адекватное выражение процессов, как
мера предрасположенности объекта к определенному поведению, внутрен-
не присущая объекту- Спектр возможностей, которыми актуально обладает
объект, бесконечно велик, но во взаимодействии с другими объектами (сре-
дой, наблюдателем, прибором) реализуется лишь одна возможность из
многих. Будущее объективно открыто и не полностью прогнозируемо, из-
менение мира необратимо, мир открыт к появлению новых реалий; ста-
бильные системы возникают в нем как результат самоорганизации хаоса.

Человек живет не в мире отдельных объектов: он является сложной сис-
темой, существующей во взаимодействии с другой системой — с природной
и социально-культурной средой. Не стимулы воздействуют на человека, а
он сам активно взаимодействует с целостной актуальной ситуацией.

Наконец, огромное воздействие на современную психологию познания
оказали результаты исследований психофизиологии, нейропсихологии и
нейрофизиологии, полученные во второй половине XX века. Этот период
характеризуется революцией в сфере наук о мозге и нейронных механиз-
мах переработки информации. Итак, психология человеческого познания
опирается на сведения о том:

  • «что познает» — знания об устройстве мира;

  • «кто познает» — знания об устройстве человека как познающей сис-
    темы;

  • «как познает» — представления, почерпнутые из философии (теории
    познания).

6

Методологические принципы и предмет психологии познания

Зачем познает человек? На этот вопрос не дают ответа ни философия,
ни естествознание, ни психология. Психолог пытается открыть законы,
«механизмы» индивидуального человеческого познания. Человек, как в
зеркале, обнаруживает себя в продуктах собственного творчества. Компь-
ютерная революция, преобразившая жизнь большей части человечества,
изменила и представления психологов о человеческом знании и механиз-
мах его приобретения. Компьютер является единственной психической
системой, единственным орудием труда, предназначенным для содействия
человеку в осуществлении функций, которые условно всегда считались чи-
сто ментальными: дедуктивный вывод, вычисление, управление объекта-
ми, хранение и преобразование информации и т.д.

Психологи, инженеры, философы использовали принцип структурно-
функциональной аналогии: сходство функций компьютера и «человека по-~
знающего» позволило говорить о сходстве структур, реализующих эти фун-
кции. Так в психологию проникла «компьютерная метафора».

Огромную роль в становлении современной психологии сыграло разви-
тие математики и, в частности, таких ее отраслей, как теория алгоритмов,
теория конечных автоматов, теория информации, математическая лингви-
стика и т.д. Следует упомянуть о достижениях лингвистов, расширивших
представления об языке, грамматических и семантических структурах.

Данная книга не случайно названа «Когнитивная психология». Назва-
ние может ввести в заблуждение, так как под когнитивной психологией мы
привыкли понимать одно из направлений в психологии, возникшее в конце
50-х годов в США и опирающееся на информационный подход. Психоло-
гия познания, или психология познавательных процессов, является тради-
ционной областью, включающей психологию ощущения и восприятия, па-
мяти, воображения, внимания, мышления, т.е. разделы общей психологии.
Область когнитивной психологии, понимаемой как научное направление,
значительно шире: от психофизиологии до социальной психологии и даже
социологии. Это скорее обший подход к решению проблем, возникаюших
в различных науках. Но возможно и другое понимание когнитивной пси-
хологии, а именно, как науки о процессах приобретения, хранения, пре-
образования, порождения и применения человеком знаний.

Понимаемая таким образом, когнитивная психология охватывает на-
ряду с вышеперечисленными процессами и процессы творчества, приня-
тия решения, оценивания, семантические процессы, процессы понима-
ния и речевые процессы, системные когнитивные процессы (интеллект,
метакогнитивное управление и пр.). В сферу когнитивной психологии
неизбежно входит дифференциальная психология познавательных спо-
собностей и психология познавательного развития. Таким образом, ког-,
нитивная психология является психологией познания на современном7
этапе ее развития.

Определим, какой этап можно характеризовать как современный.

Истоки психологи познания, развивавшейся первоначально, как и все
психологическое знание, в недрах философии, восходит к античности, к
трудам Демокрита, Платона и Аристотеля. Формирование эксперименталь-

7

Глава 1. Основания когнитивной психологии

ной психологии в середине XIX века также связано в первую очередь с ре-
шением проблем познания и сознания.

Однако, несмотря на огромный вклад в развитие психологии ее осно-
воположников, труды их представляют в большей степени исторический
интерес. Воздадим им должное.

Кардинальный сдвиг в подходе к человеческому познанию произошел
в 30—50-х годах XX века. Именно к этому времени был совершен перево-
рот в естествознании, теории познания, были созданы первые компьюте-
ры, а психология достигла высокого уровня развития как самостоятельная
дисциплина, равная по возможностям другим наукам.

Однако индуктивизм является не предрассудком, а методологической
основой, которую выбирают и сегодня многие исследователи. В подходе к
человеческому познанию полемизируют представители двух основных на-
правлений. Представители первого направления полагают, что познание
осуществляется опосредованно: человек выдвигает гипотезы, задается
вопросами к миру, экспериментирует; информация о реальности непол-
на изначально и ее нужно дополнять и перепроверять; психика «богаче»
воспринимаемого мира, не все знание осознается. Представители второго
направления полагают, что основой нашего знания является непосредствен-
ное восприятие: человек пассивен, он отражает только то, что ему представ-
ляет мир; в стимуляции содержится вся полнота информации; психика «бед-
нее» поступающей от мира информации, все знание осознается.

Разумеется деление этих подходов совершенно условно. Но можно в
первом приближении считать, что позиции необихевиористов, когни-
тивных психологов, представителей деятельностного подхода, таких как
А.Н. Леонтьев [1975] и С.Л. Рубинштейн [1999], ближе к первому направ-
лению. Соответственно, гештальтпсихологи (лишь отчасти!) и экологичес-
кие психологи представляют второе направление. Первая позиция восхо-
дит к И. Канту, утверждавшему, что восприятие, вопреки утверждениям
эмпириков и ассоцианистов, является результатом активной работы разу-
ма по организации элементов опыта в единую структуру. Соответственно
эмпиризм Дж. Локка и Дж. С. Милля и психология сознания являются пра-
родителями второго направления.

Принцип непосредственности в гештальтпсихологии и экологической психологии

Гештальтпсихология сыграла огромную роль в становлении психологии по-
знания. Историки и теоретики психологии обычно концентрируют внима-
ние на предметной области, которой занимались гештальтпсихологи, и на
^принципах гештальта». «Гештальт» в точном переводе с немецкого озна-
чает форма предмета, целостный объект (система).

Принципы системности гештальтпсихологи распространили на все
уровни познания: от восприятия до мышления, и далее — на мотивацию
личности, общение и социально-психологические явления. Внешнюю сти-
муляцию мгновенно (симультанно) организует в целостную структуру (пер-

8

Методологические принципы и предмет психологии познания

цепт) активная динамическая система — головной мозг. Однако образ це-
лостен не потому, что таковы законы работы головного мозга, а потому,
что принципы восприятия присутствуют в наблюдаемых объектах, пола-
гал М. Вертхаймер [Werthemer, 1912]. Позже немецким психологом В. Ке-
лером [Kohler, 1929] был выдвинут принцип изоморфизма: существует вза-
имнооднозначное соответствие между структурой и динамикой внешнего
наблюдаемого мира, корой головного мозга и субъективной реальностью.
Общее предшествует частному, свойства системы определяют свойства ее
элементов, а не наоборот. Принцип изоморфизма послужил для выдающе-
гося российского психолога Л.М. Веккера [2000] главной предпосылкой для
создания оригинальной теории познавательных процессов.

На основоположника экологической психологии Дж. Дж. Гибсона
[Gibson, 1961] оказали влияние труды гештальпсихологов, главным обра-
зом К. Коффки [Koffka, 1935]. Первая работа Гибсона о перцепции вышла
в 1950 г., и посвящена восприятию пространства. Гибсон изложил в ней фо-
новую теорию восприятия пространства. Он предположил, что градиент
структуры фона является главным признаком глубины и соответствует гра-
диентам возбуждения сетчатки. Затем он выдвинул концепцию экологи-
ческой оптики. Ранее психологи придерживались взглядов Гельмгольца,
Вундта и Вертхаймера, полагая, что человек не познает физический мир
вокруг себя непосредственно. Он складывает («интегрирует») следующие
друг за другом отрывочные и неполные образы в единую динамическую
картину посредством привлечения прошлого опыта, предвосхищений и т.д.

По Гибсону, в видимом мире достаточно информации для формирова-
ния зрительного образа. Он ввел понятие перцептивного инварианта —
свойство раздражителя, остающееся неизменным при изменениях, проис-
ходящих с наблюдателем и средой. Инварианты бывают динамическими
и структурными.

Другое важнейшее понятие, введенное Гибсоном,— эффорданс, назна-
чение, предоставление.
Оно описывает отношение организма и среды. Эф-
фордансы могут восприниматься непосредственно, без анализа, привлечения
воспоминаний и пр. Они представляют собой некоторые предрасположен-
ности среды в отношении организма, детерминируют его поведение и оп-
ределяются лишь физическими свойствами объекта.

Теория Гибсона, несмотря па критику ее многими исследователями,
выявила недостаточность прежних представлений о природе человеческого
познания. После работ Гибсона стало ясно, что внешний, познаваемый
мир следует описывать психологическим языком, адекватно задачам пси-
хологической науки. Актуально, непосредственно воздействующая на
человека среда является системой, обладающей собственной структурой.
В лабораториях исследователи стали создавать не искусственные, а эколо-
гически валидные стимулы. Концепция Гибсона, на первый взгляд проти-
воречащая точке зрения основоположников когнитивной психологии, со-
служила ей большую службу.

Одним из главных критиков концепции экологической оптики был аме-
риканский психолог Дэвид Марр [Магг, 1982]. Он занимался компьютер-

9

Глава 1. Основания когнитивной психологии

ным моделированием перцептивных процессов. В монографии «Зрение»
Марр утверждал, что теория Гибсона недостаточно разработана. Гибсон не
уточняет, что такое «прямое восприятие» и как его моделировать. Не по-
нятно, как выделить инварианты в физической среде и т.д. Марр предло-
жил собственную модель постадийной обработки информации. На первом
этапе «первичный набросок» получается путем организации интенсивно-
стей стимуляции на сетчатке в соответствии с пространственным распре-
делением интенсивностей. На втором этапе формируется ориентация и об-
щая глубина видимой поверхности (2 l/2-мерный образ). На третьем этапе
создается трехмерная модель сцены, не зависящая от ориентации паттер-
на стимуляции на сетчатке.

Концепция Марра приводится как пример информационного подхода
к решению проблем познания. Этот подход будет рассмотрен ниже.

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  2. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений (2)

    Список учебников
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  3. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  4. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  5. СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... группе, особенно язык. Психология. Психологи занимаются исследованием психических ... в семье вербальных и когнитивных способностей и задатков лидера. ...

Другие похожие документы..